Воспитательная работа

  • Адаптация первокурсников
  • Организация самоуправления в группе
  • Классный час "Я - гражданин России"
  • Законы для классного руководителя.
  • Классный час «О, великий, могучий…»
  • Классный час "В мире прекрасного: памятники мировой культуры"
  • Скажи курению - НЕТ!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Образования Нижегородской области

ГБПОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

Тема: «Адаптация первокурсников»

(сообщение на педагогическом совете)

Подготовила: Автаева Ольга Яковлевна, классный руководитель 12 группы

с. Ульяново 2015 г.

Человек многое черпает из коллектива, но нет коллектива, если нет многогранного духовного богатого мира у составляющих его людей. (В. А. Сухомлинский)

Важнейшей задачей, которая стоит перед администрацией и педагогическим коллективом любого образовательного учреждения, является формирование молодого специалиста, разносторонне образованного, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности. Одним из важных  моментов в организации воспитательного процесса остается работа с первокурсниками.

Поступив в наш техникум, юноши и девушки переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, иногда места жительства (8 человек), но и смену устоявшегося коллектива. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в техникуме, которые не вызывали бы ощущения внутреннего дискомфорта и блокировали возможность конфликта со средой. На протяжении начального курса:

- складывается студенческий коллектив;

- формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности;

- осознается призвание к избранной специальности;

- вырабатывается оптимальный режим труда, быта и досуга.

Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им придется находиться три года, так и к новым правилам и нормам сельскохозяйственного техникума.

Студенческий коллектив – основная база накопления позитивного социального опыта. Опыт, конечно, копится и в семье, в общении со сверстниками, через СМИ, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение планируется и направляется педагогами-профессионалами. Коллектив успешно выполняет свои социальные функции: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества. А мы с вами, классные руководители, руководствуясь методическими рекомендациями, помогаем становлению коллектива как единого целого, выполняя при этом такие воспитательные функции как:

-организаторскую

-воспитательную

-стимулирования.

Очень важно с первых дней проводить разнообразные мероприятия, ведь мероприятие –это организованное действие коллектива, оказывающее влияние на сплочение обучающихся, поддержание традиций, преемственность поколений, толерантность в отношениях. В процессе подготовки к мероприятиям коллектив сплачивается для достижения поставленных целей, выявляются таланты, ребята начинают прислушиваться друг другу, понимать и принимать предложения и пожелания друг друга, достигать согласия. Какие мероприятия были проведены в группе к данному моменту?

- Классный час «Крещение Руси – обретение истории»

-Час коллектива «Здесь мы будем учиться и дружить» (экскурсия по техникуму)

-Веревочный курс

-Занятие с приглашением психолога «Давайте дружить»

-Организация кружковой работы. Выборы актива группы.

-День первокурсника

-Час коллектива «О твоих правах и обязанностях, студент »

-Тематическая беседа, посвященная к 70-летию Победы в войне с Японией.

-Неделя правовых знаний. Встреча с сотрудниками ПДН

-Адаптивное занятие с психологом

-Классный час с приглашением медработника «О вреде курительных смесей»

-Ярмарка талантов

-Трудовые десанты (уборка территории)

-Участие в Кроссе Наций

-Участие в волонтерском движении

-Классное собрание: Принятие законов нашего коллектива.

-Участие в конкурсе стихов С. Есенина

-Классный час: Итоги успеваемости и дисциплины.

7 октября провела исследование, направленное на выявление уровня адаптации студентов.

Всего в группе 25 обучающихся. 6 человек на первом курсе имеют разрешение на свободное посещение занятий. На вопросы отвечали 19 из 20 студентов. Разрешалось отвечать на вопросы анонимно, но большинство (16 человек) подписали свои ответы.  (Результаты исследования смотри в таблице).

                                               

                                           Анкета

  1. Отношение к техникуму:
  1. Вы поступили в техникум по собственному желанию?
  2. Хотели бы вернуться в школу?
  3. Вам нравится учиться в техникуме?
  1. Отношение к преподавателям:
  1. Доступен ли вам материал, который объясняют преподаватели?
  2. Вам нравится отношение преподавателей к вам?
  3. Преподаватели придираются к вам?
  1. Отношение к классному руководителю?
  1. Считаете ли вы, что вашему классному руководителю вы безразличны?
  2. Обращаетесь ли вы к классному руководителю за помощью?
  3. Хотели бы вы сменить классного руководителя?
  1. Взаимоотношения с группой:
  1. У вас есть в группе друзья?
  2. Хорошие ли у вас отношения с группой?
  3. Возникали ли у вас недопонимания с группой?
  4. Вы делите группу на хороших и плохих?
  1. Отношения со старшекурсниками:
  1. старшекурсники конфликтуют с вами?
  2. Чувствуете ли вы давление со стороны кого-либо находясь в техникуме?

№ вопроса

да

%

нет

%

Другие варианты

%

I

1

18

95

1

-

2

4

13

70

2

3

19

100

II

1

15

80

2

2

2

17

90

1

1

3

-

16

85

3

III

1

-

17

90

2

2

17

90

2

3

1

18

95

IV

1

18

95

1

2

18

95

1

3

6

13

70

4

4

14

75

1

V

1

2

17

90

2

2

16

85

1



Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

Организация самоуправления в группе

( из опыта работы)

Подготовила: Автаева Ольга Яковлевна; классный руководитель 32 группы

Ульяново 2015г.

Организация самоуправления в группе.

Самоуправление – это форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих  решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения или его отдельных подразделений, защита прав и интересов обучающихся, включение их в различные виды значимой деятельности, самостоятельность в проявлении инициативы, принятие решений  в интересах своего коллектива или студенческой организации. С целью реализации в техникуме студенческого самоуправления создается студенческий совет техникума. А в группе – актив группы. В актив нашей группы входят: староста – дублер классного руководителя; заместитель старосты =ответственный за посещение; организаторы спортивных и культурно-массовых мероприятий, члены редколлегии, ответственный за дежурство и трудовые дела. В функциях старосты студенты видят как организатора, так и защитника интересов группы. Актив группы нужно формировать с учетом желаний самих студентов. Основной задачей самоуправления в группе является развитие социальной активности обучающихся, их творческой активности, ответственности, инициативы у будущих специалистов среднего звена, подготовка созидательной силы в обществе.

Студенты сами могут успешно решать вопросы досуговой деятельности, учебной деятельности, вопросы, связанные с соблюдением дисциплинарных норм. Исходя из опыта своей работы, хочу отметить, что для решения реализации задач самоуправления в группе можно выделить 3 этапа:

1 этап – подготовительный, когда происходит организация и изучение коллектива.

2 этап – организация работы самоуправления в группе, распределение четких прав и обязанностей, учеба актива по ведению документации, подведение итогов работы актива за 1 месяц. В общем, хорошо подготовленный актив и староста – большая помощь классному руководителю.

3 этап – развитие деятельности актива, осмысление необходимости работы и дальнейшее развитие активности.

Как классный руководитель, я должна помогать своим студентам в определении и исходных форм самоуправления, в обучении актива организаторскому мастерству, в формировании взаимоотношений между обучающимися, а также между обучающимися и преподавателями.

Надо отметить, что иногда студенческому самоуправлению мешают авторитарный стиль управления преподавателей, учебные нагрузки студентов и пассивность самих студентов (чаще всего встречается в учебных заведениях в настоящее время).

