Республиканский конкурс "Лучший наставник Республики Тыва - 2024"

Кол Алексей Дмитриевич

image

Министерство образования Республики Тыва

image

ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации им. Народного учителя Республики Тыва Р.Р. Бегзи

Республиканский конкурс профессионального мастерства

«Лучший наставник Республики Тыва – 2024»

 

КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧАСТНИКА

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 8.

Основные показатели наставнической программы

Показатели программы и их значения

Показатель

Тип показателя

Базовое значение

Период

2024

  1. Количество педагогов,

охваченных программой (прошедших обучение)

Всего

основной

10

162 (31%)

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба»

основной

8

45 (58%)

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ

основной

0

15 (44%)

МБУ Ийская СОШ

основной

0

15 (41%)

МБООУ Ийская СОШИ

основной

0

5 (28%)

МБОУ Сыстыг-Хемская ООШ

основной

0

1 (50%)

МБОУ Хамсыринская НОШ

основной

0

1 (50%)

МБОУ Самагалтайская СОШ №2 им. Монгуш А.О.

основной

0

20 (29%)

МБОУ Суг-Аксынская СОШ им. Тувинских добровольцев

основной

0

20 (31%)

МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сат с. Чаа-Холь

основной

1

20 (23%)

МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем

основной

1

20 (16%)

в том числе:

1.1. задействованы в качестве наставника

основной

3

20 (12%)

1.2. задействованы в качестве наставляемых

основной

0

142 (88%)

  1. Количество педагогов, успешно использующих смарт-технологии в работе

Всего

основной

10

122/162 (75%)

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба»

основной

8

35/45 (78%)

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ

основной

0

10/15 (67%)

МБУ Ийская СОШ

основной

0

10/15 (67%)

МБООУ Ийская СОШИ

основной

0

5/5 (100%)

МБОУ Сыстыг-Хемская ООШ

основной

0

1/1 (100%)

МБОУ Хамсыринская НОШ

основной

0

1/1 (100%)

МБОУ Самагалтайская СОШ №2 им. Монгуш А.О.

основной

0

15/20 (75%)

МБОУ Суг-Аксынская СОШ им. Тувинских добровольцев

основной

0

15/20 (75%)

МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сат с. Чаа-Холь

основной

1

15/20 (75%)

МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем

основной

1

15/20 (75%)

в том числе:

2.1. наставники

основной

3

20/20 (100%)

2.2. наставляемые

основной

0

102/142 (72%)

  1. Количество педагогов по использованию инструментария программы

Всего

основной

10

122 (100%)

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба»

основной

8

35 (100%)

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ

основной

0

10 (100%)

МБУ Ийская СОШ

основной

0

10 (100%)

МБООУ Ийская СОШИ

основной

0

5 (100%)

МБОУ Сыстыг-Хемская ООШ

основной

0

1 (100%)

МБОУ Хамсыринская НОШ

основной

0

1 (100%)

МБОУ Самагалтайская СОШ №2 им. Монгуш А.О.

основной

0

15 (100%)

МБОУ Суг-Аксынская СОШ им. Тувинских добровольцев

основной

0

15 (100%)

МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сат с. Чаа-Холь

основной

1

15 (100%)

МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем

основной

1

15 (100%)

в том числе:

3.1. Искусственный интеллект

основной

0

122 (100%)

3.2. Облачные технологии

основной

0

30 (25%)

        3.3. Региональный компонент. Тыва

основной

0

90 (74%)

3.4. Оценка и мониторинг

основной

0

80 (66%)

3.5. Анализ больших данных

основной

0

20 (16%)

3.6. Образовательная траектория

основной

0

50 (41%)

  1. Изменения в качестве образования образовательных организаций, внедривших наставническую программу (планируемый показатель на 2025г.)

Всего

основной

не опр

+3,1%

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба»

основной

38%

43% (+5)

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ

основной

не опр

+4%

МБУ Ийская СОШ

основной

не опр

+4%

МБООУ Ийская СОШИ

основной

не опр

+3%

МБОУ Сыстыг-Хемская ООШ

основной

не опр

+0,5%

МБОУ Хамсыринская НОШ

основной

не опр

+0,5%

МБОУ Самагалтайская СОШ №2 им. Монгуш А.О.

основной

не опр

+5%

МБОУ Суг-Аксынская СОШ им. Тувинских добровольцев

основной

не опр

+4%

МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сат с. Чаа-Холь

основной

не опр

+5%

МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем

основной

не опр

+5%

5.        Вовлеченность обучающихся и родителей

Всего

дополн.

-

1742

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба»

дополн.

-

350

МБОУ Адыр-Кежигская СОШ

дополн.

-

100

МБУ Ийская СОШ

дополн.

-

100

МБООУ Ийская СОШИ

дополн.

-

40

МБОУ Сыстыг-Хемская ООШ

дополн.

-

1

МБОУ Хамсыринская НОШ

дополн.

-

1

МБОУ Самагалтайская СОШ №2 им. Монгуш А.О.

дополн.

-

200

МБОУ Суг-Аксынская СОШ им. Тувинских добровольцев

дополн.

