Технологическая карта занятия

Шеркунова Надежда Сергеевна

Технологическая карта занятия по конструированию в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_konstruirovaniyu.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по конструированию

           Образовательная программа: адаптированная образовательная программа для детей с ТНР МБДОУ д/с №14

Воспитатель: Шеркунова Надежда Сергеевна

Тема: «Строим мост дружбы»

Форма организации занятия: подгрупповая  

(работа в парах, малых группах), с элементами соревнования и сотрудничества.

Группа: Подготовительная комбинированная

Цель: Построение устойчивого моста из разных видов, конструктора по заданным параметрам (длина, прочность, наличие опор) с использованием простейших схем, созданных самостоятельно.

Задачи:

Обучающие:

-Актуализировать знания детей о конструктивных особенностях моста (опоры, пролет). 

-Формировать умение зарисовывать простую схему и воплощать ее в конструкции.

-Обучать приемам создания устойчивой и симметричной постройки. (устойчивость конструкции на широких гранях и перекрытиях, симметричность набором двух одинаковых деталей)  

Развивающие:

-Развивать умение анализировать проблемную ситуацию и предлагать идеи решения проблемной ситуации. 

- Развивать умение подбирать детали конструктора в соответствии со схемой, умение работать в команде.  

- Развивать навыки самоанализа и рефлексии.  

 Воспитательные:

-Воспитывать отзывчивость и желание помочь другим.

-Воспитывать умение договариваться, делиться деталями, уважать труд сверстников, закреплять умения выполнять правила поведения в группе и правила безопасности при работе с конструктором.

-Формировать умение адекватно оценивать продукт собственной деятельности, положительное отношение к результату совместного продукта.

Коррекционные: расширить активный словарный запас (опора, симметричность, пролет, кладка), использовать в речи технические термины, определять пространственное расположение предметов относительно себя, закрепить умения выполнять правила поведения в группе, с опорой на визуальные подсказки (знаки, символы)

Планируемый результат: 

-Воспитанники называют основные части моста, выделяют конструктивные особенности.

-Воспитанники создают устойчивую конструкцию по заданным условиям, используя разные способы крепления деталей.

-Адекватно оценивают продукт собственной деятельности, проявляет положительное отношение к продуктам совместной деятельности.

-Работают в паре, согласовывают свои действия с партнером, применяют приемы создания устойчивой симметричной постройки, аргументируют свой выбор.

Проектирование образовательной среды: 

Пространство: 

 -Зона сбора (ковер): для мотивационного этапа и рефлексии.

 -Рабочие зоны (столы): для практической работы детей. Столы сдвинуты для организации работы в парах или малых группах (по 2-3 человека).

 -Зона материалов: отдельный стол или открытая полка с разнообразным конструктором (деревянный блочный, Lego Classic, соединительные элементы), инженерная книга, схема конструирования моста.

 -Зона испытаний: свободное пространство на полу, где можно будет проверить прочность моста.

Взаимодействие «ребёнок-ребёнок»: Организовано через совместную проектную деятельность в малых группах. Дети самостоятельно распределяют роли (например, кто строит опоры, кто пролет, кто сверяется со схемой), учатся слушать идеи друг друга, приходить к общему решению.

Взаимодействие «ребёнок-взрослый»: Воспитатель выступает в роли модератора и наставника: не дает готовых ответов, а задает открытые вопросы, побуждающие к экспериментированию и поиску решений. Отношения партнерские, основанные на уважении к идее ребенка. Создается ситуация успеха для каждого участника.

Отношение к себе: Через достижение цели (построение функционального моста) у детей формируется уверенность в своих силах, понимание, что они могут решать сложные задачи через сотрудничество.

Этапы и ход занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

Диагностика достижения планируемых результатов

1. Мотивационный (5-7 мин) 

Обучающая: Актуализировать знания детей о конструктивных особенностях моста (опоры, пролет).   Развивающая: Развивать умение анализировать проблемную ситуацию и предлагать идеи решения проблемной ситуации.  

Воспитательная: Воспитывать отзывчивость и желание помочь другим.

