В помощь родителям

Шакирова Фирая Масгудовна
Школьные проблемы настигают неожиданно, складываясь из множества мелких вещей. Как разобраться с ними и оградить ребенка от лишних переживаний? Как самим справиться с трудностями школьного периода?

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://img.espicture.ru/20/kartinki-roditeli--i-deti-yshkola-12.jpg

Если ваш ребенок не хочет идти в школу…

Причины такого поведения ребенка могут быть разными.

  1. Отсутствие положительных эмоций и удовлетворения от учебы и внеучебной деятельности;
  2. Неумение общаться и находить контакт со сверстниками;
  3. Отставание в учебе, трудности в усвоении материала;
  4. «Смысловой барьер» между учителем и учеником;
  5. Переход из одного класса (школы) в другой;
  6. Непринятие одноклассниками в свой коллектив (негативные межличностные отношения в классе);
  7. Отсутствие заинтересованности родителей в делах ребенка;
  8. «Мнение компании» - влияние друзей, приятелей во дворе;
  9. Осознание ребенком того, что он учится в не совсем обычной школе (коррекционной);

Что же делать родителям, если ребенок не желает идти в школу и любыми способами уклоняется от учебы?

  • Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к специалисту, который поможет решить данную проблему.
  • Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов .
  • Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности.
  • В случае неуспеваемости ребенка в школе, следует укреплять его веру в свои способности, возможности.
  • Приобретите союзников среди одноклассников.
  • Избегайте конфликтов с учителями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка.
  • В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения
  • Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.

Если ваш ребенок уходит из дома.

Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.

Причинами этого могут быть семейные проблемы:

  1. Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;
  2. неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;
  3. несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;
  4. отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;
  5. переживание ребенком ссор или разводов в семье;
  6. появление новых членов семьи;
  7. социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания. насилие);
  8. отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.

Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.

Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны.

  1. постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло;
  2. обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру);
  3. создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить;
  4. чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.

ЕСЛИ:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
  • Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
  • Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;
  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • Ребёнка поддерживают , он учится ценить себя;
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Семь правил для всех 

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни
    психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ...
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ - НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было - НИКОГДА!

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого...

НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Необходимо оставить и простить.

Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

  1. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  2. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  3. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения. Хотя ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Он защищается от этого страха.  

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

  • когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни - психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
  • когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
  • сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) - нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
  • когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность - во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
  • когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
  • когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем - ребенок ВЕРИТ.

Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая - внушаем самооценку.

Если:

  • ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!
  • самый настоящий предатель!
  • тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?



Предварительный просмотр:

Если у вас в доме подросток…

Что касается отличия подростка от взрослого, то оно далеко не столь очевидно.  История пестрит примерами активного участия 12-13 летних молодых людей в  общественной и культурной жизни своего времени. Во многих цивилизациях  именно в этом возрасте девушки выходили замуж, а юноши нередко вступали в права наследства и становились главой семьи  или приступали к общественно-полезной работе на правах и с обязанностями взрослых членов сообщества.  Причина такого раннего взросления молодежи была проста:  войны, болезни, общественная нестабильность способствовали быстрой смене поколений; родители были лично заинтересованы в максимально сжатой социализации своих детей,  потому что те могли остаться сиротами практически в любой момент. Представители старшего поколения в таких условиях не жалели ни сил, ни времени на то, чтобы передать все знания и умения, все свое наследие, каким владели сами, своим детям – чтобы те  после их  слишком вероятной и скорой смерти могли начать самостоятельную жизнь и продолжить их начинания.
В последние 100-150 лет, в связи с увеличившейся продолжительностью жизни, необходимость в быстром взрослении и социализации молодежи отпала. У старших поколений исчезла  насущная необходимость, не теряя ни минуты, вкладываться в воспитание своих потомков. Жизнь становилась  все более и более комфортной и безопасной – и все большее число граждан так называемых развитых обществ стали искусственно продлевать как сроки индивидуальной жизни, так и продолжительность ее отдельных этапов.
Так, в первую очередь около столетия-двух (может, чуть больше) назад был искусственно сформирован период
детства – для того, чтобы взрослые имели возможность максимально продлить удовольствие от общения с очаровательными живыми игрушками, в которых и были превращены  дети сначала высших классов, затем более широких слоев общества. У детей появились собственные апартаменты, обслуга, преподаватели, мода, литература, игры и игрушки. Заметим, что у детей низших классов никакого детства в привычном нам сейчас смысле не было – равно, как нет и сейчас. Как только ребенок оказывался физически способным к выполнению простейших рабочих операций, он немедленно начинал работать – примерно с 6-7 лет.  

Еще через 50-100 лет для  защиты интересов находящихся у власти общественных групп (неважно какой политической ориентации) был создан инструмент насильственной инфантилизации подрастающих поколений, их длительного искусственного удерживания в неполноправном  по сравнению со взрослыми членами общества статусе. Все мы знаем, что это за инструмент – это общеобразовательная школа.  Конечно,  на заре обязательного всеобщего образования  это нововведение было весьма  весьма плодотворным и продуктивным    - однако на первом этапе культурных революций XX века речь обычно шла лишь о  преодолении тотальной неграмотности населения и изменения общественной нравственности в лучшую сторону.   Со временем   объем обязательного образования стал неуклонно увеличиваться и усложняться, время пребывания в школе – расти. А мотивация к прилежной учебе и примерному поведению у новых поколений школьников снижалась в прямой пропорциональной зависимости к росту школьной программы. Почему?  Да потому что, если образование, которое испокон веков было привилегией – или, в лучшем случае,  правом, за которое еще надо было побороться,  превратилась в обязанность  (принудиловку, повинность),  это неизбежно отодвигает   сроки социализации новых поколений на 10-15 лет и более  - в зависимости от того, какое количество знаний  будет вменено им в обязанность.
С появлением института среднего общего образования у родителей окончательно исчезла мотивация к самостоятельному воспитанию и образованию детей – в самом деле, зачем тратить собственные силы и время, если все куда лучше тебя сделают дипломированные специалисты?
В итоге социализация детей стала проходить под управлением специально обученных профессионалов – внутрисемейные же  связи между родителями и детьми стали стремительно разрушаться. И если первые десять лет жизни кровная связь между старшими и  младшими членами семьи еще сильна, что на следующем этапе от нее обычно не остается камня на камне. Подростки,  все острее осознающие свою   автономность от родителей и свою фактическую ненужность обществу,  создают внутри школьной системы свою собственную общность и свою собственную субкультуру,  как правило, остроконфликтную по отношению к культуре взрослых членов социума, с которой они ассоциируют свои семьи и своих  родителей. Таким образом, искусственно  формируется принципиальное различие между   подростками и так называемыми «взрослыми»: в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что сегодняшние подростки – настоящие «инопланетяне» в мире взрослых.

