Творческие работы учащихся

Фомина Светлана Владимировна

Материалы учащихся с различных конкурсов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мечта Килима

Жил - был мальчик по имени Килим на стойбище ханты с папой и мамой. Жизнь его была нелегкой. Папа Килима был охотником и рыбаком. Он  часто брал  Килима с собой и обучал всем премудростям традиционного занятия мужчин-ханты. Мальчик рано научился стрелять из ружья, ловить рыбу, знал, как вырезать облас и разделать мясо. Он с детства много помогал родителям. С мамой они  ходил в лес собирать ягоды, грибы и орехи. В хозяйстве у них было много оленей и иногда Килиму приходилось самому их пасти…

И такая «взрослая» жизнь мальчика прерывалась занятиями в школе. Школа находилась в соседнем поселке, и добираться до нее было сложно. Обычно его забирал со стойбища вертолет, и Килим оставался в школе на целую неделю. Конечно, он скучал по своим родителям. Но в классе у него был закадычный друг Мишка, с которым можно было поговорить обо всем: о книгах, об игрушках, о приключениях. Килим знал много о природе и всегда готов  был поделиться своими знаниями с одноклассниками. Но кое-что он никак не мог понять.

Последнее время Мишка часто стал вспоминать какого-то Деда Мороза. Говорил, что он приносит детям подарки. И попросить у него можно все, что захочешь. А сам Мишка непременно закажет ему новый конструктор. Говорил Мишка и про Новый Год. Рассказывал с великим восторгом о том, что в эту ночь родители позволяют ему вовсе не ложиться спать, что к ним приходят гости, и они все вместе весело проводят время и до утра смотрят по телевизору праздничные программы. Килим чувствовал по настроению Мишки, что этот праздник имеет для него особое значение. Но он не понимал, в чем же заключается сам праздник. А еще, ему очень хотелось хоть одним глазком увидеть этого загадочного Деда Мороза.

Каждый вечер перед сном Килим долго лежал, раздумывая, как же может выглядеть этот чудесный волшебник, который делает детей счастливыми. Сначала, ему казалось, что Дед Мороз похож на шамана, но образ получался недобрый, и Килим отогнал его от себя. Потом он представил Деда Мороза в образе старца, одетого в оленью малицу, подпоясанную кожаным ремнем, обутого в пимы из камусов с меховыми чулками. Но получалось как-то не сказочно. Так он и засыпал …

И снилось Килиму, будто кто-то протягивает ему лыжи – мечту всей его жизни. Новенькие, широкие, как у настоящего охотника. И он понимает, что это руки Деда Мороза, вот только рассмотреть его никак не может. С досадой Килим открывал глаза и снова принимался думать.

Что же это за праздник чудный без обрядов, который каждый встречает по-своему? В хантыйской деревне тоже бывают праздники, но собираются на них все жители. Вороний день, Проводы Лебедя, Медвежий праздник - каждый из них имеет большое значение. Килим знал, что ханты верят в переселение душ и покровительство духов природы, поэтому и праздники сопровождались разными ритуалами, а иногда и жертвоприношением, чтобы задобрить духов и рассчитывать на удачную охоту. Мишка не мог объяснить, для чего люди празднуют Новый Год. Говорил, это просто весело. Ведь как встретишь Новый год, так его и проведешь.

Не понять это Килиму. Коренные народы Севера живут по своему календарю, и привычный для нас зимний праздник – Новый год – празднуют в начале апреля с прилетом первой птицы - вороны. В январе они отмечают середину зимы, но этот праздник не считается началом года. Килим это хорошо знал и поэтому не мог разделить Мишкиной радости предвкушения предстоящего праздника. Но мечта у него все же была. И где-то в глубине души он надеялся, что Дед Мороз про него тоже не забудет и исполнит его заветное желание.

Наступил последний день второй учебной четверти, а за ним - каникулы. Килим простился с Мишкой, пожелал ему веселых каникул и счастливого Нового года и сел в вертолет. Пролетая над лесом, он поймал себя на мысли, что, глядя в иллюминатор, пытается рассмотреть, не едет ли по лесу в своих санях Дед Мороз…

…А дома его ждали новенькие охотничьи лыжи – мечта всей его жизни.

