Конкурсы педагогического мастерства

Районное методическое объединение учителей-филологов

Материалы участников и победителей конкурсов педагогического мастерства "Учитель года", "Педагогический дебют", "Самый классный классный"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наумова Н.В.

Всегда ли дружба важнее всего? (для 5-6 кл.)

Есть у горских народов обычай. Вы, я думаю, поймете его, когда прослушаете легенду.

Легенда

Жили 2 неразлучных друга. С детства они дружили, всегда были вместе: и в горе, и в радости, и соседям помогали, и незнакомым людям. И вдруг поссорились друзья. Так крепко поссорились, что схватились за кинжалы. Вот, вот ударят друг друга, ничего не замечают вокруг. Тут подошла пожилая женщина и бросила между ними белый платок. Очнулись друзья, опустили руки, бросили кинжалы, а в глазах слезы. Обнялись друзья.

(мать, которая хочет мира, белый-символ чистоты)

- О каком обычае говорит легенда?

- Почему в легенде говорится о пожилой женщине и белом платке.

Терпимость

Бескорыстие

Уважительность

Надежность

Верность

Честность

Справедливость

- Как будут жить друзья после этого? (мирно, дружить, помогать )

- Чему нас учит эта легенда? (Для настоящих друзей дружба важнее всего)

- Какими чертами должен обладать друг?

-Какого друга вы бы хотели видеть рядом с собой?

- Что должны делать вы сами, чтобы сохранить дружбу?

- Легко ли воспитать в себе эти качества? (нелегко, чтобы стремиться быть настоящим другом нужно верить ему, несомневаться)

-А у вас есть друзья? Какое место занимает в вашей жизни дружба?(ссоритесь?)

Ситуация

Произошла  у меня в классе.

Вывод. Для настоящего друга дружба важнее всего. Успехи друга – это твои успехи.

Кирилл и Егор были друзьями. Вместе они посещали кружки. Однажды, когда проходила городская олимпиада по биологии, участниками которой были оба мальчика, Кирилл  занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Егор  молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло.
А дня через два Егор  пересел от Кирилла на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Кирилл  не понял, что произошло с другом.

- А вы поняли, что произошло с другом? (ответ: зависть)        

- Важна ли дружба для Егора? Настоящий он друг?

Вывод Если дружба не прекратилась, то она выдержала испытания.

Сашу мама попросила помочь ей по дому, а в этот момент ему позвонил друг Егор и попросил помочь с домашним заданием. Как вы считаете, как должен поступить Саша? Какое решение поможет сохранить дружбу, а какое наоборот разрушит?

- Вспомните легенду, какой цвет у дружбы?

- С каким цветом у вас ассоциируется дружба?

вывод

Ситуации бывают разные, но в любой ситуации вы должны найти такой выход, чтобы сохранить цвет дружбы.

Репортер

Представьте, что к нам в класс пришел репортер попросил дать интервью для газеты

Какими чертами должен обладать друг?

 Что должны делать вы сами, что бы сохранить дружбу!

Если Вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким настоящим другом! Всегда нужно начинать с себя, а не требовать от других того, чего Вы сами не делаете.



Предварительный просмотр:

Наумова Н.В.

Эссе «Моя педагогическая философия»

Я  учитель русского языка и литературы.  Вся моя деятельность - это работа со словом. Слово - это как связующее звено между прошлым и будущим, учеником  и учителем.  Ребята старательно выводят буквы, пишут слова. Ловлю себя на мысли: это настоящие педагогические, жизненные  истины.

Каждый урок для меня – это новый поиск, открытие, с которым хочется поделиться с ребятами, это творчество,  как в алфавите  буква АЗЪ. Коренным смыслом  этой буквы в русском алфавите – «начинать или начало». Поэтому основное для меня - постижение души ребенка, его интересов, его открытий в мире знаний. Конечно, педагогика, психология дает понимание внутреннего мира ребенка, но смогу ли я увидеть его душу, одаренность?  Поэтому главная задача - «раскрыть» и «увидеть» внутренний мир ребенка.

