Методическая тема самообразования

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Методическая тема самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный методический маршрут учителя

 МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 2»

     2020-2021 учебный год

 

ФИО Пилипенко Юлия Леонидовна

Тема инновационной деятельности школы: «Профессиональное самоопределение и социализация обучающихся в условиях образовательной школьной среды».

Методическая тема школы: «Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной работы школы».

Методическая тема учителя: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах».

 Содержание деятельности

Сроки исполнения

Планируемый результат

Отчет о выполнении

(где, когда, перед кем)

1.Изучение научно-методической литературы.

1.

Сентябрь-октябрь

2.

Овладение следующими педагогическими технологиями:

  • технология разноуровневой дифференциации;
  • технология развития критического мышления;
  • проблемно-диалогическая технология;
  • технология коллективного способа обучения;
  • технология проектной и исследовательской деятельности.

сентябрь-март

Лекции П.И. Третьякова, д.п.н., профессора МПГУ

«Технология разноуровневой дифференциации». 

«Технология развития критического мышления», Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

«Технология коллективного способа обучения», А.Г. Ривин В.К. Дьяченко.

 «Чем отличается проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС от их имитации и профанации», М.М. Поташник.

Информация в сети Интернет.

Отчет о работе по самообразованию сдать методисту школы 20 мая 2021 года.

3.

 Овладение методикой

 -   включения обучающихся в процесс самоцелеполагания;

 - организации этапов мотивировации обучающихся;

- создания деятельностной среды урока на основе использования разных форм организации обучающихся (индивидуальной, парной, групповой);

 - формирования универсальных учебных действий (УУД);

-   организации самостоятельной работы с использованием логической последовательности:

мотив – цель - действие – рефлексия;

- организации рефлексии обучающихся;

-   методов интриги, парадокса, неожиданности и т.д.

 

октябрь-январь

Самостоятельно изучить литературу:

1.А.В. Хуторской «Системно-деятельностный подход в обучении» (научно-методическое пособие.)

2. А.В. Хуторской «55 методов творческого обучения» (методическое пособие).

3.Составить задания для обучающихся, применяя изученные методики.

4.Апробировать методы в педагогической деятельности.

 

Самоанализ проведенного урока при посещении его администрацией школы, коллегами.

Отчет о самообразовании на заседании школьного МО, май 2021 года.

2.Разработка программно-методического обеспечения

1.

2.

3.

4.

 Составление рабочих программ по учебному предмету на 2021/2022 учебный год.

   

Составление технологических карт урока.

 

Подготовка дидактических материалов к уроку:

 -компетентностно-ориентированных заданий;

-ситуационных задач;

- проблемных заданий;

- заданий для микроисследования;

- разноуровневых и творческих заданий и пр.

Разработка внеклассных мероприятий, классных часов, внеурочных занятий.

август

октябрь

в течение учебного года

Реализация разработанных материалов в образовательном процессе школы.

Оформление копилки методических материалов.

   

Отчет перед администрацией школы в течение учебного года.

3.   Работа с обучающимися

1.

2.

3.

 

Разработка карт индивидуального развития для обучающихся с высокой учебной мотивацией.

Подготовка сборника «Задания повышенной сложности» для работы с детьми, мотивированными на учебу.

 

Подготовка к школьным и внешкольным воспитательным мероприятиям.

 

сентябрь-апрель

Индивидуальная работа с обучающимися;

-подготовка к   олимпиаде по математике;

- подготовка к предметным конкурсам;

-подготовка к участию в общешкольных праздниках и торжествах.

Отчет перед администрацией по срокам плана школы на 2020/2021учебный год.

3.Участие в системе школьной методической учебы

 1.

2.

3.

Активное участие в работе постоянно действующего семинара «Теория и практика современного образования в логике ФГОС».

Методическая учеба в составе временной проблемной группы «Формирование профессиональной компетентности учителя в реализации ФГОС».

Посещение уроков у коллег.

в течение учебного года

1.Участие в семинарах, методических практикумам.  

2. Участие в составе ВПГ.  

3. Взаимопосещение уроков (10 уроков у коллег школы и района). 

Отчет за участие в методической учебе перед администрацией школы.

4. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

 1.

Повышение квалификации во время курсовой подготовки.

Тема «Дистанционное обучение как современный формат преподавания»

Отчет перед методистом  

 

2.

Участие в вебинарах.

Участие в заседаниях РМО.

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Отчет перед методистом  

5.Трансляция собственного опыта

 1.

2.

Выступить на заседаниях школьного и районного методических объединений, семинарах, мастер-классах, «круглых столах».

Провести открытый урок на семинаре-практикуме (школа, район). 

в течение учебного года

Тема «Организация дистанционного обучения младших школьников»  

По плану школы и Центра развития

образованием

3.

Групповая работа над творческим проектом в рамках инновационной деятельности школы.

 

Январь-март

Участие в разработке методического пособия

Утверждение программы школьным Советом по реализации ФГОС.

5.

Подготовить материалы к публикации.

