Учебные проекты

Жуйкова Ольга Фёдоровна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Степана Михайловича Жолоба

Индивидуальный проект

по теме:

«Применение робототехники на уроках

биологии в качестве опытных моделей живых организмов»

Обучающийся:

Иванов Иван Иванович

Руководитель проекта: Петров Петр Петрович, учитель географии

г-к. Анапа - 2021 год

Титульный лист (по образцу Приложения 2 к настоящему положению):

  1. Содержание

№ п/п.

Наименование

Номер страницы

Введение;

Стр.2-3

Основная часть;

Стр.3-5

Заключение;

Стр.5-7

Список литературы (библиографический список);

Стр.7-9

Приложения.

Стр.9-10

  1. Введение;

  1. Основная часть;

  1. Заключение;

  1. Список литературы (библиографический список);

  1. Приложения.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г-к Анапа № 11

Исследовательская работа

«Здоровое питание - здоровые школьники»

/Анализ уровня осведомленности

учащихся 5-7 классов  о здоровом питании/

Авторы:

Соколова Аэлита

Особенко Камилла

Фокин Валерий

учащиеся 7 класса

Научный руководитель:

Жуйкова О.Ф. учитель географии

МБОУ СОШ №11 г-к Анапа,

член РГО (Краснодарского края)

с. Супсех -2019 год

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1.Теоретическая часть

1.1. Здоровый образ жизни. Правильное питание………………………………..5

3.ГЛАВА 2.Практическая часть

2.1.Исследование уровня осведомленности учащихся    5-7 классов о здоровом питании…………………………………………………………………………….10

2.2. Комплекс мер для повышения уровня осведомленности учащихся……

о вопросах здорового питания……………………………………….…………18

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..19

5.Список  использованной  литературы…………………………………………20

Приложение……………………………………………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что внешность человека во многом зависит от состояния его здоровья?  Еще древние говорили: «Красота есть выражение полного здоровья организма» в любом возрасте хочется быть красивыми и стройными!

Наука о питании - древняя и современная. Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи значительно старше всех других видов искусств? Выбор пищи, вкусовые привычки народов разных стран, по меньшей мере, удивительны. Избыточный вес, болезни, малая продолжительность жизни - все это «награда» за кулинарные достижения.  Во все время известные поэты, писатели, философы, политические деятели выступали за умеренность в еде и питье.      

В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье.

Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека  зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация.

В последнее время особую популярность среди школьников завоевали продукты быстрого приготовления, бутерброды, булочки, чипсы, сухарики, фаст-фуд, газировка и т.д. На телевидении, в магазинах и общественных местах часто можно увидеть красочную рекламу этих продуктов. Они сопровождают людей практически везде, как сидя дома у телевизора, так и в пути.

Однако нельзя забывать и о том, что множество людей, в том числе и дети, страдают  заболеваниями пищеварительного тракта.  Всякое нарушение питания отрицательно влияет на здоровье детей, а особенно вредны в школьном возрасте.  Организм школьника расходует много энергии, а это энергия необходима для деятельности всех внутренних органов, а в школе почти вся работа связана с энергетическими затратами. Здесь и игры, и занятия спортом, трудовые процессы, мыслительная деятельность и т. д. А основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.

В связи с этим встаёт одна из актуальных проблем, какая же пища нужна школьнику  и как он себя будет чувствовать до и после приёма пищи.  Именно этим обусловлен интерес к данной проблеме и ее актуальность.

Цель работы:  выявить уровень осведомленности учащихся 5-7 классов  о вопросах  здорового питания.

Задачи:

1) проанализировать  научную литературу о здоровом питании школьников и выявить его значении для организма;

2) провести исследование уровня осведомленности учащихся о вопросах здорового питания и его влияния на растущий организм;

3) выявить группы учащихся в зависимости от уровня осведомленности в вопросах здорового питания;

4) разработать комплекс мер для повышения уровня осведомленности учащихся  о вопросах здорового питания.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели использованы  анкетирование, социологический опрос, интервью, метод словесных ассоциаций, описательный метод (наблюдение с последующим анализом), сравнительный (мониторинг с последующим анализом и прогнозированием), статистический.

Объект исследования - учащиеся 5-7  классов МБОУ  СОШ №11 г-к Анапа.

Предмет исследования – знания учащихся о вопросах здорового питания.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы во внеурочной работе,  в летнем лагере  посвященные вопросам здорового образа жизни.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1.Теоретическая часть

1.1. Здоровый образ жизни. Правильное питание.

Здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если небрежно обращаться с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм невозможно. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.

Прежде чем проводить исследование, нам необходимо узнать, что же такое  питание. В краткой медицинской энциклопедии сказано, что «питание - процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом пищевых веществ необходимых для компенсации энергозатрат, построения и возобновления клеток и тканей тела, осуществления и регуляции функции организма».

Но нас интересует понятие здорового питания.  Обращаемся к различным словарям и справочникам.  Так, в энциклопедии «Человек» для учащихся старшего школьного возраста сказано, что один из постулатов здоровья - «правильно и регулярно питаться, не переедать, следить за весом» Большая медицинская энциклопедия указывает на то, что здоровое питание - это питание, «обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний».

Многие пособия по медицине для школьников указывают, что здоровье следует искать в тарелке. При этом нужно иметь в виду не обильное, но правильное питание. «Важно знать, что и как есть».

В рационе человека должно быть много овощей и фруктов, целесообразно соблюдать режим, принимать пищу три-четыре раза в день в одно и то же время. В еде надо соблюдать умеренность, избегать обильного поглощения пищи перед сном».

