Педагог - эколог - 2019

Фролова Наталия Владимировна

Страница содержит технологическую карту открытого урока по химии в 9 классе на тему "Азот.Экология круговорота азота в природе", фотографии с урока, аннотацию к уроку и самоанализ урока.

https://www.youtube.com/watch?v=tQJLrH4s2is Самоанализ урока

https://www.youtube.com/watch?v=Q2DGe9UsXyI Аннотация к уроку химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 9 классе на тему «Азот. Экология азота».

Предмет, класс

Химия, 9 класс

Тема урока, его название

Тема « Неметаллы»,  урок  № 33  «Азот»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Образовательная

Повторение и закрепление материала по теме « Строение атома и молекула азота», формирование представления о физических и химических свойствах простого вещества азота, раскрытие роли азота в природе

Деятельностная

Формирование регулятивных учебных действий по планированию и оценке результатов своей деятельности, формирование устойчивых знаний об окружающей мире и взаимосвязи живого и неживого в природе.

Планируемые результаты

Познавательные

Уметь характеризовать азот на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома, описывать физические свойства простого вещества азота и объяснять причину химической инертности молекулы азота, знать химические свойства азота, уметь составлять уравнения реакций с участием азота.

Регулятивные

Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку.

Личностные

Формировать учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, желание познавать окружающий мир, бережное отношение к природе.

Коммуникативные

Развивать планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при постановке цели урока и нахождения решений этой цели, умения работать в парах и группах.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран.

Методы, технология

Технология развития критического мышления через чтение и письмо,  кейс - технология

Учитель

Фролова Н.В

Общеобразовательное учреждение

МБОУ «Красивская СОШ»

УМК

О.С. Габриелян  (М: Дрофа) 2016

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Ориентировочно-мотивационный этап

  1. Актуализация знаний учащихся
  2. Мотивация к учебной деятельности.

            (3 мин)

 

Фронтальный опрос (проверка домашнего задания) предлагает учащимся ответить на вопросы:

Назовите формулу сероводорода?

Охарактеризуйте его физические свойства.

Какими химическими свойствами он обладает? 

Какая кислота соответствует?

Как называются соли этой кислоты?

Назовите формулу оксида серы 4.

Тривиальное название.

Физические свойства.

Химические свойства.

Какая кислота соответствует этому солеобразующему оксиду?

Как называются соли?

Оксид серы 6.

Физические свойства.

Химические свойства.

Какая кислота соответствует?

Какие соли соответствуют?

Качественная реакция на сульфат ион?

Физические свойства серной кислоты?

Химические свойства серной кислоты?

Чем металлы существенно отличаются от неметаллов?

Где неметаллы находятся в ПСХЭ?

Каковы свойства неметаллов?

-Чем дышит человек?

-  Что собой представляет воздух?

- Назовите качественный и количественный состав воздуха.

-  Содержание какого газа в воздухе наибольшее? (слайд №2)

Отвечают на вопросы учителя.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: применяют

 полученные ранее знания на практике.

Познавательные: учатся строить логические рассуждения, объяснять явления.

Личностные: формируется

потребность в получении

новых знаний.

Коммуникативная: учатся формировать и высказывать свои мысли.

3.Операционно-исполнительный этап: построение проекта (3 мин)

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока и определить учебную задачу. В ходе обсуждения составляется план работы, ученикам раздаётся технологическая карта урока, которую они будут заполнять в течение урока, в результате она превратится в проект по теме «Азот»:

1. История открытия азота (доклад ученицы)

2. Азот в природе. Физические свойства.

3. Строение атома и молекулы.

4. Химические свойства.

5. Области применения азота.

6. Круговорот азота в природе.

Доклад ученицы.

В 1772 году английский учёный Резерфорд и шведский исследователь Шееле в экспериментах по сжиганию веществ обнаружили газ, не поддерживающий дыхание и горение. Позднее, в 1787 году, Лавуазье установил наличие в воздухе газа, не поддерживающего дыхания и горения. Он дал название этому газу «азот», означающее «безжизненный» (от латинского а – нет и зоэ – жизнь). В 1790 году Шапталь дал азоту другое название – нитрогениум – означающее «рождающий селитру». (слайд №4)

Называют тему урока, формулируют цель урока, составляют план работы.

Ученики слушают доклад и делают заметки об открытии азота.

