Школа молодого специалиста

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

В данном разделе представлены практические занятия с молодыми педагогами в рамках районного методического объединения "Ступеньки"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель в начале пути

Слайд 2

Учитель- человек, который может делать трудные вещи лёгкими. Р. Эмерсон

Слайд 3

Быть учителем значит….

Слайд 4

Фото из конверта Команда № 1: « На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика ». Команда № 2: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».

Слайд 5

Фото из конверта

Слайд 6

Американский психолог Аллан Пиз в книге «Язык телодвижений» у тверждал : «Т елефон создан для лжецов, так как мы не видим выражение лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду».

Слайд 12

Что делать, когда нас с вами переполняют эмоции? Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом.

Слайд 13

Шаг первый Научиться определять свои чувства Ситуация №1. На уроке ученик отвлекает соседа по парте и игнорирует неоднократные замечания педагога. Ситуация №2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Ситуация №3. Начался урок. Все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто- то начал громко смеяться. Когда учитель удивленно посмотрел на учащегося, тот заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас…»

Слайд 14

Шаг второй Сказать о своих эмоциях и чувствах Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Слайд 15

Я люблю, когда на моих уроках у учеников хорошее настроение, меня это очень радует. 1. На уроке ученик отвлекает соседа по парте и игнорирует неоднократные замечания педагога. Ничего себе! А что тебе смешно? Ты что, в цирке? 3. Начался урок. Все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто- то начал громко смеяться. Когда учитель удивленно посмотрел на учащегося, тот заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас…» 2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит : « Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Меня сильно раздражает, когда ученики (второклассники) нарушают дисциплину на уроке Сколько раз я тебе говорила, не смей нарушать порядок. Ты мешаешь всему классу. Мне очень неприятно, когда одноклассники не хотят работать вместе и обижают друг друга, меня это расстраивает. Тебя никто не спрашивает, все равно придется. «Я-СООБЩЕНИЕ» «ТЫ-СООБЩЕНИЕ» - взрослый высказывает по отношению к ребенку критику, обвинение, выпад; - ребенок чувствует обиду, защищается, дерзит. - позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме; -дает возможность детям ближе узнать взрослых; -ребенок чувствует, что имеет право выбора.

Слайд 16

«Я-сообщения» и «Ты-сообщения» «Мне неприятно, что ты такая неряха !» «Меня возмущает твоя безалаберность!» «Меня удивляет, что взрослые ученики не могут выполнять правила поведения» «Мне нравится, когда в классе царит спокойствие» «Что ты носишься по классу, как угорелый! Ты не на стадионе!» «Перестань болтать, ты мне мешаешь!»

Слайд 17

Шаг третий Использовать высказывания в безличной форме «Меня возмущает твоя безалаберность!» «Мне неприятно, что ты такая неряха !» «Мне неприятно проверять неаккуратные работы». «Меня возмущает, когда не выполнено домашнее задание». Ученик не выполнил домашнее задание У ученицы в т етради « грязь», из-за чего вы вынуждены постоянно снижать отметки

Слайд 18

«я-сообщение» 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО

Слайд 19

Информация к размышлению Вкладывайте свою душу. Не разговаривайте с учеником отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только ученика. Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, вникайте в их проблемы. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников. Помните , что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения.

Слайд 20

Фразы, которые помогут вам устанавливать нормальные отношения с учениками и реакция на них Что говорит учитель? Что слышит ученик? Принятие Ты хороший Я хороший Внимание Я вижу тебя Я что-то значу Уважение Спасибо тебе за… Мои усилия замечены Одобрение Я знаю о тебе что-то замечательное Я самостоятелен Теплые чувства Ты мне нравишься Кто-то заботится обо мне

Слайд 21

Рефлексия Что вы вынесли из занятия? Чему научились? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет? С каким настроением вы уходите с занятия?

Слайд 22

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». К . Ушинский

Слайд 24

з а работу


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагогов с родителями

и способы организации их совместной деятельности и общения

 

В Концепции модернизации образования подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нем человека. Объединение усилий семьи и различных социальных институтов, в том числе учреждений дополнительного образования, открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.

Рассмотрим более подробно особенности современной семьи.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставится как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение, учреждение дополнительного образования опирается на следующие принципы:

- организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

- организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Они делятся на традиционные и инновационные:

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб

 

Консультации (тематические и индивидуальные)

 

Круглый стол,

педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники

Социально-психологические тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов и родителей

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.

