Из опыта работы

Районное методическое объединение учителей-филологов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 17 Верткая С.А. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Слайд 2

Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Проектно-ориентированное обучение – это обучение, в центре которого находится ученик. Именно он является субъектом деятельности. Проектный метод можно использовать при работе над любой темой. Главное – сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться, и нацелить их на достижение реального практического результата. Основные задачи метода проектов: 1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом. 2. Формировать активную самостоятельность учащихся. 3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия. 4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания

Слайд 3

Типы проектов 1.Научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры; 2.Социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми; 3.Образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека Учебный проект – работа, запланированная в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного процесса и подразумевает выставление отметок за его выполнение. Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.

Слайд 4

Проект – это пять «П»: проблема планирование поиск информации продукт презентация

Слайд 5

Основные принципы проектной работы: 1. Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы). 2. Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить; рассуждая , акцентировать внимание на содержании высказывания). 3. Когнитивный (сознательный) подход к грамматике. 4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных условий эффективности обучения. 5. Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях). 6. Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать уровню обученности ребёнка).

Слайд 6

Этапы проектной работы: I этап – планирование работы в классе. II этап – выполнение проекта за пределами класса. III этап – возвращение в класс. IV этап – презентация проекта. V этап – оценка и контроль.

Слайд 7

Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы: Проблема проекта "Почему?" Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта "Зачем?" ( мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта "Что ?" (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы "Как?" (мы это можем делать) Выбор способ и методов, планирование Результат "Что получится?" (как решение проблемы) Ожидаемый результат Учебный проект

Слайд 8

Н евозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка и литературы - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.



Предварительный просмотр:

                                                                               Бердникова Алевтина Васильевна , Карталинский Муниципальный район, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа»  

Конспект урока русского языка

__6__ класс

Тема: Имя существительное как самостоятельная часть речи. Повторение изученного в 5 классе

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели урока:

  •  систематизировать знания об имени существительном
  • умение систематизировать и обобщать материал
  • воспитание бережного и сознательного отношения к русскому языку

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • экран
  • компьютер
  • рабочий лист
  • распечатка с изображением импровизированного клубочка

Ход урока.

Конспект

Используемые приёмы

педагогической техники

1этап урока (эмоциональный настрой на урок)

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткем из ниточек …..,

Он знакомства нашего исток.

               А исток - начало всех начал.

              Чтоб никто из вас здесь не скучал,

             Будем думать, спорить, рассуждать.

            Трудно другу - будем помогать.

И мою ты ниточку души

В руки взять скорее поспеши,

Чтоб знакомство наше в этот час

Стало доброй дружбою для нас.

(Слово УРОК)

 

Поэзия на службе у учителя.

Чтение учителем стихотворения собственного сочинения.

2 этап  урока. Мотивация учащихся на учебную деятельность

Ребята, что у нас собирается из ниточек?

Правильно, КЛУБОК. Сегодня на уроке мы с вами будем собирать клубок знаний об одной очень важной части речи. Наши ниточки – это морфологические и синтаксические признаки.

Ассоциации

3 этап урока. Введение в тему

Перед нами стихотворение, в котором пропущено слово. Нам нужно его восстановить. Ваши предложения. Только условие: они должны быть обоснованными.

Какой частью речи является  восстановленное слово?

4 этап урока. Тема урока и цели

Тема нашего урока: имя существительное как самостоятельная часть речи.

  1. Над чем будем работать?
  2. Чему нужно научиться?

5 этап урока. Отработка умений и навыков по теме урока

Первую нитку мы находим в названии темы урока и вписываем в схему.

Ответьте на вопрос.

Почему имя существительное самостоятельная часть речи?

6 этап урока. Систематизация знаний

Выполнение заданий  рабочего листа

Рабочий лист

Задание 1.  

Допиши правильный ответ

  1. Имена существительные    ……                                          являются названиями  единичных предметов, а имена существительные нарицательные     являются названиями  однородных предметов.
  2. Укажите словосочетание, в состав которого входит имя существительное собственное.
  1. рыхлая ЗЕМЛЯ                                 2)на родной ЗЕМЛЕ

3)планета ЗЕМЛЯ                               4)обработать ЗЕМЛЮ

  1. Укажите словосочетание, в состав которого входит имя существительное нарицательное.
  1. в городе ОРЁЛ                                3) на броненосце «ОРЁЛ»
  2. вороны и ОРЛЫ                              4) созвездие ОРЛА    

Задание 2.  

