Внеурочная деятельность по предмету

Жуйкова Ольга Фёдоровна

Внеурочная деятельность по географии в 5-9 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добро пожаловать в программу «Исследователи природы»! Вам мы предлагаем исследовать наш Школьный двор и совершить «Путешествие по зеленой ветке».

Анкета «Исследование растительности школьного двора»

Имя. Фамилия. _______________________________                        

        

1.Много ли на вашей экологической тропе:

□        газонов без деревьев        □ урн для сбора мусора

□        тропинок        □ дорожек, посыпанных гравием

2.Когда вы смотрите во все стороны с вашей площадки, можете ли вы увидеть весь школьный двор:

□        да        □                нет

3.Напоминает ли вам ваш школьный двор лес:

□        да        □                нет

4. Есть ли газоны на Школьном дворе:

□        да        □                нет

5.Есть ли естественный луг на вашей школьной площадке:

□        да        □                нет

6.Есть ли кусты на вашей площадке:

□        да        □                нет

7.Есть ли деревья на вашей школьной площадке:

□        да        □                нет

 8.Какие деревья есть на вашей школьной площадке:

 □ Листопадные         □ хвойные

Сосчитайте, сколько видов и экземпляров листопадных и хвойных деревьев вы можете найти на своей площадке для исследований.

Листопадных___        видов. ___экземпляров.

Хвойных        ____видов.        ____экземпляров.

9.Достигает ли поверхности земли солнечный свет на вашей школьной площадке для исследований:

□        да        □                нет

10.Можете ли вы увидеть воду на вашей площадке:

□        да         □           нет

11. Где эта вода:

□ в ручье              □ в пруде        

□в лужах        □ в канаве

МОЕ ДЕРЕВО

Выберите самое привлекательное для вас дерево на вашей школьной площадке. Теперь это дерево для ваших исследований. Запишите здесь все результаты ваших наблюдений.

I. А. Посмотрите на дерево и выберите правильный ответ.

а). Что вы видите на дереве:

   □ листья           □ иголки

б). Какую форму имеют листья или иголки? Зарисуйте, пожалуйста.

в). Имеет ли дерево:

□        много веток        □ не так много

г). Толстое ли ваше дерево:

□        да         □           нет

д). Какова высота вашего дерева:

□        как ваш учитель □ как ваш дом □ как многоэтажный дом

е). Измерьте ствол вашего дерева. Для этого вам нужно попросить сантиметровую ленту. Подойдите к дереву, приложите ленту к стволу на уровне ваших глаз и, прижимая ленту к стволу, обойдите дерево. Посмотрите на цифры на сантиметровой ленте, когда вернётесь к тому месту, с которого начинали обход дерева.

Обхват ствола___________        см.

ж). Отойдите от дерева на несколько шагов и изучите форму его кроны. Зарисуйте.

з). Отметьте на рисунке самую широкую часть кроны. Обратите внимание, что разные деревья имеют разный размер и форму кроны.

и). Где расположена самая широкая часть вашего дерева:

□в верхней части дерева        □ в середине дерева □ в нижней части дерева

к). На ваш взгляд, сколько лет вашему дереву:

□        молодое        □ среднего возраста        □ старое

II. Б. Моё дерево                __________________________________________.

1.Как называется ваше дерево? Если вы не можете определить это сами, возьмите несколько листьев или иголок и обратитесь за помощью к консультанту.

2.Закройте глаза и дотроньтесь до ствола рукой. Какой он на ощупь:

□        гладкий □ изрезанный □ шероховатый □ Какой-то иной, опишите

3.Есть ли грибы на дереве:

□        много        □ мало        □ совсем нет

4.Пахнет ли ствол дерева

□        да        □ нет

5.Закройте глаза и понюхайте дерево. Какой запах вы ощутили:

□        приятный, хороший        □ нежный, мягкий

□        неприятный, плохой        □ сладкий

□        горьковатый        □ сырой почвы

□        что-то иное, что        

6.Исследуйте ствол дерева невооруженным глазом и с помощью лупы. Зарисуйте.

а). есть ли лишайники на стволе:

□        да        □ нет

б). есть ли мох на стволе:

□        да        □ нет

в). какие цвета вы обнаружили на стволе вашего дерева? Изобразите все цвета, которые вы увидели на стволе                                

7.        Дайте вашему дереву понравившееся имя.

Моё дерево зовут_______________________________________________.

3. Что необходимо дереву для жизни. Потребности дерева.

Используя предложенный метод, вы легко определите, на какой почве растёт ваше дерево. Сырая почва или сухая.

а) Сделайте около вашего дерева ямку глубиной 10 см. Положите на дно

ямки кусочек бумаги или просто приложите вашу ладонь. Осталась ли ваша ладонь или кусочек бумаги сухой или стала влажной?

Моё дерево растёт на:

□        влажной почве        □ сухой почве

б) Много ли вокруг вашего дерева других деревьев? Растёт оно в тени или на солнечном месте:

□        дерево растёт в тени        □ дерево растет на солнечном месте

2.        Изучите ствол и ветви вашего дерева и поищите животных. Кого вы нашли

□        птиц        □ собаку

□        насекомых        □ бабочку

□        червей        □ кота

□        кого-то ещё, кого                

а) Положите несколько травинок в баночку и запустите туда же пять беспозвоночных животных. Вынимайте их одного за другим на лист белой бумаги и исследуйте с помощью лупы. Что вы обнаружили?

