"Воспитатель года 2014 "

Люсина Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ларьякская ОСШ»  дошкольное образование.

Творческий отчёт

Воспитателя  I квалификационной категории

Люсиной Натальи Владимировны

На тему:

«Ручной труд, как средство развития мелкой моторики у детей  старшего

дошкольного возраста»

с. Ларьяк 2014 г


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА……………………………5

2. ОПЫТ РАБОТЫ……………………………………………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………14


ВВЕДЕНИЕ

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры в том, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.

Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Дошкольный период является сензитивным, так как у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития.

Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем - к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир, что обеспечивает успешную социализацию дошкольника.

Обращение к данной теме было основано на следующих причинах:

- географическим положением и  отдаление от районного центра нашего детского сада (с. Ларьяк), следовательно затруднение процесса коммуникации и общения с предметами художественного искусства;

-  мониторинг  показывает, что  30 – 40 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению, хотя у детей старшего дошкольного возраста высокие показатели интеллектуального развития и познавательной активности, но быстрая утомляемость руки при выполнении письменных заданий.

- у детей слабо развита мелкая моторика.

Поэтому необходимо стало проведение дополнительной работы с детьми, для развития мелкой моторики.

Цель: развитие детей старшего дошкольного возраста средствами ручного труда.

С этой целью была разработана продумана работа, которая позволяет удовлетворять запросы родителей и в большей степени учитывать индивидуальные склонности ребенка, удовлетворять интересы и потребности личности, способствовать ее саморазвитию.

Приобщение детей к творческой ручной деятельности способствует развитию у них качеств творческой личности: умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления и способности добывать новые знания, формируется самостоятельность.

Новизна  моей работы состоит в том, что  в данном отчете обоснован опыт работы ручного труда как средства развития детей старшего дошкольного возраста. Работа  направлена на развитие творческих способностей дошкольников посредством обогащения содержания художественно-эстетического воспитания детей компонентами художественного ручного труда, инновационными технологиями и материалами.    Результат работы  завораживает детей красотой. А где красота - там  радость, праздник и всегда хорошее настроение.

 Данный вид работы доступен для детей, развивает у них творческий и исследовательский характер, пространственные представления, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, а так же у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.

Необходимость обусловлена социальным заказом дошкольного образовательного учреждения.

 Для обобщения опыта использовала общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) и эмпирические  (наблюдение, беседа, эксперимент) методы исследования.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б. Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, T.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д. В. Сергеева и др.).

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

При  обучении ребенка творчеству важно обращать внимание на развитие его личности, способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо создание благоприятных условий дома и в группе детского сада. Следует  использовать разнообразные виды художественной деятельности, одной из которых является оригами. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазия, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины. Возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, свою комнату или подарить родителям и друзьям привлекает дошкольников.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

При выполнении работы ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями объема и плоскости, усваивает основные процедуры, используемые при выполнении работ по ручному труду  разметка, сгибание, вырезание, склеивание, оформление поделки рисунком или аппликацией оригами. В процессе работы развиваются точные движения пальцев, глазомер, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.

2. ОПЫТ РАБОТЫ

Для этого сначала мною были изучены «Современные технологии», отобран необходимый методический материал, который можно использовать.

- Технология Петровой И.П. «Театр на столе»,

- авторская программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцакова,

- авторская программа «Красота - радость - творчество» А.В.Антонова,Т. С. Комарова и др.

Разработала методологический инструментарий.

Цель: развитие детей старшего дошкольного возраста средствами ручного труда

Задачи :

  1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с видами искусства.
  2. Развивать умения и навыки художественно-творческой деятельности у старших дошкольников посредствам  занятий по ручному труду, развивать устойчивую         мотивацию к продуктивным видам деятельности; развивать навыки  регуляции движения и микродвижения кистей рук и развитие психических процессов дошкольников.
  3. Воспитание у детей интереса к художественно-творческой деятельности, воспитание навыков  взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.

Для успешного решения задач  предусмотрено:

1. Создание условий для интеграции различных видов декоративно-прикладного искусства в процессе художественно-творческой деятельности у старших дошкольников посредствам  занятий по ручному труду с учетом регионального компонента.

2. Создание развивающей пространственно-предметной среды для ручного труда.

  • Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую художественную  деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

  

  • Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В занятий дети неограниченны в возможностях выразить в  творческих работах свои мысли, чувства, переживания, настроение.
  •         Педагогическая целесообразность: систематические и последовательные занятия дошкольников способствуют раскрытию у воспитанников творческого потенциала, привитию интереса к искусству, развитию познавательных процессов, нравственно-волевых качеств, формированию эстетического вкуса,  что является прочным фундаментом в формировании гармонично развитой личности.

Содержание   строится на принципах:

  • Принцип  систематичности и  последовательности.
  • Принцип   дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку,
  • Принцип доступности.
  • Деятельностный принцип подразумевает проведение работы с детьми при организации совместной деятельности.

Для достижения поставленных целей предлагаются использование методов  

  • по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу.
  • Метод наблюдения и метод обследования  позволяющие расширить и систематизировать знания об объекте деятельности.

Приёмы работы:

1.        Практические приемы: прием показа способов деятельности, совместной деятельности;

2.        Словесные приемы: объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение.

3.        Игровые приемы.

Формы работы по ручному труду:

1.        Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2.        Изготовление поделок из природного материала;

3.        Изготовление поделок способом Оригами

4.        Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

 

 

 Ожидаемый  результат обучения

- Повышение уровня развития мелкой моторики руки

- увеличение продолжительности времени работы;

- заинтересованное отношение к результату деятельности;

- самостоятельная организация детьми рабочего места и материала для работы.

  • знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
  • умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
  • освоение навыков работы с пластилином, бумагой, природным материалом;
  • развитие аккуратности, терпения;

1. Овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми:

- умение помогать друг другу, обсуждать вопросы, связанные с творческой деятельностью;

- уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.

2. Повышение уровня развития  психических процессов:

             -  внимание;

             - мышление;

            - воображение

3. Занятия способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  •     глазомера
  • логического мышления;
  •     воображения;
  •     волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  •    художественных способностей и эстетического вкуса.

       На занятиях дети приобретают практические навыки ( ножницами, фигурными трафаретами, складывание листа), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

 Содержание и тематика различных форм организации творческой деятельности представлены как целостный и взаимосвязанный художественно-изобразительный компонент образовательного процесса.

 состоит из трех частей: «Волшебная бумага», «Чарующая  природа», «Бросовый материал».

При выполнении поделок и аппликаций из бумаги, для более успешного освоения материала  процесс   изготовления  был разделен на ряд последующих операций:

  - Знакомство с образцом готовой игрушки;

  - Анализ схемы с выполнением одной операции;

  - Одновременное складывание игрушек;

  - Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требовалось постоянно;

  - При изготовлении игрушки с симметричным сгибом, дети самостоятельное выполняли повтор операции по образцу.

Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. В дальнейшем это облегчило изготовление и сократило время на выполнение игрушки, дети научились читать схемы и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.  

Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми проводились следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где, чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

При изготовлении поделок дети испытывали трудности, что огорчало их, приводило к раздражению. С целью сохранения терпения, на примере более простых форм, необходимо правильно распределять силы и использовать следующие правила:

Правила преодоления трудностей при выполнении поделок.

  • Не огорчайся при неудаче.
  • Если устал – оставь свою работу.

  1. Понаблюдай за работой других детей

  2. Послушай музыку

  3. Полежи на ковре

   

  • Обязательно вернись к своей работе

  1. Выбери форму проще, при ее выполнении вернись к первоначальной форме

  2. Рассмотри и проанализируй схемы и условия обозначения

  3. Обратись за помощью (используй, в крайнем случае).

За правильное поведение, умение планировать свою деятельность детей необходимо поощрять. Для этого можно дарить интересные игрушки, изготовленные руководителем, при этом, акцентировать внимание, что вскоре сам  научится делать подобные игрушки, если будет работать по плану и соблюдать правила. Это способствует более последовательному и успешному поведению ребенка.

На занятиях аппликации и оригами эффективно использовались сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. Сказки помогают найти наиболее короткий путь приобщения детей к одной из самых удивительных форм постижения красоты.

Занятия с бумагой способствуют развитию у воспитанника:

1. Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.

2. Учит детей различным приёмам с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 3. Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться.

4. Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

5. Активизирует воображение детей и фантазию.

6. Развивает художественный вкус и творческие способности.

На занятиях воспитанники приобретают практические навыки, опыт рисования и ручного труда, закрепляет полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Через аппликации, оригами дети приобщаются  к традициям народного декоративно - прикладного искусства.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом поможет маленьким почемучкам встретиться с уже знакомыми сказочными героями, персонажами книг и совсем незнакомыми жителями страны неизведанного.

Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет нас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру ... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

С развитием мелкой моторики руки у детей начинает получаться достаточно качественный продукт. Это позволяет долго работать над ним, доделывая, улучшая, а затем используя его по своему желанию.

Для реализации этой цели старалась строить педагогический процесс на последовательном и поэтапном развитии художественно – творческих способностей детей – от простого к сложному.

Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:

1. Изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки у ежа);

2. Поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина);

3. Поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками;

4. Поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фол лги.

Используя показ и объяснение приемов конструирования, уточнение последовательности работы, не забываю о мотивации работы, использовании художественного слова, игровых приемах обучения, которые могут найти место на разных этапах занятия. Использую построение занятия в игровой форме: «Путешествие с Лесовичком», «Страна умелых ручек», «Сокровища волшебного сундучка». От имени сказочных персонажей, показываю поделки, природный материал, инструменты и знакомлю детей с правилами техники безопасности. Полезным для формирования интереса к работе с природным материалом считаем применение выполненных поделок для оформления интерьера и использование их в качестве сувениров.

Работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:

•должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

•тщательно промытым и высушенным;

•доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )

При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей.

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его  можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот матери всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование  бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем  станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);

  • тщательно промытыми и высушенными;
  • доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);

Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:

  • правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
  • продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений
  • процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
  • дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.

Если работа требует  сложных манипуляций, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы, мастер – класс.

Работа с родителями предполагает:  папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы, выставки работ выполненные вместе с детьми.  Совместно с родителями и сотрудниками ДОУ организовались выставки «Щедрая осень», «Мастерская деда Мороза », «Мой папа может всё», информационные уголки. Прошла выставка методической литературы для родителей «Ручной труд в подготовке детей к письму».

Видя, как формируются у детей умения и навыки по ручному труду, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Дарят различные дидактические и настольные, аппликации и сувениры.

Мониторинг  позволяет сделать вывод о динамике, что свидетельствует о перспективе работы.

Обследовав детей, получила следующие результаты:

  • наблюдается наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;
  • проявляют разнообразные чувства при восприятии произведений искусства,
  • приобрели навыки художественного восприятия различных видов искусств,
  • умеют находить новые нестандартные решения творческих задач,
  • умеют пользоваться выразительными возможностями художественных материалов,
  • знают и применяют умения в работе с различными инструментами и материалами;
  • знают и выполняют правила техники безопасности при работе;
  • умеют подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
  • освоены навыки работы с пластилином, бумагой, природным материалом;
  • стараются быть аккуратными и проявляют терпения;
  • развита мелкая моторика пальцев.

В результате получила следующие данные:

Принимали участие  20 детей

На начало года

Высокий – 0

Выше среднего – 9 ( 45 %)

Средний – 4 ( 20 %)

Ниже среднего – 2 ( 10 %)

Низкий -  5 ( 25 %)

В конце года

Высокий – 6 ( 30 %)

Выше среднего – 8  ( 40 %)

Средний –  5 (  25 %)

Ниже среднего – 1 ( 5 %)

Низкий -  0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Работа  направлена на  развитие у детей творческого характера, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, а так же у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беренова, Ю.А. «Художественный труд в детском саду», Творческий Центр. - М.: Сфера, 2011.- 134 с.
  2. Ведмедь О.Л., Платохина, Н.А., Чумичева, Р.М. Продуктивная деятельность в детском саду. Рукоделие: учеб.- методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 г. – 224с.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с.
  4. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике /Пищикова Н. Г., 2006/ ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. / под ред. Т. С. Комаровой. – АМ. : ИПК и ПРНО МО. 2001.-176с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://nsportal.ru/



Предварительный просмотр:

Уважаемое жюри, дорогие коллеги и гости конкурса!

Разрешите представить Вам опыт моей работы.

   (слайд 1)

   Люсина Наталья Владимировна                        

     воспитатель МБОУ «Ларьякская ОСШ» с 1994 г

  •   Образование – высшее  НГГУ по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»  квалификация «Организатор – методист дошкольного образования».
  • Педагогический стаж 21 год
  •  2014 г присвоена  I квалификационная  категория
  •  2007  - 2009 , 2011г работала методистом
  • 2009 -2010 исполняла обязанности  заместителя директора по ДОУ
  • 2012-2014- руководитель МО воспитателей.

