Эссе на тему "Мои первые шаги в профессии".
Немного размышлений о трудной карьере учителя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Мои первые шаги в профессии»
Первые шаги зачастую определяют саму судьбу человека: впервые шагнул на порог самого первого класса, впервые влюбился, в первый раз отлично сдал экзамен, впервые съездил в экспедицию, впервые поднял из земли останки погибшего бойца. Впервые сам провел урок. Первые шаги…
Меня зовут Казанцев Семен Сергеевич. Родился я 28 декабря 1990 года в небольшом городке под названием Богданович, что расположился на железнодорожной линии в 99 километрах к востоку от Екатеринбурга. Семья достаточно обычная – отец, Сергей Владимирович, потомок уральских старообрядцев, был рабочим, сменившим множество специальностей, но так и не нашедшим себя в жизни. В конце 80-х гг. он отправился в зону Чернобыльской АЭС, занимался замерами радиации, так же как и многие другие, был облучен. Мать – чистокровная башкирка – Альфира Рифгатовна – из небольшого башкирского села Тансызар , по профессии медсестра, весьма цепкая и упрямая женщина.
Как же я пришел в профессию учителя? Кто-то может сказать, что это судьба. Мой дядя, Владимир Казанцев, работает учителем физкультуры. Двоюродная тётя – Табатчикова Ольга Леонидовна – преподает математику. Бабушка – Нуригель Хиразова- обучалась на учителя начальных классов, но в суровое послевоенное время ей пришлось оставить образование и вернуться в село – помогать семье, оставшейся без кормильца.
Отбросим теорию судьбы и предопределенности. В 2008 году я поступил на исторический факультет Уральского Государственного педагогического университета. Это событие в корне изменило всю мою жизнь. Здесь познакомился с замечательными людьми, студентами и преподавателями, которые оставили глубокий след в моей душе. Яркие, находчивые, умные, энергичные и целеустремлённые, они стали моей второй семьёй. Памятные археологические и поисковые экспедиции, пропитанные потом костоломного труда. Тогда я и не думал, что когда-нибудь стану учителем – слишком сложная профессия, огромнейшая ответственность – перед ребятами, перед коллегами, начальством, родителями и перед самим собой. Размышляя о подобном выборе, всегда вспоминаешь сравнение неумелого обувщика и плохого учителя. Первый просто выпустит уйму бракованного товара и в худшем случае испортит настроение своим неудачливым покупателям. Дурной же учитель нанесёт много вреда, который проявится много позже. Ситуация эта подобна шахматам – неверный ход, неправильная диспозиция – ошибки проявятся лишь через несколько ходов, когда противник загонит вашего короля в ловушку. В жизни же всё несколько иначе. Плохо обученные и, что ещё хуже, плохо воспитанные ребята понесут эту скверну дальше. Один дурной учитель способен воспитать целое поколение неумелых обувщиков. Для работы преподавателем необходимо иметь то, что называют призванием.
Как же я оказался в Гимназии № 8? Очень просто. Одна из наших преподавателей спросила – кто из нас, выпускников, только вчера сдавших последний экзамен, подумывает о работе учителя. Для меня этот вопрос звучал – как гипотетическая возможность, которая может реализоваться, а может и не воплотиться в жизнь. Да и в теории мне тогда было очень любопытно – смогу ли я, хватит ли на это моральных сил? Я поднял руку – в тот момент я принял решение, предопределившее мою судьбу, как минимум, на ближайшие годы. Вскоре последовала серия кратких собеседований, самое странное было с завучем Гимназии №8 – худощавым мужчиной в возрасте. Он прямо спросил у меня: готов ли я работать, не сбегу ли после первого же урока. Это были хорошие вопросы, на которые у меня тогда не было совершенно никакого ответа – я просто кивнул. Часом позже я узнал о том, что сроки моей экспедиции перекрывают дату выхода на работу. Набрал номер своего нового начальника и сообщил ему об этом , в ответ услышав что-то неразборчивое, после чего мой собеседник бросил трубку. Перезванивать и переспрашивать завуча о том, по-прежнему ли он готов принять меня на работу, я не решился. Честно говоря, в тот момент я решил, что меня точно не возьмут в школу – ведь есть и другие кандидаты. Поисковая экспедиция прошла под тенью призрачного страха, который пропитывал всё моё существо – ведь совсем скоро настоящее боевое крещение – надо выйти к детям, одному против двадцати пяти (и это при хорошем раскладе).
Вскоре моим страхам предстояло воплотиться в жизнь. Это ощущение сложно передать, липкие холодные щупальца ледяного сладковатого ужаса. Десятки пар глаз цепко следят за тобой, за каждым движением, ребята внимательно вслушиваются в твои реплики – кто с интересом, кто из стремления задать каверзный вопрос, дабы посрамить молодого учителя. Первые уроки превращались в своеобразные поединки воли. Это вам не гранаты из земли выкапывать, всё гораздо сложнее и волнительнее.
Сильнее всего мне запомнилось знакомство с классом, который стал для меня практически родным – после короткого инструктажа от начальства : «Через 10 минут кончится урок, потом к вам придут ваши будущие подопечные. Подумайте над речью!» - я оказался в светлом кабинете, наполненном любопытными пятиклассниками. Что сказать? В голове был хаос: надо сообщить ребятам, что у них одновременно ушли учитель истории и классный руководитель и, что теперь я буду совмещать в одном лице и то и другое.
- У меня для вас две новости: хорошая и плохая. Плохая – у вас сменился классный руководитель. Хорошая – чехарда с учителями, заменяющими историка, завершилась. Теперь я -ваш новый учитель истории.
В кабинете полная тишина. Ребята что-то обдумывают, прикидывают. Наконец, поднялась одинокая рука девочки интеллигентного вида с аккуратными очками на лице.
- А кто наш новый классный руководитель?
- Я.
Так началась самая напряженная, яркая страница моей короткой преподавательской жизни. Впереди нас ждало множество сложностей, бед, взаимных обид, недоверия, разрывающего на части баланс, но были и триумфы, успехи. Горечь поражений сменялась сладостью побед.
Первый год был очень трудным – большинство начинаний завершались ничем, разваливались буквально на корню. Всё сыпалось из рук. Черная полоса невезения. Но коллеги всячески поддерживали меня, всегда были готовы оказать любую посильную помощь. И вот, наконец, я встретил май совершенно растерянным – впереди было много вопросов и совершенно никаких ответов. Моё ли это призвание? Учитель ли я или всё же нет? Я не знал даже ответа на вопрос – нравится ли мне эта работа? Я вновь уехал в экспедицию – не только для того, чтобы искать останки солдат погибших за Отечество, но и для того, чтобы хоть немного разобраться в самом себе. Один из рабочих дней помог мне разрешить хотя бы часть вопросов. Комиссар отряда «Стикс» Дарья заметила, что я часто в своей речи тепло отзываюсь о своих учениках, я сначала даже и не поверил – не могу же я, в самом деле, регулярно только и говорить, что о школе, как утверждала комиссар. Задумался , действительно, есть такая особенность. Неужели? И как можно такое не заметить? Тогда-то только и понял – работать в школе мне нравится – вопреки всем неудачам и сложностям. Вернулся из экспедиции уже другим человеком.
Второй год открыл второе дыхание. Предыдущий период был периодом простого наблюдения, отчаянных попыток разобраться в ситуации, то сейчас я начал активно и осознанно учиться, пытался разобраться в премудростях преподавания. Первый год был пристрелочным, второй -учебным. Уроки начали получаться. Были даже невероятно триумфальные -да, их было немного – 5 или 6, но таких, что дух захватывало и у ребят, и у самого себя. Правильно построенные, эмоциональные, яркие. На второй год мы начали побеждать: ребята ощутили приятное головокружение от своей победы в районном конкурсе «Славянский Хоровод». Я же сам словно вернулся назад в прошлое, в студенческие годы, до чего же приятно разгромить противника, пусть уже и не самому, а через своих учеников. Это был по-настоящему общий триумф!
Третий год, год перспектив и экспериментов. Новая для меня игровая технология, робкие интеллектуальные дуэли между командами внутри одного класса сменились азартным противостоянием разных ученических коллективов. Поначалу вопросы ставили ребят в тупик, и они «выбивали» самые простые и понятные задания в 1-2 балла. Но постепенно ставки росли. Росли и ребята – начали тщательно готовиться к игре – кому же хочется посрамить своё имя перед учителями, завучем и, самое главное, перед самим собой и своими товарищами? Третий учебный год прошел под огненными крыльями поискового отряда «Феникс», который только-только родился в нашей школе. Уже в августе 2016 года состоялась первая совместная экспедиция нашего отряда в лице 2 учеников и меня, и бойцов «Стикса», моего старого объединения. Парням было по 14 и 16 лет, совсем дети. Помню ужас в их глазах, когда мы прибыли на место раскопок – голая вершина холма, чей склон уходит в гнилой, болотистый лес. Но они справились со всем, с тяжелой работой, с трудностями, с болотом, которое жадно чавкало под ногами и так и норовило залиться мерзкой черной жижей в короткие сапоги. Экспедиция показала, что нам все по силам, главное верить и работать.
Четвертый год. Каким же он будет? Ответа у меня нет. Впереди работа с музеем, который просто необходимо восстановить. В школе рождается школьное телевидение, к которому прикладывает руку и ваш скромный слуга. Надо пополнить отряд и подготовить его к новой экспедиции. Наш горизонт расширился, на смену одним проблемам и задачам пришли другие, но мы со всем справимся – совместным самоотверженным трудом с полной отдачей, железной волей и верой в своих учеников.
Каково же быть учителем? Во-первых, надо постоянно расти, развиваться, самосовершенствоваться. Интеллект наше главное оружие, но его всегда надо поддерживать на должном уровне – читать, интересоваться новинками как минимум в своей сфере. Остановиться – значит умереть.
Во-вторых, быть учителем- значит уметь искать компромиссы. Надо принимать взвешенные решения и быть готовым к сложным выборам. Педагогический такт, дипломатичность, умеренное применение силы и давления – к каждой ситуации нужен свой подход. Отругать кого-то? Но сделать это так, чтобы не сломать и не оттолкнуть от предмета. Это очень сложно.
В-третьих, надо экспериментировать, пробовать что-то новое, интересное, пускай даже и сложное.
Учитель ли я? Как ответить на этот вопрос? Время покажет. А пока, это мои первые шаги в профессии учителя.
Казанцев Семен Сергеевич, учитель истории и обществознания МАОУ Гимназии №8.