Но всегда ли так было?

Вот что пишет о «кризисе переходного возраста» Т. В. Драгунова  в своей работе «Подросток»
«Проблема «кризиса» в подростковом возрасте приковывала внимание и интересовала ученых прежде всего и больше всего. Ее теоретическая разработка началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление, что источником «кризиса» и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределенные изменения в подростке. Поэтому появление новых психологических особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, т. е. присущее всем подросткам. А из этого следовал вывод: трудности надо, так сказать, перетерпеть, вмешательство с целью что-то изменить, исправить нецелесообразно и бесполезно — природу не изменишь! Эта ложная и вредная педагогическая позиция прямо вытекала из представления о биологической обусловленности развития и психических особенностей подростка.
Немецкий психолог К. Левин сделал следующий важный шаг в анализе причин конфликтного типа развития подростков. Он констатировал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения  подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, так как он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период
».
Последнее замечание представляется мне существенно важным. В самом деле, подросток, в силу определенных внутренних и внешних причин, с определенного момента оказывается  как бы «между двух стульев» - лишенный преимуществ как детского, так и взрослого возрастов, но отягощенный обязанностями и того, и другого. В самом деле, он не может
уже рассчитывать на снисходительность  к  своим слабостям и несовершенствам,  на систематические поблажки со стороны взрослых, и  не может еще пользоваться правами и свободами взрослых. Проще говоря, в один прекрасный момент ребенок вдруг понимает, что у него больше нет  ни привилегий, ни прав – одни обязанности. И это внезапное открытие наполняет его возмущением и унынием. На уровне ума он  может прекрасно понимать, что назад в детство дороги нет, на уровне чувств – и не хотеть такого возвращения, напротив – искренне желать побыстрее обрести статус взрослого со всеми его правами. Однако, на уровне воли готовности к немедленному переходу от детского состояния (зависимого от других) ко взрослому (зависимого только от собственного выбора) еще нет: подросток постоянно пробует сделать этот шаг, пугается, и регрессирует в прежнее инфантильное состояние.

История культур  позволяет пролить свет на неоднозначный вопрос о том,  как  в  ряде древних цивилизаций добивались скорейшего преодоления этого состояния раздвоенности сознания  взрослеющего члена социума. Я говорю, как, наверное, уже все поняли, об институте инициаций, издревле действующий повсеместно в обществах  с самым разным общественным устройством. В самом деле, обряд инициации, при всей своей жесткости и даже жестокости (на взгляд нашего современника), оказывал подросткам в традиционном обществе неоценимую услугу: его прохождение позволяло бывшему ребенку одним махом преодолеть пропасть, отделяющую его от сообщества взрослых: достойно перенесенные испытания ставили его на один уровень с более  старшими членами сообщества. В современном обществе, к добру ли, к худу ли, от инициаций не осталось и следа. Сделало ли это жизнь подошедших к порогу десятилетия детей более счастливой и спокойной – вопрос весьма спорный.  Из этого не следует, что я призываю современных родителей вернуться к практике жестоких и кровавых обрядов древности – я предлагаю только задуматься о том, как  собственными силами облегчить ребенку мучительный процесс взросления, не пуская его на самотек. Именно этому и должна способствовать особая методология диалектического этапа обучения, речь о которой пойдут во второй части статьи.

