Эссе

Герасименко Наталья Михайловна

1. Эссе. Моя педагогическая философия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc30 КБ
Файл Мои взгляды и убеждения. Эссе.13.99 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе « Моя педагогическая философия»

Человек рожден для того, чтобы оставить след по себе.

Есть народная сказка о Человеке- Пустоцвете. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет  колыбельку на дубовую ветку и сидит поет. А сын не по дням, а по часам растет. Выпрыгнул из колыбельки, подошел к отцу и говорит:

– Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждет сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

– Может быть, это вы посадили дуб?

Наклонил голову отец, молчит.

Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

– Может быть, это вы вырастили колос?

Еще ниже наклонил отец голову, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

– Отец, скажите мудрое слово…

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Еще ниже наклонил голову и молчит… Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не дает.

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след – вечный.

Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие»- писал В.А.Сухомлинский.

Как величайшего горя я боюсь прожить жизнь пустоцветом. Мне стыдно будет перед сыном, перед дочерью, перед людьми за бесследно прожитую жизнь.

Что я способна оставить в людях, в труде, в живом и цветущем? Какая хотя бы маленькая капелька от меня войдет в вечный океан человеческого бытия? Что для этого необходимо? Что взять за основу? Мысленно шагая по ступеням своей жизни, я услышала «стук» своего сердца: « Забота, забота, забота…» Как марш, как дробь, как набат прокатилось это понятие по всему организму и вернулось к сердцу. Оставить след по себе посредством заботы - сложно или просто, легко или трудно, возможно или невозможно. Много людей повстречалось мне на жизненном пути. Кто-то заботился о материальном благосостоянии, кто-то о физическом, кто-то о нравственном и духовном. Эти заботы были разными: добрыми и злыми, веселыми и ехидными, от души и от зависти, от дела и от безделия. Да не простое это понятие - забота.

На новогодних праздниках ко мне подошла мама моего ученика, которому сейчас 28 лет, держа на руках внучку.

« Наталья Михайловна, возьми подарок», - сказала она. Я растерялась. А она,        протягивая мне внучку, говорит: « Можно я вас сфотографирую на память для сына. Он уехал на вахту». Как хрустальную вазу взяла я на руки эту маленькую девочку, сдерживая слезы.

« Ничего, ничего» - говорит бабушка - « у вас таких подарков уже не мало». И эти слова были самой большой наградой для меня. Значит, я уже никогда не буду пустоцветом. Те малые крупинки зерна, которые я посеяла 21 год назад, дают всходы благодарности.

Забота искренняя, неподдельная, чуткая к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней.

« Вам пахать землю и строить дома, возводить мосты и пасти скот, радоваться прилету птиц из теплого края и заботиться о судьбе нежной былинки- зеленого ростка пшеницы, идти в далекие походы и стрелять по врагу, если он вздумает нарушить священные рубежи нашей Родины. Во всем этом вы оставите какую-то крупицу своей души, разума, таланта. Но полностью вложить свою душу можно только в человека» - говорил В.А.Сухомлинский. И теперь я себя спрашиваю: « Что я хочу? Что я могу? Что я есть? Я самый счастливый человек на земле?»

« Посейте поступок - и вы пожнете привычку, посейте привычку - и вы пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу» - У.Геккерей. Как сложится моя судьба в дальнейшем, я не знаю, но пока я, через свою работу, постигаю очень тонкую и сложную науку- умение видеть себя, чтобы научиться видеть жизнь и передавать свой опыт подрастающему поколению. Не всегда все получается. Бывают ошибки. А значит есть что изменять, есть чему учиться, есть что совершенствовать.

 



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Английский писатель Ричард Олдингтон однажды сказал:  «Всему, что необходимо знать, научить нельзя. Учитель может только одно – указать дорогу».

Я убеждена, что это действительно так, поэтому главным принципом моей педагогической деятельности является сотрудничество двух миров: мира учителя и мира ученика.  

Но есть еще и мир вокруг!  Яркий, интересный, но сложный и порой опасный. Я должна научить ребят взаимодействовать с ним, найти свое место в нем. Это возможно в том случае, если я сама являюсь частью этого мира, ориентируюсь в нем, развиваюсь вместе с ним.  Знаю, что учиться очень сложно, но я не буду облегчать жизнь ребенку, а постараюсь ему помочь. Для этого я:

  1. Помогаю предотвратить неудачи и ошибки (а неудачи в учебе – это нормально!);
  2. Трудное делаю привычным;
  3. Люблю ученика – это значит, верю в его успех (со мной он сможет горы свернуть);
  4. Создаю ситуацию успеха для каждого;
  5. И готовлю его к успеху, т. е. помогаю открыть себя.

Для этого я воспитываю в своих учениках милосердие, сострадание к тем, кто в нем нуждается; упорство и терпение на пути к цели; умение сказать «нет», когда это необходимо. Прививаю им культуру общения и желание постоянно учиться, познавать мир вокруг.

А если вдруг становится трудно, ищу глубоко внутри ребёнка то, что мешает ему двигаться вперёд, или то, на что можно опереться, чтобы устранить проблему и развивать ребёнка в нужном для него направлении.  А потом вовремя отойти в сторону, чтобы усилить результат ещё и осознанием ученика: «Это я сумел сам!» Дети очень нуждаются в своём личном успехе, который их просто окрыляет и живёт в памяти долго, утверждая веру в себя, свои силы.

Вот поэтому каждый день, и каждый урок я создаю для своих маленьких учеников ситуацию хоть крошечного, но успеха; хоть маленького, но шага вперед. Это и есть моя задача как учителя и  как человека.

Участник конкурса « Учитель года России – 2018»

Герасименко Наталья Михайловна.