б) Подумайте, почему дерево так важно для животных? __________        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красная книга Краснодарского края

Слайд 2

1984г. – создана Красная книга Кубани. В Красной книге Краснодарского края приведена информация по морфологии, распространению, биологии, экологии, угрозе исчезновения и меры охраны 353 видов животных и 386 видов растений и грибов, включенных в «Перечень таксонов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Краснодарского края».

Слайд 3

животное средних размеров и коротким туловищем и высокими ногами. Хвост короткий. Мех грубый, низкий, рыжего цвета с ярким рисунком из черных пятен и полосок. Типичный обитатель глухих лесов. Охотится в сумерках и ночью. Питается грызунами, зайцами, нападает на косуль. Встречается в горных районах, в Кавказском заповеднике. РЫСЬ КАВКАЗСКАЯ

Слайд 4

Крупный орел, однотонной темно-бурой окраски,. Откладка яиц в конце марта – начале апреля. В кладке 2 яйца, которые птицы насиживают до конца июля. Основу питания составляют горные куриные: кавказский улар, кавказский тетерев. Нередко кормится падалью. В Краснодарском крае встречается в горных районах Главного Кавказского и Передового хребтов, на территории Кавказского государственного биосферного заповедника БЕРКУТ

Слайд 5

крупная, до 3 кг птица, черного цвета, с белым брюхом, красным клювом и лапами. Гнезда строит на скалах, или на деревьях. Обитает в равнинных низкогорных лесах юго-восточной части края, у побережий Азовского и Черного морей. Питается земноводными, рыбами, мелкими млекопитающими. Является исчезающим видом. ЧЁРНЫЙ АИСТ

Слайд 6

Окраска тела коричневато-черная. Длина тела от 30 до 83мм. Обитает в равнинной части в смешанных лесах гор. После откладки яиц большинство жуков отмирают. Питаются соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. Жук-олень находится под угрозой исчезновения. Необходимо сохранять места обитания, уменьшить вырубку лесов . ЖУК - ОЛЕНЬ

Слайд 7

среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький. Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в свои подземные кладовые десятки, а то и сотни задушенных мышей. Но потом почти никогда их не съедает, так как любит все свеженькое. ЛАСКА

Слайд 8

самое крупное животное в нашей стране. Его вес около 900 кг., с длиной тела до 3,5 метров, а высота до 2 м. Зубр покрыт бурой шерстью, легко лазает по горам, ощипывая траву, или забирается в самые глухие места чащи, объедая кору деревьев. В рацион зубра входит более 500 растений (злаки, бобовые, папоротники). Зимой доминирует ежевика. Круглогодично поедает веточный корм. За сутки съедает до 40 кг. корма. ЗУБР

Слайд 9

передние крылья темно-бурые с двумя поперечными полосами и желтоватым опылением. Задние крылья охристо-желтые с двумя черными поперечными полосами. Грудь черновато-бурая. Брюшко толстое, с широкими желтыми и узкими черными поперечными полосами и с синеватой продольной спинной полосой. Зимуют куколки в почве. Гусеницы питаются на различных растениях ( картофель, баклажан, жасмин и др.), бабочки кормятся соком деревьев, привлекаемые запахом меда, иногда забираются в ульи пчел. Бабочки, гусеницы и куколки могут издавать звуки. В Краснодарском крае – степная и предгорная зоны. Обитает на полях культурных и сорных растений. БРАЖНИК "МЕРТВАЯ ГОЛОВА"

Слайд 10

Тело серое, густо покрытое пепельно-серыми или чуть голубоватыми волосками. Надкрылья. Рисунок очень изменчив.. Жук развивается в основном в древесине бука, дуба, ивы. Лёт начинается в июне – сентябре, в солнечную погоду. Личинки выгрызают ходы в древесине. Окукливание происходит в мае-июне. В Краснодарском крае отмечен в лесах предгорной и горной зон не выше 1500 метров над уровнем моря, в Гуамском ущелье. На Северном Кавказе (Ростовская область, Ставропольский край). Обитает в старых буковых лесах, где имеются сильно ослабленные, засыхающие, поврежденные деревья. УСАЧ АЛЬПИЙСКИЙ

Слайд 11

АФАЛИНА Афалина – живет до 25 лет небольшими группами. Питается донными рыбами. За пищей может нырять на глубину до 150 метров. Обитает в мелководных зонах Черного моря.

Слайд 12

Многолетнее растение до 30см. высоты Листья узкие, цветки белые. Цветет в феврале. Растет в широколиственных лесах, зарослях кустарников, на опушках. Подснежник – редкий вид. Сбор цветов в целях продажи запрещен. ПОДСНЕЖНИК

Слайд 13

Валериана лекарственная. Многолетнее травянистое растение. Корневища и корни обладают сильным запахом. Цветки мелкие, душистые. Цветет в мае-августе. Размножается семенами. Растет на лесных полянах и опушках. Встречается редко. Необходимо взять под охрану все места обитания растения. ВАЛЕРИАНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ

Слайд 14

Сосна пицундская. Вечнозеленое хвойное дерево до 25 м высоты, хвоя – светло-зеленая до 10-15см длины. Очень светолюбивое и засухоустойчивое дерево. Цветет в марте-мае. Распространено по прибрежным склонам, вид находится под угрозой исчезновения . СОСНА ПИЦУНДСКАЯ