Проектная деятельность

Смелова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Буратино»

Тема работы: «Тайна музыкального звука»

Форма: Инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности

в рамках реализации проекта «Растим инженеров»

C:\Users\User\Desktop\дождь.png

C:\Users\User\Desktop\птичка.png

C:\Users\User\Desktop\балалайка.jpg

C:\Users\User\Desktop\самолет.jpg

C:\Users\User\Desktop\пчела.jpg

C:\Users\User\Desktop\10659792520.jpg

Автор: музыкальный руководитель

Смелова Ольга Александровна

Г. Когалым, 2021г.

Содержание



1. Пояснительная записка……………………………………………………………………...3

2. Методическая разработка………………………………………………………………….14

3. План проведения мероприятий…………………………………………………………...14

4. Список литературы……………………………………………………………………........19
















Пояснительная записка

I. Общая информация о инновационном проекте

Срок реализации

1 год (2020– 2021гг.)

Участники проекта

- Дети 3 – 7 лет общеразвивающих групп,  

- воспитатели детского сада;

- специалисты детского сада (педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители);

- родители;

 

Разработчики

Музыкальный руководитель Смелова Ольга Александровна


II. Краткая описание инновационного проекта

Наименование инновационного проекта

«Тайна музыкального звука» инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности

Основная идея инновационного проекта

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Участниками проекта являются все субъекты образовательного процесса – дети, педагоги, родители.    

Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту

В рамках информационного поля по данному проекту нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Так, в научных трудах академика Н. Н. Подъякова существует утверждение, что в процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Ученый обосновал тот факт, что экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Вопросами экспериментирования в области музыки занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В их методических разработках акцентируется внимание на вопросах музыкальной характеристики звука, однако нет обоснования музыкальных явлений с точки зрения научных знаний.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования города Когалым

-повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ «Детский сад «Буратино»;

- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;

- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (конспекты, сценарии мероприятий, рекомендации).

Цели и задачи инновационного проекта

Цель проекта: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи:

  1.  Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

  1. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников реализации проекта.

  1. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов, родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.

Основные результаты реализации инновационного проекта

Планируемые результаты реализации инновационного проекта:

1. У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.

2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.

4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.

5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта: активно участвуют во всех мероприятиях.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта

- Показ открытых мероприятий для участников ГМО музыкальных руководителей города;

- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов; буклеты с описанием опытно-экспериментальной музыкальной деятельности; рекомендации по обогащению РППС.

- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;

- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города.


III. Программа реализации инновационного проекта

Исходные теоретические положения

Актуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. 
ФГОС ДО диктует необходимость обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, развития исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности. Этот факт подтверждают работы таких ученых, как: Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей; педагогам же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
 В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.). Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево); о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).; о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа), о способах исследования объекта; о предметном мире.

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.

Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.

Новизна данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же во  взаимодействии  музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;

- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;

- участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами;

- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.


Образовательная область «Познавательное развитие»:

- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;

- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;

формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);

- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;

- знакомство детей с элементарными компьютерными программами и возможностями современных гаджетов;

- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.


Образовательная область «Речевое развитие»:

- общение в устной форме с использованием специальных терминов, построение позитивного полилога;

- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;

- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.


Образовательная область «Физическое развитие»:

развитие физических качеств;

- развитие крупной и мелкой моторики рук;

- становление саморегуляции в двигательной сфере.


Методы и приемы организации обучения с детьми:

- творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

- практический (проведение опытов);

-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);

-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)


Формы организации обучения с детьми:

непрерывная образовательная музыкальная деятельность;

- музыкальные досуговые мероприятия;

- творческие мероприятия совместно с родителями;

- экскурсии в Школу искусств;

- экскурсии на Станцию юных техников;

- экскурсии в общеобразовательную школу № 8;

- экскурсия в студию звукозаписи в  КСК «Метро» для ознакомления с современными гаджетами и музыкальными программами.