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ________?, а неодушевлённые на вопрос___________?

Распределите слова

Одушевлённые

Неодушевлённые

Мастерская, слесарь, туз, войско, матрёшка, матрос, кукла, снеговик, игрушка.

Задание 3.  Запишите 6 имен существительных,  в скобках указав их склонение. (По два существительных на каждый вид склонений)

1)                                                            5)

2)                                                            6)

3)                                                            

4)

Задание 4.  1 вариант. Дайте  объяснение, почему у имён существительных в словосочетаниях на берегу речки, на краю опушки пишется безударное окончание  -и?

2 вариант. Дайте  объяснение, почему у имён существительных в словосочетаниях участвовать в конкурсе, отдыхать на море пишется безударное окончание  -е?

Какие ниточки для нашего клубка знаний нам помогли собрать эти задания?

Взаимопроверка

Интерактивная физминутка «Панда»

Задание 5.

Образуйте форму множественного числа                                                

Цветок –                                                                  

Мороз –                                                                    

Погода –                                                                                              

Облако –                                                                

Молоко –                                                                    

 Образуйте форму единственного числа

Подарки-

Братья-

Сутки  -

Дома -

Ножницы-

Сделайте вывод, почему не от всех существительных получилось образовать форму единственного или множественного числа?

                                     Задание 6

1 вариант. Из второй строфы стихотворения выпишите слово, соответствующее следующей характеристике:

нарицательное, одушевленное, 2-го склонения, м.р., в форме Д.п., ед.ч.

Ответ:

2 вариант. Из третьей  строфы стихотворения выпишите слово, соответствующее следующей характеристике:

Нарицательное, неодушевлённое, 1-го склонения, ж.р., в форме Т.п., ед.ч.

Ответ:

Задание 7

Запишите предложение, используя слова информативной карты, подчеркните имена существительные как члены предложения.

Информативная карта:  день, в зимний, декабрьский, у нас, открытый, в школе, урок, был, русского языка.    

Все наши  ниточки – морфологические и синтаксические признаки имени существительного собраны. Подведем итоги.

Самопроверка

Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Домашнее задание: представьте, что вы гид. Вам нужно рассказать о  городе Карталы. Запишите название достопримечательностей, укажите морфологические признаки. Со словом достопримечательность(ти) составьте предложение.

Рефлексия: из корзинки, в которой лежат клубочки  зеленого и желтого цвета каждому ученику предлагается выбрать только один.

Зеленый - мне все было понятно на уроке.

Желтый – у меня остались вопросы.



Предварительный просмотр:

Добавочное действие

Глагол

Вид

Время

Возвратность

Изменяется по родам и падежам

                                     

                             

Не изменяется

Бывает 1 – ого, 2 – ого и 3 – его лица

Обстоятельство

Определение

Сказуемое

Признаки предмета по действию



Предварительный просмотр:

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Меня к..сается всё, что делает..ся на той земле, на которой я не одну тропку б..сыми пятками выбил.

2) Предметы начали мешат..ся в моих глазах; мне к..залось, что мы едем в к..рете, что мне хотят дать л..карство и я (не)хочу пр..нимать его, что вместо матери стоит подле меня нянька Агафья…

3) Время нашего пут..шествия истекло, хотя мы успели прой..и лишь половину того, что задумали.

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. Любовь была (не)настоящая, иску(сс;с)тве(н;нн)ая, но ведь мне к..залось тогда, что она настоящая!

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. Собаки о..стали и сразу смолкли, д..ловито побежали наза.., лес ра(с;сс)тупился, и (в)переди опять открылись поля.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Вечным к..зался москвичам Кремль, как вечен был Боровицкий холм под ним, как вечна русская река, омывавшая п..дножие.

2) Рано пр..буждает..ся в мальчике и (не)преодолимое, безотч..тное ж..лание передавать другим свои вп..чатления с точност..ю и ясност..ю оч..видности так, чтобы слушатели получили такое же п..нятие об описыва..мых пр..дметах, какое он сам имел о них.

3) Чтобы п..радовать Русу, он велел д..ставить быстроногих коней из горных мест, где их р..стили для царской ко(н;нн)ицы. 

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. Выле.. тонкий, ясный, только что очище(н;нн)ый серп (полу)месяца на высокое небо, и только теперь сильно заметно, как темна и черна весе(н;нн)яя ночь.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. Он один пон..мал уже тогда зн..чение бе..действия француз(с;ск)ой армии, он один прод..лжал утверждать, что Бородинское ср..жение была победа…

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Т..лант музыки в том, что она находит неи(с;сс)якаемый источник там, где реч.. умолка..т.

