Главные вкладки

    Квест-игра

    Косинова Наталья Николаевна

       Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Одной из новых и эффективных форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, содержащая комплекс условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей  дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий летнего развлечения для детей 6-7 лет

     «Путешествие по сказкам»

    Форма проведения: квест-игра

    Место проведения: территория детского сада

    Цель: создание условий для развития интереса детей к сказкам посредством квест-игры.

    Задачи:

    – закреплять представление детей о русских народных сказках, умение отгадывать загадки, решать логические задачи;

    - развивать поисковую активность, стремление к новизне, расширять кругозор, сообразительность, творчество;

    - воспитывать социально-коммуникативные навыки сотрудничества и доброжелательности. 

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

    Содержание квест-игры

    Дети играют на участке детского сада. На участок приходит богатырь Иванушка,  приносит с собой  волшебный клубочек.      

                     

    Богатырь Иванушка: Здравствуйте, ребята!  Кто я, вы меня узнали?                                                                                    (Ответы детей).  

                                                                                                                                                     Богатырь Иванушка: Зовут меня Иван - крестьянский сын! Услышал я, что в вашем детском саду самые сильные, смелые, ловкие, умные и умелые дети.  Надеюсь, что вы поможете моей беде.  В нашем Тридевятом  царстве-государстве появился Соловей-разбойник. Очень он озорничал, свистел так, что в нашей сказочной библиотеке  перепутались все книги. Только выполнив задания, мы сможем навести порядок и исправить ошибки в царстве книг. Вы согласны помочь вернуть все книги в сказочную библиотеку?  (Ответы детей)

    Богатырь Иванушка: Волшебный  клубочек поможет нам не сбиться с пути и не заблудиться вТридесятом царстве-государстве. Разматывая клубочек, мы будем двигаться с вами в нужном направлении. И так в путь.

    Иванушка бросает клубок. Дети идут вслед за клубком и находят камень-указатель. На нём написано: «Направо пойдёшь — клад найдёшь! Налево пойдёшь — беду найдёшь! Прямо пойдёшь — в сказку попадёшь!»

    Богатырь Иванушка: Дети, как вы думаете, по какой дороге нам  надо идти? Правильно, нам надо держать путь только вперёд.

    На пути стоит избушка на курьих ножках.

    Богатырь Иванушка: Это что за чудный дом? Кто хозяин в доме том?

                                            Бабусю знает целый свет, 

                                            Ей от роду лишь триста лет. 

                                            Там, на неведомых дорожках, 

                                            Дом её на курьих ножках. (Баба яга)

    Богатырь Иванушка: Ребята, кто помнит, какие волшебные слова надо сказать избушке, что бы она повернулась?

    Дети вспоминают волшебные слова: «Избушка, избушка, Встань к лесу задом к нам передом». Избушка поворачивается к ним.

    Баба-яга: Кто меня посмел  потревожить? Кому это я понадобилась? Зачем пожаловали сюда? (Дети отвечают). Ну, раз пришли, то  отгадайте мою загадку:

    Я летала на метле,

    Пироги пекла в золе, 

    По избе кота гоняла 

    Да загадки сочиняла. 

    В гости к лешему сходила, 

    Все отгадки позабыла. 

    Кто это? (Баба-Яга)

     ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ                                                                                                                         Баба-яга:  (любуется собой) Молодцы! Это, конечно, я! Думаете, если отгадали мою загадку, то я от вас отстану? Не-е-ет. У меня для вас ещё много загадочек припасено.

    1.Возле леса, на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки.

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    2.Удивительный народ!

    Вместе вышли в огород,

    Вот друг друга держат крепко,

    Потянули…Вот и… («Репка»)

    3.По тропинке он катился,

    Своей удалью хвалился,

    Да попался на носок.

    Ам, и съеден… («Колобок»)

    4.Отвечайте на вопрос:
    Кто в корзине Машу нёс,
    Кто садился на пенёк
    И хотел съесть пирожок?
    Сказочку ты знаешь ведь?
    Кто же это был?
    (Медведь)


    5.У Алёнушки сестрицы
    Унесли братишку птицы,
    Та с подружками играла,
    Братца Ваню проморгала
     (Гуси-лебеди)

    6.Жизнь её не весела:

    На болоте век жила.

