Игры

ДАНИЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

1."Путешествие колобка по цветовой дорожке" (для младшего дошкольного возраста)

  Использование призентации на занятиях по закреплению понятия цвет.

   Все действия выполняются по щелчку мышкой

2. Игра "Да-нет" (пробный вариант)

Цель учить задавать прямые вопросы ответ на которые "ДА" или "Нет"

Последовательность действий:  

- Если дети хотят играть щёлкнуть по весёлому смайлику

- щелкнут по тому предмету который выбрали дети:

       а) если это книга выскочит грусный смайлик для продолжения щёлкни по нему

       б) если это мяч выскочет весёлый смайлик, щёлкни по нему

- теперь нужно будет угадать что загадано.

    1. определить к какому миру относится:

         а) природный - грустный смайлик, щелкни по нему

         б) рукатворный - весёлый смайлик, щёлкни по нему

2. к какой группе предметов относится:

       Действия те же

3. выбираем конкретный предмет.

3. Картотека игр на формирование системного мышления

      (игры взяты из сборника Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. и интернет ресурсов)

4. Электронный вариан схемы игры "Да-Нет"

Пояснение: Загадывается любай объект и дети с помощью примых вопросов пытаются отгадать , что загадоно. Передвижения по слайдам происходит спомощью Щелчка по выбранной картинке и заканчивается, после того как угадан объект.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приключение колобка по цветной дорожке. Воспитатель Данилова О.Н.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пример игры « Да-Нет » Воспитатель Данилова Ольга Николаевна


Предварительный просмотр:

«Мои друзья»

 Цель: формировать умение выделять функции предметов

Ход:Ведущий  просит  назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо.  Дети определяют кто они. Затем воспитатель выбирает любое  свойство и называет его. Дети объекты которых имеют это свойство, подходят к ведущему. ( например:  Я – самолет. Мои друзья – это то, что умеет летать.)

«Что умеет делать»

Цель: формировать умение выделять функции предметов

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

«Чем был – чем стал».

Цель: учить определять последовательность развития событий.

 Ход: Например :

1)Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети объекты материального миры, которые сделаны из этих материалов.

2)объекты живой природы: семечко, головастик, дерево ит.д.

«Раньше – позже».

Цель: учить определять последовательность развития событий.

Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет потом. Для наглядности можно пользоваться шкалой времени.

Например: Вы подошли к перекрестку. Что будет дальше?

Сейчас идет дождь, а раньше? А потом?

Сейчас мы ездим на машинах, а раньше?

«Где живет?».

Цель: учить выявлять над-системные связи

Ход: Ведущий называет предмет окружающего мира. В младшем возрасте это объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте любые объекты и явления реального и фантастических миров.

Например: где живёт гвоздь ( в столе, на фабрике, у папы в гараже, на стене, в стуле)

                      Где живёт медведь? (в лесу, в зоопарке, в мультфильмах, на конфетных фабриках)

              Где живут вежливые слова?( в книге, в песне, в хорошем человеке)

                   В каких предметах живёт прямоугольник?

                   В каких словах живёт буква «А»?

«Робинзон Крузо»

Цель: Учить выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

Ход: Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшим крушение и о том, что у спавшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После чего начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации( построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и т.д.)

«Аукцион»

Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.

Ход: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди  называют все ресурсы их использования. ( например: Линейка. Для чего она нужна? Как ещё можно пользоваться линейкой.)

«На что похоже?»

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучения детей сравнениям разнообразных систем.

Ход: Ведущий  называет объект (или показывает) , а тети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожие объекты могут быть по следующим признакам: по назначению, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому, по будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру и т.д.

«Теремок»

Цель: Учить сравнивать многообразие систем.

Ход: Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке».  Другие смогут попасть в «Теремок» если скажут, чем их предмет похож с предметом ведущего или отличается от него. Ключевые слова « Тук-тук. Кто в теремочке живёт?»

«Давай меняться».

Цель: Учить сравнивать многообразие систем.

Ход: Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объекты.

Например:

  1. Я часы - показываю время.
  2. Я книга – делаю человека умнее
  3. Я комар – мешаю людям
  4. Я машина – перевожу людей

А теперь давайте поменяемся  функциями. И вы должны будете объяснить, как примените функции других.

«Найди друзей».

Цель: Учить сравнивать многообразие систем, выделять их функции.

Ход: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети должны сказать кто или что выполняют такую же функцию.

Например: машина перевозит груз, а кто ещё выполняет эту функцию.( груз перевозят лошадь, самолёт, санки, слон ….

Птица умеет летать, а кто ещё умеет летать? (самолёт, пчела, утка….)

Шар, он может катиться. Какие предметы могут еще выполнять эту функцию(закрепить понятие о том , что катятся предметы, у которых нет углов)

«В мире все перепуталось».

Цель: учить классифицировать объекты.

Примечание: для игры  используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: природный и рукотворный мир. Обозначение модели мира определяются вместе с детьми.

Ход: Ведущий показывает картинку с объектом. Играющим  определяют, к какому миру относится. Если к рукотворному миру, то определяют к какой функциональной группе он относится.

Например:  шуба (рукотворный мир)

                    Почему вы так думаете? ( ее шили люди)

                    Шубу поместим к посуде? ( нет из нее не едят. Она нужна людям зимой что бы было    

                     тепло)

                  Куда отнесем шубу ( к верхней одежде)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природный мир Рукотворный мир

Слайд 2

Живая природа Неживая природа

Слайд 3

растения животные

Слайд 4

деревья фрукты цветы овощи

Слайд 9

Рукотворный мир одежда Бытовая техника игрушки посуда мебель транспорт

Слайд 10

цвет