8.6. Функциональная грамотность школьников

ШМО учителей МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ МАОУ Абатская СОШ №1
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ: 
-  Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики (Бурмистрова Е.Ю.): https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

-  Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике (математической грамотности). Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру" (Усольцева М.Н.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021...

- Бурмистрова Е.Ю.: "Разбор заданий, технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся": https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

- Усольцева М.Н.: "Разбор заданий, приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока": https://nsportal.ru/node/5733794

- Сеногноева Ю.В.: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности»: https://nsportal.ru/node/5733927

- Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2022...

- Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2022...

- Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов" (Усольцева М.Н.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2022...

- Задания на формирование функциональной грамотности: «Магнитобезопасность» (Сеногноева Ю.В.): https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2022/02/...

- Усольцева М.Н. провела открытое занятие кружка "Функциональная грамотность" в 5б классе в рамках районного мероприятия "Школа руководителей ОУ  района" для директоров школ района и специалистов отдела образования района: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2023/03/...

- БурмистровА Е.Ю. «Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников(подготовке к исследованию по модели PISA)»: https://nsportal.ru/node/6231981

- Усольцева М.Н. «Реализация дифференцированного подхода при формировании и развития математической грамотности обучающих» https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/25... Дифференцированный подход при формировании МГ в урочной и внеурочной деятельности

БАНК ЗАДАНИЙ, ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ:

1)  БАНК ЗАДАНИЙ ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

2)  ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ПЛАТФОРМЕ: https://fg.resh.edu.ru/

3) МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheska...МГ_МетодическиеРекомендации_2021.pdf

4) Презентация "Основные особенности решения практико-ориентированных и контекстных задач формата PISA с применением математических методов"  https://togirro.ru/assets/files/2021/emd/matematic...

5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5 класс  http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-mat...МГ_5_МетодическиеРекомендации_2022.pdf

6) ВИДЕОЗАПИСИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕМИНАРОВ:

- On-line семинар для учителей математики "Формирование функциональных умений у учащихся, затрудняющихся в изучении математики, посредством решения задач PISA 1 уровня https://youtu.be/0mchc3us69I
- Математическая грамотность. Механизмы формирования функциональной математической грамотности в период апробации  https://youtu.be/6FzMJ2midsY
- Формирование функциональной математической грамотности. Основные методы решения задач высокого уровня сложности. https://youtu.be/unglLtpWEKI
- Стратегии формирования функциональной математической грамотности учащихся посредством кейсов PISA 2021 года. (22.03.2022 г.) https://youtu.be/2LVYFYoqV7k
- Стратегии формирования функциональной математической грамотности учащихся посредством кейсов PISA 2021 года. (12.04.2022 г.) https://youtu.be/iKrk5sElfAI
 
***
1) Материалы по математической грамотности (сайт Центра качества образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования») http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
2) Статья Рословой Л.О. https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-o...
3) О международном исследовании PISA-2021 https://v-2021.org/issledovanie-pisa
4) О международном исследовании PISA-2022 https://2022g.ru/mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa/
***
1) Подходы к конструированию заданий
2) Разбор и примеры заданий
3) Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Демонстрационные материалы. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-m....
 
***
1) Педагогические технологии
2) Методика EduScrum
 
Ссылка на страничку школы (функциональная грамотность):

https://abat1.tyumenschool.ru/?section_id=35

Методические разработки учителей ШМО:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Фрагмента урока

по формированию математической грамотности

Усольцева Мария Николаевна, Абатский район

Раздел: Десятичные дроби.

Тема урока: Нахождение процентов от числа. Решение задач на проценты.

Учебник: Математика: 5 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-09-079555-5

Цели урока:

Предметные: формировать навык решения задач на нахождение

процентов от числа.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд; Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Задачи урока:  применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её  понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации; научатся составлять план действий и работать по алгоритму.

1. Контекстная задача.

 

Задача «Покупка продуктов»

Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.

Название магазинов

«Монетка»

5% скидка

«Магнит»

 10 %

1

Буханка хлеба

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей?

В каком магазине мама сделает выгодную покупку?

Рассчитайте среднюю стоимость хлеба, яблок и пряников?

2. Работа над задачей.

Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Работа в парах, каждая пара получает карточку с задачей.

  • Ребята, внимательно прочитайте текст задачи;
  • Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации;
  • Выписывает эти слова на доску.
  • О чем задача?
  • Что в ней дано?
  • Сколько вопросов в задаче?
  • Какие это вопросы?

   Делают краткую запись задачи в таблице.

Карточка для составления краткой записи задачи

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

цена

Стоимость

«Магнит»

цена

Стоимость

1

Буханка хлеба

2

Пачка пельменей

3

Упаковка сосисок

4

Пряники

5

Сок «Добрый»

6

Яблоки

7

Апельсины

8

Торт

Стоимость без скидки

…% скидка

….%скидка

Стоимость со скидкой

(….% стоимости)

(….% стоимости)

Хватит……….?

Где стоимость………?

Учитель ведёт фронтальную беседу.

  • Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?
  • Что можно вычислить первым действием?
  • Что будем делать вторым действием? Что найдём?
  • ……..
  • После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?
  • Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предлагает нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом.

При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Монетку», второй- «Магнит»). Решают задачу в тетрадях.

  • Какой способ рациональнее?
  • Вспомните, что спрашивалось в задаче?
  • Мы можем ответить на эти вопросы?
  • Что для этого нужно сделать?
  • Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
  • Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.
  • Какой ответ на третий вопрос задачи? Поясните свой ответ.

3. Решение задачи.

1 способ:

1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Монетке».

2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Монетке».

3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Монетке».

4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Монетке».

5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» без скидки.

6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» со скидкой.

7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».

8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».

9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».

10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».

11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.

12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.

 2 способ:

  1. 2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Монетке».
  2. 2238-111,9=2126,1(р))

  1. 2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»
  2. 2449-244,9=2204,1.

Заполненная таблица должна выглядеть так

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

Стоимость

«Магнит»

Стоимость

1

Буханка хлеба

2

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

2

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

2

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

3

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Стоимость без скидки

5% скидка

10 %скидка

Стоимость со скидкой

(95% стоимости)

(90% стоимости)

Хватит ли 3000р?

Где стоимость меньше?

Средняя стоимость хлеба: (27+28) : 2 = 27,5 руб.

Средняя стоимость яблок: (235 +278) :  2 = 256,5 руб.

Средняя стоимость пряников: (56 + 59) : 2 = 57,5 руб.

4. Критерии оценивания задачи.

Ответили на 3 вопроса задачи – «5»

Ответили на 2 вопроса задачи – «4»

Ответили на 1 вопрос задачи – «3».



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики в 5 классе

Учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1 Обыскалова Галина Васильевна

С.Абатское, Тюменской области

Раздел I  Натуральные числа и  действия над ними.

Глава 3  Умножение и деление натуральных чисел.

Учебник: Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир

Используемые источники:

  1. Учебник: Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир
  2. Методическое пособие для учителя Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир
  3. Учебный материал  курса

Тема урока:  Площадь. Площадь прямоугольника

Тип урока:    Урок закрепления знаний

Цель урока: Формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.

Задачи урока: Создать условия для формирования умения устанавливать связи между единицами измерения площади, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Формируемые результаты:

Предметные:  закрепить представление о площади фигуры, умение выражать площадь фигуры в разных единицах измерения и навыки применения формул площади прямоугольника и площади квадрата.

Личностные:  формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные:  формировать умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Планируемые результаты:  Учащиеся научатся выражать площадь фигуры в разных единицах измерения, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата.

Научатся рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Основные понятия       Площадь, свойства площади, единица измерения, измерение

площади, формула площади прямоугольника, формула площади квадрата.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2.  Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Проверка домашнего задания
  4.  Актуализация знаний  Фронтальная работа (Устная работа с упражнением учебника)  
  5. Закрепление изученного материала  

Предлагается задача. На семейном совете решили сделать ремонт кухни. Мама предложила просто покрасить стену в кухне эмалевой краской. Папа предложил облицевать кафелем. Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м.

  1. Хватит ли 3кг краски, чтобы покрасить стену в кухне? Известно, что расход эмалевой краски на однослойное покрытие составляет 180г на 1м2.
  2. Хватит ли пяти ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 160 плиток?
  3. Расход какого материала позволит сэкономить семейный бюджет. Если 1 банка краски (весом в 3 кг) стоит 673 рубля. А стоимость одного ящика кафеля стоит 385 рублей.

задача

Решение

Описание

1.Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м .

Хватит ли 3кг краски, чтобы покрасить стену в кухне? Известно, что расход эмалевой краски на однослойное покрытие составляет 180г на 1м2.

1.S=6*3=18м2 –площадь стены кухни

2.18*180.=3240г краски необходимо для однослойного покрытия стены

3.1кг=1000г,3кг=3000г

Сравниваем: 3240>3000

Ответ: Не хватит 3кг краски для покраски стены в кухне

Описание: применить вычисления площади прямоугольника по формуле в рамках данной ситуации в реальном мире.

Область математического содержания: количество.

Контекст: научный. Познавательная деятельность: применять.

2. Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м. Хватит ли пяти ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 160 плиток?

1.S=15*15=225см2 –площадь одной плитки.

2.6м=600см,3м=300см

S=600*300=180000см2  площадь стены кухни

3.180000:225=800 плиток необходимо для ремонта.

4.800:160=5 ящиков плиток необходимо для ремонта.

Ответ: Хватит пяти ящиков кафеля.

Описание: использовать формулы: Sки.=a2 ; Sпр=а*b в реальной ситуации.

 Область математического содержания: пространство и форма. Количество.

Контекст: научный. Познавательная деятельность: применять.

3.Расход какого материала позволит сэкономить семейный бюджет. Если 1 банка краски (весом в 3 кг) стоит 673 рубля. А стоимость одного ящика кафеля стоит 385 рублей.

Одной банки краски недостаточно, поэтому необходимо  купить 2 банки

1.2*673=1346 руб необходимо заплатить за краску.

2. 5*385=1925 руб необходимо заплатить за5 ящиков кафельной плитки

Ответ: выгоднее провести ремонт, используя, краску.

Описание: решить ситуацию в реальном мире, включающую экономию затрат и расход семейного бюджета.

Область математического содержания количество, изменения и зависимости.

Контекст: научный. Познавательная деятельность: формулировать, интерпретировать

Процесс решения контекстной задачи состоит из четырех основных этапов:

  1. Анализ текста задачи;

Знакомство с текстом. Диалог: Учитель-ученик. Определение проблемы.

  1. Поиск способа решения и составление плана ее решения;

Разделить класс на 3 группы. Распределить задание: 1группа-1 задача; 2группа-2задача;                    3 группа-3 задача.

Критерий.    Познакомить с критерием оценивания задачи.

2балла-Задача решена полностью, согласно составленного плана решения. Дан правильный ответ с  объяснением.

1балла-Задача решена, но есть нарушения в оформлении, нет полного объяснения действий, отсутствие ответа-вывода.

0баллов-Задача решена не правильно. Ошибки в построении плана решения задачи, вычислительные ошибки, отсутствие ответа-вывода.

  1. Осуществление найденного плана;

Обсуждение в группах

  1. Изучение (анализ) найденного решения.

Выступление групп.  Ответ на вопрос задачи. Оценивание по критерию. Вывод.

Применяя данную технологию мы планируем получить следующие результаты:

-уметь работать над текстом задачи (краткая запись условия);

- составлять алгоритм по нахождению данных для ответа на вопрос задачи.

- уметь оформлять и читать краткую записи

- уметь составлять алгоритм решения задачи по ее краткой записи.

6.Продолжение работы на уроке. Работа с учебником   №590,№592

 7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Продолжите высказывания об уроке.

1. Мне понравился сегодняшний урок, но ... .

2. Для меня материал урока:

а) трудный, вот если бы ... ;

б) лёгкий, и я ... .

8. Информация о домашнем задании: Творческое домашнее задание. Придумать задачу практического содержания, с использованием изученных формул площади прямоугольника и площади квадрата или выполнить работу по учебнику § 21, № 582, 591

 



Предварительный просмотр:

Магнитобезопасность»

Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, в поезде метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щёлкнуло реле обогревателя – всё это означает, что возникло электромагнитное поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.

Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы: телевизоры, холодильники, электроутюги, стиральные машины и т.п. Все они в работающем состоянии окружены соответствующим магнитным полем (см. диаграмму 1). При работе с бытовыми приборами главное значение имеет не столько величина магнитного поля прибора, сколько расстояние до него (пропорционально квадрату этого расстояния падает интенсивность магнитного поля), а также время работы с ним.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/14/s_59184f03cd4ee/626708_1.png

Средние уровни магнитного поля промышленной частоты бытовых электроприборов на расстоянии 0,3 м.

Человеческий организм всегда реагирует на электромагнитное поле. Однако, чтобы эта реакция переросла в патологию и привела к заболеванию, необходимо совпадение ряда условий, в том числе достаточно высокий уровень поля и продолжительность облучения.

Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей, а там, где индукция составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще. Поэтому сегодня принято считать, что магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если происходит продолжительное облучение (регулярно, не менее 8 ч/сут. в течение нескольких лет) с уровнем выше 0,2 мкТл.

Задания на формирование читательской грамотности:

1)Выберите верные утверждения:

Магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если

А) если происходит непродолжительное облучение  с уровнем  не выше 0,2 мкТл

В) если происходит продолжительное облучение с уровнем выше 0,2 мкТл

1) только А

2)только В

3)А и В

4) ни Ани В

2)  Какие из представленных на диаграмме бытовых приборов могут создавать опасные для человека магнитные поля? Почему в подписи к этой диаграмме указано расстояние 0,3 м?

Естественно-научная грамотность

  1. Почему электробытовые приборы в работающем состоянии окружены магнитными полями?

Выберите верное утверждение.

А) Работающие электрические приборы усиливают магнитное поле земли

Б) Электрический ток, текущий по проводнику , порождает магнитное поле.

В) Магнитное поле существует и вокруг неработающих приборов, ток его только усиливает.

2. Прочитав, о вредном воздействии электромагнитного поля на организм, и увидев по таблице, что самым мощным источником излучения является микроволновка, Петя и Вася, решили проверить наличие электромагнитного поля вокруг работающего прибора. Что из того, что имеется в быту,  поможет им  это сделать ?

А) Секундомер телефона

Б) Рулетка

В) Компас

Г) Барометр-анероид

Д) Ничего из выше перечисленного

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.

  1. Разность между максимальной величиной электромагнитной индукции микроволновой печи и утюга составляет :

А) 11,6 мкТл

Б) 3,6 мкТл

В) 11,8 мкТл

2) Какое утверждение является верным :

А)Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей( т.е при увеличении в 400 раза)

Б)Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей (т.е при увеличении в 40 раз)

Почему для определения безопасного уровня магнитного поля использовались именно статистические исследования?