Программы для обучающихся 8 вида

Вороширина Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Русский язык

                                                              Пояснительная записка
        Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

       Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. 

       Нарушения мышления и речи, ровно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

         Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.

         Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

        Задачи программы по русскому языку следующие:
-развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;

-совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;

-обучение школьников применению изученных орфографических правил;

-формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.

                                                    Содержание программы
         Повторение пройденного в начале года (7 ч)

     Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).

Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи..

Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. 

       Звуки и буквы (49 ч) 

Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и 

несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной 

изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов. 

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. 

       Слово (34 ч)

     Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.

Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,

злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.

Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. 

Подбор слов, противоположных по значению.

Распространение предложений словами различных категорий.

Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.

Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.

    Предложение (25 ч)

Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.

      Связная письменная речь (11 ч) (в связи с изучением всех разделов программы) 

Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту. 

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.

Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:
-Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.

-Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. 

-Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
 2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;
 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.

Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 класса

Учащиеся должны уметь:
1 – ый уровень
-
списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);

-с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);

-составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

-делить текст на предложения;


Выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;

2 – ой уровень
-делить слова на слоги для переноса;

-списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

-писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;

-различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

-выделять из текста предложения на заданную тему;

-участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них контрольные диктанты, списывания


1.

1.1

1.2


Повторение.

Предложение.

Повторение пройденного материала



7

10





1



Итого:


17


1


2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8


Звуки и буквы.

Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.



3

5

6

4

14

4

8

5




1


                  1


1



Итого:


49


2                1


3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5


Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.



14

5

6

1

8







              1


1



Итого:


34


1              1


4.

4.1

4.2

4.3


Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.



12

5

8

1

1  



Итого:


25

1              1


5.


Связная письменная речь.


11




Итого:


11




Итого:


136


5              3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Класс__ 4__

Количество часов: _136_ ч

Всего часов в неделю_4_ ч

Плановых контрольных уроков __8___ч



Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.


Учебник __А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2009 г.


Тематическое планирование. Русский язык (136ч)

Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата план.

Дата факт.

Раздел «Повторение»

17

Знать: предложение,  обозначение начала и конца предложения на письме, что такое текст.

Уметь: обозначать начало и конец предложения на письме, строить предложение по вопросу, по схеме, из данных слов; делить текст на предложения, на части.

1

Что мы знаем о предложении.

1

2

Повторение знаний о предложении

1

3

Повторение знаний о предложении

1

4

Связь слов в предложении

1

5

Связь слов в предложении

1

6

Составление предложения по вопросу.

1

7

Составление предложений.

1

8

Составление предложений по схеме, из данных слов. 

1

9

Составление предложений

1

10

1

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

11

Работа над ошибками. Текст.

1

12

Текст.

1

13

Деление текста на предложения.

1

14

Деление текста на части

1

15

Деление текста на части

1

16

Восстановление текста по плану

1

17

Восстановление текста по плану

1

 Раздел «Звуки и буквы»

49

Знать: гласные и согласные звуки и буквы, правила правописания слов.

Уметь: различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки на письме, писать слова с орфограммами корня; составлять и записывать рассказ по наблюдениям. 

18

  Алфавит.

1

19

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

1

20

Что мы знаем о звуках.

1

21

Составление и запись рассказа по серии картинок.

1

22

Употребление мягкого знака на конце слова.

1

23

Употребление мягкого знака в середине слова.

1

24

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

25

Работа с деформированным текстом.

1

26

Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и.

2

27

Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и.

28

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок.

1

29

Сочетания гласных с шипящими.

1

30

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

31

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

32

Составление и запись рассказа по наблюдениям.

1

33

Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

1

34

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

1

35

1

Контрольный диктант №2 по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

36

Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.

1

37

Работа с деформированным текстом с опорой на план.

1

38

Проверка написания парных звонких и глухих согласных.

2

39

Проверка написания парных звонких и глухих согласных.