Периодизация подросткового периода

Первый уровень условно назван нами «Локально-капризный». Он отличается тем, что стремление 10— 11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения, через решение, как правило, частных задач. Поэтому мы и называем его локальным, а капризным потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности в мотивационных структурах.
Характерно, что десяти-одиннадцатилетние дети всячески стараются получить признание самого факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я не могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу»). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей; у третьих — участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми Вместе с тем, анализ поведения и отношений детей в специально организованных ситуациях показывает, что возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводится просто к желанию добиться от взрослых понимания определенных прав, а основывается на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел, хотя порой они недостаточно осознают их реальную значимость. Прогресс данной тенденции определяется составом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток. Не случайно привлечение детей 10—11 лет к реальным делам, которые социально признаются, обеспечивает появление, развитие мотива действования во имя пользы для других людей.
Второй уровень- «Право-значимый». 12—13-лет.ний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности: дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе («Я тоже имею право...»), формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу», и «я должен».
На третьем уровне-стадии «Утверждающе-действенной», у 14—15-летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу в реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль».
Попробуем воспользоваться этой периодизацией, которая представляется нам весьма удачной, и попробуем рассмотреть каждый из этапов подробнее.
Три цвета подросткового  возраста: зеленый
Надеюсь, что некоторая поэтичность не повредит нашему педагогическому повествованию, но лишь придаст ему большую образность и выразительность.
В самом деле, раннему подростковому, «локально-капризному»  возрасту (10-11 лет) как нельзя более соответствует зеленый цвет  -  цвет молодости всего живого, тоски – и, одновременно, надежды.
Как мы уже говорили,  на рубеже первого десятилетия жизни родители начинают замечать в своем ребенке серьезные перемены – он или она  начинают усиленно расти (чаще в высоту, иногда – вширь), их конечности вытягиваются,  изменяются даже черты лица. Подросток перестает быть маленьким и хорошеньким, как раньше.  Родители  обычно  реагируют на эти перемены более или менее ярко выраженным охлаждением  своего отношения к ребенку и демонстративным отчуждением от него: они говорят ему, что он «вырос, стал большим», перестают сажать на колени, ходить с ним за руку, начинают реже целовать и ласкать.  Ребенок осознает, что он больше не «мамин маленький мальчик», или не «папина крошка», а отдельный от них, вполне самостоятельный член общества. И это открытие, с одной стороны, ужасает ребенка и погружает его в бездну космического  одиночества, а с другой – поселяет смутную надежду на то, что сложности взросления стоит пережить для того, чтобы получить в обладание права и преимущества статуса взрослого члена общества. Правда, подросток не в состоянии объективно оценить всю сложность процесса взросления – в силу своей неопытности он склонен либо преувеличивать, либо преуменьшать его (причем весьма существенным образом).  Это и делает во многом характер подростка на первом этапе взросления  таким неустойчивым, склонным к депрессиям и истерикам, а его самооценку – нереалистичной (либо сильно завышенной, либо сильно заниженной).  Вот что еще пишет об этом этапе Фельдштейн:
«…На первой стадии подросткового возраста (в 10— 11 лет) ребенку свойственно весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. Вместе с такими подростками, у которых кризис самооценки проходит очень остро, есть немало десяти-одиннадцатилетних детей (около 70%), отмечающих в себе не только отрицательные, но и положительные черты. Однако и в этих случаях обращает на себя внимание явное преобладание в оценках отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т. е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон... При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить себя».
На этом этапе подросток переживает своеобразный  первый «кризис мировоззрения»: он начинает сомневаться во всех тех вещах, которые еще совсем недавно могли ему казаться незыблемыми и не подлежащими критике: в родительской любви к нему и друг к другу (даже если семья крепкая и благополучная), в  Боге (даже если в семье цветут живые религиозные традиции), в своих силах (даже если ребенок успешно учился до сих пор). Осознание своей отдельности от родителей порождает индивидуальное самосознание, которое, в свою очередь, порождает собственное мнение ребенка и, одновременно – желание оспорить  и подвергнуть сомнения все ранее некритично усвоенные истины. В этом механизме и заключается  суть «ужасного» подросткового возраста – возраста Спорщика (по Дороти Сейерс). Подросток теряет интерес к своим прежним детским увлечениям и контактам, охладевает к определенным категориям книг (например, к сказкам)  и фильмов (например, к мультфильмам).  Мотивация к учебе, которая в детском возрасте   во многом вырастала из родительского одобрения, из  психологического слияния с личностями родителей и с их целями, существенно снижается или вовсе исчезает.  Здесь, в этом возрасте, в кризисе «конца первого десятилетия» и скрывается причина  значительного снижения успеваемости у новых, по сравнению с начальной школой, категорий учеников. Как правило, эта причина заключается не столько в  усложнении программы (в 5-6 классе оно не принципиально), сколько  именно в утрате старой мотивации и неспособности найти новую.
Как верно подметил Фельдштейн, подросток на первом этапе взросления  пытается форсировать этот процесс через попытки овладения отдельными  видами деятельности, свойственными взрослым (как правило, не основными, и связанными не столько с обязанностями, сколько с правами и привилегиями): например, начинает настаивать на том, чтобы самостоятельно выбирать себе одежду, игрушки и книги, еду, дольше обычного не ложиться спать, просматривать телепрограммы и фильмы из категории «только для взрослых». Если такие действия подростка не поощряются (как правило, это так и есть) – это порождает капризы, упрямство, попытки настоять на своем вплоть до систематических обманных действий.  Это вызвано тем, что подростки довольно не скоро начинают осознавать системность личности взрослого, и связь между правами и обязанностями взрослого человека.
Что могут родители сделать для облегчения вхождения своего  ребенка в подростковый возраст?
1. Объяснить ребенку суть происходящих с ним перемен, не оставлять его наедине со своими проблемами  и переживаниями.  
2. Заверять при каждой возможности, что  утрата  прежних  заботливо-любовных отношений не означает потерю родительской любви и не равна краху отношений с ними. Искать иные формы выражения чувств и позитивных эмоций (которые на данном этапе должны постепенно стать преимущественно вербальными).
3. Не «спускать на тормозах» учащемуся конфликты: стараться  по мере возможности подробно разбирать каждую конфликтную ситуацию, аргументируя невозможность удовлетворения требований подростка в том виде, в котором он их озвучивает.
4. Постоянно искать повод для того, чтобы похвалить ребенка.  На данном этапе это весьма непростое дело. Ранний подросток – на редкость нелепое и неуклюжее существо с отвратительным характером, которое, кажется, делает все для того, чтобы сделать свою собственную жизнь и жизнь окружающих максимально невыносимой. Между тем, для нормального взросления ему совершенно необходима позитивная оценка со стороны родителей. Следовательно, родителям следует время от времени организовывать специальные формы деятельности, в  которых  ребенок мог бы проявить себя  наилучшим образом.
5. Просто быть рядом и принимать таким, каков он есть, одновременно показывая (разумеется, на собственном примере, иначе это будет пустой болтовней)  то, каким ему следует быть.
Три цвета подросткового возраста: красный
Красный цвет, как правило, ассоциируется с волей, энергией и агрессией. Он как нельзя более соответствует кульминационному этапу подросткового возраста, на котором происходит большая часть всех непоправимых ошибок и неразрешимых конфликтов (в случае, если родителям не удалось купировать их раньше).
