3.2. План повышения математической грамотности
Программа повышения математической грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абатская средняя общеобразовательная школа № 1
Актуальность
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации.
Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.
Под математической грамотностью понимается способность высказывать обоснованные математические суждения и использовать математические средства для решенияпрактических, исследовательских ипознавательных проблем.
Выпускник школы стоит сегодняперед проблемой прохождения Государственной итоговой аттестации в основной и старшей школе и ему необходимы соответствующие умения в математической сфере такие как:
- владение основными алгоритмами;
- знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, ихсвойств, приёмов решения задач и прочее);
- умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях;
- проверка владения материалом на повышенном уровне, предполагающая свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.
Тема, цели и задачи программы
Тема программы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях повышения математической грамотности обучающихся».
Цели:
- развитие способности обучающихся определять и понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности созидательного, заинтересованного и мыслящего человека;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- развивать способность использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих размышлений и интуиции.
Задачи:
- реализация системно - деятельностного комплексного подхода в образовательном процессе;
- эффективное использование в образовательном процессе современных технологий и инструментов деятельности;
- освоение математики в процессе решения содержательных задач на основе точно сформулированных правил;
- создание педагогами школы ситуации «успеха» для каждого обучающегося, выстраивание индивидуальной траектории развития и образования;
- совершенствование технологий и методик работы с творческими, одаренными и мотивированными обучающимися, системная подготовка к предметным олимпиадам;
- активизация работы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;
- совершенствование подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11-х классов, содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
- информационное сопровождение учителя на этапе освоения ФГОС второго поколения;
- повышение уровня профессионализма учителя в сфере его педагогической компетенции.
Виды деятельности и формы работы
- Включение на каждом уроке примеров на отработку вычислительных навыков, навыков быстрого, осмысленного выполнения арифметических действий;
- Формирование умений решения задач реальной математики, энергосберегающего направления;
- Формирование умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач, задач исследовательского характера;
- Организация дополнительного образования (кружки, предметные курсы) по предметам естественно-математического цикла;
- Организация дополнительных занятий по предметам малыми группами со слабыми;
- Вовлечение всех обучающихся в процесс организации и участия в мероприятиях в рамках проведения недели математики, информатики, физики «МИФ ВОКРУГ НАС»;
- Обмен опытом работы через взаимопосещение уроков учителей;
- Организация бесед социально-психологической службы по снятию тревожности и стрессов с учащимися;
- Организация индивидуальной работы со «слабыми» обучающимися по индивидуальным образовательным маршрутам;
- Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня.
Кадровое и ресурсное обеспечение Программы
Банк данных членов ШМО учителей математики, физики и информатики. 2023-2024 учебный год
2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ФИО педагога
| Проводимая работа (какая, через что) |
Бурмистрова Е.Ю. | Решение заданий из банка заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/и практико-ориентированных задач в рамках: - урочной деятельности в 5а,6а,8б,10б классах; - в 5а,6а в рамках ПК «Математическая грамотность», в 6а классе в рамках кружка «Математика «+», в 5а в рамках кружка «Функциональная грамотность», 8б в рамках кружка «Реальная математика».