40

Дополнение текста на заданную тему

1

41

Закрепление изученного по теме «Парные согласные»

1

42

Ударение.

1

43

Ударные и безударные гласные.

1

44

Различение ударных и безударных гласных.

2

45

Различение ударных и безударных гласных.

46

Составление текста по имеющемуся началу.

1

47

Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом.

1

48

Правописание безударных гласных. Различение основных категорий слов.

1

49

Развитие речи. Объявление. Письмо.

1

50

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. Большая буква в именах собственных.

1

51

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. Большая буква в именах собственных.

1

52

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Правописание безударных гласных.

1

53

1

Контрольное списывание по теме «Безударные гласные»

54

Правописание  слов с непроверяемыми безударными гласными.

2

55

Правописание  слов с непроверяемыми безударными гласными.

56

Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударным гласным»

1

57

Закрепление изученных правил о написании слов.

6

58

Закрепление изученных правил о написании слов.

59

Закрепление изученных правил о написании слов.

60

Закрепление изученных правил о написании слов.

61

Закрепление изученных правил о написании слов.

62

Закрепление изученных правил о написании слов.

63

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным»

64

Работа над ошибками. Закрепление изученных правил о написании слов

1

65

Восстановление деформированного текста.

1

66

Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми  гласными»

1

Раздел «Слово»

34

Знать: существенные признаки частей речи, правила написания большой буквы в именах собственных, правописания предлогов.

Уметь: различать части речи по их существенным признакам, правильно писать имена собственные, предлоги со словами; составлять тексты объявления и письма; составлять рассказ по опорным словам.

67

Слово. Названия предметов, действий и признаков.

1

68

Слова, которые обозначают названия предметов.

1

69

Слова, которые обозначают названия предметов.

1

70

Слова, обозначающие действия предметов.

1

71

Слова, обозначающие действия  предметов.

1

72

Слова, обозначающие действия  предметов.

1

73

Слова, обозначающие признаки  предметов.

1

74

Слова, обозначающие признаки  предметов.

1

75

Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом.

1

76

Составление текста по имеющемуся началу.

1

77

Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом.

1

78

Различение основных категорий слов.

1

79

Различение основных категорий слов. Развитие речи. Объявление. Письмо.

1

80

Имена собственные.

1

81

Большая буква в именах собственных.

2

82

Большая буква в именах собственных.

83

1

Контрольное списывание №2

84

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.

1

85

Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.

1

86

Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

87

Предлоги до, без, под, над, около, перед.

1

88

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

89

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

90

Разделительный твёрдый знак.

1

91

Разделительный твёрдый знак.

1

92

Родственные слова.

1

93

Общая часть родственных слов.

1

94

Правописание корня в родственных словах.

1

95

Правописание корня в родственных словах. Составление рассказа  по опорным словам.

1

96

Подбор проверочных слов  для проверки безударных гласных.

1

97

Правописание слов с безударным гласным

1

98

Закрепление изученного по теме «Безударные гласные»

1

99

Закрепление изученного по теме «Слово»

1

100

1

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов»

Раздел «Предложение»

25

Знать: признаки предложения, обозначение начала и конца предложения в устной и письменной речи. определение главных членов предложения.

Уметь: распознавать предложение, составлять предложение, небольшой текс по опорным словам, серии картинок, плану. Находить главные и второстепенные члены предложения.

101

Повторение о предложении.

1

102

Повторение о предложении.

1

103

Роль предложения в речи.

1

104

Составление сказки по рисунку и вопросам.

1

105

Упражнения в составлении предложений.

1

106

Упражнения в составлении предложений.

1

107

Связь слов в предложении

1

108

Установление связи слов в предложении по вопросам.

1

109

Установление связи слов в предложении по вопросам

1

110

Упражнения в составлении предложений.

1

111

Упражнения в составлении предложений.

1

112

Знаки препинания в конце предложения.

1

113

Знаки препинания  в конце предложения.

1

114

Упражнение в постановке знаков препинания.