На этом этапе подросток, как правило, уже свыкается со своим новым статусом, перестает ностальгировать по детству и скучать по родителям, ищет общности с себе подобными, и – активно самоутверждается. Если на предыдущем этапе родители  пожалели время и силы на  обретение взаимопонимания и доверительных отношений с подростком, то  теперь это сделать значительно сложнее – тот уже не заинтересован в этом так, как раньше. «Не ждать милости от природы, но взять их – вот наша цель» - таков девиз подростка на «право-значимом» этапе.   Фельдштейн пишет об этом возрасте следующее: «На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности».
В самом деле, на этом этапе у подростка, словно из ниоткуда, берется весьма высокая оценка себя и своих способностей (если, конечно, его самооценка не оказалась болезненно заниженной из-за сложностей прохождения первого этапа взросления). Как правило, такая самооценка редко бывает объективной.  Чаще подросток существенно переоценивает свои силы и способности, принимает желаемое за действительное – либо просто злонамеренно скрывает истинное положение вещей. К сожалению, на этом этапе подросток готов на многое для того, чтобы правда о его отрицательных успехах не оказалась известной родителям – и на ложь, и на подлог (которые кажутся им куда менее унизительными и страшными, чем разоблачение).
Одновременно с завышенной самооценкой возникает и искаженное представление о обладании особыми, ни на чем не основанными, правами и привилегиями. Возраст 12-13 лет – это трудный возраст «качания прав», утраты остатков детской почтительности, иррационального упрямства себе во вред и готовности ко всевозможным безрассудствам. На этом этапе подросток  уже не просит этих прав и привилегий – он их требует, и  требует все более и более агрессивно – настолько агрессивно, насколько это принято в его подростковом сообществе.  При этом подросток, как правило, пытается всеми возможными способами игнорировать   тезис о том, что права не могут существовать в отрыве от обязанностей, – равно как и сами обязанности.  Даже если это делается несознательным образом – сплошь и рядом подросток не выполняет свои обязанности, мотивируя это тем,  что он «забыл», «не понял», «не заметил», «не успел» и т.д.   Как родителям следует вести себя на втором, особо опасном, этапе взросления подростка?
1.  Стараться всегда  спокойно, без раздражения и агрессии со своей стороны, аргументировано отстаивать свой авторитет более старшего и мудрого человека, имеющего бесценный жизненный опыт, без которого подростку не обойтись. Не давить, не заставлять, не прибегать к насилию – убеждать спокойной и уверенной словесной аргументацией.
2. Открыться перед своим ребенком – в том числе и перед критикой с его стороны. Помнить о том, что спокойное признание своих ошибок и неудач не приводит к потере авторитета, а, наоборот, укрепляет его. С готовностью и без гнева  встретить его критику и с достоинством отразить его аргументы.  И помнить, что подросток нуждается в вашей победе едва ли не больше, чем вы сами.  Ему нужна уверенность в том, что он может доверять вам не меньше, чем раньше, и с еще большим основанием, чем  раньше.
3.  Провести «правовой ликбез» подростка:  раскрыть смысл понятий «право» и «обязанность», четко обозначить список его прав и обязанностей и их взаимосвязей друг с другом.
4. Постараться максимально корректным способом установить контроль над  подростковым сообществом, в которое входит ваш подросток. Для этого стоит пожертвовать собственным спокойствием, и распахнуть  для всех этих «ужасных подростков» дверь своей квартиры (и холодильника), познакомиться с ними, постараться понять их интересы и проблемы. Каждому подростку нашего времени совершенно необходим свой собственный «гадюшник», где он может быть  своим среди своих. Родители не могут помешать этому – но могут сделать этот «гадюшник» более прозрачным и управляемым со своей стороны.
5. Делегировать подростку максимум полномочий в личной и семейной жизни. Пускай он сам планирует свой день, свое расписание занятий, график аттестаций; пусть осваивает все виды домашней работы и выбирает наиболее для себя предпочтительные. Максимально устранить свой контроль над их выполнением – оставив его только тогда, когда это необходимо для обучения чему-то новому или помощи в критических ситуациях. Впрочем, разумно заранее определить, что злоупотребление свободой (например, невыполнение должного в учебе) в качестве последствия может иметь временное ее ограничение. В возрасте «спорщика» подросток совершенно нормально воспринимает определенный «юридизм» в отношении таких вопросов.
6. Периодически  проводить «разбор полетов» с выяснением всех успехов и провалов в выполнении всех многообразных проектов  подростка. Стараться не критиковать, а пробуждать раскаяние и готовность к самокритике.
7. Верить в то, что ваш подросток справится со всеми проблемами, и быть готовыми подставить плечо в случаях, если ему это по каким-то причинам все-таки не удается.
Три цвета подросткового возраста: синий.
Синий цвет – цвет мечты о будущем, цвет птицы счастья,  на поиски которой устремляются молодые люди, которые наконец обретают более-менее твердую почву под ногами. 
В этом возрасте бурная перестройка организма заканчивается и подросток  обретает новую привлекательность -  привлекательность только что сформированных  юноши или девушки. Подросток перестает видеть себя «гадким утенком»; при этом он уже знает, на что он способен, в чем именно заключаются сильные стороны его личности. «На третьей стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности» (Фельдштейн).
В этом возрасте  вожделенная взрослость наконец-то получает первые признаки своего подтверждения:  подросток получает паспорт, позволяющий ему работать, голосовать на выборах  и даже вступать в брак  в экстренных случаях. Это  дает ему новые основания для  упрочения чувства уверенности в себе и своих силах.
Между тем,  со стороны родителей было бы существенной ошибкой позволить подростку слишком рано воспользоваться обретенными правами. Нельзя забывать, что современный подросток, в отличие от своего сверстника 200-летней давности, весьма незрел в своих проявлениях, и нуждается в постоянной подстраховке (несмотря на декларации своей независимости). Поэтому  ошибкой со стороны родителей является спокойное отношение к раннему вступлению подростков в сексуальные отношения, к употреблению алкоголя и наркотиков (легких или, тем более,  жестких), к частым и продолжительным уходам из дома и даже к слишком раннему началу трудовой деятельности  в ущерб учебе (с параллельным образованием у подростка избытка личных средств, которые он получает возможность неконтролируемо тратить). Родители не должны идти на поводу у подростка и  с легкостью принимать заверения в том, что он «вырос и уже не нуждается в их контроле».
Какие еще можно дать советы родителям 14-15 летнего подростка?
1.  Максимально информируйте  подростка обо всех  сторонах общественной и частной жизни, имеющей для него максимальную притягательность. Не бойтесь сложных, конфликтных и скользких тем. Говорите с подростком  о сексе, гомосексуализме, дружбе, любви, браке, и об отличиях первого,  второго и третьего, четвертого и пятого.  Не лгите ему и не скрывайте информации о своих собственных «ошибках молодости», а также о «слабых звеньях» в жизни семьи, в стране и в мире.
2. Предоставляйте подростку максимум возможностей для реализации его естественной потребности в гражданской активности.  Не считайте за излишнюю опеку свои собственные усилия по нахождению для него возможностей проявить свою активность. Будьте рядом, чтобы прийти на помощь в случае неудачи.
3. Не требуйте от него максимально быстрой материальной независимости. Помогите ему встать на ноги.   Не навязывайте ему выбор будущей сферы для реализации – рекомендуйте, советуйте, убеждайте.
4. Помогите подростку найти свой индивидуальный образ. Научите его не следовать слепо за молодежной модой, пробуждайте личный  вкус, предлагайте высокохудожественные образцы индивидуальных образов,  поощряйте подлинную оригинальность.
5. Уважайте чувства своего ребенка. Будьте умеренно-критичны к его окружению, но никогда не  унижайте и не оскорбляйте при подростке его друзей и возлюбленных.
6. Станьте  старшим другом своего ребенка,  но не допускайте панибратских отношений. Вы всегда должны быть для него авторитетом, а не «своим в доску».
Надеюсь, что эти общие вводные помогут многим родителям лучше понять специфику тех таинственных процессов, которые происходят в их отношениях с собственными детьми, достигшими подросткового возраста.  В следующей статье  мы перейдем от общих вопросов к характеристике интеллектуального развития подростка и описанию методологии его обучения на диалектическом этапе.



