Фрагмент урока по формированию математической грамотности
план-конспект урока по математике (6 класс)
На данном фрагменте содержатся название раздела, тема урока, цели и задачи урока, планируемые предметные и метапредметные результаты, контекстная задача с тремя вопросами и двумя видами познавательных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум 3. Самостоятельная работа № 6.
МАОУ «Лайтамакская СОШ», Тобольского района,
Учитель математики Шамшитдинова Розалина Хачигиреевна
Разработка фрагмента урока
по формированию математической грамотности
Учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд
Класс: 6
Раздел: Отношения и пропорции
Тема урока: Пропорции
Цели урока.
Предметные: формировать навык решения задач на нахождение процентов.
Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд;
Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.
Задачи урока: применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять пропорции, решая математическую задачу на нахождение числа по процентам в контексте проблемной жизненной ситуации.
Метапредметные результаты: формулировать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, составлять план и последовательность действий, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Методы, средства и формы образовательного процесса:
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах
Технологии: ИКТ, проблемно-поисковая.
Контекстная задача «Ученическое самоуправление»
В школе действует ученическое самоуправление. Учащимся это даёт возможность предлагать свои решения и нести за них ответственность, придумывать и проводить собственные мероприятия, учиться взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, адекватно оценивать свои силы. Высшим представительным органом ученического самоуправления школы является Большой Ученический Совет. БУС – так между собой называют ученики.
Выборы председателя БУСа – это одно из главных школьных событий года. От исхода выборов зависит весь следующий учебный год. Выборы – это сложная система. Нельзя напрямую отдать свой голос за понравившегося тебе кандидата. Н каждой ступени выбираются свои представители, которые на Большом школьном собрании слушают выступления и отдают голос за понравившегося кандидата.
Вопрос 1. Для проведения Большого Ученического Совета принято решение направить представителей:
- от начальной школы – 20% учащихся;
- от основной школы – 30% учащихся;
- от старшей школы – 50% учащихся.
Сколько классов в основной школе, если в классе не более 30 учащихся, а на собрании должно было присутствовать 126 человек?
Вопрос 2. Используя данные предыдущей задачи, вычислите вероятность того, что главой Большого Ученического Совета будет выбран:
А) представитель основной школы;
Б) представитель старшей школы.
Вопрос 3. Представительство учащихся на заседании Большого Ученического совета представлено в таблице.
Таблица
Уровень образования | Количество присутствующих | Количество отсутствующих |
Начальная школа | 33 | 5 |
Основная школа | 123 | 6 |
Старшая школа | 55 | 2 |
Определите количество учащихся в школе.
Процесс работы над контексной задачей:
Деятельность педагога | Действия обучающихся |
Вводная беседа. Поясняет, что сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Сообщает форму работы: в парах. Раздаёт текст задачи каждой паре. | Слушают учителя Получают карточки с задачей |
Организует анализ текста задачи Ведёт фронтальную беседу
| Участвуют в беседе Выполняют задания учителя
|
Организует пересказ задачи своими словами. Ведёт фронтальную беседу на понимание смысла задачи.
| Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. |
Организует учащихся на составление краткой записи задачи. Раздаёт для работы в парах листы для краткой записи задачи. | Работают в парах. Составляют краткую запись задачи. |
Организует общеклассную работу по обсуждению краткой записи задачи. | Представляют свои варианты краткой записи на листе у доски. |
Решение контексной задачи:
1. Составляют пропорцию
- – 30%
Х - 100%
Находят сколько всего учащихся в основной школе
Х = 126*100:30=420
Находят сколько классов в основной школе
420:30=14
Ответ: 14 классов в основной школе.
2.Находят количество представителей всего
38 + 126 + 57 = 221 учащихся
Находят вероятности того, что главой Большого Ученического Совета будет выбран:
А) 126 : 221 = 0,57 представитель основной школы
Б) 57 : 221 = 0, 26 представитель старшей школы
3.
- Находим количество учащихся в начальной школе
38 -20%
Х – 100%
Х = 38* 100 : 20 = 190 учащихся
- Находим количество учащихся в основной школе
126 – 30%
Х – 100%
Х = 126 * 100 : 30 = 420 учащихся
- Находим количество учащихся в старшей школе
57 – 50%
Х – 100%
Х = 57 * 100 : 50 = 114 учащихся
- Находим количество учащихся в школе
190 + 420 + 114 = 724 учащихся
Ответ: всего в школе 724 учащихся
Задача | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Общественный |
Вопрос 2 | Изменение и зависимость | Применить | Общественный |
Вопрос 3 | Количество | Применить | Общественный |
Система оценивания заданий контекстной задачи:
Задание 1.
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан верный ответ и проведено подробное решение |
1 | Дан верный ответ, но приведено не полное решение или допущена в полном решении одна вычислительная ошибка |
0 | Нет ответа или ответ не верный |
Задание 2.
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан верный ответ и проведено подробное решение |
1 | Дан верный ответ |
0 |
Задание 3.
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан верный ответ и проведено подробное решение |
1 | Дан верный ответ, но приведено не полное решение или допущена в полном решении одна вычислительная ошибка |
0 | Нет ответа или ответ не верный |
Используемая литература:
- Учебник Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, 6 класс, 2021г.
- Тренажер по функциональной грамотности для учащихся 6-8 классов. Т.Ф.Сергеева «Математика на каждый день»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-212273-1490706815.jpg)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-753275-1484130478.jpg)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-753275-1484130478.jpg)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-753275-1484130478.jpg)
Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов" (Усольцева М.Н.)
Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/22/picture-1348513-1632309506.jpg)
Фрагмент урока по математике в 5 классе "Формирование математической грамотности"
Формирование функциональной грамотности на уроке математики...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/14/picture-328816-1652517668.jpg)
Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.
Тема: Масштаб.Название задачиМир великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-312130-1381344378.jpg)
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...