6 класс

Фомина Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Итоговый  контроль по русскому языку по теме: «Глагол».

Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?

1) Он всегда держ…тся очень уверенно.

2) А ветер суш…т сад.

3) Стыдливо белая берёза зелене...т.

4) Он цен…т каждый час.

А2. В каждом предложении употреблен глагол 2 спряжения?

1) Толя не стан…т много говорить.

2) Успе…т встать он за станок.

3) Валя протира…т каждый листочек.

4) Андрей стро…т новые дома.

А3.  В каком примере в глаголе  пропущена буква е?

1) Мы готов… мся к торжественной встрече.

2) Алексей выкладыва…т стену из кирпича.

3)  Грузовик подвоз…т доски.

4) Мы подход…м  к штукатуру.

А4. В каком примере в глаголе  пропущена буква и?

1) Мы еще побор…мся за победу.

2) Нигде не дыш…тся вольней родных полей.

3) Скоро стемне…т.

4) Пахн…т весной.

А5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) собрание (не)закончилось.

2) работу (не)выполнил.

3) никого (не)заметил.

4) мне (не)здоровится.

А6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)взлюбил соседа.        

2) (не)навидеть за предательство.

3) (не)скосили траву.

4) как будто (не)доумевала.

А7. В каком примере в глаголе пишется ь знак?

1)  С топором весь свет пройдёш… .

2)  Волк на добычу стремит…ся.

3)  Дуб для жилища не годит…ся.

4)  Он добросовестно трудит…ся.

А8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?

1)  Все должны трудит…ся.                      3)  Пословица век не ломит…ся.

2)  Я обещаю хорошо трудит…ся.           4)  Что написано пером – не вырубиш… топором

А9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.

1)  Девочка повсюду видела только степь.

2)  Мне хочется войти в цирк.

3)  Медвежата составляли одну из забав помещика.

4)  Нас просили не опаздывать.

А10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -).

1)  Овсянников придерж…вался  старинных обычаев.

2)  Я люб…вался картиной охоты.

3)  Волны с грохотом разб…ваются о скалы.

4)  Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

А11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?

1) Меня называют мастерицей.

2)  А вы его знаете?

3)  Вынесите из класса лишнюю мебель.

4)  Голубей надо беречь.

А12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?

1) Отметьтесь в явочном листе.

2) Я бы сходила с вами на экскурсию.

3) Вы обязательно услышите пение птиц.

4) Запомните это правило.

А13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?

1) Лягте в воде на спину.

2) У нас был бы дружный класс.

3) Вчера мы ходили в музей.

4) Мы бы не нашли дороги назад.

А14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?

1)  любоваться пейзажем

2)  перебежать дорогу

3)  бороться с врагом

4)  радовался встрече

А15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

1)  допустить ошибку

2)  вынести мусор

3)  нашел грибы

4)  не ссориться с друзьями

А16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

1) мне не верится

2) надейся на лучшее

3) оденься теплее

4)  собрание состоится

А17. В каком примере пишется ь знак?

1) у рощ… .     3) береч… .

2) могуч… .     4) кирпич… .

А18.  Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) надеть платье      3) езжу на машине

2) лягте удобнее     4)  поехайте туда летом

А19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) копИровать               3) премИровать            

2) прибылА                   4) формИровать

А20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) та…л.          3) ве…л.

2) стро…л.      4) чу…л.

Часть 2

 Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Можно и проще ловить раков в реке, только не во всякое время года. (2) Летом заберешься в воду и идешь вдоль кручи тенистого берега. (3) Стараешься держаться против течения, чтобы муть относило. (4) Обшариваешь все попутные коряги, камни, корни, - рак любит там прятаться. (5) Для ловли годятся и старые, уже негодные сети. (6)

Расстелешь их по дну с привязанной к ним приманкой, раки почувствуют съедобное, набьются сюда и запутаются в тонких нитяных ячейках.

Б1. Какое утверждение не соответствует содержанию текст? Напишите его номер.

1) Раки любят находиться около камней, коряг;

2) Раком можно ловить сетями с привязанными к ним приманками.

3) Раков ловят около крутых берегов.

