Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)
план-конспект урока по математике (5 класс)

ШМО учителей МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИЗИКИ МАОУ Абатская СОШ №1

Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

фрагмент урока по формированию математической грамотности.

Фрагмент урока математики в 5 классе

Учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1 Обыскалова Галина Васильевна

С.Абатское, Тюменской области

Раздел I  Натуральные числа и  действия над ними.

Глава 3  Умножение и деление натуральных чисел.

Учебник: Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир

Используемые источники:

  1. Учебник: Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир
  2. Методическое пособие для учителя Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир
  3. Учебный материал  курса

Тема урока:  Площадь. Площадь прямоугольника

Тип урока:    Урок закрепления знаний

Цель урока: Формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.

Задачи урока: Создать условия для формирования умения устанавливать связи между единицами измерения площади, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Формируемые результаты:

Предметные:  закрепить представление о площади фигуры, умение выражать площадь фигуры в разных единицах измерения и навыки применения формул площади прямоугольника и площади квадрата.

Личностные:  формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные:  формировать умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Планируемые результаты:  Учащиеся научатся выражать площадь фигуры в разных единицах измерения, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата.

Научатся рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Основные понятия       Площадь, свойства площади, единица измерения, измерение

площади, формула площади прямоугольника, формула площади квадрата.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2.  Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Проверка домашнего задания
  4.  Актуализация знаний  Фронтальная работа (Устная работа с упражнением учебника)  
  5. Закрепление изученного материала  

Предлагается задача. На семейном совете решили сделать ремонт кухни. Мама предложила просто покрасить стену в кухне эмалевой краской. Папа предложил облицевать кафелем. Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м.

  1. Хватит ли 3кг краски, чтобы покрасить стену в кухне? Известно, что расход эмалевой краски на однослойное покрытие составляет 180г на 1м2.
  2. Хватит ли пяти ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 160 плиток?
  3. Расход какого материала позволит сэкономить семейный бюджет. Если 1 банка краски (весом в 3 кг) стоит 673 рубля. А стоимость одного ящика кафеля стоит 385 рублей.

задача

Решение

Описание

1.Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м .

Хватит ли 3кг краски, чтобы покрасить стену в кухне? Известно, что расход эмалевой краски на однослойное покрытие составляет 180г на 1м2.

1.S=6*3=18м2 –площадь стены кухни

2.18*180.=3240г краски необходимо для однослойного покрытия стены

3.1кг=1000г,3кг=3000г

Сравниваем: 3240>3000

Ответ: Не хватит 3кг краски для покраски стены в кухне

Описание: применить вычисления площади прямоугольника по формуле в рамках данной ситуации в реальном мире.

Область математического содержания: количество.

Контекст: научный. Познавательная деятельность: применять.

2. Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м. Хватит ли пяти ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 160 плиток?

1.S=15*15=225см2 –площадь одной плитки.

2.6м=600см,3м=300см

S=600*300=180000см2  площадь стены кухни

3.180000:225=800 плиток необходимо для ремонта.

4.800:160=5 ящиков плиток необходимо для ремонта.

Ответ: Хватит пяти ящиков кафеля.

Описание: использовать формулы: Sки.=a2 ; Sпр=а*b в реальной ситуации.

 Область математического содержания: пространство и форма. Количество.

Контекст: научный. Познавательная деятельность: применять.

3.Расход какого материала позволит сэкономить семейный бюджет. Если 1 банка краски (весом в 3 кг) стоит 673 рубля. А стоимость одного ящика кафеля стоит 385 рублей.

Одной банки краски недостаточно, поэтому необходимо  купить 2 банки

1.2*673=1346 руб необходимо заплатить за краску.

2. 5*385=1925 руб необходимо заплатить за5 ящиков кафельной плитки

Ответ: выгоднее провести ремонт, используя, краску.

Описание: решить ситуацию в реальном мире, включающую экономию затрат и расход семейного бюджета.

Область математического содержания количество, изменения и зависимости.

Контекст: научный. Познавательная деятельность: формулировать, интерпретировать

Процесс решения контекстной задачи состоит из четырех основных этапов:

  1. Анализ текста задачи;

Знакомство с текстом. Диалог: Учитель-ученик. Определение проблемы.

  1. Поиск способа решения и составление плана ее решения;

Разделить класс на 3 группы. Распределить задание: 1группа-1 задача; 2группа-2задача;                    3 группа-3 задача.

Критерий.    Познакомить с критерием оценивания задачи.

2балла-Задача решена полностью, согласно составленного плана решения. Дан правильный ответ с  объяснением.

1балла-Задача решена, но есть нарушения в оформлении, нет полного объяснения действий, отсутствие ответа-вывода.

0баллов-Задача решена не правильно. Ошибки в построении плана решения задачи, вычислительные ошибки, отсутствие ответа-вывода.

  1. Осуществление найденного плана;

Обсуждение в группах

  1. Изучение (анализ) найденного решения.

Выступление групп.  Ответ на вопрос задачи. Оценивание по критерию. Вывод.

Применяя данную технологию мы планируем получить следующие результаты:

-уметь работать над текстом задачи (краткая запись условия);

- составлять алгоритм по нахождению данных для ответа на вопрос задачи.

- уметь оформлять и читать краткую записи

- уметь составлять алгоритм решения задачи по ее краткой записи.

6.Продолжение работы на уроке. Работа с учебником   №590,№592

 7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Продолжите высказывания об уроке.

1. Мне понравился сегодняшний урок, но ... .

2. Для меня материал урока:

а) трудный, вот если бы ... ;

б) лёгкий, и я ... .

8. Информация о домашнем задании: Творческое домашнее задание. Придумать задачу практического содержания, с использованием изученных формул площади прямоугольника и площади квадрата или выполнить работу по учебнику § 21, № 582, 591

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта «Роль текстовых задач на уроках в формировании математического мышления обучающихся»

В своей педагогической практике часто приходилось сталкиваться с проблемой, что  развитие речи, умения формировать вопросы, искать на них ответы, знание специальных приемов решения задач после на...

Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2...

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)....

Фрагмент урока по формированию математической грамотности

На данном фрагменте содержатся название раздела, тема урока, цели и задачи урока, планируемые предметные и метапредметные результаты, контекстная задача с тремя вопросами и двумя видами познавательных...

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)

Фрагмент урока по формированию математической грамотности  (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)...

Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов" (Усольцева М.Н.)

Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов"...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...