-

200

МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сат с. Чаа-Холь

дополн.

-

350

МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем

дополн.

-

400

в том числе:

1.1. обучающиеся (Ученическое самоуправление)

дополн.

-

1200

1.2. родители (законные представители) (Родительский комитет)

дополн.

-

542



Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Тыва

ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации им. Народного учителя Республики Тыва Р.Р. Бегзи

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Тоора-Хем им.Л.Б. Чадамба»

Рассмотрена

на педагогическом совете школы

протокол от 10.02.2016 г. №4

Утверждена

директором школы

приказ от 11.02.2016 г. №19

Программа обновлена,

внесены изменения и дополнения приказ от 28.08.2023 г. №147

в рамках республиканского конкурса профессионального мастерства

«Лучший наставник Республики Тыва – 2024»

НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«Умные технологии в образовании: наставническая практика для педагогов, работающих в сельских школах»

C:\Users\ПК\Downloads\qr11645127.png

Автор: Кол Алексей Дмитриевич,

педагог дополнительного образования,

Советник директора по воспитанию и

взаимодействию с детскими

общественными организациями,

учитель родного языка и литературы

первой квалификационной категории

Кызыл – 2024


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…3

Основная часть…………………………………………………………….………5

Список использованной литературы…………………………………………...10

Приложение 1. Положение о наставнической программе

Приложение 2. Форма индивидуального плана развития участника программы

Приложение 3. Договор о наставничестве

Приложение 4. Форма отзыва наставника об успехах и достижениях наставляемого

Приложение 5. Форма отчета участника программы о результатах работы

Приложение 6. Критерии оценки результатов наставнической программы

Приложение 7. Модель наставнической программы

Приложение 8. Основные показатели наставнической программы

Приложение 9. Мониторинг наставнической программы

Приложение 9.1. SWOT-анализ наставнической программы

Приложение 9.2. SMART-анализ наставнической программы

Приложение 10. Анализ данных опроса среди педагогических работников

Приложение 11. Качественные и количественные результаты программы

Приложение 12. Подтверждающие документы (приказы, договоры, отзывы, свидетельства, сертификаты, дипломы, грамоты)


ВВЕДЕНИЕ

Современные образовательные процессы требуют от педагогов применения новых подходов и методик, способных обеспечить качественное образование для каждого ребенка, независимо от его места жительства и социально-экономических условий.

В связи с этим, наставническая программа «Умные технологии в образовании: наставническая практика для педагогов, работающих в сельских школах», реализуемая на базе МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба» (далее – школа) является актуальным и необходимым инструментом для развития образовательного процесса в сельской местности.

Использование умных технологий в образовательном процессе становится все более актуальным в современном мире. Сегодня мы живем в эпоху цифровизации, когда информация и знания доступны в любой точке мира благодаря Интернету. Это особенно важно для педагогов, работающих в отдаленных сельских школах.

Применение умных технологий позволяет учителям расширить свой кругозор, получить доступ к новым методикам и материалам, а также улучшить качество обучения. Например, использование интерактивных досок, панелей и мультимедийных презентаций помогает сделать уроки более интересными и запоминающимися для учеников. Кроме того, Интернет-ресурсы предоставляют возможность дистанционного обучения, что особенно полезно для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать школу.

Смарт-технологии в образовании включают в себя множество аспектов, таких как использование цифровых технологий, интерактивных методов обучения, анализ больших данных для оптимизации учебного процесса и улучшение коммуникации между учителями, учениками и родителями. Вот некоторые из технологий, которые могут быть использованы в образовательных организациях в условиях сельской местности:

- электронные дневники и журналы: позволяют учителям быстро и удобно сообщать об оценках, домашних заданиях и другой информации для учащихся и их родителей;

- онлайн-платформы для обучения: предоставляют возможность дистанционного обучения, доступ к образовательным ресурсам и материалам, а также позволяют учителям контролировать процесс обучения;

- интерактивные доски, панели и проекторы: обеспечивают более эффективное взаимодействие между учителем и учениками, позволяя демонстрировать учебные материалы и проводить дискуссии;

- виртуальная и дополненная реальность: используются для создания интерактивных образовательных сред, имитирующих реальные ситуации или расширяющих возможности обучения;

- системы управления классом: помогают учителю контролировать посещаемость, успеваемость и поведение учеников в классе;

- облачные технологии: позволяют хранить и обмениваться учебными материалами, а также обеспечивают доступ к ним с любого устройства, имеющего доступ в интернет;

- социальные сети и мессенджеры: используются для общения между учениками, учителями и родителями, обмена информацией и организации совместных проектов;

- геймификация: применение игровых элементов в учебном процессе для повышения мотивации и вовлеченности учеников.

