Взаимодействие с педагогами

Керимова Зухра Бадрутдиновна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Развитие у детей ориентировки во времени"

В Программе "Радуга" предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем, специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: "Если время есть, покажи мне его".                                                          

Как же ребенку показать время? 

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать? В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе.  

В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом.                                                                                                                         В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3. 5. 10 минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения на занятиях и вне занятий, в свободной деятельности дошкольников.

Время года. Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.

Зима или осень? Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д. Всего одна минута! Предложите детям представить, что может произойти в мире за одну минуту (секунду, час). Покажите лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и попросите представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По "возвращении" спросите, что ваш "путешественник" успел сделать в том волшебном мире.

После путешествий. После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д.

Ростомер. Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца? Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить! Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия".                                  Что изменилось за этот срок? 



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Особенности представлений о времени у дошкольников 

В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах. Формированию этих представлений способствуют, прежде всего, чёткий распорядок дня, в определённое время подъём детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры и др. Младшие дошкольники характеризуют время прежде всего по событиям, которые происходили непосредственно с каждым из них в течение дня и вызвали сильные эмоции. Постепенно они отходят от такого понимания времени и начинают связывать его с действиями в окружающей жизни. Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета, существующего отдельно: "Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?"- спрашивают дети. На индивидуальных и коллективных занятиях по математике, развитию речи, а также при ознакомлении с окружающим в свободное от занятий время воспитатель предлагает картинки с изображением действий детей, природных явлений той или иной части суток, организует упражнения с применением иллюстративного материала и без него, беседы с детьми, чтение рассказов, сказок. Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и использования временных терминов происходит чаще всего на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Например, воспитатель демонстрирует перед детьми две карточки и объясняет, что показанного длится долго, а что недолго, что будет скоро, что не скоро, что уже было и т.д. Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день - ночь, утро - вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определённые, характерные для отдельных частей суток, явления. При этом воспитатель опирается на детский опыт, активизирует их воспоминания о той или иной деятельности. Детей спрашивают: "Что нарисовано на картине? Когда солнце светит ярко? Что вы делаете в детском саду днём?". На этом самом занятии можно предложить рассмотреть картинку с изображением ночи. Воспитатель подводит детей к тому, что ночью темно, на небе бывают звёзды и месяц, как правило, ночью все спят. Аналогично воспитатель знакомит и с другими частями суток: утро-вечер. Можно также использовать картинки с ярко выраженными признаками той или другой части суток в природе и деятельности людей. Малыши анализируют картинки и соотносят определённые природные явления и определённую деятельность людей с частями суток. Закрепить эти знания можно в дидактической игре "Когда это бывает?". Суть игры заключается в том, что воспитатель перечисляет деятельность взрослых и детей, а дети узнают, когда это бывает. Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления об одной из особенностей времени- о его сменяемости , надо, начиная с младшей группы, упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий и других событий. Например, во время завтрака, вовремя занятий, во время прогулки воспитатель может спросить: "Что делаем сейчас? Что будем делать потом?". Во время таких упражнений педагог следит, насколько дети понимают ту или иные задания, применяют слова, понятия, ассоциируют их с нужными действиями и конкретными событиями. Ориентировка детей во времени тесно связана с их активной оперативной деятельностью. Упражнения на ориентировку во времени требует многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями воспитателя.

Особенности представлений о времени у детей средней группы

В этой возрастной группе уточняются представления детей о некоторых промежутках времени - частей суток (утро, день, вечер, ночь). Детей учат оценивать последовательность действий: было, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируется умения понимать и правильно обозначать протяжённость времени (долго-недолго, давно- недавно), обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах. Ознакомление детей пятого жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. Воспитатель выясняет, что они делали утром, вечером, днём, ночью. В качестве методических приёмов обучения широко используются: наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изображать кружочками, квадратами разного цвета. Одного чтобы сформировать представления о цикличности, периодичности времени, не следует постоянно обозначать части суток отдельными кружочками или квадратиками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг или квадрат, разделённый на части, и тогда ребёнок будет легко представлять непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части (утро, день, вечер, ночь), главное - чтобы прошли все части суток.                                                                                                  

Как словесный материал можно использовать рассказы, стихи, загадки:

Солнце глянуло в окно,                                                                                                        Зачирикали птички: - Хватит спать!                                                                                                  - Хватит спать! Просыпайтесь, нам пора уже вставать. (Утро)

Словесные характеристики дополняются красочной наглядностью: картинками, диапозитивами. Воспитатель уточняет с детьми последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки. Под влиянием обучения осознаётся, что всегда одни сутки сменяют другие.

Сутки, которые идут сейчас, сегодня, те, которые прошли, - вчера, а сутки, которые ещё не настали,- завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь. Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днём, вечером, ночью), что будут делать завтра. На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно - временные представления и понятия о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно. Знания о времени закрепляются и уточняются на всём протяжении пребывания детей в детском саду, но первостепенное значение имеют занятия по математике.

Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т.д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.                                                    

Временные понятия "сегодня", "завтра", "вчера" носят относительный характер; детям трудно их усвоить. В связи с этим необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: "Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?". Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх ("Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее"). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как научить ребёнка считать

                                                                     

Вроде бы нет ничего сложного: 1, 2, 3, 4, 5... Но что делать, когда малыш категорически отказывается понимать, что после 5 идет 6, а после 9 - 10. Он меняет цифры местами или вообще пропускает их, доводя тем самым родителей до нервного срыва. "Умный мальчик, а путается в таких мелочах! Что будет дальше?" Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или... испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать. Считай всегда, считай везде. Лингвисты уже давно заметили, что при изучении любого языка человеку легче всего выучить именно числительные. Если для изучения азбуки и письма необходимы особые условия, то, для того чтобы научиться считать, совершенно необязательно сидеть за столом с книжкой и карандашом. Считать можно повсюду: на прогулке, в транспорте, в детской, на кухне и даже в ванной. Малышу исполнилось два годика? Начинайте. Учите его считать от 1 до 5. Отправляясь на прогулку, посчитайте деревья, подъезды в доме, детей на площадке, машины. Считать можно все. Одевая ребенка, обратите его внимание на то, что носков всегда два, а колготки одни, варежек тоже две, а шапка одна, сапог двое и так далее и тому подобное. Вернувшись с прогулки, пересчитайте ботинки в коридоре. Пусть малыш подумает, сколько человек могут обуться в четыре ботинка. Читая книжку, обращайте внимание чада на иллюстрации. Пусть оно посчитает, сколько здесь нарисовано котят, сколько щенят, сколько мячиков.

Хорошо помогают в обучении счету и всевозможные стихи-считалочки. Кроме того, ребенок должен осознавать, что он учится считать не просто так: из этого можно извлекать пользу. Например, теперь он знает, как поровну разделить конфеты. А накрывая на стол, попросите малыша помочь: "Дай мне, пожалуйста, три ложки, три вилки и один ножик". Ребенок должен понимать, что умение считать помогает человеку, а не человек подстраивается под счет. "Мы кладем три ложки, потому что будем обедать втроем". А не наоборот: "Мы будем обедать втроем, потому что у нас на столе лежит три ложки".  Перед походом в магазин поделитесь с ребенком: "Нам столько всего нужно купить... Запомни: картошку, морковь, свеклу и лук - всего четыре покупки. Пожалуйста, напомни мне, чтобы я ничего не забыла". Перечисляя покупки, загибайте пальцы. Затем попросите малыша повторить весь список. В магазине, если ребенок не напоминает вам о том, что нужно взять, спросите его: "Ты не помнишь, что нам надо купить?" Сделав покупки, обязательно их пересчитайте. Если чего-то не хватает, задумайтесь и проверьте вместе еще раз. Почувствовав, что маме без него не справиться, ребенок сконцентрируется. А заодно и потренирует свою слуховую память и навыки в счете. Если маленький покупатель все вспомнил, похвалите его. И в следующий раз усложните задание.  Дома можно закрепить навыки счета игрой в магазин. С совсем маленькими детьми проще играть без денег. Кстати, трехлеток больше всего привлекает именно процесс оплаты. Причем играть можно как настоящими деньгами, так и любой "семейной валютой": пуговицами, фантиками, конфетами. Можно поощрять малыша за правильные подсчеты. Например так: "Раздели пять конфет на троих, а лишние можешь забрать себе".

