Критерий 4. Владение современными образовательными технологиями, эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Гоголева Лена Михайловна

 

В практической профессиональной деятельности применяю современные образовательные технологии.

Анализ урока

Урок, представленный учителем, был проведен 27 ноября 2015г.в 5б классе по теме «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ». Учитель определил следующие цели и задачи урока: 

Цели:

обучающие:

- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- Создать условия для формирования коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

развивающие:

- учить планировать ход урока, свои действия;

- учить выявлять проблему;

- учить составлять алгоритм действий (планирование);

- совершенствовать навыки моделирования.

воспитательные:

- воспитывать культуру общения;

- учить распределять работу в парах.

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.

На уроке использовались элементы таких технологий как:

·                     коммуникативно-ориентированного обучения

·                     развития познавательных интересов

·                     активизация учебной деятельности

·                     информационные технологии

·                     коллективная, парная.

Урок  построен на всех видах мотивации: а) познавательной; б) коммуникативной; в) эстетической; г) игровой.

На уроке использовались различные формы обучения: коллективная, фронтальная, индивидуальная, парная.

Главный акцент делался на доступность материала и предлагаемых  в последовательности заданий. Контроль за учебной деятельностью на уроке осуществлялся через взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексию.

Структура урока состояла из восьми последовательных, взаимосвязанных этапов:

I. Этап актуализация знаний ,

II этап – этап разрыва между знанием и незнанием,

III этап – этап целеполагания,

IV этап – этап поиска ответа на поставленный вопрос,

V этап – этап первичного контроля,

VI этап - этап первичного закрепления знаний,

VII этап  - домашнее задание,

VIII этап – подведение итога урока.

Учащиеся самостоятельно определили тему урока, составили план работы на этапе целеполагания. По итогам выполнения упражнения в парах учащиеся охарактеризовали обращения, на основе метода сравнения и сопоставления самостоятельно пришли к выводам и построили алгоритм определения обращений, а также определили функции знаков препинания при обращениях.

Упражнения для устного выполнения и запись обращений из видеофрагмента способствовали работе слухового и визуального видов восприятия материала, благодаря чему учащиеся-аудиалы и визуалы одинаково хорошо усвоили тему. Упражнение по составлению диалогов в различных ситуациях формирует в учащихся понимание того, что правила русского языка необходимо применять и в живом устном общении (диалоге, разговоре). То есть, данное упражнение соответствует основной задаче ФГОС - подготовке к неопределенному будущему. Задание на редактирование текста из сказок А.С. Пушкина способствует выработке пунктуационных навыков, развивает речь учащихся, осуществляет метапредметную связь с уроком литературы и воспитывает читателя, внимательного к художественному слову.

Чередование разнообразных видов деятельности учащихся на каждом этапе, использование таких методов и приемов, как игровой, проблемный поиск, диалог, информационно-коммуникационных технологий способствовало овладению и закреплению речевых навыков и умений по теме, а также на протяжение всего урока поддерживало внимание учеников на высоком уровне, что говорит об эффективности и содержания выбранных методов, и приёмов. Время учебной деятельности  на уроке было  распределено рационально. На уроке чувствовалась рабочая обстановка, благоприятный психологический климат, поддерживался деловой контакт. Учащиеся были организованны и активны на каждом этапе урока. В ходе урока соблюдался хороший темп.

Вывод на уроке озвучили сами учащиеся, что говорит о качественном построении этапов урока. Запланированные образовательные результаты были реализованы. Учащиеся узнали опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением, применили на практике правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, научились составлять схемы предложений с обращением, узнали случаи возможного смеше­ния подлежащего и обращения; потренировались составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; научились отличать обращение от подлежащего. На уроке учащиеся проявили свое умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения, определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Таким образом, были созданы все условия для интеллектуального труда учащихся. План урока выполнен, соблюдены все этапы урока. Цели и задачи урока достигнуты. Считаю, что урок прошёл на хорошем методическом уровне.

Учитель русского языка и литературы, руководитель МО, кандидат ф.н. Филиппова В.В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

        

Класс: 5        б

Тема: Обращение.  Знаки препинания в предложении с обращением.

Цель урока

Цели:

обучающие:

- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- Создать условия для формирования коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

развивающие:

- учить планировать ход урока, свои действия;

- учить выявлять проблему;

- учить составлять алгоритм действий (планирование);

- совершенствовать навыки моделирования.

воспитательные:

- воспитывать культуру общения;

- учить распределять работу в парах.

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

1 мин.              

Здравствуйте, ребята!

Рада всех вас видеть, сегодня нам предстоит плодотворно поработать на уроке

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число

Двадцать седьмое ноября

Классная работа

I. Этап актуализация знаний

 

2мин

Посмотрите  предложения:

  1. Вы играли в спектаклях?
  1. Вы, милая девушка, играли в спектаклях?

- Какое перед вами предложение по количеству грамм.основ? (простое)

- Какими словами осложнено предложение? (милая девушка)

II этап – этап разрыва между знанием и незнанием

3 мин

- Можете объяснить почему в третьем предложении стоят запятые? (нет)

Кого или что называют эти слова? (того, к кому обращаются)

- Кто вспомнит, как называются  слова, называющие лицо, предмет, к которому обращаются с речью? (обращение)

- (Тогда попробуйте догадаться как называется такое слово, к кому ОБРАЩАЮТСЯ, что это?, существ., однокоренное) –(обращение)

Всем при обращении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можешь смело обратиться.

На письме не забывай,

Запятыми выделяй.

-Хорошо, исходя из этого, назовите тему нашего урока. О чем нам предстоит узнать сегодня на уроке?

(Обращение. Знаки препинания при обращении)

Запишите тему урока

III этап – этап целеполагания.

3 мин

  1. Кто скажет, какова цель урока? ( Узнать, что такое обращение,  какую роль играет обращение в предложении, какими знаками препинания выделяется обращение на письме; уметь находить обращения в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при обращении)

  1. Планирование работы: что нам надо для этого надо сделать?

1. Надо проанализировать предложения с обращениями, сравнить их, сделать выводы.

2. После этого найденное решение записать.

3. Создать алгоритм (план) действий.  

4. Закрепить алгоритм при выполнении заданий.

IV этап – этап поиска ответа на поставленный вопрос.

15 мин

  1. Для ответа на этот вопрос :

-  разберите в парах все предложения с обращениями, которые у вас на партах

- сделайте вывод.

- как вы будете находить обращения в этих предложениях?

- давайте ещё раз обратимся к нашим предложениям

- сравните предложения по интонации (в первом интонация обычная, вопросительная, а во втором звательная)

  1. Выводы:

- если интонация звательная, то перед нами обращение

Это будет нашим алгоритмом нахождения обращения в предложении

Итак, перед вами предложения с обращениями.

Что мы должны узнать об обращении? Давайте запишем все вместе план (оставляйте одну строчку после пункта плана)

  1. Часть речи. Слово и/или сочетание слов
  2. Член предложения (синтакс.роль)
  3. Произношение в устной речи
  4. Интонация
  5. Выделение на письме (знаки препинания)
  6. Схема (положение/место в предложении)
  7. Определение обращения (функция)

Серёжа, ты пойдёшь в музей?

Я люблю тебя, родная Русь!

Мы Вас, Пётр Васильевич, очень ждём.

Дамы и господа! Приглашаем на концерт

- Даю вам на работу в парах 3 минуты

-Давайте посмотрим, что у вас получилось

1. Обращения выражаются именем сущ. или прилагательным. Одним словом или иногда словосочетанием

2. Обращения не являются членами предложения, так как грамматически не связаны с главными членами предложения, задать вопрос к обращению нельзя. Можем убрать из предложения, при этом предложение не потеряет смысл

( - С чем можно спутать обращения? Почему?

 (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже, выражены сущ.или прил.).

- Как различить?

(Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.

Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть)

3. Высоким голосом - повышение голоса, пауза

4. Звательная

5. Выделяется запятыми или восклицательным знаком. Может находиться в начале, внутри и в конце предложений и даже отдельно от него. Выделяется запятыми или восклицательным знаком

7. Служат для привлечения внимания собеседника, показывают отношение говорящего к собеседнику

-  Зависит ли количество знаков препинания от места обращения в предложении?

- Да, если внутри предложения находится обращение, то выделяется двумя запятыми, а если в начале и конце предложения, то одной.

- А когда ставится ! знак?

-Если предложение произносится с восклицательной интонацией

Давайте теперь составим алгоритм действий для правильной расстановки знаков препинания при обращении (вместе определяем)

1) Нахожу обращение.

2) Устанавливаю его границы (где начинается, где заканчивается).

3) Определяю место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

4) Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения).

- Запишите схему

V этап – этап первичного контроля.

7 мин

Упр. 300, стр.137. Устно

Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

Важную роль О играют в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. Обращение – один из способов олицетворения. В этом упр. Прочитаем первые три предложения.

Даны предложения из сказки, какой?

 ( «Сказки о мёртвой царевне и о 7 богатырях» А. С. Пушкина)

- К чему обращается королевич Елисей, как к живому существу?

(Ветру)

– Очень часто обращение раскрывает характер человека.

– Как характеризуют царицу обращение из 3 предложения “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать- злой, недовольной)

 VI этап - этап первичного закрепления знаний.

3 мин

Восприятие на слух

- Перейдём к след.виду работы. Из данного видеофрагмента выпишите все обращения, которые вы услышите

(Сова, Винни Пух, Пятачок, Иа)

8 мин

Составление и разыгрывание кратких диалогов с обращениями 

(Работа в паре.)

- Есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

Можете использовать ситуации из 301 упр., а можете придумать свои.

- А какие этикетные слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т.д.)

- Составьте предложения с О, называя того, к кому вы обращаетесь. Расставьте знаки прпепинания. Составьте схемы этих предложений

Резервное задание

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Посмотрите на экран. Перед вами ещё строчки из сказок Пушкина, но с пропущенными словами. Восстановите текст, вставив недостающие слова.

1) Отпусти ты  меня в море, ….(старче)

2)……..! Скажи, да всю правду доложи…(свет мой, зеркальце)

3) Здравствуй, …….! (князь ты мой прекрасный)

VII этап  - Домашнее задание:

1 мин

Упражнение №304, 138 стр., повторить правило

VIII этап – Подведение итога урока.

3 мин

Достигли ли вы поставленных целей?

Итак, что такое обращение?

Для чего служат обращения? (для привлечения внимания собеседника)

Что показывают обращения? (отношение говорящего к собеседнику, чувства, характеры)

- Дополните нужными словами

1) Обращение называет …, к которому обращается говорящий.

2) Обращение в устной речи выделяется … интонацией.

3) На письме обращение выделяется …

4) Обращение не является …

Оценки за урок

Резервное задание Если в предложении есть обращение, ставим «+», если нет,

то «–».

1) Дениска, ты можешь выступить в концерте?

2) Дениска не хотел выступить в концерте.

3) Мама не знала, что я умею громко петь.

4) Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?

5) Ты что про меня пишешь, Карнаухова?

6) Брюквин постоянно мешал Карнауховой.