2) Во всех гримах, которые Шаляпин сам себе нам..чал, он умел вы..вить самые существе(н;нн)ые черты того, кого из..бражал на сцен.. . 

3) Мысли (не)могут быть ни га..кими, ни подлыми, пока они остают..ся в голове мысл..щего суб..екта, который пользу..тся ими как сырыми матер..алами. 

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. Завыли волки, но, когда Стуколов схв..тил ..громную пылающ..ю ветку, бросился с нею вперё.., волки быстро уб..жали, и через (не)сколько минут их (не)было слышно.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. Пьер вош..л на курган, где он пр..вёл более часа врем..ни, и из того семейного кру..ка, который принял его к себе, он (не)наш..л н..кого.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Обыч..но, (не)дое..жая до порогов, ло..ки вытаск..вали на берег и в..локли до места, где к..нчался у..кий пр..ход, где Днепр снова тёк спокойно, на просторе.

2) Травка, которой здесь зар..сло всё село, была бы соверше(н;нн)о зелё(н;нн)ая, если бы старые липы, р..стущие в ограде, (не)нач..нали р..нять пож..лтевшие лист..я.  

3) Он г..рдился тем, что сумел пр..влеч.. к себе людей науки, которые были прославле(нн;н)ы своей образова(н;нн)остью в других городах.

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. Я л..жал с закрытыми глазами, долго пр..слушиваясь и, наконец, понял, что я (не)оглох, а (по)просту за стенами дома наступила (не)обыкнове(н;нн)ая тишина.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. (Не)сколько дней наза.. шли сильные дожди – теперь из лесных дебрей выкатился пав..док, и вот река вздулась, зал..вая свои весёлые зелё(нн;н)ые берега.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Когда пр..шла ноч.., мужик с племя(н;нн)иком и медведем пошли ноч..вать в поле, потому(что) все боялись пустить к себе во двор медведя.

2) Большие удлинё(н;нн)ые глаза к..зались прост..душными, смеющ..мися, только в глубине их таилась всё пр..мечающая хитрость, и, когда Иван Калита был увере(нн;н), что н.кто этого (не)замеча..т, взгляд серых глаз ст..новился острым, даже ж..стоким.

3) Если даже тучи и дождь, всё равно светло, потому(что) за тучами со..нце. 

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. Г..лодный и прозя..ший, возвр..щаюсь я к сумеркам в усад..бу, и на душе становит..ся так тепло и отрадно, когда зам..лькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жил..я.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. Колясочки накалялись от зноя, тёмные их оглобли лежали на тёмно-красной разогретой земле, пахнущей нефтью так, как пахнет тёплый от размола кофе.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стр..миться каждый писатель, если он (не)хочет быть только «увес..лителем публики».

2) Когда скл..няется день, когда розовая мгла од..вает дальние части города и окрес..ные холмы, только тогда можно вид..ть нашу древн..ю столицу во всём её блеске…

3) Разве разумные сущ..ства, если они (во)истину разумные, могут тв..рить такие п..зорные и ч..рные дела, какие натв..рили мы, з..мляне?  

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. При пр..ближении главнокоманду..щего говор замолк, и все глаза устав..лись на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной ш..нели, горбом с..девшей на его сутуловатых плечах, медле(н;нн)о продв..гался по дороге.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. (В)последствии.. узнали, что и правда, сов..ршилось ч..до: в один и тот же день взбунтовались мужики чуть ли не по всему уезду.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Когда пр..шла ноч.., мужик с племя(н;нн)иком и медведем пошли ноч..вать в поле, потому(что) все боялись пустить к себе во двор медведя.

2) Большие удлинё(н;нн)ые глаза к..зались прост..душными, смеющ..мися, только в глубине их таилась всё пр..мечающая хитрость, и, когда Иван Калита был увере(нн;н), что н.кто этого (не)замеча..т, взгляд серых глаз ст..новился острым, даже ж..стоким.

3) Если даже тучи и дождь, всё равно светло, потому(что) за тучами со..нце. 

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. Г..лодный и прозя..ший, возвр..щаюсь я к сумеркам в усад..бу, и на душе становит..ся так тепло и отрадно, когда зам..лькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жил..я.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. Колясочки накалялись от зноя, тёмные их оглобли лежали на тёмно-красной разогретой земле, пахнущей нефтью так, как пахнет тёплый от размола кофе.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

1. В приведённых ниже предложениях укажите вид подчинительной связи.

1) Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стр..миться каждый писатель, если он (не)хочет быть только «увес..лителем публики».

2) Когда скл..няется день, когда розовая мгла од..вает дальние части города и окрес..ные холмы, только тогда можно вид..ть нашу древн..ю столицу во всём её блеске…

3) Разве разумные сущ..ства, если они (во)истину разумные, могут тв..рить такие п..зорные и ч..рные дела, какие натв..рили мы, з..мляне?  

2. Укажите вид связи предложений, входящих в состав сложного предложения.

1. При пр..ближении главнокоманду..щего говор замолк, и все глаза устав..лись на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной ш..нели, горбом с..девшей на его сутуловатых плечах, медле(н;нн)о продв..гался по дороге.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная

2. (В)последствии.. узнали, что и правда, сов..ршилось ч..до: в один и тот же день взбунтовались мужики чуть ли не по всему уезду.

1) бессоюзная и союзная подчинительная

2) союзная сочинительная и подчинительная

3) бессоюзная и союзная сочинительная

4) бессоюзная и союзная сочинительная и подчинительная



Предварительный просмотр:

Рабочий лист № 3

«Орфография.  Пунктуация»

Филолог, в отличие от людей других профессий, имеет дело с особым материалом — словом и художественным текстом. Не случайно существует мнение, что стиль — это человек, а текст всегда оставляет представление о создавшей его личности. Настоящий филолог вступает в контакт с чужим словом как с развернутым смыслом. Толкование текста превращается для него в собеседование.

Поскольку литературоведение — это человековедение, то филологи владеют не только знанием истории словесности. Феномен текста заставляет их проявлять себя как психологов, философов, социологов, этнографов. Наша специальность требует владения теми знаниями, которым профессионально учат на смежных факультетах. Справедливо можно считать, что студенты-филологи оказываются в более выгодном положении, чем другие гуманитарии, ибо получают глубокую подготовку и в области иностранных языков, и в области философии, и в области психологии. Универсализм профессии позволяет им воплощать себя в разнообразных областях гуманитарной деятельности. Чем технически оснащенней и политизированней общество, тем уязвимей человек. Филолог — профессия, позволяющая восполнять дефицит человечности, поэтому потребность в ней не иссякнет.

Рабочий лист № 3

«Орфография.  Пунктуация»

Задания к тексту

Дата___________________

Фамилия Имя_____________________________________________

  1. Выпишите из текста слова с безударной проверяемой гласной в корне. Обозначьте орфограмму.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните правописание –Н и –НН  в суффиксах

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните постановку знаков препинания во втором абзаце

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Вспомнить отличительные особенности имени существительного поможет лингвистическая сказка о жителях города Предметинска, которую мы будем читать по частям и переводить сказочную информацию на язык науки.

В стране Морфологии в городе Предметинске жили-были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку:

Давно живем мы в мире этом,

Даем названия предметам.

Жили они на огромном древе познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие, на древе познания вырастал новый листик с именем.

Были слова-листочки с древа познания совсем не любопытные и задавали два вопроса: КТО и ЧТО?

Как вы поняли, в сказке говорится о том, что имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы КТО или ЧТО? За этими вопросами скрывается своя тайна.

Имена существительные делятся на два больших разряда: одушевленные (отвечают на вопрос КТО?) и неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО?). Но вот парадокс. Почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.

Продолжим чтение сказки.

Каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три. Они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа.

Имена существительные способны жить и поодиночке, и множеством.

Дома имена существительные пребывают в именительном падеже, а в косвенных падежах их можно найти только на работе – в предложении и словосочетании.

В этой части сказки говорится о важных анкетных или биографических данных имен существительных. Если бы мы заполняли лингвистический паспорт этой части речи, то непременно отметили в нем, что имена существительные в русском языке принадлежат к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Изменяются по числам и падежам, то есть склоняются.

Имена существительные с одними и теми же падежными окончаниями объединяются в 3 склонения. Они живут в трех домиках. Давайте назовем жильцов каждого из домиков склонений.

1 склонение – имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я в Именительном падеже ед. числа: МАМА, ПАПА.

2 склонение – имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в Именительном падеже ед. числа: КОНЬ; имена существительные среднего рода с окончаниями -О, -Е в Именительном падеже ед. числа: ОКНО. МОРЕ.

