Эссе

Вороширина Светлана Николаевна

 

       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1

МР Калтасинский  район  РБ

                                         

Эссе  учителя  начальных классов

Ворошириной Светланы Николаевны

на тему: «Твори, дерзай, увлекай!»

       

Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Он сам себя всех строже судит

Он весь земной, он рвётся  вверх;  

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!

                                                                                                     Д.С.Лихачёв

Я, Вороширина Светлана Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Краснохолмская общеобразовательная школа №1. Общий педагогический стаж составляет 6 лет. В данном учебном заведении работаю 4 года. Имею первую квалификационную категорию.

Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь.  Любовь - определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.

Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперед. Профессии учителя можно завидовать. Она дает возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию  -  обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог.  Профессия  учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

Как педагог, я  нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется,  опыт  приходит с годами. Я работаю в школе сравнительно недавно. Но, всё – таки, постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.

Я не зря выбрала профессию учителя  начальных классов, потому что, первый учитель    —  это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, профессионал.  Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребенка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнем – и он в будущем найдет свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Я, учитель, и должна научить многому ребят: как правильно себя вести, быть отзывчивыми и внимательными к родным и незнакомым людям, к природе, любить свою Родину, чтить память предков. А главное суметь находить правильные пути решения в трудной жизненной ситуации, ведь они так часто встречаются детям. И чтобы помочь ученику, надо его проблему пропустить сквозь себя.  

           Нельзя сравнивать нашу профессию  с другими: подгорит хлеб у пекаря – можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич – можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные,  самые жизненные, так как они ранят душу ребенка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие  учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты.  Кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете – внутренний мир настоящего человека.

Главная задача учителя начальных классов – это не только привить интерес к учению, но и суметь сохранить его на протяжении всех лет обучения. Научить логически  мыслить, думать, анализировать. Учитель должен помочь детям объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно  действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.

Поэтому я  убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Я благодарю судьбу за то, что на моем пути встретились такие педагоги, как Макарова Галина Кузьмовна, Улыбина Галина Александровна, Гнездилова Вера  Ивановна, пример которых определил выбор моей профессии,  поддержку и понимание которых я ощущаю всегда.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня?  Уроками. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.  На уроках мы часто идём с опережением, как говорят педагоги «ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка»  А потом, когда при  изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили , осталось  только закрепить». Я считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный  подход в преподавании. При этом под компетенцией понимаю не просто сумму знаний, умений и навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих совершать эффективные действия.

Ещё одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс я  строю с учетом реальных  возможностей каждого ученика, позволяя  каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную,  индивидуальную, работу в группах, парах, коллективную. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учетом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Задаю домашние задания разного уровня.

На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю  тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и  анализировать результаты. Важным звеном каждого урока считаю рефлексию. Она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.

В начальных классах все предметы тесно связаны между собой, где очень важна работа с информацией: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез. Сегодня в этом помогают широкие возможности информационных  технологий.  Уроки с использованием ИКТ позволяют проверить объективность и уровень усвоения изучаемого материала и своевременно понять, где и что упущено. Такие уроки  позволяют не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.  

Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы  жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности.   Мои ученики принимают активное участие в жизни класса, школы, района  и являются победителями и призёрами районных, республиканских, региональных, всероссийских, международных  конкурсов, олимпиад.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, танцевальные и музыкальные физкультминутки, физкультминутки для глаз и развития мелкой моторики рук. Стараюсь создавать благоприятный  психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно – гигиенические условия реализации учебного процесса.

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями. Для любого ребенка родители являются самыми дорогими  людьми, поэтому я делаю всё возможное, чтобы они стали моими союзниками. Они интересуются  результатами  учебы, помогают в подготовке  различных мероприятий.  Информацию об учебных достижениях своих детей родители узнают через Электронный журнал  школы. В своей работе использую разные диагностики регулирования  и коррекции своей учебно – воспитательной деятельности. Одним из методов диагностики образовательных потребностей считаю портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки  индивидуальных достижений  обучающихся.

Я пытаюсь «растить» в детях любовь к себе самому, через неё - любовь и уважение к близким. Учу любить, понимать и вдумчиво читать вечно молодую книгу природы. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является естественным наглядным материалом и книгой открытий удивительного и неизведанного, где каждая травинка, каждый листочек на паутинке, изогнутая березка, пенек, напоминающий волшебное чудовище, несёт в себе знание или информацию. Каким вырастет ребёнок?  Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости.

Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века –  огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы.               Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я  всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, ибо никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.  Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать саму себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

И каждый день, увидев веселые лица, услышав радостный смех детей, я получаю новый заряд энергии и удовольствия. Уходит куда-то усталость и хочется снова работать, придумывать с ребятами что-то новое, интересное. Звенит звонок - и ко мне обращаются взоры моих учеников со светлыми, ясными, чистыми глазами, любопытными, верящими, добрыми. Они много от меня ожидают. Я чувствую ответственность перед ними. Много трудностей нам предстоит преодолеть. Но все по плечу, когда есть взаимопонимание, доверие и стремление к победе. Да, нелегко быть классным руководителем, но – интересно.

 Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников. Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да!      У меня любимая работа, замечательная семья, где меня любят и понимают.  Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот». Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее  осознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял  Лев Николаевич Толстой