Мои публикации

Шеркунова Надежда Сергеевна

Мои публикации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«Экспериментирование с механизмами на основе образовательного конструктора

«My robot time»

Шорникова Е.М., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 14

Патрушева Г.И., Шеркунова Н.С.,  воспитатели МБДОУ д/с № 14

Целевая аудитория: педагоги, специалисты дошкольного образования.

Цель: ознакомление и практическое освоение педагогами методов организации детского

экспериментирования средствами образовательного конструктора «My robot time».

Задачи:  

1. познакомить педагогов с особенностями и возможностями образовательного

конструктора «My robot time» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

2. совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в  

развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через освоение методов

организации детского экспериментирования с конструктором «My robot time»;

3. создать условия для профессионального общения педагогов, развития их

творческого потенциала.

Материалы: проекционное оборудование (ноутбук, проектор, экран); 4 набора

электромеханического конструктора «My robot time» серия «Hand».

Ожидаемые результаты:

1.педагоги расширят представления об особенностях и возможностях образовательного

конструктора «My robot time» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;  

2.педагоги на практике закрепят (освоят) методы развития познавательно

исследовательской деятельности старших дошкольников на основе конструктора «My

robot time»  в логике технологии детского экспериментирования;

3.педагоги получат возможность для профессионального общения  на профессиональную

тематику.

I. Вводная часть  

Экспериментирование как вид детской деятельности появляется уже в раннем

возрасте и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Познавательно

исследовательская деятельность и экспериментирование как ее вид является сквозным

механизмом развития ребенка и проникает во все виды детской деятельности. В

частности,

детское экспериментирование тесно связано с конструированием.

Экспериментирование обогащает процесс детского конструирования  за счет введения

элементов поисковой деятельности, когда перед ребенком возникает некая проблема,

которая ведет к поиску вариантов ее решения. Результатом экспериментирования с

конструктором становится видоизмененная модель, возникшая на основе знакомой

конструкции либо новая конструкция.

Современные образовательные программы по развитию конструктивных умений

основываются на этой взаимосвязи. Например, в парциальной образовательной программе

«От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» представлен алгоритм

образовательной деятельности, в котором одним из основных этапов является этап

«Конструирование/экспериментальная деятельность». В нашем детском саду реализуется

практика организации детского экспериментирования на основе конструктора «My robot

time», который предполагает создание неподвижных конструкций или моделей роботов с

функцией движения вперед-назад и функцией вращения вправо-влево. Элементы решения

проблемных задач, ведущих к видоизменению готовой модели или решение технической

задачи, связанной с созданием новой конструкции под определенную задачу вводим со старшего дошкольного возраста. К  5 годам у воспитанников уже имеется опыт создания конструкций по схемам, по образцу, по собственному замыслу. Этот опыт позволяет решать технические задачи, связанные с модификацией знакомых моделей роботов.

II. Основная часть

Ведущий предлагают участникам практикума познакомиться с деталями

образовательного конструктора, операционными картами и определить  образовательные

задачи, которые решает педагог, организуя деятельность воспитанников с конструктором

«My robot time».

Ведущий обобщают результат обсуждения, обозначив образовательные задачи:

1. формировать представления дошкольников об основах механики (зубчатая передача,

червячная передача, гусеничный механизм, вращение);

2. закреплять способы создания моделей технических объектов (техническое  

конструирование) по операционной карте и по собственному замыслу;

3. совершенствовать навыки исследовательской деятельности в процессе

экспериментирования с механизмами (модификация модели, решение проблемных

ситуаций, постановка цели, подбор оптимальных способов достижения цели);

4. расширять представления об устройстве механизмов, их функциональном назначении.

5. развивать внимание, мелкую моторику;

6. воспитывать желание завершить задуманное, дружеские отношения в процессе

совместной деятельности.  

Экспериментирование с механизмами выстраиваем на основе алгоритма

организации детского экспериментирования, представленного Коротковой Н.А.,

адаптируя его под решение технической задачи:

1. Постановка проблемы (определение познавательной/технической задачи).