март

Тема «Организация дистанционного обучения младших школьников»

Сдать методисту школы для редактирования.

6.

Разместить собственные разработки в сети Интернета.

в течение учебного года

Презентации к урокам, конспекты уроков, памятки для обучающихся 

Отчет в годовой анализ работы школы.

7. Результативность профессиональной деятельности

Оформление результатов педагогической деятельности за 2021/2022 учебный год.

май

1.Заполнение карты индивидуального развития педагога за 2020/2021 учебный год, разработанной в школе.

2. Портфолио учителя.

Отчет перед администрацией школы.

Методический маршрут составлен Пилипенко Ю.Л. по схеме, предложенной Прохоревич В.М., методистом школы, заслуженным учителем РФ.

 



Предварительный просмотр:

Реализация методической темы самообразования

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка

в начальной школе»

          Актуальность темы обусловлена несколькими аспектами:

  • отсутствие у обучающихся личностного мотива деятельности, непрочность практических навыков устной и письменной речи.
  • неэффективность принципа традиционного урока: «Делай как я – и все будет правильно»;
  • необходимость создания условий на уроках для самореализации и саморазвития обучающегося на основе деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Не секрет, что русский язык – это предмет, который является одним из сложных в изучении. Не всем взрослым удается грамотно писать, формулировать свои мысли. А как научить несмышленых ребятишек этой задаче?

Гипотеза: в начале своей работы я предположила, что если на уроках русского языка использовать психолого-педагогическое сопровождение системно-деятельностного подхода, то в результате обучающимся будут обеспечены качественные условия для полноценного развития коммуникативных компетенций и эффективной социализации личности в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта.

Основная цель моего педагогического опыта: создание деятельностной среды урока, направленной на образование обучающегося, его саморазвития, с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи:

  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • создать комфортную образовательную среду урока для реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
  • обеспечить взаимодействие учителя и обучающихся в процессе обучения через различные технологии;
  • сформировать базовые и метапредметные УУД.           

Ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В деятельности не только   формируются знания, умения, навыки, но и формируются способности и качества личности.

Системно-деятельностный подход в образовании человека, как и любая система, основывается на следующих концептуальных положениях:

  1. Образование – это процесс, направленный на результат образовательной деятельности человека.
  2. Это процесс овладения различными видами деятельности.
  3. Развивающая среда, среда для самореализации человека.
  4. Использование различных технологий и методик обучения для организации сотрудничества.
  5. Важным компонентом подхода являются целеполагание и рефлексия.  
  6. Подход способствует формированию компетенций, необходимых в жизни.
  7. Главным является создание учеником собственных образовательных продуктов.

 Остановлюсь на каждой из этих составляющих.

1. Прежде всего, образование – это процесс, направленный на результат образовательной деятельности человека. При реализации деятельностного подхода к обучению выделяют три главных объекта: деятельность учителя; деятельность обучающихся; взаимодействие учителя и обучающегося.

         Чтобы четко организовать взаимодействие с ребятами на уроке, я разрабатываю технологические карты урока, которые помогают мне раскладывать деятельность на уроке на отдельные действия учителя и ученика, направленные на формирование универсальных учебных действий. Вся структура урока отражается в технологической карте, начиная с постановки цели, уточнения задач и заканчивается сравниванием достигнутых результатов с поставленной целью.

2. Следующей составляющей при организации системно-деятельностного подхода является процесс овладения различными видами деятельности.

         Структурной единицей учебной деятельности выступает учебное действие, т.е. формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. Чтобы помочь младшим школьникам овладеть универсальными учебными действиями, я использую памятки, инструкции, алгоритмы, схемы, опорные конспекты.  

3.Образование – это и развивающая среда, среда для самореализации человека.

Создать такую образовательную среду мне помогают современные педагогические технологии и методики:  

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технология;
  • игровые технологии;
  • методики технологии коллективных способов обучения;
  • психолого-педагогические технологии.

        Примером ИКТ может служить работа со словом, текстом в режиме онлайн: выделение орфограммы, слов, восстановление деформированного текста, добавление необходимых элементов. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

        В рамках здоровьесберегающих технологий, стараюсь создавать на уроке психологические условия, комфортные для каждого ребенка, которые являются некими мотиваторами для возникновения и поддержания у обучающихся интереса к учебе. Слежу за соблюдением гигиенических норм. При изучении тем, включаю задания, мотивирующие на здоровый образ жизни учеников.

Ведущей деятельностью младшего школьника, конечно, на уроке является игра. В игре раскрываются личностные способности ребенка, формируются метапредметные умения. Игру использую на различных этапах урока: от актуализации знаний, до рефлексии.

Например, при повторении темы «Части речи» можно использовать игру «Найди меня». Каждая команда (в данном случае ряд) должна из перечня слов вычеркнуть то слово, которое относится к определенной части речи. Побеждают те, кто быстрее и без ошибок справятся с заданием. Затем проводится совместный анализ ошибок, если таковые имеются.  

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени.

        4. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает использование различных технологий и методик обучения для организации сотрудничества.

