педагогическая копилка
Содержимое страницы включает разработки уроков музыки, проектной деятельности по предмету "искусство", занятий внеклассной вокальной работы, статьи по современным актуальным проблемам художественной дидактики и методики преподавания музыки.
В настоящее время много внимания уделяется проектной деятельности в учебном процессе. В нашей гимназии мы подразделяем ее на учебную (понимая ее как метод проекта на уроках) и внеучебную (создание проектных и научно-исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях и т.д.). Поэтому важным считаю опыт использования проектной деятельности на уроке по предмету "музыка".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроке в 8 классе.
Тема: «Семантика»
Цель: защита художественных проектов
Задачи:
1) раскрыть понятие «семантики»; определить ее роль в творчестве С.С.Рахманинова, Скрябина.
2) развивать навыки анализа музыкальных произведений, обобщения музыкально-слуховых представлений;
3)формировать способность работать в группе (комуникативная компетентность);
4) воспитывать эстетические чувства и музыкального вкуса в частности.
Оборудование:
видеофильм «Адажио»; музыкальный центр, фортепиано, ватман, акварельные краски.
Звуковой ряд:
И.С.Бах, «Токката и фуга ре минор»; Скрябин, «Божественная поэма»;
С.С.Рахманинов, «Концерт№3» (1 часть), «Концерт №4» (1 часть);
К.Дебюсси, «Шум моря»; П.И.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Межпредметные связи:
Музыка
изобразительное искусство история музыки видеоклипы
Ход урока.
1. Класс делится на две равнозначные команды, которые сами выбирают капитанов. Команды придумывают себе название и девиз (2 мин.)
2. Беседа педагога.
Считается, что «художники» (люди искусства) отличаются от остальных прежде всего способностью «жить в своем мире», умением по-иному тонко чувствовать происходящее вокруг тебя. Это в полной мере относится и к композиторам. Например, Скрябин в конце 19 века связывал исполнение своих произведений с цветовым оформлением: если динамика музыки увеличивалась, то в зале и на сцене зажигались красные прожектора, когда характер произведения был умиротворенный, слушателей окружала зеленая цветовая гамма, нежный - бледно голубая или розовая (1 мин.).
3. Слушание отрывка «Божественной поэмы» Скрябина (2 мин.).
4. Другой русский композитор, С.С.Рахманинов, каждую ноту представлял в определенном цвете: ре – зеленая (цвет спокойствия), си – фиолетовая (цвет неуверенности) и т. д. Свои концерты он писал в тональностях, названия которых соответствовали этому «видению» цветов. Давайте прослушаем начало «Концерта№3» (ре минор) и «Концерта№4» (соль минор) для фортепиано с оркестром (1 мин.).
5. Слушание I частей (отрыв.) «Концерта№3» (ре минор) и «Концерта№4» (соль минор) для фортепиано с оркестром С.С.Рахманинова (3 мин.).
6. Время не стоит на месте. Постепенно формируется и развивается новый вид искусства – видеоклипы. Сейчас видеоклипы распространены не только в эстрадных жанрах (песнях), они актуальны в «серьезной» музыке, где несут не только сюжетную характеристику, но и определяют смысловую нагрузку произведения (1 мин.).
7. Просмотр видеофильма «Адажио». Музыкальное оформление - И.С.Бах, «Токката и фуга ре минор» (5 мин.).
8. Учащиеся сами делают вывод по новому материалу:
а) музыку можно не только услышать, но и увидеть;
б) чтобы увидеть музыку, нужно:
1) включить воображение;
2) заставить работать образное мышление (ассоциативный поиск);
3) опираться на знания музыкального языка, которые помогают в восприятии музыки (1 мин.).
Педагог обобщает, что видение музыки в цвете - «семантика».
9. Творческое задание: учащимся двух команд раздаются листы ватмана, акварельные краски и кисти; под звучащую музыку им необходимо представить на бумаге образы и чувства, которые она вызывает; придумать название, обосновать его; по окончании музыки нужно сделать презентацию своего семантического (художественного) проекта. Задание выполняется одновременно двумя командами. Музыкальное оформление - К.Дебюсси, «Шум моря» (6 мин.); П.И.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (6 мин.).
10. Защита 4-х художественных проектов (10 мин.).
11. Итог: педагог оценивает выполнение проектов по следующим критериям:
- завершенность проекта (полнота разработки);
- уровень творчества (самостоятельность работы, оригинальность);
- художественность (эмоциональность образов);
- обоснование (аргументированность при защите).
Выставляются баллы обеим командам, определяется победитель. Учащиеся, наиболее активно работающие в командах, оцениваются отдельно (2 мин.).
Предварительный просмотр:
Разработка занятия
вокальной студии «Креатив»
ТЕМА: « Сценический образ»
Педагог дополнительного образования
Волосатова Ирина Юрьевна
высшая квалификационная категория
Москва 2011
Тема: «Сценический образ».
Цель: воспитание представления о сценическом образе, его связь с внутренним миром солиста.
Задачи:
- развивать образное мышление, сформировать чувство эстетического сопереживания;
- раскрыть понятия «сценический образ», «темперамент»;
- направить внимание на развитие внутреннего слуха солиста, кантилену, дикцию при исполнении произведения.
Методы: образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск, стилевой анализ, пластическое интонирование, беседа-диалог, концертное исполнение.
Материал: итальянская песня «Санта Лючия», С.Рахманинов «Итальянская полька»,У.Роджаб «Итальянское каприччио», упражнения для распевания.
Ход занятия.
Оргмомент.
- Слушание У.Роджаб «Итальянское каприччио». (3 мин.)
- Беседа-диалог:
а) исторический аспект (об Италии);
б) раскрыть понятие «темперамент». (5 мин.)
- Пластическое интонирование «Санта Лючия». (3 мин.)
- Фонопедические упражнения:
- артикуляционная гимнастика (движение первое – максимально опустить нижнюю челюсть круговым движением вперед и вниз; движение второе – проверить пальцами мягкость щек и углов губ; движение третье – привести губы в положение, при котором видны четыре верхних и четыре нижних зуба и десны над и под ними; движение четвертое – в таком положении громко сказать гласный «А» с большой атакой; движение пятое – петь нисходящие терцовые попевки, глиссируя голосом, не подчеркивая ступеней, характер звука – открытый, вульгарный, как в народном пении; движение шестое – таким же образом поется последовательность гласных «А-О-У», перевод гласных должен осуществляться при неподвижной нижней челюсти, максимально опущенной, только движением губ вперед, зубы должны быть видны, т. е. активность губ должна быть максимальной; движение седьмое – таким же образом поется последовательность гласных «А-Э-И» (Ы), перевод гласных осуществляется также, только движением всего языка вперед на «Э» и поднятием кверху спинки языка при нахождении расслабленного плоского края его на нижней губе на «И», которое звучит ближе и «Ы», губы также активны, зубы открыты);
- интонационно-фонетические упражнения;
- голосовые сигналы доречевой коммуникации (1 упражнение – прогрейте руки дыханием так, как это делают на морозе, ощутите поток теплого воздуха изо рта, попробуйте теперь пошипеть горлом, выдыхая также, т. е. скажите гласный «А» шепотом; пошипите так несколько раз, внимательно прислушиваясь к моменту начала шипа: вы осознаете момент смыкания голосовых складок. 2 упражнение – шип – звук. Осознав момент смыкания, именуемый у певцов атакой, скажите гласный «А» точно так же,как только что прошипели. Повторите 6..8 раз. Зафиксируйте, на какой высоте это сделали. 3 упражнение – монотонная речь. Посчитайте вслух до 30 так, как будто вы проверяете микрофон, т. е. монотонно, без выражения, медленно. Проверьте, на какой высоте зафиксировалась ваша речь в конце третьего десятка. Практика показала, что в большинстве случаев это оказывается си бемоль или си малой октавы. 4 упражнение – «аукаемся». Крикните: «А - У!» так, как это делают в лесу, но «А» надо крикнуть, а «У» – завыть, т. е. надо сопоставить «толстый» голос и «тонкий», как говорят в народе. Так вы осознаете разные регистры голоса.
- фонетические приемы в нефальцетном регистре;
- фонопедические упражнения перехода из нефальцетного в фальцетный регистр;
- фонопедические приемы в фальцетном регистре. (7 мин.)
- Распевание.(10 мин.)
- Беседа-диалог: дать понятие «образа», «сценического образа». (3мин.)
- Слушание «Итальянской польки» С.Рахманинова. (2 мин.)
- Сравнительный анализ произведений «Санта Лючия», «Итальянское каприччио», «Итальянская полька» по схеме:
- характер;
- динамика;
- темп;
- мелодия;
- лад;
- фактура;
- вызываемые ассоциации. (3 мин.)
- Работа с ансамблем скрипачей:
- отработка финала песни «Санта Лючия»;
- «стыковка» солиста и скрипачей (ритм, ритенуто, вступление, проигрыши);
- работа над сценическим образом.(20 мин.)
- Исполнение «Санта Лючия» с ансамблем скрипачей в концертном варианте. (3 мин.)
- Обобщение. Анализ результатов работы. (1 мин.)
Д/ задание: придумать ассоциации к словам Венеция, виноград.
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия
Конкурсная программа
«Народная музыка в творчестве различных композиторов»
для учащихся 5-х классов
Волосатовой И.Ю.
учителя музыки,
высшая квалиф. категория, к.п.н.
2010 – 2011 уч. г.
Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней. Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем».
С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неисчерпаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка, Садко и Лель, Кощей Бессмертный и Баба-Яга.
Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гудки, гусли и различные ударные инструменты, на которых играли народные музыканты, пройдя через руки умелых мастеров, превратились со временем в гобои и флейты, валторны и арфы, скрипки и виолончели.
Но особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи. Наиболее ярко связь композиторов проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.
В песнях отражаются героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта. Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально-поэтическому виду народного творчества, кроме песен, относят и древние былины, имеющие мелодию и исполняемые нараспев.
Конкурс №1.
Представитель каждого класса исполняет русскую народную песню: а) под фонограмму; б) a capella; вокально или на музыкальном инструменте (допускается исполнение вариаций на народные темы, наигрышей).
Жюри оценивает конкурс №1 по пятибалльной системе.
Еще в прошлом столетии в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы-классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства.
Конкурс №2. Музыкальная викторина.
Группа учащихся (по 4 человека от класса) должна прослушать отрывок из музыкального произведения и записать правильный ответ в таком порядке:
а) композитор;
б) название произведения;
в) часть (если это симфония или концерт) или действие (если это опера);
г) партия (главная, побочная, заключительная) или тема.
Вопросы располагаются следующим образом:
1)П.И.Чайковский. Концерт №1. Финал. Гл.п.- веснянка.
2)А.С.Даргомыжский. Опера «Русалка», 1 действие. Хор «Как на горе мы пиво варили».
3) М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила», 1 действие: 1-я песнь Баяна.
4) А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь»,III действие, Хор половецких девушек.
5)Н.А.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка»,1 действие, ария Снегурочки.
6) А.П.Бородин, Опера «Князь Игорь»,IV действие: «Песня гудочников».
7) П.И.Чайковский. Симфония №4. Финал, Гл. п.
Конкурс №3.
На этом же листе учащиеся должны проанализировать музыкальный отрывок по схеме:
а) характер музыки; б) динамика; в) темп; г) мелодия; д) лад; е)фактура.
Предложенный музыкальный отрывок – фрагмент «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина.
Жюри оценивает конкурсы по семи и пятибалльной системе.
Конкурс №4.Музыкальный кроссворд.
Пока идет подведение итогов у жюри, учащиеся отгадывают написанный на доске кроссворд. За каждый правильный ответ представители команд получают символические «нотки», которые приравниваются к одному баллу.
По вертикали:
- Композитор, основной специальностью которого была медицина (Бородин).
2) Один из балетов П.И.Чайковского («Щелкунчик»).
- Фрагмент оперы, в котором все события как бы приостанавливаются, а раскрывается внутренний мир героя (Ария).
- Их… у Шостаковича – 13, у Бетховена – 9, у Чайковского –6 крупномасштабных оркестровых музыкальных сочинений (симфония).
По горизонтали:
- Жанр музыки (опера).
- Опера Н.А.Римского-Корсакова («Снегурочка»).
- Враги Руси в опере «Князь Игорь» (половцы).
Конкурс №5. Лучшее исполнение частушки.
Жюри выбирает лучшие частушки и добавляет по два балла за каждого к общей сумме баллов.
Подведение итогов, награждение победителей. Обсуждение призовых мест в смотре-конкурсе классных стенгазет, посвященных 155-летию со дня Рождения П.И.Чайковского. Награждение призеров.