Портфолио

Кузнецова Юлия Борисовна

На данной странице находятся мои аттестационные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon programma_seminara_-vebinara.pdf589.92 КБ
Файл konspekt_nazyvnye_predlozheniya.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование

Тема урока: «Назывные предложения в стихах русских поэтов»

Цель. Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов.

Задачи. Выяснение, какие поэты при написании стихов использовали назывные предложения, с какой целью?

Формирование выразительной и красивой речи.

Воспитание любви  к литературе, к творчеству поэтов – земляков.

Развитие навыков грамотного и красивого письма.

Оборудование: интерактивная доска, фильмы о поэтах, записи стихов, сборники стихов по теме урока.

Под музыку читаю строки собственного сочинения.

Постановка целей, формулировка проблемы, выдвижение гипотез.

Солнце. Небо. Красота.

Совесть. Честь. И доброта.

Мама. Ангел. Волшебство

Заглянуло мне в окно!

Мир. Надежды. И мечты.

Дом. Россия.  Я и ты.

Дождик. Капельки. Тепло.

На душе легко – легко!

Без войны.

 Ребята, в душе у меня именно такое настроение, поэтому и возникли эти стихи.

- Что заметили? (назывные предложения)

- Перечислите их. ( Небо. Солнце…)

-Что я читала? ( Стихотворение)

- Сформулируйте тему нашего урока. ( Назывные предложения в стихах русских поэтов.)

- Поставьте цель. (Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов. )

Какие задачи будете решать? ( Выяснение, какие поэты при написании стихов использовали назывные предложения. С какой целью? Формирование выразительной и красивой речи. Воспитание любви  к литературе. Развитие навыков грамотного и красивого письма)

Какие проблемные вопросы возникают?

1.Нужны ли русской поэзии назывные предложения?

2.С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Формулируем гипотезы (письменно)

  1. Я считаю, что русской поэзии нужны назывные предложения. ( не нужны, так как стихи можно создать и без назывных предложений.
  2. Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать неподвижные картины мира.
  3. Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы передать красоту окружающего мира, красоту человеческой души.
  4. Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы оценить окружающий мир.
  5. Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать обстановку, предметы или явления, движения кого-либо или чего – либо.

Рефлексия.

   Перед тем, как перечислить методы исследования, передайте своё настроение с помощью небольшой зарисовки, в которой есть назывные предложения.

Какие методы исследования нам подойдут?

(Метод наблюдения и анализа лирических произведений разных авторов.)

По ходу урока составляете кластер, где прописываете ответы на проблемные вопросы. Решаете цель и задачи урока. Наблюдаете, подтвердились ли наши гипотезы?

Прослушиваем запись стихотворения Александра Блока « Ночь. Улица. Фонарь» ( сопровождается показом видеофильма).

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

- Можно ли сказать, что это философское размышление?

- О чём?  (о судьбе, о жизни после смерти)

Перечислите назывные предложения.

- Какую роль они играют в стихотворении? (показывают неподвижных картин мира). Попытайтесь создать сами подобное творение. ( Работа в группе)

Какой сделаем вывод? ( Назывные предложения  рисуют неподвижные картины мира). Подтвердилась ли гипотеза? (Да)

Ученица читает наизусть отрывок из стихотворения Бориса Пастернака « Осень»  (сопровождается показом фильма)

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

- Какой философский смысл прослеживается в стихотворении?

   На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

«Погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний.

Какую роль в стихотворении играют назывные предложения? ( Красиво передают стремительность действий, обрисовывают картину мира природы)

Какой сделаем вывод?

Подтвердилась ли гипотеза? ( да)

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Т. Твардовского « Ленин и печник»

Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.
В доме пусто, нелюдимо,
Ни котенка не видать.
Тянет стужей, пахнет дымом -
Ну овин - ни дать ни взять.

-Перечислите назывные предложения.

- С какой целью автор их включил в стихотворение? ( чтобы показать картины в движении). Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

Какие картины? (поворот, усадьба, сад, подворье, белый дом).

- Попробуйте сами воссоздать картины мира в движении.  ( работа в группе) ( По селу бегу родному…)

Сделайте вывод.

Какая – либо гипотеза подтвердилась?

    Прослушивание фрагмента стихотворения « Переправа»

- какую роль здесь играют назывные предложения? Перечислите их.

(Назывные предложения позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В отрывке из стихотворения Твардовского «Василий Тёркин. Переправа» называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть).

   Была ли выдвинута такая гипотеза? ( нет)

Какой делаем вывод?

ФИЗМИНУТКА. Изобразите назывные предложения. ( Радость. Доброта. Улыбка. Снегопад. Метель. Кибитка).

Ученик читает стихотворение А.А. Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

-  Что заметили? (Всё стихотворение – это одно предложение, состоящее  из однородных  членов  –  подлежащих. Полностью  все стихотворение – это одно большое назывное предложение. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья… )  

- Как читается стихотворение? ( на одном дыхании)  

Что хочет сказать нам автор? (Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны.      

Приемы построения стихотворения, используемые  поэтом,  изобразительно-выразительные средства  направлены  на  то,  чтобы  передать  главную  мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле).    

Какой делаем вывод? ( поэт передаёт красоту мгновения, состояние души лирического героя)

Звучит стихотворение Владимира Кострова – Костромского поэта.

Янтарная смола. Сосновое полено.

Грибной нечастый дождь

Да взгляды двух собак.

И сердце не болит

Так, как вчера болело.

И верить не велит,

Что всё идёт не так…

Как хорошо заснуть!

Как сладко просыпаться,

И время у печи томительно тянуть,

И медленно любить безлюдное пространство,

Не подгонять часы,

Не торопить минут.

И быть самим собой -

Не больше и не меньше,

И серебро воды в лицо себе плескать,

И сладко вспоминать глаза любимых женщин,

И угли ворошить,

И вьюшку задвигать.

Двух ласковых собак тушёнкой не обидеть,

И пить лесной настой, как свежее вино,

И записных вралей не слышать и не видеть,

А слушать только дождь

И видеть лес в окно.

У пруда силуэт давно знакомой цапли,

Которая взлетит немного погодя.

Спасибо, вечный врач,

Мне прописавший капли

В прозрачных пузырьках

Нечастого дождя.

Какие чувства передаёт это стихотворение?

Какой делаем вывод?

Прослушивание стихотворения Леонида Попова – Вохомского поэта.

Снеговая нега.

Робкая метель.

Темень... Где там небо?

Не видать отсель.

По полю пустому

Стежкой слабый след.

Завернуть бы к дому!

Только дома — нет.

Тропкой на крылечко

Выбежать, успеть.

Затопить бы печку,

Руки отогреть.

Стук услышав, сразу

Двери отворить.

С доброй сероглазой

Долго б говорить...

Что хочет сказать нам автор с помощью назывных предложений?

Какой делаем вывод?

Юлия Кузнецова.

О, Вохма! Дева! Королева!
Мечта моя! Любовь моя!
Навек останешься ты первой
С рождения и до конца!

Исследование подошло к концу. Делаем выводы.

Какую цель ставили? ( Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов)

Определили? Какой сделаем вывод? ( Стихи русских поэтов не могут жить без назывных предложений)

Решили ли мы проблемные вопросы?

Какие проблемные вопрос возникают?

1.Нужны ли русской поэзии назывные предложения? (да)

2.С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Подтвердились ли наши гипотезы?

Делаем общий вывод. (Таким образом, русские поэты используют в стихах назывные предложения, чтобы передать картины природы, обстановку, состояние души героя, оценивают окружающий мир, рисуют неподвижные картины мира и передают движения).

Дома вам предстоит самим поработать поэтами и написать стихотворение с использованием назывных предложений.

Рефлексия.

Настроение. Изобразите мимикой настроение на конец урока.

Деятельность. Так как сегодня у нас урок лирический, оцените свою работу, сравнив её с природным явлением.

Содержание.                                                         Синквейн

Назывные предложения

Точные, лаконичные, важные

Помогают, влюбляют, оживляют

Оценивают окружающий мир

Картины