7 класс

Фомина Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

 На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.

 Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В Мещёрском крае нет (н..)каких особе..ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё(же) край этот облада..т большой пр..тягательной силой. Он очень скромен – так(же), как картины Левитана. Но в нём заключе(н,нн)а (3) вся прелесть и всё (не)заметное разнообразие русской природы.

Издавн..(2) в Мещёрском крае можно увидеть цветущие или скоше..ые луга сосновые боры лесные озёра заросшие чёрным камыш..м стога пахнущ.. сухим и тёплым сеном.

 Мне приходилось ноч..вать в стогах в октябре. Вырывая в сене глубокую нору я зал..зал в неё мгнове..о засыпал и всю ночь спал в стогу, будто в зап..ртой комнате. И не будили меня (н..) холодный дождь (н..) ветер налетавш..й косыми ударами на стога. (4)

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) Если ты не позвонишь (в)течени.. часа, всё отменяется. 2) (В)продолжени.. романа интрига оказалась раскрыта. 3) (На)встречу отца и сына никто не мог смотреть без слёз. 4) Юная скрипачка смогла поразить жюри, (не)смотря на волнение.

 Задание 4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

 1) Путешествие было короткое, за(то) увлекательное. 2) Что(бы) мне подарить подруге? 3) Мой друг то(же) любит играть в футбол. 4) В дружбе доверие нужно так(же), как и надёжность.

Задание 5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Балуясь, сослепа, переведена, свекла.

Задание 6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

 1) На аукционе проданы вещи, принадлежавшие итальянскому скрипачу. 2) Посетив зоопарк, мной были сделаны фотографии животных. 3) По прилёту в Сочи юные спортсмены прошли паспортный контроль. 4) Научившись плавать, Михаил очень много времени проводил на реке.

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 1) Путешественники не отводя глаз смотрели на восходящее солнце. 2) Дом построенный в прошлом веке был наконец отремонтирован. 3) Мы поднимались по песчаным буграм поросшим молодыми сосенками. 4) Глухо рокотавшее море никак не могло успокоиться после бури.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ребята убирая за собой мусор в лесу вы сберегаете природу. 2) Уходя из леса не забудь убрать за собой мусор! 3) Войдя в лес мы почувствовали небывалый прилив сил. 4) Зашумел лес разбуженный первыми каплями дождя.

 Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

 Текст 2

 (1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. (3)А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и среди близких.

(7)Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нельзя ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом – любовь к своей стране; во втором – ненависть ко всем другим.

 (15)Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. (16)Это как круги на воде. (17)Но круги на воде, расширяясь, становятся слабенькими. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, – мудрее. (По Д. Лихачёву)

Задание 9.  Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1–6 текста. Запишите ответ.

Задание 11. Что такое добро, с точки зрения автора, из чего оно слагается? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «слагаться» («слагается») из предложения 4

Задание 13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14. Объясните значение пословицы Красна птица пером, а человек – умом, запишите Ваше объяснение.

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

 На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 14 заданий.

 Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 Текст 1

Ещё с утра моряки заметили отсутствие птиц. До сих пор пеликаны, бакланы и чайки в большом количестве сидели на ск..листых островках выступавших(3) на краю рифовой гряды. Они пожирали пойм..(н,нн)ую рыбу и спокойно подпускали охотников. (4) (По)прежнему рифы шли (не)скончаемой грядой к югу но птицы и(з/с)чезли.

 Около полудня (не)изменно ясное небо закрылось (ч..рно)красными тучами. (В)скоре во всю высоту неба встали закруче(н,нн)ые столбы тёмных облаков. Удушающая темнота тихо(2) скрыла корабли один от другого.

Вдруг на корабли обрушился горячий ветер. Песча(н,нн)ая мгла раз..ед..нила людей предостав..в каждого самому себе перед лицом невид..(н,нн)ого бедствия.

 Так же внезапно всё пр..кратилось. Чистое небо встало над кораблями. Серебристое сияние успоко..вшегося моря снов.. разл..лось до самого горизонта.

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. трёх дней производилась погрузка угля. 2) Он шёл по улице, (не)смотря на прохожих. 3) Самолёт не прилетел (в)виду непогоды. 4) Скульптура похожа (на)подобие животного.

