ОРКСЭ

Терехова Анна Константиновна

Для уроков ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terehova_a.k.docx24.47 КБ
Файл pravoslavnaya_molitva.docx27.47 КБ
Файл blagaya_vest.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Терехова А.К.

 Православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей младших школьников

      Значение книги в жизни каждого человека и общества в целом невозможно переоценить. Известно, что книга как источник и кладезь знаний и опыта может серьёзно влиять на мировоззрение, обогащать человека, а также вызывать сильные эмоции и порождать глубокие чувства и серьёзные размышления. В книге — весь необъятный духовный мир человечества. Книга конденсирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум человечества. Это могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Замечательно, что прошли те времена, когда невозможно было найти духовную литературу не только на полках книжных магазинов, но и в фондах библиотек.

      За последние 10-15 лет книгоиздательская деятельность православных книг стремительно развивается. Повысилось качество издаваемой литературы, как по внешнему ее виду, так и по содержанию. Для читателей открываются имена незаслуженно забытых авторов прошлых лет, и появляются книги современных духовных писателей. Не нужно отказываться и от произведений классиков русской художественной литературы, ведь они в свое время жили в православной России и их взгляды во многом пересекаются с духовными взглядами того времени. Известно, что духовно – нравственные понятия греха и покаяния, милосердия и прощения, христианской любви и подвига, смерти и бессмертия раскрываются в произведениях Ф. Достоевского, В. Астафьева, А. Платонова, Н. Рубцова и др. Вопрос только стоит в том, что мы можем принять сегодня, а с чем мы можем и не согласиться. Необходимо обращаться к этой литературе с большим вниманием и разборчивостью. 

       Появилась и детская литература духовного направления. Это не только библейские сюжеты, евангельские истории, жития святых, но и художественная литература: повести, сказки, стихи православных авторов. И дети с большим удовольствием читают эти книги. Хочется привести слова митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина): «Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы  молодежи, а значит  - зависит наше будущее».

Что такое православная литература? В буквальном переводе с греческого языка православие означает "правильное учение". Это направление христианства, исповедующее основы добра и миротворчества. Православная литература – это те книги, которые настраивают человека на духовное спасение души и показывают пути духовного совершенствования. Православная литература призвана не только повлиять на ум и расширить кругозор читателя, не только обратить его внимание на круг тех или иных отвлеченных от жизни вопросов, но прежде всего, ввести читающего в духовный мир вечной истины и красоты. Такая книга ставит на первый план в современной запутавшейся аксиологии непреходящие ценности Божественного характера и призывает соотнести с этими ценностями свою жизнь. Сделать наш мир светлее, добрее и справедливее – вот основная цель, которую ставит православная книга. Мир православной книги – это место, где каждый, кто стремится к истинной вере, может получить ответы на самые важные вопросы.

        Широкое использование духовно – нравственного потенциала литературных произведений позволит решить важнейшие методические задачи и может быть обусловлено следующими моментами.

  1. Обращение к литературным произведениям поможет максимально учитывать и использовать в учебном процессе психологические особенности младших школьников, а именно:

- в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать эмоционально окрашенные, насыщенные литературные произведения, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию (общеизвестно, что лучшее воспитание – это воспитание чувствами);

- так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание образа (используя, к примеру, приём словесного иллюстрирования). Литература дает для этого наибольшие возможности ;

- для развития словесно – логического мышления необходимо  задавать ребятам вопросы на установление причинно – следственных связей событий и поступков. (Что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?). Использование в учебном процессе литературных источников позволяет оптимально реализовывать эту методическую задачу.

2) Потенциал русской литературы позволит усилить воспитательную составляющую, которая является  приоритетной.

3) Обращение к образу литературного героя позволит  в большей степени актуализировать личностный опыт учащихся и опереться на него при рассмотрении нравственных проблем. Живое обсуждение примеров из художественной литературы поможет сформировать устойчивую мотивацию нравственного поведения ребёнка, перевести нравственные вопросы в жизненный контекст, прямо или косвенно (на примере друзей, родителей, близких) знакомый младшим подросткам по их социальному опыту.