День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.

Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании   ребенка, в работе с коллективом класса.

Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.

Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.

Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.

Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:

- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);

- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);

- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;

- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;

- традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;

- организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);

- благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др).

- мастер – класс («Как организовать праздник в семье»).

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.

Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п.

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей, и педагогов.

Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.

Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, соответствующая стилю и духу дополнительного образования, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день решения вопроса взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников должен решаться комплексно и системно, необходимо искать новые пути сотрудничества. К этой работе необходимо привлекать педагогов-психологов, специалистов разного профиля. Используемые активные формы организации деятельности с родителями, такие как праздники, практикумы, семинары, мастер-классы для родителей, конкурс «Семейный проект» объединяют и позволяют реально влиять на качество семейного воспитания.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.

Система взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников как элемент целостной системы, обеспечивает организацию целенаправленного технологического процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в раскрытии индивидуальных способностей. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей социальной, профессиональной и семейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.

 

 



Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами тренинга

«Учитель - сердце школы»:

(практикум для педагогов)

     Задачи:

  1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.
  2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.
  3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Используемый материал: Ватман с изображением сердца, сердечки из бумаги – 3 цвета, ручки, клей карандаш

Форма проведения: практикум

План сценария

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения, эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

Педагоги располагаются в кругу.

Ведущий: позвольте рассказать вам историю об одном молодом педагоге. Целых 5 лет он старательно учился в педагогическом институте и наконец, стал обладателем заветного красного диплома, в котором было написано, что теперь он может работать в школе. И вот наш педагог 31 августа с трепетом и радостью пришёл в школу, в которой он должен был работать. Но школа показалась ему очень странной и непонятной. Начнем с того, что все работники школы здоровались там необычным способом. 

  1. Приветствие: «Здороваемся локтями» 

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Ведущий: после того, как педагоги поприветствовали друг друга начался педсовет. На педсовете строгий директор грозно спросил у присутствующих, зачем они пришли, чего они хотят от педсовета. 

Ведущий обращается к учителям: Что могли ответить педагоги данной школы. Звучат ответы учителей.

Ведущий: но директор был очень хитер, он пустил в кабинете «газ правды». После этого он смог услышать самые правдивые ответы.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались». ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на педсовет». И зачитать их.

Ведущий: После педсовета наш молодой педагог захотел познакомиться с новыми коллегами. Но коллеги оказались очень скрытными, они ничего не хотели говорить про себя, но при этом с удовольствием рассказывали про своих сотрудников.

3. Игра - интервью «Тайна имени»

Педагогам предлагается разделиться по парам. За 3 минуты они должны узнать друг у друга ответы на следующие вопросы

1. Как педагога называют дома, на работе, среди друзей.

2. Кто дал это имя, почему.

3. Устраивает ли это имя, если нет, то почему.

4. Как имя помогает в жизни.

После окончания отведенного времени педагоги должны по цепочке рассказать о своем напарнике все полученную информацию.

Ведущий: ну вот молодой педагог и познакомился со свими сотрудниками, узнал о них много нового. Затем наш педагог захотел найти свой кабинет. Но оказалось, что свободных кабинетов нет, все учителя в этой школе занимают кабинеты хитростью.

4. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» (Разминка)

Ведущий выходит в цент круга, педагоги сидят на своих стульях. Свободных стульев нет. Ведущий говорит «Поменяйтесь местами те, кто утром завтракал». Пока педагоги меняются местами, ведущий занимает любое свободное место. В результате один из участников остается без места и продолжает игру. Длительность игры – 2-3 минуты.

Ведущий: после того, как молодой педагог нашел свой кабинет, он успокоился и решил, что пора готовиться к 1 сентября. Тем более, что День знаний должен был наступить уже завтра. Молодой педагог решил отправиться в торговый центр и прикупить себе обновку. Когда он пришёл в магазин, то встретил там всех своих коллег. Оказывается, они тоже захотели обновить свой гардероб.

