Нам советуют

  • 10 нельзя
  • Зарядка позитивного мышления
  • Как улучшить память
  • Антистрессовые приемы
  • Стихотворение "Если в дверь постучат"
  • 25 способов успокоить нервы
  • Рекомендации учителю (Как сформировать желание учиться?)
  • Опросник "Мои педагогические затруднения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 «Нельзя»

(Василий Андреевич Сухомлинский «уроки осердечивания ума»)

Прочти и призадумайся – выполняешь ли ты эти 10 «нельзя»?

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.

2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство.

3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками: недостойно человеческой мудрости и рассудительности, скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.  

4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи…

5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье…. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе…

6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне…

7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве; особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика -отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.

8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.

9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина.

10. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.



Предварительный просмотр:

ЗАРЯДКА ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

«ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам!

  1. ИМЕННО СЕГОДНЯ у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутренне состояние человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. ИМЕННО СЕГОДНЯ я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.
  3. ИМЕННО СЕГОДНЯ я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
  4. ИМЕННО СЕГОДНЯ я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. ИМЕННО СЕГОДНЯ я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, своей семье, себе самой.
  6. ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной  и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.
  7. ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться РЕШИТЬ СРАЗУ проблему ребенка.
  8. ИМЕННО СЕГОДНЯ я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
  9. ИМЕННО СЕГОДНЯ я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
  10. ИМЕННО СЕГОДНЯ я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят в меня.

Если ВЫ хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет ВАМ покой и счастье, выполняйте следующие правила:

  1. Думайте и ведите себя жизнерадостно, и ВЫ почувствуете себя жизнерадостной.
  2. Никогда не думайте о тех людях, которые ВАМ неприятны. Не вспоминайте те события, которые ВАМ неприятны.
  3. Единственный способ обрести счастье - это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.
  4. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.
  5. Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.



Предварительный просмотр:

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ.

Расширить скрытые возможности своей памяти по плечу каждому.  Для этого надо уметь организовать запоминаемый материал и знать разнообразные приемы запоминания. Вот некоторые из них.

  1. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделить главное и второстепенное; составить план, запомнить опорные слова; пересказать текст своими словами. Вначале необходим медленный темп заучивания, чтобы облегчить его осмысление, а затем более быстро. Обширный материал делится на группы и систематизируется в процессе запоминания.
  2. Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску - это облегчит его запоминание.  Положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные эмоции препятствуют запоминанию. Эмоционально - положительное отношение, обеспечивается наличием у вас интереса к информации.
  3. Память, подобно другим способностям развивается путем упражнений. Включение запоминаемого материала в практическую деятельность помогает лучшему запоминанию. Старайтесь больше решать практических задач с использованием информации, которую необходимо запомнить.
  4. Чем больше видов памяти учувствуют  в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Во-избежании переутомления следует менять виды памяти при запоминании.
  5. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Целесообразнее всего сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Повторением через 15…20мин., предотвращается забывание. Далее необходимо повторять через 8 – 9ч., и через 24ч. Полезно повторять перед сном, а также утром. Известно, что лучше запоминается начало и конец информации. На  запоминание середины уходит больше времени. Необходимо так разделить материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.
  6. Хороший результат дает прием установления ассоциации между информацией, необходимой для запоминания, и чем то хорошо знакомым. НАПРИМЕР: чтобы запомнить чему равно число PI, можно запомнить фразу «ЧТО Я ЗНАЮ О КРУГАХ». Совокупность цифр в словах фразы даст искомое число – 3,1416. Причем чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запоминается.

ПОСТОЯННО ТРЕНИРУЯ, НАГРУЖАЯ СВОЮ ПАМЯТЬ МОЖНО УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЕЕ. РАЗВИВАЯ ПАМЯТЬ,  ВЫ СПОСОБСТВУЕТЕ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ.



Предварительный просмотр:

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЁМЫ

9 профилактических правил для всех и каждого

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Учёные не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты:

  1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
  2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжёлых срывов.
  3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
  4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпить только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.
  5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложиться спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьёзно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
  6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки-без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
  7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интересной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человка от стрессов.
  8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайший энергетической ёмкостью.
  9. Купите (если у вас ещё нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Не очень сложные приёмы, согласитесь? Но следование им обязательно убережёт вас от многих тяжёлых стрессов.



