Методическая копилка

Жуйкова Ольга Фёдоровна

В своей работе опираюсь на личностно ориентированный подход к образованию. Всю работу направляю на создание личности выпускника школы, который умел бы организовывать собственную деятельность для решения поставленной учебной задачи; владел бы навыком самоанализа собственной деятельности; имел бы сознательное отношение к собственному здоровью; умел бы работать со справочной литературой; обладал бы умением строить отношения с взрослыми, сверстниками.

Для этого на своих уроках применяю различные средства, методы и приёмы, которые способствуют развитию ребёнка, помогают лучше усвоить учебный материал. На уроках стараюсь применять разные формы работы: коллективные, индивидуальные, работа в парах. Использую такие приёмы работы, как создание ситуации успеха; использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации; создание проблемной ситуации; соревновательных и игровых моментов; подводящий диалог; самооценка; рефлексия.

При организации деятельности учащихся на уроках я внедряю деятельностный тип обучения, элементы новых технологий, использую интерактивное оборудование, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), что позволяет не только лучше усвоить большой объём информации, но и активно задействовать учеников, а учебный процесс сделать более ярким, доступным, информативно насыщенным, интересным.

Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Жуйковой Ольги Федоровны – учителя географии и проектной деятельности  МБОУ СОШ №11 г-к Анапа

Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению»

Предмет: проектная деятельность

Цель:  создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды, разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Задачи:

  • транслировать  свой опыт  проектной деятельности путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместно отработать методические подходы и приемы решения поставленной проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития  и совершенствования.

Структура проведения мастер–класса.

Актуальный вопрос сегодняшнего  дня – внедрение новых ФГОС. Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся. Позиция учителя должна быть следующей:  к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся  должны стать результатом их собственных поисков.  Позиция ученика:  за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Достичь этих целей можно, используя  метод проектов. 
Проектная технология - современная образовательная технология: «обучение в деятельности,  сотрудничестве,   поиске, исследовании».  Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения,  добиваться определенного результата, приобретать  знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли  (лидера, исполнителя, посредника)  

Данное практическое занятие можно организовать как учащимися 5-6 классов, так и с педагогами, осваивающими проектную технологию.

Практическое занятие.

Учитель предлагает учащимся интерпретировать притчу.

Задание участникам:

  • Как можно разрешить данную ситуацию?
  • Какие вопросы могут возникнуть?
  • Что я лично могу сделать?
  • Чем мне необходимо владеть для разрешения ситуации?  

Притча про слона

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый.

На этом этапе учебного занятия организуется диалог, во время которого происходит преодоление  проблемной ситуации на актуальном уровне развития детей. В диалоге происходит проявление личной позиции учащихся по отношению к притче и выявление дефецитов для практического решения. Учитель фиксирует мнения детей.  

  1. Следующий этап  мастер-класса- определить образ проблемы.  Демонстрация слайда (четыре рисунка: желе, снежинка, мозаика, олимпийские кольца). Задания для педагогов: что может объединять эти рисунки?Определение образа проблемы позволяют фиксировать многогранность проблем.
  2. Работа в группах. Педагогам предложено разбиться на четыре группы. Группа получает раздаточный материал. Каждая группа через образ проблемы формулирует определение проблемы и фиксирует это в таблице.

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!

Способы решения:

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.

Проблемы, похожие на многослойное желе

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?

Способы решения:

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т.д.) растения.

5. Приготовить удобрения.

Проблемы, похожие на снежинку

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование учебного кабинета.

Способы решения:

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа учащихся нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления кабинета, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам

Проблема:

сбор металлолома

 

Способ решения: нужно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому.

На данном этапе происходит практическая работа с понятием «образ проблемы», понимание данного образа и представление примера. Групповая работа на этом этапе позволяет структурировать знания с понятием «проблема», на практике примененить новые знания, вступать в новые формы коммуникации.

  1. Выполнение задания в парах. Педагог предлагает примеры проблемных ситуаций. Участники мастер-класса определяют по описанию проблемной ситуации вид проблемы.

