Методическая копилка

МАУ ДО ЦДОД "Центр дополнительного образования для детей  "РАДУГА"

Предварительный просмотр:

День пожилого человека

Вед: Добрый день, и добрый час

        Я хочу сказать сейчас

        Мира, счастья и добра

В этот день вам пожелать !

Пусть удача сопутствует вам каждый час

Начинается праздник этот праздник для вас.

Вед: Театр песни «Маленькая страна» дарит вам

         Песню «Мир» в исполнении Ахмаровой Лианы.

Вед: Осень нежно коснулась опавшим листом.

        Над рекою туманы прозрачным мостом.

        В этот день октября все для вас дорогие

        Пожилые в годах, а в душе молодые.

        И пусть в ваших домах воцарится уют

        Пусть вас дети и внуки всегда берегут.

        Пусть здоровье всегда будет спутником верным

        Полной чашею  счастье и радость безмерной!

Вед: Слово для поздравления предоставляется директору ЦДОД

«Радуга» Т.Л. Олиной.

Вед: И сегодня только у нас, только для вас, дорогие ветераны

педагогического труда выступает фольклорный ансамбль

«Рябинка».

Вед: Желаем очень угодить,

        Чтоб этим днем довольны были

        Сей зал вы снова посетили.

        Нам очень хочется сегодня

        Зажечь былой огонь в душе.

        А то, что вы помолодели

        Немного чувствуем уже.

Вед: Слово для поздравления предоставляется……………………..

Вед: Алдарова Диана дарит вам песню «Лужа».

Вед: Мы благодарны вам за прожитые годы

        За то, что вы ненастьям всем назло                

        Преодолев все бури и невзгоды

        Смеётесь так задорно и светло.

        Спасибо вам за искорки веселья

Они в восторг любого приведут

И осень жизни за одно мгновенье

Цветущею весною обернут

Вед: Слово для поздравления предоставляется……………………..

Вед: Сеня Швецов дарит вам песню «Самолет».

Вед: Мы благодарны вам за добрые советы

        Души и сердца теплый свет очей

        Который согревает много лет

        Всех нас,  знакомых ваших и друзей.

        Спасибо вам за ваше беспокойство,

        Мы любим вас оптимистичных, добрых

        За то, что не хотите раскисать.

        С почтением головы склоняем перед вами

        За то, что вы живете рядом с нами.

        От всей души вам говорим спасибо.

Вед: Слово для поздравления предоставляется……………………..

Вед:  Театр песни «Маленькая страна» с песней «Новый день».

Вед: Сегодня и всегда я вам желаю счастья

        Пусть вас хранит судьба

        От мрака и ненастья

        От злого языка, от тяжкого недуга

        От умного врага, от мелочного друга

        И дай да вам господь, коль это в его власти

        Здоровья, долгих лет, и много, много, счастья!

        С праздником вас!

Вед: ЦДОД «Радуга» всегда рада таким замечательным гостям. На

этом наша торжественная часть заканчивается, а праздник продолжается. Я всех приглашаю на танцевальную площадку.

С праздником вас!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г.Перми

Интеллектуальная игра брейн-ринг:

«Что за чудо эти сказки»

Автор:

Братчикова В.Н.,

педагог дополнительного образования детей

 

«Что за чудо эти сказки»

Цель: актуализация знаний детей о сказках Пушкина А.С. через проведение викторины

Организация: возможно проведение игры с несколькими командами, вопросы сопровождаются презентацией сказок, но без явных подсказок.

I бой

1. В какой сказке А.С.Пушкина яблоко было наполнено ядом?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

2. Как звали жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?»
(Королевич Елисей)

3. Что говорит волшебное зеркальце злой царице?
(«Ты прекрасна, спору нет…»)

4. Где королевич Елисей нашел свою невесту?

(на высокой горе в хрустальном гробу)

5. Кто или что помогло найти царевичу Елисею свою невесту?

(ветер)

II бой

1. В какой сказке старуха остается у разбитого корыта?

(«Сказка о золотой рыбке)

2. Сколько раз старик закидывал невод в море?
(три раза)

3. Почему рыбка не стала выполнять пятое желание старухи?
(Старуха хотела стать владычицей морскою, и чтобы рыбка была у нее на посылках)

4. Старик три раза закидывал невод в море, что попадалось ему?

(1 – тина морская, 2 – трава, 3 – рыбка золотая)

5. Сколько лет жил старик со своею старухой у синего моря?

(30 лет и 3 года)

III бой

1. Назовите полное название сказки о царе Салтане.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче»)

2. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
(«Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…»)

3. Кто превратил царя Гвидона в шмеля, муху, комара?
(Царевна-лебедь)

4. От кого спас князь Гвидон Царевну-лебедь?
(от коршуна)

5. Как назывался остров, мимо которого проходили корабли в царство славного Салтана?
(остров Буян)

6. «Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки – не простые…» Какие были эти орешки?

(«…Все скорлупки золотые, яра – чистый изумруд…»)

7. Кем приходились 33 богатыря Царевне-лебедь?
(Родными братьями)

8. Как звали самого главного – 34 богатыря?
(дядка-Черномор)

9. «Родила царица в ночь, не-то сына, не-то дочь, не слоненка, не лягушку, а неведому зверушку…». О чем идет речь?

(письмо царю Салтану, которое ему написали ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха)

VI бой

  1. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке?
    («Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
  2. Где царь Дадон нашел свою невесту и как ее звали?
    (в шатре посреди поля, Шамаханская царица)
  3. В каком царстве-государстве правил царь Дадон?
    (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение    дополнительного  образования детей Центр дополнительного образования для детей «Радуга» 614026, г. Пермь, ул. Щербакова, 44 тел. 263-44-98, 263-54-77 E-mail: radugaperm@mail.ru

http://3.bp.blogspot.com/-BVT6R2B_viM/TiRdlxIpl8I/AAAAAAAADiw/5-bglJ8ZeGw/s1600/chelovechki%2B_poetapno.jpg

«Карта активности детского коллектива»

Методическая разработка

Разработала:

                                                               Хаукка Н.Б. –

заведующая отделом ЦДОД «Радуга»

Пояснительная записка

Карта активности творческого объединения – форма отслеживания стабильности, результативности и характера деятельности детского коллектива.

Карта творческих объединений включает в себя:

  1. Информацию об участии в соревнованиях, фестивалях, мероприятиях района, города, области.
  2. Статистические данные о наполняемости групп, возрастном составе и качестве знаний, умений и навыков детей.
  3. Результаты педагогической диагностики.
  4. Уровень сформированности коллектива.

Для заполнения пункта «Результаты педагогической диагностики» предлагается карта педагогических наблюдений.

Карта педагогических наблюдений – форма оценивания и фиксации результатов педагогической деятельности, с целью определения эффективности педагогического труда.

Данная карта разработана с целью проведения мониторинга результативности образовательного процесса в детском коллективе.

В качестве объектов наблюдения предлагаются следующие показатели:

  1. «Уровень знаний, умений и навыков»

Объем ЗУНов соответствующий каждому образовательному уровню определяет сам педагог.

  1. «Мотивация»

В данном случае включает в себя уровень интереса, эмоциональное состояние и степень активности детей на занятиях. Этот показатель является наиболее важным при оценке эффективности процесса обучения.

3. Содержание образовательных программ педагогов отдела направлено на воспитание интереса и любви к малой Родине, к  людям,  истории, природе, культуре. Выбор данного показателя определен проблемами и запросами современного общества, а также ценностным самоопределением образовательных учреждений. Основными показателями результативности патриотического воспитания являются:

      3.1.  «Отношение к людям»

  1.   «Отношение к малой родине»

3.3   «Отношение к природе»

4. «Уровень сформированности коллектива  и коммуникативные компетентности воспитанников» (методика Лутошкина.)

Данный показатель свидетельствует об уровне развитии коммуникативных навыков детей, о качестве выполнения организаторской функции педагогом, а так же косвенно о стабильности и «живучести» детского коллектива.

Инструкция по заполнению карты педагогических наблюдений.

  1. Педагогические наблюдения необходимо вести в течение всего учебного года, результаты нужно фиксировать в карте педагогических наблюдений как минимум два раза в год (в начале и в конце учебного года).

  1. Уровень того или иного показателя можно обозначать цифрой, цветом, значком (по выбору педагога и детей).

  1. Формы отслеживания образовательных результатов педагоги выбирают при написании образовательной программы в соответствующем разделе «Диагностическая часть».