И вновь размышляю над смыслом букв - знаков: Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме.

Что бы я хотела бы видеть в своих учениках? Творческое мышление, умение решать проблемы, способность самовыражаться  и еще много других очень важных качеств.   Главное, чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Поэтому для каждого урока стараюсь находить интересные идеи.

А вот и следующая  буква - «Веди».  У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть.  Что должен знать и чем владеть педагог? Я считаю, что педагог  – это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь. Это тот, кто всегда учится творчеству, сотворчеству  и творит  себя как личность. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью. Ребенку нужен учитель не информатор, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту.

Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова  Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь.

Главное оружие учителя – это слово. Вадим Шефнер писал в стихотворении «Слова»:


Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

 В современном мире уже не обойтись без компьютерных технологий, но учитель должен уметь владеть словом и увлечь детей за собой в мир знаний, в мир прекрасного.  Путь учителя – это поиск. Я пытаюсь найти те слова воздействия на ученика, которые затрагивают тайные струны души ребенка. Не только поэт, но и учитель должен «глаголом жечь сердца» детей. На  своих уроках я ищу  применение знаний в жизни, и как радостно становится на душе, когда ребята, удивляясь,  находят ответы на свои вопросы.

А вот и следующие  буквы – Добро, Есть,  Живете. Для меня смысл таков: добро есть жизнь. Только добрым словом, терпением, сотворчеством  я могу помочь овладеть Словом, узнать его великое значение. Зачастую в добром слове нуждаются и родители. Как начинают светиться их глаза, когда вместо ожидаемой критики в адрес Алеши или Вовы, они вдруг слышат историю о том, как выразительно  он прочитал стихотворение Пушкина. Я уверена, что Добро, Истина, Родитель, Ребенок, Учитель – это явления одного порядка. И результата в педагогическом поиске можно достичь, когда они соединятся.

Каждый раз я убеждаюсь, что мудрость, заложенная в алфавите предками, актуальна и сейчас. Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна».

Школа - это «маленькая страна», живущая  по   определенным  правилам. Интересно ли будет  жить  в этом государстве, много ли у ребенка  будет друзей, зависит от меня, от того, что  я вложу в мысли и  уста ребенка. Можно много говорить об исторической святыне – алфавите, но важно, чтобы сегодня дети поняли, что им есть чем гордиться: предки передали в наследство бесценное сокровище – Слово. Я стремлюсь сделать так, чтобы школа стала  центром притяжения учеников, родителей, благодаря мудрому слову, профессионализму  ее ключевой фигуры  - УЧИТЕЛЯ.



Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №3

Сочинение-эссе.

Тема: «Моя педагогическая философия».

Автор: учитель русского языка и литературы  

Ковтун Римма Ивановна.

 

Карталинский муниципальный район

Конкурс «Учитель года» – 2014 год.

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

 Великий учитель вдохновляет.

 (У. Уорд)

 

Размышления «у парадного подъезда».

В классе тишина! Лишь кое-где раздаётся сопение или горестные вздохи. Это  напряжённо трудятся мои шестиклашки: пишут сочинение о природе, творят! Я же тихо, как мышка, сижу за своим столом, делаю вид, что проверяю тетради, а сама исподволь наблюдаю за ними. На их шкодных мордашках, ставших для меня уже такими родными и любимыми, отражается напряжённый мыслительный процесс. Однако, не всем свойственны муки творчества. На некоторых личиках  ну просто написана такая откровенная скука, что самой зевать хочется. Почему-то вдруг вспоминаются известные строки:

…Где народ, там и стон. Эх, сердечный,

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснёшься ль, исполненный сил?..

Да простит меня, многоуважаемый Николай Алексеевич Некрасов, глубоко обеспокоенный в своё время судьбой  многострадального русского народа, но сегодня это точно про моих Лёшу, Богдана и им подобных. Глядя на их откровенно скучающие лица, задумываюсь о том, что я опять сделала не так, чего не учла, не предусмотрела. Ведь сколько готовилась к уроку, массу интересного материала нашла, полночи с презентацией сидела! А сколько времени потратила на то, чтобы задания для них подготовить, разные, увлекательные, чтобы заинтересовать даже самых «одарённых». И что же, всё зря, получается? А ведь как всё хорошо начиналось! Когда сказала про  то, что сегодня на уроке будет мастерская, весь класс дружно закричал: «Ура!». Пока шёл подготовительный этап, работали так, что прямо душа пела. Те же Леша, Богдан и иже с ними руки тянули и отвечали, в общем, неплохо: что надо и как надо. Смотрела на них и радовалась: «Кажется, получилось! Смогла-таки заинтересовать, вдохновить своих ребятушек на творческие подвиги!» Ан, нет, рано радовалась! Как только дело дошло до сочинения, тут-то мои деточки и сникли; смотрят с опаской  на тетрадь и ручку, будто обжечься боятся. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»! – как говорили когда-то на Руси. Ну, что ж, сама виновата: значит, чего-то всё же не учла, где-то опять не доработала. Зато есть пища для размышлений.

Совсем недавно, вот так же готовясь к очередному уроку, совершенно случайно наткнулась на американское изречение: «Дети должны получить от нас, во-первых, корни, а во-вторых, крылья». Зацепило! Думаю: «Здорово сказано! По поводу  корней, то это, наверно больше к родителям. А вот что касается крыльев, то здесь и от нас, учителей, многое зависит!» Теперь постоянно думаю о том, как сделать так, чтобы  и у моих «птенцов» крылья выросли, особенно у таких, как Лёша с Богданом. Да, «нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота», но кто-то же должен это делать! Так, почему, собственно, не я?

Прерываю свои размышления, тихонечко встаю и прохожу по классу. Осторожно заглядываю в тетради, выхватываю взглядом отдельные фрагменты сочинений и внутренне ликую: «Просто умнички! Ведь пишут, и как пишут! Нет, всё же мои усилия не пропали даром! Растут потихоньку крылышки-то, растут!»

А вот и Лизавета-егоза! Как всегда в своём репертуаре: покрутилась-повертелась (как же без этого?) да и принялась за работу. Причём строчит так, что, кажется, рука за мыслью не поспевает. А на лице такое вдохновение, что хоть картину с неё пиши. Улыбаюсь собственным мыслям: «Получилось! Зажгла-таки! Пусть не всех, но большую часть-то сумела зажечь, вдохновить. Только ради таких вот моментов  можно и нужно жить и работать!»

Давным-давно один очень мудрый человек по фамилии Плутарх сказал замечательные слова: «Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь». И как же здорово, когда это получается!

Потихоньку дохожу до своих «одарённых», и, о чудо! Даже они что-то пытаются  начертать в тетрадях. Видимо, поскучали, погоревали, украдкой на часы посмотрели, поняли, что времени до звонка совсем немного и решили всё же за дело взяться. Ну, что ж, ещё одна моя победа, пусть маленькая, но всё-таки победа: ведь совсем недавно могли  в конце урока и девственно чистые тетради сдать.

Возвращаюсь к своему столу, смотрю на своих драгоценных деток и мысленно к ним обращаюсь: «Пишите, мои дорогие, пишите, а я сделаю всё, что от меня зависит, чтобы эти лёгкие, невесомые «крылышки вдохновения» появились у всех у вас и не на одном уроке».

Получится ли? Не знаю, но буду очень стараться.

 И ещё! Не скажу ничего насчёт великого и даже выдающегося учителя (манией величия никогда не страдала), но стремлюсь быть не просто учителем, а хорошим, и даже очень хорошим учителем. А получается ли  это у меня – судить, прежде всего, им, моим ученикам.



Предварительный просмотр:

    Моя педагогическая философия

                              В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

                                       Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                                                           В.А. Сухомлинский

 Осень. За окном холодный ветер и дождь.