Задание 4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Душа моя улыбается так(же), как весенняя природа. 2) Здесь то(же) была красивая поляна. 3) Нет ничего в мире, что(бы) могло быть дороже Родины. 4) Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бесплодна.

Задание 5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Поняла, красивейший, досуха, торты.

Задание 6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Пользуясь калькулятором, расчёты производятся очень быстро. 2) Деревья широко раскинули ветви, сомкнув плотно кроны. 3) Благодаря Новгородского края Рахманинов всю жизнь любил русскую природу. 4) Нахмурившая брови мать строго на меня посмотрела.

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Пропев песню ребята начали танцевать кружиться по сцене. 2) Фильм увиденный в кинотеатре понравился мне. 3) На базу поступил груз полученный в соответствии с договором. 4) Разговаривающий без умолку пассажир веселил всех.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 1) Илья захотел рассказать всё отцу и матери вспомнив о своём обещании быть честным. 2) Друзья давайте организуем праздник для ребят приехавших в наш посёлок этим летом. 3) Пришедшие на праздник гости получили подарки сделанные юными художницами 4) Посмотрев фильм Максим вдруг захотел ещё раз прочитать повесть и взял в руки книгу.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

Текст 2

 (1)Вертолёт перебрасывал отряд поисковиков на новую точку работ. (2)Перевалив горный хребет, Ми-4 полетел над быстрой рекою, рывками снижаясь.

 (3)Глядевший в иллюминатор Борис, начальник отряда, резко поднялся, пробрался к пилотской кабине. (4)Прокричал:

 – Командир! (5)Развернись! (6)В реке какая-то зверюшка тонет!..

 (7)Вскоре среди белых бурунов и торчавших из воды острых камней я увидел серебристо-рыжее туловище с чёрными пятнами на шкуре. (8)Это была рысь. (9)Быстрое течение тащило зверя, цеплявшегося за проплывавшие мимо камни.

(10)Борис выставил жердь. (11)Поймёт ли зверь? (12)Доверится ли человеку?

 (13)Хищник ближе, ближе... (14)Рысь ухватилась за конец передними лапами и зубами. (15)Начальник отряда протащил зверя по воде и направился к берегу. (16)Рысь тяжело запрыгала и растянулась на камнях. (17)Силы оставили её. …

(18)Зверь крепко-накрепко привязался к своему спасителю. (19)Стоило тому крикнуть: «Киса, к ноге», – рысь, забыв древние инстинкты, с собачьей покорностью пулей выбегала из чащобы и ложилась подле Бориса. (20)Она отлично запомнила голос того, кто однажды спас ей жизнь. (21)И тотчас откликалась на него.

(22)Наступила осень. (23)Работа выполнена, все маршруты пройдены.

(24)На каменистом пятачке приземлился вертолёт. (25)Рысь неотрывно следила, как люди затаскивали вещи, а потом исчезли в машине. (26)Начальник отряда присел на корточки, потрепал зверя по загривку и зашагал к вертолёту.

 (27)Но не тут-то было! (28)Киса в два прыжка догнала Бориса и вцепилась зубами в его сапог, упершись задними ногами в землю, потянула на себя.

 – (29)Дайте-ка карабин,– попросил он.

 (30)Гулкий выстрел ненадолго напугал зверя. (31)Борис поспешно забрался в вертолёт. (32)Мы прильнули к иллюминаторам.

 (33)Киса металась по покинутой стоянке, высоко подпрыгивала, как бы пытаясь взлететь за вертолётом. (34)Пасть была раскрыта, но её крик тонул в грохоте двигателя. (35)Потом она перестала метаться и длинными скорыми прыжками побежала в том направлении, куда полетела «вертушка». (По Е. Марысаеву)

Задание 9. Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1–3 текста. Запишите ответ.

Задание 11. Как рысь относилась к начальнику поискового отряда? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «метаться» («металась») из предложения 33.

Задание 13Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 1, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14. Объясните значение пословицы Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной, запишите Ваше объяснение.



Предварительный просмотр:

Творческая работа по произведениям А.Куприна «Изумруд»,  «Белый пудель» и Л.Андреева «Кусака»

Задания по произведению А. Куприна «Изумруд»:

  1. Кому из персонажей рассказа принадлежат следующие описания?  Как в них выражено отношение  Изумруда к этим людям ?

«…молодой малый, которого лошади не любили за то, что он курил в конюшне вонючий табак, часто заходил в денники пьяный, толкал коленом в живот, замахивался кулаком над глазами, грубо дергал за недоуздок и всегда кричал на лошадей ненатуральным, сиплым, угрожающим басом»

«…хороший старик; от него всегда так уютно пахнет черным хлебом и чуть-чуть вином; движения у него неторопливые и мягкие, овес и сено в его дни кажутся вкуснее, и приятно слушать, когда он, убирая лошадь, разговаривает с ней вполголоса с ласковой укоризной и все кряхтит. Но нет в нем чего-то главного, лошадиного…»

«…конюх, что с кривым глазом, лучше их обоих, но он не любит лошадей, жесток и нетерпелив, и руки у него не гибки, точно деревянные»

«…еще совсем мальчик; он играет с лошадьми, как жеребенок-сосунок, и украдкой целует в верхнюю губу и между ноздрями, - это не особенно приятно и смешно»

«…высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки, - о, это совсем другое дело. Он весь точно какая-то необыкновенная лошадь - мудрая, сильная и бесстрашная»

«…большеголовый, заспанный человек с маленькими черными глазками и тоненькими черными усами на жирном лице»

2. Найдите в тексте описания природы и (отметьте главные детали и подумайте) Как они помогают автору в раскрытии темы?   выпишите их.

Задания по произведению Л.Андреева «Кусака»:

1. Расставьте по сюжету в правильной последовательности цитаты о поведении Кусаки. Каким образом в приведенных цитатах можно проследить развитие внутреннего мира героя?

«…Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу»

«…Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк»

«…Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу»

 «…И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара»

«…С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала»

«…И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины»

«…С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее»

2. Какие черты характера людей присутствуют (речевая) у Кусаки? Обоснуйте ответ.

Задания по произведению А. Куприна «Белый пудель»:

1. Как отреагировали на пропажу собаки Сергей и дедушка Лодыжкин? Какие качества этих героев раскрылись перед читателями в эпизоде поиска собаки?

2. Какие приемы использовал Куприн, чтобы выразить свое  отрицательное отношение  к мальчику Трилли?


КУСАКА

Карточка 1.

В части V, начинающейся со слов: «Кусака долго металась по следам уехавших людей …» найдите связь между описываемым состоянием природы и состоянием собаки. Почему автор выбрал именно этот способ передать настроение Кусаки? Свой ответ обоснуйте.

Карточка 2.

Большинство рассказов Андреева написаны о страдающих униженных людях, о городской бедноте, об обездоленных детях. Один из них Кусака. Объясните, с какой целью пишет автор именно эту историю, что он хочет с помощью нее сказать?

 

ИЗУМРУД.

Карточка 1.

Этот рассказ построен очень интересно. Рассказчик описывает читателю происходящие события, включая в них мысли жеребца и объясняя команды рук на языке лошади. Докажите, что такое построение текста самое удачное, и автор не смог бы обойтись лишь описанием происходящего или же докажите обратное.

Карточка 2.

На основе текста объясните, почему в конце рассказа лошадь отравили? Что помешало ее хозяину сохранить животному жизнь? Какова истинная причина? Напишите развернутый ответ.

БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ.

Карточка 1.

Напишите краткий пересказ истории, включая все события, повлиявшие на жизнь Сергея и Мартына. По полученному тексту ответе на вопрос: « Какое событие было самым важным для мальчика, а для дедушки?»

Карточка 2.

 

Что связывало Сергея и Мартына? Только ли то, что друг без друга они не заработают денег на жизнь или нечто большее? Сравните этих героев. (3-5 критерия)

Кусака.

  1. Ответьте на вопросы теста:

  1. Кто дал собаке такое имя?

А) люди города      Б) Леля      В) пропойца-мужик

       2)   Что Кусака долгое время считала чудом?

А) побои                 Б) ласку      В) то, что её взяли в семью

 3)    Что случилось с собакой в конце рассказа?

       А) умерла                Б) её взяли с собой в город        В) выла и выла

 

  1. Что чувствовала собака, оставшись одна?

А) скуку                  Б) грусть              В) отчаяние

  1. Где жила собака до встречи с дачниками?

А) под террасой         Б) нигде           В) в норе

Напишите в виде рассуждения, почему автор написал именно такой конец книг.

Задания по произведению Куприна «Белый пудель».

Эпизод.

«Теперь была очередь Арто. Пес это отлично знал, и уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку, вылезавшего боком из лямки, и лаял на него отрывистым, нервным лаем. Почем знать, может быть, умный пудель хотел этим сказать, что, по его мнению, безрассудно заниматься акробатическими упражнениями, когда Реомюр показывает двадцать два градуса в тени? Но дедушка Лодыжкин с хитрым видом вытащил из-за спины тонкий кизилевый хлыстик. "Так я и знал!" - с досадой пролаял в последний раз Арто и лениво, непокорно поднялся на задние ноги, не сводя моргающих глаз с хозяина.
     -
Служить, Арто! Так, так, так... - проговорил старик, держа над головой пуделя хлыст. - Перевернись. Так. Перевернись... Еще, еще... Танцуй, собачка, танцуй!.. Садись! Что-о? Не хочешь? Садись, тебе говорят. А-а... то-то! Смотри! Теперь поздоровайся с почтеннейшей публикой! Ну! Арто! - грозно возвысил голос Лодыжкин.
     "
Гав!" - брехнул с отвращением пудель. Потом поглядел, жалобно моргая глазами, на хозяина и добавил еще два раза: "Гав, гав!"
     "
Нет, не понимает меня мой старик!" - слышалось в этом недовольном лае.
     -
Вот это - другое дело. Вежливость прежде всего. Ну, а теперь немножко попрыгаем, - продолжал старик, протягивая невысоко над землею хлыст. - Алле! Нечего, брат, язык-то высовывать. Алле!.. Гоп! Прекрасно! А ну-ка еще, нох ейн маль... Алле!.. Гоп! Алле! Гоп! Чудесно, собачка. Придем домой, я тебе морковки дам. А, ты морковку не кушаешь? Я и забыл совсем. Тогда возьми мою чилиндру и попроси у господ. Может быть, они тебе препожалуют что-нибудь повкуснее.
    
Старик поднял собаку на задние лапы и всунул ей в рот свой древний, засаленный картуз, который он с таким тонким юмором называл "чилиндрой". Держа картуз в зубах и жеманно переступая приседающими ногами, Арто подошел к террасе. В руках у болезненной дамы появился маленький перламутровый кошелек. Все окружающие сочувственно улыбались.
     -
Что? Не говорил я тебе? - задорно шепнул дедушка, наклоняясь к Сергею. - Ты меня спроси: уж я, брат, все знаю. Никак не меньше рубля.
    
В это время с террасы раздался такой отчаянный, резкий, почти нечеловеческий вопль, что растерявшийся Арто выронил изо рта шапку и вприпрыжку, с поджатым хвостом, боязливо оглядываясь назад, бросился к ногам своего хозяина.
     -
Хочу-у-а-а! - закатывался, топая ногами, кудрявый мальчик. - Мне! Хочу! Собаку-у-у! Трилли хочет соба-а-аку-у...
     -
Ах, боже мой! Ах! Николай Аполлоныч!.. Батюшка барин!.. Успокойся, Трилли, умоляю тебя! - опять засуетились люди на балконе.
     -
Собаку! Подай собаку! Хочу! Дряни, черти, дураки! - выходил из себя мальчик.
     -
Но, ангел мой, не расстраивай себя! - залепетала над ним дама в голубом капоте. - Ты хочешь погладить собачку? Ну, хорошо, хорошо, моя радость, сейчас. Доктор, как вы полагаете, можно Трилли погладить эту собаку?
     -
Вообще говоря, я не советовал бы, - развел тот руками, - но если надежная дезинфекция, например, борной кислотой или слабым раствором карболки, то-о... вообще...
     -
Соба-а-аку!
     -
Сейчас, моя прелесть, сейчас. Итак, доктор, мы прикажем вымыть ее борной кислотой и тогда... Но, Трилли, не волнуйся же так! Старик, подведите, пожалуйста, вашу собаку сюда. Не бойтесь, вам заплатят. Слушайте, она у вас не больная? Я хочу спросить, она не бешеная? Или, может быть, у нее эхинококки?
     -
Не хочу погладить, не хочу! - ревел Трилли, пуская ртом и носом пузыри. - Хочу совсем! Дураки, черти! Совсем мне! Хочу сам играть... Навсегда!
     -
Послушайте, старик, подойдите сюда, - силилась перекричать его барыня. - Ах, Трилли, ты убьешь маму своим криком. И зачем только пустили этих музыкантов! Да подойдите же ближе, еще ближе... еще, вам говорят!.. Вот так... Ах, не огорчайся же, Трилли, мама сделает все, что хочешь. Умоляю тебя. Мисс, да успокойте же наконец ребенка... Доктор, прошу вас... Сколько же ты хочешь, старик?
    