Также при изучении вопросов питания мы обратили внимание на такие понятия, как чувство голода и аппетит. Чувство голода  сигнализирует о том, что организму  необходимо  получить новую порцию пищи, чтобы восполнить истраченную энергию, а также витамины и минеральные вещества.   Физиолого-биохимическая сущность этого чувства заключается в том, что  в коре больших полушарий головного мозга расположен так называемый пищевой центр, который возбуждается различными импульсами: снижением концентрации глюкозы (сахара) в крови, опорожнением желудка и др. Возбуждение этого центра и создает аппетит, степень которого зависит от степени возбуждения пищевого центра.  Еда с аппетитом всегда доставляет удовольствие. Для развития аппетита необходимо время. Перерывы в еде совершенно необходимы.  В детском возрасте  они должны быть короче, чем у взрослого человека.

Какими должны быть эти перерывы?  Сколько и что нужно есть во время того или иного приема пищи?

Иными словами, каким должен быть правильный с точки зрения медицины режим питания? В основу режима питания положены четыре основных принципа, о которых рассказывается во всех изученных нами справочных изданиях. Первым принципом правильного режима питания является регулярность питания, т. е. приемы пищи в одно и то же время суток. Каждый прием пищи сопровождается определенной реакцией организма. Выделяются слюна, желудочный сок, желчь, сок поджелудочной железы и т. д., причем все это происходит нужное время.

В процессе пищеварения большую роль играют условно-рефлекторные реакции, такие, как выделение слюны и желудочного сока в ответ на запах и вид пищи и др.

Вторым принципом правильного режима питания является дробность питания в течение суток. Одно- или двухразовое питание неправильно и даже опасно для растущего организма. Третьим принципом правильного режима питания является максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи.

Это значит, что набор продуктов при каждом приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен быть продуман с точки зрения поставки организму человека белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ в наиболее благоприятном (рациональном) соотношении.  Четвертым принципом правильного режима питания является физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. 

Наблюдениями подтверждается, что наиболее полезен для человека такой режим, при котором за завтраком и обедом он получает более двух третей общего количества калорий суточного рациона, а за ужином — менее одной трети. Важно, чтобы время между завтраком и обедом составляло 5–6 ч. и время между обедом и ужином также составляло 5–6 ч. На основании проведенных исследований следует рекомендовать, чтобы между ужином и началом сна проходило не более 2 ч.

Правильный режим питания особенно важен для нормально развивающегося детского организма. Наиболее частым нарушением является следующий характер питания в течение суток:  очень слабый завтрак (или почти его отсутствие — только стакан чая или кофе) утром перед уходом в школу; неполноценный обед в школе, иногда в виде бутербродов; очень плотный ужин дома после прихода с работы. Такое фактически двухразовое питание может в силу своей систематичности наносить существенный вред здоровью.

Вечером, после учебного дня, энергозатраты школьника  небольшие. Они еще больше снижаются в период ночного сна. Поэтому обильный прием пищи вечером приводит к тому, что значительная доля потребленных углеводов, не подвергшись полному окислению, преобразуется в жиры, которые откладываются про запас в жировой ткани.

Таким образом, нарушения режима питания, выражающиеся в перенесении основной доли пищевого рациона в вечерние часы, способствуют также возникновению и развитию ожирения.

Сравнительно частым нарушением режима питания является замена полноценного обеда приемом  кондитерских или мучных изделий. Множество школьников вместо обеда обходятся пирожными, сдобами или булочками.

Это серьезное нарушение правильного режима питания, так как в данном случае организм вместо рационального набора необходимых ему пищевых веществ получает преимущественно углеводы, часть из которых в условиях, когда в организм почти не поступают другие пищевые вещества, преобразуется в жиры, создавая предпосылки для развития ожирения.

Кондитерские изделия обычно содержат большое количество легкорастворимых и быстроперевариваемых углеводов (простые сахара), которые, попадая в кровь в виде глюкозы, в течение относительно короткого времени значительно повышают концентрацию последней в крови. Это является большой нагрузкой для поджелудочной железы. Неоднократные нагрузки на поджелудочную железу могут привести к нарушению ее эндокринной функции с последующим возникновением сахарного диабета.

Изучая научную литературу по проблеме исследования, мы обратили внимание и на понятия сбалансированного или рационального  питания.

Питание считается рациональным, если оно «восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро - и ультрамикроэлементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион по количеству и набору продуктов соответствует ферментативным возможностям желудочно-кишечного тракта. В переводе с латыни слово «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» – разумный, целесообразный».

Поэтому 2/3 общего количества суточного рациона пищи должны составлять завтрак и обед и менее 1/3 –ужин.

О том, что для растущего организма необходимы белки, углеводы и жиры, об этом наши ребята знают (это мы выяснили в результате опроса), а вот о важности микроэлементов знают не все. Микроэлементы - «это вещества, необходимые нам в очень маленьком количестве, но являющиеся при этом совершенно незаменимыми.

Это кальций, необходимый для строительства костей и зубов, участвующий в свертываемости крови.

Это фосфор, также необходимый для костной ткани и благотворно влияющий на нервную систему. Это железо-основной компонент гемоглобина, переносчика кислорода.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 

вопросы здорового питания школьников изучены глубоко и всесторонне и описаны в научной и научно - популярной литературе.

Понятие правильное питание (здоровое питание) должно включать, прежде всего, режим питания, подразумевающий  соблюдение четырех принципов: регулярность, дробность, рациональность и физиологическое распределение пищи.

Наиболее частыми видами нарушений принципов режима питания являются следующие: слабый завтрак, неполноценный обед, слишком плотный ужин.