Регулятивные: самостоятельно осуществляют целеполагание, планирование путей достижения цели

Коммуникативные: осуществляют сотрудничество по поиску и сбору информации

Познавательные: формируем у учеников знания по истории химии, чувство взаимосвязи прошлого и настоящего, важности открытий, знакомим с личностями учёных, развиваем ноосферное мышление.

4. Информационный ввод учителя (12 мин)

Реализация построенного проекта

Получение нового материала.

Задает вопросы учащимся:

- Какое значение имеет азот для существования жизни на земле?

-Распространение его в природе.

-Почему дословный перевод «безжизненный»?

Азот в природе. Физические свойства (слайд 5,6)

-Что вы знаете об элементе азоте? Дайте его  характеристику по положению в периодической системе.

-Составьте электронную формулу и электронную схему строения атома азота.

-Определите характерные степени окисления.

-Почему химический элемент азот имеет высокую реакционную способность?

Предлагает учащимся охарактеризовать положение азота в ПСХЭ Д. И. Менделеева , определить его порядковый номер и атомную массу, составить электронную формулу, определить высшую и низшую степень окисления. Слайд № 7.8.9) (работа в технологических картах)

Дополняет ответы учащихся, отмечая все возможные степени окисления азота 0т +5 до -3.

Обращает внимание учащихся на ряд электроотрицательности элементов, в котором азот находится на третьем месте после кислорода и фтора. На основании ряда ЭО предлагает учащимся сделать вывод о том, какие свойства будет проявлять азот в отношении других элементов. Учащимся предлагается вспомнить строение молекулы азота, определить вид связи, используя текст учебника стр.143.

 Объясняет способы получения (Слайд №10) и химические свойства азота. (слайды №11,12.13)

Привлекает учащихся к активной работе по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций взаимодействия азота с активными металлами ( Mg, Ca, Al) работа в тех. карте урока и на доске.

 Показывает опыт по получению азота из бихромата аммония.

Видео: «Получение азота при взаимодействии нитрита натрия с хлоридом аммония»

(слайд 14)

Участвуют в обсуждении, записывают в карты новые сведения, делают предположения о химических свойствах азота, составляют уравнения реакций взаимодействия азота с металлами и осуществляют взаимопроверку.

Познавательные: учатся обобщать понятия, объяснять явления и устанавливать связи между ними.

Коммуникативные:  переводят информацию из символико -графической в  словесную. Систематизируют и обобщают информацию.

Личностные: формируется

 потребность к

самообразованию.

 

5.Устная работа в парах сменного состава (5 мин)

Раздает задания парам сменного состава и организует работу в парах с целью закрепления введенного материала,

проводит консультацию в процессе работы.

(3 мин)

Групповая работа решение заданий в формате ОГЭ на закрепление знаний о химических свойствах азота. (2 мин)

Работают в парах сменного состава с заданиями, отвечая друг другу на предложенные вопросы, консультируются, если это необходимо с учителем.

 Регулятивные: применяют

 полученные ранее знания на практике.

Познавательные: учатся строить логические рассуждения, объяснять явления.

Личностные: формируется

потребность в получении

новых знаний.

Коммуникативная: учатся формировать и высказывать свои мысли.

6. Круговорот азота в природе. (11 мин)

(слайды № (15-17)

 Объяснение начинается с написания реакции получения оксида азота 2 и того, что она протекает во время грозы. Важность её заключается в том, что она является первым звеном связывания азота атмосферы. Далее  идет окисление до оксида азота 4 и образование азотной кислоты в атмосфере. В отличие от инертного атмосферного азота нитрат ион растворим в воде и доступен для растений. Также идёт химическое связывание на заводах и при помощи клубеньковых растений. Ну а далее из почвы в растения, из растений в животных, из растений и животных в человека, и из всех вышеперечисленных в атмосферу. Учитель подчёркивает, что азот входит в состав удобрений, без которых невозможно вырастить хороший урожай, а соответственно и накормить человечество, поэтому круговорот азота играет глобальную роль в существовании всего живого на планете.

Предлагает учащимся самостоятельно прочитать текст учебника и обсудить распространение азота в природе, его роль для жизни на Земле. Круговорот азота в природе. Дополняет ответы учащихся (работа с учебником)

Записывают в тех.карту  новые сведения, называют где ещё содержится азот (белок. ДНК)

 Решение

 Кейса

(групповая работа)

Выполняют предложенное задание, проводят обсуждение, дополняют ответы одноклассников.