(слайд2)

Тема моей работы: «Ручной труд, как средство развития мелкой моторики  у  детей старшего дошкольного возраста»

   В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(слайд 3)

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования.
        
Проблема заключается в том, что в настоящее время мониторинг исследования показывает, что  30 – 40 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению, хотя у детей старшего дошкольного возраста высокие показатели интеллектуального развития и познавательной активности, но быстрая утомляемость руки при выполнении письменных заданий.

(слайд 4)

Актуальность:
        При подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.
        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

(сдайд 5)

Новизна –  работа  направлена   на развитие у детей творческий и исследовательский характер, пространственные представления, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, а также у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.

 (слайд 6)

Изучив  авторские программы Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду», А.В.Антоновова, Т.С.Комаровой «Красота - радость – творчество» опираясь на программы                    “ Воспитание и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, «От рождения до школы» под редакцией Вераксы,  а также систему обучения А.Н. Малышевой “Работа с тканью”, А. А. Грибовской  “Коллективное творчество дошкольников”, методику Е. К. Брыкиной “Творчество детей в работе с различными материалами”, пособиями Н.Г. Пищиковой “Работа с бумагой в нетрадиционной технике”, Г. Н. Давыдовой “Бумагопластика”, Н. А. Смотровой “Нитяные игрушки”,                Н. Крупенской, “Поделки из помпончиков”,                                         Ольги Вешкиной “Декупаж”, Махмутовой  Х. “Декупаж из салфеток”, я осуществляю обучение и воспитание не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти “ЗУНы” усваиваются. Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, ручной труд влияет на развитие  мелкой моторики и способностей к творческой деятельности.

Поэтому я выделила основные цели и задачи своей работы:

Цель:

    Развитие мелкой моторики у детей старшего   дошкольного возраста средствами ручного труда

(слайд 7)

Задачи:

1.  Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными видами декоративно - прикладного искусства.

2. Развивать умения и навыки художественно-творческой деятельности у старших дошкольников посредствам  занятий по ручному труду, развивать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности; развивать навыки  регуляции движения и микро движения кистей рук и развитие психических процессов дошкольников.

3. Воспитание у детей интереса к художественно-творческой деятельности , воспитание навыков  взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.

(слайд 8,9)

Занятия по ручному труду способствуют формированию  мелкой моторики, а главное учат радоваться результатам своего труда и доставлять радость другим людям, вносить в жизнь окружающих красоту, теплоту человеческих отношений.

Для успешного решения  поставленных задач использую:

  • Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую художественную  деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
  • Нетрадиционные техники выполнения работ демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Во время занятий дети неограниченны в возможностях выразить в  творческих работах свои мысли, чувства, переживания, настроение.
  • Систематические и последовательные занятия дошкольников способствуют раскрытию у воспитанников творческого потенциала, привитию интереса к искусству, развитию познавательных процессов, нравственно-волевых качеств, формированию эстетического вкуса,  что является прочным фундаментом в формировании гармонично развитой личности.

 (слайды 10-12)

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

 Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.  

Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения:

•        договариваться о совместной работе, ее содержании;

•        работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

•        планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

•        радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.

Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Поэтому, чтобы познакомить детей с каким-то предметом, предлагаю его изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

•        объяснительно-иллюстративный метод;

•        репродуктивный и эвристический;

•        исследовательский метод;

•        практический и игровой;

•        метод молчаливого созерцания;

•        метод формирования сознания, поведения и чувств;

•        метод самостоятельной работы детей по осмыслению и усвоению нового материала.

А также использую общие способы стимулирования творческой активности:

•        обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;

•        обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

•        поощрение высказывания оригинальных идей;

•        обеспечение возможностей для упражнения и практики;

•        использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

•        предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Строя свою работу я определила те профессиональные критерии, которым должна руководствоваться:

•        компетентность;

•        умение владеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;

•        использование воспитательно-образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития детей;

способность рационально использовать педагогическую среду и конечно я должна обладать техническими умениями и навыками выполнения художественных работ

 

(слайд 13)    

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом,  ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.      

 Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.

(слайд14)

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Мониторинг  позволяет сделать вывод о динамике, что свидетельствует о перспективе работы.

Обследовав детей, получила следующие результаты:

        наблюдается наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;

        проявляют разнообразные чувства при восприятии произведений искусства,

        приобрели навыки художественного восприятия различных видов искусств,

        умеют находить новые нестандартные решения творческих задач,

        умеют пользоваться выразительными возможностями художественных материалов,

        знают и применяют умения в работе с различными инструментами и материалами;

        знают и выполняют правила техники безопасности при работе;

        умеют подбирать цветовую гамму, составлять композицию;

        освоены навыки работы с пластилином, бумагой, природным материалом;

        стараются быть аккуратными и проявляют терпения;

        развита мелкая моторика пальцев.

 

( слайд 15)

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему быть  более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Организуя  работу с детьми учитывала, что ребёнку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться к взрослому за помощью или советом. Старалась поддерживать у него уверенность в своих силах, одобряла и поощряла проявление настойчивости, терпения, желание довести начатое дело до конца.

Слайд 16

Делюсь своим опытом работы с воспитателями сада. Провожу мастер – класс, семинары – практикумы.

 Слайд(17)

Надо отметить, что работа с родителями занимает важное место в моей работе. Любая работа воспитателя даёт хорошие результаты в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и принимают активное участие в жизни группы. Родители оказывают посильную помощь воспитателю. Свою работу строю  по следующим правилам:

  • Родители активные участники всех групповых мероприятий;
  • Родители активные помощники воспитателя

 Совместно с родителями и сотрудниками ДОУ организуются выставки «Щедрая осень», «Мастерская деда Мороза», «Мой папа может всё», так же есть информационные уголки. Прошла выставка методической литературы для родителей «Ручной труд в подготовке детей к письму».

 Слайд(18)

Данная работа очень интересна для детей, так как ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. В  дальнейшем дети смогут применить знания умения и навыки в своих творческих работах.

 

 



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ларьякская ОСШ» дошкольное образование

Занятие для детей от 5-6 лет

Подготовила воспитатель I категории

Люсина Наталья Владимировна

НОД  Образовательная область «Художественное творчество»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физкультура и Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, музыкально – художественная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Тема: «Новогодняя открытка»

Цель: формирование у воспитанников представления о новогодней открытке, как способе выражения добрых чувств, пожеланий и поздравлений друг друга.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.    Закреплять у детей полученные ранее ЗУН работы с бумагой, клеем, ножницами.
2.    
Формирование  практических навыков работы с материалами и инструментами.

Развивающие задачи:

1.    Развивать чувство формы, цвета и композиции.
2.    Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.
3.    Формировать эстетическое отношение к интерьеру.

4.    Развитие мелкой моторики  пальцев рук.

Воспитательные задачи:

1.    Воспитывать уверенность, самостоятельность.
2.    Воспитывать стремление доставлять радость окружающим, изготавливать открытку  своими руками.
3.    Учить детей договариваться в процессе труда, воспитывать стремление помочь товарищам.
4.    Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Предшествующая работа:

Беседы о предстоящем новогоднем празднике, рассматривание новогодних игрушек, подготовка декора для бумажных игрушек. Рассматривание новогодних открыток, составление коллекции новогодних поздравительных открыток.

Словарная работа: шаблон, объемная.

Материалы, инструменты, оборудование:

Цветная бумага; ватман , ёлочка, нарисованная с наклеенными в низу «иголками», шаблоны геометрической формы - круг, вырезанные из картона; ножницы; клей; салфетки бумажные и матерчатые, готовые украшения для игрушек - шаров, сувениры для детей, мешочек с конфетами, смайлики: весёлый, грустный, удивлённый.

Методы и приёмы:

  • Создание заинтересованности.
  • Использование художественного слова и музыкального сопровождения.
  • Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
  • Показ с объяснением.
  • Активизация речи детей.
  • Динамическая пауза.
  • Практическая деятельность детей.
  • Уточняющие вопросы.
  • Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

 

Ход занятия:

Организационный этап

Воспитатель:  

- Ребята, а скажите, какой месяц приходит за ноябрём?

Дети:   декабрь  (1 слайд пейзаж зимы)

Воспитатель:

Декабрь - студень - стужайло, год кончает.

- Каким праздником заканчивается год?

(ответы детей)

- Правильно, наступает волшебный, самый весёлый  праздник - Новый год.  

 В дома стучится Дед Мороз, приносит подарки в большом мешке.  (2 слайд дед Мороз пишет письма)

- Люди к его приходу  наряжают красавицу – ёлочку. ( 3 слайд гостиная с котом)

- У всех нас радостные, добрые чувства.

- Скажите ребята, а как можно выразить свои чувства?

(словом, подарком, помощью, открыткой)  

Если ответ «открытка» не прозвучал, задать вопрос:

 - А открыткой можно выразить добрые чувства? ( 4 слайд с открытками)

Словарь даёт такое определение открытки: «карточное изделие. Предназначенное для письма или воспроизведения художественного - изобразительного произведения».

Открытка – один из самых распространённых  способов выражения доброго отношения друг к другу. Открытки мы храним и перечитываем. Они будят в нас приятные воспоминания. Открытки бережно хранят наши близкие особенно те, которые сделаны своими руками. Ведь то, что  мы делаем сами, мы вкладываем кусочек своей души, тепло своих сердец. Кроме того, такой открытки ни у кого больше не будет, она оригинальна и эксклюзивна.

Чаще всего открытки мы дарим друг другу на праздники.

Основной этап

I часть занятия:

И сегодня я предлагаю вам сделать «Новогоднюю открытку».

- А что мы будем изображать на открытке вы узнаете как только  отгадаете загадку.

Что же это за девица?

 Не швея, не мастерица.

 Ничего сама не шьёт,

 А в иголках целый год. (Елочка)  (5слайд ёлочка нарядная)

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем отличается ёлочка от других деревьев?

Ответы детей

- Её ветви покрыты  иголками - хвоёй.

- Она колючая и всегда зелёная.

Воспитатель:

Что же делать нам, как быть?

 Где же ёлку раздобыть?

(ответы детей)

 Так давайте в лес пойдём и там ёлочку найдём.

 Только есть одна загвоздка,

 В этот лес попасть непросто,

 Нет там места для людей,

 А есть только для зверей

На чём мы будем добираться до леса?  Я предлагаю вам выбрать подходящий для нашей поездки вид транспорта.  ( 6 слайд с разным транспортом)

Игра «Выбери транспорт»

(ответы детей)

Воспитатель:

Может, выхода и нет?

 Есть друзья, но то секрет

 Я его вам расскажу

 И что делать подскажу.

Дед Мороз предложил нам свои волшебные сани. Мы отправляемся в путешествие.

Под музыку дети садятся в сани Деда Мороза и едут в лес -  гимнастика для глаз ( 7- 8 слайды  лес с бегущим оленем).

Дети «приехали» музыка заканчивается.

 Мы приехали в лес. Какие красивые здесь ели. Воспитатель обращает внимание детей на ёлку без иголок  ( 10 слайд  ели без оленя)

- Посмотрите, ребята все ёлочки зелёные, пушистые, а эта ёлочка одинокая и озябла на морозе так сильно, что потеряла свои иголочки.  А давайте мы  её  собой  возьмём в мастерскую Деда Мороза, где мы будем мастерить нашу «Новогоднюю открытку».

Садимся в сани и едем в мастерскую Деда Мороза.  ( 11 слайд за оленем к дому деда Мороза)

Подходим к столам

Надеваем костюмы, садимся на стульчики.

 

 Мы так долго ходили по лесу, что наши пальчики замёрзли, давайте их согреем,  сделаем для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

По играем -ка немножко,

Да похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Чтобы пальчики согреть,

Надо сильно потереть.

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем, разжимаем.

Воспитатель:

- Ну, а теперь можно приниматься за работу.

II часть занятия

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, на столах лежит разный материал для изготовления открытки, посмотрите внимательно,  что приготовлено для работы ?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Правильно здесь много разной бумаги, клей, ножницы, шаблоны и т.д.

- Посмотрите, пожалуйста, на стол и скажите, как мы можем помочь нашей ёлочке?

(ответы детей)

- А давайте  нашей ёлочке сделаем не обычные, сказочные иголочки. Посмотрите, какие они будут.

(дети находят «ладошки», вырезанные из цветной бумаги).

 Воспитатель:

- Напомните мне, пожалуйста, особенности ели, по которым её можно выделить среди других деревьев:

 (ответы детей - Её ветви покрыты зелёными иголками.

- Она похожа на пирамиду, вверху ветки короткие, внизу – длинные.)

Воспитатель:

- Вот такие не обычные иголочки будут у нашей ёлочки (показывает детям)

Сейчас мы нашу ёлочку оденем в иголочки. Начинаем наклеивать детали с нижних веточек, так чтобы получилась пирамидка.

Техника безопасности при работе с клеем и ножницами.