ГЛАВА 2.Практическая часть

2.1.Исследование уровня осведомленности учащихся

5-7 классов о здоровом питании

Исследование уровня осведомленности учащихся мы начали с  выяснения вопроса о том, считают ли сами учащиеся 5-7 классов здоровым свое питание. Результаты данного опроса представлены в таблице 1, из которой видно, что большинство школьников  считают себя компетентными в вопросах здорового питания:  Небольшой процент ребят, считающих свое питание недостаточно правильным,   лишь  6 % среди пятиклассников, 5,5%  среди шестиклассников  и  14% среди семиклассников.

Таблица №1

Класс

Всего опрошенных

Считаю свое питание правильным

Считаю свое питание в целом правильным

Считаю свое питание недостаточно правильным

5

116

98

12

6

6

108

86

16

6

7

110

78

18

14

Наша  проектная группа  использовали метод словесных ассоциаций: спрашивали ребят, с какими словами у них ассоциируется понятие «здоровое питание» и «нездоровое питание».

При  сопоставлении результатов, полученных методом словесных ассоциаций, с данными анкетирования и результатами социологического опроса  было обнаружено, что в  представления ребят о здоровом питании входят различные продукты, например, творог, овощи, фрукты, соки, «еда без специй» (рис. 1). Для удобства мы объединили их в две категории:

1) продукты, ориентированные на  натуральность («без консервантов, ГМО»); 2) разнообразие рациона (продукты питания, насыщенные витаминами и микроэлементами, то есть ребята подразумевали под понятием «здоровое питание»   витамины, овощи и фрукты, молочные продукты, рыбу и мясо).

Рис. 1. Рейтинг частоты ответов на понятие-стимул «Здоровое питание».

При помощи метода словесных ассоциаций мы выявили и представления ребят о нездоровом питании.

На рисунке № 2 видно, что понятие «нездоровое питание» в представлении  школьников  включает признанные сегодня вредными продукты: гамбургеры, полуфабрикаты, шаурма, чипсы, сухарики, газированные напитки.

Рис.№ 2. Рейтинг частоты ответов на понятие-стимул «Нездоровое питание».

Теперь посмотрим, как соотносятся представления ребят о правильном питании и их истинное отношение к этому серьезному вопросу.

Как показало знакомство с научной литературой, одним из принципов здорового питания является соблюдение режима приема пищи. Режим питания (или пищевой режим) – это «количественная и качественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время еды».

Все ученые, исследовавшие вопросы правильного питания, указывают на необходимость соблюдать режим, то есть принимать пищу в одно и то же время. Это способствует выработке условного рефлекса, при котором в установленное время наиболее активно выделяется  желудочный  сок и возникают наилучшие условия для переваривания пищи. Согласно рекомендациям НИИ питания РАМН режим должен включать завтрак, обед, полдник и ужин.  Причем распределение пищи таково: сытный завтрак 25-30 %от общей калорийности дневного рациона, легкий второй завтрак (10-15% от общей калорийности), плотный обед (35%-40% от общей калорийности), сравнительно легкий ужин (10-15% общей калорийности дневного рациона питания)».  

Наше исследование началось  с вопроса о режиме питания (приложение 1). Мы выяснили, что соблюдают режим питания более 70 % пятиклассников, более 80% шестиклассников, более 90% семиклассников. Как видно из диаграммы, многие ребята пренебрегают завтраком, в т.ч. в школе, не у всех есть обед и полдник в одно и то же время. Что касается ужина, то многие ребята признались, что едят «весь вечер», «не отходят от холодильника», причем такое отношение к ужину является традиционным в некоторых семьях.

Теперь обратимся к вопросу о завтраке. Здесь уместно вспомнить французскую поговорку «Прибереги свой аппетит для королевской еды». Это означает – для завтрака.  Мы опросили 175 учащихся 5-х классов, 155 учащихся 6-х классов и 150 учащихся 7-х классов. Был задан следующий вопрос: где ты завтракаешь? Данные анкетирования представлены в таблице 2. Также нами составлена диаграмма, наглядно рисующая отношение опрошенных к изучаемым вопросам (приложение 2).

Таблица №2

Класс

Всего опрошенных

Завтракаю дома

Завтракаю в школе

Не завтракаю

5

175

68

102

5

6

155

49

96

10

7

150

42

92

16

Как видно из представленных данных, большинство учащихся завтракают – более  50%, причем  более 40% завтракают два раза-дома и еще в школе. И лишь около 7 % не завтракают, нанося тем самым огромный вред своему здоровью. Отметим, что число учащихся, отказывающихся от завтрака, растет с возрастом: среди пятиклассников таких ребят отмечаем 5, а среди семиклассников их уже  16. (Приложение 2).

Теперь выясним, как обстоит дело с обедом. Как оказалось, большинство ребят  обедает дома-70 более%,  10 % обедает в школе  и  1,%- в кафе. К сожалению, среди опрошенных  16 человек не обедают вовсе.  (Приложение 3). Социологический опрос показал, что обедать вне дома ребят вынуждают обстоятельства: работа родителей не позволяет отцу или матери встретить ребят дома, ребята  живут далеко от школы, после уроков обедают в буфете, чтобы до  школы  и после   начать тренировки в спортивных секциях.  Ребята,  игнорирующие обед, среди причин указали соблюдение диеты, отсутствие аппетита и др. Однако,  как показало анкетирование, традиционного обеда придерживается только  около 70%  учащихся. Не употребляют во время обеда первого 24, 8% учащихся, обедают бутербродом (или булочкой) с соком (а то и газировкой!) 12,7% учащихся. (Приложение 3).

Теперь о том, из чего состоит обед. Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 «Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи».  