 В доме тепло и уютно,  весело потрескивают в печи дрова.  Какой контраст! Вспомнились пушкинские строки: «Стихи и проза, лёд и пламень», урок литературы и  слова  учеников: « Мы не поняли, о чем «Он» писал. И вообще, это произведение неинтересное». Как можно  было не понять! Глупость какая! Не хотели читать, вот и придумали отговорку! Возмущению нет предела!

Огонь в  печи разгорался всё ярче и ярче. А если представить, что  «печь» - это  мой урок,  «дрова» - мои знания,  желание ребят читать - «огонь». А он-то и  не разгорается,  погорит немного  и  гаснет.  Вроде бы и «дрова» не сырые, а тяги нет…

В такой ситуации каждый поступает по-своему. Одни  выбирают другую профессию, навсегда уходят из педагогики, обидевшись на «этих несносных детей». Остаются те, кто умеет «живого слова вековую мудрость души огнем зажечь и подарить. Учить творить, мечтать и думать.  И больше слушать, меньше говорить».

Я учитель русского языка и литературы, поэтому, как никто другой, знаю, насколько важно привить в детях любовь к «живому слову» и научить понимать его «вековую мудрость».  

Ребята старательно выводят буквы, размышляют о добре и дружбе, соглашаются, отвергают, доказывают своё мнение, подбирают ассоциативные слова.  А если такие слова-ассоциации подобрать для определения урока. Я думаю, на первом месте будут слова с морфемой СО-: сотворчество, сотрудничество, содружество, современный, сострадание.

Я не приемлю определения «Мой урок. На моем уроке». Урок – это результат совместного творчества учителя и учеников.  Наш урок! Урок, где интересно всем. Учитель не тот, кто стоит над учениками, а тот, кто вместе с ними. Когда-то мой учитель географии Тамара Григорьевна Алентьева сказала: «Ученики не прощают одного - фальши».  Урок - это содружество учителя и учеников. Я дорожу доверием детей, ведь любая фальшь может глубоко ранить, разочаровать, она никогда не пройдет незамеченной.

Новое время требует новых знаний.  Учитель должен совершенствоваться, изучать инновационные технологии, чтобы идти в ногу со временем.  Современный урок не обходится без компьютерных технологий. Но как сказал Феликс Кривин в одной из лингвистических сказок, «чтобы ПРИдать чему-то новый смысл, необязательно ПРЕдать старый». Личность учителя всегда будет на первом месте, его умение владеть словом,  умение увлечь за собой в мир прекрасного, умение быть профессионалом. Умение  не только дать определённую сумму знаний, но, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

 На уроках  ребята соприкасаются с неповторимой красотой  языка произведений  русской литературы. И моя задача с помощью этого языка воспитывать в  детях  любовь, доброту, отзывчивость, понимание, сострадание, справедливость.

Размышляю дальше. Слова, начинающиеся с ПО-: понимание, похвала, победа.  Дети острее чувствуют дефицит внимания, доверия. И важно выслушать, дать возможность высказать свое мнение, пусть отличное от других. А как начинают светиться глаза детей, когда вместо критики они слышат похвалу за ответ на уроке, за выразительно рассказанное стихотворение,  потому что для кого-то это настоящая победа. Победа, заставляющая поверить в себя, в свои силы. Это ощущение триумфа от победы на олимпиаде или в конкурсе, от написанного приятно меня удивившего сочинения, восторг от  самостоятельно сделанного правильного вывода, от найденного ответа на вопрос.

Один из моих учеников сказал после изучения произведения «Маленький принц »: «Теперь я понимаю, что значит  быть с одной планеты. И почему говорят, что они с разных планет ».

 Школа-это тоже своеобразная планета.   Насколько комфортно будет её жителям, какой будет климат, зависит от всех: и учителей, и учеников, и их родителей.

И пусть за окном снова холодная осень, ветер и снег, но пока «огонь души», заставляющий  творить, мечтать и думать, не гаснет, на этой маленькой планете, под названием школа, будет тепло и уютно.

                                   

                                                        Бердникова Алевтина Васильевна

                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                        МОУ Новокаолиновая СОШ