 Клей  очень спокойный, даже медлительный.  Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с  клеем, спешит, старается всё сделать по быстрее, кое - как, то работа получается неаккуратная и некрасивая.  

Ножницы наоборот очень быстрые они всегда очень торопятся, спешат. Стараются отрезать всё по быстрее, поэтому надо быть,  с ними внимательными, аккуратными чтобы не переделывать свою работу. Следить за расположением пальцев руки и не подставлять под режущие ножницы левую руку.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа с детьми (дифференцированный подход к каждому ребёнку).

 Физминутка «Танцевальная разминка»

Воспитатель:

-  Ребята, посмотрите,  наша ёлочка  стала зелёная, пушистая, колючая.

- А чтобы ёлочка была Новогодней, что мы должны сделать?

 (ответы детей) 

Воспитатель:

- Совершенно верно нашей Новогодней ёлочке не хватает новогоднего наряда – новогодних игрушек - шариков.

- Я предлагаю вам взять шаблоны круглой формы и обвести их на цветную бумагу, придерживаем шаблон левой рукой, а правой держим карандаш и обводим по шаблону. Вырезаем аккуратно по линии шары и украшаем готовыми формами.  Наклеиваем свои игрушки на ёлочку.

Что за дивные игрушки:

Ни гирлянды, ни хлопушки.

И висят не для игры!

Новогодние  шары.

Шары мы «повесили», а что ещё можно сделать для украшения ёлки?

(ответы детей) – бусы

Дети делятся на пары,   каждая пара наклеивает на полоску бумаги готовые формы.

(дети снимают костюмы)

Заключительный  этап

Рассматривание готовой открытки

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята,  какая красивая открытка получилась у нас.  Давайте эту открытку вы подарите  на новогоднем утреннике Деду Морозу, ведь он делает для вас подарки и вы сделали своими руками для него приятный подарок.

1.  Понравилось ли вам  путешествие?

2.  Какое задания было для тебя ,имя ребёнка очень сложным?

3.  Что больше всего тебе,  имя ребёнка, понравилось делать?

 4.  Что было трудно для тебя, имя ребёнка?

 5.  С каким заданием ты лучше справился, имя ребёнка?

Релаксация

Воспитатель:

- Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии смайликами:

- Если тебе очень  понравилось, и ты  справился с заданиями, возьми удивляющегося  смайлика.

- Если тебе не всё понравилось, и ты  частично справился с заданием возьми весёлого смайлика.

- Если тебе было грустно на занятии,  и ты не справился с заданием возьми грустного смайлика.

По окончанию работы воспитатель даёт положительную оценку коллективного труда, давая каждому ребёнку почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

Воспитатель:

Ребята, я хотела бы вас поблагодарить за приятную работу с вами и хочу подарить вам новогодние сувениры. А это сладкий  сюрприз для всех ребят в группе. Сейчас мы сядем в наши волшебные сани и поедем домой

( под музыку дети возвращаются в группу).

Мы сегодня погуляли,

Очень многое узнали

Возвращаться нам пора

На носочки все привстали,

Тихо в  группу  побежали.                        Дети уходят в группу.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ  НОД воспитателя МБОУ «Ларьякская ОСШ» дошкольное образование Люсиной Натальи Владимировны.

Тема: «Новогодняя открытка»

НОД образовательная область «Художественное творчество»

Интеграция образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Физкультура», «Музыка».

Форма проведения: игра-путешествие.

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цель: формирование у воспитанников представления о новогодней открытке, как способе выражения добрых чувств, пожеланий и поздравлений друг друга.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.    Закреплять у детей полученные ранее ЗУН работы с бумагой, клеем, ножницами.
2
.    Формирование  практических навыков работы с материалами и инструментами.

Развивающие задачи:

1.    Развивать чувство формы, цвета и композиции.
2.    Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.
3.    Формировать эстетическое отношение к интерьеру.

4.    Развитие мелкой моторики  пальцев рук.

Воспитательные задачи:

1.    Воспитывать уверенность, самостоятельность.
2.    Воспитывать стремление доставлять радость окружающим, изготавливать открытку  своими руками.
3.    Учить детей договариваться в процессе труда, воспитывать стремление помочь товарищам.
4.    Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Предшествующая работа:

Беседы о предстоящем новогоднем празднике, рассматривание новогодних игрушек, подготовка декора для бумажных игрушек. Рассматривание новогодних открыток, составление коллекции новогодних поздравительных открыток.

Словарная работа: открыткашаблон .

Материалы, инструменты, оборудование:

Цветная бумага; картон; шаблоны геометрических форм, вырезанные из картона; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; салфетки бумажные и матерчатые

Структура НОД

-Вводная часть: (организация детей -5минут)

-Основная часть: (практическая деятельность) -15 минут

-Заключительная часть (подведение итогов) -5минут

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята учились  отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Ребята  работали с ножницами, учились аккуратно наклеивать и работать с клеем. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты рефлексии.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: дополнять, расширять и применять в сходной ситуации, полученные ранее знания детей.

Деятельность  характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

На непосредственно образовательной деятельности создавала условия для формирования предпосылок  универсальных учебных действий:

  • Личностные УУД — (во время организационного момента воспитывалось уважительное, доброе  отношение друг к другу).
  • Регулятивные УУД — В течении НОД постоянно старалась ставить проблемные вопросы, тем самым создавая условия для формирования предпосылок регулятивных УУД.
  • Познавательные УУД — осуществлялись предпосылки навыков анализа, синтеза во время актуализации знаний детей о празднике «Новый год», на основе опоры на жизненный опыт. При описании елочки формировала предпосылку понимания осознанного построения речевого высказывания. Во время подведения итогов образовательной деятельности, формировалась предпосылка умения оценки собственной деятельности.
  • Коммуникативные УУД — соблюдение правил общения, осуществлялись в совместной деятельности, построение небольших монологических высказываний, инициативное сотрудничество в поиске необходимой информации.

В процессе НОД применялись следующие технологии:

-игровая деятельность;

- деятельностный подход;

- технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-компьютерные технологии.

Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. НОД была направлена на решение проблемно — игровой ситуации.

Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка.

Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления были проведены: гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; физминутка. Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости ребят.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально — дифференцированного обучения.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребёнка.

Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка.

Для решения поставленных перед детьми задач я использовала слайды, праздничное оформление группы, игры и загадки, стихотворения на развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия.

В заключительной части НОД подвела итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки детьми своих возможностей.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки УУД (учебной универсальной деятельности), которые послужат в дальнейшем основой для формирования УУД(учебной универсальной деятельности)  в соответствии с требованиями образовательной программы.  Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены полностью. НОД своей цели достигла.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Люсина Наталья Владимировна воспитатель МБОУ «Ларьякской ОСШ» с 1994 г Образование – высшее НГГУ по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» квалификация «Организатор – методист дошкольного образования». Педагогический стаж 21 год 2014 г присвоена I квалификационная категория 2007 - 2009, 2011 г работала методистом 2009 -2010 исполняла обязанности зам.директора по ДОУ 2012-2014- руководитель МО воспитателей.

Слайд 3

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Проблема заключается в том что в настоящее время мониторинг исследования показывает, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению, хотя у детей старшего дошкольного возраста высокие показатели интеллектуального развития и познавательной активности, но быстрая утомляемость руки при выполнении письменных заданий.

Слайд 4

Актуальность : При подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь .

Слайд 5

Новизна – работа направлена на развитие у детей творческий и исследовательский характер, пространственные представления, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, а также у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.

Слайд 6

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры в том, чтобы всегда у них было что делать. Каменский Я. Цель: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами ручного труда.

Слайд 7

Задачи : 1 . Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными видами декоративно - прикладного искусства. 2. Развивать умения и навыки художественно-творческой деятельности у старших дошкольников посредствам занятий по ручному труду, развивать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности; развивать навыки регуляции движения и микро движения кистей рук и развитие психических процессов дошкольников. 3. Воспитание у детей интереса к художественно-творческой деятельности , воспитание навыков взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.

Слайд 8

Для успешного решения задач: Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую художественную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Слайд 9

Нетрадиционные техники выполнения работ демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Во время занятий дети неограниченны в возможностях выразить в творческих работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Систематические и последовательные занятия дошкольников способствуют раскрытию у воспитанников творческого потенциала, привитию интереса к искусству, развитию познавательных процессов, нравственно-волевых качеств, формированию эстетического вкуса, что является прочным фундаментом в формировании гармонично развитой личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.

Слайд 5

Мониторинг качества освоения программы по образовательной области художественное творчество (в сравнении за 3 года)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Работа с воспитателями

Слайд 3

Выставки родителей и детей

Слайд 4

Работы детей

Слайд 5

Спасибо за внимание!