Классное руководство

Жуйкова Ольга Фёдоровна

Классный руководитель – важный человек в жизни ребёнка, влияющий на становление его личности. Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель в школе не только предметник, у него есть и другая, может быть, самая главная роль в воспитании — это роль классного руководителя. Деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения в кругу детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.  Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности, и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации. Хороший классный руководитель никогда не должен забывать об основных пяти принципах классного руководства:

Принцип первый: добровольно и радостно отдавать ученикам свое духовное богатство. Увлечения классного руководителя, например, наукой, музыкой, театром, - отличный образец для ребят, основа сотрудничества с ними.

Принцип второй: узнать своих учеников. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его - тоже во всех отношениях». Эта мысль К. Д. Ушинского не потеряла ни грана своей актуальности. Что же конкретно является предметом познания в личности? В широком плане личность — это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных характеристик. Она складывается из характера и воли, мышления и внимания, темперамента и склонностей, памяти и восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности влияет наследственность, среда, деятельность. Обладая такими сведениями о каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.

Принцип третий: уметь профессионально разрешать конфликтные ситуации. Конфликтов не избежать. Они возникают при взаимодействии классного руководителя и учащихся, учащихся между собой, классного руководителя и родителей. Пути разрешения конфликта: налаживание взаимопонимания и устранение недоразумений - методом эмпатии, методом логического анализа. Существуют еще и игровые методы. В частности, при работе со старшеклассниками можно применять деловые психологические игры. Но чтобы быть успешным в этом, классный руководитель должен открыть в себе игровое начало - способность и желание играть. Метод эмпатии — это универсальный способ разрешения конфликтов. Он подразумевает «вхождение» в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома».

Принцип четвертый: дружба - понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» - говорил наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова по-прежнему актуальны. Готов ли ты по первому зову своего ученика поспешить ему на помощь? Готов ли быть для каждого из них самым надежным другом?

Принцип пятый: стараться задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для безделья.



Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

Цели и задачи: подумать вместе с учащимися над определением понятия счастья; попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья.

Предварительная беседа.

Обращаясь к классу, попросите поднять руки тех, кто хочет быть несчастным. Затем – тех, кто хочет быть счастливым. Из этого небольшого эксперимента ясно, что большинство людей хотят быть счастливыми.

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски.

Попросите учащихся отметить только одну вещь (материальную или нематериальную), которая может  сделать их счастливыми. (Фронтальное оценивание высказанных мнений.)

Что есть счастье – результат поисков счастья или осуществление желаний? Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье? Ищут ли люди временные удовольствия для того, чтобы поскорее забыть о каком-нибудь несчастье? Насколько это помогает (например, поход в кино, чтение книг, угощение шоколадом)? Насколько это может причинить вред другим (например, злоупотребление алкоголем, избиение человека, причинение боли домашним животным и т. д.)?

Жан-Жак Руссо, например, полагал (несомненно, с долей иронии), что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.

Но результаты социологических исследований показывают, что великий французский философ, видимо, был не прав, выдвигая первым условием хороший счет в банке. Даже при заметном росте благосостояния число людей, отмечавших при социологических опросах, что они счастливы, не меняется (около 70 %). Что же определяет понятие счастья?

Американские психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливым:

1. Любите своих близких.

2. Уделяйте много сил любимой профессии.

3. Помогайте другим людям.

4. Старайтесь быть счастливыми.

5. Будьте физически активными.

6. Вносите в свою жизнь элементы новизны.

7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

З а д а н и е: попробуйте аргументировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями. (Фронтальное обсуждение каждого пункта.)

Итогом дискуссии, возможно, будут свои определения счастья. Возможен и такой вывод: «Счастье – это осуществленное желание».

З а д а н и е  классу: подумать над следующими вопросами:

? Осуществление каких желаний приносит нам счастье?

Н а п р и м е р:

голод + еда = счастье

жажда + вода = счастье

тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье

? Может ли осуществление наших желаний не приносить счастья?