 п/п

Проблемная ситуация

Название проблемы

1.

Ученики 9-го класса решили поставить всем классом спектакль к Новому году. Решить-то они решили, а как это самим сделать — не знают. Как же им действовать в этой ситуации?

2.

Группа учеников 6-го класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях, об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций.... Как все это прочитать? Что делать?!

3.

Один ученик готовился дома к уроку по истории. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «четверку». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «четверку», а не «пятерку»

4.

На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?

5.

Ученик 5-го класса очень заинтересовался возможностью выступить с интересной лекцией перед младшими школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению?

На этом этапе  закрепляются образ и проявления проблем.  

  1. Заключительный этап занятия.  Индивидуальная  работа. Проверь себя! Приведите пример проблемы и укажите способ ее решения.

№ п/п

Название проблемы

Проблемная ситуация

Способ решения

1.

Проблема, похожая на мозаику

2.

Проблема, похожая на многослойное желе

3.

Проблема, похожая на снежинку

4.

Проблема, похожая на олимпийские кольца

  1. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности. Самооценка деятельности.

  1. Результаты:
  • Умение моделировать учебное занятие в режиме проектной технологии.
  •  Проявление нового уровня индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.


Предварительный просмотр:

Тема урока

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой

Ф.И. О______________________________  Класс ____________________

Задание.1 Выпишите данные по состоянию погоды за 2 дня. Укажите сходства и различия. Назовите главный признак погоды.

дата

облачность

(%)

температура (t°С)

атм. давление (мм. рт. ст.)

ветер

влажность воздуха

(%)

направление

скорость (м/сек)

Закончи предложение: Главный признак погоды -

С помощью каких приборов измеряют значение разных элементов погоды?

Задание. Используя материал учебника 28 и дополнительные источники информации и план характеристики, составить описание метеорологического прибора и представить его классу.

План описания прибора:

1.1. История изобретения

__________________________________________________________________

1.2. Какие элементы погоды им измеряют?

__________________________________________________________________

1.3. Единицы измерения данного элемента погоды. __________________________________________________________________

Задание№2 Познакомьтесь с устройством метеорологических приборов. Снимите с них показания. Занесите результаты в таблицу.

Показания метеорологических приборов.

дата

облачность

температура (t°С)

атм. давление (мм. рт. ст.)

ветер

влажность воздуха

(%)

направление

скорость (м/сек)

Задание№3 Познакомьтесь с условными обозначениями элементов погоды в приложениях учебника и запишите ими следующую характеристику погоды: температура воздуха +20 °С, ветер северо-западный, туман, дождь, облачность 10 баллов.

температура

(t°С)

ветер

явления

атм. осадки

облачность


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

        

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По организации игр и викторин по Правилам дорожного движения

(девять программ-игр)

Автор: Жуйкова О.Ф.

учитель географии

Член РГО Краснодарского края

        

353411, Краснодарский край, Анапский район,

 село Супсех, переулок Парковый,20

Тел/факс.8-86133-29444

Е-mail: o.zuikowa1966@yandex.ru

Тел. 89385033614

г. Анапа -2023 год

Данное методическое пособие представляет собой девять программ игр по правилам дорожного движения, которые формируют навыки, обогащают пассивный и активный словарь ребенка, расширяя тем самым его кругозор, помогают младшему школьнику, в первую очередь, решить его личностные проблемы. Занимаясь в группах со сверстниками, дети получают информацию, которая помогает им преодолевать страхи, связанные с ситуациями, травмирующими психику (ДТП, поведение на дороге, во дворе, в транспорте). Другими словами, чем больше у ребенка будет знаний, тем меньше у него будет возникать страхов, и тем адекватнее он будет реагировать на травмирующую ситуацию. Тем самым, ребенок уже надеется на себя, сам отвечает за свое поведение, за умение владеть ситуацией, не надеясь на взрослого, а значит, поведение ребенка становится произвольным, развивается чувство самоконтроля, самосознание ребенка поднимается на более высокий уровень.

Но надо заметить, что данная программа направлена не только на преодоление личностных проблем у детей, но и на их интеллектуальное развитие. Круг занятий рассчитан таким образом, чтобы были задействованы все психические процессы.

Занятия не только развивают мышление, восприятие и другие психические процессы, но и способствуют проявлению творчества. Ребенок сам моделирует проблемные ситуации и пути выхода из них, в игровой форме выполняет предложенные задания. Конкретные знания в одной ситуации ребенок может переносить на другие, подобные ей, самостоятельно, без помощи взрослых.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать соответствующий вывод: трагические случаи с детьми на улице подтверждают, что данную проблему ребенку одному без взрослых не решить. Без определенной информации ребенок не осуществляет самоконтроль, надеясь на взрослых, стечение обстоятельств. Выходом из этой ситуации может быть только система формирования у детей навыков безопасного поведения на улице.

НАВЫКИ

Курс занятий направлен на формирование специальных навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста.

  1. Навык переключения на улицу. Подходя к концу тротуара, к поребрику, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях.
  2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения ив улице. Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  3. Навык переключения на самоконтроль. Умение следить за своим поведением формируется каждодневной тренировкой под руководством взрослых.
  4. Навык предвидения опасности. Ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности проводятся, находясь в зоне пешеходного перехода или на специально оборудованной площадке.

Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору улиц воспринимался ребенком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности. Следует выработать условный рефлекс «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы».

Внимание детей обращается на обманчивость и опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные улицы: не видя транспортных средств и не слыша их шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев её, интуитивно предполагая, что улица пуста.

  1. Навык наблюдения. Тренировать ребенка в постоянном наблюдении за ситуацией на улице, т.к. обстановка на дороге может резко меняться. Подойдя к поребрику, прежде чем перейти проезжую часть, необходимо остановиться, прислушаться, посмотреть налево, направо и снова налево, убедиться в безопасности и только тогда начинать переход дороги. Идти нужно быстрым шагом, но не бегом. Дойдя до середины дороги, надо осмотреться, если нет машин, то закончить переход. Навык перехода проезжей части (алгоритм) необходимо довести до автоматизма. Особенно внимательно ребенок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить движущийся транспорт.

Надеемся, что использование данного пособия в обучении детей в школах и дошкольных учреждениях, поможет им приобрести тот минимум знаний, которого требует современная дорога.

ДЕВЯТЬ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ИГР ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Цель предлагаемых программ - помочь провести час игры во дворе, на площадке, в просторном зале, коридоре, в небольшой, но свободной от мебели комнате или в классе.

Эти программы примерные. Они могут сокращаться, дополняться. Следует также иметь в виду, что любые комнатные игры при благоприятных погодных условиях можно проводить на воздухе. Это всегда полезно для здоровья детей.

В наших программах игры не повторяются. Это следует учесть. Поэтому, когда дети усвоят несколько новых игр, надо их повторять, чередуя с другими, известными ранее, а не переходить сразу к новым программам. Полюбившиеся игры можно и нужно повторять многократно.

Составляя программы игр, мы старались предлагать первой сравнительно простую игру, которая поможет вовлечь всех детей в активную деятельность, создать веселое, бодрое настроение. За ней следуют игры с более сложными правилами. Подвижные игры чередуются с малоподвижными, шуточными, играми на внимание, комическими соревнованиями.

Итак, готовьтесь к играм, они помогут Вам в пропаганде Правил дорожного движения.

ВО ДВОРЕ, НА ПЛОЩАДКЕ

Первая программа

1. Зажгли свет.

Играющие становятся в круг на расстоянии одного — двух шагов друг от друга. Они рассчитываются на «первый- второй». Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Выбираются капитаны команд, они должны стоять рядом. Капитаны получают по три мяча: красного, желтого и зеленого цвета, и по сигналу перебрасывают один мяч ближайшему игроку своей команды. Те в свою очередь перебрасывают мяч дальше игрокам своей команды.

