Информация для школьников

Вороширина Светлана Николаевна

Секреты успешной учебы

Как тренировать память

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секреты успешной учебы

Педагог-психолог Гаврилова В.Н.

Начался учебный год и  учащимся приходится ежедневно справляться с массой дел.  Наверное, ты согласишься с тем, что учеба - дело достаточно трудное. Кто-то учится лучше, кто-то хуже, но большинство ребят (независимо от успеваемости) считают  "работу ученика" довольно утомительной: уроки в течение всего учебного дня, выполнение домашнего задания... и так изо дня в день, не считая контрольных, зачетов и экзаменов!

Очень хорошо понимая, как непросто тебе учиться, мы составили памятки, которые помогут тебе в подготовке к урокам, написании сочинений, организации рабочего места. А еще мы очень хотим, чтобы ты научился радоваться собственным успехам, даже небольшим, ведь твои достижения в школе могут быть отмечены не только оценкой. В этом поможет твоя личная "папка успеха" - портфолио.

Портфолио

У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Однако полезные и интересные материалы могут найти применение не сразу. Что со всем этим делать? Предлагаем тебе завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и прочее, но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию. Оформляя портфолио, ты на практике сможешь применить знание "секретов успешной учебы".

Секреты планирования

Слово "планирование", скорее всего, не ассоциируется у тебя с каким-либо интересным и увлекательным занятием. Но именно планирование может стать твоим верным другом и помощником в учебе, своеобразным хранителем от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел, и особенно от беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую. Планирование помогает человеку тратить меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.

Одним из самых важных секретов успешной учебы мы считаем умение замечать собственные успехи и радоваться им. "А что тут сложного?"- скажешь ты.

Вспомни, пожалуйста, свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная (хорошая) оценка?

Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Нам часто приходилось слышать от учеников: "Учил, учил, а меня не спросили". Или: "Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерку не получил". Случается, что отметка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех.

Знания и опыт - вот что действительно пригодится в жизни. Поэтому научись отмечать не только улучшение успеваемости, но и усилия, которые ты приложил для этого, а также знания, умения и навыки, которые тобой приобретены.

Оцени по пятибалльной шкале:

•    усилия, затраченные на выполнение отдельного вида работ;

•    приобретенные знания, умения и навыки;

•    оценку, полученную в школе.

Таким образом, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.

Лестница успеха

Нарисуй на листе бумаги лесенку, состоящую из множества ступеней, идущих вверх. В конце каждого месяца "поставь" себя на какую-нибудь из ступенек "лесенки успеха" (самая верхняя ступенька - наилучший результат в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не реже одного раза в месяц.

Распорядок дня

Конечно, жить без сюрпризов, когда все на свете предусмотрено расписанием, - скучно. Но и без режима дня сохранять здоровье и все успевать, обучаясь в современной школе (тем более в  лицее), трудно. Как составить такой распорядок дня, который включал бы и важные дела, и полноценный отдых.

1. Составь свой распорядок дня.

2. Попробуй в течение определенного времени (не менее недели) отмечать выполнение (невыполнение) намеченного распорядка дня.

3. Ответь на вопрос: помогает ли тебе учиться соблюдение режима дня? Если режим дня не помог тебе организовать свое время, то следует пересмотреть его, внести изменения или уточнения.

Полезные привычки

О вредных привычках и необходимости их искоренения говорят много и часто. Мы же хотим уделить внимание привычкам-помощникам, от которых в немалой степени зависит успех, как в учебе, так и в любом другом деле.

Полезных привычек множество: привычка делать по утрам зарядку, умываться и причесываться, следить за своей одеждой, принимать пищу, делать уроки в одно и то же время и т. д. Человек, у которого выработаны такие привычки, заботится о своем здоровье и комфорте, с ним приятно общаться. А объединяет все полезные привычки и обеспечивает их приобретение сила воли человека.

Вспомни, какие чувства ты испытываешь, когда тебя просят (а еще хуже - заставляют!) сделать какое-нибудь не очень приятное дело: например, сесть за уроки. А какие чувства ты испытываешь, когда неинтересная работа, наконец, выполнена? Наверное, очень приятно ощущать свободу, победу, облегчение! Такие чувства человеку дарят именно волевые усилия. Это с их помощью мы побеждаем собственную лень и нежелание делать что-либо, справляемся с нудной работой, получаем знания, добиваемся успеха в учебе и других делах. Поэтому очень важно "приручить" эти волевые усилия, сделав их своими постоянными спутниками в жизни.

