Мои публикации
Мои публикации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.32 МБ | |
| 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов
«Экспериментирование с механизмами на основе образовательного конструктора
«My robot time»
Шорникова Е.М., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 14
Патрушева Г.И., Шеркунова Н.С., воспитатели МБДОУ д/с № 14
Целевая аудитория: педагоги, специалисты дошкольного образования.
Цель: ознакомление и практическое освоение педагогами методов организации детского
экспериментирования средствами образовательного конструктора «My robot time».
Задачи:
1. познакомить педагогов с особенностями и возможностями образовательного
конструктора «My robot time» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
2. совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в
развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через освоение методов
организации детского экспериментирования с конструктором «My robot time»;
3. создать условия для профессионального общения педагогов, развития их
творческого потенциала.
Материалы: проекционное оборудование (ноутбук, проектор, экран); 4 набора
электромеханического конструктора «My robot time» серия «Hand».
Ожидаемые результаты:
1.педагоги расширят представления об особенностях и возможностях образовательного
конструктора «My robot time» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
2.педагоги на практике закрепят (освоят) методы развития познавательно
исследовательской деятельности старших дошкольников на основе конструктора «My
robot time» в логике технологии детского экспериментирования;
3.педагоги получат возможность для профессионального общения на профессиональную
тематику.
I. Вводная часть
Экспериментирование как вид детской деятельности появляется уже в раннем
возрасте и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Познавательно
исследовательская деятельность и экспериментирование как ее вид является сквозным
механизмом развития ребенка и проникает во все виды детской деятельности. В
частности,
детское экспериментирование тесно связано с конструированием.
Экспериментирование обогащает процесс детского конструирования за счет введения
элементов поисковой деятельности, когда перед ребенком возникает некая проблема,
которая ведет к поиску вариантов ее решения. Результатом экспериментирования с
конструктором становится видоизмененная модель, возникшая на основе знакомой
конструкции либо новая конструкция.
Современные образовательные программы по развитию конструктивных умений
основываются на этой взаимосвязи. Например, в парциальной образовательной программе
«От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» представлен алгоритм
образовательной деятельности, в котором одним из основных этапов является этап
«Конструирование/экспериментальная деятельность». В нашем детском саду реализуется
практика организации детского экспериментирования на основе конструктора «My robot
time», который предполагает создание неподвижных конструкций или моделей роботов с
функцией движения вперед-назад и функцией вращения вправо-влево. Элементы решения
проблемных задач, ведущих к видоизменению готовой модели или решение технической
задачи, связанной с созданием новой конструкции под определенную задачу вводим со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у воспитанников уже имеется опыт создания конструкций по схемам, по образцу, по собственному замыслу. Этот опыт позволяет решать технические задачи, связанные с модификацией знакомых моделей роботов.
II. Основная часть
Ведущий предлагают участникам практикума познакомиться с деталями
образовательного конструктора, операционными картами и определить образовательные
задачи, которые решает педагог, организуя деятельность воспитанников с конструктором
«My robot time».
Ведущий обобщают результат обсуждения, обозначив образовательные задачи:
1. формировать представления дошкольников об основах механики (зубчатая передача,
червячная передача, гусеничный механизм, вращение);
2. закреплять способы создания моделей технических объектов (техническое
конструирование) по операционной карте и по собственному замыслу;
3. совершенствовать навыки исследовательской деятельности в процессе
экспериментирования с механизмами (модификация модели, решение проблемных
ситуаций, постановка цели, подбор оптимальных способов достижения цели);
4. расширять представления об устройстве механизмов, их функциональном назначении.
5. развивать внимание, мелкую моторику;
6. воспитывать желание завершить задуманное, дружеские отношения в процессе
совместной деятельности.
Экспериментирование с механизмами выстраиваем на основе алгоритма
организации детского экспериментирования, представленного Коротковой Н.А.,
адаптируя его под решение технической задачи:
1. Постановка проблемы (определение познавательной/технической задачи).
2. Фиксация предполагаемого результата (схематичная зарисовка объекта, который
планируют создать).
3. Планирование способа/способов решения технической задачи (какие детали
потребуются, что нужно изменить в конструкции, какие дополнительные
материалы понадобятся), схематическая зарисовка.
4. Создание/модификация конструкции, экспериментирование с материалами, пробы
(индивидуальная или коллективная деятельность).
5. Формулировка выводов и фиксация результата (соотнесение созданной модели с
поставленной технической задачей, оформление выставки, презентация модели,
заполнение детской документации).
6. Свободная игра с созданной конструкцией (закрепление навыков, полученных в
ходе коллективной или индивидуальной деятельности).
Для формирования умения планировать собственную деятельность используем
трехступенчатый алгоритм, представленный в карте инженера-конструктора
(приложение 1, рис.1, 2.). В первой графе дети фиксируют образ будущей модели. Во
второй графе схематично зарисовывают способ создания конструкции: какую модель
они будут модифицировать для решения технической задачи, и каким способом
(убрать элемент, надстроить, изменить способ движения и др.; какие детали и
дополнительные материалы им понадобятся). На втором этапе планирования педагоги
обращают внимание не на детальную и реалистичную прорисовку способов действия,
а на стимулирование рассуждений ребенка, поддержку идей и нестандартных решений
технической задачи. Третья графа заполняется после завершения работы. Ребенок
фиксирует результат, соотнося его с поставленной целью. Планирование деятельности
в процессе конструирования способствует развитию познавательно-исследовательских
навыков воспитанников.
Упражнение «Фотозагадки» (приложение 2).
Ведущий предлагает вниманию участников фотографии моделей, собранных по
операционной карте и модифицированных воспитанниками. Ведущий просит
определить какие изменения воспитанники внесли в модель и предположить какую
задачу они решали.
1. Модифицированная модель «Заяц». Модификация модели за счет изменения
конструкции – убрать блок, который отвечает за скачкообразное передвижение
модели. Техническая задача – изменить способ передвижения модели.
2. Модель «Луноход». Изменение модели за счет установки гусеничной платформы
вместо колес. Техническая задача – повышение проходимости лунохода.
3. Модель «Джип». Модификация модели за счет надстройки кузова. Техническая
задача – изменение функции модели (перевозка грузов).
Упражнение «Карта инженера-конструктора».
Ведущий предлагает участникам практикума, используя карту инженера
конструктора, модифицировать уже собранную по операционной карте модель из деталей конструктора «My robot time», поставив техническую задачу, определив образ будущей модели и способы решения задачи. Участники практикума работают в парах. После завершения работы каждая пара педагогов презентует свою модель, обозначая, какую проблему решали, что для этого делали и какой результат получили. Ведущий практикума обобщает выступления, делает выводы о взаимосвязи каждого этапа и
взаимопроникновении двух видов детской деятельности экспериментирования и
конструирования.
Выводы: В процессе конструирования из деталей конструктора «My robot time»
внесение проблемы стимулирует воспитанников на модификацию модели либо на
создание новой модели, в процессе чего ребенок экспериментирует, выбирая
оптимальный способ решения поставленной задачи, планируя собственную деятельность и соотнося результат с поставленной задачей. При этом, совершенствуются представления воспитанников о внутреннем устройстве механизмов и некоторых функциях (червячная/зубчатая передача, вращение по часовой/против часовой стрелки, движение вперед/назад, электрическая энергия и др.).
III. Рефлексия
Ведущий практикума организует рефлексию на основе цветных блоков
электромеханического конструктора «My robot time»:
1. Красный блок – спасибо, но информация бесполезна для меня.
2. Синий блок – спасибо, но я не узнал ничего нового.
3. Желтый блок – спасибо, есть над чем подумать.
4. Зеленый блок – спасибо, пригодится в моей практике.