Мастерство студенческого самоуправления сразу не приходит, этому надо учиться не только студентам , но и нам, классным руководителям. Для нас, классных руководителей, важно изучать и использовать педагогическое наследие прошлого и современный опыт творчески работающих педагогов. И мы же должны воспитывать социально активного, организованного и ответственного специалиста, решать задачи по обучению студентов следующим умениям:

- анализировать условия и ситуации, складывающиеся в группе;

- планировать работу студенческого коллектива;

- ставить задачи коллективной деятельности и принимать обоснованные решения;

- формировать здоровые межличностные отношения.

Высшим органом самоуправления в группе является общее собрание обучающихся  группы и очень важно помнить, что главное при этом не превращать это мероприятие в одноразовую компанию или игру.

При самоуправлении в группе, моя задача состоит в том, чтобы:

- развивать и поддерживать студенческую инициативу в разных сферах жизни группы;

- стимулировать их творчество;

- формировать студенческие традиции;

- воспитывать чувство гордости за звание студента нашего учебного заведения.

Таким образом, студенческое самоуправление является эффективным средством организации жизни и деятельности студентов, выражает их интересы, развивает творческий потенциал студенчества. При организации самоуправления перед классным руководителем возникают множество проблем и трудностей, но мы не имеем права ошибаться, ничего не можем отпускать на самотек, потому что иначе шаг влево – анархия, шаг вправо – авторитарность педагога. Поэтому лучше придерживаться правила: « Быть рядом и чуть-чуть впереди». Надо добавить, что внеклассные мероприятия сплачивают обучающихся и мобилизуют их на учебу, формируют активную жизненную позицию.

Приложение.

Первая примерная  беседа с активом группы.

-Вы актив нашей группы – самые авторитетные, самые развитые, вы можете и должны быть примером в учебе, в трудовых делах, по дисциплине и т.д.

Кроме этого, готовясь к последующей самостоятельной жизни, вы уже, надеюсь, осознаете, что в обществе любом всегда нужны люди, умеющие управлять собой, способные к организации совместной деятельности. Вы понимаете, что любому выпускнику необходим опыт организаторской деятельности, а этого вы добьетесь, участвуя в управлении делами нашей группы, нашего коллектива. Это для вас, в свою очередь, будет подготовкой к вашей самостоятельной жизни.

Но чтобы быть хорошим организатором, надо чувствовать за собой моральное право на это. Значит, вам надо прежде всего поработать над собой. И надо понимать, что в работе своей надо опираться на мнение всех студентов группы при любых замыслов, советоваться, спокойно слушать возражения, не обижаться на тех, кто с тобой не согласен.

Будет обидно, когда для кого-то дела группы и заботы остаются чужими, их они не трогают. Вот это и есть главная задача актива группы: помочь всем понять, что интересная жизнь группы, настрой в коллективе зависят не от вас каждого отдельно взятого и не только от актива в целом, а от всех членов группы.

Быть впереди – это не только ваше право, но и обязанность перед остальными, подтвержденная вашей активной работой.

Я очень надеюсь, что вы будете стараться, примете во внимание все мои советы и у нас все получиться. Давайте постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы каждому студенту было интересно, тепло и уютно быть и учиться в нашей группе.



Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

Тема: Влияние коллектива на личность

(из опыта работы)

Подготовила: Автаева О.Я.

Лукоянов 2014/2015 уч. г.


Тема: «Влияние коллектива на личность»

(из опыта работы) – Автаева О.Я.

Давно замечено, что коллектив оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след и, при определенных условиях, превращаются в личностные  черты.

Мы, классные руководители, как никто другой, должны помнить, что коллектив нашей группы может внести в психологию личности как положительное, так и отрицательное. Для того чтобы это влияние было положительным, надо добиться следующего.

Во-первых, чтобы межличностные отношения в группе были благоприятными. Для меня и как для педагога, и как классного руководителя всегда очень важно, какие взаимодействия рождаются в процессе деятельности с первых шагов. И уже на первом курсе этому всегда уделяю много внимания, анализирую, контролирую межличностные отношения, по необходимости оказываю помощь. Считаю, что межличностные отношения в группе на любом этапе – это показатель успешности воспитания.

Обязательно, на первом же классном часе провожу беседу о том, что группа – это одна семья, где каждый должен чувствовать себя хозяином, самостоятельным человеком, проявлять инициативу, не быть равнодушным, а быть требовательным к себе, к другим. Известно, что замечание товарища оказывает иногда большее влияние, чем замечание педагога. Все должны соблюдать культуру общения. Примером коммуникативной доброжелательности должен быть классный руководитель, и он же должен уметь выступать справедливым арбитром в решении споров и конфликтов.

Очень серьезно подхожу к первому коллективному делу: к выбору актива группы и, в первую очередь, выбору старосты. Староста – это наш первый помощник и союзник, связующее звено. Считаю, что это должен быть лучший из лучших студентов по всем показателям, пользоваться авторитетом у всех студентов.

Во-вторых, важным фактором развития человека является его знания о самом себе, а знания эти он получает, общаясь в группе. Источником стимулов для развития тех или иных качеств, достоинств опять же служат те люди, которые его окружают в группе. Поэтому, классные руководители должны (хотим – не хотим), работать с каждым студентом.

Стараюсь, чтобы общение между студентами углублялось, чтобы они были открыты друг другу, делились тем, что их волнует, что они любят, о чем мечтают. Открываясь другим, мы находим точки соприкосновения с ними, становимся интересными и значимыми для других. Именно на первом курсе нужно проводить как можно больше коллективных дел: поездки, беседы, классные часы, дни рождения и т.п. На первом курсе я постоянно ищу повод каждый день перед уроками, в большую перемену зайти в группу с чем-нибудь «свеженьким». Для меня всегда важно, чтобы творческие дела были коллективными: каждый хотя бы немного, но должен что-то внести. Выпускаем газету – решаем: кто ответственный, кто оформляет, кто ищет материал и т.д. Через коллективные дела вырабатывается культура общения, умение слушать, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение, а иногда и менять приоритеты, воспитывается вера в себя. Живое общение, разнообразная творческая деятельность позволяют воспитанникам подготовиться к жизни  в сложном мире человеческих отношений.

Главной целью моей воспитательной работы является воспитание социально-ориентированного человека, т.е. человека, приспособленного к требованиям общества. Нужно постоянно напоминать студентам, что самой природой человек предназначен для жизни среди людей, т.е. он запрограммирован на добро, мир, согласие, толерантность. И поэтому нет нужды переделывать студента, не надо тормозить его (прошли те времена, когда мы все старались быть похожими друг на друга). Но через коллектив группы мы должны помочь каждому студенту стать зрелым человеком, богатой личностью, преодолевать большие и малые проблемы, претерпевать не только коллективные, но и качественные превращения. Нужно постоянно напоминать студентам, что в этой жизни у каждого свое призвание, своя миссия, которую должен исполнить только он, и сущность этой миссии – в самореализации: «Сделай то, что ты можешь». Надо учить студента относиться и к людям, и к любому делу по-человечески, по правде. Считаю, что именно определенными душевными движениями, можно добиться своих целей, иногда шутя, иногда требуя. Да, нужно время и терпение, личный пример, методы убеждения и самовоспитания.