4) Идти нужно по течению реки.

 

Ответ: _____________________

Б2. Из предложений 1,2 выпишите глагол 2 спряжения.

Ответ: _____________________

Б3. Из предложений 3, 4 выпишите безличный глагол.

Ответ: _____________________

Б4. Из предложения 6 выпишите глагол во 2-м лице.

Ответ: _____________________

Б5.  Напишите наклонение глагола годятся (предложение 5)

Ответ: _____________________

Б6. Из предложений 1,2 выпишите глагол в неопределённой форме.

Ответ: _____________________

Б7. Из предложений 2-5 выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.

Ответ: _____________________

Б8.  Из предложений 4-6 выберите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.

Ответ: _____________________



Предварительный просмотр:

Итоговый  контроль по русскому языку по теме: «Глагол».

Вариант 2

Часть 1

К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?

1) Выраст…м  хорошую смену.

2) Он снова за мной гон…тся.

3) Каждый помн…т своего первого учителя.

4) Это он встреча…т нас на пороге.

А2. В каком предложении употреблен глагол 2 спряжения?

1) Одному хорошо дума…тся .

2) Что-то слыш…тся родное в долгой песне ямщика.

3) Осенью быстро смерка…тся.

4) Правда глаза кол…т.

А3. В каком примере в глаголе пропущена буква е?

1) Образование цен…тся высоко.

2) Кашу маслом не испорт…шь.

3) Человек всю жизнь бор…тся  со своими недостатками.

4) День на день не приход…тся.

А4. В каком примере в глаголе  пропущена буква и?

1) Своя ноша не тян…т.

2) Насильно мил не буд…шь.

3) Время все леч…т.

4) Вы мне помож…те?

А5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1)  поле (не)вспахивали

2)  письмо (не)отправили

3)  бабушка (не)домогает

4)  стенгазету (не)выпустили

А6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)годовать по поводу предательства

2) (не)доставало времени

3) (не)достал книгу  

4) (не)здоровилось с вечеру

А7.  В каком примере в глаголе пишется ь знак?

1)  Летом проводят…ся соревнования по бегу.

2)  Заяц боит…ся волка.

3)  Любишь катат…ся – люби и саночки возить.

4)  Сырые дрова плохо загорают…ся.

А8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?

1) С радостью убеждаеш…ся в своей правоте.  

2) Учит…ся никогда не поздно.

3) Мы продолжали забират…ся  в глубь леса.

4) Зима недаром зл…тся.

А9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.

1) Участники соревнования бегут очень быстро.

2) Бродят ветры-скоморохи.

3) Мне голос слышится знакомый.

4) Вновь смоленские дали встают предо мною.

А10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -).

1) Зверь схват…вает передними лапами корягу и поднимается с ней во весь рост.

2) Она нарочно поддразн…вала Чука и Гека.

3) Колеса постук…вали под полом вагона.

4) Друзья посов…товали своему товарищу больше заниматься русским языко.

А11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?

1) Неправды я не потерплю ни в ком.

2) А как голуби красиво летают!

3) Все книги спрячьте в шкаф.

4)  У всех было желание победить.

А12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?

1) Пора делать  стоянку.

2) Солнце не могло бы пробиться через густую чащу ветвей.

3) Начните работать над чертежом.

4) Он хотел всех развеселить.

А13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?

1) Помогайте друг другу.

2) Максим Максимыч, войдя в комнату, разбудил меня.

3) Перепишите эти строки в тетрадь.

4) Без лесника мы бы не нашли дороги домой.

А14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?

1) умываться с мылом.

2) верить в справедливость.

3) расписаться в дневнике.

4) купить шляпу.

А15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

1)  обнимать друга

2)  строить дом

3)  едет на велосипеде

4)  решить задачу

А16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

1) Наступил вечер.

2) В саду пахнет сиренью.

3) Сирень хорошо пахнет.

4)  Ребёнок спит.

А17. В каком примере пишется ь знак?

1) нет дач… .        3) шипуч… .

2) ключ… .           4) стереч… .

А18. Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) поезжайте в гору  

2) жжёт листву

3) не бежите быстро

4) не кладите на стол

А19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звонИт  

2) прИбыл

3) премировАть

4) формИровать

А20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) зате…л.