Н а п р и м е р, если:

– еда отравлена;

– вода заражена;

– чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и погибаете?

Постановка проблемы.

Обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим законам. Эти законы (например, закон всемирного тяготения) могут привести к нежелательным последствиям, если ими пренебрегать. А существуют ли законы, управляющие нематериальным миром? Что, если наше счастье приводит к несчастью других? Если человеку доставляет удовольствие мучить и убивать других людей? Есть ли некий универсальный закон, противодействующий этому? Если мы, стремясь к личному счастью, поступаем против своей совести, каковы могут быть последствия этого? (Дискуссия.)

В о п р о с ы для коллективного обсуждения:

– Какими могут быть сокровенные желания человека, не относящиеся к физической (материальной) сфере?

– Какие неосуществимые желания могут быть и почему они не осуществимы?

Запишите на доске примеры, чаще всех встречающиеся при обсуждении.

В о п р о с для учащихся: «Если у человека нет всего вышеназванного, как это может отразиться на его жизни?».

З а д а н и е для самостоятельного осмысления:

– Приведите какой-либо пример того, что когда-то принесло вам ощущение счастья. Напишите десять вещей, которые бы вам очень хотелось иметь. Они могут быть материальными и нематериальными. Запишите их в порядке убывания их важности и пометьте буквой «М» (материальные) или «Н» (нематериальные).

Вернитесь к этим записям через некоторое время (через несколько дней, месяцев и т. д.). Наверное, вам будет над чем задуматься.

ТЕСТ 
«НАСКОЛЬКО ВЫ ДОВОЛЬНЫ ЖИЗНЬЮ?»

1. Другие одеваются лучше, чем вы?

2. Вы хотите жить в другом доме?

3. Хотели бы вы иметь высокооплачиваемую работу, но не приносящую морального удовлетворения?

4. Хотелось ли вам хоть раз выдавать себя за кого-то другого?

5. Гордитесь ли вы тем, что уже сделали в своей жизни?

6. Умеете ли вы ладить с друзьями?

7. У вас всегда хорошие отношения с близкими?

8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками?

9. Вы удовлетворены взаимоотношениями с противоположным полом?

10. Вам нравится ваша внешность?

11. Хорошо ли вы спите?

12. Часто ли вы бываете разочарованы и озлоблены?

13. Нравится ли вам быть активным?

14. Вы легко расслабляетесь?

15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?

Подсчет баллов:

в вопросах 1, 2, 3, 4, 12, 15 отрицательный ответ – 1 балл;

в вопросах 5–11, 14 положительный ответ – 1 балл.

Интерпретация результатов:

9 баллов и более: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые вам хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.

От 4 до 8 баллов: вы в основном довольны, хотя существует многое, что вам хотелось бы по возможности изменить.

3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.

Пожелания для учащихся.

Некоторые пожелания тем, кто перестал радоваться каждому дню:

– задумайтесь над собой, отделите цели и желания истинные от пустых и незначащих;

– наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие;

– поверьте в себя.

С о в е т. Выберите человека, который вам не нравится и причиняет вам массу неудобств. Попробуйте относиться к этому человеку с уважением и добротой; посмотрите, как он будет реагировать на это, и запишите все увиденное. Продолжайте наблюдение за поведением этого человека в течение нескольких дней и проанализируйте его. Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с ним?



Предварительный просмотр:

«НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ!»

Классный час

9 класс

Цель. Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи

Учи и мучай дотемна.

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Н. Заболоцкий

Итак, кто же обязан трудиться и день и ночь? Душа. А что же такое душа? Как вы понимаете это слово?

Словарь Ожегова дает нам такое определение души: душа – это внутренний мир человека, его сознание.

В стихотворении есть слова: «Держи лентяйку в черном теле». А это как вы понимаете?

Давайте рассмотрим ситуацию с найденным вами кошельком. Что вы с ним сделаете? Если вы его взяли, то что вы испытываете? Предположим, что вы потеряли кошелек. Что вы испытываете при этом? (Обсуждение в парах.)