  1. При оценивании образовательных результатов могут участвовать и сами дети (самооценивание, взаимооценивание) по желанию детей и педагогов.

 Результаты диагностики могут быть использованы:

  •  при выборе и корректировке образовательной технологии,
  •  при выборе направлений индивидуальной работы с детьми,
  •  при составлении образовательной программы.

Кроме того, полученные данные по отделу покажут состояние образовательного процесса в целом  и будут учтены при определении цели управления образовательным процессом и методического сопровождения.

1.Карта активности детского коллектива: класс____  школа______

   Ф.И.О. педагога _________________________________________

Участие в соревнованиях, праздниках

Дата

участия

Место, результат, диплом….

Форма участия (участник, организатор)

Количество участников

класс

школа

район

город

Край

2. Статистические данные

Дата

Всего

Количество детей

 (год обучения)

Уровень освоения ЗУНов

(количество детей)

1 год

2 год

 

3 год

 

4 год

Под

готовительный (1)

Начальный (2)

Освоения

(3)

Совершенств.

(4)

сент

Дек.

май

3. Результаты педагогической диагностики

Дата

Любознательность

Уровень  мотивации (кол-во детей)

Отношение к людям (кол-во детей)

Отношение к малой родине

количество

детей)

Отношение к природе

(количество)

детей)

уровни

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

сент.

дек.

май

4. Уровень сформированности коллектива (методика Лутошкина)

Дата

Песчаная россыпь

Мягкая глина

Мерц. маяк

Алый парус

Горящий факел

сент.

дек.

май

Таблица №1. Карта педагогических наблюдений

Образововательный уровень (по программе)

Знания, умения,

навыки

Мотивация,

эмоции

Отношение к людям

Отношение к малой родине

Отношение к природе

Отношения в коллективе

1.Подготовительный

Отдельные знания об объекте и умения воспроизвести информацию

Неустойчивый интерес, неустойчивые эмоции, несамостоятельность в обучении

Не очень общителен, помогает другим, если поручит педагог

Нейтральное

Не проявляет бережного отношения к природе, может нанести ущерб природе

Отзывается на просьбы товарищей, в делах коллектива участвует неохотно

2.Начальный

Хорошие знания об объекте изучения, проявляет познавательные способности

Устойчивый интерес, положительные эмоции, способность решать задачи по образцу.

Общительный, добрый отзывчивый, помогает другим, но других на добрые дела не мобилизует.

Положительное – познавательное

Бережное отношение к природе, по просьбе взрослых участвует в акциях по охране природы

Считается с интересами коллектива, сам не организует полезные дела, но может принимать участие в делах коллектива

3.Освоения

Имеет полное представление об объекте изучения, умеет применять знания для решения новых задач

Высокий познавательный интерес, устойчивые положительные эмоции при успехе, самостоятельно ставит цели и решает их.

Заботлив, доброжелателен, уважает интересы коллектива, организует других на полезные и добрые дела

Положительное – деятельностное.

Бережное отношение к природе, сам участвует в акциях по охране природы, но не побуждает к этому других

Охотно выполняет поручения, участвует  в делах коллектива

4.Совершенствования

Владение всем объемом ЗУНов направления, самосовершенствование, творческое выполнение заданий

Отношение к предмету, как собственной личностной ценности, планирует, проектирует и прогнозирует результаты своей деятельности.

Стремится к гармонии с собой, другими, окружающим миром, готов и стремится к  сотрудничеству с другими, расширяет свой круг общения.

Положительное – личностноприсвоенное.

Бережное отношение к природе, сам стремиться сохранить природу в повседневной деятельности и труде, побуждает к этому других.

Уважает интересы коллектива, отзывается охотно на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Таблица № 2. Сводная карта педагогических наблюдений

Ф.И.О учащегося

Уровень ЗУНов

Мотивация,

эмоции

Отношение к людям

Отношение к малой  Родине

Отношение к природе

Отношение в коллективе

примечание

сент.

май

сент

май

сент.

май

сент.

май

сент.

май

сент.

май

Таблица №3. ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Показатели

Высший

Средний

Низкий

К

О

Г

Н

И

Т

И

В

Н

А

Я

1. Любознательность

Хорошо занимается, осознаёт личную и общественную значимость знаний, сам организует познавательную деятельность, охотно помогает товарищам, самостоятельно ставит цели и решает их

Занимается в полную меру сил, осознаёт значимость знаний, участвует в познавательной деятельности, организуемой в кружке, способен решать задачи по образцу

Занимается без интереса, не в полную силу, не осознаёт значения знаний, участвует в познавательной деятельности по поручению и под контролем, не  самостоятелен в обучении

2. Знания, умения

Знания на уровне понимания и применения в знакомых условиях. Осознанность, обобщённость знаний, добивается хороших результатов. Владеет всем объёмом ЗУНов по курсу изучаемого предмета

Знания на уровне запоминания, знание отдельных понятий, терминов.

Хорошо занимается.

Освоение базового курса изучаемого предмета

Знания об отдельных фактах, знания на уровне узнавания, воспроизведения. Отдельные умения.

Ц

Е

Н

Н

О

С

Т

Н

А

Я

Ц

Е

Н

Н

О

С

Т

Н

А

Я

К

Т

Р
У

Д

У

3.Трудолюбие

Осознаёт личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно- полезный труд в кружке

Осознаёт личную и общественную значимость труда, исполнителен в труде, принимает участие в трудовых акциях

Не очень любит трудиться, трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей.

К

 

Л

Ю

Д

Я

М

4. Гуманность

Пресекает грубость, недоброе отношение к людям, заботится об окружающих

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, не пресекает грубость

Не очень доброжелателен, бывает груб, помогает окружающим и товарищам по поручению взрослого или коллектива

К

О

Б

Щ

Е

СТ

В

У

5.Долг

и ответственность

Выполняет общественные поручения охотно, с желанием, требует такого же отношения от других

Выполняет общественные поручения охотно,  ответственно,  но не требует этого от других

Неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны педагога и товарищей,  безответственен

6.Дисциплинирован

   ность

Примерно ведёт себя,  самостоятельно соблюдает правила поведения в общественных местах, требует этих качеств и от других

Хорошо ведёт себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других

Соблюдает правила поведения при требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей, возможны нарушения дисциплины

К

ПР

И

Р

О

Д

Е

7. Экологическая                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

воспитанность

Бережное отношение к природе, к растениям, животным, к земле. Сам стремится сохранить природу в повседневной деятельности и труде, побуждает к этому других, помощь природе

Бережное отношение к природе, растениям, животным, к земле. Сам участвует в акциях по охране природе,  но не побуждает к этому других

Не всегда проявляет бережное отношение к природе, растениям, животным. Может нанести ущерб природе, восстанавливает при настоятельных требованиях.

ЦЕ

Н

Н

О

С

Т

Н

А

Я

К

Р

О
Д
И
Н
Е

8. Отношение к      

малой   Родине, к Родине

Положительное. Деятельностное, личностноприсвоенное отношение, любовь к Родине воспринимается как ответственное отношение к ней.

Наличие глубоких, полных знаний сущности понятия «  Малой Родине»,  старается делиться своими знаниями с товарищами, побуждает их к добрым делам. Активно принимает участие в акциях. В подготовке и проведении мероприятий патриотического направления, знания о Родине реализуются в конкретных поступках и действиях, способен к проявлению высокой любви к Родине, доказывая своими поступками. Желание заниматься патриотической деятельностью.

Положительное - познавательное. Наличие неполных знаний о сущности понятия «Малая Родина». Проявляет интерес к истории родного края, разграничивает понятия малая родина и родина в целом. С интересом посещает музеи,  выставки, культурные центры. При наличии заинтересованности участвует в мероприятиях патриотического содержания. Проявления любви к Родине – не очень явные, но позитивные, проявляет творческую активность в любом деле. Ситуативное желание заниматься патриотической деятельностью желание заниматься патриотической деятельностью.

Нейтральное. Наличие поверхностных, неясных знаний сущности понятия «Родина», проявляет интерес к истории родного края, малой Родины по совету или настоянию педагогов,   имеет общее неконкретное представление об Отечестве. Редко посещает музеи, выставки, культурные центры. Не участвует,  избегает мероприятий патриотического характера. Отношение к Отечеству тёплое, но не более. В виртуальном плане – патриот Отечества. Отсутствие заниматься патриотической деятельностью.