Одним из ключевых инструментов в контексте смарт-технологий является искусственный интеллект, который может использоваться в школах для различных целей, таких как:

- автоматизация административных задач, таких как обработка заявок, составление расписаний и управление ресурсами;

- помощь в обучении, например, путем создания персонализированных учебных планов и рекомендаций, а также анализа поведения учащихся и прогнозирования их успехов;

- улучшение коммуникации между учителями, учащимися и родителями путем автоматизации ответов на часто задаваемые вопросы и предоставления информации о событиях и новостях школы;

- поддержка принятия решений на основе анализа больших данных, таких как успеваемость учащихся, посещаемость и результаты тестов;

- создание виртуальных помощников для учащихся, которые могут помогать им в выполнении заданий и предоставлять рекомендации по изучению материала.

Однако, применение умных технологий требует от педагогов определенных навыков и знаний. Они должны уметь работать с современным оборудованием, использовать различные программы и приложения для обучения, а также адаптировать свои методы под новые реалии. Поэтому для учителей, работающих в сельской местности, особенно важно проходить курсы повышения квалификации и участвовать в различных обучающих программах, которые помогут им освоить новые технологии и методы обучения.

Настоящая наставническая программа призвана, с одной стороны, решить вопросы обучения педагогов, с другой, обеспечить практическую реализацию поставленных задач.

Таким образом, использование умных технологий в образовании является важным шагом на пути к модернизации образовательного процесса и улучшению качества обучения.


УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ:

НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

Аннотация

Наставническая программа представляет собой наставническую практику для педагогов, работающих в сельских школах. Программа реализуется с целью внедрения инновационных технологий в образовательный процесс для повышения качества обучения и создания благоприятных условий для профессионального роста педагогов. Программа рассчитана на работу с педагогами разных уровней опыта - от начинающих специалистов до опытных учителей.

Сроки реализации

        Основой для разработки данной наставнической программы стала результативность программы «Использование инновационных технологий», реализованной на базе МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба» с 2016 по 2023 годы.

Сроки реализации наставнической программы составляют 8 месяцев:

октябрь, 2023 – май, 2024.

За это время участники программы смогут получить необходимые знания и навыки для успешной работы со смарт-технологиями в образовании.

Этапы реализации

  1. Определение целей и задач наставнической программы. На этом этапе необходимо определить, какие результаты и изменения ожидаются от реализации программы.
  2. Разработка программы. Необходимо составить план мероприятий, определить сроки и ответственных за каждый этап.
  3. Подбор наставников. Важно выбрать опытных и квалифицированных специалистов, которые смогут передать свои знания и навыки участникам программы.
  4. Формирование групп наставников и участников. Участники должны быть разделены на группы, исходя из их потребностей и интересов.
  5. Обучение наставников. Наставники должны пройти обучение и получить необходимые знания и навыки для работы с участниками программы.
  6. Реализация программы. На данном этапе наставники проводят работу с участниками, передают им свои знания и помогают в решении возникающих вопросов.
  7. Оценка результатов программы. После завершения программы необходимо провести оценку ее эффективности, определить достигнутые результаты и выявить возможные проблемы.
  8. Анализ и улучшение программы. На основе результатов оценки необходимо провести анализ и определить, какие изменения необходимо внести в программу для повышения ее эффективности.
  9. Распространение опыта. Важно поделиться результатами программы с другими организациями и специалистами, чтобы они могли использовать полученные знания и опыт в своей работе.
  10. Мониторинг и контроль.

Место реализации

        Основной площадкой для реализации практики является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Тоора-Хем имени Леонида Борандаевича Чадамба».

        Дополнительными площадками могут быть образовательные организации Тоджинского кожууна, других кожуунов Республики Тыва, а также Институт развития национальной школы, Тувинский институт развития образования и повышения квалификации, Тувинский государственный университет (по согласованию). Данные площадки также выступают социальными партнерами наставнической программы.

Описание проблемы

Наставническая программа по внедрению смарт-технологий для учителей призвана решить ряд проблем, связанных с внедрением новых технологий в образовательный процесс. Во-первых, это проблема недостаточной квалификации учителей в области использования смарт-технологий. Во-вторых, это проблема отсутствия доступа к качественным образовательным ресурсам в сельской местности. В-третьих, это проблема низкой мотивации учителей к использованию новых технологий в своей работе. Программа направлена на решение этих проблем путем формирования у педагогов необходимых навыков работы с технологиями, обеспечения доступа к образовательным ресурсам и создания условий для профессионального роста учителей.

Актуальность

Актуальность нашей программы обусловлена несколькими факторами.

- Быстрый рост и развитие смарт-технологий: с каждым годом появляются новые инструменты и платформы, которые могут существенно улучшить качество образовательного процесса. Учителя должны быть в курсе этих изменений и уметь применять их на практике.

- Изменение требований к образованию: современные ученики растут в мире, где смарт-технологии являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Чтобы успешно конкурировать на рынке труда, они должны обладать навыками работы с цифровыми технологиями.

- Повышение конкуренции между школами: многие учебные заведения уже активно используют смарт-технологии, что делает их более привлекательными для учеников и родителей.

- Ускорение процесса обучения: смарт-технологии позволяют ученикам быстрее и эффективнее усваивать новые знания, что особенно важно в условиях современного мира, где информация обновляется очень быстро.