Собирает детей на ковре. Рассказывает краткую историю: «В одной сказочной стране живут два друга – зайчик и мишка. Но их разделяет широкая река. Они очень хотят встречаться, играть и помогать друг другу. Как мы можем им помочь?» Выслушивает варианты детей. Подводит к идее построить мост. Задает проблемный вопрос: «А какой должен быть мост, чтобы по нему мог пройти мишка (тяжелый) и чтобы он не развалился?» Обсуждает с детьми характеристики моста (длинный, прочный, с надежными опорами). Показывает схему-чертеж моста с обозначением основных элементов (опоры, пролет). Объявляет задание: построить мост дружбы, используя схему.

Включаются в игровой сюжет. Предлагают свои варианты решения проблемы (лодка, плот, мост). Активно участвуют в обсуждении, выдвигают гипотезы о том, каким должен быть мост. Создают и анализируют схему, и вносят в инженерную книгу. Принимают учебную задачу.

Называли основные части моста, выделяли конструктивные особенности, проявили отзывчивость, нашли решение проблемной ситуации.

Основной этап (15-18 мин)

Обучающая:

Формировать умение зарисовывать простую схему и воплощать ее в конструкции. Обучать приемам создания устойчивой и симметричной постройки, закреплять умения выполнять правила поведения в группе и правила безопасности при работе с конструктором.  

Развивающая:

Развивать умение подбирать детали конструктора в соответствии со схемой, умение работать в команде.  

Воспитательная: Воспитывать умение договариваться, делиться деталями, уважать труд сверстников.

Делит детей на пары/тройки с помощью считалочки. Напоминает правила поведения в группе и технику безопасности работы с конструктором, с опорой на визуальные подсказки (знаки, символы)

Направляет детей к рабочим местам. Напоминает о необходимости работать дружно, советоваться.  

 а) Ходит между группами, задает наводящие вопросы: «С чего начнете строить?», «Как сделаете мост прочным?», «Сколько опор вам понадобится?»  

б) педагог знакомит с приемами создания симметричной постройки и устойчивой постройки (два комплекта деталей, расположение деталей на широких гранях и кладка перекрытия)

в) Наблюдает за процессом, при необходимости оказывает точечную помощь (помогает найти нужную деталь, задает вопрос, если видит ошибку: «Проверь, твой мост устойчивый? Если вы хотите, чтобы мост был устойчив, то стоит располагать детали на широких гранях Попробуй его слегка качнуть»).  

в) Предлагает группам протестировать свои мосты. Приносит фигурки мишки и зайчика (или небольшую машинку). Предлагает проверить, выдержит ли мост нагрузку. Фиксирует результаты.

Объединяются в малые группы.  

 а) Совместно обсуждают план работы, распределяют роли, выбирают необходимый конструктор.  Зарисовывают схемы в инженерной книге.

б) Сооружают мост, договариваясь друг с другом. Экспериментируют с формами, способами крепления, выбирают самые стабильные решения.  

в) С гордостью представляют свою постройку. Проводят испытание: проводят игрушку по мосту, проверяют на прочность. Анализируют успехи и неудачи своей и других команд.

 Создали постройку моста с использованием схемы приемов кладки перекрытия и приемов симметричного выполнения постройки с использованием двух комплектов деталей в соответствии со схемой.

Рефлексивный этап (5 мин)

Обучающая: Закреплять умение анализировать результат своей деятельности.  

Развивающая: Развивать навыки самоанализа и рефлексии.  

Воспитательная: Формировать умение адекватно оценивать продукт собственной деятельности, положительное отношение к результату совместного продукта.

Собирает детей вокруг построек. Организует обсуждение: «Все ли мосты прошли испытание? Почему этот мост оказался самым прочным? Какая команда работала дружно? Что было самым сложным? Удалось ли вам работать как настоящие инженеры?». Хвалит все команды за старание, идеи и инженерные решения. Предлагает «открыть» мосты для игрушек и обыграть постройки.

Делятся своими впечатлениями, рассказывают о своем процессе строительства, анализируют трудности и успехи. Дают оценку своей деятельности и деятельности товарищей. Обыгрывают свои постройки, «соединяя» два берега.

Дети создали мосты, приняли участие в рефлексии, проанализировали решение проблемной ситуации, выразили свое отношение к деятельности и продукту, используют свой продукт в игре.