Участие в методических выставках и МО.

Герасименко Наталья Михайловна

Тема: "Метаурок - как форма стимулирования учебной деятельности". Конспект урока. Тема: "А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане....Над тема: Конфликт и сотрудничество."

Тема: "Развитие познавательных способностей на уроках письма".( Использование необходимых элементов  при построении букв)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Районная методическая выставка:

«Опыт и перспективы управления развитием образовательной системы организации»

Тема работы:

«Метаурок как форма комплексного стимулирования учебной деятельности учащихся начальных классов»

Номинация:

«Современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности»

Вид методической продукции:   методические материалы.

                                         

                                                                    Работу выполнила:                                                                    

                                                                                               Герасименко Наталья Михайловна                                                                

                                                                                   Учитель начальных классов,

                                                                                                1 категории

п. Крутоярский, 2016

Содержание.

  1. Аннотация……………………………………………………………2
  2. Пояснительная записка……………………………………………...3
  3. Основная часть

3.1.Что такое метаурок?...............................................................4-6

3.2.Понятие « комплексное стимулирование»……………………..7-9

3.3.Организационно – стимулирующая среда как элемент четырёх основных направлений взаимодействия в метауроках………….9-11

  1. Предложения по распространению инновационного опыта……..12
  2. Заключение…………………………………………………………..13
  3. Литература…………………………………………………………...14
  4. Приложение………………………………………………………15-22

1

  1. Аннотация.

В настоящее время развиваются идеи свободного конструирования учебных занятий. Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. На изменение структуры урока повлияло и использование на уроках новых технологий обучения. Такой новой технологией обучения и является метаурок – позволяющий сделать учащихся мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. На этих уроках происходит в первую очередь социализация детей, во вторых развиваются предметные результаты, ну а в третьих развивается устная речь, где ученик свободно выражает свои мысли основанные на жизненном опыте. Метауроки не ставят перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь. Самое главное на этих уроках, я считаю, это строить диалог в сотрудничестве с учителем, со сверстниками, быть корректным и толерантным. Как строится урок? Первое – берётся тема из тематического планирования, а второе «надтема»: например – по тематическому планированию любая тема по сказкам, «надтема» – « Конфликт и сотрудничество» ( см. Приложение). «Надтема» формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

2

II. Пояснительная записка.

К.Д.Ушинский писал о главном принципе воспитания творчески мыслящей, активной личности: « Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». На метауроках деятельность учащихся именно исходит « из души моей». Создаётся ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.[3] 

Цель  этих уроков основана на приобретении знаний о смысле жизни и её ценностей. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится? А также:

  • Преодоление разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов;
  • Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме ( весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства её достижения) [3]

Планируемый результат: изучить формы, методы, средства учебного занятия метаурок, которые  помогли бы мне и моим ученикам достичь высоких результатов в обучении и воспитании.         

Краткая характеристика материала:

В данной работе отражено:

  1. Основное понятие метаурока
  2. Мотивация учебной деятельности, через комплексное стимулирование на метауроках
  3. Компоненты организационной стимулирующей среды метаурока
  4. Приведена технологическая карта метаурока « Конфликт и сотрудничество» на примере предмета литературное чтение

3

  1. Основная часть.
  1. Что такое метаурок? [5, 6]

Метаурок — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Метаурок – это интегрированный урок в форме командного состязания или сотрудничества, нацеленный на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

Урок позволяет ребёнку одновременно взаимодействовать с информацией, взрослым, сверстниками и собой, максимально используя и развивая весь комплекс связанных с этим взаимодействием умений.

Сущность метапредметного урока:

Интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. сложение ЗУН.

Метапредметный подход предполагает синтез,  получение нового знания более высокого уровня.

Это урок – синтез родственных, смежных и периферийных учебных предметов в целях получения нового более целостного знания об окружающей действительности.

- Давайте разберём само слово, его этимологию. Оно состоит из двух частей « мета» и «урок». Урок это всем понятно. Что же такое «мета»?

  • «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета; урок решает не только образовательные задачи обучения как приоритетные,  но и воспитание через приближение деятельности на уроке к реальным условиям жизни. ( 50 на 50)

- Что легло в основу разработки этих уроков?

  • Развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
  • Коммуникативная дидактика;
  • Эвристическое обучение;
  • Логико-смысловое моделирование;

4

- Где можно использовать эту технологию?

  • Во внеклассной  работе;
  • Во внеурочной  деятельности
  • При создании проектов
  • В исследовательской работе.
  • На уроках

- На какое время рассчитаны эти уроки? На 60 минут.

- Возраст, где можно применять данную технологию – 3 – 4 класс.( считается, что дети имеют определённый  жизненный опыт)

- Я задалась вопросом, а можно ли уложиться в 40 минут отведённого времени на урок ? Я изучила теоретический материал по этой технологии и выяснила, что все уроки разделены на метатемы,  в основе которых лежит определённое понятие. Вот эти темы:

Темы в метауроках:

  • «Знание»                « Модель»              «Информация»
  • «Знак»                    « Форма»                «Аналогия»
  • «Проблема»           «Процесс»              «Задача»
  • «Задача»                 «Алгоритм»            «Смысл»
  • «Слово»                  «Правило»              «Способ»

                   «Конфликт и сотрудничество»

- Эти надтемы и формируют  основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми, где и происходит социализация личности учащегося.

- Следующий вопрос, который меня интересовал, а на каких уроках я смогу реализовать данную методику. Это уроки литературного чтения, окружающего мира и технологии.

- А какой тип урока подходит к данной методике?

Обобщающие уроки по темам или проекты по предмету, рассчитанные на урок.

5

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

6

  1. Понятие « комплексное стимулирование».

На свете есть только один способ 
побудить людей что-то сделать. 
Он заключается в том, 
чтобы заставить человека 
захотеть это сделать.Д. Карнеги

Мы очень часто употребляем в своей речи слово "стимул". Stimulus (лат.) – это длинная заостренная палка, которой погоняли быков и мулов. 
В современном понимании "стимулировать" - значит побуждать человека к чему-либо.

Особенности мотивации деятельности и поведения в школьном возрасте:[2]

  1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом. Игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.
    2. Дети – настойчивые исследователи по природе. Отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупывать, пробовать.
    3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвижение своего "я" и огромное развитие фантазии и воображения. Это инстинкт детского творчества.
    4. Дети любят созидать, устраивать что-то (часто из ничего), дополняя недостающее воображением.
    5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Эти особенности мотивационной деятельности как раз и отражаются и включаются в  освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. [1]

Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

7

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция.

Познавательные  универсальные учебные действия -    действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

  • общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
  • логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
  • постановка и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

А все эти УУД присутствуют и комплексно отражаются в метауроке.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося:

- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;

- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть,

8

чтобы узнать то, чего он еще не знает.

Качество образования младших школьников связано с уровнем развития личности на основе овладения универсальными учебными действиями, овладение которыми равнозначно овладению умением учиться.

Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие и детскую мотивацию. А для этого необходимо создать для учащихся  стимулирующую среду. Как?

3.3.Организационно – стимулирующая среда как элемент четырёх основных направлений взаимодействия в метауроках

Для достижения такого результата необходимо создать ряд психолого-педагогических условий,  важнейшим  из  которых  является  создание образовательной среды, стимулирующей учебную деятельность ребенка.

Под организационно-стимулирующей средой мы понимаем вид образовательной среды, определяющей  организацию  такого  взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, которое эффективно стимулирует учебную деятельность школьников.[6]

Компоненты организационно-стимулирующей среды. [4]

Компаненты

Содержание компанентов

Материальный

Организационная составляющая включает  все  материальные средства, которые необходимы ее субъектам для реализации деятельности: то, что необхо-димо  ребенку(карточки  с  заданиями,  зоны в  классной  комнате,  видеозапись  последней групповой  работы  и  пр.),  и  то,  что  должен иметь в своем распоряжении педагог, чтобы создать и предоставить ребенку необходимые условия(ПК, принтер, дополнительный стол и большая доска в классной комнате, видео-камера и пр.).