Когда мяч дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх - зажжен первый свет, капитан передает второй мяч. Выигрывает команда, которая зажжет все три света.

2.        Удочка.

Для игры нужна веревочка длиной 3—4 м. К одному концу веревки привязывается небольшой (величиной в кулак) мешочек с песком. Играющие становятся в круг. Руководитель находится внутри круга. Он держит в руках свободный конец веревки и, вращая ее, старается задеть мешочком кого-либо из ребят, стоящих в кругу. Играющие подпрыгивают, пропуская мешочек под ногами. Тот, кого мешочек заденет два раза или три раза (смотря по условиям), выходит из игры. Возвращаться в круг можно только после того, как он вспомнит пословицу или поговорку по теме «Дорога» или «Безопасность движения». Внимание! Повторять пословицы два раза нельзя.

3.        Передай донесение.

Играющие делятся на две команды. На сцену сначала выходит одна команда, все строятся в одну шеренгу на расстоянии трех шагов друг от друга. Руководитель говорит тихо капитану термин или дорожный знак, и тот передает жестами информацию следующему участнику и так далее, пока последний не получит донесение. Выигрывает команда, если она правильно передала текст. Команда-соперница следит, чтобы термин не говорили, а сами имеют возможность заработать 1 балл за перехват донесения.

4.        Гонка с мячом по кругу.

Играют 18—20 человек, они становятся в две шеренги на расстоянии вытянутых рук. Впереди команд на расстоянии 10 метров ставятся два стула. Руководитель дает в руки капитанам команд мячи, те громко говорят пословицу (или поговорку) на тему «Дорога», а затем бегут с мячом до стула, обегают его и бросают мяч следующему участнику, а сами становятся в конце колонны. Получив в руки мяч, участник говорит пословицу или поговорку. Побеждает команда, которая быстрее закончит соревнование и не повторится в пословицах.

Вторая программа

5.        Быстрая зебра.

Играющие делятся на две команды и становятся шеренгами одна против другой на расстоянии 20—25 метров, перед каждой шеренгой проводится черта. По очереди каждая команда высылает к противнику по одному из своих игроков. Каждый игрок второй команды должен при этом вытянуть правую руку вперед. Подошедший ударит по руке три раза одного. Тот, до кого дотронулись, должен догнать и запятнать противника. Если ему это удалось, он задает вопрос.

6.        Бег сороконожек.

Играющие делятся на две-три команды по 10—12 человек. Каждая команда получает длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся соответственно правой или левой рукой. По сигналу команды бегут к финишу (дистанция в 30—40 метров), все время, держась за веревку. Выигрывает команда, прибежавшая к финишу первой, при условии:

  • если ни один из ее участников не бросил веревки;
  • прошел дистанцию, не нарушив дорожных знаков и разметки.

Примечание: Дистанция 30—40 метров, при разметке дистанции применяются дорожная разметка и знаки.

7.        Красный, желтый, зеленый.

Играющие рассчитываются в три колонки. Первые номера-красные, вторые — желтые, третьи — зеленые. Каждая тройка (красный, желтый, зеленый) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель поднимает жезл и показывает сигнал светофора, дублируя свистком. Те, к кому относится сигнал (или красные, или желтые, или зеленые) должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он не сумеет это сделать, то он становится красным, а оставшийся без места — водящим. По команде «Желтый» или «Зеленый» меняются местами другие игроки.

В разгар игры можно подать команду «Желтый», «Красный», «Зеленый!», тогда все игроки должны поменяться местами.

8.        Дорожные знаки.

(запрещающие, предписывающие, приоритета, предупреждающие).

Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «запрещающие, предупреждающие, предписывающие, приоритета» — и считает до 5.Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) дорожные знаки названной группы.

Кто не успел дать ответ — выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

В ЗАЛЕ, КОРИДОРЕ

Третья программа

9.        Три движения.

Пусть каждый запомнит три движения и цвет светофора, который им соответствует — говорит руководитель. Красный: руки опущены, я стою к вам лицом. Желтый - жди, поднимает вверх. Зеленый: руки вытянуты в стороны, я к вам повернулся правым или левым боком.

Руководитель показывает движения, все повторяют их за ним два-три раза, чтобы запомнить цвет светофора. Затем начинается игра. Руководитель показывает одно движение, называя при этом другой цвет светофора. Играющие должны проделывать те движения, которые соответствуют цвету светофора, а не те, которые показывает руководитель. 

10.        Запомни знаки.

Подберите несколько знакомых ребятам дорожных знаков. Нарисуйте их на отдельных листках бумаги и приколите каждому из играющих на спине один из листков. Никто не должен знать, у кого какой знак приколот. Затем объявите, что по сигналу все ребята разойдутся по комнате и в течение трех минут каждый постарается узнать и запомнить как можно больше дорожных знаков. Трудность состоит в том, что каждому надо поглядеть знаки на спине у других, но в то же время не показать своего знака. Надо предупредить ребят о том, что во время игры нельзя стоять на месте, прислоняться спиной к стене, задерживать ребят руками, необходимо непрерывно двигаться и одновременно изворачиваться, чтобы скрыть свой знак.

Через три минуты подается второй сигнал, играющие становятся спиной к стене. Каждому дают бумагу и карандаш и предлагают записать название всех дорожных знаков, которые он успел подглядеть.

Выигрывает тот, кто записал больше дорожных знаков и при этом сумел утаить свой.

11.        Красный - зеленый.

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель договаривается с детьми, что если он скажет «красный» — все должны подняться на носки и поднять вверх правую руку. Если он скажет «зеленый»  - все должны вытянуть руки в сторону и повернуться налево. Сначала руководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. Потом, проводя игру, руководитель может время от времени показывать движения невпопад, кто ошибается, получает штрафное очко.

12.        Повтори-ка.

Один из играющих называет какой-нибудь дорожный знак определенной группы. Допустим «Въезд запрещен». Следующий повторяет: «Въезд запрещен» и от себя добавляет название другого знака этой группы: «Движение запрещено», третий добавляет: «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и прибавляет: «Поворот направо запрещен». И так каждый следующий игрок перечисляет все названные ранее дорожные знаки, прибавляет от себя новый знак.

Если кто-то не сумеет повторить название всех дорожных знаков или перепутает их порядок, он выбывает из игры. Побеждает тот, у кого лучше память.

Четвертая программа

13.Светофор

Две команды по 12—15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красного и зеленого цветов).

Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения, переходить проезжую часть только в установленных местах, где надпись «переход», сначала поглядеть налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться... (опасно).

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь... (открыт).

Желтый свет — предупрежденье,

Жди сигнала для... (движенья).

Затем руководитель объясняет правила игры:

- когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте  (начинать надо с левой ноги), когда желтый - хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры остается больше участников.

14.        Пантомима.

1.        Вызывают двух играющих. Они становятся лицом к зрителям, но друг друга видеть не должны (разделить их можно ширмой).Играющие одновременно движениями, мимикой изображают то, что предлагает им руководитель. Зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить играющим изобразить:

1) юного инспектора движения, который дежурит на посту в сильный мороз;

2} нарушителя правил дорожного движения;

3) юного инспектора движения, читающего нотацию нарушителю ПДД.

Хорошо бы это проводить под музыку.

2.        Можно читать вслух стихи или басню (подбирать такие, где много действий)   и  предложить  играющим  иллюстрировать их своими движениями.

15.        Успей передать донесение.

Играющие делятся на две команды по 10—15 человек. Команды выстраиваются в две колонны. Руководитель тихо каждому участнику говорит одно слово из предложения. По сигналу руководителя первый участник каждой команды оборачивается к следующему члену команды, говорит свое слово, тот оборачивается к следующему и так далее. Говорить слово можно только один раз. Последний из команды, получив донесение, подбегает к руководителю и докладывает.

Примерные фразы для передачи:

  «Этих правил только три - Стой! Внимание! Иди!»;

16.        Передай жезл.

Играющие выстраиваются в круг. Руководитель передает жезл регулировщика играющему, который стоит слева от того, тот передает следующему. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, затем переложить в левую руку, а потом подать левой рукой другому участнику. Передача жезла идет под музыку, как только музыка обрывается, передачу прекращают, и тот, у кого в руках окажется жезл, должен сказать пословицу на дорожную тему. Если он не вспомнил или повторил ранее звучавшую, то выбывает из игры. Побеждает тот, кто знает больше пословиц и поговорок на тему «дорога».

В  НЕБОЛЬШОМ  ПОМЕЩЕНИИ

Пятая программа

17. Назови шестой знак.

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо: «Назови шестое», и перечисляет, например, пять дорожных знаков приоритета (или запрещающих, или предупреждающих или предписывающих и т. д.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен быстро добавить еще один знак, не повторяя перечисленных прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет - водящий остается прежний.

18. Дорожная эстафета.

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на расстоянии 5 метров стоят столы, на которых лежат дорожные знаки. По команде руководителя первые номера прыгают на одной ноге до столов, выбирают по одному дорожному знаку соответствующей группы. Выигрывает команда, которая быстрее другой закончит игру и правильно выложит все знаки.

19. Собери дорожные знаки.

Двум командам дается задание собрать из отдельных кусочков по пять дорожных знаков. Выигрывают те, кто быстрее и правильно сложит знаки.

20. Кому достанется шар.

На табуретку необходимо положить шар. По обе стороны табуретки на расстоянии 8—10 шагов от нее становятся двое играющих, лицом друг к другу. По сигналу они опускаются на корточки и начинают говорить пословицы и поговорки на тему «дорога». Основное условие: поговорка — шаг, другая - следующий шаг. Повторяться нельзя! Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до шара, и кто больше знает пословиц и поговорок.

Шестая программа

21.        Поединок силачей.

Вызываются два человека. Их задача: отжаться как можно больше раз. Основное условие: отжался один раз - вспомни пословицу на тему «дорога». Выигрывает тот, кто отжался больше раз и сказал больше пословиц и поговорок.

22.        Поединок на свистках.

В этой игре участвуют две команды. Каждая из своих рядов выделяет по одному человеку. Руководитель тихо говорит каждому из них название песни, а тот исполняет ее на свистке. Команда должна угадать исполненную песню.

23.        Песни о дороге.

В игре принимают участие две команды. Они по очереди запевают песни на тему «дорога». Выигрывает та команда, которая знает больше песен.

24.        Посмотри и запомни.

На столе в беспорядке разложены дорожные знаки. За 3 минуты ребята должны запомнить, какие знаки и в какой последовательности лежат на столе. Выигрывают те, у кого лучше память.

В КЛАССНОЙ КОМНАТЕ

Седьмая программа

25. Три сигнала.

Играющие делятся на три команды. Договариваются, что по сигналу (свисток, правая рука поднята вверх) должна поднять руки вверх первая команда, по другому (два свистка, руки вытянуты в стороны) - вторая, по третьему (один длинный свисток, руки опущены) — третья. За каждую ошибку дается штрафное очко. Выигрывает команда с меньшим числом проигранных очков.

26.        Подарки.

Играющие садятся полукругом и выбирают водящего, затем предлагают ему ненадолго выйти. Каждый играющий готовит себе подарок: дорожный знак (рисунок). Зовут водящего. Он обходит всех и старается запомнить, у кого какой предмет. Опять зовут водящего и предлагают ему раздать знаки, кому какой хотелось. Если водящий раздаст правильно знаки, выбирают нового водящего: если ошибется - то проводит игру сначала.

27.        Что изменилось?

На столе раскладывают 10—15 открыток с марками автомобилей (или рисунки дорожных знаков). Играющим предлагается в течение 1—2 минут запомнить расположение открыток (рисунков), затем все поворачиваются, а ведущий меняет расположение нескольких открыток. Когда все посмотрят вторично, предлагается сказать, какие были сделаны перемещения.

28.        Задуманные знаки.

Одного из играющих просят выйти. Остальные задумывают дорожные знаки. По знаку ведущего все должны произнести название знаков одновременно. Проводят репетицию вполголоса. Потом приглашают вышедшего. По знаку ведущего все произносят свои слова один раз, затем еще, и так четыре—пять раз. Водящий должен назвать как можно больше услышанных им знаков.

Восьмая программа

29. Придумай рисунок.

Руководитель рисует на доске 4 геометрические фигуры, например: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Затем он предлагает всем ученикам повторить их у себя в тетрадках, после чего говорит: «Подумайте, что можно дорисовать в каждой из этих фигур, чтобы превратить в дорожный знак. Сначала нарисуйте все в своих тетрадках, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с задачей, а также расскажут о тех дорожных знаках, которые они нарисовали».

30.        Рисование вслепую.

Руководитель вызывает кого-либо из желающих к доске и спрашивает, умеет ли он хоть немного рисовать. Получив утвердительный ответ, руководитель завязывает двум участникам глаза и предлагает каждому отдельно нарисовать на доске светофор... Получаются разнообразные рисунки. Эта игра проходит, как правило, весело и живо.

31.        Веселый светофор.

Участники игры сидят в классе за партами как обычно. Каждый ряд - отдельная команда. Для игры нужно иметь несколько детских воздушных шаров (и несколько запасных). Команды двух крайних рядов получают по два шара (один красного, другие зеленого цвета), а сидящие в среднем ряду - два желтых, по сигналу руководителя все стараются свои шары легкими ударами ладоней перебросить другой команде. Если у какой-нибудь команды, даже на короткое время окажутся одновременно три шара, руководитель дает свисток, останавливает игру, и этой команде назначается штрафное задание: составить частушку или стихотворение о светофоре. Чтобы усложнить игру, в шары перед тем, как их надуть, можно добавить по несколько капель воды, траектория полета шара изменится.

Девятая программа

«У нас сегодня пять уроков»

(1—3 классов)

Уроками в этой игре называются соревнования, состоящие из ряда веселых заданий. В них принимают участие две-три команды. Уроки длятся 15 минут.

Урок русского языка.

На столе против каждой команды в беспорядке лежат таблички с буквами П,Р, О, С, И, М, В,А, С, М, Ы, У, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь, Н, О, —,  Н,А, Д,О, Р,О, Г, Е, Б, У, Д,Ь,Т, Е, Б,Д,И,Т,Е,Л,Ь,Н,Ы,  восклицательный знак.

Играющие по очереди подходят к столу, быстро выбирают таблички, передают ее следующему игроку, который бежит к стенду и вешает ее на гвозди верхней планки. Так продолжается до тех пор, пока из букв не складываются слова « Просим вас мы убедительно –
на дороге будьте бдительны!»

 Побеждает команда, которая раньше справится с этой задачей.

Урок истории.

На этом уроке руководитель готовит викторину для ребят по истории ПДД и отечественного автомототранспорта.

Примерные вопросы:

1. Где и когда появился первый светофор?

  1. Где и когда произошло первое дорожно-транспортное
    происшествие?
  2. Когда в нашей стране были приняты первые Правила
    дорожного движения?

Урок труда.

На столе напротив каждой команды лежат: клей, ножницы, цветная бумага, картон. Нужно сделать из этих материалов светофор. Выигрывает та команда, которая сделает быстро и красиво.

Урок рисования.

Задание № 1.

Каждая команда на местах для рисования рисует фантастические проекты машин XXI века. Затем идет защита проектов. 

Задание № 2.

На листе бумаги размером 60X40 см ребята рисуют перекресток (который находится в микрорайоне школы), красными красками помечается опасное место на нем, а зелеными черточками обозначаются места перехода.

Урок чтения.

Задания подбираются руководителем. Стихи на тему правил дорожного движения. На уроке стихи раздаются ребятам, они репетируют и читают вслух по очереди. Если есть возможность, то можно читать их по слогам или инсценировать. Побеждают те, кто лучше прочтет стихотворение.