    Прилетела к ней стрела,

    Но Иванушка пришел,

    Со стрелой её нашел.

                            («Царевна-лягушка»)

    7.Парень по воду побрёл,

    В проруби её нашел.

    Чудеса теперь кругом:

    Вёдра прискакали в дом.

    Берегите, братцы, ноги:

    Едет печка по дороге!

    Всё по его хотению…

                      («По щучьему велению»).

    8.Сказку мы для вас расскажем:

    Она его кормила кашей,

    Он ни капельки не съел,

    На болото улетел.

    Угощал её окрошкой,

    Не отведала ни крошки

    И ушла к себе в леса.

    Это… («Журавль и лиса»)

    9.Внучка к бабушке пошла,

    Пироги ей понесла.

    Серый Волк за ней следил,

    Обманул и проглотил.

                         («Красная Шапочка»)  

      Дети отгадывают загадки Баба Яга дарит книжку  «Русские народные сказки».                                                                                                                          

     Баба-Яга: Ишь какие смышлёные детки,а какие упитанные, наверное,  кашу хорошо едят. Я бы вами тоже полакомилась, да сыта я, уходите, скатертью дорожка  и  мне на пути лучше не попадайтесь.          

    Дети прощаются, бросают клубок идут дальше, встречают Кощея Бессмертного.

    Кащей:  Здравствуйте, зачем пожаловали? (Дети отвечают)                                                                                                                                                                                                            ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ  

    Кащей:  Да, прилетал Соловей-разбойник, оставил мне волшебные предметы, да вот беда, от его смеха разлетелись они по всему участку. Соберёте все - забирайте себе, мне тоже этот разбойник не очень нравится.

    Дети ищут  предметы, о  которых говорится в русских сказках. По участку  разложены в разных местах:  меч-кладенец, скатерть-самобранка  гусли, щит, конь на палке, волшебное зеркало, стрела, сапоги –скороходы,серебряное блюдечко и наливное яблочко, палица. Дети находят  предметы, объясняют их назначение, вспоминают, из каких сказок эти предметы.

     Кащей:  Молодцы! Справились  заданием! Пора вам в путь-дорогу отправляться!

    Даёт в подарок  книгу «Волшебные сказки». Дети прощаются, бросают  клубок, идут дальше. На пути разложены «следы» разных животных.

                                                                                                                                            ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «Следы невиданных зверей».

     Дети с помощью картинок-подсказок  определяют, чьи это следы. Под одним из следов книга  с «Рассказами о животных». После прохождения испытания дети танцуют под песню «Следы» из мультфильма Маша и Медведь.                                                                                                                                ЧЕТВЁРТОЕ ИСПЫТАНИЕ  

    Дети кидают клубок и продолжают своё путешествие, их встречает Винни-Пух

    Винни-Пух: Здравствуйте, ребята!  Соловей разбойник  выдул из моей  головы все опилки. И я теперь совсем разучился считать. Помогите мне справиться с математическими заданиями.

    1.Сколько месяцев в году? (12)

    2. Сколько времен года вы знаете? (4)                                                                                                                3. Сколько хвостов у двух кошек? (2)

    4.Сколько щупальцев у осьминога? (8)

    Винни-Пух: эти задачки вы расщёлкали как орешки, а вот задания посложнее:

    5.Все мы знаем сказку «Репка»,

    Все умеем мы считать.

    Мы попробуем, ребята,

    Всех героев вам назвать:

    Внучка, Жучка, кошка, мышка,

    Дед и бабушка при нём.

    Ну, попробуйте, ребята

    Всех назвать одним числом.(6)

    6.Четыре овечки на травке лежали,

    Потом две овечки домой убежали.

    А ну-ка, скажите скорей:

    Сколько овечек теперь?» (2).                                                                                                                    

     А теперь будьте очень внимательными        

     7.На столе лежат два апельсина и один банан. Сколько  овощей  лежит на столе?(0)      

    Винни-Пух: Молодцы дети,вы такие умные находчивые, за вашу смекалку я дарю вам книгу  «Сказки зарубежных писателей».                                                                                              ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ

                                                                                                                                                   Дети отправляются в путь. На пути их ждёт физическая разминка. Дети перешагивают через препятствие, перепрыгивают с кочки на кочку, пробираются через паутину из верёвок, доходят до асфальтированной дорожки и встречают Золушку. На асфальте заранее нарисованы  половины  силуэтов разных сказочных героев и предметов.

    ШЕСТОЕ ИСПЫТАНИЕ

    Золушка предлагает дорисовать фигурки и раскрасить цветными мелками.                                     Дети рисуют и раскрашивают рисунки под весёлую музыку.

    Золушка: Моя крёстная Фея рассказывала, что вы очень смелые, добрые и умные дети. Она решила вам помочь и сама своим волшебством наказала хулигана Соловья- Разбойника. И вам она передала вот этот ключ, который открывает дверь в удивительный мир сказок и чудес, фантазий и приключений, знаний и мудрости. Дети открывают сундук и получают в подарок книги.                                                                                                                              

    Богатырь Иванушка: Спасибо вам, ребята, за помощь.  Мне пора в свою сказку возвращаться. А вы меня не забывайте, почаще сказки читайте!

    Богатырь Иванушка уходит.

    Дети идут на летние веранды и рассматривают подаренные книги. Воспитатель читает сказки по выбору детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Косиновская средняя общеобразовательная школа" группы дошкольного образования Курского района Курской области Подготовила: воспитатель Косинова Наталья Николаевна « Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Слайд 2

    Актуальность : Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Для воспитателей ДОУ важно не просто проводить занятия, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Квест-игра содержит комплекс условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста. Поэтому образовательная деятельность в формате квест-игры отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Квест-игра замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду .

    Слайд 3

    Немного истории. Что такое квест ? Слово « Quest » переводится с английского языка как «поиск». Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.)

    Слайд 4

    Квест – это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч , Сокол И.Н. рассматривают квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений

    Слайд 5

    В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи : Образовательная (вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс) воспитательная (воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы). развивающая (развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне)

    Слайд 6

    Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: 1. Доступность (Задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка). 2. Системность (Задания должны быть логически связаны друг с другом). 3. Эмоциональная окрашенность заданий. 4. Разумность по времени. (Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес). 5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста . 6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

    Слайд 7

    При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.

    Слайд 8

    Виды квест-игры Квесты по числу участников : 1. Одиночные, 2. Групповые. По продолжительности : 1. Кратковременные. 2. Долговременные. По содержанию: 1. Сюжетные. 2. Несюжетные

    Слайд 9

    По структуре сюжетов: 1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. 2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. 3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А». По форме проведения : 1. Соревнования. 2. Проекты, исследования, эксперименты .

    Слайд 10

    Задания для квестов . 1. Поиск «сокровищ». 2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности). 3. Помощь героям. 4. Путешествие, экспедиция, поход. 5. Приключения по мотивам художественных произведений.

    Слайд 11

    Памятка воспитателям при проведении квест-игры 1. Определить цели и задачи 2. Выбрать место проведения игры. 3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута. 4. Сформировать состав участников. 5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект). 6. Подготовить задания, реквизит для игры

    Слайд 12

    Критерии: 1.Соблюдение правил безопасности 2.Оригинальность замысла темы и сценария 3.Логичность заданий и целостность сюжета 4.Создание привлекательного и яркого игрового пространства

    Слайд 13

    ВЫВОД : самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.

    Слайд 14

    Литература: Осяк , С.А., «Образовательный квест - современная интерактивная технология», Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. 2. Полат , Е.С. , «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед . вузов и системы повыш . квалиф . пед . кадров / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат . - М. : Академия, 2001. - С. 272.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Косиновская СОШ» группы дошкольного образования

    Курского района Курской области

    Конспект НОД для детей

    старшего дошкольного возраста

    Тема: «Квет-игра

    «Путешествие в Космос» »

    Воспитатель:

    Косинова Н.Н.