Целевые группы

        В рамках реализации наставнической программы мы рассматриваем следующие основные целевые группы:

- начинающие педагоги, работающие в сельских школах;

- опытные учителя, готовые внедрять инновационные технологии в образовательный процесс;

- педагоги, желающие повысить свою квалификацию и профессиональные навыки;

- руководители образовательных учреждений, заинтересованные во внедрении современных технологий и методик обучения;

- специалисты муниципальных органов управления образованием, занимающиеся вопросами повышения квалификации педагогов.

Цель

Целью данной программы является внедрение умных технологий в образовательный процесс МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба», в дальнейшем – образовательных организаций Тоджинского кожууна и других муниципалитетов Республики Тыва, а также подготовка и поддержка педагогов в их использовании.

Задачи

Задачи программы включают в себя:

- формирование у педагогов навыков работы с современными технологиями;

- обеспечение доступа к образовательным ресурсам;

- разработка индивидуальных образовательных траекторий для учащихся;

- создание благоприятных условий для профессионального роста и развития педагогов.

Методы реализации

Программа предполагает работу с различными категориями педагогов: от начинающих специалистов до опытных учителей, готовых внедрять новые подходы и методики. Обучение будет проводиться в формате наставничества, где опытные педагоги, владеющие современными технологиями и методиками, будут передавать свои знания и опыт своим коллегам.

В рамках программы будут проводиться семинары, тренинги, мастер-классы, воркшопы и другие мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов и внедрение умных технологий в образовательный процесс. Кроме того, программа предусматривает создание специализированных методических материалов, которые помогут педагогам в их повседневной работе.

Опыт реализации

К проблемам, определяющих развитие сельской школы относятся:

- удаленность от центров культуры, науки и дополнительного образования;

- ограниченность в получении детьми разнообразного социального опыта;

- кадровая неукомплектованность.

Если наставническая программа разрабатывалась несколько лет назад, то мы включили бы, в первую очередь, такой фактор, как ограниченность обучающихся, педагогического коллектива и родительского сообщества в доступе к информационным и образовательным ресурсам. На примере МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба» данный фактор исключён, так как в 2023 году в школе проведён капитальный ремонт, полностью обновлена материально-техническая база. Также стоит отметить, что в 2019 году в школу проведён высокоскоростной интернет через оптоволоконную сеть. Таким образом, можно сказать, что образовательная организация полностью обеспечена для внедрения умных технологий в образовательный процесс.

Школа с 2016 года широко использует в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Лидером программы велась наставническая деятельность по использованию учителями ИКТ, формировались навыки уверенного пользователя цифровых технологий, наработан значительный опыт работы с электронными образовательными ресурсами. Данная наставническая программа тиражирована для педагогических работников Республики Тыва и Тамбовской области. В 2018 году с практикой ознакомлены участники Республиканской научно-практической конференции «Дни Чадамба в Тодже», а также в рамках Межрегионального интернет-проекта «Мост дружбы», где наша школа сотрудничала с тремя образовательными организациями Тамбовской области.

С появлением новых возможностей в сфере смарт-технологий наставническая программа обновлена: дополнена и изменена в соответствии с новыми вызовами и реалиями в образовательном пространстве. Появилась возможность масштабировать наставническую программу. Ведется комплекс мероприятий, направленных на широкое применение новых технологий педагогами, а также повышения уровня владения техническими и методическими аспектами внедрения данной системы с помощью наставников. В школе начата работа по широкому применению смарт-технологий в образовательном процессе. Выработан механизм поддержки и поощрения педагогов, использующих смарт-технологии, закуплены умные колонки, рассматриваются возможности оборудования кабинета для практических занятий с полным использованием смарт-технологий. Один из главных этапов работы – обучение педагогов. Так, проводятся образовательные интенсивы, семинары на уровне школы, Тоджинского кожууна и Республики Тыва. Стоит отметить, что школа является Региональной стажировочной площадкой, площадка даёт нам возможность для реализации в дальнейшем новую форму наставничества.

Информационное сопровождение

        Информационное сопровождение играет ключевую роль в любой образовательной программе, особенно в наставнической. Главным информационным партнером программы выступает научно-методический журнал для учителей «Башкы. Учитель» (http://irnsh.ru/zhurnal-bashky/), а также официальный сайт школы (https://school-toora-hem.rtyva.ru/), официальная страница школы ВКонтакте (https://vk.com/school668530), официальная образовательная сеть ns.portal (сайт автора: https://nsportal.ru/user/748705), научно-познавательный школьный журнал «ДилетантЪ». Автором программы готовится статья для публикации по теме наставнической программы «Вызов времени: смарт-технологии в образовании в условиях сельской школы (из опыта реализации программы наставничества)».

Описание результатов

        Внедрение наставнической программы с использованием умных технологий в образовании оказало значительное влияние на педагогов, работающих в сельских школах.

Во-первых, опытные и начинающие специалисты получили новые навыки и знания, необходимые для работы с современными образовательными технологиями. Это позволило им активно применять инновационные методики в образовательном процессе, делая его более интересным и эффективным для учащихся.