2) рассе…лся.

3) кле…л

4) та…л

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Познакомьтесь ближе с жизнью голубей, и вы увидите, какая это чудесная птица. (2) Вы когда-нибудь видели, что голуби ссорятся друг с другом? (3) Они живут очень дружно, нежно заботятся о детях. (4) В двадцатом веке голубь стал символом мира. (5)  Теперь повсюду можно слышать, что голубей надо беречь.

Б1. Какое утверждение не соответствует содержанию текст? Напишите его номер.

1) Голубь – чудесная птица.

2) Голуби никогда не ссорятся.

3) Символом мира голубь стал в двадцатом веке

4) Голуби не заботятся о потомстве

Ответ: _____________________

Б2. Из предложений 1,2 выпишите глагол в повелительном наклонении.

Ответ: _____________________

Б3. Из предложений 4,5 выпишите глагол 2 спряжения.

Ответ: _____________________

Б4. Из предложений 2,3 выпишите глагол в прошедшем времени.

Ответ: _____________________

Б5. Напишите наклонение глагола стал (предложение 4)

Ответ: _____________________

Б6.  Из предложения 5 выпишите глагол 1 спряжения в неопределенной форме.

Ответ: _____________________

 

Б7. Из предложений 2-4 выберите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.

Ответ: _____________________

 

Б8. Из предложений 3-5 выберите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите его номер.

Ответ: _____________________

 



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по литературе для 6 класса.

1. В каком местечке жил главный герой?

1) Киев 2) Ровно 3) Княжье-Вено 4) Житомир

2. Какое здание было лучшим архитектурным украшением города?

1) церковь 2) больница 3) телеграф 4) тюрьма

3. Как Вася относился к находящемуся на острове замку?

 1) Замок стал противен мальчику, потому что имел зловещий вид.

2) Замок стал противен мальчику, потому что его жильцы с жестокостью выгнали своих несчастных сожителей.

3) Вася боялся замка, потому там жили ведьмы и черти.

4) Замок привлекал Васю своей сказочностью и необычностью.

4. Описание какого героя представлено в данном фрагменте?

 «Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум».

 1) Януш 2) пан Тыбурций 3) Валек 4) отец Васи

5. Что разделило рассказчика Васю и его отца?

1) смерть матери 2) болезнь 3) ссора 4) плохое воспитание Васи

6. Узнайте героя повести: «Это был мальчик лет девяти, ... худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек».

 1) Януш 2) Валек 3) брат Васи 4) Тыбурций

7. Где Вася познакомился с Валеком?

 1) в саду 2) на кладбище 3) в часовне 4) в доме Васи

 8. Кем был отец Васи?

 1) доктором 2) учителем 3) садовником 4) судьѐй

9. Какой вид художественного описания представлен в данном фрагменте?

 «Город утонул в лилово-туманной тени, и только верхушки высоких тополей на острове резко выделялись червонным золотом, разрисованные последними лучами заката».

 1) портрет 2) пейзаж 3) интерьер 4) авторская характеристика

 10. Узнайте героиню повести по описанию: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца».

 1) Маруся 2) Соня 3) мать Васи 4) сестра Тыбурция

11. Валек сказал о Марусе: «Серый камень высосал из неѐ жизнь». В чѐм смысл этих слов, которые мальчик впервые услышал от Тыбурция?

 1) Валек решил напугать Васю, чтобы он больше не приходил в подземелье.

 2) Валек говорил о черте, призраке, который жил в старом замке.

3) «Серый камень» - это тѐмное каменное подземелье, где жили дети.

4) Серый камень – это выдуманный талисман, который мешал жить Марусе.

12. От кого Вася впервые услышал, что его отец – хороший человек?

1) старая Иваниха 2) пан Тыбурций 3) Януш 4) Валек

2. Ответьте на вопросы.

1. Название местечка, в котором происходит действие повести?

2. Кем по профессии был отец главного героя?

3. Как зовут главного героя повести, от имени которого ведется повествование?

4. Какое чувство испытывал герой после смерти матери?

5. Как относились к Васе все окружающие?

6. Как вы охарактеризуете отношения Васи и Сони?

7. Какие чувства испытывал Вася к отцу?

8. Как изменилось отношение Васи к отцу после общения с Валеком?

9. Что помогло больной девочке на время повеселеть?

10. Что было "редким блюдом" для бедных детей?

2. Согласитесь или опровергните данные утверждения (поставьте «да» или «нет», объясните свой выбор).

1. Маруся любила играть.

2. Осенью здоровье Маруси стало поправляться.

3. Вася украл куклу Сони.

4. Отец Васи после истории с куклой попросил у сына прощение.

5. Отец Васи наказал сына, узнав что он отдал куклу нищей девочке.

3. Восстановите план повести, расставив описываемые события в нужном порядке

1)Зловещий пейзаж острова с замком и часовней.

2) Бродяжничество Васи.

3) Первая встреча Васи с Валеком и Марусей.

4) Портрет Тыбурция Драба.

5) Причины разлада Васи с отцом.

6) Предательство приятелей Васи в часовне

7) Характеристика Валека и Маруси.

8) Знакомство Васи с Тыбурцием.

9) Разговор мальчиков о воровстве.

10) Разговор мальчиков об отце Васи.

11) История с куклой.

12) Страшные минуты объяснения с отцом и появление Тыбурция.

13) Тучи над Тыбурцием и его детьми сгущаются.

14) Последствия разговора Тыбурция с отцом Васи.

15) У могилы Сони.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Способы и приёмы сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;


  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности)

  • Убрать детали

  • Объединить главное

  • Составить новый текст


2) обобщение конкретных, единичных явлений;


  • Из
     материала вычленяем единичные факты

  • Подбираем языковые средства их обобщенной передачи

  • Составляем новый текст


3) упрощение синтаксических структур


  • Словосочетание заменяем одним словом

  • Сложное предложение заменяем простыми(и)

  • Составляем новый текст


Приёмы сжатия текста:

1. Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

2. Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части

3. Разбивка сложного предложения на сокращённые простые.

4. Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения.


  1. Целеполагание

  • 1. Различать главную и второстепенную информацию

  • 2. Исключать детали

  • 3. Объединять простые предложения в сложное

  • 4. Делить сложное предложение на простые

К.Паустовский

Кот-ворюга

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды нам рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с десятком жирных окуней. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

Наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и стали ждать. Кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью



Предварительный просмотр:

Тренировочные варианты  ВПР по русскому языку

 6 класс

 

Инструкция по выполнению  работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 1  

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 Текст 1

В (северо)в..сточной част.. нашего леса есть (не)большая реч..ка. Вокруг неё ран..ше была болот..стая(2) мес..ность. Теперь в сухую п..году можно наблюдать, как на речк.. работают б..бры. Это уд..вительные животные! Вроде бы обыкнове(н,нн)ые грызуны но какие сильные! Лет..м они едят водные соч..ные р..стения, а на зиму пр..пасают(3) ветки берёзы ольхи или осины. Они подгрызают зубами пр..брежные д..ревья и вал..т их в воду. (4)

 Б..бры с р..ждения знают, что делать. Плавать их тоже (н..)кто (не)учит. Семьи б..бров ж..вут обычно в норах, которые вырыты в берегу. Если нору вырыть нельзя, то они стро..т из веток и глины проч..ные хатки. Эти хатки всегда выше ур..вня воды, но вход в такое жилищ.. находит..ся под водой.

Задание 2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словооб.разовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Щавель, (она) начала, красивее, шарфы.

Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

На каждом дереве ребята повесили по два скворечника для птичьих семей.

Задание 6.  Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) с обоими друзьями 2) весёлое какаду 3) самый жаркий день 4) мой выбор более удачнее

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 1) Вчера подул резкий ветер. 2) Глубокие и чистые под деревьями сугробы. 3) Июль макушка лета. 4) Живуч оказался дед Щукарь.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Наш сосед вырастил огромную тыкву принёс её в дом и угостил всех. 2) На уроке истории мы вспоминаем подвиги наших солдат и чтим память о них. 3) На клумбе расцвели розы и они заполнили красками весь двор. 4) Постарайтесь друзья не ссориться ни с кем и не ругаться.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

Текст 2

(1)Для того чтобы считать дни, требовались большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. (2)Никаких пальцев для счёта хватить не могло! (3)А ведь в счёте времени ошибаться нельзя. (4)Прошедший день исчезает, и его не вернёшь, не присоединишь к другим.

(5)Но древние люди додумались: можно каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. (6)Так началась первая на земле запись прожитых дней. (7)Только делали её не пером, а топором. (8)Именно таким деревянным календарём пользовался на необитаемом острове Робинзон Крузо. (9)Через каждые тридцать дней, то есть каждое новолуние, он делал на своём календаре зарубку подлиннее. (10)Получалась отметка месяца, а из месяцев складывался год.

(11)Интересно, что на Руси зарубками на палках – вроде робинзоновского календаря – пользовались для счёта каких-нибудь двести лет назад. (12)Только на них «записывали» не дни, а по́ дати, налоги и долги. (13)Большинство крестьян в те времена было неграмотным. (14)Поэтому, когда приходилось платить по́ дать или обро́ к, крестьянин, чтобы не забыть, делал на специальной палочке столько надрезов, сколько мешков или мер зерна забирал у него сборщик налогов. (15)Потом палочку раскалывали вдоль на две половинки: одна оставалась у крестьянина и служила распиской, а другую вместо квитанции забирал с собой сборщик налогов. (16)Так простая палочка с зарубками не только помогала считать, но и служила документом – квитанцией или распиской. (17)А некоторые народы, например, индейцы в Северной Америке, вместо зарубок на палке завязывали узлы на шнуре или верёвке. (18)Таким оригинальным способом люди постепенно научились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» большие числа. (19)И приноровились считать не только предметы, но и такие отвлечённые понятия, как дни или действия. (По И. Депману)

Задание 9.  Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11 В чём, по мнению автора текста, заключается удобство такого счёта, как зарубки на палке?

Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «считать» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Задание 13. Определите стилистическую окраску слова «приноровились» из предложения 19, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14. Объясните и запишите значение фразеологизма витать в облаках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Вариант 2 

Инструкция по выполнению  работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 1

Текст 1

 Весна самое радос..ное время года. Снег та..т и ра(з/с)л..вает..ся (не)спокойными потоками воды. Таинстве(н,нн)ое журчание ра(з/с)даёт..ся по полям лесам лугам. Ещё вчера были утре(н,нн)ие заморо(з/с)ки а сегодня всё изм..нилось.

Со..нце ход..т уже высоко. Х..лодную почву прогр..вает поток з..лотых солнеч..ных лучей. Над цветами жу(ж,жж)ат первые шмели. О чём(то) тоску..т черёмуха и вдохами л..ёт свой ар..мат.

На з..ре купают..ся в прозрач..ном воздух.. (не)спокойные жаворонки. В выш..не (светло)голубого неба тянет..ся дли(н,нн)ый ряд гусей. Кружат..ся над водой чайки бл..стят(3) на со..нце серебря(н,нн)ым(2) оп..рением.

В весе(н,нн)ем убор.. стоит белая верба и застенчиво глядит на со..нце. (4) Но вот набежал лё..кий ветерок, и проснулся ручей. В детск..м весель.. брызжет он весёлым дождём на иву играет с ней.

 Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

 Задание 3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадениям

Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 Водопровод, намерение, прибыла, красивее.

Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Осеннее солнце очень старается прогреть воздух, но ему не хватает сил.

Задание 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) одиннадцати ребятами 2) более лучшее сочинение 3) зелёное авокадо 4) одеть сестрёнку

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 1) Солнце скрылось за дальний кудрявый лес. 2) Дети нашего соседа трудолюбивы и доброжелательны. 3) Их дом всегда радушный и гостеприимный. 4) Рубин камень огненно-красного цвета.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Мама поймала на себе Алёшин взгляд и тепло улыбнулась сыну. 2) Ты Маша вчера очень хорошо играла на фортепиано. 3) У первой избушки он выпрыгнул из саней подбежал к окну и постучал. 4) Гроза утихла и наступила довольно ясная ночь.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13. 

Текст 2

(1)Народные старинные песни – это наше культурное наследие, ценнейший памятник прошлого. (2)Русский человек предстаёт в песнях как человек богатой, щедрой души. (3)Народные песни – это музыкальное творчество народа. (4)Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. (5)Русские народные песни – выражение души, характера народа. (6)Они появляются не случайно: помогают в радости и горе; облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха; выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.

 (7)Поэтому и появилось так много жанров народных песен. (8)Чтобы убаюкать деточек – колыбельные; чтобы их растить – потешки и пестушки; чтобы споро работалось – трудовые; чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. (9)Солдатские песни не только помогают защищать Родину, рассказывают о подвигах и героях, выражают любовь к родной земле и близким людям, но и радуют в минуты передышек. (10)Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить всё богатство чувств, всё богатство души.

(11)Как же складывались русские народные песни? (12)Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. (13)Но его имя затерялось в глубокой древности. (14)В те времена, когда ещё не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. (15)Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. (16)Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества. (17)Русские народные песни – это не только памятники старины. (18)Народ слагает свои песни почти непрерывно. (19)Что почерпнуто авторами песен из жизни, а что создано лишь их воображением? (20)Никто не возьмётся ответить на этот вопрос. (21)У каждой русской песни свой путь к известности. (22)Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь. (По материалам Интернета)

Задание 9. Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11.  Почему подлинной основой народной песни можно назвать саму жизнь?

Задание 12.  Определите и запишите лексическое значение слова «вносить» («вносил») из предложения 15.

Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Задание 13. Определите стилистическую окраску слова «споро» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14. Объясните и запишите значение фразеологизма сидеть сложа руки. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.



Предварительный просмотр:

Фразеологический словарь 6 класс

Фразеологизм

Что означает

авгиевы конюшни

а) об очень загрязненном, захламленном месте, помещении.

б) о чем-либо находящемся в крайне запущенном состоянии; беспорядок

в каких-либо делах

ахиллесова пята

обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо

белые мухи

поэтическое или разговорное обозначение падающего или кружащегося снега, особенно когда он падает большими хлопьями

бить баклуши

бездельничать

больное место

более слабая, уязвимая сторона какого- либо вопроса. То, что больше всего волнует и требует постоянного внимания и забот к себе.

бросить якорь

(разг.) останавливаться где-либо, устраиваться на постоянное жительство

быть на вторых ролях

занимать не главное место, играть второстепенную роль

вешать лапшу на уши

(разг.) врать, рассказывать небылицы, вводить в заблуждение

взять себя в руки

1) сдерживая свои чувства, проявлять самообладание, успокоиться, сосредоточиться;

2) становиться более собранным, целеустремленным, проявлять силу воли

вилами по воде написано

маловероятное, сомнительное, вряд ли возможное событие;

 означает, что что-то непонятно, неясно, недолговечно

во всю глотку

очень громко кричать (орать)

водить за нос

обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что-либо и не выполняя обещанного.

воз и маленькая тележка

(перен., разг.) очень много; более чем достаточно; полным-полно 

войти в роль

1)перевоплощаться, правдиво играть кого-либо;

2) постепенно осваиваться с новым положением

врезалось в память

прочно закрепляться; надолго запоминаться

вставлять палки в колёса

намеренно мешать кому-либо в достижении его целей

встать в строй

становиться действующим (о начале работы какого-либо предприятия)

взять (брать) на мушку

1)  (разг.) прицеливаться в кого-либо, чтобы выстрелить из огнестрельного ручного оружия);

2)  (перен.) сосредоточивать внимание на ком-либо; наблюдать, следить за кем-либо

вызвать огонь на себя

1)  тактический приём на войне: отвлекая противника от главных сил, подвергаться обстрелу

2) (перен.) вызвать на себя критику, взять на себя ответственность

выходить из строя

1) переставать действовать, работать; портиться, ломаться 

2)  терять боеспособность (о ком-либо);

     терять свои качества, пригодность (о чём-либо)

