Главные вкладки

    Развитие речи

    Керимова Зухра Бадрутдиновна

    В этом разделе вашему вниманию предлагаются материалы по мелкой моторики, развитию речи детей. Подборки стихов, песен, пальчиковых игр многое другое.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация

    для

    родителей


    Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковая гимнастика - занятие для улучшения мелкой моторики у детей. По своей сути пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук.  Такой процесс комплексных упражнений для пальцев рук оказывает положительное действие на развитие головного мозга. Это открытие было сделано китайскими специалистами еще во II веке до нашей эры. Они утверждали, что определенные манипуляции пальцами рук помогают достичь гармонии в тендеме плоти и разума и сохраняют в отличном состоянии функциональность мозговой системы. Развлечение для профилактики здоровья вашего ребенка Японский врач Намикоси Токудзиро указывал в своих трудах на наличие большого количества рецепторов в пальцах, связанных с центральной нервной системой, благодаря чему головной мозг получает различные импульсы от мышц. Моторика двигательной мышечной активности способствует формированию психики и интеллекта человека. Важную роль в развитии дошкольников  играет пальчиковая гимнастика.

    Эта гимнастика имеет очевидные плюсы - стимуляция моторных и речевых зон мозга помогает ребенку быстрее научиться формировать свою речь. Веселые игры, которые сопровождаются интересными стишками, приносят удовольствие ребенку, он легко и быстро запоминает стихи.

    О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры - они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику для того чтобы подготовить руки к умению правильно держать ручку и писать ею.

    Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

    Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

    Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые· движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

    Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

    Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку , карандаши, умываться .

    Например, если в четы ре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

    Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

    Особенности пальчиковой гимнастики для детей разных возрастов.

    1. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять.

    Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

    2. Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками.

    3. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а более старшим ребятам, вы можете предложить пальчиковую игру, оформив её какими-либо небольшими предметами - кубиками, шариками и т. д.

    Зная способности ребенка, вы сможете более корректно выбрать тип и уровень сложности упражнений пальчиковой гимнастики.


    Пять помощников

    Всех помощников опять

    Надо быстро сосчитать:

    Этот брат дрова рубил,

    Этот братец щи варил,

    Этот брат готовил кашу

    На семью большую нашу.

    Этот веником махал,

    Чисто-чисто подметал,

    Ну а этот маленький

    Спал у нашей маменьки.

    1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

    3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у "маменьки" "спал" мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

    Десять пальцев – как отряд

    Нарядили ребятки

    Свои пальчики в перчатки.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Надо всех пересчитать.

    Десять пальцев - как отряд,

    И костюму каждый рад.

    Стать сильными стараются,

    Спортом занимаются.

    1–2 строчки - растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).

    3–4 строчки - повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

    5–6 строчки - сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

    Трудолюбивые пальчики

    После завтрака мы с вами

    В лес поедем за дровами.

    Пилим-пилим, пилим-пилим!

    Быстро мы бревно осилим!

    Рубим-рубим, рубим-рубим!

    Топором работать будем,

    Привезем домой дрова,

    Сложим посреди двора.

    1-2 строчки - сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

    3-4 строчки - ставим на стол обе ладони ребром и "пилим", совершая движения вперед-назад.

    5-6 строчки - кулаком или ребром ладони "рубим", постукивая по столу.

    7-8 строчки - выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

    1, 2, 3, 4, 5 - пришли пальчики играть

    1, 2, 3, 4, 5 - пришли Белки поиграть.                                                                      (выставляем пять пальцев правой руки).                                                                      

    Одна куда-то подевалась.                                                                                                              Четыре Белочки осталось.                                                                                                              (спрятать руку за спину, выставляем четыре пальца).                                                                                                                                                                                                                                                                                             А теперь скорей смотри  их уже осталось три.                                                                                                                                                                                         (выставляем три пальца).                                                                                                    Ну И ну какая жалость только две у нас осталось.                                          

    (выставить два пальца).                                                                                          

    Эта новость так грустна  осталась Белочка одна.                                               (выставляем один палец).                                                                                                       Пока мы с тобою считали Белочки от нас сбежали.                                                  

    (руки разводим в стороны).

    Детеныши дикие животные

    Это зайчонок, это бельчонок,

    Это лисенок, это волчонок,

    (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).

    А это спешит, ковыляет спросонок

    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

    (вращают большим пальцем).

    Детеныши дикие животные

    Это зайчонок, это бельчонок,

    Это лисенок, это волчонок,

    (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).

    А это спешит, ковыляет спросонок

    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

    (вращают большим пальцем).

    0вощи

    У девчушки Зиночки

    Овощи в корзиночке:

    Дети делают ладошки "корзинкой".

    Вот пузатый кабачок

    Положила на бочок.

    Перец и морковку

    Уложила ловко.

    Помидор и огурец.

    (сгибают пальчики, начиная с большого).

    Наша Зина - молодец!

    (показывают большой палец).

     

    Фрукты

    Как у нашей Зины Фрукты в корзине:

    Дети делают ладошки "корзинкой".

    Яблоки и груши,

    Чтоб ребята кушали,

    Персики и сливы

    До чего красивы!

    (сгибают пальчики, начиная с мизинца).

    Вкуснее наших фруктов нет!

    (гладят живот).

    Спортсмены

    Чтоб болезней не бояться

    Надо спортом занимать

    Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

    Играет в теннис теннисист

    Он спортсмен, а не артист

    В футбол играет футболист

    В хоккей играет хоккеист,

    В волейбол - волейболист,

    В баскетбол - баскетболист.

    (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).

     

    Мебель

    Мебель я начну считать:

    Кресло, стол, диван, кровать,

    Полка, тумбочка, буфет,

    Шкаф, комод и табурет.

    (пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки).

    Много мебели назвал -

    Десять пальчиков зажал!

    (поднимают зажатые кулачки вверх).

    Пальчиковые игры для детей, пальчиковая гимнастика для детей, пальчиковые игры для детей 3 лет, пальчиковая гимнастика для детей 4 лет, пальчиковая гимнастика в стихах, пальчиковые стихи для детей

        Считалочка про пальчики

       Раз, два, три, четыре, пять,
    будем пальцы мы считать,
    Пять на правой, пять на левой,
    Знают это Таня с Севой.
    Вместе будет их десяток,
    Дружных, крепеньких ребяток.
    Дел у каждого – сполна!
    Мы дадим им имена.
    Вот – большой, или Большак.
    Помогать он всем мастак!
    Живет отдельно от других.
    Работать может за троих!
    За ним стоит Указка.
    Его конёк – подсказка.
    Он нам без промедленья
    Укажет путь к варенью.
    Вот – Середняк, или средний,
    Он третий, не последний.
    Спокойный, очень сильный,
    Как богатырь былинный.
    Четвертый – Сиротинка,
    Без имени детинка,
    С наперстком оловянным
    Зовется безымянным.
    А пятый – Коротышка,
    Проказливый мальчишка,
    Шалун и привереда,
    Мизинчик-непоседа!

    Источники:

    1. Анищенкова Е.С. "Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников": Пособие для родителей и педагогов.

    2. Савина Л. П. "Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников": Пособие для родителей и педагогов.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов                                                                                        Зачем нужно развивать мелкую моторику

                                                                  "Рука - это своего рода внешний мозг"                                                     Кант.

    Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у детей мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашу детей.                                                          

    Что такое "Игры с пальчиками" это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.                            Для обучения школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатление, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.  Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".

    Игры с пальчиками

    Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

    Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

    Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.                                       Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.               Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 - 3 раза.               При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.                        Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию ребенка. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.                                 Никогда не принуждайте! Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук.

    Весёлые упражнения

    Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.                           Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.                                                                             Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.                                              Заводить будильник, игрушки ключиком.                                                                          Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.                   Резать ножницами (желательно небольшого размера).                                        Конструировать из бумаги ("оригами"), шить, вышивать, вязать.                               Рисовать узоры по клеточкам в тетради.                                                                   Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).                                                                                                                     Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.                                                             Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.                     Делать пальчиковую гимнастику

    Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.                   Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем. Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно.

    Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

    В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.    

    Руки - инструмент тонкий, и "настраиваются" они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

    Группа игр с предметами

    Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания: катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; катать карандаш                                                                                        подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
    катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
     поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 

    Игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:  выполнить узор после выкладывания его взрослым;  по конечному результату (образцу);   по словесной инструкции;   выкладывание букв и цифр из веточек.  

    Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками

    Игры с крупами - не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме - фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки.

    Крупа. Очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. 
    Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка. Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Играя с крупами, пальчики ребенка станут более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.

    Клад. Насыпьте в ёмкость гречку, пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Предложите пересыпать гречку из одной ладошки в другую.  Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например из киндера, и предложить отыскать "клад". Смешайте, например две крупы в одной миске и дать задание ребенку разделить их и разложить по своим тарелочкам. Насыпьте в мелкую тарелочку, можно использовать небольшой поднос, манку и предложите ребенку что - нибудь нарисовать. Детям очень нравится данное упражнение, их фантазии просто нет предела. Можно завязать ребенку глаза и предложить на ощупь определить вид крупы. 

    Чтобы потом крупа не валялась по всему дому, выделите для игры специальное место: Играть можно в стульчике для кормления либо за обычным столом.  Можно поставить миски с крупой в неглубокий тазик или на поднос с бортиками, чтобы крупа не разбежалась по полу.  Кроме простого перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать.

    -Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.                                                        

    -Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.                                

    -Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.                                                                  

    -Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.                                                            

    -Перекладывать крупу с помощью пинцета.                                                                            

    -Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки.                          

    -Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

    Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагают сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь делать при этом вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки 2 грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что угодно: пуговицы, бусы, рожки, сушки и др. Можно составлять бусы из картонных треугольников, кружочков. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

    Песочная терапия. Податливость песка провоцирует желание создавать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Найдите большую коробку, заполните её на половину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно количество спрятанных игрушек можно увеличить. Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных.

    Аппликация. Если ребенок ещё мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки, а вы будете наклеивать их на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

    Лепка из пластилина, глины, соленого теста. Лепим колбаски, колечки, шарики. Режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками.

    Рисование, раскрашивание. Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисование различными материалами (карандашами, фломастерами, мелками, красками) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет её. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги). Для начала хорошо использовать: Обводку плоских фигур. Обводить можно всё: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку. Особенно подходят трафареты, формочки.

    Штриховка. Способствует подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Раскрашивание рисунков предполагает 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. 

    Виды штриховки: Раскрашивать короткими частыми штрихами;                              Раскрашивать мелкими штрихами с возвратом;                                                                              Штриховать только в заданном направлении;                                                                                    Не выходить за контуры;                                                                                                        Соблюдать параллельность линии.                                                                                               

    Кроме того для развития мелкой моторики можно использовать такие задания, как перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, закрывание и открывание крышек банок, пузырьков, разбор круп. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косичку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.

                      Упражнения на развитие мелкой моторики детей 3-5 лет

    Ладонь-кулак 
    Хочешь? Тоже делай так:                                                                                                                    То ладонь, а то - кулак. 
    (руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка "позиция "кулак"- "кулак""; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу "позиция "рука" - "кулак"; для усложнения увеличить темп движения).

    Крестики и нолики 
    У меня на столике 
    Крестики и нолики, 
    Захотел Илья Пятков 
    Сделать их из пальчиков 
    И фигурки у него 
    Получаются легко. 
    Захотите - научу 
    Девочек и мальчиков 
    Делать их из пальчиков? (кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: "крестики" - зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный); удерживать это положение как можно дольше; "нолики" - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.


    Мизинчик
    Маленький мизинчик 
    Плачет, плачет, плачет. 
    Безымянный не поймет: 
    Что всё это значит? 
    Средний пальчик очень важный, 
    Не желает слушать. 
    Указательный спросил: 
    - Может, хочешь кушать? 
    А большой бежит за рисом, 
    Тащит рису ложку, 
    Говорит: - Не надо плакать, 
    На, поешь немножко! 
    (кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга) 



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей 

    по чтению  художественной литературы

    в среднем дошкольном возрасте

    Детская книга уже более ста лет остается одним из главных средств воспитания детей. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. Детям 4 - 5 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой,  как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать! Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. 
    Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально "доводит" своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.                    Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.                                                                                                        

    Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:                                                    

    1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.                         2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 
    3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо в зависимости от содержания текста.                                                                              4. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.             5. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.