Дедушка снял картуз. Лицо его приняло учтивое, сиротское выражение.
     -
Сколько вашей милости будет угодно, барыня, ваше высокопревосходительство... Мы люди маленькие, нам всякое даяние - благо... Чай, сами старичка не обидите...
     -
Ах, как вы бестолковы! Трилли, у тебя заболит горлышко. Ведь поймите, что собака _ваша_, а не моя. Ну, сколько? Десять? Пятнадцать? Двадцать?
     -
А-а-а! Хочу-у! Дайте собаку, дайте собаку, - взвизгивал мальчик, толкая лакея в круглый живот ногой.
     -
То есть... простите, ваше сиятельство, - замялся Лодыжкин. - Я - человек старый, глупый... Сразу-то мне не понять... к тому же и глуховат малость... то есть как это вы изволите говорить?.. За собаку?..
     -
Ах, мой бог!.. Вы, кажется, нарочно притворяетесь идиотом? - вскипела дама. - Няня, дайте поскорее Трилли воды! Я вас спрашиваю русским языком, за сколько вы хотите продать вашу собаку? Понимаете, вашу собаку, собаку...
     -
Собаку! Соба-аку! - залился громче прежнего мальчик.
    
Лодыжкин обиделся и надел на голову картуз.
     -
Собаками, барыня, не торгую-с, - сказал он холодно и с достоинством. - А этот лес, сударыня, можно сказать, нас двоих, - он показал большим пальцем через плечо на Сергея, - нас двоих кормит, поит и одевает. И никак этого невозможно, что, например, продать.
    
Трилли между тем кричал с пронзительностью паровозного свистка. Ему подали стакан воды, но он яростно выплеснул его в лицо гувернантке.
     -
Да послушайте же, безумный старик!.. Нет вещи, которая бы не продавалась, - настаивала дама, стискивая свои виски ладонями. - Мисс, вытрите поскорей лицо и дайте мне мой мигренин. Может быть, ваша собака стоит сто рублей? Ну, двести? Триста? Да отвечайте же, истукан! Доктор, скажите ему что-нибудь, ради бога!
     -
Собирайся, Сергей, - угрюмо проворчал Лодыжкин. - Исту-ка-н... Арто, иди сюда!..
     -
Э-э, постой-ка, любезный, - начальственным басом протянул толстый господин в золотых очках. - Ты бы лучше не ломался, мои милый, вот что тебе скажу. Собаке твоей десять рублей красная цена, да еще вместе с тобой на придачу... Ты подумай, осел, сколько тебе дают!
     -
Покорнейше вас благодарю, барин, а только... - Лодыжкин, кряхтя, вскинул шарманку за плечи. - Только никак это дело не выходит, чтобы, значит, продавать. Уж вы лучше где-нибудь другого кобелька поищите... Счастливо оставаться... Сергей, иди вперед

Просмотрите этот эпизод. лучше: прочитайте внимательно

1Скажите, подходят ли эти афоризмы к той ситуации, в какую попал старик, когда речь была (шла) о продаже пуделя.

Честность умирает, когда продается.

Живая душа – не стоит денег.

все продается и покупается, но не всегда найдешь именно то, чего искал.

Любовь, привязанность  и дружбу не купишь ни где.

Продажа души – хуже смерти.