Стимулирующая  составляющая  - любые имеющиеся в распоряжении педагога средства(устаревшие или  самые  современные)  могут  послужить отправной точкой для постановки творческой задачи: как с их помощью создать вокруг ребенка материальное поле возможностей научиться  учиться?  Тогда  педагог,  исходя  из имеющихся средств, окружает ребенка необ-

9

ходимыми  инструментами  развития,  приме-няя«старое» средство новым способом, обогащая таким образом практический педагогический арсенал.

Информационный

Организационная составляющая включает  нормативные  документы,  регламентирующие различные стороны образовательного процесса,  дидактическое  и  методическое обеспечение организации учебной деятельности ребенка, а также знания и опыт субъектов,

причастных к построению его образовательной среды.

Стимулирующая  составляющая  информационного  компонента  объединяет  в  себе зафиксированную в печатном и(или) электронном виде информацию, при соприкосновении с которой ребенок получает потенциальную возможность получить знания о способах

осуществления учебной деятельности и опыт таковой. Таким образом, стимулирующая составляющая включает в себя собственно учебный  материал,  подлежащий  осмыслению  и преобразованию(тексты различных заданий), результаты преобразования информации(в виде

знаково-символических  моделей,  схем,  правил, справочников и словарей) и результаты наблюдений за проявлениями и продвижением ребенка  в  выполнении  заданий,  зафиксированные педагогом и самим ребенком(видеозаписи, отметки, протоколы, оценочные листы,  дневник  достижений,  портфолио,  листы

самооценки, листы анализа выполнения контрольных работ и т. п.).

Деятельностный

Организационная составляющая деятельностного компонента подразумевает все виды деятельности  педагогов,  администрации  и служб сопровождения, которые обеспечивают наличие  и  функционирование  рассматриваемой  нами  среды.  Она  включает  мотивацию педагогов, повышение их мастерства, создание и обогащение информационного банка, реали-зацию  выбранных  технологий,  создание  специальных  организационных  условий,  оценку достигнутого результата и внесение корректив.

При этом предлагаемое ребенку содержание деятельности может остаться нереализованной возможностью, если не создать условий, при которых он сам будет стремиться ее осуществить.

10

Процесс организационно – стимулирующей среды подразумевает вовлечение ребёнка в четыре основных направления взаимодействия ( с информацией, сверстниками, взрослыми и самим собой). А это ничто иное как формирование основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми, что и заложено в основе метауроков.

Содержание деятельности, которое предлагается ребёнку, например:

- составление заданий – аналогов

- установление связей и закономерностей

- работа с понятиями и способами действий, заведомо неизвестными

- контроль и оценка чужих и собственных действий

Формы, в которых организуется деятельность ребёнка, например:

- учебный диалог5

- интеллектуальные игры

- командные состязания

- олимпиады

- индивидуальная и групповая внеурочная деятельность

Методы деятельности, которые предлагаются ребёнку, например:

- создание ситуаций успеха и ситуаций практического затруднения

- использование дневника достижений

- предоставление возможности выбора уровня погружения во внеурочную деятельность

11

  1. Предложения по распространению инновационного опыта.

Метаурок как форма комплексного стимулирования учебной деятельности учащихся начальных классов. Эта тема у меня разбита на 3 этапа: 1 – этап изучение теоретического материала 2014 -2015 уч год; 2 – этап 2015 -2016 учебный год проведение метауроков в урочное время; 3 этап 2016 – 2017 уч. год -  как проводить такие занятия во внеклассной работе и в проектировании. Мною разработаны несколько уроков с использованием метапредметных понятий.

Я предлагаю вам рассмотреть метаурок « Конфликт и сотрудничество» и использовать его при изучении любого произведения на уроках литературного чтения в начальных классах. Я, считаю, что эта форма урока поможет детям разграничить понятия добра и зла, и понять, что в окружающем нас мире необходимо учиться договариваться с самим собой, с товарищем, с коллективом, с человеком имеющим ограниченные возможности…..

12

  1. Заключение.

Я «иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую деятельность я произносила эту фразу. Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду 
на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

  • что я делаю? (предмет деятельности);
  • для чего я это делаю? (какова цель);
  • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
  • какой это дает результат?
  • за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего, я работаю на результат.

Чему учит  меня данная форма проведения урока?

В настоящее время трудно воспитать подрастающего человека в условиях,  когда нравственные номы поведения перестали быть нормами. Используя такие метапредметные категории:

  1. Определение и понятие.
  2. Рисунок и схема.
  3. Знание и информация.
  4. Цель и задача.
  5. Роль и позиция.
  6. Модель и способ.
  7. Содержание и форма.
  8. Знание и незнание.
  9. Порядок и хаос.
  10. Изменение и развитие.
  11. Простое и сложное.

можно ненавязчиво закладывать ростки коллективного сотрудничества,  индивидуального и личностного роста ученика.

13

  1. Литература.

  1. Асмолов А.Г. Как  проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. – М.:  Просвещение, 2011.
  2. Давыденко В.А. Опыт педагогического стимулирования учебной деятельности школьников в 70 – 80 гг. Мир образования – образование в мире. – 2008. - № 3.
  3. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2013.
  4. Носова Т.А.  Модель организационно-стимулирующей среды

младших школьников. Вестник ЮУрГУ, №41, 2012

  1. Носова Т.А. Метауроки в начальной школе « Учимся видеть связи»: методическое пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013.
  2. Метапредметный урок  - [Электронный ресурс]. Сайт учителя  Никитиной Н.Б. http://nsportal.ru/nikitina-natalya-borisovna.

14

Приложение.

Технологическия  карта  урока. 

Ф. И. О. педагога: .Герасименко Н.М.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока:  обобщение знаний

Тема урока: А.С. Пушкин. « Сказка о царе Салтане…» ( по тематическому планированию)

«Над тема»: «Конфликт и сотрудничество» ( метатема)

Цель: подвести детей к осознанию таких необходимых составляющих умения учиться, как понимание сущности конфликта, умение его предупреждать и разрешать и владение различными формами учебного сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • Предметные: ориентироваться в содержании учебного текста, понимать его смысл, эмоционально отзываться на прочитанное,
  • Личностные:
  • Метапредметные:
  • Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленными целями; оценивать правильность выполнения действий; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий
  • Познавательные –
  • Коммуникативные – строить понятные высказывания, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Основные понятия: конфликт, сотрудничество

Ресурсы:

Основные – учебник

Дополнительные – толковый словарь, карточки для групп, группа предметов ( определить каким персонажам принадлежат данные предметы)

Организация пространства: командное сострудничество

Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент: 1 мин

Цель:создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включиться в учебную деятельность

Приветствуют друг друга и учителя

Создаёт эмоциональный настрой

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

Сели присели на меня посмотрели.

 

 Коммуникативные

(контролировать свои действия в классе)

 и личностные УУД

(развитие мотивов учебной деятельности)

Эмоционально –волевая регуляция

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

2 мин

Смотрят видеоролик.

Выполняют задания учителя

Определяют тему урока

Транслирует ролик. Ведёт диалог. Даёт задание

Внимание видеоролик.

Вот так раньше в моём детстве начиналась передача: « В гостях у сказки»

Это передача, а на уроке

с какой новой сказкой мы познакомились ? Кто автор этой сказки?

Много чудес случается в сказках. И у вас на столах чудеса в решете. А чтобы их разгадать нужно,  вспомнить, какие волшебные слова произносят герои в разных сказках. Каждая группа произнесёт своё заклинание. Открывайте .

 

Определяют тему урока по наводящим вопросам.1. тема урока 2. Над тема

 Личностные ууд,

(следить за действиями других участников УД; контролировать свои действия в классе)

коммуникативные ууд

(развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости)

Актуализация знаний   4 мин

Цель: умение оценивать готовность к предстоящей деятельности

Рассмотрите содержимое.

Кому могут принадлежать эти предметы?

1 группа назовите

2 группа назовите

А  почему я их разделила, как вы думаете?

А какие они по характеру эти герои?

Что они несут в себе?

Как вы думаете, какова тема урока?

Кто с кем боролся?

Что же между ними произошло? Ребята все эти понятия обида, ссора, борьба…можно назвать одним словом – конфликт.

Я бы назвала тему урока: « Конфликт добра и зла».

 Коммуникативные УД – уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УД: - уметь преобразовывать  информацию из одной формы в другую

Регулятивные УД:

Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Личностные УД: наличие мотивации к работе на результат.

Изучение нового понятия.  Цель: Самоопределение к деятельности.

7 -8 мин

Работают со словарём.

Приводят примеры конфликтов.

Выбирают из антонимов слова, которые можно отнести  к понятию «конфликт»

Уметь договариваться.

Предлагает поработать с толковым словарём. Даёт задание с опорой на жизненный опыт. Предлагает поработать с антонимами

Что же такое конфликт?

Посмотрим в толковый словарь.

А с каким значением этого слова вы сталкиваетесь в школе?

У вас бывают конфликты?

А что стало причиной конфликта в сказке?

У вас на столах лежат листы,   на которых записаны пары слов.

Попробуйте определить, в каких парах слов можно рассмотреть конфликт. Выделите их красным карандашом.

Как можно избежать конфликтов?

Умение отыскивать нужную информацию, работать с антонимами.

Развивают устную речь

Физминутка  1 мин

Цель: смена вида деятельности – снять психологическую и эмоциональную нагрузку на организм.

Ученики повторяют

Показывает движения

Выполняем дыхательно-артикуляционные упражнения
Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с,
Летел комар и звенел: з-з-з,
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок прижимается к уху)
з-з-з
Пусть летит!

Регулируют свои действия

Регулятивные УД: адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий

Изучение нового понятия. Цель: Самоопределение к деятельности.

7 -8 мин

Пытаются разграничить понятия «сотрудничество и конфликт»

Подводит к понятию « сотрудничество»

Умению договариваться есть термин сотрудничество. Как вы думаете, в чём заключается сотрудничество? В этой сказке кто умел сотрудничать и взаимодействовать друг с другом?

Что принесло сотрудничество?

В чём польза сотрудничества?

А что принёс конфликт?

А как вы думаете, конфликт может чему - то научить?

Умение анализировать

Коммуникативные УД (включаться в диалог с учителем и сверстниками)

Познавательные УД

(ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником)

Регулятивные УД: (проговаривать вслух последовательность производимых действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию)

Первичное закрепление понятия сотрудничество.

10 мин

Цель: умение применять полученные знания, умения и навыки

Работают с текстом сказки

Предлагает поработать с учебником: найти примеры сотрудничества

Как используют сотрудничество герои в сказке?

Поиск необходимой информации в тексте сказки

Коммуникативные

(выражать свою точку зрения. Контролировать действия партнёра, давать им оценку)

 

Познавательные

(стороить логические рассуждения, применять полученные знания на практике)

Личностные: представление о знании и незнании в своих УД; развитие навыков сотрудничества; первоначальная ориентация на оценку результата

Закрепление понятия сотрудничество.

Цель: умение применять новые знания в самостоятельной деятельности

6-7мин

Работают в группах

Групповая работа по карточкам

Работа в группе.

Как можно использовать сотрудничество?

Ситуация

С кем можно сотрудничать

В чём можно сотрудничать

Подготовка д/з

Игра во дворе, на улице

Выполнение к/р

Покупка велосипеда

Социализация личности – нравственные нормы поведения

 Коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других)

Регулятивные (проговаривать последовательность действий)

Личностные: освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками

Контроль

цель: умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности.

3 мин

Проверка деятельности группы

 Чему учит сотрудничество?

А может ли чему - нибудь научить конфликт?

 Личностные (способность к самооценке; успех зависит и от самого ученика)

Регулятивные (уметь планировать своё действие)

Рефлексия

Цель: Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

3 мин

Оценивают свою деятельность

Предлагает оценить свою деятельность

Давайте представим, что вот эта белочка пришла к нам из сказки. Если у вас остались вопросы, вы прикрепите открытый орешек, а если вы всё поняли закрытый орешек.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

 

 Регулятивные УД (осознавать результат УД)

Личностные УД (умение отвечать на вопросы учителя; уважение к мыслям и настроениям твоих товарищей)

д/з: закрепление новых нравственных понятий

Приведите примеры сотрудничества и конфликта из изученных произведений

Ситуация

С кем можно сотрудничать?

В чём можно сотрудничать?

Подготовка домашнего задания

Игра на улице

Выполнение контрольной работы

Покупка велосипеда

Карточка для группы.

Добро и зло.

Маленький и большой.

Длинный и короткий.

Война и мир.

Широкий и узкий.

Правда и ложь.

Весело и грустно.

Горячий и холодный.

Твёрдый и мягкий.

Радость и печаль.

Как можно использовать сотрудничество?



Предварительный просмотр:

МОУ « Крутоярская сош»

Развитие познавательных способностей учащихся 1 класса

на уроках обучения письму.

Выступление подготовила

учитель нач.классов

Герасименко Н.М.

2017 г

План выступления:

  1. Формирование познавательных УУД на уроках письма.
  2. Интерес – как форма проявления познавательных способностей.
  3. Практическое конструирование букв из разрезных элементов – как одна из интересных форм для изучения и написания букв учащимися.

( шаблоны прилагаются)

  1. Практические задания.

1.Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности.

Письмо - комплексный вид учебной деятельности. Школьник, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

а) техническими - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;

б) графическими - правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;

в) орфографическими - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.

У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

Ученик научится :

- Отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

- Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;        

- Выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- Разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- Делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

- Определять главную мысль предложения;

- Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

- Обозначать гласные звуки буквами; Обучающийся получит возможность научиться рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;

- Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков

Ученик  познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится  письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык  письма с наклоном.

Ученик получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

- Осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- Выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- Определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- Артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- Понимать смысловое значение интонации.

2.Особой формой проявления познавательной потребности – психологи выделяют интерес. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, др), по глубине, по деятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Все значительные

профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развиваются в склонности.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают чешского педагога Яна Амоса Коменского .

Основные характеристики интереса:

  • Положительная эмоция по отношению к деятельности;
  • Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;
  • Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

  • Игры – соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)
  • Игры-задачи («Найди…»)
  • Игры-предположения («Что произойдет если…»)

                                                       

3.Особый интерес учащиеся проявляют при конструировании и переконструировании изучаемых на уроке письма букв с помощью элементов-шаблонов, маленький школьник практическим путем (через непосредственное действование руками) познает пространственно- количественные отношения элементов в букве и, значит, глубоко и прочно усваивает ее форму. Например, при изучении строчной буквы о можно использовать приемы переконструирования буквы а в о и практически показать ученику, в чем сходство и отличие этих букв .

Кроме того в этой деятельности у него формируются мыслительные приемы, развиваются его интеллектуальные и познавательные  способности. Например:

Учитель - 1

Ученик - 2

1.Узнайте, из каких элементов состоит строчная буква д.

2. Ученик подходит к наборному полотну, разделяет букву на элементы и называет их: овал и линия с петлей.

1. Постройте (сконструируйте) букву д и объясните, как вы это сделали.

2. Берет овал и к нему присоединяет линию с петлей.

1. С какой стороны присоединяете линию: слева или справа от овала?

2. С правой стороны.

1. Куда направлена петля: вверх или вниз?

2. Петля расположена внизу под овалом.

1. В какую букву можно перестроить букву д?

2. В букву о (убирает линию с петлей), в в (переворачивает линию петлей вверх и присоединяет к овалу слева).

1. Если нам дадут еще один элемент — линию с закруглением внизу, тогда какую букву можно получить из буквы д?

2. Букву у. Убираю овал и вместо него подставляю линию с закруглением внизу. (Букву а.)

1. В каких еще буквах есть строчной овал?

2. В буквах б, а, в, о (конструирует их последовательно).

1. Запишем эти буквы и подчеркнем в них овал.

2. Дети выписывают буквы а, о, в, д и подчеркивают в них овал.

Практическое конструирование букв осуществляется на основе игровой деятельности. Сюжет игры может быть задан следующими ситуациями: «Построим букву», «Отремонтируем букву», «Найдем заблудившийся элемент». Важно, чтобы первоклассники упражнялись в практическом конструировании и переконструировании букв, используя элементы-шаблоны, сравнивали, группировали и обобщали буквы на основе сходных и отличительных черт.

В приложении к выступлению даны рисунки элементов букв, из которых можно приготовить дидактический материал — шаблоны для конструирования букв.

Комплект шаблонов состоит из 49 деталей, которые сформированы в восемь групп на основе отличия их по форме:

1) прямые полоски с закруглением с одной стороны

(1, 2, 3, 4, 5, 6);

2) плавно изогнутые полоски (39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46);

3) полоски-полуовалы (7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15);

4) полоски-петли (31,32,33,34,35,36,37,38);

5) прямые полоски с закруглением с двух сторон (20, 21, 22, 23);

6) полоски-овалы (16, 17, 18, 19);

7) прямые полоски (24, 25, 26, 27, 28, 29, 30);

8) прямая полоска с овалом до ее середины (47) и две точки (48, 49).

Из этого набора шаблонов можно сконструировать все 63 (большие и малые) письменные буквы. 

Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, воображаемое письмо, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся. 

4.Набор заданий:

  1. Выбери правильный ответ.

тюльпан    1. ︶︶           2. ︶︶︶           3. ︶          4. ︶︶︶︶

  1. Выбери, где записаны только гласные буквы.
  1. а  и  с  й  к                     2.  ы  о  у  я  р                       3. ю  и  о  е  а
  1. Подбери к схеме слоги.

–〇    1. ма           2. ми          3. мы    

  1. Выбери к слову вишня правильную схему.
  1. –〇– –〇                    2. =〇= =〇                              3. =〇– =〇
  1. Выбери правильное слово к схеме.

=〇–〇               1. яма                   2. ёжик                     3. Моя

  1. Выбери слова, в котором все согласные твёрдые.
  1. телефон                  2. паровоз                  3. мыши
  1. Выбери слова, в котором все согласные звонкие.
  1. коса              2. рама             3. лес
  1. Выбери слова с разделительным ь.
  1. скамья           2. мальчик           3. голубь           4. ручьи

9.Зачеркни заглавные буквы:

а, О, ы, и, К, В, у, Т, А, н

10. Зачеркни строчные буквы:

Н, с, т, к, в, У, Е, и

11.Зачеркни слог НИ :

ни, ка, мы, ни, ин, но, ни, во, ты, ке, ни, ва, ни

12.Запиши письменными буквами:

- Н, ы, В, к, У

- Н, ы, У, и, А, м, Р, а, у, р

13.Составь предложение, запиши.

кукла, Лины, у

14. Найди слово, выдели его.

Мркотвн

15.Из данных слов выпиши только буквы гласных звуков:

кролик кукла сыр

16.Какие слова нужно писать с заглавной буквы? Подчеркни эту букву.

анна, рак, маки, мурка

17.Выпиши заглавные буквы с которых начинаются предложения:

Никита живёт в Ардоне. Мама мыла малину. У Марины упала кукла. -Ох, Марина!

18.Определи и запиши цифрой, сколько гласных звуков в слове:

На___, налим ____, малина____, она____

19.Составь из слогов слово и запиши его:

на,ри,Ма,___________________________________

лим, на,_____________________________________

на,гли,______________________________________

ра, И,________________________________________

20.Запиши слова. Подчеркни слова,  которые состоят из одного слога.

луна    он    мал    ум    рама   мама

21.Составь предложение, запиши.

кукла, Лины, у

22. Составь из слогов слова, запиши их.

вол        ки           ла        су         пы        пи          бан              кло        ты

                23. Составь схемы слов:

               аист                    ведро                    енот    

 

                24. Выбери предложение, отметь его.

                    Коля Пилил дрова

                   коля пилил дрова.

                   Коля пилил дрова.

                   Коля пилил дрова

                25. Подчеркни мягкие согласные:

 Корабли,  пили,   дом,   белка,     комета,  маяк,  лягушка

 

26. Раздели слова на слоги. Поставь ударение.

 сова          ворона              мосты             сом

27. В предложении подчеркни гласные буквы.

Наступила холодная зима.

28. В предложении подчеркни согласные буквы звуки.

Роман красиво рисует.

29. Спиши с печатного текста.  Подчеркни только мягкие согласные.

Ира кормит кур.  Куры пили воду.

30.Спиши с письменного текста (текст на доске):  Подчеркни только глухие согласные.

Мы были в парке. Там липы и сосны.

          31.Запиши под диктовку: Около парты стоит Полина.

______________________________________________________