- функционирование творческой лаборатории «Влияние музыки на живые и неживые предметы»;

- просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов;

- квесты и игровые программы по опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Формы организации взаимодействия с родителями

- письменные консультации по темам «Музыка и наука», «Музыкальные эксперименты дома», «Музыка и здоровье»;

- круглый стол на тему: «Музыка – источник знаний об окружающем мире»;

- размещение на сайте детского сада информационных просветительских материалов по теме проекта;

- выступление на родительских собраниях с освещением вопросов по реализации инновационного проекта;

- анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по проекту;

- участие родителей в досуговых мероприятиях;

- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.

Формы организации взаимодействия с педагогами

устные консультации по темам: «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах;

- выступление на педагогическом совете с обсуждением плана, итогов реализации проекта;

- дебаты по теме: «Практическая значимость детского музыкального экспериментирования;

- участие в мероприятиях по теме проекта;

- организация практической мастерской «Музыкальные опыты».


Формы предъявления результатов проекта

показ открытых мероприятий по теме проекта для педагогов детского сада и города;

- организация тематических выставок;

- распространение опыта по результативности и эффективности проекта (выступление на педагогическом совете детского сада, городских педагогических чтениях, ГПО музыкальных руководителей детских садов города);

- участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня;

- освещение методических, фото, видеоматериалов в СМИ;

- разработка методических материалов, рекомендаций по проекту для использования другими педагогами;

- ведение обратной связи, через журнал отзывов и предложений для родителей и педагогов;

Ресурсное обеспечение

Перечень оборудования:

1. Музыкальные инструменты (пианино, детский музыкальные и шумовые инструменты).

2. Камертон.

3. Костюмы сказочных героев.

4. Детский столик.

5. Оборудование для экспериментов.

6. Бутафорская нотка.

7. Музыкальные открытки по количеству детей.

8. Детские микроскопы.

9. Глобус и географические карты.

10. Контейнеры с водой, песком, бумагой.

11. Медицинские инструменты и приборы: пинцет, электронный термотр, тонометр, фонендоскоп, вата.

12. Песочные часы.

13. Лупы


Информационно-техническое обеспечение:

1. Ноутбук.

2. Мультимедийная установка.

3. Устройство USB.

4. Настенный экран.

5. Музыкальный центр.

6. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.

7. Аудио запись музыкальных песен из мультфильмов

8. Микрофон, смартфон.


Компьютерное программное обеспечение

1. MS Word

2. PowerPoint 2010

3. Windows Movie Maker

4. АудиоМАСТЕР

5. FL Studio

6. Photoshop













Методическая разработка

Этапы, сроки и календарный план реализации инновационного проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

I. Подготовительный

(сбор информации по проблеме)

I. Построение этапов работы и разработка плана реализации проекта.

1. Изучение психолого - педагогической литературы:

- Изучение научно – методических материалов по проблеме опытно – экспериментальной музыкальной деятельности в журналах «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальная палитра», «Воспитатель детского сада».

- Знакомство с опытом коллег на образовательных порталах сети Интернет.

II. Обеспечение условий для реализации проекта.

1. Разработка плана и путей реализации проекта.

2. Совершенствование РППС по теме проекта.

3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области детского музыкального экперементирования).

4. Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.

5. Налаживание взаимодействия с учреждениями культуры и образования города.

I квартал 2017 -2018 учебного года

I квартал 2017 -2018 учебного года

I квартал 2017 -2018 учебного года

II Основной (практический)

I. Проведение открытых мероприятий cо всеми участниками образовательного процесса.

1. Взаимодействие с детьми

1. Организация и проведение ННОД, совместной деятельности по примерной тематике:

- «Музыкальная физика»,

- «Наука в музыке или музыка в науке»;

- «Музыкальные и шумовые звуки»,

- «Свойства и характеристики звуков» (тембр, темп, регистр, высота и т.д.),

- «Группы музыкальных инструментов»,

- «Виды оркестров»;

- «Устройства для воспроизведения звуков»

- «Музыка и здоровье»;

«Музыка из мультфильмов».

2.- Проведение с воспитанниками ДОО открытых тематических досугов и развлечений:

- «музыкальная лаборатория «Тайны музыкальных звуков».

- «Пропавший барабан».

- Квест «Тайна музыкального звука».

3. Инновационные презентации проекта

- Творческая лаборатория «Влияние музыки на живые и неживые предметы».