(слайд 18)

Познавательные: обобщают и

 систематизируют

информацию

учатся строить

 логические цепочки.

Коммуникативные:

 планируют учебное сотрудни

чество.

7. Синквейн

(слайд 19-20)

(3 мин)

Учитель напоминает учащимся о том, что такое синквейн и предлагает составить синквейн на тему «Азот»

 Составляют синквейн, опираясь на полученные знания о физических, химических свойствах азота, круговороте азота в природе и его значения для всего живого.

Регулятивные: применяют

 полученные ранее знания на практике.

Познавательные: учатся строить логические рассуждения, объяснять явления.

Личностные: формируется

потребность в получении

новых знаний.

Коммуникативная: учатся формировать и высказывать свои мысли.

8.Рефлексия

 (слайд №21) (2 мин)

Обсуждает с  учащимися факты, изложенные в начале урока. Помогает сделать выводы.

( слайд №21 )

Предлагает учащимся закончить предложения:

Теперь я знаю, что……….

Я понял, что………..

Я буду……………

Предлагает оценить результаты своей деятельности.

«!» - все понятно

«?» - остались вопросы

«???» - тема очень трудная, много неясного

 

Осуществляют обсуждение, делают выводы.

Записывают предложения, оценивают, используя символы результаты своей работы.

Коммуникативные: учатся

выражать свои мысли,

оценивать качество своей

 и общей учебной

деятельности

9.Домашнее задание и оценка работы учащихся на уроке (1 мин)

П.28 учить  (слайд №22)

Определяются с выбором домашнего задания

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азот

Слайд 2

Азот входит в состав воздуха , где его объёмная доля составляет 78%, он входит в состав земной коры и живых организмов. В космосе азот занимает по распространённости четвёртое место, вслед за водородом, гелием и кислородом.

Слайд 3

План урока 1. История открытия азота 2. Азот в природе. Физические свойства. 3. Строение атома и молекулы. 4. Химические свойства. 5. Области применения азота. 6. Круговорот азота в природе. 7. Синквэйн

Слайд 4

В 1772 году английский учёный Резерфорд и шведский исследователь Шееле в экспериментах по сжиганию веществ обнаружили газ, не поддерживающий дыхание и горение. Позднее, в 1787 году, Лавуазье установил наличие в воздухе газа, не поддерживающего дыхания и горения. Он дал название этому газу «азот», означающее «безжизненный» (от латинского а – нет и зоэ – жизнь). В 1790 году Шапталь дал азоту другое название – нитрогениум – означающее «рождающий селитру».

Слайд 5

Азот в природе В атмосфере – 78% по объему. В литосфере – в составе нитратов почвы. В биосфере – в составе молекул белков. Физические свойства Азот – газ без цвета, запаха и вкуса, немного легче воздуха. Не поддерживает горение и дыхание. Малорастворим в воде и органических растворителях. t кип = -196 °C ; t пл. -210 ° C

Слайд 6

Азот входит и в состав чилийской селитры – NaNO3 – это неорганическое вещество образовалось из остатков птичьего помёта в условиях сухого и жаркого климата. Широко распространена и калийная селитра – KNO3, встречающаяся в Индии

Слайд 8

Простое вещество азот состоит из двухатомных молекул – N2. В молекуле азота атомы связаны между собой тройной ковалентной неполярной связью . Эта связь очень прочная, поэтому азот является малоактивным веществом.

Слайд 9

Рассмотрим соединения азота . Например, в аммиаке – NH3 – степень окисления азота -3; в оксиде азота (I) – N2O – степень окисления азота +1; в оксиде азота (II) – NO – степень окисления азота +2; в азотистой кислоте – HNO2 – степень окисления азота +3; в оксиде азота (IV) – NO2 – степень окисления азота +4; в азотной кислоте – HNO3 – степень окисления азота +5.

Слайд 10

Азот относительно инертен в химических реакциях . Он не реагирует ни с кислотами, ни с водой, ни со щелочами. При обычных условиях азот реагирует только с литием . При этом образуется нитрид лития. Литий повышает свою степень окисления с 0 до +1, а азот понижает с 0 до -3. Каждый атом алюминия отдает по 6 электронов молекуле азота, при этом литий является восстановителем, а азот окислителем

Слайд 11

При высоких температуре, давлении и в присутствии катализатора азот реагирует с водородом , образуя при этом аммиак. В этой реакции азот понижает свою степень окисления с 0 до -3, а водород повышает с 0я до +1. Азот является окислителем, а водород восстановителем.

Слайд 12

При высокой температуре азот соединяется с кислородом , образуя оксид азота два. В этой реакции азот повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород понижает с 0 до -2. Азот является восстановителем, а кислород – окислителем.

Слайд 13

Основная область применения азота – производство аммиака и азотной кислоты. Азот применяют также для создания инертной среды при сушке взрывчатых веществ, при хранении ценных произведений живописи и рукописей. Азотом раньше наполняли электрические лампы. Жидкий азот используют в охладительных системах. В медицине чистый азот применяют в качестве инертной среды при лечении туберкулёза лёгких, а жидкий азот – при лечении заболеваний позвоночника и суставов.

Слайд 14

В лаборатории азот получают разложением нитрита аммония при слабом нагревании . videoplayback.mp4

Слайд 15

Кроме этого, соединения азота в почве пополняются за счёт грозовых ливней . Сначала из азота и кислорода образуется оксид азота (II), который под действием кислорода воздуха превращается в оксид азота (IV). Этот оксид реагирует с водой в присутствии кислорода воздуха и получается азотная кислота. Кислота затем вступает во взаимодействие с соединениями натрия, кальция и калия, которые находятся в почве, и образует соли – селитры, которые нужны для питания растений.

Слайд 16

Азот входит в состав всех белков, а белок просто необходим для жизни. Человек получает белок из растительной и животной пищи, а животные получают белок, в основном, из растений. А сами растения являются источником пополнения азота. Поэтому в природе постоянно происходит круговорот азота.

Слайд 18

Кейс по теме «Азот» Азот является составной частью наиважнейших органических веществ ( в том числе нуклеиновых кислот и белков). Да и во всех лекарственных препаратах неотъемлемой частью являются соединения азота. В состав воздуха его входит 78%. Но в переводе с древнегреческого он означает « безжизненный». И действительно, если поместить в закрытый сосуд с азотом животное, то оно погибнет. А вот при недостатке азота у растений рост их задерживается, листья постепенно желтеют и процесс фотосинтеза прекращается. Так действительно ли мнение, что азот – «Безжизненный» и «Бесполезный» неоспоримо?

Слайд 19

Синквейн Синквэйн - это пятистрочное нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях Название темы - одно существительное. Описание темы – два прилагательных. Описание действия – три глагола. Отношение к теме – четыре слова. Суть темы – одно слово.

Слайд 20

Синквейн Азот. Бесцветный и жизненно важный Не поддерживает горение и дыхание, инертный Аммиак, азотная кислота, минеральные удобрения Азот – жизнь!

Слайд 21

Рефлексия Закончите предложения: Теперь я знаю, что………. Я понял, что……….. Я буду…………… Предлагает оценить результаты своей деятельности. «!» - все понятно «?» - остались вопросы «???» - тема очень трудная, много неясного

Слайд 22

Домашнее задание П.28 учить



Предварительный просмотр:

  1. Технологическая карта (работа с ПСХЭ, заполнение карты, взаимопроверка)

План урока

1. История открытия азота

2. Азот в природе. Физические свойства.

3. Строение атома и молекулы.

4. Химические свойства.

5. Области применения азота.

6. Круговорот азота в природе.

7. Синквэйн

Тема:

Цель:

Задачи:

1.Открытие азота:

2.Общая характеристика азота

Азот в природе:  атмосфера

                               литосфера  

                                гидросфера

Физические свойства:

Положение в ПСХЭ ____________________________________________________

3.Строение атома: Электронная конфигурация атома АЗОТА

                     

                                                  +7               –  электронная схема    

                                                                                                       

           

Распределение электронов по АО

n = 1

                                Электронная формула - __________________________________

n = 2

Степени окисления:

Молекула азота – N2  

 Назвать связь в молекуле                                               , в молекуле тройная связь:  

4.Химические свойства

Не реагирует с серой

Окислительные свойства

  1. С металлами

N2+Li        

N2+Ca

  1. С водородом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

N2+H2

Восстановительные

кислородом и фтором

N2

N2

5. Области применения азота

Кейс по теме «Азот»

Азот является составной частью наиважнейших органических веществ ( в том числе нуклеиновых кислот и белков). Да и во всех лекарственных препаратах неотъемлемой частью являются соединения азота. В состав воздуха его входит 78%. Но в переводе с древнегреческого он означает « безжизненный». И действительно, если поместить в закрытый сосуд с азотом животное, то оно погибнет. А вот при недостатке азота у растений рост их задерживается, листья постепенно желтеют и процесс фотосинтеза прекращается.

-Как вы можете это объяснить? Пригодятся ли знания, полученные из данной ситуации, в вашей жизни?

Ответы на кейс:

6 Круговорот азота в природе (нарисовать рисунок):

7. Синквейн.

Рефлексия

 Закончите предложения

Теперь я знаю, что……….Я понял, что………..Я буду……………

Предлагает оценить результаты своей деятельности.

«!» - все понятно

«?» - остались вопросы

«???» - тема очень трудная, много неясного



Предварительный просмотр:

Задание 1:

  • Расскажите  об азоте как о простом веществе.
  • Расскажите о физических свойствах азота.

Задание 2:

  • Какое количество электронов на внешнем уровне у атома азота?
  • Какие степени окисления может проявлять азот в соединениях?
  • Выберите  с какими из перечисленных  соединений может  взаимодействовать азот?

Водород,  кислород, натрий, литий, кальций, фтор, вода, серная кислота, гидроксид натрия.



Предварительный просмотр:

Задания в формате ОГЭ

С азотом при определённых условиях может реагировать

 

1) водород

2) железо

3) оксид алюминия

4) серная кислота

Не реагируют друг с другом

 

1) хлор и водород

2) кислород и кальций

3) азот и вода

4) железо и сера

Азот при нагревании реагирует с

 

    1) KOH

2) HCl

3) CO

4) Mg

Азот выполняет функцию восстановителя при взаимодействии с

а) кислородом;

б) литием;

в) водородом.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Вода – это что-то необычное и обыкновенное:

Учитель химии МБОУ «Красивская СОШ» Фролова Наталия Владимировна

Класс: 8 класс

Количество детей: 12

Дидактические цели: формирование представления о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений.

Развивающие цели: формирование общих учебных умений и навыков, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные цели: воспитание  личностных качеств, обеспечивающих успешную исполнительскую деятельность, сообразительность, наблюдательность, увлеченность экспериментом, развитие нравственно-эстетических качеств при описании природных явлений, связанных с водой, посредством эмоционального воздействия через музыку, чтение стихов, изготовление изделий декоративно прикладного характера.

Цель: исследование свойств воды и развитие умений применять полученные знания на практике.

Задачи:                                                                                                                                   предметные:  формировать у обучающихся знаний о физических свойствах воды;                                                                                                                                    - формировать и углублять знания  у обучающихся  о значении воды для жизнедеятельности человека,   объяснять и применять эти знания при решении практических задач.
метапредметные:                                                                                             расширять опыт  деятельности учащихся на уроке химии с применением знаний по экологии.                                              

 - создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;                                                               - формировать опыта творческой деятельности, опыта делового общения;

- развивать творческого мышления, внимания, наблюдательности, памяти;

личностные:                                                                                                                  - способствовать формированию позитивно -  ценностного отношения к природе, к своему здоровью;

коммуникативные: способствовать   формулированию выводов и собственной точки зрения;

- способствовать социализации учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультмедийная презентация, химические реактивы и оборудование.

Форма урока: мастер - класс  с применением метапредметных связей, ИКТ-технологии.

Межпредметные связи: биология, экология.

Оборудования и реактивы: мультимедийный проектор, стакан с водой, химические реактивычерный ящик.

Эксперимент: три пробы воды: сточные воды с полей после дождя, вода из родника, водопроводная. Определение PH, жёсткости,  нитрат, хлорид ионов, органических веществ.

Условия проведения эксперимента: в одинаковых условиях.

                                  Ход занятия:

Учитель: Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости! (муз. фон 1)Лаборант вносит черный ящик, а учитель говорит:

 «Китайский философ Лао-Цзы утверждал, что это – «Самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом» (слайд 1)  (стакан с водой ) Вам понятно,   что сегодня мы с вами поговорим о …..? Правильно о воде! Что, вы знаете о воде? Какую роль она играет на Земле? (Ответы обучающихся, учитель подводит разговор к теме урока и цели) (слайд 2 название) высказывания (слайд 3)

Ребята, а где можно встретить воду? Вот как много вокруг на воды, мы привыкли, что она практически везде и она нас на удивляет т.е. это что –то обычное. Дома из крана льётся, мы её пьём, готовим из неё.

А вся ли природная вода пригодна для употребления? Нет. Только пресная.

А какая это вода пресная? Без соли.

А вся ли пресная вода чистая и пригодна к употреблению?

А где она находится на Земле и много ли её?

Нет её не много, это реки, подземные воды, ледники, некоторые озёра. Только 3% от общего количества. Т.е для нас важна чистая питьевая вода. Так какая же у нас сегодня цель:

Изучение роли воды в природе и для человека.

Видео

А какую проблему мы будем решать?

Проблема: сохранение и сбережение питьевой воды чистой.

        РОЛЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ (слайд 4)

  1. Среда обитания большинства живых существ
  2. Среда протекания всех биохимических реакций
  3. Основная пища растений
  4. Главный растворитель неживой природы(соли Мирового океана)
  5. Участник практически всех химических реакций на земле
  6. Мощный источник энергии
  7. Важнейший регулятор климата на земле

Вывод: «Вода важна для жизни планеты Земля» (слайд 5 )

Видео Итак скажите какую проблему мы сегодня будем решать?

Проблема: сохранение и сбережение питьевой воды чистой.

А какова роль воды для организма человека?

Давайте посмотрим таблицу. (слайд 6)

«Содержание воды в организме человека»

Органы в организме человека

Содержание в %

 Головной мозг белое вещество

 70%

 Серое в-во

 83%

 Спиной мозг

 75%

 Почки

 82%

 Сердце

 79%

 Легкие

 79%

 Мышцы

 75%

 Кожа

 72%

 Печень

 70%

 Скелет

 46%

 Зубная эмаль

 0,2%

 Стекл. Тело глаза

 99%

 Слюна

 99,4%

 Желудочный сок

 99,5%

 Плазма крови

 92%

Общее процентное содержание воды в организме человека равно 65%.

Значит если мы пьём плохую воду ,она остаётся в нашем организме и отравляет его вызывая различные заболевания. Проблема чистой воды стала одной из важнейших в наше время. По данным ВОЗ, почти 80% всех заболеваний вызваны именно некачественной питьевой водой. Ежедневно 25 тыс чел умирают от болезней, вызванных нечистой водой.

Сейчас мы проведём эксперимент, который покажет наличие или отсутствие самых распространённых ионов, которые могут загрязнять нашу воду. У нас три группы и три пробы воды.

  1. Из вод,  стёкших с полей после сильного дождя.

2. Родниковая

      3. Вода из под крана.

Какие ионы ожидаемы в ваших пробах. Каждая группа отвечает.

Далее группы представляют друг другу результаты опытов и делаем выводы.

ЭКОЛОГ. Водопользование – это применение воды для хозяйственных нужд, то есть в промышленности, в сельском хозяйстве.

Водопотребление - это использование пресной воды для обеспечения живых организмов, в том числе человека.

В промышленности, в сельском хозяйстве вода используется в качестве растворителя, для обогрева школ, детских садов, больниц, заводов и фабрик…

 Сельское хозяйство – один из наиболее значительных потребителей воды (наряду с промышленностью, энергетикой и коммунальным хозяйством городов. )

Кейс на тему «Вода»

Человеческую жизнь нельзя представить без использования воды в быту. В первую очередь она источник гигиены. 

Чистой воды на Земле становится все меньше. Больше всего пресной воды используется в промышленности и сельском хозяйстве. В результате запасы чистой пресной воды уменьшаются. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают разные ядовитые вещества. Все живое погибает в такой воде. Она отравляет воздух, становится источником тяжелых заболеваний. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Какие способы сохранения воды чистой вы предлагаете?

Работа в группах.