4) Приобщение детей к чтению, развитие смыслового чтения, знакомство с жанром святочного рассказа – всё это способствует формированию метапредметных универсальных учебных действий, что особенно важно в условиях  реализации Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения.

Активная работа с литературными произведениями на уроках позволит более широко  использовать различные образовательные методы и технологии, а именно: метод моральных дилемм и дискуссий (создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов); эвристические методы, элементы интерактивного воздействия (они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом), технология развития критического мышления; кейс-метод и другие.

Активное использование православного литературного материала в большей мере создает условия для  достижения обучающимися следующих результатов:

- в личностном плане: проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

- в метапредметном плане: проявление умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысления текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

- в предметном плане: принятие и понимание детьми основных нравственных ценностей.

                Знакомство с содержанием произведений осуществляется как путём чтения текста (в случае необходимости текст сокращается), так и  путём прослушивания аудиокниги. Использование аудиокниги позволяет усилить эмоциональное воздействие на ребёнка, способствует более глубокому восприятию рассказа, так как текст  имеет музыкальное сопровождение, звуковые эффекты присутствия.

В декабре 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви установлен праздник День православной книги. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл предложил приурочить его к 14 марта, к дате появления на Руси первой печатной книги (1564 г.). Книга эта называлась «Апостол». Святейший патриарх Кирилл отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео — все это должно возникнуть в сознании читателя. Он также от всего сердца пожелал «пользоваться книгой с неизменной радостью, с удовольствием, во благо своей души и на пользу ближних. Дай Бог, чтобы вашего внимания достигали хорошие, добрые книги, которые помогали бы вам понять смысл происходящего в мире, помогали понять, что означают подлинные, непреходящие ценности для человека, основываясь на которых, он и способен возрастать как личность, способен участвовать в общественной жизни, способен приносить пользу своему Отечеству».

Библиографический список

1.  Данилюк А.Я.  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.  – Просвещение. 2010

2. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя: Кн. 1-3 / Сост. Т. Кислицына. – М.: Школьная пресса, 2000- 2001.

3. Розина О. В. Православная культура в общеобразовательной школе. Сложные вопросы нового предмета. Сборник материалов для ответов, бесед и размышлений. Кашира: изд-во «Светоч», 2007.



Предварительный просмотр:

УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.

ЗАДАЧИ:

Предметные:

  1. Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
  2. Познакомить с видами молитвы.
  3. Познакомить  с молитвой «Отче наш».
  4. Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.

Метапредметные:

  1. Формирование  умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Личностные:

  1. Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
  2. Воспитание желания быть духовно красивым человеком.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор,  карточки со словами, учебник  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.

Ход урока.

1. Подготовка к изучению нового материала.

- Давайте послушаем музыку и посмотрим иллюстративный ряд.

(просмотр+слушание)

- О чём рассказала музыка и эти иллюстрации? /О чём это?

(О молитве)

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(О молитве)

- Мы прослушали сегодня музыкальное произведение «Утренняя молитва» великого русского композитора П.И.Чайковского из «Детского альбома». Раньше в традициях русскогонарода было обязательное посещение церкви. День ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви.

2. Сообщение темы урока.

- О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?

(о православной молитве)

- От какого слова образовалось слово «православная»?

(православие)

- Православие – русское слово «православие» несёт в себе 2 корня. Первый из этих корней – «прав» - означает «верный». Второй корень – «слав» - от слова «славить» происходит от «словить» - «говорить слово»

- Что тогда означает слово «православие»?

(верно и правильно  говорить слово)

- От какого слова образовалось «молитва»? Найдём корень.

(молиться, молит)

- Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.

- И что же такое молитва?