- Экспериментальная площадка «Музыкальная память воды и песка»

-Игровая интерактивная программа «Музыка и современные гаджеты».

- Игра – путешествие «Музыкальные инструменты. Мифы и реальность»

2. Взаимодействие с родителями

- Проведение Дней открытых дверей, с показом мероприятий по проекту

- Участие родителей в досугах

- Привлечение родителей к изготовлению, сбору атрибутов, предметов для организации музыкальной экспериментальной деятельности

-Оформление папок - передвижек под рубриками «Оркестр дома», «Эксперименты со звуками», «Музыка и компьютер»

-Индивидуальные консультации с родителями музыкально-одаренных детей

- Освещение на сайте детского сада деятельности по реализации проекта

3. Взаимодействие с педагогами

-Привлечение к участию в музыкальной экспериментальной деятельности

-Организация музыкальной лаборатории в группа

- Консультации для педагогов по темам: «Как организовать опытно - экспериментальную музыкальную деятельность»

- Выступление на педсовете с предъявлением опыта работы по проекту

4. Взаимодействие с учреждениями культуры, образования города

Социально значимыми партнерами по обозначенному направлению мы считаем такие учреждения культуры и образования города, как:

- детская Школа Искусств (организация концертов учеников и преподавателей, посещение дошкольниками музыкальных мероприятий, выступление педагогов на родительских собраниях в группах детского сада;

- общеобразовательная школа № 8 (творческий обмен идеями, музыкальным материалом, ресурсами);

-Центр культуры и досуга «Метро» (участие в конкурсах и фестивалях);

- Всероссийские и региональные конкурсы музыкального творчества дошкольников

 

- городской историко-краеведческий музей (посещение выставок, участие в интер - активных игровых программах).

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в месяц.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.

.

Два раза в год.

Один раз в квартал.

По мере необходимости.

Один раз в квартал.

Один раз в квартал.

Один раз в квартал.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в месяц.

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в месяц.

III. Заключительный

(аналитический)

Анализ, обработка и презентация результатов по реализации проекта.

-Организация выставки продуктивной деятельности «Музыкальные инструменты своими руками».

-Освещение открытых мероприятий на сайте детского сада.

-Организация и проведение практического семинара для родителей на тему «Как организовать музыкальное экспериментирование дома?»

- Фотоотчет с мультимедийной презентацией по реализации проекта.

- Обобщение и распространение опыта работы (выступление на пед. совете детского сада, на заседании ГПО музыкальных руководителей города, участие в конкурсах профессионального мастерства, освещение в СМИ).

- Выявление трудностей в ходе реализации проекта, их коррекция и построение планов на будущее

- Подведение итогов и определение оценки эффективности проекта

В течение всего срока реализации проекта с периодичностью один раз в квартал.

3 квартал 2020-2021 учебного года.

Май 2021-2022 учебного года.


















Список литературы

1. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Авторы-составители И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева.

С-Пб.: Композитор, 2000.

2. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста С-Пб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.

3. «Музыка – малышам» Т.Петрова. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.

4. «Музыкальное развитие детей» в 2-х частях. О.Радынова М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1997.

5. «Психогимнастика» М.Чистякова. Москва, Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

6. «Учите детей петь» М.Орлова, Т.Бекина. М.: просвещение, 1986.

7. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Картушина.М.: «Скрипторий» 2003», 2010.

8. «Логопедические распевки» Т.Овчинникова. С-Пб.: КАРО, 2006.

9. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» Т.Овчинникова. С-Пб.: КАРО, 2006.

10. «Музыкальные занятия» А. Зимина.М.: «Гном-Пресс» 1998.

11. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-7 лет. Авторы-составители С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. М.: Просвещение, 1981

12. «Танцы и песни для детского сада» З. Роот.М.: Айрс-Пресс, 2008.

13. «Музыкальные игры в детском саду» в 2-х частях. И.Бодраченко.

М.: Айрс-Пресс, 2009.

14. «Танцы для детей старшего дошкольного возраста» Н.Зарецкая.

М.: Айрс-Пресс, 2007

15. «100 музыкальных игр» Г.Анисимова. Ярославль.

Академия развития, 2005.


Предварительный просмотр: