практика "По секрету всему свету"

ДАНИЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Инклюзивная практика для детей средней комбиникованной группы, направленая на развитие эмоционально-волевой сферы, речевой активности и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_po_sekretu.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Светлячок» города Лесосибирска»

 

Инклюзивная практика

 «По секрету всему свету»

для детей дошкольного возраста

                                                     

                                                       

   Авторский коллектив:

педагог-психолог Дорогова Марина Владимировна  

логопед Данилова Ольга Николаевна

Лесосибирск – 2023г.

                Пояснительная записка

Инклюзивная практика «По секрету всему свету» (далее Практика) коррекционно-развивающей направленности разработана для детей дошкольного возраста группы комбинированной направленности, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) и дети с нормой развития. Практика способствует обеспечению «равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей».

У детей с ОВЗ зачастую наблюдается задержка развития психических процессов, недоразвитие речи, нарушения эмоционально-волевой сферы,  что отражается поведенческих отклонениях, неумением подчиняться правилам. В свою очередь нарушения эмоционально-волевой сферы создают условия снижающие усвоение коммуникативных навыков и как следствия возможности успешного усвоения речи. Соответственно развитие психических процессов и речи необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с развитием эмоционально-волевых качеств детей.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием мышления, памяти, воображения, речи и коммуникативных навыков, формированием эмоциональной выразительности и волевых качеств личности. Именно через театрализованные игры ребёнок приобщается к культуре, учиться правильно оценивать поступки окружающих, отличать прекрасное от безобразного и принимать мир во всей его красоте.

Актуальность Практики продиктована необходимостью организовать работу по коррекции развития психических процессов и речи, психопрофилактике и развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с ОВЗ. Практика создаёт условия  для  развития всех воспитанников комбинированной группы, способствует улучшению коммуникативно-речевого взаимодействия дошкольников, их способности к произвольной регуляции поведения, психоэмоциональной стабильности. Совместное участие воспитанников с нормой развития и детей с ОВЗ в данной практике создаёт условие непосредственной передачи речевого опыта и навыков коммуникации детей с нормой развития сверстникам с ОВЗ через партнёрское участие в театрализованных играх, драматизациях, игровых ситуациях. 

Цель Практики: психопрофилактика, коррекция развития психических процессов, речевой и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями и нормой развития посредством театрализации.

Задачи Практики:

- развивать психические процессы и коммуникативно-речевые навыки, эмоционально-волевую сферу;

- способствовать формировать произвольную регуляцию и контроль поведения;

- способствовать раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Практика  «По  секрету всему свету» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на реализацию его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и эмоционально-волевой сферы. Театральная деятельность способствует проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, к усвоению новой информации и новых способов действия; формированию настойчивости, целеустремленности, выражению эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, активизируют словарь детей, совершенствуют звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок знакомится с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения. 

В структуру занятий включаются сенсомоторные комплексы, направленные на координацию речи с движениями, на развитие артикуляционного праксиса,  чувства ритма, а так же разнообразные дыхательные упражнения. Используются пальчиковые игры или массаж пальцев, логопедические гимнастики, упражнения для развития мимических мышц. А так же каждое занятие включают коллективные театрализованные игры, которые создают условия для коррекции психических процессов и развития коммуникативных навыков, усиливают адаптационные способности, способствуют самовыражению личности ребенка. Этюды, сценки и театральные постановки используются на занятиях для освоения детьми разных ролей, умения перевоплощаться в героев, принимать условия и правила совместной театрализованной деятельности, что способствует развитию мышления воображеия и эмоциональной сферы дошкольников. Упражнения на релаксацию завершающие занятия направлены на снятие эмоционального и физического напряжения.

Для возможности единовременного оказания коррекционно-развивающей помощи воспитанникам, нуждающимся в психолого-педагогическом и логопедическом сопровождении, реализация Практики одновременно осуществляется педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Практика рассчитана на 28 групповых занятий в форме игротренингов.

Продолжительность реализации Практики в учебном году - 9 месяцев (сентябрь - май). Срок обучения (с октября по апрель) - 7 мес.

Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия составляет от 20 до 25 минут, в соответствии с возрастными, психологическими и физическими возможностями детей дошкольного возраста.

Структура и содержание Практики

Этапы реализации Практики:

Этапы

На что направлены

Содержание этапа,

инструментарий

I. Диагностический этап (сентябрь)

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей комбинированной группы

Для диагностики были использованы следующие методики:

- диагностика волевой сферы «Метод экспертных оценок» И.Т. Кушнер;

- диагностика эмоциональной сферы методика «Волшебная страна чувств» Т. Грабенко;

- диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду".

- диагностика речедвигательной сферы дошкольников (Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С.)

II. Установочный

Разработка программы

Постановка целей, задач. Отбор

этап (сентябрь)

коррекционно-

методов, приёмов, дидактического

развивающей практики «По секрету всему свету».

оснащения коррекционно- развивающего процесса и подготовка

оборудования и предметно-пространственной среды для занятий.

III. Коррекционно- развивающий этап (октябрь-апрель)

Коррекционно-развивающие занятия

Реализация коррекционно-развивающей практики «По секрету всему свету»

IV. Оценка эффективности коррекционно- развивающей

работы (май)

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика по итогам

реализации Практики

Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом

реализации практики.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из 3-х взаимосвязанных частей,  объединенных одной темой:

Вводная часть

  1. Ритуал посещения занятия.
  2. Ритуал приветствия.

Основная часть

  1. Разминка - подготавливающая эмоциональный фон занятия.
  2. Логопедические упражнения. 
  3. Элементы театрализации.
  4. Задания, упражнения или игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Заключительная часть

  1. Релаксационные упражнения.
  2. Ритуал завершения занятия, подведение итогов и прощание.

В процессе реализации Практики выдерживается повторяющаяся структура занятия. В пределах одного занятия осуществляется поочередное делегирование роли педагога ведущего занятие, а так же смена форм взаимодействия детей (группы, подгруппы, пары).

Занятия включают:

Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие выразительной мимики; дыхательные упражнения, упражнения на дикцию; задания для развития интонационной выразительности.

Элементы театрализации: упражнения на развитие детской пластики; образные упражнения, игры-превращения «учись владеть своим телом»; элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовка и разыгрывание сказок, инсценировок, различных художественных произведений, где происходит знакомство с текстом, со средствами драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Задания, упражнения или игры на развитие эмоционально-волевой сферы: задания на развитие коммуникабельности и умения доброжелательно  

Материально-техническое оснащение

- музыкальный центр;

-театральная сцена, занавес, ширмы;

- декорации;

- костюмы;

- настольный, перчаточный, кукольный и другие виды театров;

- иллюстрации к сказкам и другим художественным произведениям;

- сценарии сказок, этюдов, театрализованные игры, различные художественные произведения.

Для реализации практики специально организованно пространство в детском саду. Это отдельное помещение, где находится сцена, оснащённая занавесом; отведено место для зрителей; размещены декорации, костюмы, различные атрибуты к спектаклям и театрализованным играм. Размещены разные виды театров. На стене стенд, для афиши. Отведено пространство для проведения разминки, пространство для релаксационных упражнений с половым покрытием, музыкальная колонка, столы, стулья, магнитно-маркерная доска.

Ритуал перемещения из группового пространства в пространство реализации практики способствует погружению детей в событийность процесса, что способствует их эмоциональному настрою, мотивирующему к предстоящей деятельности.

Пространственная среда позволяет организовать импровизированный театр со сценой и зрительным залом, что способствует творческому воображению детей, дополняет, обогащает и усиливает эмоциональную память ребенка, создаёт яркое театральное зрелище для детей, выполняющих роль актёров и зрителей.

Постоянно повторяющиеся ритуалы занятий позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности, придают уверенность в себе. Последовательность действий способствует эмоциональной стабильности ребёнка на протяжении всего занятия.

Планируемые результаты

- у детей достаточно развит активный словарь;

- у воспитанников усовершенствована звуковая и интонационная сторона речи;

- дети используют диалогическую и монологическую речь;

- дети слушают и понимают инструкции;

- дети проявляют  интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству; 

- воспитанники проявляют интерес к художественным произведениям;

 - дети знакомы с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи;

- воспитанники умеют пользоваться средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос,  движения;

-  дети умеют двигаться в соответствии с характером сказочного персонажа;

- дети способны выполнять действия синхронно и выразительно;

-  воспитанники ориентируются в пространстве сцены;

- дети способны запоминать и выполнять роли;

- у детей достаточно развито произвольное внимание;

- детям доступно произвольное воображение;

- у воспитанников достаточно развита двигательная, образная,  эмоциональная и словесная память.

- у детей усовершенствовались такие коммуникативные качества как контактность, отзывчивость;

- дети не стесняются в общении с другими людьми, способны выступить на сцене, отстоять свои интересы;

- дети способны сочувствовать, сопереживать другим людям;

- легко вступают в коммуникацию со сверстниками, знают речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли;

- воспитанники обладают такими волевыми качествами как настойчивость, целеустремлённость, работоспособность;

- дети способны оказать помощь другим детям в быту, игре, творческой деятельности.

Список литературы

1. Губанова Н.Ф. «Театрализованные игры в детском саду». – М.: Мозаика-синтез, 2016г. – 77с.

2. Григорьева Т.С. Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012г. – 63с.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002г. — 208 с.

4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – СПб.: АРКТИ, 2020г. – 31с.

5. Сорокина Н.Ф. Театральные игры, этюды, сценки, пьесы. – М.: АРКТИ, 2011г. – 108с.

5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения. — М.: Генезис, 2006г. — 176 с.

6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. — М.: Генезис, 2004г. —175 с.