5. Игра «Магазин»

Участникам предлагается сказать, что они хотели бы приобрести в магазине. На выбор: Одежда, Обувь, Ювелирные изделия. После ответов, участникам предлагается разделиться на три команды в соответствии с выбором.  Ведущий говорит о том, что выбор всегда неслучаен, значит, есть еще много объединяющих факторов. Командам дается задание: Найти признаки, объединяющие их по внешним признакам (цвет глаз, волос, выбор одежды и т.д.) и по внутренним качествам. Время подготовки – 4 минуты

После того, как все команды расскажут о своих качествах говорит Ведущий:

Молодой педагог послушал своих коллег, и понял, что и он такой же …(далее ведущий перечисляет все внутренние качества о которых говорили участники, подводя к тому, что присутствующие люди во многом схожи.)

Ведущий: и стало нашему молодому педагогу радостно, он понял, что не такие уж плохие люди будут окружать его на работе. Ну и что, что здороваются они не так, как он привык – в чужой монастырь со своим уставом не лезь, ну и что, что директор строгий – на большом месте сидеть – надо ум иметь, ну и что, что кабинетов не хватает – в тесноте, да не в обиде.

Вот с таким хорошим настроение пришел молодой педагог на школьную линейку 1 сентября. Но вдруг молодому педагогу стало плохо, у него закружилась голова и он упал в обморок. Срочно приехала скорая помощь. Доктор поставил диагноз – от всех переживаний у молодого педагога отказало сердце. Он так переживал за свое новое место работы, что совсем забыл о себе.

6. «Сердце педагога»

На ватмане нарисован контур большого сердца педагога. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное, его надо срочно заполнить пожеланиями. На столе 3 кучки разноцветных сердец из бумаги. Красные сердца – желания для личной жизни, желтые сердца – желание для работы, голубые сердца – желания для коллег.

Участникам предлагается выбрать любые 2 сердца, написать там пожелания молодому педагогу в соответствии с тематикой и приклеить их на большое сердце по контуру.

Ведущий: Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)

Итак, наш молодой педагог ожил, и теперь он счастливо работает в кругу добрых, понимающих и немного чудаковатых коллег!

Заключительная часть.

Тема нашего педагогического совета была обусловлена теми основными задачами, которые сегодня стоят перед педагогами, строящими новую школу – успешный ребёнок. А успешного ученика может воспитать успешный учитель, который обладает теми качествами, компетенциями, о которых мы сегодня говорили. Поэтому ключевая фигура в новой школе – новый учитель, но он не может появиться сам собой: нужны коллективные усилия. И совершенно очевидно, что нужна целенаправленная работа самих педагогов по управлению своим профессиональным ростом.

Рефлексия тренинга. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.

Спасибо за внимание до новых встреч.

Ответы на вопрос «Зачем ты пришел на педсовет?»

Дома делать нечего

Мне обещали незабываемую шоу-программу

Здесь столько интересных людей

Хочу занять у кого-нибудь денег

Я скрываюсь от полиции, и мне нужно было алиби

У меня просто не было другого выбора

Это моя тайна, я не могу вам раскрыть ее

Без меня этот педсовет просто не состоялся бы

Мне не хотелось готовить обед, а здесь неплохо кормят!

У меня спецзадание — собрать компромат на всех присутствующих

Хочу спеть свою любимую песню

На работе меня все достали

Я уже и не помню, зачем я тут!

А где ещё пообщаться с умными людьми

Денег занять

Посмотреть во что теперь одеваются

Посплетничать безобидно

Навести полезные контакты

Да люблю я их!!!

Без меня вам будет скучно

Я тут живу!

Ошибся дверью;

Мне пообещали немалое денежное вознаграждение



Предварительный просмотр:

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов

«Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания школьников»

Цель проведения:

Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной позиции дошкольника. Улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса.

Задачи:

1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью группового сотрудничества и взаимопомощи.

2. Систематизирование работы по нравственному воспитанию: состояние проблемы, актуальность.

3. Повышение компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания детей.

4. Закрепление методов нравственного воспитания: овладение практическими приемами по формированию духовно-нравственного поведения у детей.

Форма проведения:

Деловая игра с элементами тренинга

План проведения:

1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы

2. Нота - До (доброта)

3. Нота – Ре (Родина, религия)

4. Нота – Ми (моральные принципы)

5. Нота – Фа (работа с фантазией)

6. Нота – Соль (самостоятельность)

7. Нота – Ля (личностно-ориентированный подход)

8. Нота – Си (самосовершенствование педагога)

Материалы:

1. Изображение нотного стана

2. Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»

3. Памятка для педагога «Пословицы о доброте»

4. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»

5. «Палочка-выручалочка» для игры.

