Фрагмент урока по математике в 5 классе "Формирование математической грамотности"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Усольцева Мария Николаевна

Формирование функциональной грамотности на уроке математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №6 «Разработка фрагмента урока

по формированию математической грамотности»

Усольцева Мария Николаевна, Абатский район

Раздел: Десятичные дроби.

Тема урока: Нахождение процентов от числа. Решение задач на проценты.

Учебник: Математика: 5 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-09-079555-5

Цели урока:

Предметные: формировать навык решения задач на нахождение

процентов от числа.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд; Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Задачи урока:  применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её  понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации; научатся составлять план действий и работать по алгоритму.

1. Контекстная задача.

 

Задача «Покупка продуктов»

Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.

Название магазинов

«Монетка»

5% скидка

«Магнит»

 10 %

1

Буханка хлеба

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей?

В каком магазине мама сделает выгодную покупку?

Рассчитайте среднюю стоимость хлеба, яблок и пряников?

2. Работа над задачей.

Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Работа в парах, каждая пара получает карточку с задачей.

  • Ребята, внимательно прочитайте текст задачи;
  • Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации;
  • Выписывает эти слова на доску.
  • О чем задача?
  • Что в ней дано?
  • Сколько вопросов в задаче?
  • Какие это вопросы?

   Делают краткую запись задачи в таблице.

Карточка для составления краткой записи задачи

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

цена

Стоимость

«Магнит»

цена

Стоимость

1

Буханка хлеба

2

Пачка пельменей

3

Упаковка сосисок

4

Пряники

5

Сок «Добрый»

6

Яблоки

7

Апельсины

8

Торт

Стоимость без скидки

…% скидка

….%скидка

Стоимость со скидкой

(….% стоимости)

(….% стоимости)

Хватит……….?

Где стоимость………?

Учитель ведёт фронтальную беседу.

  • Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?
  • Что можно вычислить первым действием?
  • Что будем делать вторым действием? Что найдём?
  • ……..
  • После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?
  • Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предлагает нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом.

При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Монетку», второй- «Магнит»). Решают задачу в тетрадях.

  • Какой способ рациональнее?
  • Вспомните, что спрашивалось в задаче?
  • Мы можем ответить на эти вопросы?
  • Что для этого нужно сделать?
  • Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
  • Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.
  • Какой ответ на третий вопрос задачи? Поясните свой ответ.

3. Решение задачи.

1 способ:

1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Монетке».

2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Монетке».

3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Монетке».

4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Монетке».

5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» без скидки.

6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» со скидкой.

7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».

8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».

9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».

10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».

11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.

12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.

 2 способ:

  1. 2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Монетке».
  2. 2238-111,9=2126,1(р))

  1. 2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»
  2. 2449-244,9=2204,1.

Заполненная таблица должна выглядеть так

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

Стоимость

«Магнит»

Стоимость

1

Буханка хлеба

2

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

2

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

2

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

3

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Стоимость без скидки

5% скидка

10 %скидка

Стоимость со скидкой

(95% стоимости)

(90% стоимости)

Хватит ли 3000р?

Где стоимость меньше?

Средняя стоимость хлеба: (27+28) : 2 = 27,5 руб.

Средняя стоимость яблок: (235 +278) :  2 = 256,5 руб.

Средняя стоимость пряников: (56 + 59) : 2 = 57,5 руб.

4. Критерии оценивания задачи.

Ответили на 3 вопроса задачи – «5»

Ответили на 2 вопроса задачи – «4»

Ответили на 1 вопрос задачи – «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по математике в 6 классе по теме Масштаб

Урок в форме групповой работы с использованием методов интерактивного обучения "Поздравительная открытка", "Автобусная остановка"...

Фрагмент урока по математике "Рисуем по координатам"

При изучениитемы "Координатная плоскость" в 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости использую рисунки. Предлагаю Вам один из фрагментов урока....

Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»

Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»...

Математика 5 класс(Математическая грамотность)

Тема урока: Решение задач по теме «Площадь прямоугольника».Место темы в программе: Площади и объёмы. Урок закрепления и отработка полученных знаний.Повторят тему: «Площадь прямоуголь...

Применение Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС общего образования, направлен на формирование функциональной грамотности  учащихся. Одним из методов формирования функциональной грамотно...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...

Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. П...