Внеклассные мероприятия

Районное методическое объединение учителей-филологов

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЕННОГО ЮБИЛЕЮ

С. А.ЕСЕНИНА.

Цель: познакомить старшеклассников с личностью и трагической судьбой С. Есенина, дать понятие о своеобразии поэтической манеры, музыкальности стиха, послушать песни и романсы на стихи с. Есенина.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, диски с записью песен на стихи С. Есенина.

                                               Ход проведения. 

На фоне музыки и колокольного звона голос за кадром читает стихи С.Есенина

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Ведущий : «Нет поэта без родины» - эта мудрая есенинская мысль отражает связь между любым художником и Отечеством. Первым певцом неувядающей России по праву стоит Сергей Есенин. Всенародное признание поэта есть нечто гораздо больше, чем только популярность. Он обладал редким свойством выражать не только отдельные стороны народной души, но и открывать и постигать ее всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений в наиболее полном, законченном значении слова.

Чтец 1:

Для меня Есенин - буйство красок,

Буйство звуков, запахов и чувств.

И пейзажи в стиле русских сказок,

Где берёзки да рябины куст.

Он воспел закаты и восходы,

Родину, что искренне любил.

Красоту родной своей природы

Для потомков в виршах сохранил.

Был московским озорным гулякой,

Только сердце доброе имел.

Умилялся он зверушкой всякой,

Мужика-крестьянина жалел.

Гениальный лирик и философ

В наши дни шагнул с далёких лет.

До сих пор на многие вопросы

Я в его стихах ищу ответ.

Ведущая: Всякий раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Старинное русское село Константиново… Неоглядные  дали…

Ведущий : На Рязанской земле в с. Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому- родился великий поэт Сергей Есенин.

Ведущая: Отец Есенина-Александр Никитич Есенин, мать-Татьяна Федоровна-крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.

Чтец 2:

Изба  крестьянская.

Хомутный  запах  дегтя,

Божница  старая,

Лампады  кроткий  свет.

Как  хорошо,  

Что  я  сберег  те

Все  ощущенья  детских  лет.

 Под  окнами

Костер  метели  белой.

Мне  девять  лет.

Ведущая : Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. Дед научил его, как надо драться.

Чтец 3: 

Худощавый и низкорослый, - 

Среди мальчишек всегда герой, 

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой. 

И навстречу испуганной маме 

Я цедил сквозь кровавый рот: 

«Ничего, я споткнулся о камень, 

Это к завтрому все пройдет». 

Ведущий : Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года. С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина

Чтец 4:

Тогда   впервые

С  рифмой   я  схлестнулся.

От  сонма  чувств

Вскружилась  голова.

И  я  сказал:

Коль  этот  зуд  проснулся,

Всю  душу  выплещу  в  слова.

Года  далекие,

Теперь  вы  как  в  тумане.

И  помню,  дед  мне

С  грустью  говорил:

«Пустое  дело…

ну,  а  если  тянет –

пиши  про  рожь,

но  больше  про  кобыл».

Тогда  в  мозгу,

 Влечением  к  музе  сжатом,

Текли  мечтанья

В  тайной  тишине,

Что  буду  я

 Известным  и  богатым

 И  будет   памятник

Стоять  в  Рязани  мне.

Ведущая :. В 1915 он переехал в Петроград. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он стал известен.

Ведущий : Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой, талантом. Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками.                                                                                                    (Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина  «Закружилась листва золотая…»,девочки танцуют.

Ведущий: А животный мир у Есенина – часть природы, живой, разумной. У «братьев наших меньших» свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пёс», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну.

 Ведущая:        Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке… И не о покровительстве идёт речь, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»:

Чтец5: 

      Дай,  Джим,  на  счастье  лапу  мне,

    Такую  лапу  не  видал  я  сроду.

    Давай,  с  тобой  полаем  при  луне

   На  тихую,  бесшумную  погоду.

   Дай  Джим,  на  счастье  лапу  мне.

  Пожалуйста,  голубчик,  не  лижись!

   Пойми  со  мной,  хоть  самое  простое.

   Ведь  ты  не  знаешь,  что  такое  жизнь,

  Не  знаешь  ты,  что  жить  на  свете  стоит.

 Чтец 6:

Мой  милый  Джим,  среди  твоих  гостей

Так  много  всяких  и  невсяких  было.

Но  та,  что  всех  безмолвней  и  грустней,

Сюда  случайно,  вдруг,  не  заходила?

     Она  придет,  даю  тебе  поруку.

     И,  без  меня,  в  ее  уставясь  взгляд,

     Ты  за  меня  лизни  ей  нежно  руку

     За  все,  в  чем  был  и  не  был  виноват.  

Ведущий : В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном". В 1918 — 1921 много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия.

Ведущая: Семейная жизнь Есенина была сложной и трагичной.   У него были дети от первого и второго браков: Сын Юрий ( от А. Р. Изрядновой), дочь Татьяна, сын Константин ( от Зинаиды Райх). По свидетельству современников, Есенин всегда носил в кармане пиджака фотографии Татьяны и Константина, постоянно заботился о них, посылал им деньги.

 Ведущий : В 1922 — 1923 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринял длительное заграничное путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца жил в США, но постоянно грустил о близких, о Родине.                                    (Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Пускай ты выпита другим… ») 

Ведущая: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия…Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины».

Ведущий: Есенин- поэт-патриот. Он часто повторял:

«Моя лирика жива донной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины- основное в моём творчестве».

Чтец 7: 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ведущий: Сергей Есенин написал добрые, мудрые стихи, многие из которых легли на музыку. Так появились замечательные песни и романсы на его стихи.                                           (Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Клен ты мой опавший… ») 

Ведущий : Стихи Есенина в первооснове своей музыка. При первом их чтении захлестывает душу восхищение его певучим словом.

Чтец8: 

Шаганэ, ты моя Шаганэ

Потому, что я с севера что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне

Шаганэ, ты моя Шаганэ.

Потому, что я с севера что ли

Что луна там огромней в сто раз

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи

Если хочешь, на палец вяжи

Я нисколько не чувствую боли

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.


Ведущая:
 Творчество С.Есенина велико и многогранно, и о нем можно говорить до бесконечности. Но почему-то, вспоминая имя С.Есенина, хочется говорить о любви…        (Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Я в весеннем лесу… », пара танцует вальс).

Ведущий: Сердце поэта было настолько глубоко и необъятно, что могло вместить в себя такое огромное чувство как любовь. Любовь к Родине, к России, к матери.

Чтец9: (звучит тихо музыка)

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Чтец 10:

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Ведущая: Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремление к её торжеству.                                                                                (Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Заметался пожар голубой … »

Ведущий: Давно известно, что у каждого талантливого человека есть не только почитатели, но и открытые или тайные недоброжелатели, завистники. Не избежал этой участи и Есенин.

Ведущая: За его спиной злые языки сплетничали о его якобы низкой культуре, пренебрежительном отношении к чтению, нежелании обдумывать каждый стих. На людях он казался праздно гуляющим, беззаботным, и это зачастую вводило в заблуждение даже его друзей.                                                                                                                                              ( Звучит аудиозапись песни на стихи «Я московский озорной гуляка», девочки танцуют).

Ведущий: Есенин погиб 28 декабря 1925г. в ленинградской гостинице «Англетер».

Весть о гибели поэта тяжелой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение, написанное кровью, было посвящено другу:

Чтец 11:                                                                                                                                                                До свиданья, друг мой, до свиданья.                                                                                                     Милый мой, ты у меня в груди.                                                                                                      Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущая: У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина,  у                                 каждого в сердце свои любимые есенинские стихи . Все это так. Всем нам дорога поэзия Есенина, у всех нас свое восприятие его творчества.

Чтец 12:

Сергей Есенин- больше чем поэт!

И в этом никаких сомнений нет!

Прожив так мало- многое успел сказать

Мне сложно всё понять, принять

Но лишь услышу строки мной  любимого стиха

Куда- то в высь летит душа!

И хочется любить, творить, мечтать!

Россию просто Русью называть!

И загрустив о маме, послать письмо скорей

С его поэзией становишься мудрей.

И греет сердце мне Есенинская грусть.

И чтобы там не говорили – пусть,

Сергей Есенин – больше чем поэт,

И в этом никаких сомнений нет!

Ведущий: Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, глобальные проблемы нашего времени.

Ведущая: Его стихи, прежде всего, обращены к современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но ещё больше они обращены к нам, в завтрашний день человечества.

                       Чтец 13:

                           Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы – сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Чтец 14:

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села,

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, -

России стихотворная душа.                                                                                               ( Звучит аудиозапись романса на стихи «Мне осталась одна забава…»)



Предварительный просмотр:

О ВРЕДЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

 Что значит для нас, Современным казаться: 
Одеваться по моде и вслепую влюбляться? 
Или взрослым хамить и детей обижать? 
Или мат полюбить, или пьяницей стать?                                           Нет и нет! Это просто казаться,                                         современность в красивых поступках                                                    и речи твоей  проявляется ясно.

Вступление

Есть слова пострашнее, чем порох, 
Чем снаряд над окопными рвами 
Я советую людям при ссорах 
Осторожнее быть со словами. 


Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно: 
О любом опрометчивом слове 
Пожалеете рано иль поздно 


Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков. 
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

(Вл. Матусовский)

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих.
(Пр. Антоний Великий)

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык.
(Пр. Антоний Великий)
        

        Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие.          Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.

        Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа.

        Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.

        Попытаемся разобраться.

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.

Задачи:

  • Познакомить с историей сквернословия
  • Предупредить о вреде здоровью
  • Провести исследование
  • Выявить сущность мата

        

        СУТЬ ПОНЯТИЯ

        Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами

        Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие.

        Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая  («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименование частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производных от них слов.

                Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

БРАННЫЕ СЛОВА СРЕДИ НАС.

В классе проводилась анкета

  1. Часто ли вы употребляете мат в своей речи?
  2. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?
  3. Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?
  4. Споткнувшись или ударившись, какая фраза первым делом вылетит у вас из уст?
  5. В вашей семье часто присутствует нецензурная брань?
  6. Считаете ли вы мат неотъемлемой частью жизни русского  

     общества?

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ

        Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф.

        Большинство нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение.  Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания,  и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать.

        В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

        Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. Матерную брань земледелец-славянин  произносил  рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

         Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

        СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ О ГРЕХЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

        Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.

        «Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел. - Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».

         В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

ПОЧЕМУ СКВЕРНОСЛОВЯТ?

  1. Для снятия сильного психофизического напряжения, причем, чем сильнее выражение, тем большую эмоциональную разрядку принесет.
  2. Для выражения какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова, поведение других людей и даже свое собственное поведение.
  3. Привычное сквернословие. Матерные слова используются автоматически – с их помощью именуются соответствующие предметы и действия. В качестве слов-паразитов, междометий, «для связки слов», как в речи других людей постоянно звучат слова «вот», «так», «так сказать», «это самое».
  4. Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

  1. Матерная брань – это язык бесов. Матерящийся человек окружает себя сонмом нечистой силы, бесовщины. Поведение его  зачастую может стать бесноватым.
  2. Матерщина – вредная привычка. Это грех, а «творя грех, ты раб есть греха». Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.
  3. Матерная лексика культурно обедняет человека. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.
  4. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки.
  5. Мат оскверняет человека, убивает его душу
  6. В компании матерящихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе  слово.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК

        Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

        Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

ОБСУЖДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ

  1. ДНК реагируют на нашу речь. Воздействие брани (матерных слов) равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Выходит, что матерное слово – это оружие, действующее на генетическом уровне. Чем больше ругаешься, тем худшую генетику передаешь своим  детям.
  2. А вот исследования психологов доказали, что нецензурная брань может снизить физическую боль и снимает стресс.
  3. Но точно такие же исследования психологов доказали, что водка и никотин тоже снижают стресс, способствуют общению и доставляют еще много удовольствий. Но все знают, какой ценой нужно платить за эти удовольствия.
  4. Правильно, чтобы не чувствовать боли в животе – сломай себе палец. Очень разумно с точки зрения официальной медицины. Впрочем, чего хорошего от нее можно ждать.
  5. Мат - часть языка. Не хочешь - не используй, но не надо таких теорий наворачивать!
  6. Матерное слово – это часть речи в русском языке. Никуда вы от него не денетесь.
  7. Кто разговаривает матом – это недалекие и неприятные люди. Особенно противно, когда видишь, что от своей тупости они не знают, какое слово в свою жалкую речь вставить и хватаются за мат
  8. Слова - не стрелы, ранят только глупцов.
  9.  Есть такая информация, что, когда человек матерится, его душа улетает за многие километры. Вопрос - что в него войдёт за это время и что управляет его телом?
  10.  Овцы, хватит блеять. Совет по примирению: сначала пошлите куда подальше, а потом извинитесь.
  11.  Сам баран. Ни одного слова матерного не сказала. И не скажу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Учитель: вот такие, ребята, неопровержимые факты.

 В Библии сказано: « От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит. 

        Учёные, медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

        Бездуховность - вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

                Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека - это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

- первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

- второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

         Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

ЧТЕЦЫ

Без зла смотри на мирозданье,

а взглядом разума, добра.

Жизнь - это море из благих деяний,

Построй корабль и по волнам плыви.

Ах, как нам добрые слова нужны! 
Не раз мы в этом  убеждались с вами, 
А может, не слова - дела важны? 
Дела делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас. 
На дне души до времени хранимы, 
Чтоб их произнести в тот самый час, 
Когда они другим необходимы!

Как богат и свободен наш Великий язык. 
Как красив и чудесен его благостный лик... 
Ведь же всё говорят. "Век живи - век учись". 
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим, 
И мой мир без него не богат, а убогий. 
И для каждого он частица тебя,
Возлюби его так же, как ты любишь себя.