Предварительный просмотр:

Дети и социальные сети

За последнее десятилетие способы общения детей кардинально изменились. Они реже встречаются и созваниваются, зато постоянно на связи в социальных сетях. Чтобы максимально обезопасить детей от различных угроз, нужно научить их правилам сетевой безопасности, которые столь же важны, как и правила дорожного движения.

Современные дети рано начинают проявлять интерес к интернет-общению и социальным сетям. Если Вы понимаете, что Ваш ребенок подошел к этому рубежу обязательно поговорите с ним.

Объясните ему, что не следует выдавать людям свои имя и фамилию, место учебы и проживания. Особенно опасны фото и видео, выложенные в сеть, поскольку по изображениям можно понять, где происходит дело, а смартфоны еще и заботливо снабжают фотографии географическими метками. Во избежание проблем эту функцию на телефоне подростка лучше вовсе отключить.

Нужен ли контроль?

Даже если вы уверены, что ребенок понял все правила, родительское сердце нет-нет да и захочет удостовериться, что дела идут благополучно. Не делайте этого тайком, в идеале договоритесь с сыном или дочерью, как будет работать контроль. Комфортно ли будет ребенку открыть пароль от своей учетной записи? Добавить родителя в друзья? Или сдаться на милость специализированной программы родительского контроля? При разумном использовании последний вариант может быть наименее болезненным, поскольку качественные программы способны поднимать тревогу в определенных ситуациях (например, при появлении в переписке ключевых слов), не вынуждая при этом изучать всю переписку.

Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем общаются. Если ребенок общается в Интернете с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.
Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн- знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении его на эту встречу. Если интернет-общение становится негативным - его следует прервать и не возобновлять.

Онлайн-травля со стороны сверстников

Одна из самых опасных вещей, которая происходит с подростками в социальных сетях, - это онлайн-травля со стороны ровесников (по-научному, кибербуллинг). Исследователями доказано, что это нешуточное явление имеет долговременные последствия, влияющие на судьбу жертв. По сравнению с обычными неприятностями в школе у онлайновой травли есть два больших опасных отличия: эти преследования идут все время, не заканчиваясь после школьных часов, а также в отсутствие вышеупомянутого личного контакта принимают еще более уродливые и гипертрофированные формы.

Вариантов у онлайн-травли может быть много: подсмотреть пароль недруга и от его имени написать что-то в социальной сети, выложить на обозрение одноклассников фото, ставящее жертву в неловкое положение, разгласить посторонним что-то поведанное по секрету и так далее.

Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же.

Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, помогите ему найти выход из ситуации - практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаления странички.

Лучший способ не потерять контакт с ребенком по мере его погружения в сетевой мир - делать что-то вместе. Помогите ему завести учетную запись в социальной сети, правильно настроить уровень конфиденциальности, включите его в список своих друзей, будьте всегда доброжелательны. Одним словом, станьте ему другом в виртуальном мире, а не надсмотрщиком. Тогда вы вместе получите пользу от новых технологий и избежите вреда, часто непоправимого.

Использовались материалы сайта: https://blog.kaspersky.ru/simple-rules-kids-social/



Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения у учащихся

В последнее время в нашем обществе мы часто слышим разговоры и споры о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка – семья или школа? А как вы считаете?

Попробуем в этом разобраться. Начнем с того, что вспомним, а что такое воспитание. Приведем примеры различных определений понятия «воспитание».

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта (знания, умения, способов мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле воспитание понимается, как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с цель формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействия коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

На кого же накладывается главная ответственность за воспитание детей?

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г. написано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В этом же законе говорится о том, что «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».

Из сухой буквы закона становится понятно, что воспитанием ребенка обязаны заниматься, прежде всего, это семья и, конечно же, образовательное учреждение, которое посещает ребенок. Только в тесном сотрудничестве семьи и школы можно добиться в воспитании ребенка желаемого результата.

Современное общество уже достаточно настрадалось от равнодушия, жестокости, от утраты морали, потери совести, наглости и некультурного поведения людей. Быть культурным и воспитанным, стать гармоничной личностью, научиться достойно вести себя в любой обстановке – это и право, и обязанность каждого человека в нашем обществе.

Сегодня, уважаемые родители, мы поговорим с вами о воспитании культуры поведения у наших детей. Дети являются гордостью своих родителей – самые красивые, милые и лучшие. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что красота нашего ребенка не только в красоте его внешности, но и в том, как он ведет себя в семье, со сверстниками, в школе, в общественных местах? Каковы его манеры – жесты, мимика, осанка, речь, движения?

Под понятием «культура поведения» принято считать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения:

  1. в быту – культурно-гигиенические навыки и привычки;
  2. в общении;
  3. в различных видах деятельности.

Рассмотрим гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения, как одну из устойчивых форм повседневного поведения.

Воспитание у ребенка навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране его здоровья, способствует правильному поведению в быту и в общественных местах. В процессе повседневной работы с ребенком, как дома, так и в школе необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для него естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В начале маленьких детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, после возвращения с прогулки.

Дети школьного возраста должны более осознанно относиться к выполнению правил личной гигиены: мыть руки, тщательно намыливая, до образования пены, насухо вытирать, пользоваться индивидуальной зубной щеткой, полотенцем и расческой, следить за тем, чтобы все вещи – школьная форма, верхняя одежда и обувь содержались в чистоте.

Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.

Детей необходимо приучать правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно пережевывая пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфетками. Когда ребенок подрастет, научить его накрывать на стол, расставлять посуду и твердо усвоить, что перед тем как приступить к обязанностям, нужно помыть руки с мылом, причесаться, надеть чистую одежду.

Хорошо, если в младших классах учитель назначает санитаров для систематической проверки у сверстников состояния рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу, состояния портфеля и школьных принадлежностей, тетрадей и учебников.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников и школьников младшего возраста большое значение имеет пример родителей и учителей, внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родители и педагоги должны быть для них образцом.