                                   Захаркина Марина, 6А класс МБОУ СОШ №46 с УИОП

Учитель Фомина С.В.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс для школьников «9 мая — день Великой Победы», приуроченный к празднованию 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

«Я буду тебя достойным…»

Выполнил: Левыкин Иван Игоревич, 5 А класс

 МБОУ СОШ №46 с УИОП город Сургут

         Учитель Фомина С.В.

Сургут, 2023

«Я буду тебя достойным…»

Война…Сколько горя, слёз и боли несет в себе это маленькое, но очень страшное слово. Это самое трагичное, что может произойти с человечеством.

Это  случилось ранним летним утром 22 июня 1941 г., в четыре часа утра, когда все еще спали, в воскресный день. На Советский Союз было совершено нападение фашистской Германией.

Только вчера в школах прошли выпускные балы. У всех ребят, я думаю, были самые светлые мечты и большие планы на будущее. Но они даже не могли представить, что всему этому не суждено сбыться, а вместо предстоящих летних каникул им предстоит отправиться на фронт защищать  Родину!

 Война длилась долгих четыре года, она унесла жизни более двадцати семи миллионов человек. Всё, что выпало на долю нашего народа, невозможно описать словами. Каждая история не может оставить никого равнодушным от того,  какие бесчинства и преступления совершались фашистами против нашего советского народа!

  Нам, подрастающему поколению, ни в коем случае нельзя позволить, чтобы наша история была переписана и забыта! Мы должны гордиться нашими защитниками, которые ценной собственных судеб и жизней подарили нам мирное небо над головой. Я родился в счастливое время, но мои родители сохранили для меня рассказ о моём прадедушке, который тоже воевал.

Знакомьтесь - Канунников Иван Артёмович. Ничего необычного в его биографии нет: родился в 1915 году в деревне Бахаревка, Смоленской области. Здесь же вырос, закончил школу, стал работать плотником в колхозе. А в  1938 году  женился на прекрасной девушке Татьяне, моей прабабушке. В 1939 году был призван на срочную службу в ряды Советской Армии, где ему и пришлось встретить начало Великой Отечественной войны и отправиться на фронт, защищать Родину.

Служба его проходила на третьем Белорусском фронте. Он был разведчиком. Я сразу представил, в каких опасных операциях он мог участвовать! Служба была непростой, но он не унывал, так как был человеком очень смелым, находчивым.  В 1941 году, отправившись со своим отрядом на очередное задание, попали в окружение, были на грани гибели. Благодаря отваге, боевому опыту бойцам удалось вырваться из окружения и пробиться к нашим. К сожалению, в то время его подвиг не был признан. Иван Артёмович был разжалован, лишён наград и направлен в штрафной батальон для прохождения дальнейшей службы. Но даже здесь,  в штрафном батальоне, прадедушка  продолжал проявлять себя как смелый и бесстрашный воин. Однажды при выполнении очередного задания командира роты захватили фашисты. Прадедушка, увидев, что командир в опасности, не раздумывая бросился ему на выручку: смог меткими выстрелами ликвидировать фашистов и освободить своего командира.

 Именно это событие сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе Ивана Артёмовича: он был восстановлен в должности и звании, все награды были возвращены. Дедушка прошёл всю войну и дошёл до Берлина. За годы войны имел много тяжёлых ранений и боевых наград. Вот только некоторые из них: Два ордена «Красной Звезды», Орден «Славы III Степени», Орден «Великой Отечественной Войны I Степени», Медаль «За отвагу», Медаль «За взятие Берлина». Большинство из подвигов, которые совершил, Канунников Иван Артёмович, описаны и документально изложены на сайте «Подвиг Народа».

 В 1945 году Иван Артёмович вернулся в свою родную деревню, где его ждала супруга Татьяна Архиповна. Во врем войны она трудилась в тылу и оказывала посильную трудовую помощь. Во время войны, деревня, в которой они жили,  подверглась оккупации. Моя прабабушка пережила вместе с односельчанами все беды и ужасы того времени. Но они не сдались, хоть и было тяжело. После возвращения прадедушки домой, они прожили долгую и счастливую жизнь. У них было семь детей, много внуков и правнуков. К сожалению, я не смог увидеть их, они умерли задолго до моего рождения. Но могу точно сказать, что это были сильные духом и очень хорошие люди. Я точно уверен, что они гордились бы мной, моими успехами и учёбой.

 Я Вам рассказал лишь одну из сотен тысяч историй того времени. А сколько их, мужчин, женщин, детей, которые так и не смогли дождаться окончания этого ужасного времени. Не дожили до своего 9 мая …

Можно точно сказать, что мы потомки великих людей. Мы должны  гордиться своей историей,  подвигами своего народа. Мы должны быть благодарны всем, кто подарил нам  мирное небо над головой, прекрасное детство и беззаботную жизнь. Низкий Вам поклон! Будьте уверены, мы никогда не позволим, чтобы такое повторилось снова, мы будем достойной вашей сменой.



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс сочинений для школьников «Серебряное перо», в рамках реализации федерального проекта Успех каждого ребенка

«Традиции семейного чтения»

 Фомин Вадим Андреевич,

учащийся 6 класса МБОУ СОШ №46 с УИОП

 города Сургута

     Учитель Фомина С.В

Сургут, 2023

«Традиции семейного чтения»

В конце учебного года, уходя на каникулы, учитель литературы рекомендует нам список книг, которые мы должны прочитать летом. А в сентябре кто-то забудет про него, кто-то объяснит, что всё лето был на море, а там негде книги взять, кто-то был в деревне, а там других дел хватает…Но не подумайте, что все такие в нашем классе. Есть и другие, которым нравится читать, для которых книга не является помехой ни на отдыхе, ни в учёбе. Кода мне что-то непонятно, то я всегда задаю вопросы маме и получаю на них  ответ.

 Меня волновало, почему люди современного общества стали так мало читать? Почему книга утратила былую популярность, а люди перестали ходить в библиотеки? Почему сейчас не  принято обсуждать  и делиться впечатлениями о прочитанном, а дарить книги в качестве подарка и вовсе стало немодно? Неужели традиции семейного чтения  - пережитки давно ушедшего прошлого, которые постепенно исчезают из нашей жизни и никогда уже не смогут возродиться?

И мама мне объяснила, что много лет назад в России существовали прекрасные традиции семейного чтения. Именно в семье прививался интерес к художественному слову и красоте русского языка. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить, развиваться и передаваться из поколения в поколение. Мы с мамой, в рамках школьного проекта «Семейные ценности»,  решили провести опрос среди учащихся моей школы, попросив ответить на вопрос: « Какой досуг вы выберете в субботний вечер?» Я не ожидал, что только 5% выбрали чтение книг, а совместное чтение с родителями устраивает только 8%. Очень жаль, что чтение книг, да и сами книги  уходят на второй план динамичной жизни современных людей. Но для меня, как и для моей семьи, это настоящая проблема. Бабушка всегда говорит: «Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете». У дедушки тоже есть любимое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». Для меня- это истинная правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний, перестает мыслить.

Мы вместе с мамой считаем, что традиции семейного чтения в России необходимо возрождать, так как возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, спокойствие и  тепло духовного общения, а самое главное - уверенность в завтрашнем дне. Домашнее чтение в семье - важно! Родители должны читать книги, так как они на своем собственном примере смогут приобщить детей к чтению. Ведь читающая молодежь - это "мыслящая" молодежь, и именно за ней будущее России.

Но время идет, а прогресс не стоит на месте. Общество динамично развивается, меняется среда, социум уже не тот, что прежде, и, кроме чтения книг, есть то, что поможет заполнить свободное время: кабельное телевидение с огромным множеством увлекательных каналов,  видео, с захватывающими западными фильмами и мультфильмами, большое количество развлекательных телепрограмм. Удобно и просто, не так ли?  Не надо «напрягаться»  и думать, пытаться понять, что хочет донести автор читателю, искать скрытый смысл между строк книги, извлекать какую-то мораль, а самое главное - мыслить! Другими словами, человеку теперь попросту лень и неинтересно читать поучительную литературу, и как следствие, ему становится это ненужным.

Неужели, с развитием информационных технологий в книгах и вовсе отпадает необходимость. Трудно сейчас найти человека, который бы не знал, что такое компьютер или Интернет, планшет или Skype. Техника все больше укрепляется в жизни каждого человека. Но так ли это хорошо? У многих сейчас есть планшет или электронная книга, а чтение электронных версий и вовсе стало модной новинкой.  Информационная паутина целиком и полностью захватила нашу жизнь. Поиск необходимой информации через интернет-ресурсы, "не выходя из дома", сидя в удобном кресле перед монитором, стал теперь еще проще и доступнее, достаточно в поисковике вбить слово, и в ту же секунду появляется то, что Вы ищете. Какая экономия времени, не правда ли? Но не всё так просто, оказывается. При подготовке к исследовательской работе по русскому языку мы столкнулись с большими трудностями и массой проблем, пользуясь Интернет-ресурсами "сидя на диване". Мне нужно было создать "Энциклопедию слова "ПОМОЩЬ". Для этого необходимо было найти и собрать  информацию в различных словарных источниках. Бесспорно, Рунет помог мне сэкономить время при поиске литературы в Интернет-ресурсах. Да и выходить из дома не надо было. Однако было много ошибок в текстах, которые выбрасывал нам интернет, частые опечатки.

Для того, чтобы качественно выполнить работу и собрать достоверную информацию, мы воспользовались услугами библиотек города Сургута. Пересмотрев большое количество различных словарных источников, нам удалось найти то, что мы искали и в полном объеме. Результатом работы остались  довольны!

А теперь я хочу рассказать вам о традиции семейного чтения в нашей семье, где  из поколения в поколение передается любовь к книгам и к самому процессу чтения. У нас все очень любят читать, интересуются новинками литературы и не могут представить себе жизни без книг. Книга для нас до сих пор остается чем-то очень священным, таинственным и загадочным. Трепетное отношение к книге переходит в нашей семье от родителей к детям.   Чтение является обязательным атрибутом повседневной жизни каждого члена семьи. Несмотря на усталость, суету, загруженность и отсутствие времени, всегда должна "найтись минутка" для чтения. Чтение - это увлекательное путешествие в совершенно иной, непохожий на реальность мир. Чтение книг придает нам вдохновение и силы. Книги развлекают и увлекают. Они заставляют нас плакать и смеяться. А также дают утешение и показывают выход из тяжелого положения. Читая книгу можно испытать разнообразные эмоции и чувства, от грусти и печали до радости и даже смеха, от обиды и горечи до глубокого возмущения и негодования.  Летом мои родители отправляли часто  меня в город Калач-на-Дону. Летние каникулы я проводил с прабабушкой - это самое лучшее было время в году.  Её звали Валентина Ильинична. Прабабушка всю жизнь проработала лаборантом на хлебоприёмном пункте В те времена сложно было купить хорошие книги, в магазинах их не было, в библиотеках были, но в единственном экземпляре и достать их было проблематично. Но моя прабабушке ударно трудилась. А самым достойным вручали в качестве поощрения подписку на сборники сочинений известных писателей. Со временем образовалась большая библиотека. Что может быть приятнее, чем послеобеденный отдых с интересной книгой в руках. Мы любили с прабабушкой читать друг другу вслух, иногда читали вместе, по ролям.

 Несмотря на то, что в доме прабабушки была собрана большая коллекция книг, моя бабушка была записана в двух библиотеках города. Как она рассказывает, они ходили в Детскую городскую библиотеку каждую субботу с большим желанием. Могли часами просиживать среди книжного царства, что-то выбирая и разыскивая, пролистывая книгу за книгой, разглядывая и обсуждая. Чем "потрепаннее" была  книга, тем лучше. Мы думали, что  эта книга пользуется популярностью среди читателей, значит, надо брать. Регулярно в библиотеке устраивались литературные вечера, приглашались поэты и писатели, которых слушали, "затаив дыхание". А еще бабушка часто участвовала в театральных постановках, короткие спектакли показывали младшим школьникам. Теперь моя бабушка работает учителем.

Моя мама тоже любит читать, хоть времени на это всегда не хватает. Я хорошо помню тот момент, когда мама в первый раз взяла меня с собой в библиотеку, мне было тогда года четыре. Сколько положительных эмоций я тогда испытал: радость от того, что я в первый раз в большой библиотеке, удивление от огромного количества увиденных мною книг, восторг и восхищение от обстановки, которая царила в библиотеке - тишина, спокойствие и умиротворение. Теперь раз в две недели я обязательно хожу в детскую библиотеку около дома. В основном я выбираю книги о Великой Отечественной войне, потому что мне нравится читать рассказы и повести о том непростом времени. Иногда я выбираю веселые и поучительные рассказы о  жизни детей. Всегда извлекаю для себя что-то новое и полезное. Но признаюсь честно, поход в библиотеку - это больше инициатива моих родителей, нежели моя. Возможно, со временем, когда я подрасту и буду более сознательным и смышленым, я буду сам, без напоминания взрослых, заглядывать в библиотеку и выбирать книги.

А ещё я люблю дарить книги. Книга - это самый лучший подарок, который был, есть и будет во все времена. Мои родители на праздники иногда дарят мне, друзьям и близким в качестве подарка книги. Уважаемые взрослые, покупайте и дарите своим детям книги как можно чаще, тем самым, приглашая их каждый раз в сказку!

В нашей семье практикуется домашнее чтение. Когда я был маленьким, мы с мамой каждый день много читали, а точнее, мама читала вслух, а я внимательно ее слушал. До сих пор я помню наизусть короткие веселые потешки, считалочки и стихи А.Барто, С.Я.Маршака,  С.Михалкова. А как я любил слушать Русские народные сказки! Я мог часами их слушать. А когда меня в два года отдали в детский сад, воспитатели очень удивились, узнав, что я знаю все буквы. И это все потому, что мы каждый день с мамой читали! Меня приучили читать вслух. Даже сейчас, изучая в школе произведение по литературе, я читаю его громко и с выражением, а потом обязательно пересказываю, так постепенно развивается моя речь и пополняется словарный запас. Эту школу чтения сейчас и мой младший брат осваивает, а я даю ему ценные советы.

Мне кажется, что читать вместе и вслух надо даже тогда, когда ты уже сам можешь читать самостоятельно. Мне хочется  дать один очень важный, на мой взгляд, совет всем взрослым, простой в исполнении, не требующий дополнительных материальных вложений, но дающий потрясающие результаты: "Уважаемые родители! Если Вам не хватает времени на общение со своим ребенком, то возьмите книгу и прочитайте хотя бы одну страничку вместе с ним, и Вы найдете то, о чем можно поговорить со своим ребенком, кроме учебы!" Мы даже с мамой составили несколько таких советов и с удовольствием дарим всем.

Семейное чтение – компенсирует дефицит общения, а время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, появляется желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

В заключение хотелось бы сказать, что традиции семейного чтения  - это прекрасные традиции, которые должны быть в каждой семье. Мы считаем, что это не пережитки давно ушедшего прошлого, а отсутствие культуры отдельно взятой семьи. Традиции семейного чтения должны жить, развиваться и обязательно передаваться в каждой семье из поколения в поколение. И только тогда наша Великая страна - Россия станет самой мощной сверхдержавой!

Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении - это чудо! Вновь вместе вернуться в мир детства - это чудо! Не спешите оставлять детей одних. Пусть Вам будет интереснее втроем, вчетвером, всей семьей, большой или малой, отдайте свое сердце " чтению", и тогда Вас будет ожидать...ЧУДО!

А это от нашей семьи всем вам!

КАК ВОЗРОДИТЬ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ?

1. Читайте сами, читайте с удовольствием, показывая ребенку пример.

2. Чаще читайте своему ребенку вслух, даже когда ребенок начинает читать сам. Ведь чтение для ребенка – это прежде всего общение с родителями. 

3. Читайте все вместе по ролям. Ребенку, вероятно, будет интересно почитать вместе с Вами, распределив прямую речь персонажей произведения по ролям.

4. Предложите ребенку почитать Вам, когда Вы заняты домашними делами. 

5. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой. 

6. Читайте немного, но регулярно.

7. Сделайте из простого чтения семейную традицию: ежевечернее чтение в кругу семьи или чтение перед сном.

8. Обсуждайте прочитанную книгу, записывайте названия произведений в дневнике или на «доске почета», рисуйте героев.

9. Не настаивайте, если ребенок дочитал книгу до половины и не хочет заканчивать. Принуждение ребенка к чтению – дело малоперспективное. 

10. Не заставляйте ребенка читать. Заставляя ребенка читать, вы не заставите его полюбить чтение.

11. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства.

12. Дарите ребенку книги.   Книга – лучший подарок. 

13. Выбирайте книги в магазине, в библиотеке яркие, красочные и вместе.

14. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

15. Хвалите ребенка за прочитанное произведение!

Успехов Вам!