М

О
Т
И
В
А
Ц
И
О
Н
Н

А
Я

9.Мотивы (ради чего посещает занятия)

Испытывает устойчивый познавательный интерес,  интерес к процессу обучения. Осознанно соотносит мотивы и цели своих действий. Объективно оценивает свои возможности. Ставит цель с учётом субъективной вероятности успеха. Умеет определить расход сил и времени на достижение цели.

Неустойчивый познавательный интерес, осознанно стремиться к получению внешнего результата. Понимает, осмысливает цели,  поставленные педагогом.

Занимается ради того, чтобы избежать неприятности дома, в школе и т. д.. Отсутствует интерес к процессу и содержанию обучения. Проявляет неустойчивый интерес к внешним результатам обучения (хорошая оценка, победа в соревнованиях…). Не способен сам ставить цель, цель, поставленную педагогом не может достичь самостоятельно. Оставляет незавершённые задачи. Не стремиться к успеху.

10. Эмоции (как переживает обучение)

Положительные эмоции от самостоятельной творческой деятельности. Удовлетворённость адекватной самооценкой и оценкой педагога. Отрицательные эмоции временной неудовлетворённости самим собой при столкновении с задачей новой трудности.

Эмоции удивления, переживания, необычности, новизны учебного материала. Общий неустойчивый положительный настрой к занятиям, зависящий от ситуации.

Неустойчивость эмоций, эмоции скуки, страха,  неуверенности, обиды. Неуверенность в себе из- за неудач, длительного неуспеха

 К

О

М

М

У

Н

И

К

А

Т

И

В

Н

А

Я

10. Коллективизм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива, отзывается охотно на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, в делах коллектива участвует неохотно



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр дополнительного образования для  детей «Радуга» г. Перми

«Человек настолько молод,

насколько молод и здоров

его позвоночник»

русская поговорка

Сообщение по теме:

Профилактика и коррекция нарушений осанки средствами цирковой акробатики

Автор  педагог дополнительного

образования Азанова А.Г.

Пермь 2015

Введение

Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.

Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.

Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.

1 Правильная осанка – залог здоровья

Для чего нужна человеку правильная осанка? Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела, при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад, естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках.

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов - угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.

Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.

Ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником. Позвоночник новорожденного не подготовлен к прямохождению. Ребенок инстинктивно «стучит» ножками, укрепляя связочный аппарат позвоночника мышцы спины. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного изгиба позвоночника. Следующий этап развития позвоночника – это ползание, а когда начинает садиться формируется - грудной изгиб. Поясничный изгиб начинает появляться тогда, когда ребенок осуществляет свои первые попытки встать на ноги. Все эти изгибы должны быть уравновешены.

Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам.

Есть  так называемый «период риска», когда в организме происходит толчок в росте. В этот период связочно-мышечный аппарат не успевает за активным ростом скелета. «Период риска» начинается в 5-7 лет и 11-12 (у девочек раньше, у мальчиков позже) и заканчивается в период полового созревания. Эти два цикла самым непосредственным образом влияют на развитие сколиотической болезни в сторону ее прогрессирования.

Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником.

Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник — это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Осанка портится по нескольким причинам:

слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

сидения за столом, сгорбившись;

передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.

Цифры кричат! В настоящее время 95-97% (!) детей страдают различными заболеваниями, среди которых наибольшее число представлено нарушениями опорно-двигательного аппарата - в том числе дефектами осанки. К сожалению, с каждым годом количество таких больных увеличивается.

Основная причина - гиподинамия, или, проще, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, слабый мышечный корсет, то есть плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов. Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.

Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и головной болью. Это почти всегда первый звонок к развитию ортопедических заболеваний, таких как сколиоз, юношеский остеохондроз.

Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника.

2 Меры профилактики и лечения нарушений осанки средствами цирковой акробатики

Профилактику возникновения нарушений осанки нужно проводить с момента рождения. У малыша должна быть правильно подобранная постель: достаточно жесткий матрас и отсутствие подушки (до одного года). Ребенок должен вовремя сесть, вовремя встать. Мнение некоторых «чем раньше, тем лучше» не всегда оправдано. Поспешные действия могут вызвать вторичные изменения в организме, которые в последующем и станут одним из главных факторов заболевания. Как говорится, почва подготовлена. Нужно помнить, что, прежде чем малыш перейдет к самостоятельному вертикальному положению, у него должны быть достаточно окрепшими мышцы.

