Размышление на тему «Это дело всей моей жизни!»

Головач Ирина Григорьевна

Один поэт сказал: « Если звёзды зажигают, значит это кому – нибудь нужно!»

Но ученики – это тоже звёзды, их тоже необходимо кому – нибудь зажигать.

А зажигать их нужно в школе, чтобы потом их жизнь не тлела бесполезным угольком, чтобы их поступки и помыслы были светлыми, чтобы этот свет можно было передать другим людям.

 

Ещё учась в школе, я стала задумываться: « А какая профессия самая лучшая? Кем я хочу стать в будущем?

Глядя на своего учительницу русского языка и литературы, Куприянову Анну Алексеевну, я поняла: профессия учителя – самая благородная.

И это на самом деле так.

Как правильно об этом сказал Песталоцци: « Деятельная любовь к людям – вот предназначение учителя»

Вряд ли кто об этом задумывается, но профессия учителя — одна из самых древних на земле. Ведь когда ещё люди походили на живо­тных и язык у них был очень примитивным, старшим нужно было учить младших, передавать им свой опыт. Уже тогда, наверное, выде­лялись те, кто больше времени, чем другие, посвящал общению с мо­лодежью. И эта профессия будет сопровождать людей всегда. Ерунда, будто когда-то детей станут обучать роботы и машины. Они могут только помогать учителю, но заменить живого человека технике не дано.

Учителя всегда в России жили бедно. Да и не только у нас. По­чему так происходит? Трудно сказать. Я только надеюсь, что вместе с ре­формами в экономике поймут, что без образования не будет и про­цветания нашей страны. Но и сегодня уже происходят перемены. По­являются гимназии, колледжи, лицеи, частные школы, платные ин­ституты и университеты. Это значит, что легче будет выбрать себе профессию, повысится престиж образования, хорошие учителя будут больше зарабатывать, а значит, эта работа станет более популярной.

У меня в роду нет педагогов, но  я со школьной скамьи   решила, что буду учителем. В школе мне одинаково нравились русский язык, литература  и биология. Но благодаря Анне Алексеевне Куприяновой, учителя от Бога,  я окончательно выбрала: русский язык и литература. Хо­телось и самой узнать побольше о красоте русского языка  и детей научить понимать и любить его, беречь. Ведь именно они потом сядут за трактор или автомобиль, будут работать на химическом заводе или делать алюминий, добывать нефть или уголь, словом, в их руках бу­дет сохранность языка и отечества.

Учитель оставляет после себя невидимый на первый взгляд след, но как же он важен. Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилий тех учителей, которые обучали Эйнштейна физике, Менделеева — хи­мии, Тимирязева и Павлова — биологии. Но, наверное, в достижени­ях их учеников есть их заслуга.

Часто обсуждают в школе и дома  учителей. Осуждают, осме­ивают, не думая. Кто-то, может быть, того и заслуживает. Но боль­шинство наших педагогов — теперь я это понимаю — честно делают своё дело.

Порой нам бывает  трудно: маленькая зарплата, нет возможности нала­дить дисциплину, плохие условия в школе и бедность кабинетов, поч­ти у всех семьи и свои дети, которые требуют много сил. Я постоянно замечаю, что всё свободное время  учителя нашей Ореховской школы проводят за провер­кой тетрадей. Я тоже не исключение. Может быть, ещё и потому я  выбрала  русский язык и литературу, что меня не  пугала проверка тетрадей.

Но именно они, эти скромные труженики, пробуждают мозг де­тей к умственной деятельности, помогают развернуться их способно­стям.

Когда общество будет больше заботиться о школе, а родители станут больше думать об образовании своих детей, а те, в свою оче­редь, станут серьёзнее относиться к учёбе, тогда, наверное, в школу придут более образованные, талантливые и инициативные люди. А пока нужно сказать спасибо тем, кто там трудится. Я работаю в школе уже двадцать шестой год и считаю, что профессия учителя самая благородная. И это на самом деле так.  Какой бы это ни был предмет, он должен направлять чувства и ум ученика на хорошее.

Мне и моим ровесникам-учителям  сейчас это легче делать, потому что  уже нет коммунистической партии, которая за­ставляла говорить неправду, славить строй, что на поверку оказался направленным против людей. Сегодня у учителей больше свободы, чтобы рассказывать учащимся о новых теориях, о том, что существу­ют и иные точки зрения, чем написано в учебнике, есть возможность учиться по разным пособиям.

Однажды нам домой представители ре­лигиозной секты (забыла, как она называется) принесли книгу о том, как произошла жизнь. Там говорилось о том, какие недостатки имеет дарвиновская теория происхождения жизни, рассказывалось о теори­ях, которые считают, что жизнь на Земле произошла по воле бога. Благодаря этой книге, мне захотелось больше узнать об этом сложном вопросе, чтобы и самой разобраться в нём, и детям объяснить. Ведь только когда человек может сравнить разные точки зрения, он достигнет истины.

Учитель, если он предан своему предмету, справедлив и честен с учениками,  своей жизнью учит их добру, служению людям, справедливости. Может быть, дети и не осознают этого, но они многое перенимают от своих педагогов. Вспоминаю, что мы, девочки, даже моды перенимали от учителей, даже прически и жесты.

Много лет прошло, как я закончила школу, поступила в Костромской педагогический институт имени Н.А.Некрасова, пришла молоденькой девчонкой в Ореховскую школу. Теперь, можно с уверенностью сказать, я стала настоящим учителем, потому что меня любят мои ученики, уважают родители. А после трудного школьного дня  некоторые дети  приходят рассказать о своих успехах за день, кто –то  с проблемами, некоторые просто пообщаться. Очень приятно то, что многие мои дети, уйдя со школьного порога, приходят ко мне, чтобы  поздороваться  и охотно  рассказать своей жизни.  А это так здорово!  Порой на работе всякое бывает, но эти минуты дорогого стоят. Это придаёт силы работать дальше и знать, что ты кому – то нужна!

В 2014  году я приняла участие в конкурсе « Педагог 2014 года», где заняла почётное второе место. Но не это главное, конечно. Мне пришлось давать уроки и внеклассные мероприятия совсем в другой школе, с другими учащимися. И я поняла: моя работа приносит плоды и радость ученикам, а значит и мне!

Человек должен находить смысл каждый день в каждом мгновении, пусть то будет хорошая погода или улыбка родного человека! Ведь так?

 

Как время беспощадно, скоротечно

И, кажется, лета идут ко дну…

Но лишь учитель зажигает свечи

Когда клянут другие темноту.

 

И лишь учитель, честен, добр, сердечен

И предан до конца своей мечте

Он потому и зажигает свечи

Чтобы не дать пробиться темноте.

 

Пусть огонь надежды не погаснет никогда внутри нас, и пусть всегда в нашей жизни горят свечи Веры, Мира, Любви и, конечно, Надежды.

Мы, учителя, все  разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас. Это – наши ученики. Все мы хотим их всему научить, а ещё хотим видеть их добрыми, отзывчивыми – в общем, настоящими людьми. Это наша жизнь.

Дети – это наша жизнь, будущее. И о том, какой будет наша жизнь, мы будем судить по нашим ученикам, которых мы сейчас обучаем, воспитываем.

Жизнь  - не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который даётся человеку в руки на мгновение и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.  Это слова Бернарда Шоу

"Ребенок  - это не сосуд который надо заполнить, а  факел, который нужно зажечь,» -  сказал  Франсуа Рабле

И этот факел зажигаем мы – учителя – и добавляем частичку своей души, творчества, умения, педагогического чутья и всего самого доброго.

Только в школе, в этом храме могут появляться прекрасные цветы — это наши дети.

А когда все школы  работают в одном направлении, то есть не только дают знания, но и содействуют развитию ребёнка: расширяют его кругозор, повышают его эрудицию, способствуют приобретению им различных творческих навыков. Вот тогда мы сила, мы одна большая команда  –  один большой горящий факел. А это здорово!

 

 Так разве профессия учителя не самая благородная на Земле?

 

 

image

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

image

 

 

 

 

image