Между обедом и ужином обязательно нужно перекусить. Растущий организм не переносит длительных перерывов в приеме пищи. Как известно, «промежутки между приемами пищи должны составлять не менее трех и не более 4–4,5 часа, поскольку через 3–4 часа заканчивается переваривание пищи в желудке и она его покидает. Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если между обедом и ужином перерыв 6–7 часов, то через несколько недель возможно появление головокружения, вялости, слабости, снижение трудоспособности.  Кроме того, после длительного перерыва школьник, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо пережевывает пищу. Большое ее количество, проглоченное наспех, не приносит пользы». На полдник можно съесть фрукты, кисломолочные продукты, салат.

В результате анкетирования мы выяснили, что у 100% школьников есть полдник, однако вряд ли можно назвать его здоровым у некоторых ребят. (Приложение 3).

Нет полдника у 9 школьников 5 класса, у 7 шестиклассников и у 8 семиклассников, что составляет 4, 3% , 6,3%  и 7,1% соответственно.

Нельзя назвать здоровым полдник и еще  у 8 пятиклассников, 10 шестиклассников и 16 семиклассников, что составляет 6,8%,  9% и 14,2% соответственно. Эти ребята в полдник перекусывают чипсами, сухариками, шоколадом, пирожными и т.п., запивая часто газированными напитками или соками из пакетов.

Теперь перейдем к анализу особенностей ужина опрошенных школьников (диаграмма № 3).

Рис.3  Время ужина школьника

Данные анкетирования показали, что ужинают за 2 часа до сна, как рекомендуют все ученые-диетологи, только 51% пятиклассников, 36% шестиклассников и 30% семиклассников.

Многие школьники  весь вечер превращают в один длинные ужин, бросая в рот все подряд. Таких ребят нами выявлено в результате опроса 8,6% среди пятиклассников, 14, 5 % среди шестиклассников, 16,9% среди семиклассников.

Как видно из представленной таблицы, нарушение режима питания за ужином чаще встречается у детей более  старшего возраста.

Следующим необходимым условием и принципом здорового ужина является тот набор продуктов, который рекомендован школьникам на ужин:  каша или творожное (овощное) блюдо; кефир (молоко).  

А как обстоит дело с ужином на самом деле? Данные анкетирования, представленные на (рис.4), который показывает, что далеко не у всех школьников ужин является правильным.

Рис.4.Перечень продуктов питания на ужин школьника

Теперь перейдем к анализу вопроса о сбалансированном питании. В сбалансированном питании необходимо присутствие овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы, каш.

А каковы же предпочтения наших  школьников? Мы предложили ребятам ответить на вопрос: какие продукты вы предпочитаете?

 Было предложено выбрать три любых продукта  или блюда. Данные нашего исследования представлены  на (рис 5).

Рис.5 Перечень предпочитаемых продуктов  питания школьниками

Как видно из диаграммы, такие полезные продукты, как кисломолочные, выбрали 42 % пятиклассников, 39 % шестиклассников, 39 % семиклассников. Анализируя  данные, мы также обратили внимание на небольшой выбор школьников  таких  важных в сбалансированном питании блюд, как суп (рассольник, щи) и каша. Первое блюдо из предложенного нами списка выбрали 10, 7% пятиклассников, 9 % шестиклассников и 8, 9% семиклассников. Кашу едят 15, 5% пятиклассников, 12,7% шестиклассников и 10,7% семиклассников.

Из социологического опроса нам стало известно, что многие школьники  не знают о важности и пользе этих блюд в сбалансированном питании. Например, почти никто не знает, что суп полезен тем, что он быстро усваивается, стимулирует пищеварение, повышает аппетит, нормализует давление.

Проведя анкетирование и социологический опрос и проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что среди учащихся 5-7 классов можно выделить в зависимости от уровня осведомленности о вопросах здорового питания следующие группы ребят:

1 группа - ребята, соблюдающие режим питания, придерживающиеся правил сбалансированного питания- 66%;

2 группа - ребята, в целом соблюдающие режим питания, придерживающиеся правил сбалансированного питания, но допускающие существенные отступления от этих правил (например, пропускают завтрак, не употребляют кисломолочные продукты, употребляют вредные для здоровья продукты)- 24%;

3 группа – ребята, существенно нарушающие режим питания, правила сбалансированного питания, причем замечено, что таких ребят больше среди шести и семиклассников, т.е. нездоровые привычки развиваются с возрастом-10%.

2.2. Комплекс мер для повышения уровня осведомленности учащихся  о вопросах здорового питания

Учитывая,  что 24% учащихся иногда  нарушают правила здорового питания, а 10% ребят существенно отступают от этих правил, мы решили разработать комплекс мер, которые, по нашему мнению, позволят ребятам осознать необходимость придерживаться правил здорового питания, разовьют у гимназистов здоровые привычки, а значит, укрепят здоровье.

1. Провести уроки   по теме «Формула здорового питания». «Здоровое питание - активное долголетие". «Здоровое поколение — России продолжение» во время уроков школьники обратят внимание на понятия и термины, важные в формировании здоровых привычек.

2. Провести математический конкурс  «Правильное питание в цифрах и диаграммах». Такой конкурс  пройдет под руководством учителя математики  Пирожковой Алены Викторовны .

3. Провести внеурочное практическое занятие «Составление пищевого рациона подростка». Под руководством учителя химии Воронцовой В.С. Ребята  научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион для себя .

4. Создать рекламные видеоролики и буклеты" Здоровое питание - активное долголетие" «Ребята, ешьте и будьте здоровы», «Заболевания органов пищеварения».

5. Провести конкурс листовок и рисунков «Мы за здоровое питание» среди учащихся 5-7 классов.