2 Родители часто идут на поводу у детей, как в этом фрагменте рассказа. Проанализируйте этот эпизод и объясните продвижение судьбы собаки, если бы старик оставил ее в семье богатых. Объясните, какая жизнь была бы лучше собаке и старику, если бы старик продал Арто за хорошие деньги или они бы вместе продолжали странствовать.

Задания по произведению Куприна «Изумруд»

1У нас у всех есть воспоминания, хорошие и плохие. Люди часто вспоминают прошлое и думают о настоящем, оценивают и осознают былые ошибки и пытаются не повторить их в будущем. У Изумруда также были воспоминания, подобные человеческим, объясните влияние воспоминаний на жизнь, каким было прошлое у коня и чем его воспоминания отличаются от человеческих.

2автор очень много включил мнения, мысли  коня в текст, зачем ему это надо и в чем смысл мыслей Изумруда?

Задания по произведению Леонида Андреева  «Кусака»

1Дайте рассуждения  на тему - какие чувства могла испытывать кусака и что она думала  когда уехали дачники, могли ли эти чувства быть схожими у Лели и Кусаки, если да то в чем?

2 « Мы в ответе за тех, кого приручили»  Антуан де Сент-Экзюпери. Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Объясните, как связана мысль Экзюпери и рассказ Леонида Андреева.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по родному русскому языку, 7 класс

«Историзмы, архаизмы, иноязычные слова. Паронимы»

1) Укажите группы устаревших слов.

А) рубанок, зубило, стамеска                        Д) фонетика, лексикология, орфография

Б) уста, глаголить, чело                                  Е) батрак, витязь, перст

В) гамма, аккорд, нота  

Г) компьютер, ледоруб, глобус

2) Укажите группу, где все слова заимствованные

А) фастфуд, наггетсы, мерчендайзер           Б) батрак, хата, мямлить

В) земля, озеро, осень                                    Г) купец, азбука, сени

3)  Словосочетание, в котором слово серебряный употреблено в переносном значении:

А) серебряная цепочка            Б) серебряный голос             В) серебряная посуда

4) Укажите значение фразеологизма за тридевять земель.

А) за границей          Б) близко       В) по соседству    Г) далеко

Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом.

5) Укажите правильное высказывание.

А) Все слова русского языка образуют его словарный состав, или лексику.

Б) Новые слова, возникающие в языке, называются заимствованными.

В) Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются неологизмами.

Г) Слова, вышедшие из употребления, называются диалектизмами

6) Какие слова использованы в предложении:

Это была не просто  ТИШИНА, БЕЗМОЛВИЕ  вокруг.

 А) синонимы             Б) антонимы           В) омонимы

7) Как называются слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни.

А) архаизмы   Б) общеупотребительные в) историзмы.  

8) Как называются слова, которые были вытеснены из активного употребления в речи современными словами с тем же значением?

А) архаизмы      Б) жаргонизмы    В) историзмы

9) Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

А) эмоционально окрашенные   Б) заимствованные        В) устаревшие.

10) Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?

А) синонимы        Б) омонимы            В) антонимы.

11)  Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… 

А) безжизненный, мёртвый                           В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный        Г) беспощадный, жестокий

12) Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.

А) Количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует.

Б) При проверке сочинений учителем было выявлено немало дефектов.

В) В последние годы жизни поэт стал писать мемуары.

Г) Во время очередного антракта между уроками мы сбегали в столовую.

13) Значение какого фразеологизма определено НЕВЕРНО?

А) Как снег на голову - неожиданно;

Б) Не разлить водой - быть неразлучными;

В) Бить баклуши - драться;

Г) Кот наплакал - мало.

14) Какой пример не содержит фразеологического оборота?

А) Чтобы угодить товарищу, он готов расшибиться в лепешку.

Б) Ученые давно определили, где зимуют раки.

В) С утра до вечера он только и делал, что бил баклуши, пока все работали.

Г) Он сделал работу без сучка, без задоринки.

15) Из приведенных паронимов выберите нужное слово.

А) В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.           Б) Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

В) На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.    Г) (Абонемент, абонент) не отвечает.

Д) Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.   Е) (Лесные, лесистые) озера очень красивы.