Цифровая азбука

После того как ребенок научился считать, можно переходить к изучению цифр. Малыши обычно просто заучивают ряд чисел от одного до десяти. Главное, чтобы ребенок осознавал, что цифры обозначают количество конкретных предметов. Будь то три котенка, три шарика или три яблока - это всегда обозначается одной цифрой.  Детям очень нравятся всевозможные "книжки-липучки" и магнитные цифры, которые можно прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у малыша перед глазами, он и сам не заметит, как выучит их.

Когда ребенок усвоит ряд цифр от одного до десяти, можно вводить понятие "ноль". Предложите ребенку посчитать то, чего нет. "Если у нас есть яблоки, мы их можем посчитать. А если мы съели все яблоки - ничего не осталось - то есть "ноль яблок". Слово "ноль" означает: "ничего нет".  Детям постарше (в 4-5 лет) расскажите, как образуются числа. Положите в ряд десять счетных палочек - в древности десять сокращенно называли "дцать". Сверху положите одну палочку (желательно другого цвета). Получается "один" на "дцать" - "одиннадцать". Добавляя в верхний ряд по одной палочке, вы постепенно дойдете до двадцати. Затем можно рассказать, как образуются десятки: два десятка - "два-дцать", три десятка - "три-дцать" и так далее. Исключение составляет число сорок, которое в древности означало "очень много", и девяносто, которое переводится, как "девять до ста". Изучая счет от 1 до 100, не требуйте от ребенка мгновенного запоминания. Удобнее всего двигаться поэтапно, например, каждую неделю увеличивать свои знания на один десяток. Сначала от 1 до 10, потом до 20. На следующий день, прежде чем изучать новые цифры, повторите то, что прошли вчера. Двигаться дальше можно только тогда, когда ребенок твердо усвоил предыдущий материал. Так постепенно вы изучите счет от одного до ста. Только помните, что малыш должен не запоминать, а понимать счет. Математика основана на понимании, поиске закономерностей. Ребенок должен разбираться, по какому принципу цифры располагаются именно в таком порядке, а не в обратном. Для закрепления изученного материала предложите ребенку следующие задания:                        

- Какое число стоит перед 5, 9, 21, 46, 85, 100.                                                                            - Какое число стоит после 8, 16, 26, 57, 82, 99.                                                                               - Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13, 45 и 47.                                                                        - Какое число пропущено: 5, 6, 7, 9, 10.                                                                                

Если счет от 1 до 100 не вызывает затруднений, можно переходить к обратному счету. Удобнее всего демонстрировать обратный счет на руках, загибая пальцы, или при помощи счетных палочек. Начинать лучше с пяти. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. От того, какое у него более развито мышление: пространственное или воображение. Бывает, что малыш с легкостью производит сложные математические расчеты, а обратный счет вызывает затруднения. Не давите на ребенка.  Показывайте ему обратный счет на конкретных примерах, например, спускаясь в лифте.

Прикладная математика

Современные первоклашки умеют пользоваться калькулятором и даже компьютером, но они совершенно не умеют считать в уме. На самом деле мозг, как и мышцы, нуждается в постоянной тренировке. И именно устный счет с раннего детства способствует активному развитию умственных способностей.                          Многие родители считают, что их трех - четырех - пятилетний ребенок еще не дорос до занятий устным счетом.