В коллективе нужно формировать познавательные интересы к учебному процессу с первых шагов. Особое внимание к слабоуспевающим: контроль, забота (нас должны интересовать все оценки, по всем дисциплинам). И не нужно ждать: когда преподаватель вам пожалуется на то, что кто-то не учит, кто-то пропускает занятия. Классный руководитель должен знать все - и это несложно. Важно самим проявлять активность и нести ответственность за студента. И староста – ваш помощник, который вас вводит в курс всех дел.

Классный руководитель должен научить каждого студента анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности, особенно учебной. И оказывать помощь в личностном становлении каждого, развивать активность, инициативность. Соответственно каждому по возможности и способностям нужно давать поручения. Были и есть студенты, которых сложно приобщить к каким-то общетехникумовским мероприятиям, но 100% выполняют поручения временные (оформление газет, проведение часов коллектива, «огоньков» и т.д.). Кроме коллективных дел обязательно нужно проводить индивидуальную работу: беседы, тесты, анкетирование и т.д.

Основными чертами, которые необходимы классному руководителю, если он хочет действительно создать хороший коллектив из своей группы и через коллектив воздействовать на каждого является следующее: внимательное отношение к каждому, забота о каждом, отзывчивость и требовательность. И помнить: цель истинного воспитания  не только в том, чтобы заставить студента делать добрые дела, но и находить в этом радость, не только быть чистым, но и любить чистоту во всех её проявлениях, не только быть справедливыми, но и желать справедливости. Безусловно, классный руководитель должен многое знать и многое чувствовать.

Часто представляя, какими в итоге будут мои студенты, надеюсь, что практически все будут самостоятельные личности, понявшие свою самоценность. Они сумеют и самоопределиться, и утвердиться путем саморазвития и самореализации. Во всяком случае, я, как классный руководитель, старалась и стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы они стали такими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» Классный час Преподаватель: Автаева О.Я.

Слайд 2

Цели и задачи: - углубить знания обучающихся о конституции РФ -развивать у обучающихся умения различать точку зрения автора; выражать собственную позицию, вести диалог; -закрепить понятия о гражданственности, гражданском долге; -вызвать у обучающихся чувство уважения к своей стране. Оборудование: презентация, слайды о красоте России, музы­кальный диск «Песни о России». Оформление: Литературные эпиграфы, выставка рисунков на тему «Я - гражданин России».

Слайд 3

Ход мероприятия: Вступление учителя: 12 декабря мы будем отмечать День Конституции. Что это за день? Что такое Конституция? Об этом кратко напомнит нам презентация «Конституция Российской Федерации». Внимание на экран.(презентация) Учитель: Тема нашего классного часа «Я - гражданин России». Эпиграфом станут слова русского поэта С. Есенина: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь! Живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!»

Слайд 4

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в социологическом опро­се, в ходе которого предстоит ответить на вопрос: «Где бы вы хотели жить: в России или на Западе?» Опрос проходит в письменной и анонимной форме, студенты -­эксперты ведут подсчет мнений, итог опроса записывается на доске. Звучит музыкальный фон. Учитель: Давайте послушаем ответы тех ребят, которые хо­тели бы жить на Западе. Вопросы для беседы: -Что вы знаете, например, об Англии? -Что вас в ней привлекает? -А знаете ли вы, как Англия достигла своего богатства? -Нравственно ли будет - ехать туда на все готовое? -Справедливо ли, что кто-то веками создает богатство стра­ны, а другие сразу ими пользуются?

Слайд 5

Учитель: Вижу, что на подобные вопросы сегодня вам труд­но ответить, да это и не так и важно. Сегодня речь у нас с вами пойдет не об Англии, а о стране, где вы родились, живете, учитесь - о России. И я рада, что среди вас есть ребята, которые твердо заявили, что нику­да не собираются уезжать, что «дома лучше», «что Россия еще себя покажет, что к нам тоже скоро побегут».

Слайд 6

Студент 1: Моя великая страна! Ты строилась и в горестях мужала. Ты гимны пела красоте, Ты всех любила, всех прощала, И о тебе, святая Русь, Молва легенды светлые слагала. И потому святою ты звалась, Что к свету вечному стремилась, Что мысли к Богу возносила, Что никого не поносила, А помогать ты всем рвалась. И благостно молилась на кресты, И в благости других ты понимала, И толпы супостатов побеждала, И разоренная, из пепла восставала, Но на колени не вставала ты!

Слайд 7

Учитель: Раскройте смысл выражения: «Россия никогда на колени не вставала»? Ответы студентов. Учитель: Немало людей в разговоре о России используют слова: «В этой стране ... » Смысл таков: разве может быть «в этой стране» что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие, и чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти сло­ва, человек намекает, что в другой-то стране он бы ... Мол, я такой вы­дающийся, а вот страна подкачала! На протяжении тысячелетий истории России большинство лю­дей, проживавших в «этой стране», и в тяжелые, и в хорошие времена гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог об­ладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в опре­деленных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он - гражданин России.Он совершал ратные и трудовые подвиги ради своей Родины. (исполняется песня «Гляжу в озера синие»)

Слайд 8

Гражданин….Какое определение дано в Конституции? Правильно. Гражданин –это житель какой-то страны, имеющий права, человек, который несет ответственность за свои поступки. «Гражданин – Отечества достойный сын». (Некрасов Н. А.) Учитель: Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а за­тем нормально развиваться. Это гражданские чувства. Гражданские чувства - это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Они по­буждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать по­ступки, направленные на это.

Слайд 9

Студент 2: Нет чувства к Родине Без чувства человечности. От бессердечности ничто не родилось. Любите Родину, как чудо бесконечности, Как ветер вечности, коснувшейся волны. Любите Родину как вашу нареченную, Чтобы за вас ей не почувствовать стыда. Любите Родину, но только не расчетливо, Любите Родину и только навсегда. Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего занятия. Ка­кой совет дал нам, россиянам, поэт С. Есенин? Ответы студентов Инсценированная миниатюра Учитель: А сейчас я вам предлагаю познакомиться с не­обычным произведением, эпиграфом к которому так же явились слова С. Есенина. Авторы - две ученицы 8-го класса Московской области. Поэма была написана к урокам обществознания еще в 1991 г., в очень трудное для России, переломное время. Теперь это история.

Слайд 10

Группа ребят - актеров инсценирует поэму - сказку «Юный эмигрант». Ведущий: Жил - был мальчик. Как все дети. Мальчик Родину любил. Строй наш - лучший в целом свете. В этом он уверен был. Но потом все изменилось, Перестройка к нам явилась. Стала мощная страна Без культурна и бедна. Пропадают все продукты: Сахар, мясо, масло, фрукты. Сопоставил мальчик факты И надумал ехать в Штаты. Мальчик: «В Штатах райское житье ­Демократия, шмотье! Жить вольготно, без команды, Всюду видео, джаз - банды! Там я стану фабрикантом, В лимузине ездить франтом. Захотел - и сразу «ах!» - На Гавайских островах. Что же делать? Нужно быстро Паспорт делать у министра

Слайд 11

Ведущий: ... у министра шурин был, Чай гонял и кофе пил. Тут пришла к нему сестра, Притащила осетра. А герой наш ждал у двери, Ждал пока наестся деверь. Так прождал он две недели, Он придет - родня у двери. Вот сидит однажды он, Грустной думой удручен. И спросил его сосед ­Посетитель средних лет: Посетитель: «Что же ты, как крыса с баржи, Той, что в море дало течь. Ты послушай-ка, я старше, Знаю, как страну сберечь!» Ведущий: Год прошел, пошел другой, Изменился наш герой. Он решил, сказав себе: Мальчик: «Я нужней своей стране!» Учитель: Как вы понимаете последнюю фразу мальчика: «Я нужен своей стране!»?