(мольба

обращение к Богу

просьба

благодарность

разговор

беседа

живая связь с Богом)

- В ходе работы на уроке вы ещё расширите этот словарь.

3. Постановка задач урока.

- Вы знаете какие-нибудь молитвы? Какие?

(ответы детей)

- И что бы хотели узнать на этом уроке? Сформулируйте вопросы.

( Что такое молитва?

Какие бывают молитвы?

Зачем нужна молитва?

Что значит молиться?

Когда молитву используют в жизни? и др.)

- Где мы можем узнать, что такое молитва?

(толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др.)

- Посмотрим на слайдах, я выписала из толкового словаря и православной литературы (обратить внимание на выставку) что такое молитва.

(показ слайдов)

Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.

Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.

Молитва – Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним.

В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка.

Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.

2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь.

Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.

  1. Моление, обращённое к Богу, к святым.

4.Работа по учебнику.

- Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке?

(в учебнике)

- Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали?

(работа по учебнику)

- А когда люди  обращаются к Богу?

(высказывание детей)

- Давайте прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

- О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов?

- Что значит в трудную минуту?

(беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.)

- А какую молитву  читалЛермонтов?

(Отче наш.)

-Почему вы так думаете?

(Слайд)

- Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 - 13) и Луки (глава 11, стихи 2 - 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.

-Может кто-то знает эту молитву?

(Чтение молитвы учителем/ или учащимися)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(показ молитвы на слайде)

- Здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей русской церкви.

5. Словарная работа.

Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник.

- В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах.

- Отче наш – что обозначает это слово? Этими словами православные христиане обращаются к Богу, называя его Отцом Небесным, призывая выслушать наши просьбы.

- Когда православные говорят, что Он на небесах, то подразумевают духовное, невидимое небо. А не тот голубой свод, по которому плывут облака.

(словарная работа на слайдах по щелчку)

(показ молитвы на слайде)

- Откройте учебники на с.15, давайте посмотрим. Что нам непонятно в этой молитве?

(работа по учебнику)

- Давайте все вместе прочитаем эту молитву. А как читают молитву?

(стоя, сидя, на коленях, в тихом укромном месте, за столом, в церкви, в одиночестве)

- А как мы будем читать?

(вариант, предложенный детьми)

- Кто знает молитву, выйдете вперёд.

(Все вместе читаем молитву «Отче наш»)

- А только ли в трудную минуту православные обращаются к Богу?

(нет)

- А какие молитвы существуют?

- Раз состояние человека бывает разное, то и молитвы бывают разные.

- Распредели словосочетания на группы

Доска.

Православная молитва

Молитва-благодарение

(благодарственная)

Молитва-славословие

(самая высокая)

Молитва-прошение

(просительная)

происходит радость

переживание радости от встречи с Богом

нужна защита

благословляет детей

благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца)

нужен хороший урожай

рождается ребёнок

человек не думает о своей пользе

тревога на сердце

за здоровье близких

за благополучие близких

страшно

за жилище

сомнения

за пищу

трусость

за одежду

лень

прибавление ума

ощутить близость с Богом

- А какую молитву чаще всего произносит человек?

- Можем ли мы соединить все 3 молитвы в одну?

- Давайте 3 молитвы объединим в одну. Чтобы вы поставили на первое место?

1 место

2 место

3 место

4 место

6. Подведение итога урока.

- А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»/ предмет, явление природы или что-то другое?

- Напишите каждый свой образ на листочке, который вы представили.

- Объединитесь в пары, какие слова у вас получились?

- Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился.

- На предыдущих уроках православной культуры мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога, образ дороги добра. Давайте создадим образ молитвы в группах.

(дети рисуют)

-Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали?

(Чтобы лучше понять, что такое молитва)

- Что даёт молитва человеку?

(тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется)

- Как действует молитва на душу человека?

(становится добрее, милосерднее, терпимее)

-А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы?

(родителям, друзьям, в другом классе)

- Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.

- А какая молитва считается неправильной?

(если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.)

6. Составление синквейна.

- Составим синквейн.

- Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина

Детская молитва

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров,

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой хранитель

Все слёзы эти соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог – в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.



Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Терехова Анна Константиновна

Район

Балахнинский

Место работы

МБОУ «СОШ № 18»

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

А.В. Кураев «Основы православной культуры»

УМК

Гармония

Тема урока

Подвиг

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: познакомить с православным пониманием подвига и жертвы;

Задачи: - узнать этимологию слова «подвиг;

             - понять смысл и взаимосвязь слов» подвиг», « жертва», « подвижник»;

             - уяснить, что подвижничество - составная часть любого служения (семейного,               профессионального, военного, священного);

             - воспитывать уважение к христианской культуре;

Необходимое оборудование

Учебник, мультимедийное оборудование

Дидактическое обеспечение

Планируемые результаты  урока
  • личностные
  • положительное отношение к урокам православной культуры;
  • осознание своей принадлежности к народу, чувство уважения к традициям своего народа, своей семьи;

  • предметные
  • читать осмысленно текс, высказывать свое отношение к прочитанному;

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • регулятивные УУД: понимать цель выполнения действий, оценивать высказывания, правильно выполнять задания; ставить учебную задачу;
  • познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, иллюстраций; выделять основные понятия, находить их значения;
  • коммуникативные УУД: точно выражать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Тест

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник

Дополнительная

Интернет-ресурсы

  • Иллюстрации, презентация

ЭОРы

Диск А.В.Кураев «ОПК»

  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

  1. Этап урока
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Формируемые УУД
  2. (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Детям предлагается отгадать кроссворд и определить тему урока.

  1. Один из главных церковных праздников.
  2. Изображение святых.
  3. Что дал Бог Моисею на горе Синай?
  4. Обращение к Богу.
  5. Человек, который принял учение Иисуса Христа.
  6. Книги, в которых описаны жизнь, слова и дела Иисуса Христа.

- В одном из вертикальных столбцов заполненного кроссворда вы прочитаете слово, которое и будет являться темой нашего сегодняшнего урока.

     

п

а

с

х

а

з

и

к

о

н

а

а

п

о

в

е

д

и

м

о

л

и

т

в

а

х

р

и

с

т

и

а

н

и

н

е

в

а

н

г

е

л

и

е

Отгадывают кроссворд и определяют тему урока.

Личностные УУД: развитие интереса к теме.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель предлагает подобрать однокоренные слова к слову « подвиг», рассказать о своих ассоциациях, возникающих с этим словом.

Дети подбирают однокоренные слова. Называют свои ассоциации.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Прочитать вопросы из учебника, которые задают авторы (стр. 63)

Дети читают вопросы учебника и отвечают на них частично (работа в парах)

Коммуникативные УУД: работа в парах.

Познавательные УУД: выделение основного из текста

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель предлагает составить кластер.

Учащиеся составляют кластер

Регулятивные УУД: планирование и прогнозирование материала.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Рассказ учителя « Подвиг в православном понимании. Подвижники и подвижничество как составная часть любого служения (семейного, профессионального,  военного, священного).  Серафим Саровский – великий подвижник русской земли».

Презентация о Серафиме Саровском.

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:  понимание информации, выделение главного.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Вопрос – ответ (работа в парах)

Дети задают вопросы (работа с учебником)

Регулятивные УУД: контроль в форме сравнения с эталоном.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает работу с диском-тренажером.

Дети работают с тренажером индивидуально.

Регулятивные УУД: контроль

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Составить синквейн.

Дети составляют синвейн

Регулятивные УУД: планирование и прогнозирование материала.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание: подготовить мини-сочинение на тему « В жизни всегда есть место подвигу».

Регулятивные УУД: планирование.

Познавательные УУД:  понимание информации, выделение главного.