 грести лопатой

большое количество, очень много кого-либо или чего-либо

ждать у моря погоды

напрасно надеяться на что-либо, не предпринимая ничего для исполнения желаемого;  находиться в состоянии неопределенного ожидания

за тридевять земель

очень далеко», а зачастую еще и в неизвестном направлении

задирать нос

сильно загордиться, зазнаваться, ставить себя выше других, превозносить себя

засучив рукава

работать нее жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом

звёзд с неба не хватает

(ирон.) не отличается большими способностями, умом, средних способностей; посредственность

как (будто, словно, точно) белка в колесе

быть очень занятым, в постоянных хлопотах, заботах (иногда без видимых результатов)

как в воду глядел  

будто предвидел, словно знал заранее, предугадал

как в воду опущенный

(разг.) о  человеке, находящемся в состоянии подавленности; чем-либо расстроенный, крайне подавленный

как рыба в воде  

свободно, непринуждённо, вольготно (чувствовать себя где-либо)

как с гуся вода

(неодобр.) кому-либо что-либо абсолютно безразлично, все нипочем;

используется в отношении человека, которому все сходит с рук быстро и без последствий, какие бы поступки он не совершал

иногда фраза «как с гуся вода» употребляется, если кого-то не берут трудности и беды, словно человек и не претерпел испытаний

кот наплакал

употребляется для того чтобы обозначить ничтожно малое количество чего-либо

красная строка

с абзаца; со строки, имеющей небольшой отступ вправо.

крокодиловы слёзы

о чьем-либо притворном, лицемерном, фальшивом сочувствии или сожалении (ирон., неодобр.)

куры не клюют

очень много денег у кого-то. Говорится о богатом человеке, который никогда не испытывает недостатка в деньгах

кусок в горло не идёт  

кто-либо не может есть от тяжёлых переживаний, волнения, усталости и т. п.

манна небесная

с нетерпением ожидаемое, крайне необходимое; блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба».

Это выражение породило другие: «ждать как манну небесную» — ожидать нечто с нетерпением; «ждать манну небесную» — надеяться, что дело сделается само собою; «манной небесной питаться» — жить впроголодь, случайными заработками.

медвежья услуга

услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы

молочные реки (и кисельные берега)

сказочный символ беззаботной, полностью обеспеченной жизни;

сказочное изобилие; символ достатка и благополучия

мутить воду

1) умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху в какое-либо начинание, дело.

2) вносить смуту, раздор в отношения между кем-либо.

на вес золота

1)очень дорого, чрезвычайно ценно, значимо.

2) очень дорогой, чрезвычайно ценный, значимый. С сущ. со знач. лица конкр. или отвлеч. предмета: человек, специалист, инженер, картина, время…

на деревню дедушке

посылать неизвестно куда, не имея точного адреса

набрать в рот воды

будто онемел, лишился способности говорить (об упорном молчании, о нежелании говорить)

не разгибая спины

без отдыха, без перерыва, долго и напряжённо (работать).

небо показалось с овчинку

о чувстве сильного страха, испуга, боли; становится невыносимо страшно, тяжело, опасно

нести свой крест

так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять

нестись во весь опор

очень быстро, стремительно

обвести вокруг пальца

ловко, хитро обманывать кого либо

от горшка два вершка

говорят о ком-то ничтожно малом ростом, так как вершок (а выражение собственно русское) всего 4,4 см.

от доски до доски

(прочесть) от начала до конца

от корки до корки

от начала до конца, целиком, полностью, ничего не пропуская.

под занавес

в самом конце чего -либо, в последние минуты (сделать что – либо)

покраснеть (вспыхнуть) до корней волос

внезапно и очень сильно (покраснеть, вспыхнуть от смущения, волнения и т. п.); разгорячиться, разгневаться

ползти как черепаха

тихо, медленно

полный вперёд

начать что -либо делать; призыв к началу

попутного ветра

1)пожелание морякам счастливого плавания. 2) пожелание удачи

поставить на ноги

1) вылечивать, избавлять от болезни (ставит на ноги кого?) раненого, больного…

2) растить, воспитывать, доводить до самостоятельности (ставит на ноги кого?) сына, детей