- 13.10.2023 провела открытый урок математики в 5а классе по теме: "Признаки делимости на 2,5,10,3,9" в рамках ЕМД "Современный урок-основа эффективного образования" и "Школы молодого педагога" для молодых и вновь прибывших учителей МАОУ Абатская СОШ №1 и ее филиалов: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2023/10/18/otkrytyy-urok-matematiki-v-5-klasse-po-teme-priznaki-delimosti
- 30.10.2023. Выступление на ШМО по теме: «Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»: https://nsportal.ru/node/6231981
- 30.11.2023 открытый урок математики для молодых учителей математики Абатского района в 5а классе по теме: "Правильные и неправильные дроби" (в рамках школы молодого педагога/ муниципальный уровень)https://nsportal.ru/node/6303257
|
Усольцева М.Н. | Решение заданий из банка заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/и практико-ориентированных задач в рамках: - урочной деятельности в 6б,7б,9А,10а классах; - в 6б в рамках ПК «Математическая грамотность» и в рамках кружка «Функциональная грамотность»
- 26.09.2023 выступление в рамках курсов ТОГИРРО в г.Тюмени, 28.09.2023 проведение мастер-класса в рамках методического семинара «Идеи, которые работают» для педагогов юга Тюменской области на базе ОНППМ ПР г. Ишима, а 30.10.2023 выступление на ШМО по теме: «Реализация дифференцированного подхода при формировании и развития математической грамотности обучающих» https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/25... Дифференцированный подход при формировании МГ в урочной и внеурочной деятельности
- 30.10.2023. Выступление на ШМО по теме: «Реализация дифференцированного подхода при формировании и развития математической грамотности обучающих»https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/25... Дифференцированный подход при формировании МГ в урочной и внеурочной деятельности |
Обыскалова Г.В. | Решение заданий из банка заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ и практико-ориентированных задач в рамках урочной деятельности в 5б,7а,9б классах; Решение практико-ориентированных задач в рамках кружка 9б класс «ОГЭ на 5», в рамках кружка 7а «Функциональная грамотность» |
Сеногноева Ю.В. | Решение заданий https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti, http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ в 8 классах на кружке «Физика для любознательных», в 9б классе на кружке «Функциональная грамотность»
- 30.10.2023. Сеногноева Ю.В. Выступление на ШМО по теме: «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики как одно из требований ФГОС 3 поколения» |
3. Ресурсы образовательных платформ:
Класс | Кол-во уч-ся, зарегистрированных на платформе | Предмет
| ЦОП | Учитель |
5а | 26 | математика | Учи.ру | Бурмистрова Е.Ю. |
6а | 24 | математика | Учи.ру | Бурмистрова Е.Ю. |
8б | 28 | алгебра, геометрия | Учи.ру | Бурмистрова Е.Ю. |
10б | 15 | алгебра, геометрия | Учи.ру | Бурмистрова Е.Ю. |
6б | 27 | Математика | Учи.ру | Усольцева М.Н. |
7б | 33 | Алгебра, геометрия | Учи.ру | Усольцева М.Н. |
9а | 28 | Алгебра, геометрия | Учи.ру | Усольцева М.Н. |
10а | 22 | Алгебра, геометрия | Учи.ру | Усольцева М.Н. |
5б | 20 | Математика | Учи.ру | Обыскалова Г.В. |
7а | 33 | Алгебра, геометрия | Учи.ру | Обыскалова Г.В. |
9б | 27 | Алгебра, геометрия | Учи.ру | Обыскалова Г.В. |
11 | 21 | Алгебра, геометрия | Учи.ру | Обыскалова Г.В. |
8а | 23 | Алгебра, геометрия | Учи.ру | Степочкина Ю.А. |
8-11 | 40 | Физика | Скайсмарт | Сеногноева Ю.В. |
3. Интернет-ресурсы:
1) САЙТ ТОГИРРО: http://www.togirro.ru записи вебинаров, презентации по подготовке к ЕГЭ: http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/centr_ocenki_ka/rabota_...
2) КНИГИ, СБОРНИКИ, ПРОГРАММЫ, дидактические материалы: http://may.alleng.org/
3) САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ И ОГЭ:
- http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru - Официальный портал ЕГЭ;
- www.rustest.ru - Официальный сайт Федерального центра тестирования;
- http://reshuege.ru/ - онлайн тесты, тесты, задания по типам;
- http://neznaika.pro/test/ege/math/
- http://semenova-klass.moy.su/index/podgotovka_k_egeh/0-113
- http://mathb.reshuege.ru/methodist
4)1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.
5) school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6) ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
7) pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет.
8) Фоксфорд.ру — возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.
9) interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии.
10) Youtube-канал Drofapublishing — архив вебинаров авторов учебников, ученых, преподавателей, учителей-практиков, открытые уроки, интервью с ведущими специалистами.
11) Lecta — доступ к электронным учебникам «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».
12) http://easyen.ru - СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ.
13) БЕСПЛАТНЫЕ ВИДЕОУРОКИ ОТ ПРОЕКТА «ИНФОУРОК»: https://infourok.ru/videouroki и др.
Работа с высокомотивированными детьми.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Организация работы с высокомотивированными обучающимися основана на следующих принципах:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования (кружок по предмету).
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации.