1

115

Упражнение в постановке знаков препинания.

1

116

Краткое изложение текста по вопросам

1

117

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

118

Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

119

Главные члены предложения. Сказуемое.

Подлежащее.

1

120

Главные и второстепенные члены предложения.

1

121

Второстепенные члены предложения.  

1

122

Второстепенные члены предложения.  

1

123

Составление схемы предложения.

1

124

Составление схемы предложения.

1

125

Составление и запись рассказа по серии картинок.

1

Раздел «Повторение»

11

126

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке

1

127

Родственные слова.

1

128

Проверка слов с безударным гласным

1

129

Контрольное списывание №3.

130

Работа над ошибками. Парные согласные

1

131

Проверка слов с парным согласным

1

132

Проверка слов с парным согласным

1

133

Упражнение в правильном написании слов

1

134

1

Контрольный диктант №5 по теме «Повторение изученного»

135

Работа над ошибками. Развитие речи. Составление письма.

1

136

Упражнение в правильном написании слов.

К/диктантов - 5,

К/списываний - 3

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Плакат «Алфавит» .

2.Азбука букв 

3.Магнитная азбука 

4.Наборное полотно 

5. Таблицы демонстрационные

6.Дидактический раздаточный материал для 1-4 классов.

7.Дидактические игры.

8. Карточки с индивидуальными заданиями по темам.

9. Презентации по темам


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык:учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/М.: - Просвещение, 2007 – 239с.

2.Безкоровайная О.В. Русский язык:1 класс. Вставь букву. Грамматические игры / М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Самостоятельные работы) 

5. Соболева О.П.,. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007

Лист изменений




Предварительный просмотр:


Чтение и развитие речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Чтение и развитие речи» для  4  класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида  автора «Чтение и развитие речи». 1– 4  классы» под ред. И.М. Бгажноковой  (2011г)

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.        

Задачами уроков чтения в младших классах являются:

     *          воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;


  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.


Для чтения подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Собственно работа над выразительностью чтения на этих уроках начинается примерно с середины 3 класса, когда школьники переходят на чтение целыми словами. 

   Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. 

   Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Основное содержание учебного курса

   Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.

   Рождественские рассказы.

   Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

    Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".

   Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.

   Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

   Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.).  Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

   Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

   Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень:


  • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • читать про себя, выполняя задания учителя;

  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

  • читать диалоги по ролям;

  • пересказывать прочитанное по частям;

  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;



2-й уровень:

    *  осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;


  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса



Учащиеся должны знать:


  • наизусть 5—8 стихотворений: А. Плещеев «Осень наступила», М. Бородницкая «Щи-талочка», Л. Левин «Чудеса в авоське», З. Александрова «До свиданья, Зима!» А. Барто «Я лишний», А. Плещеев «Весна»», В. Берестов «Праздник мам», И. Греков «Летом»

По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение в 4 классе отведено в неделю 4 часа  (всего - 136 часов)

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

Проверка навыков чтения

1

Введение.


17 ч

1

2

Школьная жизнь.


12 ч

9

3

Время листьям опадать.


17 ч

13

4

Делу - время, потехе - час.


10 ч

6

5

В мире животных.


15 ч

13

6

Жизнь дана на добрые дела.


19 ч

9

1

7

Зима наступила.

24

8

Весёлые истории

10

9

Полюбуйся, весна наступает...

14

10

В мире волшебной сказки

11

11

Родная земля

12

12

Лето пришло

14

1

                                             Итого:                                                                                      136               2            

Календарно- тематическое планирование



ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

4 класс



Количество часов: _136_ ч

Всего часов в неделю_4_ ч

Плановых контрольных уроков __2___ч


Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина изд. - Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014


Тематическое планирование. Чтение и развитие речи (136ч)

Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата план.

Дата факт.

1

Вводный урок.

1

Значение учебника, условные обозначения .

Бережно обращаться с учебником.

 Раздел « Школьная жизнь»

9

Обучающиеся должны знать: название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

-осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

-читать стихотворные произведения наизусть;

-различать жанры произведений.

2

По Н.Носову  "Снова в школу".

Э. Мошковская "Жил-был Учитель"

1

3

М.Пляцковский "Чему учат в школе"

1

4

По Ю.Ермолаеву "Поздравление"

1

5

По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила"

1

6

По Е.Ильиной "Шум и Шумок"

1

7

В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок"

1

8

По Л.Каминскому "Три желания Вити".

В.Берестов "Читалочка"

1

9

По М. Бартеневу "Зарубите на носу".

1

10

Загадки. Обобщение по разделу "Школьная жизнь".

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

Раздел "Время листьм опадать"

13

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

Находить признаки осени, слова-описания

11

Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то..."

По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка"

1

12

Е.Благинина "Подарки осени". По Л.Воронковой "Лесные подарки"

1

13

А.Твардовский "Лес осенью".

По В. Путилиной "В осеннем лесу"

1

14

Н.Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..."

1

15

По Ю.Шиму  "Отчего Осень грустна"

1

16

К. Бальмонт "Осень"

1

17

По Ю.Ковалю "Три сойки"

1

18

По Н.Сладкову "Холодная зимовка"

1

19

А.Плещеев "Скучная картина"

1

20

По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка"

1

21

По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи"

1

22

По Г. Граубину "Время листьм опадать..."

1

23

Загадки. Обобщение по разделу "Время листьм опадать"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

 Раздел "Делу - время, потехе - час "

6

Обучающиеся должны знать: 

- название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

-определять тему и главную мысль произведения;

- участвовать в диалоге

при обсуждении прочитанного;

-читать по ролям;

-использовать полученные знания для  выбора книг;

-анализировать мотивы поведения героев.

24

Русская потешка "Пекла кошка пирожки..."

1

25

Чешская потешка "Сенокос"

1

26

По Л.Пантелееву "Карусели"

1

27

По Н.Носову "Прятки". Считалки.

1

28

Считалки. По М. Булатову "Жмурки"

1

29

Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

Раздел "В мире животных"

13

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Различать домашних и диких животных

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию; составлять рассказ по серии картинок

30

По К.Ушинскому "Бодливая корова"

1

31

По В. Бирюкову "Упрямый котёнок"

1

32

По В.Гаранжину "Пушок"

1

33

По Е. Чарушину "Томка"

1

34

По Б. Житкову "Охотник и собаки"

1

35

По Л. Матвеевой "Чук заболел"

1

36

Г. Снегирёв "Хитрый бурундук"

1

37

По А. Баркову "Барсучья кладовая"

1

38

 По А. Дорохову "Гостья"

1

39

Г. Корольков "Игрушки лисят"

1

40

По Ю. Дмитриеву "Лиса"

1

41

Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

42

Внеклассное чтение. Н. Носов "Хитрюга".

1

Раздел"Жизнь дана на добрые дела"

9

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

43

Г. Ладонщиков "Миша - мастер"

1

44

По Е. Пермяку "Пичугин мост"

1

45

В.Хомченко "Михаськин сад"

1

46

По С. Баруздину "Когда люди радуются"

1

47

По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела"

1

48

Е. Благинина "Котёнок"

1

49

В. Голявкин "Птичка"

1

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

50

Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела"

1

Рубрика "Проверь себя"

51

Внеклассное чтение. К.Киршина. "Вот какая история"

1

Проверка навыков чтения.

Раздел "Зима наступила"

24

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

Находить признаки зимы, описанные в рассказе

52

По Л. Воронковой "Снег идёт"

1

53

А. Слащёв "Снегурочка"

1

54

А. Слащёв "Снегурочка"

1

55

И. Суриков "Зима"

2

56

С. Маршак "Декабрь"

57

По В. Сутееву "Ёлка"

1

58

По В. Сутееву "Ёлка"

1

59

По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество"

2

60

М. Садовский "Где лежало "спасибо"?

61

По Н. Носову "На горке"

2

62

По Н. Носову "На горке"

63

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

2

64

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

65

А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось"

2

66

П. Головкин. "Зимняя сказка"

67

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

2

68

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

69

В. Бирюков. "Снежная шапка"

1

70

По А. Тумбасову. "В шубах и шапках"

1

71

Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..."

1

72

По В. Бианки. "Находчивый медведь"

1

73

По А. Спирину "Зимние приметы"

74

Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила"

1

Рубрика "Проверь себя"

75

Внеклассное чтение. "Старый Мороз и молодой Морозец" (литовская сказка)

1

 Раздел "Весёлые истории"

10

Обучающиеся должны знать: 

- название и основное содержание изученных произведени.

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

76

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

2

77

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

78

Г. Остёр. "Одни неприятности"

1

79

М. Пляцковский. "Однажды утром"

1

80

В. Бирюков. "Почему комары кусаются"

1

81

С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок).

1

82

По О. Кургузову. "Две лишние коробки"

1

83

Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки)

1

84

Обобщение по разделу "Весёлые истории"

1

Рубрика "Проверь себя"

85

Внеклассное чтение. В. Лёвин. "Чудеса в авоське"

1

Раздел "Полюбуйся, весна наступает..."

14

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений.

Обучающиеся должны уметь:

уяснять смысловые отношения текста; понимать основную мысль и подтекст.

86

В. Алфёров. "Март"

1

87

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

2

88

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

89

Е. Благинина. "Забота"

1

90

По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка"

1

91

По В. Бианки. "Последняя льдина"

1

92

А. Плещеев. "Весна"

1

93

По А. Баркову. "Скворцы прилетели"

1

94

По Э. Шиму. "Всему свой срок"

1

95

И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..."

1

96

По Ю. Ковалю. "Весенний вечер"

1

97

По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица"

1

98

Загадки. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает..."

1

Рубрика "Проверь себя"

99

Внеклассное чтение.  В. Берестов. "Праздник мам"

1

Раздел "В мире волшебной сказки"

11

Знать, что такое план текста.

Уметь составлять картинный план.

100

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

2

101

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

102

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

2

103

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

104

А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный"

1

105

По Ш. Перро. "Подарки феи"

2

106

По Ш. Перро. "Подарки феи"

107

Братья Гримм. "Горшочек каши"

1

108

По В. Порудоминскому. "Наши сказки"

1

109

Обобщение по разделу "Волшебные сказки"

1

Рубрика "Проверь себя"

110

Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок"

1

"Родная земля"

12

Знать, что такое план текста.

Уметь составлять словесный  план (с помощью учителя).

111

М. Ильин. "Царь-колокол"

112

С. Васильева. "Город на Неве"

1

113

Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле"

1

114

С. Вербова. "Сочинение на тему"

1

115

По Л. Кассилю. "Какое это слово?"

1

116

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

2

117

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

118

У. Усачёв. "Защита"

1

119

По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все"

1

120

Т. Белозёров. "День Победы"

1

121

Обобщение по разделу "Родная земля"

1

Рубрика "Проверь себя"

122

Внеклассное чтение. По В. Орлову. "К неведомым берегам"

1

Раздел "Лето пришло"

14

Знать требования к правильному чтению.

Уметь читать бегло и выразительно, делить текст на смысловые части, составлять план (с помощью учителя).

123

С. Козлов. "Ливень"

1

124

Г. Граубин. "Тучка"

1

125

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

126

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

127

Е. Благинин. "Одуванчик"

1

128

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

2

129

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

130

А. Бродский. "Летний снег"

1

131

В. Голявкин. "После зимы будет лето"

1

132

О. Тарнопольская. "Хозяюшка"

1

133

По А. Спирину. "Летние приметы."

1

134

Обобщение по разделу "Лето пришло".

1

Рубрика "Проверь себя"

135

Внеклассное чтение. С. Прокофьева. "Подарки лета"

1

Проверка навыков чтения.

136

Итоговый урок. "Что читать летом"

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Учебник « Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014 года; 

2. Пособие для учителя «Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» С. Ю. Ильина, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2006 год; детские книги;  

4.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.

5.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144

Лист изменений




Предварительный просмотр:

 


Развитие устной речи

Пояснительная записка

        Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4классов под редакцией В.В.Воронковой  «Просвещение», Москва, 2011 год.

        Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
-способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

-учить строить устные связные высказывания;

-воспитывать культуру речевого общения.


    В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

    В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.

   Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учаться отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.
   
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

       Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

   Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
     
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

Содержание     программы
      Общение и его значение в жизни

      Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?

         Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.

       Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. 

Основные требования к умениям и знаниям
Учащиеся должны уметь:
1-ый уровень
-понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;

-понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;

-выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

-участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

-принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

2-ой уровень
-выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова

-сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;

-участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

-слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.

Учебно-тематический план (1час в неделю, 34ч в год)



Наименование разделов и тем


Всего

часов


1.


Общение и его значение в жизни


5


2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6


Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

- Игры с друзьями

- Играем в сказку

- Мы писатели

- Я дома

- Я за порогом дома

- Я в мире природы


24

4

4

4

4

6

2

3.

Культура Общения


5



Итого:


34

Календарно-тематическое планирование

курса "Устная речь"

Класс__ 4__


Количество часов: _34_ ч


Всего часов в неделю_1_ ч


Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011



Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата план.

Дата факт

Общение и его значение в жизни

5

1

Аудирование. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

2

Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать, пересказывать короткие произведения.

2

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

3

Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом.

3

4

Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом.

5

Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом.

6

Дикция и выразительность речи.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга).

6

2

Отработка у школьников чёткости произношения, их эмоциональной выразительности

7

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга).

8

Тренировочные упражнения  в передаче удивления, испуга, горя и др.

1

9

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё.

2

10

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё.

11

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

1

12

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме, подбор слов и  составление предложений по теме речевой ситуации; составление связного высказывания. 14ч

14

Развитие собственно устной разговорной речи

13

Игры с друзьями.

2

14

Игры с друзьями.

15

Я дома.

1

16

Я на прогулке в парке.

1

Я играю на детской площадке.

1

17

Придумываю сказку. Я сказочница.

2

18

Придумываю сказку. Я сказочница.

19

Мой помощник телефон.

1

20

Я гость.

1

21

В гостях у леса.

1

22

Мои друзья – книги. Я в библиотеке.

1

23

Вместе в беде и в радости.

1

24

Поздравление ветеранам.

1

25

Культура общения

5

Организация специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

26

Устное и письменное приглашение. Упражнения в составлении приглашения.

1

27

Устное и письменное поздравление. Упражнения в составлении поздравления.

1

28

Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, 3пожалуйста.

1

29

Вежливый отказ от предложения, приглашения.

1

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

1

Общение и его значение в жизни.

5

30

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии.

1

31

Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи.

1

32

Для чего люди создали кино и телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего.

1

33

Книга – наш собеседник. Что мы узнаём из книг?

1

34

Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Влияние речи на поступки людей.

1

л

Итого:

34


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.


  • Игровые атрибуты.

  • Наглядно-дидактический материал.

  • Презентации по речевым ситуациям.

  • Сюжетные картинки.

  • Презентации по темам

  • Аудиозаписи сказок «Двенадцать месяцев» и «Бременские музыканты»

  • Сюжетные картинки и плакаты по темам

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем», Москва, Просвещение, 2005.

  • Гризик Т. И. «Развитие речи», Москва, Просвещение, 2007.

  • Гризик Т. И. «В мире слов», Москва, Просвещение, 2006.

  • Гербова В. В. «Учусь говорить», Москва, Владос, 2003

Лист изменений