1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка предусматривает принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.

Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе это те же самые законы, которые действуют между людьми.

Например, в жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, т. к. их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.

То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя - справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.

Вот почему так важно как можно глубже познать себя - в этих глубинах найдутся внутренние источники силы, безопасности, любви и мира.

«Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова, а что они по вашему мнению означают? (ответы педагогов) Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – это 7 нот.

Сегодня я бы хотела совместно с вами попробовать создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.

2. Нота - До. Тест «Добрый ли вы человек?

Итак, обратите внимание на наш нотный стан (Приложение 1). Первая нота – это нота – ДО. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Д» и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов).

Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

Предлагаю вам небольшой самоанализ в виде теста, для того, чтобы узнать, насколько Вы добры?

Тест «Добрый ли вы человек?»

Все люди разные: одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. Отвечать нужно да или нет.

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе один балл за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что по природе своей вы все добрые люди кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

В своей повседневной работе с детьми, вы наверняка используете разные пословицы. Вспомните пожалуйста пословицы о доброте, которые можно использовать в своей работе по формированию нравственного поведения у детей (ответы педагогов).

Конечно же, сложно удержать в памяти все эти замечательные пословицы, поэтому я хочу каждой из вас вручить вам памятку, где собраны замечательные пословицы о доброте, которой вы сможете пользоваться в своей работе (Приложение 2)

Так же, я бы хотела предложить вам ознакомиться с еще одной памяткой, которая может пополнить вашу педагогическую копилку по воспитанию духовно-нравственного самосознания и поведения у детей. Наверняка какими-то приемами, из предложенных мной вы уже пользуетесь, а какие-то могут вас удивить. (Приложение 3)

3. Нота – Ре

Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов). Конечно же, это и религия, и Родина, и любовь к родному краю.

РОДИНА. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине.

Знакомство детей с историей и культурой родного края это:

- сообщение элементарных данных об Иркутской области;

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;

- ознакомление с городами Иркутской области, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

- ознакомление с ремёслами;

- ознакомление с иркутским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов);

- развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.

Осуществить это знакомство можно через такие формы работы, как:

- целевые прогулки;

- экскурсии, которые целесообразно проводить с родителями;

- чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;

- проведение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Иркутской области с привлечением родителей.

РЕЛИГИЯ. Наша страна, в том числе и наш родной край, объединяет людей многих национальностей и религий. У нас воспитываются дети разных национальностей и нам, как педагогам необходимо с малых лет прививать детям толерантное отношение к людям разных национальностей и религий, а это предполагает ознакомление детей с этими национальностями и их культурой. Делать это можно через различные виды деятельности, в том числе и через развитие творчества детей, например выставка работ детей и их родителей «Дружба народов».

4. Нота – Ми

Следующая нота МИ, а у нас это нота будет называется – МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем- поддержать.

Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.

К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения и др.

Давайте сейчас с вами вместе сыграем в одну из таких игр, которая называется «Палочка-выручалочка», но прежде немного разомнемся с помощью следующего упражнения.

Упражнение «Шанхайцы»

Инструкция: Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге должен начать осторожно закручиваться вокруг своей оси и соответственно тянуть за собой всех остальных, пока не получится “спираль”.

В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки, наклониться, подпрыгнуть, а затем раскрутиться обратно неразъеденяя рук.

Ну, вот мы с вами немного расслабились и посмеялись, а теперь давайте попробуем сыграть в игру «Палочка-выручалочка», в которую вы сможете играть и с детьми ваших групп.

Игра «Палочка-выручалочка»

Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить: «Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу (для детей – друга) из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.

(В случае с детьми: Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.)

А теперь, я хочу предложить вам немного расслабиться, но делать мы это будем взаимно помогая друг другу с помощью следующего упражнения.

Массажный комплекс «Караван»

Инструкция: Встаньте в круг друг за другом. Я буду зачитывать действия, а вы внимательно слушать и выполнять их.

- Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).

- На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «АХ»).

- На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).

- А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).

- Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).

- Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее, что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).

- И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины, потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче, затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).

- Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).

- Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево, но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).

- Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).

- После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).

5. Нота - Фа

Следующая нота нашего духовно-нравственного стана – ФА, мы не будем долго на ней останавливаться. Просто обозначим, что это активная работа с фантазией.

Уважаемые педагоги – не бойтесь фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом.