потерять голову

1)попав в затруднительное положение, теряться, не знать, как поступить (терять голову от чего? от неудач, от страха, от волнения)

2) безрассудно влюбиться, увлечься кем-либо

прокрустово ложе  

то, что насильственно ограничивает, подгоняет что-либо под одну мерку

с иголочки

1) только что сшитый, новенький (об одежде)

2) только что сделанный, приготовленный, построенный; совершенно новый

3) во всё новое, только что сшитое (одеть, одеваться)

сесть в калошу

потерпеть неудачу, оказаться в неловком, смешном положении

сломя голову

очень быстро, стремительно (бежать, мчаться, скакать и т. п.)

собаку съел

об опытном, умелом, знающем все тонкости какого -либо дела человеке;

стал мастером в каком - либо деле

сойти со сцены

1) перестать выступать или исполняться (об актёре или пьесе)

2) утратить свою роль, популярность, значимость…

соль земли

тех, кто играет большую роль в развитии человечества, называют «соль земли». Самые лучшие, талантливые, полезные для общества люди. Также этими словами характеризуют выдающихся людей, которые преуспевают в какой-нибудь области.

спустя рукава

работать небрежно, неохотно, лениво, кое - как

стреляный воробей  

так говорят о человеке с большим жизненным опытом, много испытавшем, которого трудно провести, обмануть

тёртый калач

так называют того, кто повидал жизнь, имеет большой жизненный опыт и может найти выход из любой сложной ситуации; опытный, бывалый человек, которого трудно провести, обмануть

топорная работа

плохо, неаккуратно  сделанная работа

тришкин кафтан

о неудачно исправленном деле; непоправимое, безвыходное положение, когда устранение одних недостатков влечет за собой возникновение новых

ухом не ведёт

не хочет ни смотреть, ни слушать; не обращает внимания

филькина грамота

любой документ, составленный неграмотно, не имеющий смысла либо юридической силы - пустой, бессмысленный, бессодержательный

фома неверующий  

так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему - нибудь

через час по чайной ложке

делать очень медленно и помалу; еле - еле (обычно о действии, которое можно и нужно делать быстрее)

черепашьим шагом

очень медленно

шито белыми нитками

грубо подделано; неловко, неумело скрыто что-либо

этот номер не пройдёт

не удастся что - либо сделать, осуществить задуманное, предпринять

авгиевы конюшни

ахиллесова пята

белые мухи

бить баклуши

больное место

бросить якорь

быть на вторых ролях

вешать лапшу на уши

взять себя в руки

вилами по воде написано

во всю глотку

водить за нос

воз и маленькая тележка

войти в роль

врезалось в память

вставлять палки в колёса

встать в строй взять на мушку

вызвать огонь на себя

выходить из строя

 грести лопатой

ждать у моря погоды

за тридевять земель

задирать нос

засучив рукава

звёзд с неба не хватает

как белка в колесе

как в воду глядел  

как в воду опущенный

как рыба в воде  

как с гуся вода

кот наплакал

красная строка

крокодиловы слёзы

куры не клюют

кусок в горло не идёт  

манна небесная

медвежья услуга

молочные реки

мутить воду

на вес золота

на деревню дедушке

набрать в рот воды

не разгибая спины

небо показалось с овчинку

нести свой крест

нестись во весь опор

обвести вокруг пальца

от горшка два вершка

от доски до доски

от корки до корки

под занавес

покраснеть до корней волос

ползти как черепаха

полный вперёд

попутного ветра

поставить на ноги

потерять голову

прокрустово ложе  

с иголочки

сесть в калошу

сломя голову

 сломя голову

собаку съел

сойти со сцены

соль земли

спустя рукава

стреляный воробей  

тёртый калач

топорная работа

тришкин кафтан

ухом не ведёт

филькина грамота

фома неверующий  

через час по чайной ложке

черепашьим шагом

шито белыми нитками

этот номер не пройдёт

Виды работ:

  1. Объяснение ФО
  2. Определение ФО (по лексическому значению)
  3. Составление предложений с ФО
  4.  Вставь нужный ФО
  5. Подбор синонимов