    Цель: Расширять знания детей о космосе через построение образовательной деятельности в форме игры,  при которой дети являются активными участниками в  процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Систематизировать и углублять знания детей о Космосе.

    Развивающие:

    1.Развивать умение ориентироваться по карте - схеме.

    2.Способствовать развитию исследовательских действий в процессе игры.

    3.Развитие мыслительных операций.

    Воспитательная:

    1.Воспитывать уважительное отношение, чувство любви и гордости за свою Родину.

    Предварительная работа:

    1. Проведение методики "Трех вопросов" по теме "Космос".

    2. Рассматривание энциклопедий о Космосе.

    3. Чтение стихотворений о Космосе.

    4. Оформление выставки творческих работ из отходных материалов "Космический корабль".

    6. Беседа "Что такое Космос?"

    Принципы построения образовательной деятельности:

    1.Принцип осознанности - заинтересованное усвоение знаний и умений.

    2.Принцип индивидуализации - решение задач осуществляется, исходя из интересов детей.

    3. Принцип развивающей ориентации - развитие у детей творческой активности и самостоятельности.

    Интеграция образовательных областей:

    "Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

    Методы и приемы:

    1.наглядный метод (мультимедийная презентация)

    2. словесный метод (вопросы, рассказ педагога, беседа, словесная мотивация решения проблемной ситуации)

    3. проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации, коллективное обсуждение заданий)

    4. прием эмоциональной заинтересованности (непосредственно-образовательная деятельность построена в форме поисковой игры-квеста, сюрпризный момент, записки с зашифрованными заданиями)

    5. игровой прием (двигательные паузы, игры «Полет на ракете», ….)

    Оборудование и материалы:

    •  Проектор и экран к нему;
    •  Мультимедийная презентация "Планеты солнечной системы;
    •  Сундучки с заданиями;
    •  записки с заданиями;
    • аудиозапись "Если очень захотеть, можно в космос полететь";
    •  гимнастические обручи, шарики из фольги;
    •  фольга для конструирования костюмов;
    •  глобус.

    Ход непосредственно - образовательной деятельности.

    Дети совместно с воспитателем заходят в зал.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей встречает нас сегодня в зале, давайте поздороваемся с ними. (дети здороваются с гостями).

    Воспитатель приглашает детей на ковер. (дети и воспитатель садятся на ковер в круг).

    Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Вы хотите полететь со мной? (ответы детей: Да!!) А на чем мы с вами отправимся в космос?(ответы детей: на ракете). К полету готовы? (звучит музыка" Если очень захотеть, можно в космос полететь"), дети имитируют движения совместно с воспитателем. Воспитатель: Вот мы с вами и прибыли в назначенное место.

    Звучит тревожная музыка и аудиозапись бортового компьютера "Внимание, внимание, у бортового компьютера пропали карточки  с координатами планет, следуйте согласно карте, выполняя задания, чтобы выстроить маршрут путешествия". Ребята, а где же нам взять карту? Давайте посмотрим, может она находиться под вашим сиденьем? (дети находят карту под стульчиком).

    Дети совместно с воспитателем достают карту, рассматривают ее, догадываются, что все путешествие нужно следовать согласно сундукам в определенной последовательности".

    Первый сундук находится у входа в музыкальный зал "Ребята, посмотрите - здесь первый сундук (№1).  В сундуке дети находят фольгу и задание: "Смастери себе шапочку, чтобы уберечься от жары на этой планете. предлагает детям включить свою фантазию и придумать себе защитную шапочку. Дети фантазируют. Когда все дети смастерили себе костюм, на экране появляется изображение Меркурия.

             Воспитатель: Меркурий - самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы. На нем царит постоянная жара. Он так близко вращается вокруг Солнца, что успевает за свои сутки (один оборот вокруг своей оси) облететь вокруг него два раза. Т.е. если бы мы жили на Меркурии, то у нас за одни сутки проходило бы два года! 

    Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие по солнечной системе. Давайте посмотрим, где же находится сундук номер 2. (Дети рассматривают карту и догадываются, что сундук находится в шкафчике под зеркалом). Там следующее задание (схема опыта и баночки с необходимым материалом(пищевой краситель, уксус, жидкость для мыться посуды), стакан. Прежде чем мы приступим к проведению опыта, давайте вспомним правила техники безопасности. (дети называют правила и приступают к проведению совместного с воспитателем опыта).

    Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием. На экране мы видим следующую планету Венеру. Венера - вторая планета Солнечной системы. Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. В ее атмосфере бушуют штормы и бьют молнии.

    Далее звучит аудиозапись бортового компьютера: "Внимание, внимание бортовой компьютер принял секретное послание с Земли, для того чтоб его расшифровать вам необходимо проследовать к третьему сундуку"

    Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и увидим,  где же нам его искать(третий сундук находится на пианино). Дети двигаются к фортепиано, находят третий сундук, там - следующее задание. Ребята, что бы значили эти цифры, буквы? Здесь есть табличка с номером каждой буквы и сами буквы. (Предполагаемые ответы детей: надо расставить буквы по порядку) Если дети не догадываются, воспитатель предлагает им попробовать поставить буквы  по порядку от 1 до 4. Дети составляют слово "Марс". На экране появляется изображение Марса.

    Воспитатель: Марс - четвертая планета Солнечной системы. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. На марсе есть самая высокая гора солнечной системы "олимп", ее высота достигает 26км.

    Следующая планета солнечной системы Юпитер (На экране появляется планета Юпитер).

    Воспитатель: Юпитер - вот и пятая планета. Солнечной системы. Масса Юпитера намного превышает массу всех остальных планет, вместе взятых. На ней нет твердой поверхности, она представляет собой газовый шар. Он сияет ровным белым цветом.

    Воспитатель: Ну а мы продолжаем свое путешествие. Следуем к сундуку №4. согласно нашей карте, давайте посмотрим, куда нам следовать дальше. (Дети с воспитателем смотрят на карту и видят,  что сундук находится под скамейкой у второго входа. Находят сундук, открывают). Ребята, здесь послание, давайте я его прочитаю.

    Задание: Требуется запустить космические разведывательные зонды для изучения следующей планеты, на которую вы попадете).

    ( В сундуке шарики из фольги, рядом с сундуком обручи.) Ребята, как же нам запустить эти зонды? (дети догадываются, что зонды будут запускать в гимнастические обручи).

    После игры на экране появляется изображение планеты Сатурн.

    Воспитатель: Сатурн еще одна газовая планета-гигант. Сатурн окружен системой колец, состоящих из частичек пыли и льда. Кольца есть и у других газовых планет, но только у Сатурна они такие заметные.

    Нам пора отправляться к следующему сундуку №5, посмотрим на карту (сундук находится за глобусом на подоконнике).

    Задание: Найди и назови все предметы синего и голубого цвета в зале.

    На экране появляется изображение планеты Уран.

    Воспитатель: Уран - самая холодная планета Солнечной системы. Уран называют опрокинутой планетой, дело в том, что она вращается вокруг своей оси, "лежа на боку".

    Воспитатель: Ребята, кажется, нам осталось найти последний сундук! Что же нас там ожидает? Давайте посмотрим, где он спрятан. На карте мы видим, что  он расположен под ёлочкой, которая находится на сцене музыкального зала. (в сундуке разрезанная на 10 частей картинка с изображением планеты Нептун, дети догадываются что надо сложить картинку.)

    На экране появляется изображение планеты Нептун.

    Воспитатель: Нептун  - самая дальняя планета Солнечной системы. Он относится к ледяным планетам (к этой же группе относят и Уран). В его атмосфере бушуют самые сильные среди всех планет Солнечной системы ветра.

    Звучит аудиозапись бортового компьютера: "Внимание, внимание, все координаты планет найдены. Спасибо вам будущие космонавты. Можете следовать по маршруту на планету Земля. А в группе вас ожидает приятный сюрприз - настоящая еда космонавтов. Вам необходимо подкрепиться после долгого пребывания в космосе.

    (на экране появляется фотография солнечной системы), из-за проектора падает карта "Солнечная система".

    Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и карта "солнечной системы", она нам пригодится для дальнейших исследований Космоса. А сейчас нам пора возвращаться на Землю.

    Физминутка (возвращение на Землю)
    РАКЕТА
    Раз, два – стоит ракета.
    (Руки вытянуты вверх.)
    Три, четыре – самолет.
    (Руки в стороны.)
    Раз, два – хлопок в ладоши,
    (Хлопаем в ладоши.)
    А потом на каждый счет.
    (Шагаем на месте.)
    Раз, два, три, четыре –
    (Хлопаем в ладоши.)
    Руки выше, плечи шире.
    (Руки вверх-вниз.)
    Раз, два, три, четыре
    (Хлопаем в ладоши.)
    И на месте походили.
    (Шагаем на месте.)

    Воспитатель: Вот мы и оказались снова на планете Земля. Ребята, давайте присядем в круг (дети садятся в круг рефлексии) расскажите, пожалуйста,  что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?



    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия на тему: «Мусор- враг природе».

    Цель занятия: - Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. - Познакомить воспитанников с экологической проблемой –мусор, с переработкой промышленных и бытовых отходов, рассказать о том, какой вред приносит мусор для жизни человека и природы. -Знакомство детей со способами утилизации и переработки мусора.  

    Задачи занятия:

    Научить использовать бросовый материал для изготовления поделок.  Развивать желание участвовать в природоохранных мероприятиях.  

    Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе;

    Формировать практические навыки по использованию бросового материала: умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора; Расширять кругозор детей,  обогащать  словарный запас, ввести понятие «Экологическая катастрофа». Создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

    Закреплять умения формулировать ответ на вопросы воспитателя;

    Способствовать воспитанию бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.

    Методическое оснащение занятия:

    Готовые изделия, выполненные из бросового материала.

    Видео фрагмента мультфильма «Смешарики» (серия «Большое маленькое море»)

    Видео фрагмент о заводе по переработке мусора, видео ролик о сроках разложения и перегнивания мусора в земле.

    Музыкальная нарезка для различных этапов занятия.

    Оборудование и инструменты:

    Кукла Флора, глобус, квест-карта, различного рода мусор, емкость с загрязненной водой, сачки для очистки воды, разрезные правила поведения в природе, мешочек с торфяными таблетками, мешочек с семенами цветов, мешочек с емкостями для посадки растений.

     Инструменты для индивидуальной работы детей ( упаковки от сока, фломастеры, самоклеющаяся бумага, детали для украшения)

    Смешарики из бросового материала, домики смешариков, различного рода мусор, мусорные пакеты и корзины с обозначением вида мусора: пластик, стекло, бумага;

     Методы обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Просмотр видео фрагментов

    Беседа с объяснением материала

    Показ трудовых приемов

    Ход занятия:

    1. Вводная часть: Организационный момент (под музыкальное сопровождение) дети входят в группу.

    – Здравствуйте, ребята! Скажите , с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

    -Молодцы! Как вы уже заметили, на занятие у нас присутствуют гости.

    Отлично, занятие мы должны начать с хорошим настроением. Ведь хорошее начало - это половина дела. Ваша задача: быть внимательными, аккуратными при выполнении работы, инициативными и, конечно же, максимум самостоятельности.

    Актуализация знаний 5-7 минут

    – Ребята, я хочу вам рассказать историю.  

    Когда-то , очень давно наша планета Земля была совершенно пуста. Она была одного цвета и выглядела как большой камень. Но пришла на Землю прекрасная богиня Флора, бросила в почву первые семена ,и земля покрылась ярким нарядом.

    (воспитатель показывает куклу – Флору )

    Появились сады и рощи , цветущие луга и леса. Расцвела Земля! И стала Флора богиней растений,садов и цветов, богиней всего растительного мира. А ее сестра Фауна-богиней животного мира.

    Но вот сейчас богиню Флору не радует природа нашей планеты. Посмотрите , что она увидела по дороге к нам.

     (воспитатель показывает пакет, в котором крышки от бутылок, фантики от конфет, пакеты и т.д .)

    - что это , ребята ? (мусор)

    -  А скажите мне, ребята, откуда мусор в парках, в лесу, около речки? (ответы детей – виноваты в этом люди, они оставляют мусор после себя)

    – Дети, как можно спасти природу?

    Как вы думаете, а раньше в старину был ли мусор? Когда было больше мусора на планете: сейчас или когда ваши бабушки и дедушки были детьми?

    Послушайте, что говорит богиня Флора: Раньше мусора было меньше, пластиковых бутылок и пакетов не было, не было и шин от машин, и жестяных банок и жевательной резинки и многих других вещей. А мусор если и был, то деревянные вещи сжигались в печи, металлические- переплавлялись в кузнице, пищевые отходы отдавали домашним животным. Люди заботились о природе и оберегали ее, т. к. соблюдали правила поведения в природе, но со временем некоторые правила поведения в природе пропали и люди забыли о них. У Флоры осталось лишь 1 из правил.

    Призвала Флора на помощь своих сказочных друзей, чтобы они помогли ей найти пропавшие правила и убрать мусор, давайте посмотрим, что из этого получилось...

    Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики».

    – Ребята, чему нас учит эта история?

    (ответы детей)

    • Ребята, как вы думаете, что такое экологическая катастрофа?

    (беседа)

    • А что вы делаете с мусором, накапливающимся у вас дома?

    – А где ещё можно использовать пластиковые бутылки, коробки, стеклянные бутылки, одноразовую посуду?

    (ответы детей – можно сделать различные поделки)

    2. Основная часть:

    Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в страну Смешариков. Научим Cмешариков правильно убирать мусор, попытаемся найти пропавшие правила поведения в природе для Флоры, и попробуем нестандарно использовать мусор, и сделаем из него что-нибудь полезное.

    Итак, вы готовы?

    Крибле-крабле-бумс (достаю карту смешариков, рассматриваем к какому первому дому мы идем)  Достаю карту.  Загадка:

     Я знаток огородных наук,
    Всех смешариков я верный друг.
    Часто я беру лопату,
    А зовут меня… (Копатыч)

    1. Станция Дом Копатыча - сортировочная

    Все мы знаем, что Копатыч -это огородник. Вышел Копатыч весной огород копать и обнаружил на своих грядках много мусора. Давайте поможем Копатычу мусор убрать. Но будем не просто убирать, а сортировать по мусорным бакам: бумага, пластик, стекло. (находим 1 правило на упаковке от сока- Сортируйте мусор!) (даем перчатки)

    Вывод: мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды.

    Загадка:  Я девочка-хрюшка,
                   Бараша подружка.
                   Нет краше и лучше
                   В Смешарии… 
    (Нюши)     Получаем подарок мешочек земли.

    2.   Станция Дом Нюши- анализирующая. Выставка поделок

    Рассматривание поделок из бросового материала. Обсуждение сроков разложения мусора в земле. (просмотр видеоролика)

    Пищевые отходы от 1-2мес

    Газетная бумага. Срок разложения – 1-3 месяца.

    Пластиковые бутылки. около 180-200 лет

    Алюминиевые банки - срок разложения 500 лет       

    Стекло — 1000 лет

    Железо - срок  разложения 10 лет

    (Находим 2 правило на поделке- НЕ ЖГИТЕ МУСОР!)  Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.

     -Посмотрите, какие красивые изделия можно сделать

    - из пластиковых бутылок

    - из одноразовой посуды

     -из дисков

    В современном мире все больше и больше скапливается мусора. Вокруг городов возникают свалки- горы скопившегося мусора. Мусор долго разлагается в земле, от него неприятный запах, он некрасиво выглядит. Люди нашли способ переработки мусорных гор- заводы. Сейчас мы с вами посмотрим видео ролик о мусорном заводе и узнаем, какие этапы переработки проходит мусор на заводах.

    Просмотр ролика. ( делаю акцент на то, что путь переработки долгий, сложный, тяжелый, на этапы сортировки).

    - Ребята, что нужно делать с мусором, чтобы его легче и быстрее можно было переработать? ( сортировать)

    Ему на месте не сидится,
    Готов он днями веселиться.
    Что он задумал – не поймёшь,
    Потому что это – ...
    (Крош)  Подарок баночки для посадки.

    3. Станция Дом Кроша — физкультурная 2 мин.

    А теперь на месте шаг.
    Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
    Плечи выше поднимаем,
    А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
    Руки перед грудью ставим
    И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
    Десять раз подпрыгнуть нужно,
    Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
    Мы колени поднимаем —
    Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
    От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
    И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

           Рогатый ученый,
          Забавный типаж.
          Узнали кто это?
          Конечно…
     (Лосяш) 

    4. Станция  Дом Лосяша — экспериментальная

    - Ребята, вспомните, что сделал Крош с мусором в мультфильме?

    Посмотрите,у нас в тазу вода из того самого моря, куда Смешарики выкинули мусор. Хотели бы вы искупаться в таком море? А как вы думаете, морским обитателям комфортно, хорошо будет жить в такой воде? Что же теперь делать? Как помочь морским обитателям? Очищаем воду, находим правило: НЕЛЬЗЯ ЗАГРЯЗНЯТЬ ВОДОЕМЫ!  

    Если чистый водоем, Хорошо купаться в нем. Воду вы не загрязняйте, В неё мусор не бросайте!

          Без иголок не хожу,
         С Крошем-зайчиком дружу.
         Немало с ним прошли дорожек.
         Кто же я? Конечно… 
    (Ежик) 

    5. Станция — Дом Ежика — мастерская.

    Ежик предлагает нам сделать поделки из мусора и давать 2 жизнь коробочкам из-под сока и  порадовать богиню Флору тем, что превратим мусор в интересную  вещь.

    Показ и анализ образца.

    Изготовив такие игрушки вы сможете поиграть с ними в театр , придумать интересную историю про их приключения.

    - Что нам потребуется ?

    Пальчиковая гимнастика:

    - Пальчик-мальчик, где ты был?

     С этим братцем в лес ходил,

     С этим братцем избу мел,

     С этим братцем птиц кормил,

     С этим братцем мусор в урну выносил.

    Последовательность выполнения работы ( показ воспитателя )

    1.Возьмём силуэт животного. Прорисуем недостающие элементы.

    2. Приклеим силуэт животного на коробку от сока.  

    3. Украсим нашу поделку. Для этого я приготовила вам сюрприз .В конвертиках вы найдёте детали для украшения ваших поделок . У каждого получится своя игрушка.

    Самостоятельная работа учащихся 10 мин.

    – Ну, что же приступим к работе.

    Контроль организации рабочего места.

    Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

    Выставка работ.2-3 мин

     Демонстрационный стол, на столе поделки ребят

    -Ребята, посмотрите на свои работы и скажите, какими получились ваши изделия?

    (Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)

    -Какие качества вам потребовались?

    (Ребята отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)

    Уборка рабочего места.1мин    

    Ну, что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Встали, закрыли глазки, Крибле - крабле -бумс, вот мы и в детском саду.

    6. Подведение итогов:

    Давайте посмотрим и покажем Флоре, что же мы нашли в стране Смешариков? (собираем пазл, беседа)  - А что еще мы получили о Смешариков? (мешочки с семенами, торфяными таблетками и емкостями для посадки) — Как вы думаете, то,что мы вырастим растения и поможем природе этого будет достаточно для улучшения экологической обстановки на нашей планете? А что же еще нужно делать, чтобы не было экологических катастроф?

    Сегодня мы лишь чуть приоткрыли двери важной экологической проблемы. Мы знаем, что рыбе – нужна чистая вода, зверю – чистые леса, птице – чистый воздух. Давайте охранять наш «Дом Природы» от разрушения. Сохраним порядок в нем, защитим от мусора. Ведь это зависит от каждого из нас.

    Если путешествие вам было интересным, полезным и познавательным, возьмите желтую ладошку. Если вам что-то не понравилось, было скучно и не интересно- то красную.

    Молодцы ребята!

    –Вы были сегодня активными, внимательными и сообразительными.