Так давайте же подведем итоги нашей работы. Я предлагаю вам рефлексию в виде синквейна . Запишите на листочках

Домашнее задание: подготовить творческие работы о воде (загадки, кроссворды, ребусы, рисунки, стихи)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода – это самое обычное и необычное вещество. Выполнила учитель химии МБОУ “Красивская СОШ” Фролова Наталия Владимировна

Слайд 2

Высказывания учёных о воде А.А. Карпинский (академик): «Вода – это живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было» А.Е. Ферсман (геохимик): «Вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни» Р.Парсон (амер.эколог): « Реки – кровеносные системы природы»

Слайд 4

Роль воды на Земле Среда обитания большинства существ Среда протекания всех биохимических реакций Основная пища растений Главный растворитель природы Мощный источник энергии Важнейший регулятор климата на земле Участник реакций важных для существования всего живого

Слайд 5

Вывод «Вода важна для жизни планеты Земля»

Слайд 6

«Содержание воды в организме человека» Органы в организме человека Содержание в % Головной мозг белое вещество 70% Серое в-во 83% Спиной мозг 75% Почки 82% Сердце 79% Легкие 79% Мышцы 75% Кожа 72% Печень 70% Скелет 46% Зубная эмаль 0,2% Стекл. Тело глаза 99% Слюна 99,4% Желудочный сок 99,5% Плазма крови 92% Общее процентное содержание воды в организме человека равно 65%.

Слайд 7

Кейс Кейс на тему «Вода» Человеческую жизнь нельзя представить без использования воды в быту. В первую очередь она источник гигиены. Чистой воды на Земле становится все меньше. Больше всего пресной воды используется в промышленности и сельском хозяйстве. В результате запасы чистой пресной воды уменьшаются. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают разные ядовитые вещества. Все живое погибает в такой воде. Она отравляет воздух, становится источником тяжелых заболеваний. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.Какие способы сохранения воды чистой вы предлагаете?

Слайд 9

Синквейн Понятие Два качества Три действия Фраза о предмете Вывод (СУЩНОСТЬ)



Предварительный просмотр:

 Экологическое эссе

   «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что сможет отделить себя от природы и не считаться с её законами»

                                                                      Вернадский В.И.

         В наши дни никто не может с уверенностью сказать появился ли человек вместе с природой или природа существовала до него сотни и тысячи лет. И первый, и второй случай подразумевает полнейшую зависимость людей от природы, её богатств. Если человек и природа появились одновременно,  значит они друзья, которые вместе прошли и горе и радость, вместе развивались, шли вперёд или отступали по эволюционной лестнице.

      Это друзья, которые любят, заботятся друг о друге, вся их жизнь направлена на сохранение, заботу, поддержку. Если природа первоначально, то человек – это дитё которое она выкормила, сохранила тело, дала энергию и своим примером воспитала, воспитывает и будет воспитывать его душу, если он как и любой ребёнок не возомнит себя взрослым, не перестанет  слушать родителей и не натворит серьёзных непоправимых ошибок.

       Гордыня – это самый страшный смертный грех.  Ни одного человека, ни одну семью сгубил этот грех, но он пошёл и дальше, и сейчас угрожает существованию всего человечества и даже Земле. Я не хочу писать о всех экологических проблемах, которые разрушают планету, все они созданы руками и в первую очередь мыслями, душой людей.

             К сожалению, все разрушения нашей планеты из – за того что они зарабатывают деньги, добывая нефть, газ, вырубая деревья, а природа создала их для сохранения жизни. Так какие же мы друзья и дети, если мы ищем выгоду в наших отношениях, если мы и сильные и пользуемся этим? Такая дружба долго не длится. Сначала приходится пережить много неприятностей, а потом приходит разрыв, дружба заканчивается, не бывает такой дружбы. Ребёнок если не слушает своих родителей, выбирает неправильный путь, который в дальнейшем приведёт его к плохим последствиям.  

                 Мы «сильные»,  у нас атомная энергия, мы построили мегаполисы, вырубив леса и осушив болота, научились клонировать, но стоит подуть ветру  (а это поток мельчайших частиц) и рушатся прочный постройки, улетают дома, гибнут люди;  но стоит пойти сильному дождю (а это поток молекул) и затопляются города, смываются с лица Земли деревни; стоит одному организму или гену перестать правильно работать и болезнь уничтожает человека. Не всегда помогают новые технологии и деньги. Однако, известны случаи когда человек исцеляется, уйдя подальше от цивилизации, соединившись с природой, её энергией.

             Вот в эти моменты человек осознаёт свою слабость пред стихией, болезнь; и всю мощь, неисчерпаемую энергию природы. Человек отделился от природы, и ему приходится бороться с проблемами, которые за него решала она. Вселенная даёт человечеству возможность всё исправить, остаться в живых, здоровым, т.е. подружиться с природой. Даёт ценное время, которое дороже золота.