Теперь перейдем к культуре общения. Известно, что человек существо социальное. Общение с людьми в семье и обществе ему просто необходимо. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми людьми, одноклассниками, детьми младшего возраста, основанные на уважении и доброжелательности, вежливом обращении.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях? Это вежливость, деликатность, скромность, общительность, уважение к старшим. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения с раннего возраста. Мы должны научить своих детей здороваться со старшими, почтительно относится к старикам, помогать инвалидам, не вмешиваться в разговоры взрослых людей, быть приветливыми, благодарными и внимательными к окружающим их людям.

Наша задача расширять круг общения наших детей. В сельской местности общение ограниченно, в основном это семья и школа. Ребенок обязательно должен во внеурочное время посещать кружки по интересам, спортивные секции, различные мероприятия классного, школьного, муниципального и других уровней. Родители должны со школьного возраста научить своих детей ходить в магазин за небольшими покупками, на почту, например: купить поздравительную открытку или положить деньги на сотовый телефон. Выполняя эти небольшие родительские поручения, ребенок становится более самостоятельным и учится общаться с людьми. Это ему очень пригодится в дальнейшей жизни, сделает более уверенным и общительным.

Рассмотрим еще один компонент культуры поведения – это культура деятельности или труда, которые являются показателями отношения человека к своему делу, своей профессии, людям, обществу и свидетельствуют о социальной зрелости личности.

Основы культуры деятельности начинаются закладываться у человека с раннего детства, а затем развиваются и совершенствуются в течение жизни. В раннем детстве, это например, помочь маме собрать игрушки, заправить постель. Становясь старше, ребенок учится обращаться с игрушками, книжками, личными вещами.

Формировать у ребенка культуру труда – это значит воспитывать у него умение содержать в порядке свое рабочее место, где он делает уроки, занимается, играет, развивать привычку доводить начатое дело до конца, содержать в порядке ранец, учебники, рабочие тетради, бережно относиться к книгам, игрушкам, вещам.

Очень важно научить своих детей относиться к общественному имуществу так же бережно, как своим личным вещам. Нужно чаще говорить о том, что все в школе - мебель, оборудование, книги, учебные пособия – наше общее и принадлежит нам всем и поэтому мы должны это все сберечь для себя и для других детей, которые придут в нашу школу.

Если мы воспитаем у детей культуру деятельности, то они будут уважительно относиться к родительскому труду, к труду работников технического персонала школы, которые много делают для того, чтобы наша школа была уютной и красивой.

Мы, родители и учителя, должны помнить, что дитя - это хрупкий сосуд и от того чем мы его наполним зависит его будущее. Мы обязаны быть неравнодушными к нашим детям и тогда зерно неравнодушия прорастет, и даст нам богатейшие плоды - добрых, порядочных и отзывчивых людей.



Предварительный просмотр:

Памятки – помощники в выполнении домашнего задания по математике

Наука математика, как и любая другая наука, имеет два раздела: теорию и практику. Невозможно решать задачи, уравнения, неравенства не зная алгоритмов их решения. Можно заучить один алгоритм, например, алгоритм решения линейного уравнения, но применить этот алгоритм для уравнения которое имеет скобки, будет невозможно. И многие ученики могут в 5 классе «потеряться» в такой ситуации: зная как находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое или неизвестный множитель, они могут не распространить эти правила на скобку.

Внедряя ФГОС второго поколения в образовательный процесс, мы в школе внедряем в образовательную практику системно-деятельностный подход. Процесс самообразования и самосовершенствования продолжается для человека всю жизнь, но начинается именно в стенах школы. Поэтому в школе истинное усвоение знаний не должно сводиться к простому заучиванию информации. Усвоенные знания предполагают эффективное использование этой информации, для чего необходимо их органическое усвоение. А это возможно только при условии самостоятельной работы по переработке информации. И лучше чтобы такая работа начиналась уже в процессе накопления этой информации, ее анализа и присвоения. Так для наших учеников пассивный способ получения информации превращается в активный, при котором работает не только память, но и мысль познающего. Учащийся, получивший информацию активным способом, может стать творческой личностью. Поэтому, используя современные образовательные технологии, учителя превращают ученика в субъект образовательного процесса, способного к самостоятельной работе и самооценке.

Но с другой стороны, для успешного изучения математики, ее необходимо учить! Учить теоретические моменты, начиная от определений математических понятий и заканчивая доказательством теорем, логическими выкладками решения задач.

Именно в них иногда скрываются методы решения заданий, пусть даже и не стандартные и не рациональные. А учитель на уроке становится лишь «путеводителем» по этим ветвистым дорожкам математических знаний. Учитель должен в голове у ученика «складывать» воедино те знания, которые разрознено даются в каждом классе. Так как программа по математике предполагает изучение темы уравнения, но в каждом классе, изучаются посильные уравнения возрасту и развитию учеников данного возраста.

Большинство школ – это школы полного дня. В них ученики находятся целый день и получают весь спектр образовательных услуг. Во второй половине дня для учащихся организовывается самоподготовка. Это важный этап режима дня школьников. Самостоятельное выполнение домашнего задания позволяют ученикам отрабатывать умения и навыки, приобретенные на уроках, устранять пробелы в знаниях по предметам учебного плана, а так же позволяют развивать учеников (формировать интерес к предмету, умение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, воспитывать осознанное отношение к полученному заданию и его выполнению). Таким образом, самоподготовка это процесс, который организует сам ученик (это то, к чему мы стремимся). Задача классного руководителя на самоподготовке сначала научить, а затем помогать школьнику развивать в себе умение самоорганизации: самостоятельно готовить свое рабочее место, содержать его в порядке в течение второй половины дня; планировать свою деятельность на данную работу, на весь день; самостоятельно выполнять полученные задания; самостоятельно работать с учебником и справочной литературой; позитивно относиться к временным неудачам, делать соответствующие выводы; осуществлять самоконтроль; объективно оценивать результаты своего труда.

Учитывая вышесказанное, предлагаем памятку для учеников по выполнению домашнего задания по математике. Следуя указаниям этой памятки, знания ученика будут системными, прочными и результат обучения будет только «5».

Памятка по выполнению домашнего задания по математике:

  1. Прочитай учебник, параграф, в котором описывается изучаемая тема, даже если тема не новая.
  2. Выучи правила, определения, выделенные в этом параграфе жирным шрифтом или находящиеся в рамке.
  3. Просмотри в рабочей тетради классную работу: какая тема изучалась, какие задания выполнялись, просмотри алгоритмы выполнения заданий.
  4. Повтори правила и определения по тетради (так как учитель может уже упростить правила и алгоритмы, данные в учебнике, показать их наиболее рациональное использование и т.п.).
  5. Выполни устные домашние задания.
  6. Выполни письменные домашние здания.
  7. Повтори определения понятий, алгоритмы и правила без учебника или тетради.