6. Создать сборник викторин, посвященных вопросам здорового питания.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1. Проанализирована научная литература о здоровом питании школьника. Отмечено, что вопросы здорового питания школьников в современной медицине изучены всесторонне и глубоко.

3.2. Проведено исследование уровня осведомленности учащихся 5-7 классов о вопросах здорового питания.

Выявлено, что правил здорового питания придерживаются около 66% опрошенных, нарушают эти правила и принципы  около 24 %, а 10% опрошенных существенно нарушают принципы правильного питания.

3.3. Выявлены три группы учащихся в зависимости от уровня осведомленности о вопросах правильного питания.  

Группа III характеризуется грубыми нарушениями принципов здорового питания  (пропуск завтрака или обеда, употребление нездоровых продуктов, нарушение режима питания),  но представлена минимально среди учащихся. Максимально представлена I группа учащихся, что свидетельствует о достаточно высоком уровне осведомленности учащихся 5-7 классов, обучающихся в МБОУ СОШ №11 г-к Анапа,  о вопросах здорового питания.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Безносиков Е.А. Здоровье: популярная медицинская энциклопедия Мн.: БелСЭ, 1990. – 673 с.

2. Девчонки, эта книга для вас! 250 маленьких и больших советов/пер. с фр. Е.Н.Лобзиной.-М.: АСТ, 2014.-255 с.

3. Краткая медицинская энциклопедия: В 3- Х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 2-е изд. – М. Советская энциклопедия. – Т. 2. -1989, 608 с.

4. Мирская Н. Биоритмы и питание // ИД «Первое сентября». Здоровье детей.- 2003.- № 2.- C. 6-10.

5.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., допол. -М.: ООО «А ТЕМП», 2013.-874 с.

6. Петровский В.Б. Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская знциклопедия, 1984.-348 с.

7. Покровский А.А. Беседы о питании. 2-е изд., М.: «Экономика», 1968. – 356 с.

8. Покровский А.А. Физиология человека. М., 1997.

9. Полный школьный курс. Справочное пособие.-СПб.: ИГ «Весь», 2009.-544  с.

10. Популярный медицинский справочник. (Под общ.Ред. С.Н.Васильева).-2-е изд., перераб.-М.: Вече.-2015.-352 с.

11. Похлёбкин В.В.  Кулинарный словарь. — М.: Центрполиграф, 2000. — 503 с.

12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». М.:Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека.-2008.

13. Светлакова Н. Большая медицинская энциклопедия.- М.: АСТ, Хранитель, 2008.-904 с.

14. Скурихин И.М. Как правильно питаться.-М.: Агропромиздат, 1985.-240 с.

15.Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. - СПб.: Издательский Дом “Нева” 1999.

16. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник.-М.: Эксмо, 2011.-256 с.

17. Эвенштейн З.М. Популярная диетология. Рациональное питание.- М.: Экономика, 1990.-320 с.

18. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-480 с.

19. 1000 загадок для самых умных малышей/авт.-сост.Е.Виноградова.-М.: Политграфиздат, СПб.: Сова, 2010.-255 с.

Интернет-источники:

20. Ионова Л. Польза кисломолочных продуктов. [Электронный ресурс]. URL: http://eshzdorovo.ru/polza-kislomolochnyx-produktov.htm

  (дата обращения 2.03.16).

21. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, 

акад. В.П. Зинченко.[Электронный ресурс]. URL:

 http://psychology.academic.ru/3446 (дата обращения 12.03.16).

22. Толковый словарь здорового питания для школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://www.khfoms.ru/contents/page/359 (дата обращения 14.03.16).

23. Каким должен быть режим питания. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dietolog.org/basis/schedule (дата обращения 17.03.16).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Приложение №2

Приложение 3


Приложение 4

Инструкция: «Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас.

Обсудите результаты с родителями».

Вопрос№1

1.Считаю свое  питание правильным     да/нет

2.Считаю свое питание в целом правильным  да/нет

3.Считаю свое питание недостаточно правильным   да/нет

Вопрос №2.

1.Завтракаю дома   да/нет

2.Завтракаю в школе   да/нет

3.Не завтракаю    да/нет

Вопрос №3

1.Ужинаю за два часа до сна   да/нет

2.Ужинаю, когда придется  да/нет

3.Ужинаю несколько раз за вечер да/нет

Вопрос №4

1.Ем на ужин кисломолочные или овощные блюда. да/нет

2.Ем на ужин мясо, рыбу.  да/нет

3. Ем на ужин кондитерские изделия, бутерброды, фастфуд. да/нет

Вопрос №5

Какие продукты вы предпочитаете? Выбрать три любых указанных в таблице продукта  или блюда. (Подчеркните).

Кефир, творог, йогурт фрукты овощной салат каша суп, рассольник, щи компот из сухофруктов чипсы, сухарики конфеты, пирожные мороженое жареная картошка колбаса, сосиски беляши,  чебуреки чай, кофе лимонад.

Правила здорового питания для школьников

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения построены по принципу светофора:

Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.

Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

Правило первое: завтрак должен быть обязательно! Забудьте о хлопьях с молоком или соком, лучше потратить на 2 минуты больше времени, но сделать 2 бутерброда из цельнозернового хлеба с сыром, зеленью, творогом или курицей. Белка хватит до самого обеда.

Правило второе: в школу надо взять с собой маленькую бутылку минералки и пару яблок или банан. Калий, содержащийся в банане, прекрасно снимает усталость. Это весьма кстати для тех школьников, которые вечером засиделись перед компьютером и, разумеется, не выспались.

Третье правило: если в школе не предусмотрено питание для детей, то можно дать ребенку с собой бутерброд. Заверните его в фольгу, чтобы избежать крошек среди листов учебников и тетрадей.

Правило четвертое: для школьников младших классов: пользуйтесь тем, что государство предоставляет вам молоко, выпивайте его. Кальций для детских зубов и косточек – то, что доктор прописал!

Правило пятое: в школьном буфете можно купить сок, пирожок или булочку, но точно не чипсы, газировку или картофель фри. Насытиться этими вещами вы не насытитесь, но аппетит вам они разыграют.

Правило шестое: перекусы не так плохи, как может показаться. Только вот перекусывать надо с умом. Шоколадка, конечно, придаст вам энергии, но лишь на короткое время, да и пользы от нее будет гораздо меньше, чем вреда. А вот большое яблоко в качестве перекуса куда уместнее.

Правило седьмое: связанное не с тем, что есть, а с тем, как есть: не ешьте на бегу. Сядьте в школьной столовой за стол и потратьте на завтрак время всей перемены. Ну и, конечно, непременно мойте руки перед едой.

Правило восьмое: по возвращении из школы горячий обед обязателен. Это должно стать аксиомой для школьника любого класса.

Правило девятое: не злоупотребляйте полуфабрикатами. Пельмени, можно, приготовить куда проще, чем, скажем, омлет, но по пользе для организма они не сопоставимы. Супы, горячие блюда, гарниры – все это должно присутствовать в рационе школьника.

Правило десятое: обилие овощей и фруктов – непременное условие для здорового питания ученика. Выбирайте плоды по сезону и приучайте ребенка к мысли, что есть их надо обязательно.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

муниципального образования город-курорт Анапа

имени Героя Советского Союза Степана Михайловича Жолоба

“Известно, что единственный путь

к познанию – это деятельность”

Бернард Шоу.

Мастер – класс

                                                     

                                                           

«Анапа - маленький город с большой историей…….»

Автор: Ромшина Алина Сергеевна

Наставник:

Жуйкова Ольга Федоровна

заместитель директора по УМР

учитель географии

г-к . Анапа-2021 год

Введение

В современной мировой экономике большую часть составляет экономика услуг. Среди всего возможного спектра услуг одним из наиболее интересных секторов является туризм. Это синтетическое направление, которое позволяет объединить математические вопросы логистики с гуманитарными вопросами межкультурного взаимодействия.

Россия – огромная страна! В ней много больших и малых городов, поселков и деревень. И у каждого своя история, свои достопримечательности, яркие события и замечательные люди. И кто нам расскажет обо всём этом? Экскурсовод! Профессия мечты!  

В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Деятельность экскурсовода представляет собой работу с применением знаний истории, культуры и географии региона, объектов и достопримечательностей, принципов организации и методики проведения экскурсий, экспозиционных материалов музеев, культурных центров, теории межличностного общения и техники публичных выступлений.

Экскурсовод собирает и изучает исторические материалы и документы, статистические данные, которые содержат сведения об объектах экскурсий. Разрабатывает технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений и ответов на вопросы. Получает информацию о месте и времени прибытия туристов, занимается организацией встречи, протокольными мероприятиями. Выбирает оптимальное место расположения туристической группы для проведения экскурсионных бесед. Читает экскурсионные лекции по культуре и истории, рассказывает о традициях и обычаях региона, знакомит туристов с достопримечательностями. Использует микрофон, усилительные средства при публичных чтениях и выступлениях.

Профессия экскурсовода предполагает собой постоянное общение с людьми, поэтому специалисту необходимо обладать хорошей дикцией и грамотной речью, доброжелательностью, эмоциональной устойчивостью. Экскурсоводу необходимо держать в голове различного рода исторические факты, описания событий. Это подразумевает наличие таких качеств, как творческое мышление, умение анализировать и обобщить свои знания.  

Поэтому мы решили разработать экскурсионный маршрут по нашему городу -курорт Анапа. Создание туристического маршрута, тем более экскурсионно-краеведческой направленности, - явление креативное. Успех такому маршруту будет гарантирован, если оператор хорошо знает местность, её историю и отталкивается от того, что может вызвать интерес у людей. Проект предполагает сбор и систематизацию информации об истории города, местных достопримечательностей, особенностях природы через литературные источники, работу с архивами для составления экскурсионного маршрута и выпуска буклета (рекламного баннера). Причем маршрут должен быть продуманным, действующим, предполагающий наличие и зон отдыха, и экологическую тропу, и исторические места и в то же время быть безопасным с точки зрения правил дорожного движения.

Мастер-класс позволит  учащимся сформировать практические представления о профессии и развенчать миф о профессии «легкого достатка, заключающейся в непринужденном общении с туристами», развить способности к самоконтролю, самореализации, научиться выстраивать межличностные отношения

Учащиеся, успешно справившиеся с прохождением профессиональной пробы, экскурсовода, получают сертификат о прохождении прфпробы.

Возможно, после проведения прфпробы ученики будут больше читать книги на заинтересовавшую тему, искать материалы в Интернете, тем самым, расширяя свой кругозор.

Реализация проекта позволит создать в школе на базе «Точки роста» интерактивную площадку «Город мастеров», которая позволит  проводить на ее базе профессиональные  пробы  по разным профессиям для учащихся  Анапского района.

Историю города - курорта Анапа  мы практически не знаем. Изучая социально-экономическое развитие Анапского  района в области туризма, мы выявили, что в нашем проекте  можно предусмотреть создать  условия для развития туристической деятельности в следующем направлении:

  • Подготовка буклетов – путеводителей
  • Разработка туристических маршрутов

Поэтому считаем наш проект актуальным. Реализация данного проекта позволит учащимся школы и других школ изучить историю своего родного края, а жителям и гостям города-курорта Анапа  получить удовольствие, насладившись красотами нашей природы. Оригинальность нашего проекта в том, что данный маршрут требует минимум материальных ресурсов, наш турпродукт имеет только одну составляющую – маршрут и его программу.

