Фрагмент урока по формированию математической грамотности
план-конспект урока по математике (6 класс)

Розалина Хачигиреевна Шамшитдинова

На данном фрагменте содержатся название раздела, тема урока, цели и задачи урока, планируемые предметные и метапредметные результаты, контекстная задача с тремя вопросами и двумя видами познавательных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум 3. Самостоятельная работа № 6.

МАОУ «Лайтамакская СОШ», Тобольского района,

Учитель математики Шамшитдинова Розалина Хачигиреевна

Разработка фрагмента урока

по формированию математической грамотности

Учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд

Класс: 6

Раздел: Отношения и пропорции

Тема урока: Пропорции

Цели урока.

Предметные: формировать навык решения задач на нахождение процентов.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд;

Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Задачи урока: применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять пропорции, решая математическую задачу на нахождение числа по процентам в контексте проблемной жизненной ситуации.

Метапредметные результаты: формулировать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, составлять план и последовательность действий, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Методы, средства и формы образовательного процесса:

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах

Технологии: ИКТ, проблемно-поисковая.

Контекстная задача «Ученическое самоуправление»

    В школе действует ученическое самоуправление. Учащимся это даёт возможность предлагать свои решения и нести за них ответственность, придумывать и проводить собственные мероприятия, учиться взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, адекватно оценивать свои силы. Высшим представительным органом ученического самоуправления школы является Большой Ученический Совет. БУС – так между собой называют ученики.

     Выборы председателя БУСа – это одно из главных школьных событий года. От исхода выборов зависит весь следующий учебный год. Выборы – это сложная система. Нельзя напрямую отдать свой голос за понравившегося тебе кандидата. Н каждой ступени выбираются свои представители, которые на Большом школьном собрании слушают выступления и отдают голос за понравившегося кандидата.

Вопрос 1. Для проведения Большого Ученического Совета принято решение направить представителей:

           - от начальной школы – 20% учащихся;

           - от основной школы – 30% учащихся;

           - от старшей школы – 50% учащихся.

Сколько классов в основной школе, если в классе не более 30 учащихся, а на собрании должно было присутствовать 126 человек?

Вопрос 2. Используя данные предыдущей задачи, вычислите вероятность того, что главой Большого Ученического Совета будет выбран:

    А) представитель основной школы;

    Б) представитель старшей школы.

Вопрос 3. Представительство учащихся на заседании Большого Ученического совета представлено в таблице.

Таблица

Уровень образования

Количество присутствующих

Количество

отсутствующих

Начальная школа

33

5

Основная школа

123

6

Старшая школа

55

2

 Определите количество учащихся в школе.

Процесс работы над контексной задачей:

Деятельность педагога

Действия обучающихся

Вводная беседа. Поясняет, что сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность.

Сообщает форму работы: в парах.

Раздаёт текст задачи каждой паре.

Слушают учителя

Получают карточки с задачей

Организует анализ текста задачи

Ведёт фронтальную беседу

  • Ребята, внимательно прочитайте текст задачи

Участвуют в беседе

Выполняют задания учителя

  • Читают текст задачи

Организует пересказ задачи своими словами.

Ведёт фронтальную беседу на понимание смысла задачи.

  • О чем задача?
  • Что в ней дано?
  • Сколько вопросов в задаче?
  • Какие это вопросы?

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Организует учащихся на составление краткой записи задачи.

Раздаёт для работы в парах листы для краткой записи задачи.

Работают в парах. Составляют краткую запись задачи.

Организует общеклассную работу по обсуждению краткой записи задачи.

Представляют свои варианты краткой записи на листе у доски.

Решение контексной задачи:

1. Составляют пропорцию

  1. – 30%

Х  - 100%

    Находят сколько всего учащихся в основной школе

Х = 126*100:30=420

    Находят сколько классов в основной школе

420:30=14

Ответ: 14 классов в основной школе.

2.Находят количество представителей всего

38 + 126 + 57 = 221 учащихся

   Находят вероятности того, что главой Большого Ученического Совета будет выбран:

А) 126 : 221 = 0,57 представитель основной школы

Б) 57 : 221 = 0, 26 представитель старшей школы

3.

  1. Находим количество учащихся в начальной школе

38 -20%

Х – 100%

Х = 38* 100 : 20 = 190 учащихся

  1. Находим количество учащихся в основной школе

126 – 30%

Х – 100%

Х = 126 * 100 : 30 = 420 учащихся

  1. Находим количество учащихся в старшей школе

57 – 50%

Х – 100%

Х = 57 * 100 : 50 = 114 учащихся

  1. Находим количество учащихся в школе

190 + 420 + 114 = 724 учащихся

Ответ: всего в школе 724 учащихся

Задача

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Общественный  

Вопрос 2

Изменение и зависимость

Применить

Общественный  

Вопрос 3

Количество

Применить

Общественный

Система оценивания заданий контекстной задачи:

Задание 1.

Балл

Содержание критерия

2

Дан верный ответ и проведено подробное решение

1

Дан верный ответ, но приведено не полное решение или допущена в полном решении одна вычислительная ошибка

0

Нет ответа или ответ не верный

Задание 2.

Балл

Содержание критерия

2

Дан верный ответ и проведено подробное решение

1

Дан верный ответ

0

Задание 3.

Балл

Содержание критерия

2

Дан верный ответ и проведено подробное решение

1

Дан верный ответ, но приведено не полное решение или допущена в полном решении одна вычислительная ошибка

0

Нет ответа или ответ не верный

Используемая литература:

  1. Учебник Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, 6 класс, 2021г.
  2. Тренажер по функциональной грамотности для учащихся 6-8 классов. Т.Ф.Сергеева «Математика на каждый день»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)....

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)

Фрагмент урока по формированию математической грамотности  (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)...

Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)

Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)...

Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов" (Усольцева М.Н.)

Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов"...

Фрагмент урока по математике в 5 классе "Формирование математической грамотности"

Формирование функциональной грамотности на уроке математики...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...