4 класс

Намдакова Оюна Булатовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятое марта Классная работа

Слайд 2

Найди четыре имени существительных к у г р б о у о в к ы л м ф а е м с и и х н с о л н ц е у н ж з ы к ч р а д о с т ь б о в у к я ю

Слайд 3

Найди четыре имени существительных к у г р б о у о в к ы л м ф а е м с и и х н с о л н ц е у н ж з ы к ч р а д о с т ь б о в у к я ю

Слайд 4

Блины – главный символ Символ солнца, тепла.

Слайд 5

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные. Здравствуй, Масленица г..довая, Наша гостьюшка д..рогая! Приезжай на к..нях вороных, На сан..чках расп..сных.

Слайд 6

Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся!

Слайд 7

Ох, Масленица – кривошейка, тебя встретим хорошенько!

Слайд 8

Наступила весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу всё проснулось, зашевелилось, запело, заговорило. Пахнет душистыми почками. Зелёные ёлочки важно вытянули колючие ветки. Лучи солнца осветили всю окрестность.

Слайд 9

«Давай подумаем» Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы, пятый.

Слайд 10

«Давай подумаем» Считать, ты, девять , карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй , пенал, завтра, умножать, шесть , умный, парта, вычитать, досуха, вы, пятый.

Слайд 11

Девять, второй, шесть, пятый. Тема урока: Имя числительное

Слайд 12

Девять, второй, шесть, пятый. девять второй шесть пятый Сколько? Какой? Количественные числительные Порядковые числительные

Слайд 13

Имя числительное- часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете.

Слайд 14

Имена числительные называют количество предметов Сколько? количественные числительные

Слайд 15

Имена числительные называют порядок предметов при счете Какой? Какая? Какое? Какие? порядковые числительные

Слайд 16

Упражнение 2 с.84 Неделя Вместе с другом захотели Мы однажды подсчитать: Сколько дней у нас в неделе – Три, четыре или пять? Мы до вечера пыхтели, Но найти ответ сумели, И ответа нет верней: Ровно семь в неделе дней. (В. Степанов)

Слайд 17

Дни Масленицы: Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы

Слайд 18

Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. Первый день Понедельник: встреча

Слайд 19

Второй день Вторник: заигрыш Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались поездки на лошадях.

Слайд 20

Третий день Среда: лакомка Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Слайд 21

Четвертый день Четверг: разгуляй В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Ряженые веселили народ.

Слайд 22

Пятый день Пятница: тещины вечерки На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами.

Слайд 23

Шестой день Суббота: золовкины посиделки В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением.

Слайд 24

Седьмой день Прощенное воскресенье В этот день были проводы Масленицы. Раскладывали костер и сжигали куклу с песнями. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Так заканчивалась Масленица.

Слайд 25

Масленица …. дней гуляет. Масленица 7 дней гуляет. Ох, Масленица – кривошейка, тебя встретим хорошенько!

Слайд 26

Ребусы

Слайд 27

Масленица к нам пришла, Значит, скоро уж весна! Всем желаю в этот праздник Теплоты, любви, добра!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 4 в

Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. ПОРЯДКОВЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

(Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».)

Цели:

  1. Познакомить с именем числительным как частью речи.
  2. Дать понятие о порядковых и количественных числительных.
  3. Познакомить с обычаями празднования Масленицы.

1. Мотивация к учебной деятельности.

        -Настройтесь на хорошую работу и дайте себе установку: Я буду внимательным, старательным, трудолюбивым, доброжелательным, активным, успешным.

-На столах лежат карандаши – это наше настроение. Зеленый кружок –отличное, жёлтый – хорошее, красный – не очень хорошее.

-Сейчас у вас настроение каково?

Покажите карандаши.  

  1. Повторение изученного. Сообщение темы урока.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число

 Девятое марта

Классная работа

- Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Мы  познакомимся с новой частью речи и поговорим об одном замечательном событии, происходящем в эти дни по всей нашей стране.