Задачи:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
- выявление и развитие математических способностей;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися
· творческие мастерские;
· групповые занятия с сильными учащимися;
· занятия исследовательской деятельностью;
· участие в конкурсах;
· научно-практические конференции;
· участие в олимпиадах.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны обладать следующими знаниями и умениями в следующих областях:
- основные виды логических задач.
- способы решения популярных логических задач.
- основные принципы математического моделирования.
Работа направлена на:
- развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся, решение «олимпиадных» задач.
Учащиеся должны научиться выполнять небольшие исследовательские работы.
Работа со слабомотивированными обучающимися
Работа со слабомотивированными обучающимися проводится в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами и преследует следующие цели:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития обучающегося;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к «слабому» ученику.
Для того, чтобы добиться успеха в обучении слабоуспевающих обучающихся необходимо систематически, в т.ч. в течение учебного года проводить мероприятия:
|
Ожидаемые результаты: Правильно построенная работа со слабоуспевающими обучающимися способствует: овладению учащимися основными навыками, алгоритмами работы на уроке, адаптации в социуме, способности осуществлять самостоятельную учебную деятельность, не будет допущена устойчивая неуспеваемость у обучающихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ КУРСЫ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предметные курсы, внеурочная деятельность, доп. образование по предметам естественно - математического цикла организованы в форме кружков, предметно-практических мастерских, предметных курсов.
Цели в каждой возрастной группе имеют свою специфику:
- в 5-8 классах – это развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелого использования символики, правильного применения математической терминологии и т.д., пространственного воображения, навыков первичного программирования при робототехнике, представлений о физических процессах, обеспечение прочного и осознанного овладения учащимися системой знаний и умений, достаточной для изучения смежных дисциплин и дальнейшего образовании, при переходе к профильному обучению.
- в 9-11 классах – это, в основном, подготовка к государственной итоговой аттестации, в связи с чем, систематизация и обобщение, углубление и расширение знаний учащихся.
Формы организации различны:
- практикумы по решению задач, в том числе задач повышенной трудности, олимпиадных задач с анализом ошибок;
- мозговой штурм;
- эвристические беседы;
- проектная деятельность;
- экскурсии в прошлое;
- развивающие игры;
- решение экспериментальных задач с самостоятельным подбором оборудования;
- участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Внеурочная деятельность, доп. образование:
«Математика «+» | Бурмистрова Е.Ю. (6а) |
Бурмистрова Е.Ю. (8б) | |
«Избранные вопросы математики» | Бурмистрова Е.Ю. (10б) |
«Избранные вопросы математики» | Усольцева М.Н. (10а) |
«ОГЭ на 5» | Обыскалова Г.В. (9а) |
«Избранные вопросы математики» | Обыскалова Г.В. (11) |
«Функциональная грамотность» | Бурмистрова Е.Ю. (5а) Усольцева М.Н. (6б) Обыскалова Г.В. (7а) Степочкина Ю.А. (8а) Сеногноева Ю. В.(9б) |
Степочкина Ю.А. (8а) | |
Сеногноева Ю. В.(8) | |
«Робототехника» | Степочкина Ю.А. (5-7) |
«IT-lab» (Scratch) | Степочкина Ю.А. (5) |
«IT-lab» (Phyton) | Степочкина Ю.А. (6) |
Предметные курсы по предметам:
«Математическая грамотность» | Бурмистрова Е.Ю. (5а,6а) Обыскалова Г.В. (5б) Усольцева М.Н. (6б) |
«Проектная деятельность» (10 классы) | Степочкина Ю.А. |
Информатика (9 классы по выбору) | Степочкина Ю.А. |
(9 классы по выбору) | Сеногноева Ю.В. |
Ожидаемый результат реализации Программы
В результате реализации Программы обучающиеся овладеют первоначальными навыками:
- определять и понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности созидательного, заинтересованного и мыслящего человека;
- приобретать математические знания и умения, необходимые для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- развивать способность использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих размышлений и интуиции.
- приобретать основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать;
- развивать творческие способности, логическое мышление;
- грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики;
- подготовиться к государственной итоговой аттестации.
Результатом успешной реализации программы является успешное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах по математике различного уровня, успешное прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации.