Инновационные системы в обучении (из опыта работы)

Кузнецова Юлия Борисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ – первый шаг в познании себя.

   В своей работе стараюсь применять разные методы рефлексии.

Есть и авторские. Это:

 1.В результате конкурса на нахождение разных камней ( самый нежный камень, самый интересный по форме, самый красивый и т.д) накопилось много разнообразных камешков. Возникла идея применить их на этапе рефлексии.

- Выберите камень, который характеризует вашу деятельность на уроке. Объясните, почему вы выбрали именно этот камень. В результате дети говорят так:

- Я работал сегодня активно, поэтому выбираю большой и яркий камень.

- На уроке я выполнял упражнения различной сложности, поэтому выбираю камень этот необычный камень, с выступами.

- Урок был интересным, поэтому я выбираю камень интересной формы. И т.д.

  Далее прошу с помощью камней показать настроение на конец урока. ( я выбираю красный камень, так как у меня отличное настроение, я выбираю белый и большой камень, так как у меня хорошее настроение и т.п.)

   Самое главное здесь то, что дети не ставятся в жёсткие рамки, они могут фантазировать!

   2. Мои дети ( их у меня четверо) очень любят собирать пазлы. Накопилось множество разных картинок. Возникла идея применить их на этапе рефлексии.

- Выберите картинку, которая ярко показывает вашу работу, проделанную в течение урока ( дети выбирают Незнайку, который пилит гнилой гриб, говоря о том, что трудились усердно; выбирают черепаху, которая греется на солнышке, говоря о том, что работали медленно, но верно; выбирают Пятачка, который интересуется у Винни на счёт мёда, говоря о том, что на уроке им было интересно.  И т.д. А при оценке настроения выбирают улыбающихся героев, благо, что их на картинках множество! А если настроение грустное, выбирают соответствующих героев. Замечу, что данная оценка самих себя очень нравится детям. Таким образом дети смело оценивают и работу товарищей.

    3. Мяч. Покажите с помощью мяча, как вы работали сегодня на уроке.

( дети катят мяч по полу, говоря о том, что работали активно и пошагово; подбрасывают его вверх, говоря о том, что работали быстро и чётко, правильно;  перекидывают товарищу, уточняя, что работали в паре; прижимаются задумчиво к мячу, показывая то, что думали, как достичь поставленной цели и т.д. Также показывают настроение. Кто как! Дети фантазируют! И их фантазии прекрасны!



Предварительный просмотр:

Творческие домашние задания по русскому языку и литературе – первые шаги к формированию успешной личности!

    Творчество – путь к успеху! И это правда. Как человек творческой души, стараюсь прививать это детям в процессе обучения русскому языку и литературе. Какие домашние задания привыкли выполнять мы, когда учились в школе? Пересказать текст, выучить стихотворение наизусть, выполнить упражнение. А смысл? Закрепить свои знания? А ведь учение – это процесс  совместный. Не надо забывать, что в классе есть ещё и друге ребята. Я считаю, что домашние задания должны быть полезными для одноклассников, интересными и развивающими, а также творческими, нужными и для самого ученика, они должны иметь  исследовательский характер, при этом ученик сам ставит цель своей работы, понимая, для чего он выполняет её. В результате формируются навыки проектной и исследовательской деятельности.

   Так, на уроках литературы поле для деятельности очень широкое! Можно придумать множество творческих домашних заданий в зависимости от темы урока. Это составление тестов (считаю очень ценной работой, ведь она интересна как самому ученику, так и позволяет учителю проверить знания всех детей по данной теме на следующем уроке или впоследствии, важно и то, что фантазии детей в данном виде работы нет предела, ведь тесты можно создать очень разнообразные!). Для уроков русского языка данный вид работы тоже очень значим. Так, дети составляют прекрасные тесты по темам « Имя прилагательное как часть речи, « Наречие», « Местоимение», « Частица» и др., имеющие, как обобщающий характер, так и более частный. Обязательным условием является постановка цели работы.  ( закрепить знания одноклассников по теме, обобщить знания, развитие творческих способностей собственной личности и т.п)

       Очень нравится детям разработка кроссвордов, филвордов, пазлов, диафильмов, викторин, словарей ( словарь « Качества человека», позволяющий впоследствии провести дискуссию на тему «Качества современной успешной личности», также определить, положительные и отрицательные, их роль, сопоставить с литературным героем, с собой и т.п.; словарь « Говорящие фамилии», с помощью которого можно не только фантазировать по поводу качеств личности, связанных с той или иной фамилией, но и вспоминать литературные произведения, авторов, а также самим придумывать фамилии, дискутировать, спорить, доказывать правоту собственного мнения, отстаивать свою точку зрения и т.п; словарь « Былинные слова и выражения»,  «Красивый словарь», где собраны высоконравственные поступки литературных героев, « Старинные вещи», «Ценные эпитеты», «Русская женщина», « Пословицы и поговорки моего края»  и многие –многие другие! Данный вид работы не только  нравится детям, имеет исследовательский характер, но и полезен для одноклассников, помощник в работе учителя! По русскому языку тоже с большим интересом составляют словари. Это « Словарь синонимов», « Словарь антонимов», « Словарь омонимов», « Словарь слитно-раздельно», « Диалекты моей родины» « Качественные ( относительные и притяжательные) прилагательные», « Разряды местоимений», « Собственные существительные моего края», «Категория состояния» и другие.