Слово "воля" подразумевает свободу, собственное мнение и желание человека. Тот, кто может управлять собственной волей, по-настоящему свободен! Если ты принял решение подружиться со своей волей, попробуй выполнить следующее.

1.Нарисуй символ своей силы воли (можно составить коллаж или вырезать подходящую картинку из журнала), прикрепи рисунок на видное место, например над своим письменным столом.

2.Каждый день в течение недели делай по одному из необходимых дел, которые тебе больше всего не хочется делать, и фиксируй результаты.

3.В конце недели подведи итоги.

4.В течение следующих двух недель продолжай соблюдать составленный распорядок дня.

5. Подведи итоги проделанной работы. Если ты почувствуешь, что волевые усилия уже помогают тебе в учебе - продолжай придерживаться выбранного режима дня, если ничего не почувствуешь - попробуй все начать сначала.

Секреты успешной домашней работы

К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий - большая редкость. Как организовать твой самостоятельный труд, чтобы он отнимал у тебя меньше времени и сил? Вернемся к секретам планирования. Если ты соблюдаешь режим дня, значит, волевые усилия уже стали твоими помощниками. Так вот, в выполнении домашней работы тебе без них тоже не обойтись.

Ты, наверное, прекрасно знаешь, какой предмет вызывает у тебя затруднения при выполнении домашнего задания, а какой дается легко и с удовольствием. Может быть, в каких-то заданиях тебе нужна помощь взрослых? Попробуй определить, что именно в том или ином предмете является для тебя самым сложным (это может быть заучивание наизусть, письменная работа, творческое задание, вычисление и т. д.) и самым легким. Такой анализ поможет тебе эффективно распределять свою работу. После того, как ты определишься со своими трудностями, в течение недели действуй по следующему плану:

Усилием воли усади себя за письменный стол

1. Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание: мы не добавляем слово "лишнего", стол должен быть абсолютно чистым).

2. Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы (мы поясним, как это делать).

3. Чередуй выполнение "трудных", "легких", письменных и устных заданий.

4.  Сделай один короткий (не более 15 мин) перерыв: немного подвигайся (можно потанцевать под музыку, выпить сока или минеральной воды) и продолжай выполнение домашних заданий.

5. Закончив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель (сумку).

6. Обязательно отдохни!

Организация рабочего места

1.  Первое, о чем необходимо позаботиться, - это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе слева (у левши - справа).

2. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти на стол и прикоснувшись кончиками пальцев к глазам. Если руки и ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное.

3. Мы уже упоминали о том, что перед началом работы необходимо полностью освободить свой стол.

4.  Нужные книги, тетрадь и канцелярские принадлежности следует выкладывать на него непосредственно перед выполнением задания по соответствующему предмету. Сразу же после окончания работы нужно снова все убрать со стола. Таким образом, ты будешь начинать выполнение задания по каждому предмету на чистом столе (это очень важно, так как позволяет "очистить" голову).

5. Для того, чтобы все нужное находилось у тебя под рукой,  и в то же время на столе был порядок, можешь использовать пластмассовые накопители. Подпиши их в соответствии с содержанием ("предметы", "цикл предметов" и т. д.).

6. Продумай и нарисуй свое рабочее место.

Распределение времени и самоконтроль

1. Руководствуясь режимом дня, определи, каким временем ты располагаешь.

2. Составь план выполнения домашней работы.

3. В соответствии с планом напротив каждого пункта проставь предполагаемое время.

4. Поставь на видном месте будильник. Заведи его на то время, когда ты должен будешь приступить к выполнению следующего задания; продолжай делать то же самое в течение всего времени выполнения работы.

5. Отметь реально затраченное время. Подумай, что тебе помешало уложиться в этот временной промежуток?

6. Воспользуйся "лесенкой успеха", чтобы зафиксировать полученные результаты.

Подготовка к новому учебному дню

1. Открой дневник. Какие уроки будут завтра в школе?

2. Положи в портфель нужные учебники и тетради.

3. Возможно, завтра тебе понадобятся: дополнительная литература, контурные карты и атласы по географии и истории; тетради для лабораторных работ; словари, рефераты и пр.? Не забудь их!

4. Подумай, какие канцелярские принадлежности, кроме ручки и карандаша, понадобятся тебе в школе (циркуль, линейка, транспортир и т. д.). Положи их в портфель.

5. Еще раз проверь готовность к новому учебному дню по дневнику!

Секреты хорошего отдыха

Раскрывая секреты успешной учебы, мы хотим особо отметить важность твоего полноценного отдыха. Чередование разных видов деятельности (умственной и физической) поможет тебе периодически "отключаться" от однообразной работы. Итак, запомни: лучший отдых - смена деятельности!

Во время занятий твои глаза и нервная система напряжены. Поэтому после окончания уроков не стоит сидеть перед телевизором или у компьютера. Лучше побыть на свежем воздухе, подвигаться. Если погода не позволяет совершить прогулку, послушай приятную, веселую музыку, потанцуй или выполни не слишком сложный комплекс упражнений. Главное, чтобы отдых не затянулся на неопределенное время. Помни о распорядке дня! Нужно вовремя начать выполнение домашней работы, в противном случае ты устанешь еще больше, поскольку тебе придется просидеть за уроками до поздней ночи!

Если ты очень устал от физической нагрузки, отдохни в тихом месте под спокойную музыку или почитай любимую книгу. Хорошо, если получится прогуляться у воды. Вечером можно принять теплую ванну, добавив в воду отвар успокаивающих трав. Интересно провести свободное время тебе помогут педагоги центров досуга и отдыха, тренеры спортивных секций.

Как выбрать себе занятие по вкусу

1. Подумай о том, что тебе интересно. Может быть, тебе нравится заниматься спортом, музыкой, наукой или делать что-нибудь своими руками. Об этом стоит задуматься. Но нужно обязательно рассчитывать свои силы и не забывать о возможностях (об особенностях здоровья, количестве свободного времени и пр.) Поэтому проанализируй как свои интересы, так и возможности.

2. Собери информацию о кружках и секциях.

3. Соотнеси свои интересы и возможности с вариантами выбора.

4. Просмотри свой распорядок дня и определи, каким временем ты располагаешь: какие дни и часы у тебя свободны от обязательных занятий (уроков в школе, занятий у логопеда и т. п.).

5.  Если время занятий в выбранном кружке тебя устраивает, согласуй свой выбор с родителями.

6. Запишись в кружок (секцию), внеся уточнения в свой распорядок дня.

7. Начиная заниматься в том или ином кружке (секции), помни: каждое дело требует труда и терпения, заметные для окружающих результаты (дипломы, грамоты и т. п.) порадуют тебя и твоих родных, скорее всего, не сразу. Отмечай те усилия, которые ты приложил, а также приобретенные знания и умения.

Секреты успешной работы с различными

источниками информации

Умение эффективно  работать с различными источниками информации обеспечит не только отличные оценки в школе. На протяжении всей своей жизни ты будешь познавать что-то новое. В этом тебе будут помогать книги. При этом важно знать, где и каким образом ты сможешь получить ту или иную информацию, и научиться ее перерабатывать, т. е. "раскладывать по полочкам" у себя в голове, а затем использовать по назначению. Важно также знать информацию, которая позволит успешно подготовиться к уроку.

Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению.

Как учить стихотворение?

Как работать над рефератом?

Поход в библиотеку или медиатеку.

Как писать сочинение?

Подготовка к контрольной работе.

Подготовка к ответу на уроке.

Эти и другие интересующие вас вопросы вы можете задать педагогам, а также найти ответы в книгах и Интернете.

Успехов Вам!



Предварительный просмотр:

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ?

  • Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти. Нужно выделять для этого хотя бы 20—25 минут в день. Следует знать, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).

 

  • Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наиболее существенное. Решив для себя, какая именно информация необходима, четко сформулировать  познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

 

  • Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Нужно стараться расширять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.

 

  • Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Следует  придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая безразлична, плохо запоминается.

 

  • Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно.

 

  • Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам.

 

  • Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.

 

  • Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее забывается.

 

  • Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.

 

  • Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.

 

  • Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, все же не нужно забывать, идя на экзамен, оставлять продукты своего творчества дома.

 

  • Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других — утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы.

 

  • Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые несколько превышают возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.

 

  • Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.

 

Деятельность мозга и питание

Всегда, а во время экзамена особенно, следует заботиться о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.

 

Что происходит в мозгу?

Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что ест человек, решающим образом сказывается на работоспособности его мозга.