  1. - Найди 4 имени существительных (блин, весна, радость, солнце) РАБОТА ПО ПАРАМ

к

у

г

р

б

о

у

о

в

к

ы

л

м

ф

а

е

м

с

и

и

х

н

с

о

л

н

ц

е

у

н

ж

з

ы

к

ч

р

а

д

о

с

т

ь

б

о

в

у

к

я

ю

- Как связаны между собой эти слова? Почему именно сегодня, на этой неделе можно часто их услышать? (Идёт масленичная неделя)

- Масленица – один из самых любимых, весёлых и озорных народных праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы – всегда радость. Люди забывали про холода, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины. Они радовались от души скромному приходу весны и в последний день зимы сжигали чучело Масленицы.

- Что такое имя существительное? (на доску вывешиваю карточки)

Имя существительное

  1. – Прочитайте стихотворение.

Здр…ствуй, Масленица г…довая,

Наша гостьюшка д…рогая!

Приезжай на к…нях вороных,

На сан…чках расп…сных.

- Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные.

- Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное

- Выпишите те прилагательные, в которых количество звуков и букв не совпадает (годовая, дорогая).

  1. – Ребята, а что на Масленицу делают? Напишите глаголы.

- Что такое глагол?

Глагол

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

- Назовите известные вам части речи, которые встретились в этой поговорке.

- Что такое местоимение? (Часть речи, указывающая на предметы или признаки предметов, не называя их, и замещающая в речи имя существительное, имя прилагательное или имя числительное.)

Местоимение

- Прочитайте поговорку:

Ох, Масленица – белошейка, тебя встретим хорошенько!

- Как понимаете эту поговорку? Что значит «встретим хорошенько»?

Какой частью речи выражено слово «хорошенько»?

- Что такое наречие? (неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, другого признака или признак предмета)

  1. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 2, 4, 6 предложений.        

Наступила весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу всё проснулось, зашевелилось, запело, заговорило. Пахнет душистыми почками. Зелёные ёлочки важно вытянули колючие ветки. Лучи солнца осветили всю окрестность. Над головой послышалась звонкая трель.

  1. Работа над новой темой.

Рубрика «Давай подумаем». РАБОТА ПО группам

Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы, пятый.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Местоимения

Наречия

- Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Работаем на карточках

- Какие слова не выписали? (девять, второй, шесть, пятый) Почему?

3.Постановка учебной задачи        

        Итак. - Почему возникло затруднение? (Мы не знакомы с этой частью речи)

         Вот она – проблема. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать? (определить часть речи).

- Давайте подумаем, что называют эти слова? (число).

- Как мы можем назвать такую часть речи? (числовик, численник, числительное).

 - Кто догадался какая будет тема урока? Слайд

В русском языке эта часть речи называется имя числительное.

- А какую цель мы поставим перед собой?

Задачи:

1. определить часть речи

2. выяснить значение

3. на какие вопросы отвечает

-Что обозначают?

Дети:

- Порядок при счете или количество предметов.

На сколько групп можно разделить эти числительные? Почему?

На какие же вопросы отвечают числительные? Запишите в листочек.

Обратите внимание на вопросы, все ли числительные отвечают на один и тот же вопрос?

Имя числительное

порядок при счете

количество при счете

сколько? какой?

Учитель:

- Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник. Определение из учебника мы видим сейчас на слайде.

11Слайд  Читаем определение

  • Имя числительное - часть речи, которая называет количество предметов и порядок предметов при счете.

Итак. Мы поставили перед собой задачу -  определить часть речи и мы её определили. Трудно было или легко?  (кружочки)

- Что называет имя числительное? (количество предметов или порядок предметов при счёте)

- На какие 2 группы делятся числительные? (количественные и порядковые)

- Что называем количественными числительными? (называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

- Какие числительные называем порядковыми? (называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

  1. Физминутка.

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько раз присесть должны.

- Какая новая часть речи встретилась в физминутке? (числительные)

- Какие это числительные? (количественные) 

  1. Работа в тетради.

Упр. 1.

- Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные (самостоятельно)

Упр.2.

- Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопросы. Какие это числительные?

Неделя

Вместе с другом захотели

Мы однажды подсчитать:

Сколько дней у нас в неделе –

Три, четыре или пять?

Мы до вечера пыхтели,

Но найти ответ сумели,

И ответа нет верней:

Ровно семь в неделе дней.

(В. Степанов)

  1. Рубрика «Путешествие в прошлое»

- Мы сегодня много говорили о Масленице. Каждый день масленичной недели имеет своё название.

Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.

Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались поездки на лошадях. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости, и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки…

Третий день Масленицы, среда — лакомка. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Наступает четвёртый день — широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Ряженые веселили народ.

Пятый день Масленицы называется выразительно — тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает. - Объясните значение слова «тёща» (мать жены)

Шестой день этой разгульной недели — золовкины посиделки (золовка — сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай. - «Золовка» (сестра мужа)

И вот завершающий день — прощёное воскресенье, В этот день были проводы Масленицы. Раскладывали костер и сжигали куклу с песнями. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Так заканчивалась Масленица. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят. Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». — «И ты меня прости». — «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Прощёное воскресенье — это ещё и день поминовения.

- Назовите числительные, которые мы использовали, когда считали дни масленичной недели (первый, второй, третий…)

- Какие это числительные? Порядковые

- Ребята, где мы встречаемся с числительными? (запись числа в начале урока). А ещё числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорки и в устойчивые сочетаниях.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семь раз отмерь – один раз отрежь

В одно ухо влетело, из другого вылетело

Обещанного три года ждут.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Масленица семь дней гуляет.

- С числительными можно даже ребусы составить. А ну-ка, попробуйте отгадать слова.

7. Рефлексия деятельности

-Итак, давайте обобщим наши знания.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было интересно?

Что было трудно?

Что нужно сделать, чтобы таких трудностей больше не испытывать?

На какие вопросы пока не удалось ответить?

Эту работу мы продолжим на следующем урока, а пока записи на карточках вы должны выучить дома.

Поставьте все себе оценку за сегодняшний урок.

Посмотрите на свой лист достижений, какого цвета камешек у вас больше, прикрепите на борт корабля.

  • зелёный- Все понял и смогу помочь другим
  • жёлтый- Я все понял, но не уверен, что смогу помочь другим
  • красный – Я затрудняюсь.

Домашнее задание

Наш урок подошел к концу. У вас сегодня будет необычное домашнее задание. Надо к следующему уроку записать на листочек как можно больше литературных произведений с числительными в названии (С. Маршак «Двенадцать месяцев» , русская народная сказка «Волк и семеро козлят» и т п)

Обзывали Масленицу "обманщицей", "объедалой" и "кривошейкой", поскольку она приходила всего лишь на одну неделю, которая пролетала быстро и казалась короткой. Впереди был Великий пост, поэтому славянам так хотелось продлить это развеселое время.

Масленица к нам пришла,
Значит, скоро уж весна!
Всем желаю в этот праздник
Теплоты, любви, добра!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятнадцатое ноября Классная работа

Слайд 2

По, солнышко, ясному , лучистое , небу, весело. плывет По ясному небу весело плывет лучистое солнышко .

Слайд 3

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. Был ребёнок – Не знал пелёнок, Стал стариком – Сто пелёнок на нём. Кто ни разу шага не сделал?

Слайд 4

Не лает , не кусает , а в дом не пускает. Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. Был ребёнок – Не знал пелёнок, Стал стариком – Сто пелёнок на нём. Кто ни разу шага не сделал ?

Слайд 5

Потчевать велено, а ( не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и ( не)навидит . Плохо можется, коли ( не)здоровиться.

Слайд 6

Потчевать велено, а неволить грех. Кто кого обидит, тот того и ненавидит . Плохо можется, коли нездоровиться .

Слайд 7

Тема : Правописание не с глаголами Цель : Научиться писать частицу не с глаголами

Слайд 8

Тема : Правописание не с глаголами План Прочитать правило в учебнике на стр. 92 2. Вывести алгоритм действий

Слайд 9

Тема : Правописание не с глаголами раздельно слитно не Нет Да Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно

Слайд 10

Тема : Правописание не с глаголами раздельно слитно не Нет Да Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно неволить ненавидеть нездоровиться

Слайд 11

Тема : Правописание не с глаголами Не бояться Не грустить Не любить Не теряться Не годиться Не понимать Не поздороваться Не сочувствовать Не знать Негодовать Невзлюбить Нездоровиться Недоумевать

Слайд 12

Тема : Правописание не с глаголами Ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть.

Слайд 13

Спасибо за внимание! Домашнее задание Упр . 3, 4 на с.94 в учебнике в ыучить правило