Предварительный просмотр:

Если в дверь постучат – открывай,

Может счастье твое среди ночи.

Если падает в руки – хватай,

Даже если и надо не очень.

              Не жалей, если что-то сопрут,

              Значит, это кому-то нужнее.

             И иди, если вдруг позовут,

             Значит, там тебе быть важнее.

Не преследуй того, кто ушел,

Не гони от себя тех, кто рядом.

Просто жить до чего ж хорошо!

И иметь это всё, как награду.

              И не бейся об стенку ты лбом,

             Жди и прыгай лишь в нужное русло

             Всё случится своим чередом,

            Если Богу так будет нужно.



Предварительный просмотр:

25 способов успокоить нервы

1. Совершите 10-минутную прогулку. Это поможет телу расслабиться и сбросить напряжение, ведущее к тревоге. 

2. Послушайте релаксационную или хотя бы обычную музыку, которая вам нравится. Это поможет вам отвлечься от размышлений о стрессорах. 

3. Остановите навязчивые мысли. Еще лучше будет интенсивно поработать на природе. 

4. Перестаньте говорить о вашем прошлом. Если у вас это так просто не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Вскоре снова попытайтесь не отставать от жизни, живите настоящим и забудьте прошлое. 

5. Дышите медленно. Так вы сможете частично снять испытываемое вами напряжение. 

6. Сосчитайте до десяти. Эта техника поможет вам поддержать концентрацию и избежать необдуманных слов и поступков, о которых впоследствии вы бы пожалели. 

7. Используйте позитивные аффирмации. Подбадривающий разговор с самим собой – полезный прием, который вы можете использовать в любое время, чтобы избежать нервного срыва или потери контроля над чувствами и эмоциями. 

8. Берегите себя! Не стоит упрекать и ругать самого себя – это только усугубит стресс. 

9. Поспите или хотя бы слегка прикорните. Отдых очень важен для заботы о вашем теле. Когда вы устаете, вы становитесь раздражительными и нервными, что может привести к проблемам со здоровьем. 

10. Поговорите с другом семьи. Поделившись своими страданиями с человеком, которому вы доверяете, вы сможете снизить напряжение и даже найти выход из сложившейся ситуации. 

11. Избегайте кофеина – это сильный стимулятор, он может привести к повышенному напряжению. 

12. Попробуйте массаж. Это позитивно отразится на мышечном тонусе. Ваши мышцы могут быть напряжены, что ведет к стрессу. 

13. Управление временем (тайм-менеджмент). Ставьте приоритеты и используйте время мудро. Выполняйте дела в порядке их значимости. 

14. Не спешите. Это плохая привычка, которая может привести к проблемам в будущем. Это также и ненужный стрессор, который можно избежать.

15. Избегайте чрезмерной рабочей нагрузки. Вы должны постараться сбалансировать время между работой и семьей. Перерабатывая, вы можете получить серьезные проблемы со здоровьем, а недостаток личного времени может привести к ухудшению отношений в семье, включая стрессы и депрессии. 

16. Просите помощи. Может быть очень полезно получить помощь или совет от своих домашних или друзей в трудное для вас время. 

17. Сделайте что-нибудь веселое, забавное. Юмор всегда помогает в борьбе со стрессом и очень полезен по жизни в целом. 

18. Живите сегодня и планируйте на завтра. Не перегружайте себя заботами и планированием, которые могут подождать. 

19. Ведите дневник. Оставляя на бумаге ваши размышления и чувства, вы позволяете проблемам быстрее покидать вас. 

20. Смейтесь и улыбайтесь больше. Это отличная релаксационная практика, позволяющая оставаться в хорошем расположении духа и сохранять позитивное отношение к происходящему. Посмотрите смешное шоу, фильм или сходите в развлекательный клуб. 

21. Орлы не охотятся на мух. Научитесь игнорировать мелкие неприятности (например, потеря денег, забывание предметов, взаимодействие со «сложными» людьми и др.). Если это не стоит вашего времени и это можно проигнорировать – проигнорируйте это и не оглядывайтесь назад. 

22. Приберитесь в доме. Приведение дома в порядок – отличное средство для снятия стресса и повышения ощущения комфорта. 

23. Будьте оптимистичны! Перестаньте быть негативно настроенным – вам же самому с собой и взаимодействовать весь день, каждый день. 

24. Перестаньте стараться быть идеальным. Никогда и ничто не станет таковым. Это только приводит к ложным ожиданиям, ведущим к чрезмерным стрессам в определенных ситуациях. 

25. Перестаньте пытаться все контролировать. Научитесь расслабляться и делать то, что вы можете.



Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога учителю

Как сформировать желание учиться?

Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1

Техника «Проблемные вопросы»

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

   Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

   Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем…»

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Это наносит реальный вред и мотивации, и развитию мышления!

   Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

   Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

КИТ 2

   Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно!) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.

КИТ 3

Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.

Правила позитивной обратной связи (ПОС).

• ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен.

• ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.

• ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними.

• Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось.

• Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей.

Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.



Предварительный просмотр:

Опросник "Мои педагогические затруднения"

Инструкция

Уважаемые коллеги!

Просим Вас ответить на вопросы в целях оптимизации методической работы в нашей школе. При выборе нескольких вариантов ответов располагайте их по степени убывания значимости.

1. Преимущественно используемые мною методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Частично-поисковый
  • Программирование
  • Проектирование
  • Тренинг
  • Дидактические и ролевые игры
  • Другие: ______________________________________________________.

                                                (укажите, какие)

2. Выбор формы урока я осуществляю в зависимости от следующих факторов:

  • Сложность содержания учебного материала
  • Необходимость чередования различных форм урока
  • Уровень обучаемости учеников
  • Уровень обученности учеников
  • Природосообразные особенностей обучающихся.

3. Я применяю приемы дифференциации обучения в следующих ситуациях:

  • Проверка усвоения учебного материала
  • Объяснение нового материала
  • Закрепление нового материала
  • Определение объема домашнего задания
  • На всех этапах.

4. Наиболее успешными я считаю следующие используемые мною методы обучения:

  • Монолог, рассказ
  • Традиционный опрос
  • Инструктирование
  • Демонстрация, показ
  • Моделирование
  • Диалог
  • Проблемно-поисковый
  • Самостоятельная работа
  • Другие: ______________________________________________________.

                                (укажите, какие)

 

5. Мне удается проанализировать:

  • Каждый свой урок
  • Свой рабочий день в целом
  • Блок уроков в целом в одном классе (параллели)
  • Систему уроков по разделу программы (модулю)
  • Всю свою работу в системе.

6. Мне не удается вести постоянный самоанализ:

  • В силу занятости из-за большой учебной нагрузки
  • В силу отсутствия потребности в самоанализе
  • В силу недостаточного владения технологиями анализа.

7. Основные педагогические затруднения возникают у меня  по следующим вопросам:

  • Методика преподавания
  • Методика воспитания
  • Контакт с обучающимися
  • Контакт с родителями
  • Контакт с коллегами
  • Объективность оценки учебных достижений обучающихся
  • Другое: ______________________________________________________.

                                (укажите, какие)

 

8. Основными причинами возникающих педагогических затруднений я считаю:

  • Отсутствие мотивации учебной деятельности у школьников
  • Отсутствие поддержки педагогических усилий школы со стороны родителей
  • Отсутствие поддержки педагогических усилий школы со стороны общества
  • Мои собственные педагогические затруднения (недостаток профессионализма)
  • Сложившиеся в нашей школе традиции организации и реализации учебного процесса.

9. Росту моего профессионально-педагогического мастерства в значительной степени способствуют:

  • Прохождение аттестации
  • Общение с коллегами
  • Изучение передового педагогического опыта
  • Изучение научно-методической литературы
  • Накопление и самообобщение своего опыта
  • Консультации опытных педагогов и ученых
  • Курсовая переподготовка в вузе.

Спасибо за участие!