Опросы и анкетирование родителей

Грачева Арина Юрьевна

Проведение опросов и анкетирования родителей - важная и неотъемлемая часть работы психолога ДОУ. Данная форма сотрудничества с родителями позволяет определить зону актуальных трудностей, сформировать запрос, повысить заинтересованность родителей в развитии ребёнка в стенах ДОУ. Результаты опросов помогают более предметно выстроить просветительскую работу, оказать адресную практическую помощь в семейном воспитании и развитии ребёнка.

Результаты анкетирования родителей дошкольников (октябрь 2015 год, опрошено 158 человек)

                                      Трудности, которые испытывают родители

Рейтинг

Трудности в воспитании ребенка

Кол-во/%

1

Как сохранять спокойствие в напряженных ситуациях

79/51%

2

Как приучать ребенка к дисциплине и воспитать в нем тветственность

74/48%

3

Как правильно наказывать ребенка

68/44%

4

Капризность ребенка

58/37%

5

Как подготовить ребенка к школе

57/36%

6

Как правильно развивать способности ребенка

56/35%

7

Как укреплять здоровье ребенка

55/34%

8

Как правильно воспитывать ребенка

42/27%

9

Как правильно хвалить ребенка

42/27%

10

Как помочь ребенку при компьютерной, телефонной и теле- зависимости

41/26%

Какие трудности, по мнению родителей, испытывают дети?       

                Взаимоотношения со сверстниками, не дружат, конфликтуют – 56%

Далее одиночные ответы  родителей:

Недостаточно времени и внимания от родителей

Не хватает уверенности в себе

Привязаны к компьютеру и телефону

Застенчивость

Уступчивость в конфликтах

Нежелание начать заново при незначительной неудаче

Болезненное восприятие неудачи, плаксивость, обидчивость

Неумение постоять за себя

Ночные страхи, трудно засыпает

Плохой аппетит

Разобщенность в воспитании, влияние бабушек, дедушек

Берет чужие вещи, обманывает

Комплексы

Поток информации повсеместный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опрос взрослых

" Что способствует семейному счастью?" (апрель 2018)

Ваши ответы будут систематизированы и представлены на очном этапе районного конкурса «Формула семейного счастья».

Варианты ответов:

  1. Единство взглядов на жизненные ценности.
  2. Любовь супругов.
  3. Стабильный материальный доход.
  4. Здоровье членов семьи.
  5. Психологическая грамотность (культура) родителей.
  6. Помощь государства.
  7. Другое (напишите свой вариант):

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!



Предварительный просмотр:

Результаты опроса  среди взрослых на тему «Что способствует семейному счастью?» (опрошено 241 человек, апрель, 2018)

Рейтинг ответов

1 место – единство взглядов на жизненные ценности – 64% (154 чел.)

2 - любовь супругов  -  53% (129 чел.)

3 - здоровье членов семьи – 51% (124 чел.)

4 - психологическая культура родителей – 44% (105 чел.)

5 - стабильный материальный доход – 43% (103 чел.)

6 - помощь государства – 10% (24 чел.)

Другое: полное доверие, уважение к партнёру, понимание и поддержка в семье, чувство юмора, совместный досуг, все составляющие важны.

Вывод: для большинства опрошенных важно единство взглядов на жизненные ценности. Любовь – это тоже великая ценность, это  на 2 месте. Также важны здоровье, психологическая культура родителей, материальный доход.  Примечательно, что на помощь государства рассчитывают лишь 10% опрошенных. Вероятно, это связано с тем,  что люди осознают свою личную ответственность за построение счастливой семьи и опираются больше на собственные, внутренние ресурсы, а не на внешние.



Предварительный просмотр:

Опросник для педагогов и родителей дошкольников на определение признаков и уровня тревожности

Общие признаки, проявляющиеся постоянно (особенно, в течение последних 6-ти месяцев).

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудности с концентрацией внимания.
  3. Мышечное напряжение (лицо, шея).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушение сна, аппетита.

Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко

Инструкция: отметьте, пожалуйста, плюсом признаки, которые наиболее часто проявляются у ребёнка.

  1. Ребёнок не может долго работать, не уставая.
  2. Трудно сосредоточиться на чём-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения задания напряжён, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. У ребёнка часто холодные и влажные руки.
  10. Нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Сон беспокойный, трудное засыпание.
  14. Пугливый, многое вызывает страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слёзы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Уровни тревожности:

15-20 – высокий

7-14   -  средний

1-6     -  низкий



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

С помощью данной анкеты Вы сможете определить уровень познавательных потребностей ребёнка (узнавать новое, проявлять любознательность, делать что-то занимательное и др.). Пожалуйста, отметьте наиболее подходящие ответы.

1. Часто ли ребенок задает Вам вопросы?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1

2. Часто ли Ваш ребенок просит, чтобы ему почитали?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1

3. Занимается ли Ваш ребенок умственным трудом?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1

4.  Как обычно поступает Ваш ребенок, услышав занимательный вопрос?

□  пытается ответить сам; 5

□  по-разному; 3

□  просит, чтобы кто-либо из взрослых ответил на вопрос. 1

5. Как часто ребенка привлекают занимательные виды деятельности?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1                                                                                                             Сумма: ________

Уважаемые родители!

С помощью данной анкеты Вы сможете определить уровень познавательных потребностей ребёнка (узнавать новое, проявлять любознательность, делать что-то занимательное и др.). Пожалуйста, отметьте наиболее подходящие ответы.

1. Часто ли ребенок задает Вам вопросы?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1

2. Часто ли Ваш ребенок просит, чтобы ему почитали?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1

3. Занимается ли Ваш ребенок умственным трудом?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1

4.  Как обычно поступает Ваш ребенок, услышав занимательный вопрос?

□  пытается ответить сам; 5

□  по-разному; 3

□  просит, чтобы кто-либо из взрослых ответил на вопрос. 1

5. Как часто ребенка привлекают занимательные виды деятельности?

□  часто; 5

□  иногда; 3

□  редко. 1                                                                                                             Сумма: ________



Предварительный просмотр:

 Авторская методика А.Ю.Грачевой

 «Ваша родительская эффективность»

 

Инструкция. Прочитайте краткие характеристики 10-ти параметров, характеризующих  родительскую эффективность (результативность в воспитании):

1. Интерес к внутреннему миру ребёнка.  Качество эмоционального контакта, стремление понять эмоциональное состояние ребёнка. Поддержка и развитие его лучших качеств и способностей.

2. Навыки грамотного общения. Знание эффективных приёмов коммуникации с ребёнком и умение их использовать в конфликтных, напряжённых ситуациях (например, я-сообщения, активное слушание), вести конструктивный диалог. Умение слышать.

3. Принятие ребёнка. Безусловная любовь, понимание причин трудного поведения, учёт индивидуальных особенностей.

4. Воспитательная грамотность и уверенность. Последовательность в воспитании (отсутствие противоречивых  приёмов воспитания). Адекватность требований  с учётом возраста и возможностей ребёнка. Приучение к порядку, дисциплине.

5. Учёт  личных границ ребёнка. Уважение к ребёнку как личности, который имеет право на свою личную территорию, вещи, игрушки, мнение, решение. Развитие самостоятельности.

6. Выполнение ребёнком Ваших просьб и указаний. В какой степени ребёнок Вас слышит и понимает, чего Вы от него хотите.  

7.Внутренний комфорт. Стрессоустойчивость. Умение управлять своим состоянием. Самооценка, самопринятие.

8.  Умение заботиться о себе. Учёт своих потребностей. Личное время и пространство, здоровье, хобби, профессиональная самореализация, досуг, друзья.

9. Ваш личный пример. В какой степени Вы можете быть примером для ребёнка (нормы поведения, культура эмоций, поступки, качества характера). Степень выполнения Вами того, чего Вы сами ждёте и требуете от ребёнка.

10. Стремление к самообразованию и повышению грамотности в вопросах воспитания. Чтение литературы по возрастной психологии, обучение на курсах, обращение за консультацией к специалисту.

Процедура самооценивания (условие - честная самооценка)

1. Оцените, пожалуйста, степень выраженности у Вас указанных выше параметров, отметив соответствующие баллы на шкалах по степени их выраженности от 1 балла  (минимальная степень) до 10 баллов  – максимальная степень.

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

1_____________________5____________________10

2)  Сложите баллы и полученную сумму разделите на 10. Вы получите   среднюю  (субъективную)  оценку своей родительской эффективности.  

1-3 – низкая РЭ

4-7 – средняя РЭ

8-10  - высокая РЭ

3) Соедините точки и получите профиль Вашей родительской эффективности, который наглядно отражает зоны, где требуется коррекция.

4) Попробуйте сами скорректировать  западающие параметры или обратитесь за помощью к психологу.

Как показывает практика, при желании и определённых усилиях можно улучшить каждый их указанных параметров.

Желаю семейной гармонии!