Очень нравится детям составлять СИНКВЕЙНЫ. Можно использовать данный приём ТРИЗ и в качестве домашнего задания. Во-первых, это развивает фантазию, во – вторых, высказывает собственное мнение ребёнка, в –третьих, делает вывод по теме урока. Например, изучаем произведение, центром которого является  понятие любовь. Дома дети составляют синквейны. Например,

Любовь

Прекрасная, волшебная

Исцеляет, помогает, лечит

Без любви жизнь пуста!

Чувство.

Война

Кровопролитная, страшная

Убивает, сжигает, уродует

Я выбираю счастье!

Смерть

Также этот приём идеально подходит и для уроков русского языка.

Имя прилагательное

Качественное, сложное

Изменяется, обозначает, окрашивает

Имеет краткую форму

Признак.

Категория состояния

Неизменяемая, самостоятельная

Окрашивает, оценивает, выражает

Обычно выступает без подлежащего

Часть речи

   Можно составить целый проект на тему: « Синквейны учеников школы. Их ценность» или книгу

« Синквейны, созданные учениками Лапшинской школы». Также здесь очень ценен такой приём как « Диаманта»                                    Родина

                                                           Добрая, любимая

                                              Лечит, защищает, вдохновляет

                                                   Дом, мама, берёза, ручей

                                                  Пугает, не радует, огорчает

                                                          Далёкая, холодная

                                                                    Чужбина

C:\Users\User\Pictures\2016-02-15 в гостях у Подобиных. Лёша\в гостях у Подобиных. Лёша 048.jpg

        

                                         

 

   Игры. Мы смотрим их по телевизору, проводим на классных часах, используем игровые технологии на уроках. А дети? Пусть они сами поработают разработчиками новых игр. Это же так интересно! Считаю, что такое задание лучше предлагать в качестве домашнего. Например, мои ученики придумали такие игры как « Лексик –ас!, где класс – это команда игроков, соревнующихся друг с другом в знании разных видов слов. Здесь дети следуют к цели, останавливаясь на станциях: «Всемирная» (общеупотребительные слова), «Профессиональная», « Местная» ( диалектизмы), «Ограниченная» (жаргонизмы), «Эмоциональная», « Старая»,  « Новая», « Русская», « Иностранная». На каждой из них они решают проблемные ситуации. Например, помогите Васе, попавшему в 18 век, подобрать подходящую одежду, приведите речь хулигана – Пети в порядок и другие. Причём ситуаций может быть множество! Ребята вправе придумывать  для игры новые. Очень полюбили дети игру « Пристав» ( на тему « Приставка», игру « Например» ( по теме « Вводные слова и выражения» и другие. Также можно проводить и общеизвестные игры « Сто к одному», « 10 миллионов», « Что? Где? Когда?», « Поле чудес», адаптируя материал к теме урока.

На уроках литературы очень любимы детям авторские игры « Критик», « Гений» и другие.      

     Памятки. Казалось бы, чёрство и просто. Но это тоже творчество. Тем более, когда ученик создаёт их сам, ставя цель и зная, что они будут нужны! Памятки могут быть разными: яркими, красочными, строгими, более подробными или краткими. Это зависит от фантазии ученика. Например, ученик составил ПАМЯТКУ в виде логической цепочки на тему  « Категория состояния». Ученик поставил цель работы: посредством памятки показать, что такое категория состояния.

1. Самостоятельная часть речи ---состояние ( человека, природы, среды) ---не изменяется – без подлежащего—со словами было, станет, будет ---сказуемое---было холодно ( знобило, тепло)

   Данная памятка поможет вспомнить, что такое категория состояния, помочь учащимся справиться с предложенной работой по теме. При изучении  литературы составление памяток тоже очень важно и полезно.

    ТРКМ – кластер, логическая цепочка, Фишбоун- ценные приёмы, развивающие творчество, фантазию, при этом систематизирующие знания.

C:\Users\User\Desktop\toonvectors-62993-940.jpg

 Они могут служить и и качестве домашнего задания. Например, для закрепления темы.Так, после  прочтения произведения  М. Е. Салтыкова-Щедрина  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», можно предложить детям составить  диаграмму «Фишбоун», где они должны сформулировать проблему ( например, "  В  любых ли условиях всесильны  герералы?  Или .Генералы показаны смешными. Правы ли генералы по отношентию к мужику, спасшему их? и т.д.  Дети приводят аргументы и делают вывод. Считаю, задание творческим и ценным. Также можно определять характер любого литературного героя, оценивать поступки героев, искать положительные и отрицательные стороны того или иного поступка и многое другое!

C:\Users\User\Desktop\hello_html_m662ad924.png

По русскому языку в таком виде может оформляться и памятка на любую тему!

Приём « Логическая цепочка» позволяет учащимся подготовить « компактную» биографию поэта или писателя; сделать выводы: чему учит то или иное произведение; оформить, какие качества личности высмеиваются или восхваляются в том или ином произведении, выяснить и оформить причины возникновения события и многое-многое другое! При этом можно проявить творчество, и сделать красочную и красивую работу. Логическая цепочка может быть не только в виде цепи, но и в виде змеи, паровоза и т.д

C:\Users\User\Pictures\2016-02-13 С телефона 15 февраля 2016 год\С телефона 15 февраля 2016 год 1268.jpg

C:\Users\User\Desktop\back_link.jpg

Вот примеры некоторых стихов о Родине, сочинённые детьми.  Сочинение небольших стихов позволяет показать собственное отношение детей к Родине, природе, войне, маме и т.д. Это тоже творческое домашнее задание.

Буриме.

Родина - вторая мать!

Её должны мы все любить

И  крепко-крепко целовать!

Она же будет нас хранить!

Мы пожелаем ей добра,

Успехов, счастья, красоты.

Пусть исполняются всегда

Её заветные мечты!

 2.Алфавитный стих-это стихотворение, в котором каждая строчка начинается с новой буквы.

Ах, какая родина:

Белые берёзы,

Во дворе смородина,

Георгины, розы.

Дом от холода спасёт,

Если дождик вдруг пойдёт!

3.Монорим — это стих, построенный на одной рифме.

Родины прекрасней нет!

Очень яркий её свет!

Не будет здесь ужасных бед,

А только утренний рассвет!

4.        Фигурный стих - это стихотворение, построенное в виде фигуры.

Родина-

Душа моя!

Милая, красивая!

Очень я люблю тебя!

Как же мне ты дорога!

Будь навеки самой нежной,

Самой первой, как подснежник!

5.Звуковое кольцо — это стихотворение, в котором  последняя буква первой строчки совпадает с первой буквой второй строчки, а последняя буква последней строчки совпадает с первой буквой первой строчки.

Родина — милая, добрая, славная!

Яблони цвет устилает мой двор!

Радость на сердце- ты самая главная!

Я так люблю твой волшебный простор!

6.        Акростих - это стихотворение, первые буквы всех строчек которого образуют слово или фразу.

Родина прекрасная

Очень нам нужна!

Девица ты красная!

И для нас мила!

Нет другой мечты,

А одна лишь ты!

Проявляет творческую индивидуальность учащихся и мини-проект « Памятник русскому слову», который заключается в том, что ученик мастерит памятник  любви, верности, красоте; морфемам, прилагательным, предлогам и т.д.  В ВВВ

C:\Users\User\Desktop\DSC02124.JPGC:\Users\User\Desktop\DSC02121.JPG

C:\Users\User\Desktop\DSC02125.JPG

Таким образом, задача учителя не только направить ребёнка на накопление новых знаний, но и дать возможность проявить им творческую индивидуальность! Пусть ваши домашние задания будут интересными!

Продолжение следует!



Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»


Плохой учитель  преподносит истину,

 хороший - учит ее находить.

  А. Дистервег

      И это высказывание в современном мире очень актуально. Почему?

Смысл и  цель современного образования – это развитие личности, то есть

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,

конкурентном мире. А чтобы развить такую личность, учителю нужно быть профессионально компетентным.

      Приоритетом образования в условиях реализации ФГОС становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями – личностными, коммуникативными, регулятивными и общепознавательными.) Задачи обучения в контексте ФГОС: общекультурное развитие ребёнка, личностное развитие, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности.

       Полностью согласна с утверждением  Цветковой Г.В., к.п.н., доцента кафедры воспитания и дополнительного образования  ГАОУ ДПО «ВГАПО» в том, что  на современном этапе развития  образования необходимы педагоги, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей. Педагоги, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способные органично адаптироваться к изменениям во внешней среде и соответствовать вызовам XXI века, а также мотивированные к непрерывному профессионально-личностному развитию и саморазвитию, самореализации в педагогическом творчестве.

       Изучив материалы Лободиной Натальи Викторовны, учителя МОУ СОШ № 103 города Волгограда, сделала следующие выводы.

      Мне, как современному  учителю русского языка, нужно обладать следующими компетентностями.

     Это компетентность прежде всего  в области личностных качеств: умение находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося, анализировать причины поступков и поведения учеников, организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока, конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности, своевременно вносить коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации, сохранять самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой и многое другое.

     Не менее важна и компетентность в области постановки целей и задач. Это выбор и формулирование цели урока, создание образа результата и объяснение системы требований к нему, описание способа достижения результата и объяснение требований к нему.

     Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи, как умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету. Умение отмечать даже самый маленький успех обучающихся, демонстрировать успехи учеников родителям, одноклассникам. Умение поощрять любознательность обучающихся; их выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий, уметь создавать условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.

     Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности тоже очень ценная. Это умение своевременно вносить коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.

Владение современными методами преподавания. Обоснованное использование на уроках современных информационно-коммуникативных технологий. Отличное знание  преподаваемого предмета.  Построение рабочей программы по предмету с учетом межпредметных связей. При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету. И другое.

     Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений. Здесь учитель знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ. Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки. Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету. Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач. Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность. Учитель вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов. Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество.

    Компетентность в области организации педагогической деятельности

отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Здесь учитель должен уметь устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог, разрешать конфликты оптимальным способом, насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами, уметь выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ.

      Нужно помнить, что  СОВРЕМЕННЫЙ УРОК русского языка – это  фрагмент целостного образовательного процесса. Нужно помнить, что на уроке, соответствующем требованиям ФГОС, знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности!  Современный урок нацелен на обеспечение достижения нового качества образования: всестороннее развитие личности школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей и качественное усвоение программного материала через овладение универсальными учебными действиями в процессе активной самостоятельной познавательной деятельности. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ОРИЕНТИРОВАНА НА ТО, ЧТОБЫ ребёнок научился учиться; открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, ПОЭТОМУ

учитель русского языка должен помнить, что сегодня:

-ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся!

-Учитель создает ситуацию, а ученики называют тему, вопрос!

-Ученики сами открывают новые знания!

-Ученики сами делают вывод по теме!

-На любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов!

-Домашнее задание - это способ развития самостоятельности!

-Рефлексия – ценный этап урока!

      Сегодня уроки русского языка должны носить творческий характер! Учитель обязан проводить разные формы уроков!

Это уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль. Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет. Уроки,  напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут. Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.   Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры;  уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз; интегрированные уроки.

     В рамках ФГОС также предполагается использование активных и интерактивных методов как более действенных и эффективных. Это кейс-метод, метод проектов, проблемный метод, метод развития критического мышления через чтение и письмо, где большую роль играют приёмы: "Логическая цепочка" "Дерево предсказаний", « Корзина идей», « Синквейн», « Фишбоун» и многие другие!

         Таким образом, современный учитель русского языка должен уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.

Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

уметь организовать понятийную работу учащихся.

Таким образом, полностью согласна  высказыванием  Константина Кушнера о том, что задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

А закончить эссе хочу стихами собственного сочинения.

Учителям  России  посвящается

Вы рождены для рвенья, для горенья!

Вы люди, чьи сердца сильней стучат!

Так дай вам Бог огромного терпенья

Учить, любить и чувствовать ребят.

Они заплачут – вы их приласкайте,

А засмеются – смейтесь с ними вы!

А, главное, ребёнка понимайте

И исполняйте детские мечты!

Сегодня так детишек стало мало,

Так помогите им, учителя!

Учите их любить отца и маму,

И будущее, их уже, дитя!

Любви, здоровья, счастья много – много!

И жизни вам, родные, подлинней!

Творите чудеса, хоть вы не Боги,

Вы ангелы – хранители детей!

         ***



Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы

Слепокурова Елена Валериевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гор-Высельская ООШ»

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Сенека                                                    

        Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования: высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, умение адаптироваться в любом обществе, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

        Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Основная задача традиционной школы – дать хорошие прочные знания. Задача же современной школы – вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  

          Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

 • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 •    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.          

 Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4-й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5-й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6-й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

        Таким образом, проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам выявить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется  НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ  выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

Есть ещё приёмы, помогающие раскрыть творческие способности учеников:

1. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

2. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.  

3. Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

4.  Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

         5. Работа в группах, инсценировки, проекты

          Заключительный этап урока – рефлексия…Учителю важно знать, что приобрели, чему научились ребята,с какими трудностями столкнулись. Этот этап позволит учителю спланировать следующий урок.

          Конечно,  ФГОС несет много положительного, но в процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы:

  1. Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
  2. Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
  3. Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
  4. Переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя,  так и у ребенка.
  5. Недостаточно разработана система оценивания.
  6. Увеличение документации.

Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

 Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.

4. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

5. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16.

6. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. 

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

11. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.

12. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.

13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988.

14. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

15. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207

16. Якушина,  Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.