Эссе "Гордимся прошлым-строим будущее"

Шакирова Фирая Масгудовна

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Макаренко А. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_o_proshlom_i_budushchem.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Гордимся прошлым-строим будущее.

Эссе.

Наши дети — это наша старость.

Правильное воспитание — это наша 

счастливая старость, плохое воспитание — это

 наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

Макаренко А. С.

Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:

— Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.

— Не согласен! — воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть.

— Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом.

Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!

Наше современное общество — это настолько  сложное  образование, в котором  взаимодействие материального и духовного не исчерпывается вопросом об их первичности или вторичности. Всё живет в непрерывной связи. Не может быть будущего без прошлого, так как одно является следствием другого. Как сказал Джон Голсуорси, английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе: «Если Вы не думаете о будущем, у Вас его не будет.»

Дух нации сконцентрирован в наших обычаях, ритуалах, нашем фольклоре и произведениях искусства, народных движениях, производственной деятельности, образе жизни и других социокультурных явлениях. Носителями этого духа являются все люди, живущие в обществе и считающие себя его членами. И надо  подчеркнуть важную роль той  части, которая активно культивирует дух, обеспечивает его самодостаточность и жизнеспособность. Таковыми являются духовные авторитеты прошлого, люди, умудренные опытом, сказители и проповедники, полководцы, деятели искусства и культуры, хранители обрядов и обычаев. И мы - педагоги являемся связующим звеном между нашим великим  прошлым и настоящим в лице наших воспитанников, наших учеников, которым суждено стать будущим нашей Родины, возможно, не менее великим и героическим. Как и все живое, дух испытывает и спад, и подъем, периоды апатии и обострения, здоровья и болезни. Именно великие люди прошлого через сердца учителей настоящего призваны разговаривать и оберегать дух нашего будущего, наших детей, от различных негативных проявлений.

Как же важно донести до детей тот факт, что русский дух всегда соответствовал суровым  условиям бытия людей, живущих на просторах России. Только такой дух и обеспечивал  жизнь народа. Это дух  общинности и человечности, правды и чести, равенства и справедливости, неизбывной тяги к социальности. У русских всегда на первом плане  была духовность личности, до краев наполненной патриотизмом и нравственностью, основополагающими чертами национального  духа. Даже  самые тяжелые времена   вражеских  нашествий  вызывали духовный подъем. В ответ на клич «Вставайте, люди русские!» проявлялась всеобщая готовность к защите Родины.  Что они знают об этой войне, про которую в учебнике истории рассказано всего на нескольких листах? Слышали ли они о том, как народ старался сохранить свое будущее, эвакуируя в тылы детские дома? За что воевали наши народы? Сколько погибло людей и сколько пропало без вести? Где и когда эта проклятая война началась, и когда пришел ей конец? Так начинается их маршрут по дорогам Великой Отечественной войны, путь ее постижения по пути сердца и совести. 

Нельзя не донести до детей и то, что для всего мира  Россия была (и остается) не только загадкой, но и объектом вожделений. «Европейцам,- писал И.А. Ильин (русский философ, писатель и публицист), нужна дурная Россия: варварская, чтобы цивилизировать ее по-своему; угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно-разлагающая, чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно не состоятельная, чтобы претендовать на ее «неиспользованные» пространства, на ее сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры и концессии».

И каждый раз,  протягивая незримую нить между прошлым и будущим, мы стараемся воспитать  духовно богатую, национально ориентированную личность ребенка. От решения, прежде всего, этой задачи зависит будущее России. Поэтому в этом деле особенно важен исходный выбор методов исследования человека будущего. Изо дня в день, из урока в урок мы говорим о самом важном, о мире — в душе, семье и во вселенной, даже если это книга не на военную тему; о том, для чего его надо сохранить в наше непростое время. Это тема, которую, пока мы живы, закрыть нельзя. Ни по-человечески, ни по-граждански, ни по справедливости.

Миссия наша  не всемогуща. Никому не под силу в одночасье сориентировать подрастающее поколение на новые модели социального поведения, но внести свою общую лепту в становление мировоззренческого понимания судьбы как самоопределения человека мы можем и должны.

Валентин Распутин  как-то сказал, что «правда в памяти, а без нее нет жизни». Память помогает нам удержать в голове важную информацию, она необходима не только отдельно взятому человеку, но и семье, коллективу, обществу и, тем паче, государству. Память- она ведь у  всех  разная: у кого-то хорошо развитая, у кого-то не очень, а у кого-то она полностью отсутствует. Любой  память — это  тоненькие ниточки, незримо связывающие нас с внешним миром. Историческая память помогает нам осознать нашу связь через предков с событиями прошлого, понять свое место в настоящем, убеждая нас продолжать развивать лучшие традиции и обычаи своего народа, связывая их с общечеловеческими. Память семьи позволяет понять важность и неповторимость каждого члена твоей семьи, знать свои корни, гордиться ими, любить и уважать своих родных. Священная память сохраняет для нас имена героев, отдавших свои жизни за счастье и независимость родины. Разные люди… Разная память… Но это то, что всех нас связывает, не зависимо от того, хотим мы этого или нет. Она позволяет нам сравнивать свое прошлое с настоящим и предполагать наше  будущее. Позволяет оценивать себя и других, учит не повторять ошибок прошлого; изменяя свои наклонности и привычки, соотносить свои личные желания с потребностями других людей. Она может доставлять нам удовольствие, когда мы вспоминаем приятные моменты своей жизни, или бесконечно нас мучить, если связана с неприятными ситуациями и ощущениями. Но она всегда отсеивает лишнее, ненужное, оставляя только самое важное, что-то по- настоящему ценное, то, что с годами не тускнеет, не стареет.

Наверно,  современный учитель — это тот человек, который и позволяет сохранить память человечества на всех уровнях и становится самым важным человеком в политические «смутные времена», потому что там, где другие опускают руки, учитель только удваивает свои усилия, там, где другие разрушают — он созидает. В этом и есть самая важная педагогическая философия, а все остальное  приложится.

А.С. Макаренко сказал: «Рождение ребенка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, мы воспитываем будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира.»