Цель:  формирование в ходе прохождения  профессиональных проб представлений, необходимых для принятия осознанного решения  относительно выбора профессии экскурсовода, , через создание условий, ориентированных на приобретение социального и общекультурного опыта, коммуникативных навыков в профессиональной деятельности.

Задачи:

  •  знакомство с будущей профессией;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать с людьми разных возрастных категорий;
  • повышение ценности предметных знаний как ресурса для получения соответствующего профессионального образования;
  • получение опыта публичного выступления;
  • получение опыта проведения экскурсии;
  • корректировка профессиональных намерений учащихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения;
  • развитие профессионально значимых качеств.

Планируемый образовательный результат:

  • ознакомятся с психологическими особенностями возрастов;
  • получат возможность реально оценить свои коммуникативные навыки, организаторские способности.

Возраст обучающихся: 16 - 23 лет

Оборудование – кабинет проектной деятельности. Компьютер, проектор, ватман .маркеры. скотч. фото объектов

Мастер-класс проводится в три этапа:

  • первый – описание методики подготовки, создание творческой группы наставником и партнерами проекта(студентов колледжа)  к виртуальной интерактивной игровой экскурсии;
  • второй – демонстрация и выполнение участниками мастер-класса дидактических игр и упражнений;
  • третий – подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса

  • Добрый день, уважаемые ребята! Россия – огромная страна! В ней много больших и малых городов, поселков и деревень. И у каждого своя история, свои достопримечательности, яркие события и замечательные люди. И кто нам расскажет обо всём этом? Экскурсовод! Профессия мечты!  
  • Сегодня мы представляем   вашему вниманию мастер-класс «Использование виртуальной экскурсии, как одной из форм работы с учащимися на занятиях туристско-краеведческой деятельности».

Экскурсия особенно на наших школьных занятиях, сопровождают нас всегда. Вместе с тем, не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. Да и сложно в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную тему.

Выход из этого положения мы увидели в создании виртуальных интерактивных экскурсий. Так что же такое виртуальные экскурсии и почему они приобрели такую популярность? Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у участника полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!

Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: (может спросить у зала)

  • Не покидая учебного кабинета, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны.
  • За один урок можно посетить несколько объектов
  • Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
  • Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое.
  • В ходе экскурсии учащиеся не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
  • Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
  • Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.

Школьники делятся на команды: «Специалисты» по направлениям (Составление маршрута экскурсии.  Комплектование «Портфеля экскурсовода. Подготовка материала для экскурсии, описание объекта показа  ). 

Специалисты должны предложить места для посещения, мероприятия, которые следует посетить или маршруты, которые могут подойти для конкретной категории.  

Школьники знакомятся с основами продвижения тур - услуг посредством участия в мастер-классе.  Итак, мы приглашаем вас в виртуальную интерактивную экскурсию. Это приглашение к путешествию по местам моего родного города

Тема выбрана, цель поставлена. В путь!

Обычно экскурсия начинается с подготовки маршрутного листа, который ребята или я готовим заранее.

Маршрутный лист представляет собой обычный лист, ватман с определённым набором заданий.  Так что же такое экскурсия?

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории, культуры в основе, которой лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

У нас сегодня присутствуют студенты Анапского колледжа сферы услуг по направлению «Туризм». Будущие специалисты по туризму познакомят нас с профессиограммой профессии  – экскурсовод. 

Характеристика профессии

Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. Экскурсовод проводит экскурсии по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам, архитектурным сооружениям или садово-парковым ансамблям. Сопровождает        группы        экскурсантов        в поездках. Разрабатывает тематику экскурсий, маршруты, содержание, готовит материалы, составляет тексты, привлекает историко-архивные сведения, научные данные, новейшие сообщения, обновляет методические разработки, готовит информацию специального характера для приведения        к        доступной        форме        изложения.

Экскурсовод должен знать методику подготовки и проведения экскурсий, порядок их проведения и обслуживания        экскурсантов. Работа протекает в условиях высокой коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно, с большим количеством людей. Возможны поездки, в том числе длительные.

Экскурсоводы работают в музеях, выставочных комплексах, экскурсионных бюро, туристических агентствах, фирмах и т. д.

Профессиональные виды деятельности: Деятельность экскурсовода представляет собой работу с применением знаний истории, культуры и географии региона, объектов и достопримечательностей, принципов организации и методики проведения экскурсий, экспозиционных материалов музеев, культурных центров, теории межличностного общения и техники публичных выступлений, а также правил первой медицинской помощи и схемы действий при наступлении чрезвычайных ситуаций.

Современный экскурсовод (гид) должен знать: основные вопросы экскурсионной теории; сущность экскурсии, требования к ней; принципы составления маршрута экскурсии; классификацию экскурсионных объектов; тематику экскурсий; методику подготовки и проведения экскурсий; методические приемы ведения экскурсии.

Экскурсовод (гид) должен уметь: подбирать необходимый материал и составлять контрольный текст экскурсии на определенную тему; составлять технологическую документацию экскурсии; применять методические приемы в ходе проведения экскурсии; составлять текст путевой информации и уметь провести ее; использовать наглядные материалы, включенные в «портфель экскурсовода»; руководить группой туристов (экскурсантов) и т. п.

Индивидуально важные личностные качества

для обладателя этой профессии:

Профессия экскурсовода предполагает собой постоянное общение с людьми, поэтому специалисту необходимо обладать хорошей дикцией и грамотной речью, доброжелательностью, эмоциональной устойчивостью. Экскурсоводу необходимо держать в голове различного рода исторические факты, описания событий. Это подразумевает наличие таких качеств, как творческое мышление, умение анализировать и обобщить свои знания. Экскурсовод как личность должен обладать следующими характерными чертами:        любознательностью, индивидуальностью, ответственностью, активной жизненной позицией. На качество услуги «экскурсия» оказывают влияние также следующие качества: радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность, индивидуальность. Карьерный рост экскурсовода складывается в зависимости от личных качеств и профессионального опыта работы специалиста. Также приветствуется владение иностранными языками. Экскурсовод, который пользуется авторитетом среди туристических групп, будет востребован на рынке труда, а значит будет имеет возможность для построения карьеры в сфере туризма.

Практическая часть

  1. группа работает  с кейсом№1

Составление дорожной карты методической разработки  экскурсии

  1. группа работает  с кейсом №2

 Составление маршрута экскурсии

3.группа работает с кейсом№3

      Комплектование «Портфеля экскурсовода»;

  1. группа работает  с кейсом №4

 Подготовка материала для экскурсии;

Приложение № 1

Группа№1 : Составление   дорожной карты методической разработки  экскурсии

а) Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения её цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести  работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1

№ п./п.

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок  внеклассного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая экскурсия

  • воспитание патриотизма
  • интернациональное воспитание
  • трудовое воспитание
  • эстетическое воспитание
  • экологическое воспитание
  • показ достижений города в экономике страны
  • показ исторической роли города
  • знакомство с творчеством выдающегося архитектора
  • знакомство с особенностями природы края
  • воспитание любви и уважения к родине,
  • расширение кругозора
  • получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

Приложение № 2

Группа №2 Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

  • хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
  • тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.
  • тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

  • показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута
  • наличие доступности объекта
  • переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе
  • наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Приложение № 3

Группа №3 Комплектование «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карты-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:

- необходимость и целесообразность их использования

- познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию,

- сделать показ и рассказ более наглядными и понятными (необычность, выразительность, сохранность)

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карты, схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

Приложение № 4

Группа № 4 Методика подготовки экскурсии

- экскурсовод определяет, что за предмет показывает экскурсантам (исходя из целей экскурсии);

- экскурсовод объявляет, что собой представляет объект (характеристика);

- экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания (справка);

  - экскурсовод говорит о назначении  объекта (цель создания);

- экскурсовод  рассматривает отдельные части объекта (экскурсионный анализ, сравнение);

- экскурсовод   рассказывает о событии, связанном с объектом, его назначение (оценка исторического события);

Сегодня вы стали участниками мастер-класса, в рамках которого мы постарались осветить методику проведения виртуальной интерактивной экскурсии.

Приложение № 5

Техническое задание для первого кейса

Определение целей и задач экскурсии. Подбор объектов.

  1. Определить Цель экскурсии. Примеры целей экскурсии:
  • воспитание патриотизма;
  • интернациональное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • показ достижений города в экономике страны;
  • показ исторической роли города;
  • знакомство с творчеством выдающегося архитектора;
  • знакомство с особенностями природы края
  1. Поставить задачи экскурсии. Задачи зависят от выбранной цели. Например, если наша цель патриотическое воспитание, то к задачам мы отнесем:
  • знакомство экскурсантов с общей историей места;
  • знакомство с выдающимися людьми места;
  • знакомство с достижениями в экономике
  1. Подобрать объекты подходящие под выбранные цели и задачи экскурсии.

Например: для экскурсии с целью ознакомления с природными особенностями Анапы, и задачей рассказать о водных объектах в Анапе. Нам подойдет Кипарисовое озеро.

Приложение № 6

Техническое задание для второго кейса

Построение нитки военно-исторического маршрута

1.Определить последовательность показа объектов.

(Она может быть:

Тематической т.е. зависеть от темы экскурсии;

Хронологической в порядке возрастания или убывания, даты появления объектов, или связанных с ними событий

Тематико-хронологической – смешение двух выше перечисленных)

2.Определить общую протяженность экскурсии и время в пути

3.Указать методы передвижения на участке маршрута (пеший или на транспорте).

Приложение № 7

Техническое задание для третьего кейса

Сбор портфеля экскурсовода

1.Изучив объекты показа в кейсе, подберите к ним наглядные пособия для демонстрации экскурсантам. Это могут быть: фотографии, карты-схемы, репродукции картин, географические карты, аудио записи, геологические образцы, уменьшенные копии, образцы продукции, артефакты.

Все эти материалы должны дополнять речь и служить при необходимости недостающим звеном поясняющим рассказ.

2.Критерии отбора:

  • необходимость и целесообразность;
  • познавательная ценность;
  • необычность;
  • выразительность;
  • сохранность

Приложение № 8

Техническое задание для четвертого кейса

Написание контрольного текста экскурсии

Составить краткую речь к экскурсантам об одном объекте из кейса, по следующему плану:

1. Вступление (начало экскурсии)

2.Основная часть (главная информация об объекте)

3.Заключение (плавный переход к другому объекту)

Приложение № 9

ЛИСТОК УЧАСТНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

Ф.И.О. участника:

Класс:

Наименование профессиональной пробы: экскурсовод

О чём узнал?

Что заинтересовало?

Какую получил практику?

.

Оправдались ожидания или нет?

Какой этап профессиональной пробы понравился больше всего? (теория, практика)

Что ещё хочется узнать или попробовать на практике в данном направлении деятельности?

.