Во-вторых, благодаря программе был обеспечен доступ педагогов к обширным образовательным ресурсам, что позволило им разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика, учитывая их потребности, интересы и способности.

В-третьих, наставническая программа способствовала созданию благоприятных условий для профессионального роста педагогов. Они получили возможность обмениваться опытом и знаниями с коллегами, обсуждать возникающие вопросы и проблемы, а также принимать участие в различных мероприятиях, направленных на развитие их профессиональных компетенций.

Результативность программы наставничества, где наставляемые педагоги развили свои компетентности в новом направлении, а также широко использовали в своей педагогической практике цифровые ресурсы, можно описать результатами участия данных педагогов в конкурсах профессионального мастерства (см. Приложение 7, а также выставочные материалы).

В результате реализации данной программы ожидается повышение качества образования в МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба», а также сельских школах – партнерах программы наставничества, улучшение профессиональных компетенций педагогов, а также увеличение мотивации и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию сельских территорий, улучшению социального климата и обеспечению равных возможностей для всех жителей независимо от места проживания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мазанюк Е.Ф. Применение искусственного интеллекта в школах РФ: перспективы и неоднозначные последствия. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-iskusstvennogo-intellekta-v-shkolah-rf-perspektivy-i-neodnoznachnye-posledstviya (дата обращения: 07.02.2024)
  2. Моршин А.В. Глубинное машинное обучение / А.В. Моршин // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2019. - №3. – С. 2070-273
  3. Нейросеть. Пошаговое руководство по генерации картинок и текста / Нейросети ChatGPT, Midjourney. Инструкция для начинающих. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 128 с.
  4. Письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08/657 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях» URL: https://docs.cntd.ru/document/350611183 (дата обращения: 22.08.2023)
  5. Садыкова А.Р. Искусственный интеллект как элемент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы / А.Р. Садыкова, И.В. Левченко // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – 2020. – Т. 17. – №3. – С. 201-209
  6. Сулейманова, Н. Как сделать наставничество эффективным / Н. Сулейманова // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2020. – № 9. – С. 12–17
  7. Чурилова, В. С. Реализация модели наставничества в работе педагога естественно-научной и технической направленности в МБОУ ДО Кванториум / В. С. Чурилова, А. А. Лебедева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. – 2020. – № 3 (21). – С. 49–52
  8. Brown, A., & Lee, C. (2023). Artificial Intelligence in Rural Schools: Opportunities and Challenges. International Journal of Educational Technology, 15(4), 112-130.



Предварительный просмотр:

Кол Алексей Дмитриевич,

педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л.Б. Чадамба»

Педагогическое кредо: Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно. В.А. Сухомлинский

ЭССЕ

Я – наставник

Что такое наставничество?

Только ли передача знаний? По моему глубокому убеждению, наставничество – это и создание образа грамотного, оснащенного багажом знаний современного человека, но и, что наиболее важно, воспитание гармоничного человека с нравственными ориентирами, заложенными нашими предками. Это должен быть человек, вооружённый знаниями и умением добывать эти знания; человек, умеющий чувствовать и сочувствовать; открытый миру и несущий добро в этот мир; видящий красоту и умеющий её создавать.

Одним словом, наставническая деятельность – понятие ёмкое: это и обучение, и воспитание. И одно с другим тесно связано и переплетено.

Учительская судьба дала мне возможность участвовать в воспитании учеников целой школы, стать наставником для многих учителей. Это огромная ответственность, но и радость одновременно.

Что помогает мне преодолевать трудности и уверенно идти вперёд?

Во-первых, стены родной школы, где я постигал главное в жизни.

Во-вторых, моя семья и моя Тоджа. Ведь фамилия моя тоджинская – Кол, означающая «живущий у реки», а имя, отчество – русские. Алексей – защитник. Ну, а Дмитрий – земледелец.

И это очень символично: работу свою я строю с опорой на родную культуру, родные традиции тувинцев-тоджинцев и на культуру России, нашей общей Родины.

И эта поликультурность делает наставническую работу в школе интересной и своеобразной.

У меня большие планы. И осуществить их надеюсь с опорой на учительский и ученический коллективы.



Предварительный просмотр:

Утверждено

приказом Министерства образования

Республики Тыва

от «13» ноября 2023 г.

№1201 -д

ПОЛОЖЕНИЕ

о республиканском конкурсе профессионального мастерства

«Лучший наставник Республики Тыва - 2024»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения республиканского конкурса профессионального мастерства «Лучший наставник Республики Тыва - 2024» (далее – Конкурс) подготовлен и реализуется в соответствии с Положением.

1.2. Положение определяет место, сроки, требования к составу участников конкурса и представлению материалов, формирование жюри, конкурсные мероприятия.

1.3. Учредитель Конкурса - Министерство образования Республики Тыва (далее – Учредитель).

1.4. Организационно-техническое, методическое сопровождение конкурса обеспечивает Министерство образования Республики Тыва, ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации».

1.5. Участники республиканского Конкурса - победители муниципального этапа.

1.6. Принципами проведения Конкурса являются гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей участников.

1.7. В настоящем Положении используются следующие термины:

Лучшая практика – конкретные примеры реализации механизма, процедуры или методики принятия управленческих решений в области наставничества, которые позволяют достичь целей и задач, определенных настоящим Положением, и соответствуют общим критериям, предъявляемым к практикам.

Устоявшаяся практика - социальная практика реализуется и тиражируется как устойчивый комплекс действий, приводящих к заранее запланированным результатам.

Локальная практика – практика, реализуемая в рамках одной образовательной организации.

Сетевая практика – практика, реализуемая в рамках муниципалитета, с использование ресурсов разных образовательных организаций.

2. Цели и задачи конкурса

2.1. Цель Конкурса - развитие движения наставничества и тиражирование практик наставничества в Республике Тыва, повышение социального статуса наставника, признание роли, места в обществе и возможности его системного поощрения.

2.2. Задачи конкурса:

- выявление и тиражирование лучших практик наставничества;

- инициирование развития инновационных практик наставничества;

- активизация и повышение эффективности деятельности наставников в образовательных организациях Республики Тыва;

- формирование позитивного образа наставника;

-создание банка программных, методических и дидактических материалов сопровождения деятельности наставников Республики Тыва.

3. Участники конкурса

3.1. Конкурс является открытым мероприятием, в котором имеют право участвовать:

работники дошкольных образовательных учреждений;

педагоги начального, основного и среднего общего образования; 

преподаватели средних профессиональных учебных заведений;

преподаватели детских школ искусств;

тренеры спортивных школ.

3.2. В конкурсе принимают участие наставники образовательных организаций Республики Тыва, победители муниципального этапа «Лучший наставник – 2024» от каждого муниципального образования по 1 участнику;

3.3. Стаж педагогической работы и возраст участников не ограничиваются.

4. Номинации конкурса

4.1. «Традиционное педагогическое наставничество» - практика наставничества в форме эффективного сотрудничества педагогов внутри образовательной организации «педагог-педагог», «руководитель образовательной организации - педагог»).

4.2. «Наставничество в образовании и кружковом движении» - практика управления траекторией развития детей и подростков, уровнем мотивации и творческой активности, побуждением к поиску уникальных решений. Наставничество, как способ вдохновить на новое дело, и участие в его реализации от планирования до замещения дефицитных компетенций в команде инициаторов.

4.3. «Наставничество в сфере культуры и искусства»- практика наставничества с одаренной и талантливой молодежью в образовательных организациях в сфере культуры и искусства.

4.4. «Наставничество в сфере физической культуры и спорта» - практика наставничества в спорте, спортивные секции, подготовка к спортивным соревнованиям, сдаче ГТО и т.п.

4.5. «Наставничество в среднем профессиональном образовании» - практика наставничества, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний и навыков, наставничество как процесс сопровождения студентов.

4.6. «Сетевое наставничество» (формы наставничества «работодатель – студент (в том числе студент педагогического вуза/колледжа»), «педагог вуза/колледжа – молодой педагог образовательной организации», «педагог общего образования – педагог дополнительного образования», «социальный партнер – педагог образовательной организации», «работодатель – ученик», «студент – ученик»).

4.7. «Реверсивное (обратное) наставничество» - практика наставничества, при которых наставляемый является источником получения новых знаний и умений для наставника.

4.8. «Новый формат» (иные формы наставничества).

5. Сроки и этапы проведения конкурса

        5.1. Сроки и этапы проведения Конкурса:

школьный этап – 20 - 30 ноября 2023 года;

муниципальный этап – 22 - 31 января 2024 года;

региональный этап – 1 – 6 апреля 2024 года.

Конкретные даты проведения каждого этапа Конкурса определяет соответствующий оргкомитет Конкурса.

5.2. Для муниципальных координаторов 15-16 января 2024 года проводится установочный курс по программе «Конкурсы как система повышения квалификации педагогов» на базе Института.

5.3. Для участников регионального этапа 7 февраля 2024 года проводится установочный семинар программе «Подготовка участников к республиканскому конкурсу профессионального мастерства «Лучший наставник – 2024» на базе Института.

6. Структура конкурсных испытаний, формат,

регламент их проведения, порядок и критерии оценки

Конкурс включает три конкурсных задания: Конкурсное испытание «Педагогический диктант», «Презентация наставнической программы или практики», «Пресс-конференция».

6.1. Конкурсное испытание «Педагогический диктант».

Цель конкурсного испытания: демонстрация конкурсантом самостоятельно осмысленных педагогических принципов и подходов к образованию; способности соотносить опыт отечественной педагогики с собственным профессиональным опытом; умения обрабатывать информацию и предъявлять ее в форме, соответствующей поставленным задачам.

Формат конкурсного испытания: создание конкурсантом рукописного авторского текста, содержащего решения педагогических задач, разработанных на основе отрывка из произведения основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского, зачитанного ведущим непосредственно во время проведения конкурсного испытания.

Педагогические задачи для создания рукописного авторского текста объявляются после прочтения ведущим текста диктанта.

Конкурсанту предоставляются дополнительные информационные материалы, подготовленные Оператором. Использование технических средств не допускается. Конкурсанту предоставляются специальные листы для написания рукописного авторского текста. Итоговая работа каждого конкурсанта шифруется для обеспечения профилактики конфликта интересов при осуществлении процедуры оценивания экспертами жюри. Продолжительность конкурсного испытания – до 40 минут.  

Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания производится по четырем критериям. Максимальная оценка за конкурсное испытание – 20 баллов.

Критерии оценки конкурсного испытания: проявленная и аргументированная личная позиция; практикоприменимость решений; сформированность универсальных педагогических действий и грамотность текста.

6.2. Конкурсное испытание «Презентация наставнических программ или практик

Реализованная в образовательной организации наставническая программа или практика представляется по следующим категориям:

  • название;
  • краткая аннотация;
  • сроки реализации;
  • описание проблемы, решению которой посвящена наставническая программа или практика;
  • актуальность;
  • основные целевые группы;
  • цель;
  • задачи;
  • методы реализации;
  • опыт реализации;
  • описание результатов (качественные и количественные).

Регламент конкурсного испытания: выступление конкурсанта – до 10 минут; ответы на вопросы членов жюри (экспертов) – 10 минут.

Критерии оценивания:

Результаты наставнической деятельности педагога (0-5 баллов);

Основные формы, технологии и методы работы (0-5 баллов);

Методическая компетентность педагога (0-5);

Ценностно-целевые установки (0-5);

Измеримое улучшение показателей (0-5);

           Самоорганизация наставника (0-5):

- уверенность в себе, собранность;

- владение ситуацией: четкость, продуманность действий;

- культура речи: грамотность, точность словоупотребления, логичность,

убедительность речи.

     Максимальное количество баллов – 30.

Критерии оценивания программы наставничества.

  1. Актуальность программы.

Представлено описание значимой для современного образования проблемы, на решение которой направлена система деятельности наставника. Дается обоснование педагогической целесообразности выбора форм наставничества для достижения планируемых результатов.

  1. Структура программы.

Программа имеет четкую структуру: титульный лист, пояснительная записка (цель, задачи, содержание, планируемые результаты), список литературы, приложения и т.д.

  1. Содержание программы.

Содержание программы направлено на выявление и устранение профессиональных дефицитов и/или удовлетворение образовательных запросов наставляемого.

  1. Методическое мастерство наставника.

Оцениваются эффективность использования форм, методов работы, особенности организации процесса наставничества.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы.

Разработаны и обоснованы формы контроля и оценки деятельности наставляемых.

Критерии оценивания описания практики наставничества.

  1. Актуальность практики.

Наличие указания на противоречие, решаемое автором опыта, которое имеет место в современной массовой практике наставничества и требует поиска

новых способов и средств для его разрешения.

  1. Содержание представленной практики.

Описание практики наставника представляет собой опыт сопровождения, наставляемого (работа с индивидуальным запросом, сотрудничество по планированию деятельности, реализации индивидуальной образовательной программы и т.п.) и организацию развивающей среды (вариативной, открытой).

  1. Результативность практики

В описании представлены количественные и качественные результаты, полученные вследствие применения практики; представленные результаты соответствуют заявленной проблеме, служат подтверждением эффективности.

  1. Методическая грамотность.

В описании практики имеются ссылки на психолого-педагогические теории, концепции, технологии, которые лежат в основе представляемой практики.

  1. Технологичность и масштабированность.

В описании содержится указание на область применения практики; используемые автором методы, приемы, формы работы с наставляемыми могут быть заимствованы другими педагогами.

2 балла – соответствие критерию;

1 балл – наличие неточностей, недочетов;

0 баллов – несоответствие критерию.

6.3. Очное конкурсное испытание «Пресс-конференция»

Цель конкурсного испытания: демонстрация способности участников Конкурса к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития системы образования.

Формат конкурсного испытания: ответы финалистов Конкурса на вопросы интервьюеров из числа ученической, профессиональной, культурной общественности Республики Тыва и представителей СМИ в формате пресс-конференции.

Общение интервьюеров с конкурсантами, последовательность вопросов и ответов регулируются модератором.

Регламент конкурсного испытания: общая продолжительность – не более 60 минут.

Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание производится по четырем критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл – «показатель проявлен частично», 2 балла – «показатель проявлен в полной мере».

Максимальная оценка за конкурсное испытание  30 баллов.

Критерии оценки конкурсного испытания:

- ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции;

- масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений;

- коммуникативная культура, грамотность речи и конструктивность позиции;

7. Требования к конкурсным работам

        7.1. Представляемые конкурсные работы должны соответствовать тематике конкурса.

        7.2. Текст конкурсной работы должен быть составлен в текстовом редакторе Word шрифт «Times New Roman», кегель 14, межстрочный интервал-1, поля (сверху, снизу, слева, справа)-2 см. Все дополнительные материалы к конкурсной работе разместить в приложениях. Максимальный объем практики до 5 страниц.

8. Представление материалов участников конкурса

8.1. Для участия в конкурсе муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, направляют в республиканский оргкомитет материалы согласно пункту 8.5. настоящего Положения.

