Материалы к аттестации на высшую квалификационную категорию 2023 год

Лаптева Жанна Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Росинка»

Конспект коррекционно-развивающего занятия - психологической игры педагога-психолога

с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР)

 «В гостях у сказки»

(к 4 разделу коррекционно-развивающей психологической программы «Познаю с улыбкой»:

по развитию эмоционально-личностной сферы)

составила: педагог-психолог

Лаптева Жанна Владимировна

высшая квалификационная категория

г. Краснокаменск, 2023 г.

Конспект коррекционно-развивающего занятия - психологической игры педагога-психолога

с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР)

 «В гостях у сказки»

(к 4 разделу коррекционно-развивающей психологической программы «Познаю с улыбкой»:

по развитию эмоционально-личностной сферы)

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Вид занятия: коррекционно – развивающее.

Цель для педагога: Расширение представлений детей о различных эмоциональных состояниях людей, в реальной жизни и в художественном изображении, в литературных произведениях (сказках).

Цель для детей: Хотим узнать об эмоциях и научиться их распознавать

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить обмениваться эмоциями и чувствами
  2. Развивать умения различать эмоциональные состояния.
  3. Способствовать проявлению эмпатии по отношению к сверстникам, литературным персонажам, близким людям.

Коррекционно-развивающие:

  1. Стимулировать речевую активность, развитие навыка связной речи.
  2. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление).

Воспитательные:

  1. Воспитывать стремление к положительным формам поведения
  2. Развивать у детей способности определять свои эмоциональные состояния, умения называть и передавать и проявлять их
  3. Упражнять в соотнесении эмоций со схематическими изображениями

Здоровьесберегающие:

  1. Снять эмоциональное напряжение

Предполагаемые результаты:

  1. Могут различать эмоциональные состояния
  2. Способны проявлять эмпатию по отношению к сверстникам, литературным героям
  3. Имеют навык связной речи
  4. Имеют представления о нормах поведения, соотнося со сказочными персонажами

Методы и приемы:

  1. Словесный;
  2. Игровой;
  3. Наглядный;
  4. Практический.

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Оборудование: дидактическое пособие «Герои сказок», стол, пуфы-подушки, зеркала, сундук, клубок ниток

Предварительная работа: беседы с детьми о сказках, использование художественного слова (загадки)

Организация занятия: дети располагаются в зале, затем, по ходу занятия перемещаются в предложенном пространстве.

Этапы, цели

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Вводная часть (создание мотивационного поля)

Ритуал приветствия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доброжелательности, группового доверия)

Ритуал приветствия «Здравствуйте друзья»

Упражнение на сплочение «Улыбка по кругу»

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, введение в игровую ситуацию (выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность, мыслительную гимнастику), целеполагание (подведение к самостоятельной формулировке темы;

Проблема

Психогимнастика «Фантазия»

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Ритуал приветствия:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Психолог: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Художественное слово: Загадка о сказке……….

Это то, что интересно
Посмотреть и почитать.
Но еще, пожалуй, лучше
По ролям ее сыграть.
Может быть она веселой,
Грустной, страшной, озорной;
Про мышонка, про медведя,
Про другой народ лесной.
Загадала вам загадку —
Жду от вас теперь отгадку.
Есть для вас еще подсказка:
Ну конечно, это … .

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

- Ребята в наших сказках, сказочные герои поссорились из-за того, что не могут правильно найти свой домик. Может мы им поможем?

Я предлагаю вам отправится в сказочную страну

Дети встают в круг, произносят слова приветствия, берутся за руки

Дети улыбаясь передают улыбку по кругу

Ответ детей

Детям предлагается отправиться в сказочную страну

Основная часть

Актуализация знаний

Игра викторина «Назови сказку»

 (совокупность упражнений и приёмов, направленных на решение задач)

Игра превращение малой подвижности «Превратись в животное из сказки»

Игры, используемые для разогрева группы (позволяют активизировать детей, поднять их настроение)

Сюрпризный момент «Волшебный сундук»

Конверт с игрой 1

Игра рассуждение «Добрый злой»

Мешочек с игрой 2

Игра с зеркалом «Покажи и угадай эмоцию»

Игра с усложнением в паре «Покажи эмоции»

Конверт с игрой 3

Дидактическая игра «Из какой  сказки герой»

Психолог:

- Какие сказки вы знаете?

- В сказках встречается много разных животных. Какие животные встречаются в сказках(лиса, волк, заяц, медведь)

Предлагаю поиграть.

1,2,3,4,5-

Начинаем колдовать!

Наши дети изменились-

В зверей из сказки превратились!

-Молодцы, ребята. Хорошо у вас получается превращаться.

Психолог: Посмотрите ребята, какой красивый сундук, он наверное волшебный, что же в нем? Вам интересно? Давайте попробуем его открыть.

Дети открывает сундук, а там книга сказок.

В этой книге интересные сказки. А чему учат нас сказки 

(дети высказывают свои предположения

Мы с вами  вспомнили сказочных героев и поиграем в игру «Добрый - злой». Педагог показывает пиктограммы Радость, злость

-Молодцы ребята

Потрудились, сядем на волшебные кочки, на которых лежат зеркала

Дети делятся на пары и друг другу показывают эмоции

Вот мы и добрались к нужному месту, берут конверт 3 карточки со сказочными героями, которые поссорились и не знают, где их домик

Дети называют сказки

Ответы детей (лиса, волк, заяц, медведь)

Дети превращаются в животных, музыкальное сопровождение

Дети предлагают ответы, что может лежать в сундуке

Дети открывают сундук

(добру, смекалке, не жадничать, говорить правду, дружить)

Дети берут карточку со сказочным героем и пробуют эмоционально разделить персонажей, согласно их поступкам или действиям

Дети выкладывают на карточку с персонажами нужную фишку с картинкой сказки

Заключительная часть

Рефлексивная игра с использованием художественного слова «Скажи другу доброе слово. Нить дружбы»

Художественное слово «Наши руки» (речевое сопровождение к игре)

Рефлексия «Мое настроение»

Педагог Достаёт предмет-клубочек ниток.

-Как вы думаете, это сказочный предмет? Почему вы так думаете?

- Давайте поиграем с этим клубочком. Нужно обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубок своему соседу, при этом сказать ему добрые слова и пожелать что то хорошее, например хорошего тебе дня…Даша, Даша улыбается и передает соседу с другими добрыми словами.

-Молодцы ребята, сколько добрых и вежливых слов вы знаете. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично! Нас всех связала крепкая и прочная нить дружбы.

психолог произносит следующие слова:)

Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Пришла пора попрощаться со сказочной страной и возвратиться в детский сад

Дети выбирают себе смайлик с настроением

Дети прощаются, всем досвидания

Дети передают ниточку и говорят добрые слова друг другу



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Росинка»

Конспект кратковременной образовательной практики

«Тайна волшебной шишки»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

составила:

Лаптева Жанна Владимировна,

 педагог- психолог

г. Краснокаменск

Конспект кратковременной образовательной практики

«Тайна волшебной шишки»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Цель образовательной ситуации: Способствовать развитию мелкой моторики рук через использование пальчиковых игр с предметами (шишка) (сенсорная интеграция)

Приоритетная образовательная область:

  1. Учить ориентироваться в пространстве, познакомить с понятиями.
  2. Развивать мелкую моторику (повышает работоспособность коры головного мозга, элементы нейроигр).
  3. Развивать умения работать по мини схемам.
  4. Развивать психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, речи). 
  5. Развивать коммуникативные навыки.
  6. Развивать познавательные способности. 
  7. Стабилизировать психоэмоциональное состояний (коррекция тревожности, гиперактивности, снижение мышечных спазмов).

Предполагаемые результаты:

  1. имеют навык сенсорной интеграции
  2. имеют представления в работе по схемам
  3. имеют навык письма будущими школьниками.
  4. имеют умение ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т.д.
  5. могут творчески проявить себя
  6. могут фантазировать, представлять, воображать.
  7. могут взаимодействовать в коллективе, выражать свои мысли.
  8. могут контролировать свои действия.

Оборудование: Шишки разной формы, величины. Вспомогательное оборудование, материал: картинки, образцы, бумага, картон, верёвка, карандаш, фольга, пуговицы и др.

Этапы, цели

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

  1. Вводная часть (создание мотивационного поля)
  1. Ритуал приветствия «Подари улыбку другу»

1.2.Игра на сплочение «Прикоснись частями тела»

Художественное слово Загадка Шишка

Игра на фантазию и воображение, на ассоциацию

Постановка проблемы

Организационный момент «Правила дружбы»

Педагог приветствует детей, предлагает встать в круг

- Ребята за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

-А что бы мы с вами стали еще дружнее, предлагаю поприветствовать друг друга частями тела

К нам в гости пришел Мишка топтышка и принес волшебный мешочек. Сто в нем? Загадка про шишку

На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит кто-то в лоб.
(Шишка)

- Ребята вы хотели бы раскрыть тайну волшебной шишки? Но узнать ее можно только тогда, когда выполните все задания».

- Как вы думаете, мы справимся? А что нам в этом может помочь? Какие качества нам пригодятся-Дружба, смекалка, взаимопомощь

Дети встают в круг , берутся за руки

Приветствуют необычным способом

Отгадывают загадку

  1. Основная часть

Игровое упражнение «Знакомство с шишкой»

Игра на пространственное ориентирование «Прогулка с шишкой на листе»

Пальчиковая игра «Фиолетовый жучок»

Нейроигра на координацию движений, внимание «Поймай шишку»

Работа по схемам «Выложи по контуру»

Предложить детям рассмотреть шишку, рассказать о ней (какая она по форме, цвету, на ощупь), взять в руки, сжимать, покатать в ладонях и по столу, перекладывать из одной руки в другу, рассказать о своих ощущениях, впечатлениях. 

Детям предлагается на листе бумаги, совершить прогулку с шишкой (вправо, влево, вверх, вниз, центр-середина)

Фиолетовый жучок на ночь спрятался в цветок ах какой же он счастливый дом нашел себе красивый

Ребята продолжим раскрывать тайну шишки от мишки, подбрасываем шишку вверх сначала попеременно меняя руки, потом одновременно

Предлагаю разделиться на мини группы и выложить дорожки по контуру шишками

Дети рассказывают и манипулируют с предметом

Дети выполняют задание на листе

Дети кладут шишку между ладошек и играют в игру с речевым сопровождением

Дети подкидывают шишку одной, рукой потом другой и двумя руками

  1. Заключительная часть

Игра - рефлексия «Шишка по кругу»

Ребята как вы думаете мы раскрыли тайну шишки. В какие игры можно поиграть. А какую игру вы бы предложили с шишкой

Педагог предлагает взять шишку себе на память и научить своих знакомых играм. Раскраска Еловая шишка

Дети передают шишку и делятся тем что им запомнилось