Формирование функциональной математической грамотности обучающихся (открытое занятие кружка)
план-конспект занятия (5 класс)

Усольцева Мария Николаевна

Формирование функциональной математической грамотности обучающихся (открытое занятие кружка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kruzhka_28022023.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Формирование

функциональной математической грамотности учащихся

«Ремонт кабинета»

Разработала:

Учитель математики

первой квалификационной

категории

М.Н.Усольцева

с.Абатское, 2023

Цели: формирование функциональной математической грамотности школьников  с помощью  практико-ориентированных задач.

Задачи:

Образовательная:

  • усиление прикладной направленности;
  • повторить и обобщить методы решения практико-ориентированных задач;
  • формирование функциональной грамотности школьников.

Воспитательная:

  • добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
  • способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
  • способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость через решение задач;

Развивающая:

  • развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания;
  • способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • выделять данные задачи из ряда предложенных задач;
  • решать практико-ориентированные  задачи.

Метапредметные:

  • выработать умение применять математическую теорию в конкретных ситуациях;
  • находить и извлекать математическую информацию.

Личностные: развить умение применять самостоятельное решение при решении задач.

Форма проведения: практическое групповое занятие для учащихся 5 классов

Оборудование: мультимедийный проектор, листы с задачами, маркеры.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Учитель:

 Сегодня мы с вами находимся в кабинете математики. Здесь всегда чисто и аккуратно, но со временем даже стены изнашиваются и приходит время ремонта. Чтобы организовать хороший ремонт и не потратить лишних денег нужно уметь вести правильны расчёты строительных работ. Сегодня мы с вами все будем работать в расчётных отделах. Работаем в группах. Каждая группа в конце занятия предоставит свои расчёты по ремонту.

2.Постановка целей.

Перед каждым отделом стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт кабинета математики. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Давайте подумаем, какие формулы и знания нам потребуются?

1) устная фронтальная работа

1.Мне потребуется покрасить стену. Какие измерения нужны? (длина и ширина)

2.Как узнать площадь стены? (S = ab) , а если стена квадратная?

3. Нужно заменить плинтуса. Какие измерения потребуются?

4. Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника?

5.Как найти периметр? (P = 2 (a+b))

6.Как найти периметр квадрата?

2) работа в группах (устная, с заполнением общей таблицы)

Формулы вспомнили, а теперь  выполним следующее задания: Соотнесите данные левого и правого столбца, заполнив таблицу (выполняют в каждой группе отдельно, проверяем на экране)

А) Найдите периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.

1) 4 дм

Б) Найдите площадь квадрата со стороной 9 м.

2) 9 м²

В) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 см.

3) 81 м²

Г) Площадь прямоугольника 56 дм². Найдите ширину этого прямоугольника, если его длина 14 дм.

4) 30см

Д) Периметр квадратной песочницы 12 м. Найдите площадь этой песочницы

5) 4800 см²

Е) Сумма двух сторон квадрата 16 дм. Найдите  площадь квадрата.

6) 64 дм²

Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е

4

3

5

1

2

6

3) работа в группах (заполнение пропусков в тексте)

 С понятиями цена, количество, стоимость мы с вами сталкиваемся ежедневно совершая покупки. Вспомните эти понятия и формулы, заполнив пропуски в тексте.

_________________ – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.

___________________– это число которое показывает сколько куплено единиц товара.  

____________________ – это количество денег затраченных на всю покупку.

ОТВЕТ:

Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.

Количество (К) – это число которое показывает сколько куплено единиц товара.  

Стоимость (С) – это количество денег затраченных на всю покупку.

Правило 1

Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на  количество:

С = Ц · К

Правило 2

Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену:

К = С : Ц

Правило 3

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество:

Ц = С : К

Физкульт минутка

3. Практическая работа в группах

Приступаем к работе.

По результатам ваших вычислений мы составим общую таблицу и вычислим сумму, необходимую для ремонта.

ОТДЕЛ № 1 «Замена линолеума»

  1. Длина класса 15 м, ширина - 8 м

Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для замены линолеума. Вычислите сколько отрезов длины необходимо купить (необходимо застелить весь пол, линолеум может оставаться). Какова будет стоимость покупки в каждой фирме. Все расчёты внесите в таблицу

Фирма

Ширина, м

Цена руб за 1 м длины

Количество отрезов

Стоимость покупки

Мода

2

605

Дива

3

740

Абсолют

4

780

  1. Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов на покупку линолеума                                  

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество (м)

Стоимость

ОТДЕЛ №2 «Клей для укладки линолеума»

  1. Длина класса 15 м, ширина - 8 м

Линолеум укладывают на клей. Клей продаётся от трёх производителей в одинаковых банках массой 4 кг. Познакомьтесь с информацией таблицы и производите необходимые вычисления для определения стоимости клея у каждого производителя.

Площади пола____________________________ м²

производитель

Расход кг на м²

Цена (руб) за банку массой 4 кг

Необходимая масса клея, кг

Необходимое количество банок

Стоимость

А

3/10

1100

В

4/10

1005

С

5/10

700

  1. Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов на укладку линолеума.                                  

Наименование товара

Место покупки (производитель)

Цена (руб)

Количество банок

Стоимость (руб)

ОТДЕЛ № 3 «Покраска стен»

  1. Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.

1 стена длина 15 м, высота 3 м

2 стена длина 8 м, высота 3 м

3 стена длина 8 м, высота 3 м, дверной проём размеры 1м× 2 м

4 стена длина 15 м высота до окна 1 м

стена

Площадь стены

Площадь всей поверхности для покраски

1

2

3

4

  1. Ознакомьтесь с данными стоимости материалов, которые могут понадобиться для покраски стен.

Магазин

Масса(кг) одной банки

Цена за банку (руб)

Мир красок

4 кг

4275

Стройград

5 кг 300 г

5460

Ваш дом

3 кг

2600

Расход краски 100 г на 1 м² поверхности.

Рассчитайте необходимое количество банок и стоимость покупки в каждом магазине

Магазин

Необходимая масса(кг) краски

Количество банок

Стоимость (руб)

Мир красок

Стройград

Ваш дом

  1. Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество банок

Стоимость (руб)

4. Подведение итогов

Проверяем полученные результаты.

Затем представители каждого отдела заполняют сводную таблицу

Смета ремонта кабинета

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество упаковок

Стоимость (руб)

Линолеум

Клей

Краска

Итого

7.Рефлексия.

- Пригодятся ли в жизни полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Математический инструментарий формирования функциональной математической грамотности обучающихся

Текст выступления на РМО по теме "Математический инструментарий формирования функциональной математической грамотности обучающихся" (12_11_2021)...

Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...

Технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся

Формы и средства, направленные на формирование у обучающихся функциональной математической грамотности...

"Разбор заданий, технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся" (Бурмистрова Е.Ю.)

quot;Разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся"...

«Практико-ориентированные задачи №1-5 ОГЭ как один из элементов развития функциональной математической грамотности обучающихся»

Одним из эффективных способов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Это задачи, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действитель...