С рождения его нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом). Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка, будь то школа или квартира. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Если же ноги свисают или поджимаются коленки, то происходит нарушение кровообращения. Глубина стула должна быть такова, чтобы две трети бедра находились на стуле, а одна треть выходила за его пределы. Спинка сидения должна доходить до нижнего края лопатки. Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Для профилактики различных заболеваний позвоночника, чтобы укрепить его связочный аппарат, рекомендуется выполнять физические упражнения с разнообразными движениями позвоночника, а также упражнения, укрепляющие мышцы спины, так как они поддерживают нагрузку на межпозвонковые диски. Цирковая акробатика позволяет приучить детей к различным упражнениям на укрепление мышц.

Очень полезны упражнения на растяжение. Которые позволяют растянуть мышцы спины и укрепить их.

 Также полезно «полетать». В положении сидя или стоя надо слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и свести лопатки. В спине в этот момент может что-то хрустнуть. Пугаться не следует - это совершенно безопасно. Такое упражнение при нарушении осанки можно повторять 8-10 раз в день на протяжении двух-трех недель подряд с последующим 2-3 недельным перерывом.

Лечение дефектов осанки направлено на улучшение физического развития ребенка, организацию рационального режима статических нагрузок на позвоночник, формирование правильного стереотипа позы и укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. А основной метод лечения нарушений осанки - лечебная гимнастика. Задачей лечебной физкультуры является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет. Занятия цирковой акробатикой позволяет много двигаться и укреплять при этом мышцы спины.

Заключение

В заключение сделаем краткие выводы.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека в вертикальном положении (стоя). Формируется осанка в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела. Неправильная осанка - различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника.

Неправильная осанка – это не только заболевание опорно-двигательного аппарата, но и начальный этап сбоя в работе различных жизненно важных органов. Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более серьезные нарушения. Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж.

Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, закаливающие процедуры, занятия плаванием укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. Большое значение имеет сбалансированное питание и полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться, заниматься  - это укрепляет мышцы и скелет.

Люди с правильной осанкой выглядят моложе и здоровее, живут намного качественнее и дольше. Они более энергичны и привлекательны и работоспособности.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Список использованной литературы

Коровкин М.А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М.А.Коровкин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192 с.

Коршунов А.В. Правильная осанка – залог здоровья позвоночника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spinet.ru

Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д.Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с.

Мацкеплишвили Т.Я. Нарушение осанки и искривление позвоночника у детей / Т.Я.Мацкеплишвили. - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 1999. - 64 с.

Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.

Хиетала В., Пономарев Н.И. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы (тезисы докладов Международного Конгресса, Москва, 24 - 28.05.98.). - М.: ФОН, 1998. - С.537-539.

Хомякова Н. Правильная осанка - залог здоровья. // Навигатор. - 2003. - №45.

Янкелевич Е.И. Осанка - красивая, походка – легкая / Е.И.Янкелевич. -М.: ФиС, 2001. - 95 с.



Предварительный просмотр:

Проведение в МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» месячника безопасности детей

                   Начался  новый учебный год в образовательных учреждениях. В  Центре «Радуга» педагогическим коллективом был организован и проведен месячник безопасности детей с 20 августа 2014 по 19 августа 2014года.  В течение его с детьми были проведены беседы, тематические программы, решены проблемные ситуации на актуальные темы: «Уличные опасности», «Спички детям не игрушка», «Один дома» и другие подобные.

Педагоги на первых занятиях с вновь зачисленными детьми поговорили о безопасном маршруте, правилах дорожного движения. В Центре оформлены стенды по пожарной безопасности, чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне. В холле оформлена выставка плакатов по безопасности дорожного движения. В библиотеке представлена выставка книг, журналов на заданную тему.

Всего в месячнике безопасности детей приняли участие около 420 детей. Кроме этого все педагоги обязаны провести с детьми инструктажи по технике безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения на улице до конца сентября 2014 г. (комплектование детей заканчивается 30 сентября).

В конце месячника директор  Олина Т.Л.обсудил итоги проведенной работы на аппаратном совещании с административной командой.

17.09.2014