2. Фиксация предполагаемого результата (схематичная зарисовка объекта, который

планируют создать).

3. Планирование способа/способов решения технической задачи (какие детали

потребуются, что нужно изменить в конструкции,  какие дополнительные

материалы понадобятся), схематическая зарисовка.

4. Создание/модификация конструкции, экспериментирование с материалами, пробы

(индивидуальная или коллективная деятельность).

5. Формулировка выводов и фиксация результата (соотнесение созданной модели с

поставленной технической задачей, оформление выставки, презентация модели,

заполнение детской документации).

6. Свободная игра с созданной конструкцией (закрепление навыков, полученных в

ходе коллективной или индивидуальной деятельности).

Для формирования умения планировать собственную деятельность используем

трехступенчатый алгоритм, представленный в карте инженера-конструктора

(приложение 1, рис.1, 2.). В первой графе дети фиксируют образ будущей модели. Во

второй графе схематично зарисовывают способ создания конструкции: какую модель

они будут модифицировать для решения технической задачи, и каким способом

(убрать элемент, надстроить, изменить способ движения и др.; какие детали и

дополнительные материалы им понадобятся). На втором этапе планирования педагоги

обращают внимание не на детальную и реалистичную прорисовку способов действия,

а на стимулирование рассуждений ребенка, поддержку идей и нестандартных решений

технической задачи. Третья графа заполняется после завершения работы. Ребенок

фиксирует результат, соотнося его с поставленной целью. Планирование деятельности

в процессе конструирования способствует развитию познавательно-исследовательских

навыков воспитанников.

Упражнение «Фотозагадки» (приложение 2).  

Ведущий предлагает вниманию участников фотографии моделей, собранных по

операционной карте и модифицированных воспитанниками. Ведущий просит

определить какие изменения воспитанники внесли в модель и предположить какую

задачу они решали.

1. Модифицированная модель «Заяц». Модификация модели за счет изменения  

конструкции – убрать блок, который отвечает за скачкообразное передвижение

модели. Техническая задача – изменить способ передвижения модели.

2. Модель «Луноход». Изменение модели за счет установки гусеничной платформы

вместо колес. Техническая задача – повышение проходимости лунохода.

3. Модель «Джип». Модификация модели за счет надстройки кузова. Техническая

задача – изменение функции модели (перевозка грузов).

Упражнение «Карта инженера-конструктора».  

Ведущий предлагает участникам практикума, используя карту инженера

конструктора, модифицировать уже собранную по операционной карте модель из деталей конструктора «My robot time», поставив техническую задачу, определив образ будущей модели и способы решения задачи. Участники практикума работают в парах. После завершения работы каждая пара педагогов презентует свою модель, обозначая, какую проблему решали, что для этого делали и какой результат получили. Ведущий практикума обобщает выступления, делает выводы о взаимосвязи каждого этапа и

взаимопроникновении двух видов детской деятельности экспериментирования и

конструирования.

Выводы: В процессе конструирования из деталей конструктора «My robot time»

внесение проблемы стимулирует воспитанников на модификацию модели либо на

создание новой модели, в процессе чего ребенок экспериментирует, выбирая

оптимальный способ решения поставленной задачи, планируя собственную деятельность и соотнося результат с поставленной задачей. При этом, совершенствуются представления воспитанников о внутреннем устройстве механизмов и некоторых функциях (червячная/зубчатая передача, вращение по часовой/против часовой стрелки, движение вперед/назад, электрическая энергия и др.).  

III. Рефлексия  

Ведущий практикума организует рефлексию на основе цветных блоков

электромеханического конструктора «My robot time»:

1. Красный блок – спасибо, но информация бесполезна для меня.

2. Синий блок – спасибо, но я не узнал ничего нового.

3. Желтый блок – спасибо, есть над чем подумать.

4. Зеленый блок – спасибо, пригодится в моей практике.