Слайд 12

Ответы студентов. Задание На доске записаны слова «гуманность», «искренность», «скром­ность», «стыдливость», «чувство справедливости», «чувство вины», «честность», «сочувствие», «чувство долга», «милосердие», «чувство чести», «чувство ответственности». Выберите из перечня три чувства человека, которые, на ваш взгляд, помогли мальчику совершить гражданский поступок.

Слайд 13

Студент 3: Много видел я стран и не хуже ее Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить? С нею сердце мое, И она для меня несравнима! Чья космична душа, тот плохой патриот: Целый мир для меня одинаков ... Знаю я, чем могуч и чем слаб мой народ. Знаю смысл незначительных знаков Осуждая войну, осуждая погром, Над народностью каждой насилье, Я Россию люблю - свой родительский дом Даже с грязью со всею и пылью ... Учитель: Любовь к своей Родине воспевали в своих стихах многие русские поэты, среди которых был С. Есенин. В одном из сво­их стихотворений он писал: «Я люблю тебя, Родина кроткая! А за что - разгадать не могу ... »

Слайд 14

В своей любви к России признавался и другой поэт Васильев: Студент 4: «Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою рекою, С могучим быстрым Иртышом. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называю Одним широким словом «Русь»!

Слайд 15

Учитель: Не секрет, что многие русские люди сегодня покидают нашу страну. У них на это много причин: нет жилья, работы, ма­ленькая зарплата. Они пытаются найти счастье в чужой стране. Но у русского народа на этот случай есть поговорка «Хорошо там, где нас нет». В каждой стране есть свои проблемы, от которых никуда не деться. А знаете ли вы, что многие иностранцы хотят получить российское гражданство, и их не меньше, тех русских людей, которые спешат уехать из России.

Слайд 16

Так что же привлекает иностранцев в нашей стране? 1. Бизнес. Например, русский предприниматели не очень-то стремятся развивать свой бизнес в западных странах. Тамошний ры­нок забит всем, что только можно придумать. И прибыль не очень вы­сокая, так как государство взимает очень высокий налог. А вот Россия для многих западных предпринимателей является бездонным и без­брежным рынком. И налог у нас низкий но сравнению с Западом. 2.Высокий уровень образования. Неоднократно старшеклассни­ки России показывали блестящие знания на международных олимпиа­дах по математике, физике, истории. Хорошо в нашей стране поставлено и профессиональное образование. Обратите внимание на то, сколько иностранных студентов обучаются в вузах нашей страны. 3.Развитие науки. Ведь это наша страна запустила первый ис­кусственный спутник в космос; первый человек, полетевший в космос - это гражданин нашей страны; был спущен на воду первый атомный корабль и т. д.

Слайд 17

Таким образом, мы можем с вами гордиться успехами нашей страны. Студент 2: Ее не сжечь, не задушить, Не смять, не растоптать. Она живет и будет жить И будет побеждать! Учитель: Наша страна на протяжении тысячелетней истории боролась за право, чтобы с ней считались во всем мире. И сегодня она является мощной державой, к мнению которой прислушиваются де­сятки стран. Ни один вопрос, ни одна проблема международного ха­рактера не решаются без участия России. А наш сегодняшний прези­дент В. В. Путин как политик имеет очень высокий рейтинг не только в нашей стране, но и за рубежом . (Песня) Но вернемся к гражданственности, о которой мы сегодня говорили, и подведем итог.

Слайд 18

Студент 5: Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Березовая роща с трелями соловья? Но вокруг, извините, мусорные свалки встречаются, нищих полно, квартир не хватает. Что же, все это - Родина? И все это надо любить? Учитель (подводит итоги): Это очень сложные вопросы. Любить помойки и непродуманные решения руководства своей стра­ны невозможно. Но гражданин Отечества, не любя всего этого, пере­живает боль и трудности своей Родины. Переживает как свои собст­венные беды. Гражданин действует. Он понимает, что без его дейст­вий ничего не изменится.(Презентация «Любите Россию!» на фоне одноименной песни в исполнении Л. Г. Зыкиной). Закончить нашу беседу ребята, я хотела бы сло­вами украинского поэта Т.Г. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».



Предварительный просмотр:

Законы для классного руководителя.

Да пусть помогут они вам состояться в качестве классных руководителей! Постарайтесь следовать им в трудных жизненных ситуациях, любите студента, дорожите его любовью к вам.

Закон №1

Не делайте необдуманных шагов!

Закон №2

Не унижайте!

Закон №3

Не угрожайте!

Закон №4

Не опекайте его там, где можно обойтись без опеки!

Закон №5

Развивайте чувство Юмора в себе. Учите смеяться над собой!

Закон №6

Не читайте нотации, он их все равно не слышит!

Закон №7

Будьте последовательны в своих требованиях!

Закон №8

Хорошо ориентируйтесь в своих «Да»/«Нет»!

Закон №9

Дайте ему быть студентом!

Закон №10

Помогите ему поверить в себя!



Предварительный просмотр:

                                                                                                       

                                                      Преподаватель: Автаева О.Я.

               

Классный час                                                                                                       «В мире прекрасного: памятники мировой  культуры».

Цели: Воспитание любви к культурному наследию человечества.

Воспитание нравственности, патриотизма.

Формирование эстетических вкусов, убеждений.

Расширение знаний о памятниках мировой культуры.

Оборудование: Компьютерный кабинет

Презентация  к беседе

Фильм – презентация о памятниках  мировой культуры:

-С-Петербург, Кижи (Россия )

-Тадж – Махал (Индия)

-Вест – Министерское Аббатство (Великобритания)

-Великая Китайская стена (Китай)

                       

Примерная беседа.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего классного часа «В мире прекрасного: Памятники мировой культуры». Это продолжение наших встреч - бесед на темы: «Искусство», «Культура», «Эстетика». Надеюсь, вы помните, что такое «эстетика»? Спрашиваю потому, что это понятие непосредственно связано с нашей сегодняшней темой. (Ответы студентов). Правильно. Эстетика - наука о Прекрасном. Что же такое «прекрасное»? Какое определение вы дадите этому понятию? (ответы студентов). Внимание на экран:

Прекрасное - центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. (Советский энциклопедический словарь)

Прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует её идеалу. (Словарь С. И. Ожегова).

Итак, « Прекрасное» - это то, что обладает красотой, ценностью.

Что вы отнесёте в « Мир Прекрасного »?

(ответы студентов).

 -Произведения искусства (литературы, живописи, архитектуры и т. д.)

-Красота окружающего нас мира

-Красота обрядов, традиций любого народа

- т. д.

Мир Прекрасного оказывает благотворное влияние на человека: помогает ему трудиться и отдыхать, дарит вдохновение и радость, служит единению человеческих душ, делает человека добрее и, следовательно, счастливее. Я, ребята, считаю, что для того, чтобы воспринимать красоту окружающего, человек должен быть душевно красив,  глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Вы согласны со мной? Для жизни человека важно сохранить и природную среду, и среду, созданную культурой наших предков и нашими поколениями.

Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам. Поэтому нравственная обязанность каждого человека, каждого сидящего здесь - бережно относиться к природным богатствам, памятникам культуры. Давайте будем помнить, ребята, что наша Земля – это крошечный дом, летящий в безмерно большом  пространстве.(см.на экран) Это – Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве! Кстати, Эрмитаж (от франц.ermitage – уединённый дом). Земля это дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас. Сколько в нем накоплено, создано! И мы должны всё это ценить, сохранить.

на экране: 

 Храните родную культуру. Она – выражение души народа! (Д. С. Лихачев)

 Увы…. Очень часто мы ломаем, сносим, уничтожаем памятники культуры, забывая о том, что их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Если мы разрушили какой-то памятник, то мы разрушили его навечно.  Вспомним,  к примеру, старинные храмы, церкви. Да, мы пытаемся их восстановить, но это уже другие храмы, другие памятники.

Запас памятников культуры, запас культурной среды крайне ограничен в мире и он истощается всё прогрессирующей скоростью. Поэтому Международная организация

 ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational Scientific Cultural Organization) – это организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры в 1972 году приняла программу охраны наиболее значимых памятников культуры и природы. Она призывает страны всего мира подписывать конвенцию и предлагать к включению в список Всемирного наследия (UNESCO’S World Heritage) памятники культуры, находящиеся на их территории. На сегодняшний день в мире насчитывается более 880 памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО и их количество растёт год от года.

Памятники Всемирного наследия подразделяются на:

А) памятники культурного наследия: монументы, постройки, места, имеющие эстетическую, историческую, археологическую, научную, эстетическую или антропологическую ценность.

Б) памятники природного наследия, включая выдающиеся в физическом, биологическом и геологическом смысле образования, места обитания исчезающих видов животных и места,

 имеющие природоохранную или эстетическую ценность.

Я назову несколько памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Россия - Красная площадь, Собор Василия Блаженного, Кижи, С.- Петербург (Северная Венеция). Китай – Великая китайская стена, Запретный город. Франция – Эйфелева башня, Лувр. Австралия – Оперный театр в Сиднее. Индия – Мавзолей Тадж – Махал – жемчужина мусульманского искусства. Великобритания – Вест - Министерское Аббатство, Стоунхедж.

 Сейчас мы посмотрим фильм – презентацию о памятниках Всемирного наследия. (Просмотр и обсуждение фильма)

Итак, мы сегодня положили начало нашим новым встречам на тему « Всемирное наследие человечества».  Я буду очень рада, если то, о чем вы сегодня услышали, заставит вас задуматься или разнообразит и украсит ваше свободное времяпровождение. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

Классный час «Молодежные субкультуры»

Подготовила и провела: Автаева О. Я.

с. Ульяново 2014г.

Цели:

 1.Познакомить обучающихся с понятием «субкультура», наиболее популярными молодежными субкультурами, их положительным и отрицательным влиянием на молодое поколение.

 2. Полученными знаниями поделиться со своими сверстниками.

Задачи:

Образовательные: Ознакомить обучающихся с неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить студентов выражать своё отношение к различным группировкам.

Развивающие: развитие аналитического мышления, умения проводить обобщение и делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: воспитание толерантного отношения к мнению других людей; воспитание чувства ответственности за свое поведение, за свое будущее.

.Методы исследования: изучение и анализ материалов СМИ, Интернет материалов;

                                               проведение и анализ материалов анкетирования.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентации: «Молодежные субкультуры» и «Плюсы и минусы основных молодежных субкультур».

Эпиграф: «Против всего можно устоять…»

                                  Ход мероприятия:

(Беседа преподавателя сопровождается презентацией)

Здравствуйте,  ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия «Молодежные субкультуры». Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Ж.Ж. Руссо (слайд 2). Перед тем, как дать определение слову «субкультура», скажите, как вы понимаете понятие «культура». (Ответы присутствующих). При обобщении ответов, преподаватель дает определения из словаря С. И. Ожегова и энциклопедии. Краткие выводы:  культура в узком смысле – это сфера духовной жизни людей; субкультура – это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается своими собственными обычаями и нормами.

Молодежь – это огромная часть людей нашего общества. Она не только отличается и от взрослых, и от детей, но и ещё всячески подчёркивает это. Для неё очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на неё обращали внимание. Она создает свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку. Сильно развитая у молодёжи потребность в совершенстве выражается в изобретении всё более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Всё это способствует зарождению новых молодёжных субкультур. Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику и крайне актуальна в наше время.

Человек – неформал стремится показать миру свою индивидуальность, сказать серой массе: «Я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и построением всех в ряд.

Каковы же причины появления неформальных объединений?

-Вызов обществу, протест.

- Вызов семье, непонимание в семье и т. д. (см. презентацию).

Затем выясняем от каких факторов зависит активность молодёжи (см. презентацию).    

Известных молодежных субкультур много. Их деление зависит от разных подходов (см. презентацию).

  1. Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки.
  2. Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведении.
  3. Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям.

Рассмотрим некоторые из них более подробно (презентация).

Хочется упомянуть такие субкультуры, как: рейверы, хакеры, треш модели, ванильки, …

Что вы знаете о них?

Рейверы – субкультура тусовщиков. По сути – беззаботная жизнь, сплошная тусовка.

Хакеры – одна из самых молодых направлений нашего тысячелетия. Как правило, это люди (до 30-ти лет), которые виртуозно владеют компьютером. За активностью этих гениев следят спец. службы многих стран.

Треш модели – их цель – борьба против гламура и т. д. (презентация)

- Сообщения о сатанизме и скинхедах в России.

- Краткая беседа – обсуждение с присутствующими с целью выяснения их позиции к тем или другим субкультурам.

- А теперь, ребята, я предоставляю слово Е. Урняевой, она расскажет вам в своей презентации  «О плюсах и минусах основных молодёжных субкультур».

- Сообщение и краткое обсуждение результатов анкетирования, проведенного среди студентов техникума (демонстрация результатов мониторинга).

- Заключительное слово преподавателя:

Ребята, вы наше молодое поколение, вы не хотите быть похожими на старшие поколения, на поколение своих родителей. Но прежде чем примкнуть к какой-то субкультуре, не забудьте взвесить всё за и против. Давайте ещё раз вернемся к словам Эриксона:

«Молодой человек должен,  как акробат по трапеции, одним сложным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кто его примет на противоположной стороне».



Предварительный просмотр:

       Министерство образования  Нижегородской области

ГБОУ СПО

«Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

«О великий, могучий…»

 Классный час в 24 и 12 группах                                                                            подготовили и провели:

 классные руководители:

 О.Я.Автаева и Н.М.Шмелёва

2012г.

                                    Классный час «О, великий, могучий…»  

                                                                                                                                                        Душа словами добрыми жива-

Не говорите мёртвые слова!

                                                        Н.Данилина « Осторожно, слово!»

Речь - это показатель ума. 

 Сенека 

Родная речь - Отечеству основа:

Не замути Божественный родник!

Храни себя: душа рождает слово-

Великий святорусский наш язык!

(Иеромонах Роман Матюшин)

1. «Процессы, которые происходят сейчас в русском языке, лингвисты называют «третьей варваризацией» (первая была в Петровскую эпоху, вторая - после революции 1917 года).Точнее, следовало бы говорить о тотальной жаргонизации, ибо именно жаргон правит сегодня свой мерзкий бал в речи большинства представителей всех слоёв общества», -сказала профессор университета  г.Архангельска Елена Галимова.

2. - Давайте вспомним, как нынче  называются сетевые магазины, например , в Нижнем Новгороде?

( «Ашан», «Мега», «Икеа», «Гранд»и т.д.)

- а всевозможные закусочные?  Допустим, вы решили  слегка подкрепиться- выпить чайку – кофейку, съесть блинов – пирожков. К вашим услугам, однако, не чайные, кофейни, шашлычные, блинные да пирожковые, куда там, столовых да пельменных след давным - давно простыл.

(«Макдональдс», «Пицца – хат»,  «Стардогс»,  «Баскин Роббинс» и т.д.

3.  Пожалте ныне на бизнес – ланч в кофе – хаусы, кебаб – хаусы и даже произнести неловко – блин – хаусы. Причём любителям ночных развлечений не избежать фейс – контроля)

4. -А как называется профессия юношей и девушек, которые  в магазинах снуют по залу?

мерчендайзер»)

-А что это значит?

Как тут не согласиться с Пушкиным: «чем непонятней, тем учёней». Наверняка, это что – то сродни приказчику, или, на худой конец, младшему товароведу. Но, увы, русские слова нынче не в чести.

5. Вот и стали в одночасье наши конторы и учреждения – офисами, а всевозможные руководители – менеджерами всех уровней, главный среди которых – топ – менеджер, не оттого ли , что топает, как иные ретивые начальники, когда что не по нему?! А  добрые слова благодетель и попечитель заменили    словцом прилипчивым заморским спонсор. Форма у нас теперь – дресс – код.

6. Ну как тут не вспомнить гневную отповедь Министра просвещения и президента  Российской Академии наук, адмирала и госсекретаря, верой и правдой служившего четырём царям, Александра Семёновича Шишкова, обращённого сквозь столетия к нам, нынешним носителям великого языка:

7. «Полезно ли Славенский превращать в Греко – татаро – латино – французско – немецко – русский язык? А без чистоты и разума языка может ли процветать словесность?»

Нельзя не согласиться, что заимствования из других языков – процесс неизбежный. Вот как об этом говорит в своём стихотворении Ярослав Смеляков:

8.  Вы , прадеды наши,  в недоле,  

                        Мукою запудривши лик,

                        На мельнице русской смололи

                        Заезжий татарский язык.

                        Вы взяли немецкого малость,

                        Хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась  

учёная важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

И дедовским острым кваском,

Писался и чёрной лучиной,  

И белым лебяжьим пером.

Ты- выше цены и расценки-

В году сорок первом, потом

Писался в немецком застенке

На слабой извёстке гвоздём.

Владыки и те исчезали

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На русскую суть языка.

        Ярослав Смеляков «Русский язык»

9. Но в наше  время заимствование приобрело угрожающий размер. Дрожь пробирает, когда слышишь из уст молодого человека о том, что ему надо апгрейдить машину или дачу, т.е. усовершенствовать. Соглашение называют консенсунсом. Музыку к кинофильму теперь называют саундтрек, фильмы обернулись блокбастерами и римейками, а актёров подбирают не через привычные фото- и кинопробы, а устраивая кастинг.

Удачный экшн обеспечат промоушном и прокрутят по тиви в прайм-тайм. С крутым хедлайнером – это нон проблем. А как вам, к примеру такой разговор:

Сценка:

-Классный тюнинг у тачки!

-Фарэва!

-Это бой-френд той бизнес-вумен?

-Да.

-Вау!

-Как насчёт бодибилдинга и фитнеса?

-А может, дайвинг? Хочешь построить коттедж? Определись с бизнес-планом, сайдингом…

-Ты геймер? Хакер или юзер?

- Фифти-фифти!

- О-кей!

- Как насчёт шопинга в уик-энд? Или пати?

-А может, махнём на биеннале?

-cкажи, прикольно?

-Жесть…

10. Многие вульгаризмы и слова сорняки, прежде нежели получить «постоянную регистрацию» в нашем лексиконе, поначалу употреблялись нами же как некая лёгкая издёвка над речью тех, кого мы невольно пародировали, подспудно выражая тем самым над ними превосходство: интеллектуальное, эстетическое, лексическое. Далее же  случилось то, что и должно было случиться: мы и не заметили, как словечки, произносимые нами с подчёркнутой иронией, весь этот мусор: чисто, как бы, конкретно, в натуре, ващще, типа того, короче, вроде как, а мне параллельно, фиолетово, по фене, жесть и т.д. - тихой сапой  вошли в нашу речь, беззастенчиво вытеснив из неё нормальные русские слова. Как тот же пресловутый блин, не сходящий с уст даже малышей, который - не будем себя обманывать - есть всё та же слегка переиначенная, вульгарная брань. Как и все эти на фига, до фига, по фигу... «Для непосвящённых поясним, - делится на страницах увлекательнейшей книги «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги» один из её авторов Игумен Н., что «фига» означает именно ту часть тела, которую на древнегреческих статуях прикрывал листок фигового дерева».

Личина, как обнаруживается со временем, намертво прирастает к лицу. Вот и получается, что вовсе не безопасная штука - пародия.

11. Вспоминается опять Шишков: « Язык наш превосходен, богат, громок, силён, глубокомыслен, надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может.»                                                         

12. Коль уж мы начали наш разговор о языке, то нельзя не сказать о таком явлении, как мат.

Увы и ах! Но с некоторых пор эта грязь стала ещё и неким штампом, чуть ли всенепременным атрибутом русскости- вроде пресловутых мишек да балалаек, водки да селёдки. Какой ты, дескать, мужик, если не можешь загнуть что-нибудь эдакое? Сквернословие проникло в наши жилища и дворы, школы и улицы, укромные уголки тенистых скверов и бескрайние поля, сам воздух России, кажется напоен до предела миазмами этой заразы. Сквернословят стар и млад: отцы семейства и хранительницы семейного очага, подрастающие мужчины и будущие матери, мальчики, недавно расставшиеся с памперсами, и ангелочки с белокурыми локонами. Причём слабая половина нашего общества (ею почему-то упорно продолжают считать женскую) ныне даёт фору мужской. Ожидающие своего благословенного появления на свет Божий младенцы ещё в утробе своих матерей вместе со смрадом удушливого сигаретного дыма заглатывают грязь брани. Слово, предваряющее их начало, омерзительно и богохульно. Женщина во все времена была важнейшей опорой семьи, этого, по словам Святых Отцов, осколка рая на земле. Если же русская женщина утрачивает свою воспетую в веках святость, на что более рассчитывать?

13. Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему научит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и обычно

И женский пол, себя позоря,

Стал сквернословить в разговоре.

Мужья - пример для жен своих,

А дети учатся у них.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть детей

На нехороший путь.

14. Что такое сквернословие?

Сквернословие это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`. В словаре великорусского  языка В.И.Даля сказано: «Скверна-…грязь и гниль, …мертвечина, …разврат, нравственное растление; всё богопротивное»

15. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

16.  Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

История возникновения сквернословия.

17. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы.

18. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

19. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

20. В наше время мат используется: 1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки, 3) оскорбления, унижения адресата речи, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к `своим`. Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

21. Сквернословие и здоровье.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

(Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

22. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

23.  Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

24. Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. О том, что сквернословие далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования.

25. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в благословленных семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

26.  К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

27.  Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

28. Мир слов похож на океан безбрежный-

Он людям радость и любовь приносит:

Вот слово «мама» ласково и нежно

Малыш впервые в жизни произносит.

А мама, как Небесная Царица,

Младенцу песню колыбельную поёт:

С ним ничего плохого не случится-

Его молитва матери спасёт.

У этих слов – энергия от Бога:

Его благословение и сила.

И легче с ними трудная дорога,

 Куда бы нас на ней не заносило.

Но человеку посылает беды

Другая речь (и бесы рады ей!):

Слова-убийцы, хулиганы, людоеды;

Слова-укусы ядовитых змей.

Они как плод от дерева гнилого:

Отравлен даже воздух с ними рядом.

И ранит сердце матерное слово

Своим зловонным и смертельным ядом.

Где ад и смерть, там солнышко не светит:

Душа идёт безропотно во тьму,

Но неизбежно человек ответит

За злобный вызов Богу Самому.

Душа словами добрыми жива-

Не говорите мёртвые слова! (Н.Данилина « Осторожно, слово!»)

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Анкетирование        

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Класс_______ ___ Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? __________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? __________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ____________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ___________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ___________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!



Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГОУ СПО «Лукояновский сеольскохозяйственный техникум»

Методическая разработка классного часа

«Скажи курению – Нет!»

Разработала и провела: Автаева Ольга Яковлевна,

преподаватель английского языка

Ульяново 2011/2012 уч. г.

Пояснительная записка

В последнее время одной  из самых острых стала проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Курение, алкоголизм, наркотики, преступность – все это вызывает тревогу, поскольку масштабы и темпы их распространения на сегодня в нашей стране таковы, что уже встает вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части молодежи, о социальной стабильности в будущем. Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей неправедной жизни спасти наших детей? Эти проблемы волнуют сегодня нас – учителей, классных руководителей. И мы должны использовать все средства, чтобы предупредить подростков, уберечь их от шага, который уведет их в пропасть. Мы должны убеждать, что курение, алкоголизм, наркомания – три ступени, ведущие вниз. Классный час «Скажи курению - НЕТ!» был проведен во-первых, чтобы показать подросткам то, что курение – это зло, вред, который несет в себе несчастья. Во-вторых, чтобы провести пропаганду здорового образа жизни. Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.

Материалы данного классного часа убеждают подростков в необходимости здорового образа жизни. Подобные классные часы могут проводиться в различных формах: тематические вечера, устные журналы, конференции, досуговые игры.


Цели мероприятия:

  1. Показать пагубность и вред курения для здоровья
  2. Убедить в необходимости здорового образа жизни
  3. Развить умения выступать перед аудиторией

Оформление и оснащение мероприятия:

  1. Плакат: «Мы – за ЗОЖ!»; «Скажи курению – Нет!»; «Да здравствует чистый воздух!»
  2. Компьютерная презентация
  3. Экран, проектор
  4. Фонограммы песен: «Велосипедисты», «Синий иней», «Улыбка»
  5. Фоновая музыка
  6. Реквизиты для сценок
  7. Результаты анкетирования групп (14, 21, 31, 33)
  8. Бланки тестов «Верно - неверно»

Участники: студенты 15 группы и приглашенные группы 11, 14, 21, 23, 31

Место проведения: Актовый зал

План:

  1. Выступления студентов 15 группы
  2. Беседа классного руководителя – Автаевой О.Я.

Ход мероприятия:

  1. Выступления студентов 15 группы

Вед.1: - Добрый день всем присутствующим в зале! Вас приветствуют студенты 15 группы! Разрешите обратиться к вам с вопросом: Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни?

(Ответы студентов и преподавателей)

-Итак, здоровый образ жизни – это:

(на экране)

-здоровое питание,

-отказ от вредных привычек,

-двигательная активность,

-режим труда и отдыха,

-регуляция эмоционального состояния.

-Согласитесь, быть здоровым в наше время – современно. Мы – за ЗОЖ! И начнем нашу программу «Скажи курению – Нет!»

Вед.2:-С соской сын пришёл к отцу

И спросила кроха:

Сын: - Папа, это – хорошо (показывая на соску)

Или очень плохо?

Вед.2: - Папа сыну отвечал

на вопрос серьёзный

Папа: - Если б соску не сосал,

Был бы ты уж взрослый.

Брось её! И в тот же миг

Повзрослеешь ты, старик!

Вед.2: - Год прошёл, седьмой грядёт.

Мальчик в первый класс идёт.

И отцу (хоть и подрос).

Задаёт опять вопрос.

Сын:- Пап, там у школы два мальчишки

Зажигают часто спички

Подскажи, ну как мне быть?

Предлагают закурить.

Я попробовал – тьфу, отрава

Как же можно их курить?

Вед.2: - Подумал папа, и в ответ

Сыну дал такой совет.

Папа: - Кто сигареты поджигает-

Жизнь на годы сокращает

Окружающим, себе, тебе

И даже мне!

Купим велосипед тебе – катайся!

Курильщиков-друзей ты не стесняйся!

Вдруг предложат закурить-

Откажись, ты слышишь, Вить?!

(фонограмма «Велосипедисты»)

Голос: - Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью!

Вед.1: - Итак, «Курение и организм»

Вед.2: - Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей, с током крови быстро достигает головного мозга.  При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу. Таким образом, в то время когда организму требуется большее количество кислорода, он его недополучает. 

Сценка:

1-й мальчик: - Людк, а Людк! Тебе какие мальчики больше нравятся: светленькие или темненькие? А?

2-й мальчик: - Ей нравятся больше темненькие( поглаживает свои волосы)

1-й мальчик: - Нет, светленькие!

2-й мальчик: -Людк, ну какие? А?

Девочка: - Мне нравятся некурящие! Но вам это не грозит! (уходит)

1-й и 2-й мальчики (огорченные): - Бросай курить! Вставай на лыжи!

Вед.2: - Согласно статистике:

  • 80 % страдающим раком легких – курильщики.
  • Курильщики становятся жертвами несчастных случаев на производстве в 2 раза чаще, чем некурящие.
  • Некурящие жены курильщиков более подвержены заболеванию рака легких – в 4 раза по сравнению с женами некурящих.
  • Курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние, ведет к преждевременному образованию морщин на лице.
  • Курящим диабетиком требуется инсулина на 20% больше.

Голос: - Минздрав предупреждает! Безвредных сигарет нет!

Звучит песня в исполнении студентов( под фонограмму песни «Синий иней»).

(приложение 1)

Вед.1: - Многие считают, что курение – это не болезнь и ничего страшного для курильщика и окружающих его людей в курении нет. Мы сейчас попробуем доказать вам обратное. (На сцене появляются Сердце, Легкие и Головной мозг)

Сердце: - Мне так плохо, я так устаю

и нет уж больше сил стучать.

Наверное, жить осталось мало…

Могли бы только вы понять -
Мне не хватает кислорода, 
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим. 
Мои сосуды кровяные
в дыму сгорают день за днем. 
И если вы нас не спасете,
Мы от куренья пропадем!

Легкие: - Ой, мы бедные, сожженные совсем!

Мы хотим спросить вас, люди!

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд.
Наши бронхи он сжигает.
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?

Головной мозг: - Иссушил меня проклятый злодей,
Нет больше светлых идей. 
Он мои нейроны украл
и на пачку сигарет поменял. 
Я теперь и за долгий срок
не могу выучить заданный урок. 
И вниманья, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет!

Все (Сердце, Легкие, Головной мозг): - Бросай курить! Бросай! Здоровый образ жизни начинай!

(Звучит спокойная музыка)

Вед.1: - Итак, предлагаю присутствующим познакомиться с результатами анкетирования, где студентам 14, 21, 31, 33 групп предлагалось выявить плюсы и минусы курения. Внимание на экран! (Бланк анкеты представлен в приложении 2; результаты анкетирования – в приложении 3)

Вед.1: - Посмотрите, сколько «минусов» (читает с экрана). А «плюс» всего один – курение помогает выглядеть «как надо».

Вед.2: - Быть здоровым в наше время несовременно. Поэтому многие и взрослые, и подростки стали уделять больше внимания своему физическому развитию. Уровень здоровья - это показатель "количества" здоровья, которым обладает человек. Оно проявляется в различии между человеком, который с трудом преодолевает расстояние в один км и человеком, способным пробежать марафонскую дистанцию. Уважающие себя люди высоко ценят здоровье и, как правило, не курят.

Выступление -  Э.Пьеха

(Приложение 4)

Вед.1: - Наши практические советы бросающим курить ( презентация):

  • Сообщи своим друзьям, родителям, родственникам, что ты бросаешь курить. Чем больше народа будет знать о твоем решении, тем больше ответственность довести начатое до конца.
  • Не зарекайся бросать «навсегда» - брось сначала на один день, потом ещё, ещё и ещё на один.
  • Выбери определенный день, соберись духом – и брось. Чтобы отвлечься, займись чем-нибудь с друзьями, которые не курят.
  • Выброси всё, что напоминает тебе о курении
  • Запасись жевательной резинкой без сахара, мятными таблетками
  • Постоянно напоминай, что курение мешает выполнению поставленных пред тобой задач.
  • Помни, что если ты сможешь бросить курить, ты научишься распоряжаться своей судьбой. Тебе будет проще принимать другие важные решения.

Вед.2: - Внимание! 12 занятий, заменяющих курение (демонстрируется презентация) Вместо курения лучше:

  • Прыгать
  • Плавать
  • Вдыхать аромат цветов
  • Играть
  • Танцевать
  • Кататься на велосипеде
  • Слушать пение птиц
  • Разговаривать
  • Петь
  • Бегать
  • Рисовать
  • Ничего не делать

Звучит песня в исполнении студентов (под фонограмму песни «Улыбка»).

(приложение 5)

Все: - Бросай курить! Бросай!

Здоровый образ жизни начинай!

Да здравствует чистый воздух!

Вед.1: - Ребята, мы будем очень рады, если наше мероприятие заставит вас задуматься:

Курить или НЕ курить?

- А может, кто-то уже сделал свой вывод! Надеемся.

Вед.2: - А теперь разрешите предоставить слово нашему классному руководителю - Автаевой Ольге Яковлевне!

  1. Беседа классного руководителя

 Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Сегодня 15-ая группа проводит акцию «Скажи курению – НЕТ!». Думаю, они убедительно выступили. Вы внимательно слушали. Надеюсь сейчас быстро ответите на вопросы теста «Верно -неверно».

 (Студентам раздаются  вопросы теста. Они высвечиваются и на экране. Звучит фоновая музыка. Анализируются результаты тестирования).

Врач, академик Федор Углов опубликовал статью «Всесильная сигарета». Вот цитата из этой статьи: «Я не могу писать спокойно о табаке, о дыме, о курящих в подъезде подростках, о матерях с сигаретой в зубах – вообще о курении не могу писать и говорить холодно, рассудочно. Мне до боли жаль человеческого здоровья, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты».

Одни рассматривают курение как пережиток прошлого( в Европе стали курит в XVI веке, а в России – в XVII веке), другие – не находят в этом ничего плохого. Но факт остается фактом – курение причиняет огромный вред здоровью.

Курение – зависимость, а зависимость всегда приносит вред. Ежегодно в России умирает около 1 миллиона человек от болезней, вызванных курением, а каждый день на Земле погибает 10000  человек, затягиваясь сигаретой. Неслучайно международный раковый союз на конференции в Мадриде ещё в 1970 году признал табакокурение одной из самых серьёзных проблем человечества с тех пор во всем мире 31 мая отмечается как день Без табака. По оценкам экспертов, если мы будем пить и курить так же, как курим и пьем сейчас, то Нижний Новгород вымрет к 2070 году, а если не будем противодействовать наркотикам, то и намного раньше.

Что же можно сделать, чтобы не допустить вымирание человечества от вредных привычек? (высказывания студентов)

А. П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Я желаю, чтобы среди Вас не было равнодушных ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим. И давайте вынесем приговор курению и всем дурным привычкам:

Казнить! Нельзя помиловать!


Приложение 1

Текст песни под фонограмму песни «Синий иней»

Синий дым клубится,
Синий дым плывет.
Тлеет сигарета 
И к себе зовет.

У-у-у

А глаза давно уже слезятся.
Ищу я лишь ее, мечту свою
И только лишь она мне нужна.
Ты, доктор, знаешь все,
Ответь же мне:
Она, зачем мне она…

Облака качнутся,
Поплывут назад.
Голова кружится, 
Не могу стоять!

У-у-у

На кого же мне облокотиться?
Капля никотина –
Это все же яд.
Помните об этом
Много лет подряд

У-у-у

Позаботьтесь о своем здоровье!


Приложение 2

Анкета «Плюсы и минусы курения»

Отметьте плюсы/минусы курения

+

-

Благодарим за участие!


Приложение 3

Результаты анкеты «Плюсы и минусы курения»

Отрицательное влияние курения:

а) на внешность человека:

 Раздражение глаз

 Снижение температуры кожных покровов

 Преждевременное образование морщин на лице

 Одежда и волосы, пропахшие дымом

 Прожженая одежда

б) на внутренние органы:

 Рост артериального давления

 Раздражение слизистой оболочки горла

 Проникновение в кровь угарного газа

 Попадение в легкие канцерогенов

 Ухудшение обоняния

 Нарушение нормального дыхания и выносливости

 Снижение сопротивляемости организма различными заболеваниями


Приложение 4

Выступление М.Боярского

Опять скрипит мой голос – сел от курева давно,
И ветер бередит на сердце рану.
Что шляпа, трубка – старый имидж – все равно.
И не найти покоя Д’Артаньяну.

Пора – пора – порадуемся на своем веку.
Курительную трубку в Казанке утоплю.
Пока – пока – совсем еще не растерял здоровье,
Судьбе своей скажу я: «Ай – лав – ю!»


Приложение 4

Выступление Э.Пьехи

Как же мне не веселиться?
Не раскрыть вам свой секрет?
Почему на этой сцене
Молода я много лет.

Почему я не старею,
Не полнею никогда.
Потому что отказалась
От вина и табака.

Пап-пап, пап-парапа пап-пап…