Как видим из памятки, ученик должен хорошо уметь работать с учебным пособием: учебником, справочником, словарем или электронными носителями, содержащими информацию по теме. В современном обществе все больше пользуется спросом дистанционное обучение. И здесь ученик остается наедине с учебником, учебным пособием. Самостоятельное изучение математического материла по учебнику дело сложное. Это зависит, прежде всего, от изложения материала в учебнике. К особенностям учебников математики можно отнести: своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения (одна из основных проблем современного учебника), широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации, тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами. Следует отметить, что в текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы. Ученики не всегда самостоятельно могут восстановить эти «пробелы текста». В силу изложенных особенностей математического текста самостоятельное чтение приводит к недопониманию прочитанного, тем более неумению применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Для эффективного самостоятельного изучения математики предлагаем памятки по работе с параграфами ученика математики, алгебры и геометрии.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 5-6 классов.

  1. Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».
  2. Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.
  3. Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.
  4. Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.).
  5. Приведи свои примеры к тексту.
  6. Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?
  7. Озаглавь части текста и составь план.
  8. Выполни письменное задание.
  9. Повтори прочитанное по плану, затем без него.
  10. Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.

  1. Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?
  2. Прочитайте текст параграфа.
  3. Выучите формулировки теорем, определения, правила, алгоритмы решения заданий.
  4. Установите связь между иллюстрациями, рисунками, чертежами и текстом.
  5. Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь.
  6. Выполните письменное домашнее задание.
  7. Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану.
  8. Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.

Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов.

  1. Прочитайте заголовок параграфа. Что вы записали в классе по этому вопросу?
  2. Просмотрите текст параграфа. Рассмотрите иллюстрации, попробуйте их объяснить.
  3. Прочитайте текст параграфа. Заучите определения, формулировки, правила. Восстановите «пробелы текста».
  4. Рассмотрите алгоритмы решения заданий.
  5. Выполните письменное домашнее задание.
  6. Перескажите прочитанный материал.
  7. Составьте схему прочитанного материала или табличный вариант.

Слушая внимательно учителя на уроке, умея работать с учебником, выполняя самостоятельно домашнее задание, школьники смогут сами учиться, смогут сами добывать знания и будут уметь их правильно применять в той или иной ситуации.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Снятие усталости».

Как не уставать на работе?

Часто слышим "устаю на работе", "сил ни на что не хватает", "устал как собака"... Ясно, что если не снять эту усталость, то у вас не будет сил ни на что, кроме работы. Это не слишком-то вяжется с успехом, которого вы хотите достичь, верно? Хотите успеха - нужно немало работать и не только на основном месте работы (работа - это продажа своих сил и времени, следует же стремиться к созданию пассивного дохода).

Давайте обсудим способы, которые позволят снять усталость, которая возникает на работе.

1. Физиологические способы.

(Основаны на свойствах человеческого организма).

Правильный режим работы и отдыха - основа хорошей работоспособности и устойчивости к усталости. Прежде всего - это режим дня. Вставать и ложиться в одно время - это не глупые выдумки, а жизненная необходимость. Организм должен выработать свой постоянный режим работы и отдыха - и важнейшим элементом этого режима является сон. Приучение себя к режиму дня совершенно аналогично выработке любой полезной привычки - первый месяц приходится напрягаться, затем вы просто не можете иначе.

То же самое относится к питанию. Регулярность и режим - основа высокой работоспособности и способности противостоять усталости. Пища также должна содержать достаточно железа и витаминов.

2. Психологические способы снятия усталости.

Роль нашего настроя на самочувствие и работоспособность очень велика. Давно известно, что интересная работа вызывает гораздо меньше усталости, чем нудная и однообразная.

Поэтому логично придерживаться следующих правил:

  • не допускать негатива на работе (это, кстати, полезно по многим причинам). Хорошее настроение - ключ к хорошо налаженным взаимоотношениям с коллегами и помощник в борьбе с усталостью.
  • старайтесь разнообразить свое рабочее время. Если каждый день будет похож на своих соседей в календаре - вас завалит рутиной, а там и до хроноческой усталости с отупением недалеко. Можно, например, ходить обедать в разные кафе, делать дела в разном порядке и т.д.
  • не приходите на работу с намерением отсидеть свое время или сделать норму. Ставьте цели на день - сделать то или другое, добиться определенных успехов и так далее. Тогда у вас не будет опустошающего чувства, что день прошел зря.
  • не воспринимайте работу только как работу. Тренируйтесь в навыках коммуникации, в том же позитивном настрое и лидерстве. Опять-же: работать будет интереснее, да и пользы принесет гораздо больше.

Ну и конечно, не забывайте отдыхать по-настоящему. Многие деловые люди не делают отпуска, выкраивая себе лишь день-другой отдыха. Периодически требуется снимать усталость радикально - недельным выездом на природу (охота, рыбалка...), просто тихая домашняя обстановка и так далее. Не рассматривайте этот отдых как потерю времени. Вы ведь работаете, чтобы жить, а не живете, чтобы работать. Поэтому отдыхать, снимать усталость радикально - просто необходимо. Удачи!

Чувство усталости — это сигнал SOS Вашего организма, который говорит о том, что ему надо дать спокойствие и передышку. Только так организм сможет восстановить свои силы и дальше служить Вам верой и правдой.
К своему телу действительно надо прислушиваться, заботиться о себе. Но у каждого из нас бывают такие моменты, когда следует повременить с расслаблением, вернуть работоспособность еще на несколько часов.

О том, как снять усталость в таких случаях:

  1. Выпейте полстакана теплой, почти горячей воды. Она поможет активизировать обменные процессы, поспособствует выведению адреналина, который вырабатывается из-за стресса от накопившейся усталости.
  2. Хорошее средство для избавления от усталости - похлопать себя, всю поверхность тела ладошками, сложенными «лодочкой». Такой массаж оживит нервные окончания, соответственно, нервные импульсы и команды от мозга будут передаваться телу быстрее.
  3. Возможно, Вы слышали, что различные области ладоней отвечают за различные органы и их системы в нашем организме. Поэтому постучав ноготками по внешней и внутренней стороне кистей рук, Вы сможете активизировать работу всех своих органов.
  4. Чтобы снять усталость за 5 минут, проделайте несложное упражнение: трижды глубоко вдохните, энергично разотрите уши, помассируйте затылок, часто-часто поморгайте.
  5. Если погода солнечная, то в перерыв выйдите на улицу, погуляйте минут 15, такая прогулка поднимет тонус организма.
  6. В снятии усталости хорошую роль может сыграть витамин С, ведь он поможет взбодриться. 
  7. Послушайте ритмичную музыку, она поможет настроиться на «боевой» лад.
  8. Хорошее средство от усталости — аромат мяты, т.к. он помогает взбодриться.
  9. Если есть возможность — вздремните, но не меньше и не больше 15-20 минут. Столько времени длится фаза быстрого сна, организм успевает чуть-чуть отдохнуть и в то же время, Вы можете проснуться без труда. Такой легкий сон избавит от усталости и утомления. А вот после сна продолжительностью в 20-90 минут, наоборот, будете чувствовать себя уставшими и разбитыми.

P.S. Избегайте усталости, берегите свой организм и будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Эссе педагога.

«Про девочку Алису, или может ли хождение в школу помешать образованию…»

Вчера

Класс писал проверочную работу. "Мы тогда построим коммунизм, когда учитель будет стоять на такой высоте, на которой он не стоял и никогда не будет стоять в капиталистическом обществе”. Сатанида Ироидовна с нежностью вспомнила замечательные во всех отношениях слова Ленина и с удовлетворением подумала, что она сама лично, следуя заветам, внесла колоссальный вклад в дело построения светлого будущего, не выходя из своего кабинета.

Внезапно раздался шорох, не похожий на звуки, которые издаются в классе. Сатанида Ироидовна нахмурилась. Класс замер. Слышно было, как кто-то ловит ртом воздух. Выйдя из-за стола, она стала медленно приближаться к первым партам. Кто-то перестал ловить ртом воздух, кто-то перестал дышать. И тут увиденное зрелище до глубины души потрясло заслуженного педагога: у окна за второй партой девица медленно сползала под стол. Нет, она не была в обмороке (это учительница сразу бы учуяла), она баловалась! "Невероятно, — подумала Сатанида Ироидовна, причем невероятность тут же отразилась на ее лице, от чего учеников, которые дышат, стало еще меньше, — это снова Кузявкина. Я работаю в школе без малого 70 лет, но еще ни разу не встречала столь непочтительного и необучаемого ребенка. Я уже порвала все ее тетрадки, сломала об нее три указки. За всю мою многолетнюю практику никому не довелось столько раз получить по рукам. Она стоит в углу чаще, чем я хожу в школу. Я регулярно срываю голос, пытаясь сделать из этой бестолочи достойного члена нашего общества. И что я вижу?” — Сатанида Ироидовна подошла и ловким движением вынула Кузявкину из-под парты. Девочка, как показалось педагогу, посмотрела на нее каким-то совершенно антисоветским взглядом. Это было уже слишком. "Аглая Кузявкина, вон из класса!"
Дисциплина была восстановлена. Класс Сатаниды Ироидовны считался лучшим в школе.

Сегодня
 
Аглая Никитична пребывала в полной растерянности. Сегодня она планировала провести проверочную работу. Но, с трепетом и нежностью вглядываясь в лица детей, она понимала, что этот номер у нее вряд ли выйдет. Всем сердцем она ощущала, что у детишек нет нужного психологического настроя, о котором никогда нельзя забывать при планировании урока. Кто-то беседовал, кто-то играл с телефоном, кто-то плевал на стену, а один мальчик спал с храпом. "Бедные дети, — глядя на творившуюся вокруг вакханалию, думала учительница, — им так трудно приходится теперь. Поговорить друг с другом некогда, телефон, опять же… пока там разберешься — что к чему. Вон, бедненький, снова на стенку плюнул. Наверное, в его жизни происходит что-то невообразимо сложное. Да и говорить надо потише, а то ребенок спит, а мы тут шумим".

Будучи невероятно талантливым педагогом, Аглая Никитична тут же перестроилась и негромко начала исключительно интересный рассказ. Краем глаза она видела, что девочка Алиса, сидевшая за второй партой, смотрела на нее, не сводя глаз, как бы впитывая каждое слово учителя. От этого Аглая Никитична воодушевлялась еще больше, несмотря на непрерывно звонившие у детей телефоны. Она никогда не решалась попросить учеников выключить их чудесные аппараты, потому как четко знала, что ребенку могут звонить родители, которые бесконечно волнуются: где их чадо и как оно себя чувствует.

Записывая на доску домашнее задание, педагог с богатым внутренним миром машинально фиксировала детишек, которые даже не взяли в руку ручку, и прикидывала, до какого часа ей придется сидеть в школе, чтобы заниматься с ними дополнительно.
 
Аглая Никитична подумала, что в кабинете пора поставить диванчик.

Завтра

Алиса Светлова откровенно скучала. Несмотря на то что учительница рассказывала интересно, в классе стоял такой шум, что разобрать даже отдельные слова было трудно. Тогда девочка решила рассмотреть внимательно, что надето на Аглае Никитичне, благо, что одевалась та тщательно и со вкусом. Ее внимание привлекла новая блузка учительницы нежного голубого цвета. "Вот бы к моим красным кедикам найти такого оттенка шнурки, — подумала девочка, — было бы просто круто! У Аглайки новое колечко — ничего такое. Только камешек маленький… Вообще ничего не слышно. Взяла бы указку да треснула между глаз, чтобы унялись наконец".

Раньше Алиса мечтала стать учителем. Это у нее от бабушки. Сатанида Ироидовна рассказывала о школе много увлекательного. Но теперь, глядя, как страдальчески меняется лицо Аглаи Никитичны, девочка подумала: "Ну ее, эту педагогику. Замечание не сделай, двойку не поставь, телефон заберешь — скажут: украла. А то и заявление напишут куда следует. Рукоприкладство, опять же, возбраняется. Короче, работать в школе неинтересно".

Расставаться с мечтой так не хотелось, что, когда прозвенел звонок с урока, Алиса осталась сидеть на месте — ловила главную мысль. И тут она вспомнила фильм, который недавно ей показывала мама, предварительно привязав к себе бельевой веревкой. Там странный дяденька с интересной прической сказал: "Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!" Теперь она поняла, про что он толковал. "Я не расстанусь с мечтой", — с облегчением подумала девочка и побежала в столовую.