6. Нота – Соль

Нота СОЛЬ превращается в самостоятельность, т. к. для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходимо самостоятельно сформировать мотив, побуждающий к действию.

Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.

7. Нота – Ля

Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.

Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать, что для одного ребёнка кажется аморальным, для другого - норма, т. к. он живёт в таких условиях (неблагоприятная семейная ситуация).Наша с вами задача – не высмеивать таких детей, а помочь им максимально социализироваться.

8. Нота – Си

Вот мы и дошли с вами до последней нашей нотки, которую назовем не СИ, а самосовершенствование педагога.

Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.

Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание и каждая нотка важна в этом стане. И если какая-нибудь из них «западает», то развитие гармоничной, самодостаточной и нравственной личности – невозможно. Поэтому, я от всей души желаю вам, чтобы ваша мелодия духовно-нравственного воспитания – не фальшивила!

Приложение 1.

Памятка для педагога

Пословицы о доброте

Доброму слову – добрый ответ.

Доброму везде добро.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добрый привет и кошке приятен.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Как аукнется, так и откликнется.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Чем богаты, тем и рады.

Других не суди, на себя погляди.

Чего в других не любишь, того сам не делай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Друзья познаются в несчастье.

Любишь взять – люби и дать.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добро век не забудется.

Ласковое слово и бурю укрощает.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Плох человек, коли добра не помнит.

Не спеши карать, спеши миловать.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помниться.

Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.

Слово лечит – слово и ранит

Приложение 2.

Памятка для педагога

Посеять в детских душах доброту, это значит:

1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей

2. Ласково и только по имени называть детей

3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей

4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему

5. Учить с детьми стихи о доброте

6. Составлять с детьми сказки о доброте

7. Использовать пословицы о доброте

8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию

9. Не унижать ребенка

10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете

11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей

12. Найти сильные стороны у каждого ребенка

13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей

14. Не читать длинных нотаций

15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»

16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)

17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало

18. Можно вести книгу добрых дел в группе

19. Можно организовывать игры.

Например:

Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы. Организатору игры (педагогу) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью, а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.

Игра «Волшебный стул» Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Ласковые имена» Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Серёженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие для воспитателей на тему

«Искусство общения с ребенком»

(практикум для работы с родителями)

Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.

- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.

- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания школьников.

ХОД:

1. Приветствие

 «Здравствуйте, дорогие коллеги! Искренне рада видеть вас. Начнем нашу встречу с просмотра Классики жанра. Посмотрев отрывок вам предстоит определить, о чем пойдет речь на нашем занятии.

(просмотр видеоролика)

Мы сегодня собрались с вами поговорим об умении общаться с детьми. Ведь от стиля общения родителя со своими детьми зависит то, как в будущем ребенок будет общаться со своими близкими и окружающими его людей.  

Вот несколько действенных секретов общения, с которыми вы можете познакомить родителей:

- улыбка: встречайте людей с радостью, если хотите, чтобы они были рады встрече с вами.

- отсутствие критики: не критикуйте людей. Критика ранит достоинство человека.

- искренность: проявляйте свою заинтересованность во время разговора.

- похвала, поддержка: хвалите и искренне признавайте достоинство собеседника.

- имя: для человека нет приятнее звука, чем собственное имя.

- открытость и дружелюбие: будьте открыты и проявляйте дружелюбие к собеседнику.

Сегодня предлагаю Вам «поиграть» в родителей.

Ну а сейчас перейдем непосредственно к общению с ребенком. Ведь общение дома для ребенка тоже своеобразная школа, где начинается его обучение «общению».

2. Упражнение «Как мы общаемся? Или наше общение».

На прошлом занятии мы с вами говорили о принципах общения родителя и ребенка. Когда родитель сидя общается с ребенком – оба субъекта настроены на сотрудничество, взаимопонимание. И ребенок это чувствует.

Еще раз напомню, уважаемые родители: НЕ СТОИМ, А СИДИМ (настрой на взаимодействие)

3. Упражнение «Недетские запреты»

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Задание: Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно.

•        малярный скотч

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

— Что хотелось развязать в первую очередь?

— Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

ВЫВОД: Зачастую взрослые, делая замечания детям в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно». А Обращение к ребенку становится позитивным, т.е. предполагается ответное действие, а не бездействие.

4. Упражнение «Песенка моей души».

Тема, которую мы сегодня рассматриваем «Умение общаться со своим ребенком», т.е. умение слышать струнки его души.

 «Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова, а что они по вашему мнению означают? (ответы родителей) 

Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой (звучит мелодия).

А любая мелодия состоит из основы – это 7 нот.

Сегодня я бы хотела совместно с вами попробовать создать свою основу для мелодии, которая поможет вам найти необходимые струнки души вашего ребенка.

Упражнение «Моя песенка души»

Итак, обратите внимание на наш нотный стан (Приложение 1). 

Первая нота – это нота – ДО. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Д» и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов).

Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

Следующая нота – Ре

Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов). 

Нота – Ми

Следующая нота МИ. Напишите на вашем нотном стане качество на букву «М», которое по-вашему мнению может стать мостиком к душе каждого ребенка.

Нота - Фа

Следующая нота нашего духовно-нравственного стана – ФА. Какое качество учителя и умение помогают в работе над духовно-нравственным развитием школьников? Запишите.

Нота – Соль

Определите для себя наиболее важное качество на букву «С», которое помогает вам в работе с детьми.

Нота – Ля

Нота Ля подсказывает вам, что следующее качество или умение на нашем мостике к душе ребёнка должно начинаться на букву «Л».

Нота – Си

Вот мы и дошли с вами до последней нашей нотки, которая называется СИ. Подведите итог вашей песенки тем качеством, которое должно быть по отношению к каждому ребенку.

Вот мы и создали основу мелодии, которая поможет нам в воспитании и общении со своим ребенком. И каждая нотка важна в этом стане. И если какая-нибудь из них «западает», то возможно душа ребенка начнет петь по-другому.

Я предлагаю послушать всех участников, какие же мелодии у них получились, которые помогут построить мостик-радугу к душе каждого ребенка (ответы педагогов)

Я от всей души желаю вам, чтобы ваша мелодия никогда не фальшивила!

5. Упражнение «Солнце любви».

Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность.

Задание: Каждый участник получит солнце, в центре которого пишет имя своего ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка.

Учитель: «Какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки».

  • Заготовки солнышек, ручки

6. Подведение итогов. Упражнение «Сосуд успеха».

Перед вами пустой сосуд. Представьте, что это ребенок. Мы наполняем его фасолью – это знания, которые мы даем ему. Кажется, что сосуд полный.

Дальше я добавлю в него гречку. Это те знания, которые усвоил ребенок. Они поместились в этом сосуде и заполнил пустые места. Объем в сосуде не изменился – это видно не вооруженным взглядом.

Я добавляю в него манку, заполняя оставшиеся места в сосуде – это ребенок демонстрирует свои умения и знания в общении, воспитании и желание их воспроизводить. То есть уже проявляет свои навыки. А без поддержки и положительной оценки взрослого этих навыков, ребенок не будет знать, правильно ли он поступает. И объем сосуда также не изменился.

Какой же вывод можно сделать? Если дать ребенку только знания – он не будет духовно-нравственной личностью в полном объеме. Без таких маленьких крупиц, как желание самого ребенка и поддержки взрослого, т.е. нас с вами.

«Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному – вы не достигли цели воспитания».

                                                                                                     К.Д. Ушинский

Спасибо, до свидания.

(буклет в подарок)



Предварительный просмотр:

Практическое занятие с молодыми педагогами

«Искусство общения с родителями»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наше занятие посвящено теме взаимодействия педагога и родителей.

Для начала я предлагаю Вам поприветствовать друг друга.

Игра-приветствие

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание: все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я - Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами).

Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

- Я хочу вам напомнить заповедь, которую мы часто слышим в магазине «Клиент всегда прав». Так вот, родитель в школе – это тоже клиент, а педагог – исполнитель его заказа. Поэтому, с родителями надо дружить.

- Итак, тема нашего занятия «Искусство общения с родителями»

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка
  • Имя собеседника
  • Комплимент

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  • Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

 

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

 Также необходимо учитывать, что все родители разные и по-разному воспринимают информацию.

В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на:

 «визуалов» - это те, кто прежде все­го видит предмет, событие или явление,

«аудиалов» - люди, которым важно слушать,

«кинестетиков» - это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции.

Итак, а сейчас, я предлагаю перейти к практической части нашего занятия. И для начала мы с вами порассуждаем, что же такое «общение с родителями».

Упражнение «Общение с родителем - это...»

Цель: обозначать границы понятия «Общение с родителем».

Содержание: Группа делится на две команды, и в течение 10 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая - перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например:

«о» - обаяние педагога,

«б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова - «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.

Упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

- Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или, когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

- Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

- Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

- Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Упражнение «Как мы общаемся? Или наше общение».

  1. Сядьте друг другу спиной. Задайте друг вопросы. Например, какое блюдо вы будете готовить на новый год?
  2. Один сидит – один стоит. Задайте вопрос друг другу.
  3. Сядьте друг напротив друга. Задайте друг другу вопросы, либо поговорите о чем-либо.

- Сейчас вернемся в круг. Уважаемые коллеги, когда Вам было комфортнее?

 (если во время упражнения остался человек без пары, его необходимо попросить быть «наблюдателем»)

- (наблюдателю) Что вы увидели в общении?

        Также и при взаимоотношении учителя с родителями. Когда мы сидя общаемся с родителями – мы настроены на сотрудничество с ними.

        Уважаемые педагоги: НЕ СТОИМ, А СИДИМ (настрой на взаимодействие).

Упражнение «Как бы это сказать»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Содержание: группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая - роль родителей.

(Желательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родителей», красная - для «педагогов»; бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др.)

После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый представитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает разыгрывать ролевую игру.

Учитель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил молодому учителю математики, обозвал его и наотрез отказался извиняться. Сообщая эту информацию, «учитель» использует технику сэндвича.

«Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это произошло?» и т. д. - нерефлексивное слушание).

 Затем через определенный промежуток времени (3-5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную обратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, можно было сделать по-другому.

После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меняются ролями. Таким образом, каждый участник побывает в роли педагога и в роли родителя.

Обсуждение: проходит в кругу. Первый вопрос тренер задает «педагогам»: какими возможностями обладает техника «сэндвича»? Насколько удобна она в работе педагога? Ее достоинства и недостатки.

 Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чувствовали во время данной «консультации»?

Упражнение «Информация воспринимается по-разному».

(раздать всем одинаковые листочки, лучше тетрадные)

- Закройте глаза.

Оторвите верхний правый угол. Сверните листок пополам.

Оторвите нижний правый угол. Сверните листок пополам.

Оторвите нижний левый угол. Сверните листок пополам.

Оторвите кусочек бумаги снизу по середине. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось.

        - Посмотрите, есть ли одинаковые листочки?

ВЫВОД: всегда ли информация доходит верной до родителя?

«Да» и «Нет» - ваше мнение.

Рефлексия.

Синквейн

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5».

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное) РОДИТЕЛЬ

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: Снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

- А сейчас порошу вас сесть в круг. Я начну хлопать в ладоши и буду смотреть на кого – то из вас. Мы начнем хлопать вдвоем. Участник, на которого я посмотрела, смотрит на другого участника, включая его в игру. И так далее. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Спасибо всем за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 2

ПРАВИЛО «ТРЁХ ПЛЮСОВ» УЛЫБКА ИМЯ КОМПЛИМЕНТ Добрый вечер, Мария Сергеевна. В последнее время Ваш ребенок делает успехи..

Слайд 3

ПРИЁМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ. Доброжелательный, внимательный взгляд Короткая дистанция и удобное расположение Убрать барьеры, препятствующие общению Открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги Отсутствие напряженности в позе, резких движений Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»

Слайд 4

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ АУДИАЛЫ ВИЗУАЛЫ КИНЕСТЕТИКИ люди , которым важно слушать те, кто прежде все­го видит предмет, событие или явление т е, кто воспринимают информацию через свои эмоции.

Слайд 5

Упражнение «Общение с родителем – это…» О - Б - Щ - Е - Н - И - Е - С Р - О - Д - И - Т - Е - Л - Е - М - критерии эффективного общения с родителями

Слайд 6

Упражнение «Как бы это сказать…» Ваш сын Гоша нагрубил молодому учителю математики, обозвал его и наотрез отказался извиняться…

Слайд 7

Техника «СЭНДВИЧ» 1 шаг 2 шаг 3 шаг Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим. По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты.

Слайд 8

СИНКВЕЙН 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка тема или предмет (одно существительное) описание предмета (два прилагательных) описание действия (три глагола) фраза, выражающая отношение к предмету синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). РОДИТЕЛЬ