           Освоила и применяю несколько методик коллективных способов обучения (КСО): работу в парах постоянного состава по методикам «Взаимообмен заданиями», «Взаимодиктанты». Практикую и пары сменного состава по методикам «Ручеек», «Змейка».

Важное место в педагогике сотрудничества отводится работе в группах, командах. Например, работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по классу от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания.

        5.  Системно-деятельностный подход способствует формированию компетенций, необходимых в жизни.

С первого класса включаю в свои уроки задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности. Часто использую компетентностно-ориентированные задания, т.е. задания, которые перед нами ставит сама жизнь. Приведу пример такого образовательного продукта:

Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление. 

Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении укажи название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок!

6. Важным компонентом системно-деятельностного подхода являются целеполагание и рефлексия.  

         Постановка цели предполагает осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организую его мотивирование к учебной деятельности («надо»); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаю тематические рамки («могу»).

Рефлексия помогает вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: способы, которые дети применяли для того, чтобы написать изложение, составить алгоритм, схему-опору, рассказ, отредактировать сочинение и т.п.

7. Но главным в образовательной деятельности ученика является создание собственных образовательных продуктов, качественно новых, при разработке которых развивается сам ученик.

Это разнообразные творческие задания (сочинения, сообщения, презентации по теме урока); моделирование слов из разных морфем, модели простых и сложных предложений, предложений с однородными членами; пишут также небольшие рефераты; разрабатывают проекты.

          Итак, урок вне деятельностногого смысла – это неполноценный урок, только овладев основными способами деятельности, обучающийся сможет применять свои способности на практике и в дальнейшей самостоятельной деятельности. Построение уроков на основе системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе способствует успешному обучению и развитию школьников.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что я как педагог-психолог органично соединяю технологию системно-деятельностного подхода с технологиями психолого-педагогического сопровождения детей во время образовательного процесса, в том числе и на уроках русского языка.

Личностно-ориентированные технологии.

Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.

Класс, в котором я работаю является гетерогенным. При формировании групп мною учитываются: степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, особенности развития психических процессов.

На сегодняшний момент у детей происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Поэтому применение индивидуального раздаточного материала, а также демонстрационного дидактического материала пока еще является необходимостью.

Необходимо помнить, что у каждого ребенка свои особенности восприятия информации: кто-то является «аудиалом», кто-то «визуалом», а кто-то «кинестетиком». И при изучении любого материала, учитывая особенности каждого ребенка, можно добиться лучшего результата.

Одним из аспектов психологического сопровождения является использование технологии социально-эмоционального развития ребенка.

Данная технология помогает вырабатывать у ребенка положительные черты характера (взаимопомощь, взаимоподдержка), способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения и корректируются нежелательные черты характера и поведения (тревожность, агрессивность, страхи, заниженная самооценка).

На уроках русского языка применяю упражнения «Закончи предложение», «», Мое настроение», которые способствуют развитию устной и письменной речи, а также демонстрируют эмоциональное состояние ребенка в данный момент или по отношению к какой-либо ситуации.

Применение педагогических и психолого-педагогических технологий помогает достижению положительных результатов по предмету русский язык.

Мониторинг эффективности педагогического опыта

Начиная с 2016 года качественная успеваемость моих обучающихся составляет: 2016-2017 уч.г. - 94%; 2017-2018 уч.г. - 86%; 2018-2019 уч.г. - 82%; 2020-2021 уч.г. - 94%.

Результаты Всероссийских проверочных работ (2018-2019 уч.г.) также свидетельствует о хорошей подготовке по предмету: «5» – 21%, «4» – 58%, «3» – 21%. Качество составило 79%.

Обучающиеся под моим руководством систематически принимают участие в предметных олимпиадах и занимают призовые места.

Начиная с 2017 года, мои дети принимают участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Среди обучающихся ежегодно имеются победители и призеры.

В апреле 2019 г. на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 1 обучающийся стал победителем, 4 – призерами.

В 2018-2019 учебном году дети приняли участие в XV Международной олимпиаде по основам наук Уральского Федерального округа, в Международной дистанционной олимпиаде «Русский с Пушкиным», где обучающиеся так же заняли призовые места.

Также ежегодно, начиная со второго полугодия 1 класса дети охотно участвуют в олимпиадах сайта «Инфоурок», платформы «Учи.ру», проекта «Новый урок», где также собирают в свою «копилку достижений» дипломы победителей, призеров и участников олимпиад по русскому языку.

Применение данного педагогического опыта требует от учителя постоянного самосовершенствования и саморазвития:

  • Я и мои воспитанники результативно участвуем в конкурсах.
  • Активно участвую в инновационной работе.
  • Транслирую опыт на российских образовательных порталах, кроме того на школьных МО, семинарах, РМО, провожу открытые уроки.
  • Своевременно прохожу курсовую подготовку, повышаю уровень квалификации.    

Считаю, что реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе предоставляет большие перспективы как для развития обучающихся, так и для учителя.