Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
план-конспект урока на тему

Эльвира Ильфировна Хабутдинова

Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕДМЕТ: математические представления и конструирование

КЛАСС: 2г

УЧИТЕЛЬ:  Хабутдинова Эльвира Ильфировна

 Тема:   «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВКИ СКАЗКИ «РЕПКА» 

Цель: учить детей выкладывать(показывать)  героев сказки ( с опорой на невербальные средства и картинки-пиктограммы) линейно друг за другом

Задачи:

  • формировать умение выкладывать(показывать)  предметы линейно, друг  за другом слева – направо, ориентироваться в понятиях «сначала – потом»;
  • введение в словарь нового глагола и соответствующей пиктограммы «тянуть», соответственно «тянет-потянет, вытянуть не может» (имитация натуги - «тянет» и мотание головой из стороны в сторону – «не может»);
  • повторить некоторые пройденные пиктограммы по темам «Овощи» (репа), «Семья» (бабушка, дедушка, девочка) , «Животные» (собака, кошка, мышка);
  • закреплять навыки  общения в диалоге – «покажи», «дай», «положи рядом»;
  • укрепление мышц руки, стимулирование речевых реакций.

Оборудование:

- коммуникативная книга;

- сшитая репка с листьями, которые можно тянуть, пиктограмма «репа» (1шт.);

- полоска для каждого ребёнка, рассчитанная на 7-8 пиктограмм;

- набор мягких игрушек к сказке «Репка»

- знакомые пиктограммы (картинки) (6 шт.) с изображениями всех героев сказки – бабушки, дедушки, девочки, собаки, кошки, мышки.

Ход

1. Этап приветствия

Цель: Формирование умения приветствовать, здороваться, использовать жесты приветствия, формирование умения реагировать, откликаться на своё имя.

  -Здравствуй, …  (Взрослый здоровается с каждым по имени, трогает его за руку, поглаживает по плечам). Посмотри, что я сегодня принесла (протягивает мягкую игрушку – репу). Это репа. Потрогай её (предлагает каждому).     Каждому ребёнку даётся возможность потрогать, помять, понюхать игрушку

2. Имитационный этап.

Цель: формирование умения выполнять действия по подражанию действиям педагога.

- Попробуем потянуть репу? (Предлагается каждому потянуть её за листья. При этом повторяется «тянем-тянем, вытянуть не можем». (Имитация натуги - «тянет» и мотание головой из стороны в сторону – «не может»).

     В коммуникативной книге добавляется новая пиктограмма для глагола «тянуть».

3. Формирующий этап.

    3.1. Вступление в сказку, начало выстраивания последовательности..  

    Начиная с этого этапа, работа строится с помощью индивидуальной полоски, на которой постепенно по ходу занятия будут выставляться картинки/пиктограммы слева направо.  

- Давай послушаем сказку… Посадил дед репу. Вот она – какая…( Педагог показывает картинку/пиктограмму и сам прикрепляет её на полоску слева).

-  Покажи, где нарисована репа?

-  Тянет дед репу – вытянуть не может. (Имитируем движениями всякий раз, когда педагог произносит данную фразу)

3.2. Припоминание (по возможности и с помощью взрослого) пройденных ранее пиктограмм по теме «Семья».

Педагог стимулирует к детей к действию: помогает найти нужную пиктограмму, взять её в руку и протянуть взрослому, повторению, предложенных в качестве опоры, звукоподражаний и междометий. Последовательно (слева –направо) друг за другом с помощью взрослого выставляются картинка (пиктограмма) деда, далее – баба(бабушка), Маша (девочка).

-  Покажи, где -  дед? Дай мне картинку. Сначала – репа, потом – дед…

-  Покажи, где -  баба  «Ох-ох»? Дай мне картинку. Сначала – дед, а потом – баба..

- Покажи, где -  Маша (девочка) «ля-ля»? Дай мне картинку. Сначала – баба, а потом – Маша..

3.3. Припоминание (по возможности и с помощью взрослого) пройденных ранее пиктограмм по теме «Домашние животные».

Работа строится аналогично предыдущему этапу. Последовательно (слева-направо) выставляются картинки( пиктограммы) собаки, далее – кошки, мышки.

-  Покажи, где  собака «ав-ав» ? Дай мне картинку. Сначала – Маша, потом – собака…

-  Покажи, где  кошка «мяу» ? Дай мне картинку. Сначала – собака, потом – кошка..

- Покажи, где  мышка «пи-пи»? Дай мне картинку. Сначала- кошка, потом – мышка…

4. Артикуляционно-двигательная минутка

Цель: стимулирование органов речи, артикуляционная зарядка

 Педагог показывает игрушку или картинку в том порядке, в котором они выставлены перед ребёнком:

-  Как говорит дед? (Ох-ох)

- А бабушка? (ох-ох)

- Девочка? (ля-ля)

- Собака? (ав-ав)

- Кот? (мяу-мяу)

- Мышка? (пи-пи)

5. Этап «Мы общаемся».

Цель: формирование умения выражать свои желания с помощью предметов, предметных картинок, жестов; укрепление мышц руки.

Игра «Перетягивание шнурочка»  (Педагог играет с каждым в отдельности, если есть возможность – можно организовать игру в паре между детьми)

- Давайте, потянем шнурочек. Ух.. тянем-тянем.. Тянем-тянем… (ещё раз показать картинку/пиктограмму «тянет»)  Ух, какой ты сильный (сильная)…(Имитируем усталость – вытираем пот со лба рукой)

6. Этап «чтения» и «письма».

Цель: формирование умения понимать, что хочет сказать взрослый.

     Педагог просит дать ему картинку (уже без опоры на игрушки).

- Давайте  соберём картинки. Дай мне деда. Спасибо. А потом – кто? Правильно, - баба. А потом? (И т.д. до мышки..)

7. Этап прощания.

Цель: Формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты, слова.

- Давайте попрощаемся с игрушками, помашем им рукой и скажем «Пока-пока».

        

Домашнее задание: 

  1. Взрослым (родителям, воспитателям)  предложить поиграть в игру «тянет-тянет…» с различными предметами (шнурками, носками и т.д.) и обращением к соответствующей пиктограмме.
  2. Вводить чаще в речь фразы типа «сначала - …, потом - …» (Например, «Сначала – покушаем, потом – гулять», «Сначала наденем носки, потом – тапочки» и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ

Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...

Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....

Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста

Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....

Дипломная работа Формирование математических представлений у детей с лёгкой умсвтенной отсталостью

Проблема овладения учащимися  математическим языком и речевой деятель­ностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно  в младшем школьном воз...

технологическая карта по уроку математические представления для младших школьников с умственной отсталостью. тема "Высокий-низкий"

технологическая карта урока на тему "высокий-низкий" разработана  для обующихся 1 класса с умственной отсталостью. В разработке урока учитывались особенности обучающихся....