8.2. Материалы принимаются на бумажном и электронном носителях до 1 марта 2024 года по адресу: 667000, г. Кызыл, ул. Чургуй-оола, 1, кабинет 201, ГАОУ ДПО «ТИРОиПК», координационно-методический отдел, контактный телефон 8 (923)2638327, электронный адрес: metodtyva@mail.ru.

Документы, поданные позже указанного срока, не принимаются.

8.3. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также поступившие с нарушением сроков.

8.4. Материалы, представленные на конкурс, не возвращаются.

8.5. Участниками конкурса представляются следующие документы:

- электронные конкурсные материалы;

- представление на конкурсанта (Приложение №1);

- копия приказа об итогах проведения кожуунного/городского этапа конкурса;

- личное заявление конкурсанта на участие в конкурсе (Приложение №2);

- информационная карта конкурсанта (Приложение №3);

- фотография (4х6) – 1 шт. (хорошего качества, в деловом стиле);

- копия паспорта;

- копия ИНН и страхового свидетельства Пенсионного фонда;

- копия личных банковских реквизитов.

9. Жюри и счетная комиссия конкурса

9.1. Для оценивания конкурсных заданий создаются жюри (Приложение №4), экспертная комиссия (Приложение №5), которые утверждается приказом Министерства образования Республики Тыва. По каждому конкурсному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости.

9.2. Для проведения жеребьевки, организации подсчета баллов, набранных участниками финала конкурса в конкурсных мероприятиях, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения участниками конкурса конкурсных заданий, создается счетная комиссия.

9.3. Состав счетной комиссии утверждается Оргкомитетом конкурса.

10. Определение лауреатов и победителей конкурса

10.1. Жюри оценивают выполнение всех конкурсных заданий в баллах в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Порядком.

10.2. Победитель, призеры и номинанты определяются по наибольшему количеству баллов.

10.3. По итогам конкурса вручаются специальные призы оргкомитета.

11. Поощрение победителей конкурса

11.1. На муниципальном этапе конкурса организационный комитет самостоятельно определяют формы поощрения победителей.

11.2. Победителю регионального этапа конкурса профессионального мастерства по решению аттестационной комиссии может быть предусмотрена упрощенная форма процедуры аттестации без оценивания профессиональной деятельности (может быть присвоена квалификационная категория, следующая за имеющейся, в случае отсутствия квалификационной категории может быть присвоена категория СЗД).

11.3. Лауреаты конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Тыва.

11.4. Все участники получают сертификаты участника конкурса.

11.5. Учредители конкурса, спонсоры, другие организации и частные лица могут устанавливать свои индивидуальные премии и призы участникам конкурса.


Приложение №1 к Положению

о республиканском конкурсе профессионального мастерства

«Лучший наставник Республики Тыва - 2024»

В оргкомитет

республиканского конкурса «Лучший наставник Республики Тыва – 2024»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

(наименование муниципального органа управления в сфере образования)

выдвигает                                                                                                              

(фамилия, имя, отчество участника Конкурса) (занимаемая должность и место работы участника конкурса)

победителя                                                                                                             

(название номинации муниципального этапа Конкурса)

на участие в республиканском конкурсе «Лучший наставник Республики Тыва – 2024».

Руководитель заявителя                                                                

                                                                               ___________________

         (фамилия, имя, отчество)                                    (подпись)

М.П.


Приложение №2 к Положению

о республиканском конкурсе профессионального мастерства

«Лучший наставник Республики Тыва - 2024»

В оргкомитет республиканского конкурса «Лучший наставник Республики Тыва – 2024»

от ___________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я,                                                                                                                  ,

(фамилия, имя, отчество)

даю согласие на участие в республиканском конкурсе «Лучший наставник Республики Тыва – 2024»и внесение сведений, указанных в информационной карте участника конкурса, в базу данных об участниках конкурса и использование, за исключением разделов № 7—9 («Контакты», «Документы», «Личные банковские реквизиты»), в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки, а также на использование оператором конкурса иных материалов, представляемых на конкурс для публикаций в СМИ и при подготовке учебно–методических материалов конкурса.

«____» __________ 2024 г.          _____________________

     (подпись)    


Приложение №3 к Положению

о республиканском конкурсе профессионального мастерства

«Лучший наставник Республики Тыва - 2024»

Регистрационный номер______

Дата поступления___________

Информационная карта участника конкурса

«Лучший наставник Республики Тыва-2024»

1

Ф.И.О.

2

Дата рождения

3

Место работы

4

Должность, дата назначения

5

Сведения о профессиональном образовании

6

Ученая степень, звание

7

Цель участия в конкурсе

8

Сведения о направлениях наставничества, по которым работает участник конкурса

9

Главные профессиональные достижения в наставничестве

10

Профессиональные цели и задачи

11

Контактные данные: почтовый адрес, номер телефона (рабочего, сотового), адрес электронной почты

_______________             ______________/_____________________
                 (дата)                               (подпись)   (расшифровка подписи)

М.П.                             ______________/_____________________
    (подпись)  (расшифровка подписи)