Как вы понимаете слова: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Еще ситуация: вы едете в автобусе и решили не покупать билет. Как вы себя чувствуете? Хорошо ли у вас на душе?

«Поступай, как должно, не для видимости, не потому, что кто-то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим чело­веком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком». (Сухомлинский.)

«Совесть – вещь чрезвычайно тонкая, нежная и капризная. Нужно учиться повелевать своей совестью – тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков». (Сухомлинский.)

В стихотворении Н. Заболоцкого говорится, что нашу душу нужно тащить с этапа на этап. Таким образом, как бы ни было трудно, мы должны стараться перебороть плохое в нашей душе.

Мы видим, что у каждого существует внутренний мир, душа человека.

Также мы видим, что от совершения плохих поступков нас удерживает совесть. Мы испытываем терзания, сочувствие, проявляем уважение друг к другу. Можно и дальше продолжить этот ряд, но мы сделаем остановку. Попробуйте найти обобщающее слово для этих понятий.

На доске: душа, совесть, сочувствие, уважение и т. д.

Итак, все это можно назвать духовностью. А сейчас в своих тетрадях попробуйте написать, что вы считаете духовностью.

Зачитать несколько ответов.

Ожегов дает такое определение духовности, давайте его запишем: «Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Всем ли это понятно? Сейчас в нашей стране основной упор делается на приобретение вещей. Часто материальные вещи преобладают над духовными. А должно быть наоборот.

Анкета интересов.

Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим внутренним миром. Сверкать и греметь тут совсем не нужно, а вот согреть и приютить подошедшего очень даже кстати.

Правда, для этого от вас потребуется хорошая душевная погода, а погода бывает разная: иногда закипающая весна, иногда шумное и теплое лето, иногда мудрая осень. И всегда ласковое и неназойливое солнышко.

А как вы понимаете душевную погоду: весну, лето, осень? Всем ли понятно, о чем мы говорим? Всегда ли ваша внутренняя погода радует тех, кто рядом с вами? А как вы думаете, почему не всегда? На всех ли у вас хватает солнышка?

А бывает наоборот, мы не чувствуем душевного состояния других; у человека горе, а мы смеемся. Нужно бережней относиться друг к другу.

Результаты анкеты говорят, что в нашей школе выделяют наиболее значимые ценности в жизни: счастливую семейную жизнь, получение высшего образования. А будущее видят интересным.

Дом вашей души чист и содержится в порядке, хотя постоянно строится и вверх, и вглубь. Завтра он уже не тот, что вчера, а каждый год меняет его внешность почти неузнаваемо, хотя основные конструкции вашего дома постоянны, и его не перепутать ни с каким другим.

Вы помните конец четвёртого четверостишия? Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями.

Кроссворд

1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)

2. Внутренний психический мир человека. (Душа.)

3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)

4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)

5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)

6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)

7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)

8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)

9. Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)

10. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)

Я выдаю вам анкету, для заполнения которой вам необходимо подумать и поговорить с членами вашей семьи.

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

История каждой семьи уникальна, не похожа на историю других семей. Проведи исследование, чтобы узнать:

1. Откуда родом твои предки?

2. Кем были твои предки по профессии? Людей какой профессии было больше всего у вас в роду?

3. Существуют ли в вашей семейной истории какие-нибудь факты, о которых рассказывают каждому члену семьи?

4. Есть ли у вас какие-то особые семейные праздники, торжества?

5. Если бы ты мог совершить путешествие во времени, к кому из своих предков и в какую эпоху ты бы отправился?

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Мои отношения с родителями (подчеркнуть):

Любовь, уважение, забота.

Нахожусь в полном подчинении и зависимости.

Равноправные.

Нейтральные.

2. Какие детские обиды и радости оставили след в душе и не стерлись со временем?

3. Ваша домашняя библиотека. Какие книги вам особенно дороги?

4. Какова роль родителей в становлении вас как личности?

Определяющая.

Положительная.

Незначительная.

Отрицательная.

5. Советуются ли с вами родители при принятии серьезных решений?

6. Испытываете ли вы потребность в общении со своими родителями?