Но готовность к занятиям математикой проявляется не вдруг, она формируется. И если ее не развивать, она может не проявиться и к десяти годам. Уже с трех лет, одновременно с цифрами, можно в игровой форме преподносить ребенку первые уроки математики. Вот увидите, результат превзойдет даже самые смелые ваши ожидания. Объясните ребенку такие понятия, как "больше - меньше". Читая книжку, обращайте внимание малыша на рисунок. Пусть он посчитает, сколько нарисовано цветочков, бабочек. Хватит ли всем бабочкам по цветочку? Кого больше: цветов или бабочек? Играя в кубики, посчитайте их. Пусть чадо покажет, каких кубиков больше: больших или маленьких, красных или желтых, пластмассовых или деревянных. Первое время ребенок может путать понятия "большой и маленький кубик" и "каких кубиков больше", но это не страшно. Главное тренировка.  Для объяснения понятия "поровну" подойдут такие примеры: "У Маши две куклы и у Лены две куклы. У кого кукол больше?.. Ни у кого! У них игрушек поровну". Предложите ребенку разделить поровну четыре яблока на двух человек, шесть яблок на двух человек, шесть яблок на трех человек... Затем можно переходить к простым логическим задачкам: "На ветке сидело 4 белки, у каждой белки по орешку. Сколько всего орешков?" Получается? Значит, настало время осваивать элементарные математические действия: плюс, минус, равно. "У тебя было одно яблоко. Дали еще одно. Стало два яблока". Счет до 10 удобнее всего проходить на пальцах - это еще и полезная для пальцев гимнастика. Чтобы сложить 2 и 4, надо поднять на одной руке 2 пальчика, а на другой - 4 и сосчитать, сколько их всего "открыто". То же самое можно выполнять на конфетах, счетных палочках, игрушках. Бесполезно говорить ребенку: "Запомни: 5+3 будет 8". Ребенок должен понять сам механизм счета: сначала надо посчитать, сколько было, потом - сколько прибавили, а затем только - сколько стало.  Аналогичным образом объясняется и вычитание: сперва считается, сколько было, затем - сколько надо отнять, и потом - сколько осталось. Запомнить следует только то, что при сложении получается больше, чем было, а при вычитании, наоборот, меньше. Объясните ребенку, что в какой бы последовательности мы ни складывали предметы, результат получается один и тот же. Например, если мы сначала положим на стол три яблока, а затем две груши, то всего на столе окажется пять фруктов. И если мы сначала положим две груши, а потом три яблока, то все равно на столе будет пять фруктов. Таким простым образом вы объясните ребенку один из важных законов сложения: "От перемены мест слагаемых сумма не меняется". Сейчас в продаже появился огромный выбор книг и пособий по раннему развитию. Но прежде, чем предлагать их ребенку, внимательно изучите их сами. Избегайте примеров, которые содержат фразы типа "угадай, сколько получится", "определи без расчетов". Это в корне неверный подход к занятиям математикой.  Математика - точная наука. Она считает, а не угадывает. Нельзя учить ребенка счету на вопросах типа "угадай" или "догадайся", так как они имеют неоднозначные ответы. При такой постановке вопроса малыш может решить, что правильный ответ надо именно угадывать, а не вычислять. Часто можно услышать, как мамы первоклассников жалуются, что у их ребенка гуманитарный склад ума и совершенно нет способностей к математике. На самом деле, для занятий математикой не требуется обладание особыми способностями. Математические вычисления сами по себе способствуют повышению умственных способностей ребенка, развивают смекалку, память и формируют логическое мышление.

Играем и запоминаем цифры

Ваши дети знают еще не все цифры, а называют или "узнают” лишь некоторые из них. Они путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

Назови имя цифры. Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется, какие цифры знает ребенок и где он их видел.

Узнай цифру на ощупь. Предлагаются цифры в виде объемных фигур ("формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

Сделай цифру. Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать из теста "вкусные цифры". Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

Раскрась цифру. Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

Рисуем и угадываем. Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

Преврати цифру в смешную фигурку. Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в "человечков”, "зверюшек” или другие смешные фигурки.

Найди свою цифру. На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти "свою”.

Нарисуй столько же. Ребёнок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

Выполни движение. Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

Цифры на кубиках. Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

Подбери пары. К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

Правильно ли это? Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

Найди такую же. На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

Пронумеруй предметы. Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. "Выпадать” из нумерации могут сначала 1-2 цифры, а потом больше.

Определи соседнюю. Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать "соседей”.

Наклей цифры. Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

Какая цифра убежала? Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

Что перепуталось? На столе карточки с цифрами перевернуты "вверх ногами” или "вниз головой”, или даны в "зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

Назови и выложи. Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

Опиши цифру. Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

Напиши цифры. Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

Укрась цифрами. Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

Обозначь порядок цифрами. Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

Догадайся и напиши цифру. Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши - на единицу,  -крючок от вешалки - на двойку, бублик - на ноль и т.д.

Учимся играя

Развивающая игра "Спичечный поезд"

Цели: учить ребёнка различать цвета, цифры, развивать мелкую моторику в игровой форме.

Ход игры: Итак, для "Паровозика со спичками" необходимо взять 9 спичечных коробков, цветную бумагу, ножницы, клей, пальчиковые краски, "липучки", спички (счётные палочки). Ребёнок достаёт спички (счётные палочки) из коробков. Каждый коробок ребёнок обклеивает бумагой разных цветов, т. е. делаем их совершенно непохожими на другие коробки. Вырезаем столько цифр, сколько коробков (9) и присваиваем каждому "вагончику" свой номер. Пассажирами у нас выступают спички-сестрички. Количество и цвет спичек (палочек) зависят от того, в каком "вагончике" они будут путешествовать. Например, в жёлтом вагоне с цифрой "1" будет ехать одна жёлтая спичка, а в зелёном вагоне с цифрой "2" будут ехать две зелёные сестрички и т.д. "Пассажиров" разукрашиваем пальчиковыми красками.
На вагончики наклеиваем "липучки", чтобы в дальнейшем, когда все "пассажиры" займут свои места, наш поезд отправился в увлекательное путешествие.

Весёлое знакомство с цифрами

Часто дети после того, как выучат устный счёт, испытывают сложности с изучением соответствующих зрительных образов - цифр. Для некоторых детей графические образы слишком абстрактны, поэтому они не могут ни запомнить цифр, ни соотнести их с числом. Также может возникнуть проблема путаницы похожих изображений: 4, 7 и 1, 6 и 9, 3 и 8. Особенно важно устранить этот пробел до поступления в школу, ведь мама сможет заниматься с дошколёнком в комфортном для него темпе, и будет чутко реагировать на возникающие трудности.

Итак, учим цифры. В первую очередь нужно показать ребёнку на сходство между изображениями определённых цифр и предметами домашнего обихода. Поиграйте с малышом, возможно, у него возникнут свои ассоциации. Нарисуйте как предмет, так и цифру. С таким "обучающим пособием" можно придумать массу игр на запоминание, особенно, если каждый рисунок будет на отдельной карточке. Например, попросите ребёнка показать, какая цифра спряталась в определённом рисунке, пусть найдёт соответствие на карточках с цифрами. И наоборот - какая цифра похожа на бантик, а на косу?

Ещё интереснее и от этого легче будет ребёнку, если к каждой цифре вы сможете рассказать коротенький стишок. Помните: "Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею"? Запоминаем смешной стишок и совершенно незаметно при этом учим цифры. Очень интересной может стать для ребёнка игра на узнавание очертаний цифр на ощупь. Для этого нужно либо слепить цифры из пластилина или пластики, либо вырезать из плотного картона.

"Учим цифры - складываем пазлы"

Можно самостоятельно сделать пазлы, распечатав или нарисовав цифры на квадратах небольшого размера и разрезать на несколько частей (в зависимости от умений малыша - пополам, на три, четыре и шесть). Конечно, ребёнку будет легче, если каждой цифре будет соответствовать свой цвет. Пусть ребёнок попробует понять, какую цифру вы написали на его спинке, затем предложите "написать" цифру ему. Обязательное условие - писать с нажимом и цифру большого размера. Цифры можно ввести в ежедневную жизнь малыша, в его привычные занятия. Например, во время приготовления пищи можно складывать цифры из макарон, лепить их из теста. Лепка цифр из пластилина также поможет вашему малышу запомнить очертания цифр, ведь легче всего запоминается то, что делаешь сам, а если это ещё и увлекательно и интересно, да с любимой мамой… Можно скручивать цифры из проволоки и обводить по заданному шаблону по пунктирной линии. Творите, выдумывайте и пробуйте!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как научить ребенка ориентироваться во времени

Многих родителей волнуют вопросы, когда начинать развивающие занятия, на которых кроху можно познакомить с часами, научить малыша ориентироваться в днях неделях. Разобраться в этих вопросах Вам поможет наша консультация.

ребенку проще всего будет понять слова "здесь" - это то, что можно потрогать или взять в ручки и "там" - это то, что пока не доступно, но если приложить усилия, то это тоже можно будет потрогать.

По мере развития ребенка, уже к двум годам малыш начинает понимать такие слова как "сейчас", "скоро", "недалеко". В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться во времени, но не по привычным нам минутам и часам, а по совершенным действиям. Например, если мама говорит пора вставать, то значит - наступило утро; пора ужинать - это вечер; спать - это ночь.                                                  Для двухлетнего малыша порядок дней недели, месяцы и часы ничего не значат.

В три года малыш начинает понимать существование таких понятий как "сегодня", "вчера" и "завтра".

К семи-восьми годам ребенок начинает понимать, что такое время, у него появляется чувство времени.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на чисто бытовых показателях.

Трехлетние малыши ассоциируют утро с таким понятием как "Мы еще не завтракали", а вечер – "Пора ложиться спать".

Такие слова как "сначала", "потом", "раньше", "после этого" помогают разграничить представление ребенка о времени. Чтобы ввести их в лексикон трехлетнего малыша, расскажите ему сказку про репку с использованием картонных или деревянных фигурок.

Покажите малышу календарь, расскажите, откуда взялись такие понятия как день, месяц и год. Если с очередностью дней недели можно подключить механическую память, то определение времени по часам потребуется больше времени и сил. Развивающие занятия по определение времени по часам можно начинать в 4,5-5 лет, потому что школьная учебная программа отводит на это только один учебный час, чего очень мало Сделайте для ребенка из плотного картона макет часов. Уберите с макета часов минутную стрелку. Нанесите на макет деления, подпишите цифры.  Расскажите ребенку, что от одной цифры до другой маленькая стрелка проходит за один час.

Попросите малыша покрутить стрелкой, пусть малыш самостоятельно выставит стрелку на двенадцать, потом на час, два и так далее. Попросите ребенка перевести стрелку на час вперед, затем на два часа вперед, спросите – если сейчас три часа, что показывали часы два часа назад, что будут показывать через час. Не торопите события, пусть малыш медленно, но верно двигается вперед.

Некоторым детям требуется и год для освоения времени. Только когда у Вашего ребенка сформируется четкий навык определения времени по часовой стрелке, можно вводить и минутную стрелку.

Нарисуйте деления для минутной стрелки. Спросите малыша, какая стрелка короче, какая длиннее.

Попросите малыша поставить большую стрелку на двенадцать, а маленькую пусть выставляется на час, два, три и так далее. Когда ребенка перестанет смущать большая стрелка можно ее передвинуть на пять делений.

Объясните малышу, что прошло пять минут. Спрашивайте малыша, где будет минутная стрелка, если пройдет 10, 15 минут? Раскрасьте часы разными часами, так проще малышу будет запомнить такое понятие как "четверть часа".

Составьте вместе с ребенком распорядок дня.

Например, завтрак – 8.00, обед – 14.00 и т.д.

Рядом с каждым событие нарисуете циферблат без стрелок, а малыш пусть дорисует стрелки.

Так же хорошо "работают" и песочные часы.

Предложите малышу сделать какое то дело за 1, 3, 5 минут, сравните результаты. В этом возрасте ребенок сам вам даст ответ и пояснения, почему за 1 минуту он раскрасил меньше яблок, чем за 5! 

Научившись определять время, ребенок сможет организовывать свой день, а к семи годам он уже станет пунктуальным как взрослый.

Появление у ребенка "чувства времени" сделают ребенка более любознательным и способным к теоретическому мышлению, помогут не потеряться во времени.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

Методика работы с книгой в процессе ознакомления с художественной литературой

(старший дошкольный возраст)

Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других.

Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

- на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;

- вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

В соответствии с этим можно выделить основные   методы ознакомления с художественной литературой:

        - чтение воспитателя по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

        - рассказывание воспитателя, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

- заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему), требующее от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой, передачи мыслей, чувств автора;

        - инсценирование, способствующее посредством развития наглядно-образного мышления ребенка   не только дословному запоминанию им текста, но и отработке интонационной выразительности речи.   

Детям младшего дошкольного возраста рассказывают небольшие произведения, а среднего и старшего возраста читают по книге довольно значительные по объему фольклорные и литературные сказки, рассказы, повести, рассказывают наизусть стихи.

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях. Традиционно выделяются несколько типов занятий:

1.        Чтение или рассказывание одного произведения.

2.        Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями,  принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).

4.      Чтение и рассказывание  с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Занятия, посвященные ознакомлению дошкольников с литературными произведениями, требуют от воспитателя определенной подготовки.

Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:

       - подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

       - постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

       - отбор методов работы с книгой.

На этапе подготовки воспитателя к чтению художественного произведения главное внимание рекомендуется уделять решению не только воспитательных задач, но и литературных. Для этого необходимо определение замысла автора, выявление подтекста, оценка характеров персонажей, выявление своеобразия художественных средств, с помощью которых реализуется замысел автора, – композиции, средств выразительности и других.

Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом

заключается   главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно.

Литературная задача является обучающей: ради нее и читается детям книга, которая их увлекает, развлекает и обучает, обобщая опыт, необходимый каждому, кто вступает в жизнь. Литературная задача поможет сформулировать и другую программную задачу – воспитательную.

При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на   изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.

На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов,назначение которых – облегчить детям процесс слушания и понимания текста. Среди них можно выделить:

       - основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;

       - вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);

       - словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.  

После литературного анализа произведения и выбора приемов, облегчающих процесс слушания, рекомендуется методическая разработка самого занятия. Воспитатель должен наметить вопросы для обсуждения прочитанного, обдумать возможность использования иллюстраций, способы толкования незнакомых для детей слов и выражений и другие методические аспекты.

В структуре типичного занятия по художественному чтению и рассказыванию выделяют следующие части:

1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:

-беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

-показ иллюстраций;

-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

2)  первичное знакомство с произведением в процессе  выразительного чтения текста воспитателем.

3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4)  повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова,   связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или  иного произведения.

Остановимся подробнее на требованиях к рассказу об авторе произведения:

- факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т.е. опираться на известные в литературоведении материалы;

- рассказ должен быть доступным ребёнку-дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология непонятна ребёнку). Можно использовать перифразы, например: «это было очень давно, когда не было ещё не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек» и т.п.;

- рассказ должен быть близок детским интересам, т.е. в нём должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, литературном творчестве;

- рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.);

- в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра фильмов и т.д.

Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и  фамилии автора.

Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем. Нецелесообразно во время чтения или рассказывания отвлекать детей от восприятия текста разными объяснениями,   вопросами, поскольку художественный образ оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем все его толкования и объяснения.

                 По окончании чтения или рассказывания, пока дети находятся под сильным впечатлением, необходима небольшая пауза, чтобы дать им возможность разобраться в собственных чувствах. Можно поделиться с детьми своим впечатлением о прочитанном: «Какой славный Мальчик-с-пальчик! Как он ловко обманул великана!»

Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения  углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

1.  Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:

     -Что больше всего понравилось в произведении?

     -Кто больше всех понравился?

     -Нравится или не нравится тот или иной герой?

2.  Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

     -Кто вам больше всех понравился и почему?

3.  Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:

     -Почему так произошло?

4.  Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:

     -Вспомните, как автор назвал…

     -Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе – …

5.  Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

6.  Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:

     -Зачем писатель рассказал нам эту историю?

     -Как бы вы назвали этот рассказ?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его,  выразить словом возникшие при слушании мысли и переживании.   

 Необходимо также иметь в виду, что вопросов, которые предлагаются детям, не должно быть слишком много. Постановка вопросов определяется содержанием конкретного произведения и педагогическими задачами. Но в любом случае они должны побуждать ребенка к размышлению, помочь ему увидеть скрытое художественное содержание.

Последняя часть занятия   представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Она должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. По мнению Л.М. Гурович, в памяти детей должно остаться само произведение, а не беседа «по поводу», хотя ее продолжительность может превышать само чтение. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов.

Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, -  рассматривание  иллюстрации.  

У детей старшей группы  (пять-шесть лет)   предполагается формировать следующих умения:

- устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;

- не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;

- понимать скрытые мотивы поступков героев;

- эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;

- выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;

- характеризовать нравственные качества персонажей;

- различать жанровые особенности  стихотворных и прозаических произведений;

- обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

В подготовительной группе (шесть-семь лет) дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст. В связи с этим в данном возрасте должны быть сформированы следующие умения:

- проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;

- осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;

- в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;

- выделять композиционные особенности произведений;

- различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;

- понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;

- воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.