3 склонение – имена существительные женского рода с Ь на конце: НОЧЬ, СТЕПЬ.

Прочитаем финал лингвистической сказки:

Имена существительные живут в Предметинске, а работают в соседнем городке Синтаксисе, где на них все держится. Они все могут. Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами. Вот какая это удивительная часть речи!

Докажем на примере слова Россия, что имена существительные могут быть любым членом предложении:

Россия – моя Родина (в этом предложении слово Россия – подлежащее).

Моя родная страна – Россия (в этом предложении слово Россия – сказуемое).

За границей я часто думаю о России (в этом предложении слово России – дополнение)

С самого рождения я живу в России (в этом предложении слово России – обстоятельство).

В заключение познакомимся с научным определением того, что же такое имя существительное.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам, то есть склоняется.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского3 скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии3 — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения3 выступает английский язык (По материалам энциклопедии «Русский язык»).

1. Выпишите из текста имена собственные.

2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1-го, 2-го склонения. Определите их род.

4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

5. Есть ли в тексте несклоняемые существительные?

6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

7. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

           



Предварительный просмотр:

ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

        Предмет: русский язык

Возраст детей: 7 класс

Место проведения: класс

        Цели:

Образовательные:

- повторить и систематизировать основные теоретические сведения о причастии;

-повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные с причастием;

- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия в речи.

Развивающие:

-   развивать монологическую  речь учащихся;

-  развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение новых информационных технологий;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-  воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы, карта, бутылка с посланием.

Ход урока

Организационный момент

-  Здравствуйте! Ребята, вы не случайно повторяли дома весь изученный материал по причастию. На протяжении нескольких уроков  мы изучали эту часть речи,  знакомились  с орфографическими и пунктуационными правилами, связанные с причастием.

- Назовите тему нашего урока?

-  Цели урока? (Повторить, обобщить материал по теме «Причастие», вспомнить орфограммы, связанные с данной темой: «Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий», «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», «Правописание НЕ с причастиями», повторить знаки препинания при причастном обороте.)

- Насколько прочно вы усвоили то, что мы изучали, нам поможет проверить путешествие! Итак, сегодня вы моя команда. А я ваш капитан, и вместе мы отправимся в морское путешествие, в плавание по морю Причастие. Но перед нами стоит еще одна важная задача: мы должны отыскать послание, которое оставил небезызвестный капитан Флинт из «Острова сокровищ» Р.Стивенсона. Знаком вам этот герой?

-  Чтобы найти записку старого Флинта, мы, доблестные мореплаватели, побываем на разных островах – местах возможных стоянок пиратов и его команды. Перед вами, на доске, карта, а у каждого на парте маршрутный лист с пунктами наших остановок, без которого мы не сможем плыть от острова к острову.

Итак, в путь! Не забудьте в наших судовых журналах (рабочих тетрадях) записать дату нашей морской операции и ее название (записываю на доске число, «Повторение изученного по теме «Причастие»). Cлайд 1

-   Итак, наше путешествие начинается. Но прежде чем ступить на корабль, необходимо отгадать загадку и только тогда капитан пригласит нас на борт:  

     

«Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

                                На все вопросы его отвечаю

                                     Глагол по значению напоминаю»

- О чем загадка?

- Что такое причастие?

- Признаки каких частей речи сочетает в себе причастие?

(Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы какой? и т.д. Сочетает в себе признаки прилагательного и глагола.)        

 -Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.                             (Признаки прилагательного – род, число, падеж, вопрос, зависимость от существительного; признаки глагола – вид, время, возвратность)

 - Добро пожаловать на борт. На горизонте показался 1 остров. В маршрутном листе это пункт №1. Мы прибыли на остров Причастный оборот. И здесь нам Флинт предлагает задание. На слайде 2 семь предложений, но коварный пират усложнил задачу: он пролил чернила на бумагу с предложениями так, что некоторые из них потеряли запятую. Вы должны восстановить знак. В судовых журналах разделите лист  на два столбика: «есть запятая» и «нет запятой», строки пронумеруйте (показываю на доске). Цифры соответствуют номеру предложения. Сами предложения не пишите. Если в предложении должна быть запятая, вы ставите жирную точку напротив номера этого предложения в столбике «есть запятая», если нет – во второй столбик. У доски выполняет задание ...

      - Проверяем. Соедините точки. Если вы выполнили все верно, Флинт ставит вам за работу «5».

- Что мы повторили, выполняя это задание? (причастный оборот, выделение ПО запятыми)

  -  Плывем дальше. По курсу - целая группа небольших островов. Это архипелаг, который называется Словообразование причастий. У вас в листах это пункт №2.  

Флинт предлагает задание, которое поможет закрепить знания о словообразовании причастий. Обратите внимание на слайд. Перед вами два глагола. Обучающиеся 1 варианта образуют всевозможные формы полных причастий от глагола видеть (видящий, видевший, видимый), а обучающиеся 2 варианта – от глагола читать (читающий, читавший, читаемый, читанный) (два человека у доски).

- Проверяем.

– Что повторяли? (как образуются действ. и страд. прич. наст. и прош.вр.)

- Осторожнее, смелые путешественники! Невдалеке скалы, это опасные рифы Орфограмма. Если вы сумеете правильно указать орфограммы в причастиях, то рифы нам не страшны. Наш корабль не получит ни одной пробоины. В маршрутном листе это пункт №3. Ваша задача – правильно записать словосочетания с причастиями и выделить орфограммы. Слайд №3

- Выполните самопроверку. Слайд №4

- Над какими видами орфограмм вы работали? (правописание гласных в падежных окончаниях прич., н-нн в суфф. страд. прич. прош.вр., слитное и раздельное написание –не с прич., буквы е-ё после шипящих в суфф. страд.прич. прош.вр.)

- Ребята, прервём наше путешествие для физминутки.

Мышцы будем развивать,

Чтобы сильным быть, умелым и в учении успевать.

- Наша зарядка будет не только для мышц, но и для ума, памяти, внимания. Встаньте, пожалуйста, слушайте внимательно и постарайтесь в моей речи отметить причастия и их формы.

Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.

Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.

Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.

Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.

Посмотрите на меня. Тихонько присядьте на свое рабочее место.

- Кто самый внимательный? Назовите  причастия, прозвучавшие в речи.

- В какой форме употребляются эти причастия?

-  А чем краткие причастия отличаются от полных? (?, сказуемое, окончанием)

- А какие причастия чаще употребляются в устной речи? (краткие)

- А в письменной речи? (полные)

- Действительно, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность, выразительность, торжественность. О значимости причастий в речи говорил гениальный русский поэт А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре… Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия, вялым оборотом».

- Наше путешествие постепенно приближается к концу. Мы подплыли к последнему  острову, который называется Морфологический разбор. Предлагаю поработать в парах. На слайде вы видите предложения. Запишите его, найдите причастие и выполните его морфологический разбор. Но сначала вспомним морфологические признаки причастия – постоянные и непостоянные (действ. или страд., время, вид;  полная – крат. форма, падеж, число, род).

Слайд №5 Проверка (если времени много, то письменно на доску выносим, если нет – устно)

  - Итак, мы стойко выдержали испытания, и в награду нам – послание неуловимого капитана Флинта, которое мы долго искали (послание из бутылки). Читаю послание.

«Отважные мореходы, исследователи, первооткрыватели! Путь к знаниям – дело нелегкое. Но вы преодолели все препятствия на вашей дороге. Я рад поздравить вас с тем, что причастие стало вашим верным помощником. А ваш клад – ваши знания, проверенные сегодня на прочность. Они вам еще во многом помогут. Капитан Флинт»

- В записке капитан пиратов указывает на клад, и этот клад вы уже отыскали во время нашего плавания. Вы убедились, что обрели много знаний и можете применить их на практике.

- Ваш клад, ребята, – ваши знания, проверенные сегодня на прочность. Они вам еще во многом помогут.

 Подведение итогов. Рефлексия.

            - Ребята, наше путешествие завершилось, и мы возвращаемся в класс.

- Понравилась ли вам оно? А что особенно понравилось?

-Что самое сложное было для вас при изучении темы «Причастие»?

- Подводя итоги нашему уроку, давайте ещё раз вспомним, что мы повторили о причастии.

 - Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять в речи.  Не забывайте, что систематизация материала поможет вам справиться с заданиями  в контрольной работе, которая будет завтра.

 Домашнее задание.

Слайд №6

- Спасибо за урок. До свидания.

Резерв: стихотворение об отваге тех, кто стремится к новому, неизведанному

Умеют это только корабли –

Всю жизнь куда-то в океан стремиться,

Надолго отрываться от земли,

Жить без нее и быть ее частицей.

От берегов, от маяков вдали,

Лежать на курсе при любой погоде-

Умеют это только корабли...

И люди – те, которые их водят.

(Турусов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: